Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГ ГОРОДА / МАРКЕТИНГ РЕГИОНА / TOURISM CLUSTER / THE MODEL OF THE TOURIST FLOW / TERRITORIAL MARKETING / CITY MARKETING / REGION MARKETING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тютюшева Анна Геннадьевна

Из всех предусмотренных законодательством форм участия населения в решении вопросов местного значения наиболее перспективной для реализации гражданских инициатив и управления проблемами местного сообщества является территориальное общественное самоуправление. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия власти и населения при реализации этой формы самоорганизации граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial Self-government As a Social Resource of the Local Authority Effective Activity

Territorial self-government is the most promising form of citizens’ participation in realization of civic initiatives and problem management of local community. The article considers the matters of interaction between authorities and citizens during the realization process of citizens’ self-organization.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Материалы Всероссийской конференции «Территориальное общественное самоуправление - социально-гражданский потенциал местного самоуправления» (Сургутский государственный университет, 13 марта 2015 года)

УДК 342.25

Алешкова Н.П.

Aleshkova N.P.

Территориальное общественное самоуправление как социальный ресурс эффективной деятельности органов местного самоуправления

Territorial Self-government As a Social Resource of the Local Authority Effective Activity

Из всех предусмотренных законодательством форм участия населения в решении вопросов местного значения наиболее перспективной для реализации гражданских инициатив и управления проблемами местного сообщества является территориальное общественное самоуправление. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия власти и населения при реализации этой формы самоорганизации граждан.

Territorial self-government is the most promising form of citizens' participation in realization of civic initiatives and problem management of local community. The article considers the matters of interaction between authorities and citizens during the realization process of citizens' self-organization.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, передача полномочий, органы местного самоуправления, гражданское общество, общественное управление территорией.

Key words: territorial self-government, authority delegation, local authority, civil society, public territory management.

На состоявшейся в декабре прошлого года научно-практической конференции, посвященной вопросам территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров подчеркнул, что «территориальное общественное самоуправление является важнейшим элементом системы местного самоуправления, способным обеспечить необходимую связь общества и власти, без которой нам будет сложно преодолеть еще существующее во многих местах недоверие к власти и даже отчуждение власти от общества».

В условиях существования ограниченных бюджетных ресурсов муниципальных образований и необходимости вовлечения населения в процессы принятия решений по управлению территорией возникает объективная потребность в усилении роли новых субъектов, способных внести реальный и ощутимый вклад в решение муниципальных проблем. Ближе всего к этим задачам находится деятельность добровольных объединений граждан по месту жительства, функционирующих в системе ТОС.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. [1] (далее -ФЗ № 131), ТОС является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения, выступая самоорганизацией граждан по месту их жительства для самостоятельного осуществления собственных инициатив под свою ответственность.

67

При этом сфера деятельности ТОС четко не определена. В ФЗ № 131 есть только упоминание о праве осуществления органами ТОС хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории. Однако, как из анализа правовых норм, так и правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что сфера деятельности ТОС гораздо шире и объемнее, поскольку непосредственно связана с вопросами местного значения. Так, по смыслу норм ФЗ № 131 ограничения касаются только тех, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления. Например, вопросы исключительного ведения представительных органов муниципального образования или те, которые вправе решать только исполнительные органы местного самоуправления.

Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению, но способны решать вопросы местного значения и представлять население, участвующее в общественном самоуправлении в органах государственной и муниципальной власти. ТОС является посредником между населением и органами власти, а также выступает в качестве одного из наиболее эффективных элементов гражданского общества и механизмов самоорганизации населения на отдельной территории.

Именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения позволяет вовлекать большее число жителей соответствующей территории в решение местных вопросов и проблем, формируя тем самым у граждан чувство сопричастности к принимаемым решениям, ответственности за общественные дела, хозяйского подхода к территории проживания.

Но несмотря на почти 20-летнее развитие ТОС в Российской Федерации проблемы организации и функционирования общественного самоуправления на государственном уровне слабо обобщены, а комментарии к существующему законодательству практически полностью отсутствуют. Это мешает гражданам успешно реализовать право на ТОС. По замыслу законодателя всю нормативно-правовую базу формируют органы местного самоуправления. Таким образом, в силу объективных и субъективных причин, говорить о повсеместном развитии ТОС не приходится. Наиболее успешное становление этой уникальной формы участия населения в вопросах местного значения происходит там, где есть заинтересованность власти в высокой самоорганизации населения, его способности самостоятельно разрешать повседневные местные проблемы.

В г. Сургуте первое ТОС появилось в августе 1997 года. Основные направления деятельности общественников были направлены на разрешение существующих проблем территорий, а именно: проблем с благоустройством микрорайонов, качественным водоснабжением, парковкой автомобилей, недостаточностью досуговых учреждений для детей, отсутствием рабочих мест участковых инспекторов милиции на территориях; на окраинах города -трудностей с телефонизацией, обеспечением транспортом общего пользования и т.д.

В настоящее время в Сургуте действует 30 ТОС. Органы ТОС осуществляют следующие полномочия в соответствии с их уставами:

- представляют интересы населения, проживающего на территории ТОС, в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях;

- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- осуществляют хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории ТОС, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и администрацией города Сургута с использованием средств местного бюджета;

- вносят в органы местного самоуправления г. Сургута проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

- участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам застройки и планирования территории микрорайона, иным важным для жителей вопросам, а также выдвигают собственные инициативы проведения публичных слушаний;

- участвуют в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории, и представляют проекты планов и программ развития территории ТОС (по согласованию с данными органами);

- участвуют в мероприятиях по выполнению социально значимых для городского округа работ в установленном порядке;

- оказывают содействие органам местного самоуправления при проведении выборов и референдумов в соответствии с действующим законодательством;

- вносят предложения по улучшению или изменению режима работы организаций, обслуживающих население, в том числе организаций жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, культурно-развлекательных организаций;

- вносят предложения по использованию свободных земельных участков, в том числе по выделению земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, места отдыха, строительства на территории ТОС предприятий торговли, общественного питания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений;

- создают условия для занятий физической культурой, спортом, искусством, деятельностью, связанной с укреплением здоровья населения, духовно-нравственным развитием личности;

- содействуют в организации клубов по интересам, центров досуга, мест отдыха, физ-культурно-спортивных комплексов и сооружений;

- создают и участвуют в создании сайтов, блогов, сообществ в сети Интернет по вопросам ТОС, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ;

- изучают общественное мнение по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, иным значимым для населения вопросам, доводят полученную информацию до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных лиц;

- осуществляют работу с гражданами, проживающими на территории ТОС и нуждающимися в поддержке (помощи) в целях удовлетворения их социально-бытовых потребностей;

- проводят благотворительные акции в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории ТОС;

- осуществляют информационно-разъяснительную работу по вопросам деятельности ТОС и иным социально-значимым вопросам;

- проводят лекции, семинары, выставки, культурные, спортивные, праздничные и другие мероприятий в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории ТОС;

- размещают рекламу, в том числе с использованием общедомового имущества многоквартирных домов, по решению общего собрания собственников таких домов, в соответствии с законодательством;

- утверждают планы благоустройства и развития соответствующей территории, финансируемые за счет средств ТОС (в соответствии с основными направлениями деятельности территориального общественного самоуправления);

- принимают решения по финансированию отдельных социально-значимых программ (проектов) в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов ТОС;

- оформляют документы на участие ТОС в конкурсах социальных проектов (грантов);

- привлекают на добровольной основе физических и юридических лиц, способных оказать финансовую, материальную, интеллектуальную и организационную помощь для достижения целей ТОС, а также средства граждан и организаций для развития ТОС и реализации его проектов;

- информируют население о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС;

- вносят в органы местного самоуправления предложения о наименовании и переименовании улиц и площадей на территории ТОС;

- вносят в органы местного самоуправления предложения по организации рынков и ярмарок на территории ТОС;

- определяют штаты и условия оплаты труда работников органа ТОС в соответствии со сметой, утвержденной собранием (конференцией) граждан;

- по решению конференции граждан осуществляют иные полномочия, направленные на осуществление собственных инициатив граждан по вопросам местного значения, не противоречащие законодательству и муниципальным правовым актам.

Рассматривая потребность в деятельности ТОС со стороны органов власти Сургута, необходимо отметить, что она базируется на программно-целевом подходе. Начало системной работы с ТОС в новом формате отношений положила долгосрочная целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте в 2012-2014 годах» [2].

Учитывая то, что на уровне ТОС имеется возможность учесть значительно большее количество проблем, в том числе конкретных жителей, чем на уровне целого города, в Сургуте созданы условия для более рационального использования ресурсов конкретной территории. Так, например, из средств местного бюджета на основании решения Координационного совета по вопросам развития ТОС территориальным общественным самоуправлениям города выделяются денежные средства в виде субсидий на разработку и реализацию следующих проектов:

- способствующих привлечению общественности к содержанию придомовых территорий;

- способствующих повышению активности населения путем поддержки проектов, направленных на реализацию гражданских инициатив;

- в области организации досуга детей и подростков по месту жительства;

- в области организации досуга граждан пожилого возраста по месту жительства.

Среди прочих эффектов перехода ТОС на субсидирование необходимо отметить следующее:

- повышение уровня прозрачности работы органов ТОС и усиление мотивации председателей к регулярному взаимодействию с жителями за счет возросшей роли конференции жителей при утверждении смет расходов;

- повышение активности населения в создании советов многоквартирных домов (далее - МКД). Для сравнения: в 2012 г. усилиями ТОС создано 10 советов МКД, в 2013 г. - 38, в 2014 г. - 64.

Согласно результатам социологических исследований, позитивные оценки жителями города даны многим мероприятиям, проводимым ТОС по месту жительства, особенно, связанным с проведением праздников, организацией досуга молодежи и пожилых людей. При этом горожане считают, что для ТОС в микрорайонах есть большое поле работы по вопросам социально-экономического развития территории.

В связи с этим в нынешнем году в социально-значимых проектах ТОС появились такие направления, как создание площадки для выгула собак, установка нескольких спортивных площадок на территориях ТОС. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос привлечения ТОС к установке пандусов для маломобильных групп населения в подъездах многоквартирных домов.

С целью комплексной поддержки ТОС в г. Сургуте, с учетом положительного опыта других муниципальных образований, администрацией города в 2007 г. было принято решение о создании муниципального учреждения «Наш город». Предметом деятельности учреждения является организация комплексной работы с населением по месту жительства с целью поддержки общественных инициатив, повышения активности и самоорганизации граждан в решении вопросов местного значения. Для всех ТОС на основании соглашений о сотрудничестве предоставлены в пользование муниципальные (или специально арендуемые) помеще-

ния Пунктов по работе с населением, закрепленные за этим учреждением. Для руководителей и активистов общественного самоуправления регулярно проводится ряд обучающих семинаров по наиболее актуальным для них темам, осуществляется информационная и методическая поддержка деятельности ТОС (от консультирования по вопросам создания ТОС, подготовки и регистрации устава до оформления заявок на получение субсидий из местного бюджета для реализации социально-значимых гражданских инициатив).

Однако представителями ТОС неоднократно поднимались вопросы, связанные с необходимостью передачи части полномочий органов местного самоуправления на общественный самоуправленческий уровень и закреплением такой возможности в законодательстве.

К наиболее обсуждаемым полномочиям относятся следующие:

- решение вопросов отвода земельных участков и выдача разрешений на установку временных сооружений (гаражей, киосков) при обязательном согласовании с соответствующими службами администрации (на правах члена комиссии);

- заключение договоров на право установки временных сооружений с физическими и юридическими лицами;

- предоставление на рассмотрение администрации обоснованных предложений о приостановке строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и строительных норм на территории микрорайона;

- принятие решений в соответствии с действующим законодательством о наложении штрафов; составление актов, протоколов и предписаний на должностных лиц и граждан за нарушение законов РФ и субъектов РФ, а также решений органов местного самоуправления;

- участие в приемке (на правах члена комиссии) объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов благоустройства после капитального и текущего ремонта;

- содействие созданию в границах ТОС предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения;

- организация контроля за качеством выполненных работ и услуг, оказываемых населению коммунальными службами;

- организация дополнительных рабочих мест за счет своих и привлеченных источников финансирования с целью обеспечения занятости населения и др.

Передача полномочий является цивилизованной формой взаимодействия органов местного самоуправления и ТОС как субъектов, влияющих на социально-экономическое развитие поселений. Однако это возможно только при наделении органов ТОС правами субъекта финансовых отношений; создании условий для реального образования у данных органов финансовых ресурсов (в том числе за счет роста доверия и активности населения).

Простое перераспределение бюджетных средств, сопровождающее передачу полномочий, проблемы не решит. ТОСы попросту станут филиалами местных органов власти.

Эффективное функционирование ТОС как специфичной социально-территориальной системы и общественного института имеет огромный потенциал роста, вовлечения населения в систему самоуправления, стимулирования социальной активности граждан, формирования их активной гражданской позиции, воспитания подрастающего поколения, способности самым рациональным способом решать местные задачи. Поэтому ТОС может и должно стать мощным фактором стабилизации социально-экономической ситуации в стране, становления гражданского общества. Развитие ТОС, представляющее собой субъективное право граждан на участие в осуществлении публичной власти на местном уровне, объективно отвечает интересам местного самоуправления и должно способствовать его укреплению и совершенствованию.

Литература

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон № 131-Ф3 от 6 окт. 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

2. Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте в 2012-2014 годах : постанов. адм. г. Сургута № 6754 от 07 окт. 2011 г. URL: http://docs. pravo.ru/document/view/21466278/34148004/ (дата обращения: 06.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.