^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.5..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fedstat.ru/ indicatoгs/staгt.do
2. Карх, Д.А. Социальная и экономическая эффективность услуг розничной торговли [Текст]: [моногр.] / Д.А. Карх. — Екатеринбург: АМБ, 2010. — 304 с.
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. (в ред. Федер. закона № 369-ФЗ от 23.12.2010 г.). — Режим доступа: http://p.minprom. gov.ru:4848/webretail/#p=9E5JIZE57XX5BBT1&r= 10000&di=285320
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ № 120 от 30.01.2010 г. // Российская газета. Федер. вып. № 5100. — 2010. — 3 февр. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html
5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: ОКВЭД, ОК 029-2007, КДЕС, ред. 1.1. Введ. приказом Ростехрегулиро-вания № 329-ст. от 22.11.2007 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://оквэд.рф/
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
7. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011—2015 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс] : Приказ Минпром-торга России № 422 от 31.03.2011 г. — Режим доступа: http://www.minpromtorg. gov.ru/docs/mpt/ orders/585
8. Фомина, А.В. Социально-экономическая эффективность услуг розничной торговли [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.В. Фомина. — Самара, 2009. — 20 с.
9. База данных Европейской комиссии Eurostat [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ statistics/search_database
УДК 338
А.Е. Чертов, С.Н. Крафт
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Неразвитость гражданской инициативы и дефицит гражданского участия наблюдаются сегодня во всех отраслях экономики, не исключение и жилищно-коммунальное хозяйство, которое является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей национальной экономики.
Право граждан регламентировать значительную часть общественных дел и управлять ею — составная часть демократических принципов и может быть осуществлено ими в рамках закона, под свою ответственность и непосредственно через органы местного самоуправления [7]. Так, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1].
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЭ регламентируется ряд форм непосредственного осуществления гражданами своей власти [3]. Так одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Законодательную основу института территориального общественного самоуправления,
кроме того, составляют следующие нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3];
3) Федеральный закон «Об общественных объединениях» [4];
4) Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [5];
5) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления).
Так, в соответствии с [3] территориальное общественное самоуправление — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив относительно вопросов местного значения.
Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что основными принципами осуществления ТОС должны быть принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС. При этом принцип самостоятельности предполагает самостоятельное определение жителями системы и структуры органов ТОС; свободу действий при осуществлении собственных инициатив по любому вопросу местного значения (который не исключен из компетенции органов ТОС и не отнесен к компетенции иных органов); финансово-экономическую самостоятельность органов ТОС, которые вправе формировать и исполнять собственный бюджет.
Принцип ответственности означает возможность наступления неблагоприятных последствий в случаях принятия органами ТОС противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления ими своих полномочий и т. п. Ответственность органов ТОС может наступить как перед жителями (в случае утраты доверия), так и перед органами местного самоуправления, а также перед органами государственной власти (в случае нарушения законодательства).
Территориальное общественное самоуправление происходит через проведение собраний, конференций, а также, по средствам, через создание органов ТОС.
В Федеральном законе определены следующие виды территорий, на которых возможно осуществление населением территориального общественного самоуправления: — подъезд многоквартирного жилого дома;
— многоквартирный жилой дом;
— группа жилых домов;
— жилой микрорайон;
— сельский населенный пункт (не поселение);
— иные территории проживания граждан.
Органы ТОС призваны:
— представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
— обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
— могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
— вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Одна из основных трудностей развития гражданского общества в России — отсутствие исторического опыта, обусловленное длительным периодом опеки государства в различные исторические периоды, отсутствие у граждан опыта частной инициативы и предприимчивости. Предпосылки гражданского общества формируются и развиваются как механизмы самоуправления при самоорганизации населения для решения насущных проблем, связанных с жизнедеятельностью человека.
С ведением Жилищного кодекса РФ утратили силу все законы и иные правовые акты, ранее регулирующие жилищные правоотношения. Кодекс содержит новую концепцию жилищного законодательства, по-новому формулирует права и обязанности граждан, определяет новую систему взаимоотношений в жилищной сфере. И главное — Жилищный кодекс РФ вводит понятие «управление многоквартирным домом» в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, где употреблялось понятие «управление жилищным фондом», что свидетельствует об изменении объекта управления жильем [2].
Таким образом, Жилищный кодекс РФ является первым правовым актом, в котором сформирован единый комплекс законодательных основ развития управления в жилищной сфере. При этом Жилищный кодекс РФ исходит из необходимости участия самих собственников в организации процесса управления многоквартирным домом.
Управление многоквартирными домами, создание ТСЖ и управляющих организаций, т. е. поддержка собственников квартир, — ключевой момент Жилищного кодекса, отражающий в целом жилищную политику России [5].
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно:
— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
— управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
— управление управляющей организацией [2].
Управление многоквартирным домом независимо от выбранного собственниками жилья способа управления должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в своем жилище, надлежащее содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление гражданам качественных коммунальных услуг, о беспечивающих санитарно - эпидемиологическое благополучие человека.
В целях привлечения граждан к процессу управления многоквартирным домом и осуществления контроля за качеством предоставления коммунальных услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников жилья. Следует отметить, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в течение календарного года не примут решение
об избрании совета многоквартирного дома, то принятие данного решение возлагается на органы местного самоуправления.
Жилищный кодекс РФ наделяет совет многоквартирного дома достаточно широким кругом полномочий, способствующих эффективному осуществлению контроля за обеспечением сохранности и надлежащим содержанием общего имущества многоквартирного дома, предоставлением качественных коммунальных услуг потребителям [2].
Внедрение института совета многоквартирного дома, на наш взгляд, позволит достичь положительных результатов реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства России, в частности, жилищной сферы, в том случае, если создаваемые советы будут созданы по инициативе и непосредственно собственниками жилья, которые в последующем должны будут входить в ТОС как особую форму участия граждан в жилищных правоотношениях. Такая форма самоуправления является не только объединением граждан для достижения общих целей, но и формой непосредственной реализации населением своей власти, способной оказывать влияние на жилищно-коммунальную политику территории муниципального образования через непосредственное участие в решении следующих вопросов:
— планирование и осуществление контроля за реализацией, программ капитального ремонта жилищного фонда на территории муниципального образования;
— осуществление контроля за деятельностью организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по управлению, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания граждан;
— осуществление контроля за качеством предоставления коммунальных услуг гражданам;
— планирование и осуществление контроля за проведением работ по благоустройству дворовых территорий, санитарной очистке территорий;
— решение различных вопросов местного значения на территории муниципального образования;
— обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интегрирование советов многоквартирных домов, созданных собственниками жилья, в территориальное общественное самоуправление — это предпосылка для образования современного института гражданского общества, законодательно наделенного полномочиями по осуществлению общественного контроля граждан в сфере обеспечения качественными жилищными и коммунальными услугами.
Необходимость в информационной открытости деятельности названных субъектов обусловлена крайне низкой информированностью населения. Так, по результатам проведенного мониторинга Тюменской области информированность населения о действиях органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального обслуживания со-
ставляет в ХМАО — 12 %, в ЯНАО — 21 %, в южной части Тюменской области — 4 % [8, с. 256]. Эти данные свидетельствует не только о низкой информированности населения, но, как следствие, и о низком уровне гражданской инициативы.
Подводя итоги, отметим, что реформирование системы территориального общественного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства еще далеко от своего завершения, необходимо приведение законов субъектов Российской Федерации, местных нормативных актов и уставов ТОС в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], хотя также необходимо и изменение отношения самого населения к участию в территориальном общественном самоуправление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ [Текст].
2. Жилищный кодекс РФ [Текст].
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в ред.) [Текст] : Федер. закон РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
4. Об общественных объединениях (в ред.) [Текст] : Федер. закон № 82 от 19.05.1995 г.
5. О некоммерческих организациях» (в ред.) [Текст] : Федер. закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.
6. Демин, А.В. Управление региональной экономикой жилищно-коммунального комплекса [Текст] : [науч. издание] / А.В. Демин. — М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2009. — С. 184.
7. Каменева, Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому... [Текст] / Е.А. Каменева. — Ростов н/Д, 2006. — С. 142.
8. Социокультурный портрет Тюменской области [Текст]. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2011. — С. 256.