Научная статья на тему 'Общественная самоорганизация населения как одна из форм гражданского общества'

Общественная самоорганизация населения как одна из форм гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2449
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНИЦИАТИВА НАРОДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ НАСЕЛЕНИЯ / ВЛАСТНЫЙ ИНСТИТУТ / GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / DEMOCRATIC SOCIETY / RULE OF LAW / INITIATIVE OF PEOPLE / TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL GOVERNMENT / CITIZENS / HOMEOWNERS / MEMBERS OF THE PUBLIC / GOVERNMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Титова Мария Иосифовна

Рассматриваются основные формы общественной самоорганизации граждан, а именно территориальное общественное самоуправление и товарищество собственников жилья, а также права и полномочия ТОС и ТСЖ, их сущность и непосредственная взаимосвязь с решением одной из важнейших задач современной политики формирования гражданского общества. ТОС это пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим, и без которого ни одна власть существовать не может. Указываются различия между ТОС и ТСЖ, которые являются неотъемлемыми элементами системы местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Титова Мария Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Self-Organization of the Population as a Form of Civil Society

The basic form of social self-organization, namely, territorial self-government and housing associations are discussed, namely the rights and powers of CBT and condominiums, their nature and direct relationship with a solution of one of the major problems of modern politics the formation of a civil society. CBT is the border between the public and powerful institutions, which is required in every state, and without which no power can exist. The differences between CBT and condominiums, which are integral parts of the system of local government, are pointed out in the article

Текст научной работы на тему «Общественная самоорганизация населения как одна из форм гражданского общества»

Политические науки

УДК 32.019.5

Бейдина Татьяна Евгеньевна Tatyana Beydina

Титова Мария Иосифовна Mariya Titova

ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

SOCIAL SELF-ORGANIZATION OF THE POPULATION AS A FORM OF СШЬ SOCIETY

Рассматриваются основные формы общественной самоорганизации граждан, а именно территориальное общественное самоуправление и товарищество собственников жилья, а также права и полномочия ТОС и ТСЖ, их сущность и непосредственная взаимосвязь с решением одной из важнейших задач современной политики — формирования гражданского общества. ТОС — это пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим, и без которого ни одна власть существовать не может. Указываются различия между ТОС и ТСЖ, которые являются неотъемлемыми элементами системы местного самоуправления

Ключевые слова: государство, гражданин, гражданское общество, демократическое общество, правовое государство, инициатива народа, территориальное общественное самоуправление и товарищество собственников жилья, местное самоуправление, интересы населения, властный институт

The basic form of social self-organization, namely, territorial self-government and housing associations are discussed, namely the rights and powers of CBT and condominiums, their nature and direct relationship with a solution of one of the major problems of modern politics — the formation of a civil society. CBT is the border between the public and powerful institutions, which is required in every state, and without which no power can exist. The differences between CBT and condominiums, which are integral parts of the system of local government, are pointed out in the article

Key words: government, citizens, civil society, democratic society, rule of law, initiative of people, territorial self-government,homeowners, local government, members of the public, government institutions

Гражданское общество — основа развития демократии в Российской Федерации. Гражданское общество объясняет свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия

для реализации прав и свобод человека и гражданина. В этом заключается один из важнейших признаков гражданского общества: разделение прав человека и прав гражданина [7].

Под правами человека понимают естественные права, которые не зависят от воли государства: право на жизнь, свободу, счастье, собственность, человеческое достоинство и т.п.

Под правами гражданина понимаются политические и социально-экономические права, которые исходят от государства. Таким образом, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — государством.

Гражданское общество представляет собой демократическое общество, правовое государство, в котором высшей ценностью провозглашаются права и свободы личности, обеспечиваемые и защищаемые этим государством. Одной из важнейших задач современной политики является формирование гражданского общества. Политика — это не только усилия со стороны государства (принятие тех или иных мер), но и встречное, притом адекватное отношение к ним со стороны людей [6].

Человек — существо общественное и невозможно представить его существование вне общества, без взаимодействия с другими людьми. Общество предшествовало возникновению государства, которое является продуктом общественного развития. С возникновением государства начинается его сложный процесс взаимодействия с обществом.

Представления о гражданском обществе связаны с именами Аристотеля, Цицерона. Цицерон говорил о правовом равенстве людей: «Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех» [10]. Гражданские институты не учреждаются государством, они возникают по инициативе народа, направлены на решение задач самоуправления, призваны снять с государства те задачи, выполнить которые оно не в состоянии. Одним из таких институтов является территориальное общественное самоуправление и товарищество собственников жилья.

Итак, ТО С — это территориальное общественное самоуправление; одна из форм участия населения в осуществлении

местного самоуправления, это общественные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий. Это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением.

А как же происходит самоуправление населения? «Территориальное общественное самоуправление осуществляется... посредством проведения собраний и конференций граждан». Где может осуществляться территориальное общественное самоуправление? — «.подъезд многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон» [1]. Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся одной из форм участия населения в местном самоуправлении, следует рассматривать как неотъемлемый элемент системы местного самоуправления [8].

Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение и право на нормотворческую инициативу [3]. Право на нормотворчес-кую инициативу населения следует понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования. Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. Это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим, и без которого ни одна власть существовать не может [5]. Поскольку это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, — это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений. Сущность ТОС, ни способ формирования этих орга-

нов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации [4]. Создание органов территориального общественного самоуправления не является обязательным, т.к. граждане могут все вопросы ТОС решать на собраниях. Особенно это касается ТОС, образуемых на небольших территориях (подъездах домов, многоквартирных домах, сельских населенных пунктах с небольшой численностью населения ). Поэтому при небольшой численности жителей, проживающих на территории ТОС, вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления ( старосты, старшие по подъезду (дому) и т.п.).

«Органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов» [1].

«Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления. Органы ТОС:

1) представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

2) организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории ( улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

3) содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

4) участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

5) выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

6) осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

7) принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят итоги;

8) выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

9) кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

10) участвуют в охране общественного порядка;

11) принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

12) взаимодействуют в своей работе с общественными организациями;

13) информируют население о своей работе;

14) рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения».

Финансовые ресурсы органов ТО С состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной статьей. Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТО С осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля. В собственности органов ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения — детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, в том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового акта. Организация территориального общественного самоуправления является очень актуальным, ведь имеет большое будущее, т. к. способствует общественной инициативе граждан, обеспечивающих решение вопросов местного значения.

Другой формой общественной самоорганизации граждан является товарищество собственников жилья. «Товарищество собственников жилья — некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления недвижимым иму-

ществом, обеспечения его эксплуатации, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме» [2]. Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников жилья большинством голосов ( более 50 %). Товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Имеет печать, расчетный и иные счета в банке. Возможность ведения хозяйственной деятельности — одно из главных преимуществ ТСЖ. С введением в действие нового Жилищного кодекса несколько изменился правовой статус ТСЖ. Но главное изменение — расширились возможности ТСЖ по решению текущих жилищных проблем. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ, в котором состоят собственники нескольких многоквартирных домов с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

Права и обязанности ТСЖ:

1) ТСЖ вправе заключать договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;

5) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;

6) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

К обязанностям ТСЖ относится обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, выполнение всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества, соблюдение их прав и законных интересов при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. ТСЖ должно также принимать меры по предотвращению или прекращению действий третьих лиц, затрудняющих реализацию имущественных прав собственников помещений в отношении общего имущества, а также представлять законные интересы собственников помещений в отношении с третьими лицами.

Однако не следует путать ТОС и ТСЖ. Товарищества собственников жилья создавались для совместного управления жилым фондом и решения его внутренних коммунальных проблем. Территориальное общественное самоуправление не отменяет и не заменяет ТСЖ, поскольку выполняет более

Литература_

1. ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 27.

2. Жилищный кодекс РФ от 10.01.2012 г. ст.

135.

3. Галкин А.А. Индивид, общество, и структуры власти // Размышления о политике и политической науке. М.: ИСП РАН. 2004. С. 48.

4. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 2000. С. 67.

широкие функции, описанные федеральным законом № 131: благоустройство придомовых территорий, уличное освещение, водоснабжение, охрана общественного порядка и т.д. ТОС позволяет более грамотно формировать городской бюджет и расходовать его, исходя из действительных потребностей жителей конкретных территорий города [9].

Известно, что сами жители лучше всех знают проблемы своих территорий. А чтобы у них появились реальные рычаги воздействия на власть в деле решения этих проблем, нужно грамотно сформировать новые структуры территориальных общественных самоуправлений. Создав на своей территории ТОС, жители сами смогут влиять на решение конкретных задач по благоустройству своих придомовых территорий и контролировать работу властей в этом направлении.

Таким образом, в создании и функционировании структур ТОС и ТСЖ существует возможность заложить в России фундамент гражданского общества — массовую, востребованную самой жизнью, форму участия граждан в решении своих проблем. При цивилизованном правовом развитии этих структур граждане становятся менее зависимыми от государства, но за развитие этих структур гражданам придется бороться и одновременно учиться управлению гражданскими структурами.

_References

1. Federal Law № 131 dated 06.10.2003 «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» Art. 27. [FZ № 131 ot 06.10.2003 g. «Ob obschih printsipah organizatsii mestnogo samo-upravleniya v RF» st. 27].

2. Housing Code of the Russian Federation of 10.01.2012 Art. 135. [Zhilischnyj kodeks RF ot 10.01.2012 g. st. 135].

3. Galkin A.A. Razmyshleniya o politike i politicheskoj nauke (Time-of thinking about politics and political science). Moscow: ISP RAN. 2004. P 48.

4. Zamotaev A.A. Mestnoe samoupravlenie: os-novnye ponyatiya i terminy [Local government: basic concepts and terminology]. Moscow, 2000. P. 67.

5. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. С. 46.

6. Новикова А.В. Политика развития Забайкальского края на 2010-2020 гг.: политическая инс-титуализация в системе социального управления // Вестник Забайкальского государственного университета (Вестник ЗабГУ). № 01 (92). Чита: ЗабГУ, 2013. 170 с.

7. Проблемы гражданского общества и правового государства: сб. ст. и материалов / автор сост. Б.Д. Семашкин. Чита: ЗабГГПУ, Вып. 14. 2010. С 60.

8. Сиддиков Р.И. Территориальное общественное самоуправление // Человек и политика. 2001. № 8. 35 с.

9. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управление // Полис. 2001. № 3. С. 108.

10. Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 24.

Коротко об авторах_

Бейдина Т.Е., д-р полит. наук, профессор, зав. каф. «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия beydina@inbox.ru

Научные интересы: региональная политика, проблемы безопасности субъекта РФ — Забайкальского края

Титова М. И., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия krasota-masha@mai.ru

Научные интересы: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, политические процессы и институты

5. Ignatov V.G., Rudoj V.V. Mestnoe samou-pravlenie [Local self-government]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2001. P. 46.

6. Novikova A.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University), 2013, no. 01 (92). Chita: ZabGU, 170 p.

7. Problems of civil society and the rule of law: Collection of articles and materials [Problemy grazh-danskogo obshhestva i pravovogo gosudarstva: sb. st. i materialov]. Avtor sost. B.D. Semashkin. Chita: Zab-GGPU, Issue. 14. 2010. P. 60.

8. Siddikov R.I. Chelovek i politika (Man and politics), 2001, no 8. P. 35.

9. Smorgunov L.V. Polis (Polis), 2001, no. 3. P.

108.

10. Tsitseron. Dialogi [Dialogues]. Moscow, 1966. P.24.

_Briefly about the authors

T. Bey dina, Doctor of Political Sciences, professor, head of «State Municipal Management and Politics» department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: regional policy, problems of security of the subject of the Russian Federation — the Transbaikal Territory

M. Titova, graduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: local government, territorial self-government, political processes and institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.