Научная статья на тему 'ТОС как форма местного самоуправления: методы повышения гражданской активности (политологический аспект)'

ТОС как форма местного самоуправления: методы повышения гражданской активности (политологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шегаев Илья Сергеевич

В статье рассматривается ТОС как форма местного самоуправления. Обозначены проблемы ТОС, предлагаются варианты их решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОС как форма местного самоуправления: методы повышения гражданской активности (политологический аспект)»

УДК 371

Шегаев Илья Сергеевич

аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета Ishe gaev@ gmail .com ShegayevIlyaSergeyevich

graduate student of chair of political science and right Moscow state regional university [email protected]

ТОС КАК ФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ (ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT AS A FORM OF LOCAL GOVERNMENT: METHODS TO INCREASE CIVIC ENGAGEMENT

(POLITICAL ASPECT)

Аннотация: В статье рассматривается ТОС как форма местного самоуправления. ОбозначеныпроблемыТОС, предлагаютсявариантыихрешений.

Abstract: The article is devoted to the territorial self-government as a form of local government. There are problems of territorial self-government, offered options for their solutions.

Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, демократия, гражданская активность.

Key words: local government, territorial self-government, democracy, civic engagement.

Наличие де-факто системы местного самоуправления (далее МСУ) -является основой демократического общества, а перечень осуществляемых ей направлений и спектр имеющихся полномочий прямым образом способствует достижению развитого в социально-правовом смысле государства.

Муниципальная ветвь едва ли не единственная форма власти, которая отражает реально существующие потребности местного сообщества и позволяет точечно их реализовывать, учитывая при этом специфику того субъекта, на территории которого располагается и в отношении которого действует [Борисевич].

Одной из основных проблем, стоящих на пути развития «демократического проводника» [2, С. 51-53] является социокультурная и правовая проблемы, выраженные в политическом абсентеизме граждан, а также их правовом нигилизме. Статистические данные свидетельствуют о непонимании смысла и цели самоуправления абсолютным большинством населения [3]. Данная проблема объясняется парадоксом, сопровождающим всю историю российского государства. Он заключается в постоянной череде двух процессов: централизации и децентрализации власти в стране [7, С. 7]. На

разных исторических этапах вопросам МСУ уделялось разное количество внимания: с усилением авторитарных тенденций «гайки были закручены», а с ослаблением контроля - напротив.

В результате институт самоуправления, по большей части, превратился в низовое звено государственной вертикали, несмотря на положения, прописанные в соответствующих нормативно-правовых актах [5;С. 10].

Кроме того, у российского общества не выработалось, как уже было сказано выше, понимания роли и места МСУ в политической системе государства, а потому и не сформировалось четкого и последовательного к нему отношения.

Несмотря на локальный характер, запуск работы механизма двухуровневой модели МСУ (Совет депутатов и муниципалитет) достаточно сложен, поскольку объединяет тысячи, а иногда и сотни тысяч граждан, большая часть которых, к сожалению, не интересуется возможностями самоуправления [3].

Однако, по нашему мнению, решение проблемы возможно найти, делая ставку на широкий категориальный аппарат, которым располагает институт. Самоуправление в России может реализовываться по средствам таких инициативных объединений как Совет депутатов муниципального собрания, товарищество собственников жилья (ТСЖ), территориальное общественное самоуправление (ТОС), казаческая вольница [9, С. 68-71].

В данном случае, имеет смысл рассмотреть ТОС как вариант реализации самоуправления. Выбор в его пользу объясняется просто: работа в этом направлении не осложняется масштабом, речь идет о малых социальных группах, сориентировать которые значительно проще.

ТОС - «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан» [10].

Особого внимания заслуживает положение закона, в соответствии с которым принимать участие в управлении могут лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Это возможность еще раз подчеркивает демократическую сущность института.

Раскрытию потенциала рассматриваемой формы МСУ должны способствовать направления государственной политики, основанные на определенных позициях.

Первая позиция.

Организация общественно значимой деятельности по решению местных вопросов. Проведение субботников, праздников, конкурсных мероприятий способствует не только работе над конкретными проблемами, но и позволяет создать определенную психологическую атмосферу, являющуюся основой гражданской инициативы. Отношения между участниками общественной

деятельности будут обусловлены двумя факторами: основной деятельностью (формальные составляющая) и межличностными отношениями (неформальная составляющая). Наличие вышеобозначенных типов контактовприводит к синергетическому эффекту в результате, которого связь между членами коллектива становится прочнее [6, С. 64].

Вторая позиция.

Освещение ТОС средствами массовой информации, способствующее информированности местного населения. Безразличие граждан во многом связано с отсутствием должного уровня знаний о способах реализации своих прав и свобод. Новостные и программно-тематические программы, газеты, интернет - все это связующие звенья населения с институтом МСУ.

Третья позиция.

Организация регулярных встреч населения с депутатами муниципальных собраний, членами советов ТОС и сотрудниками исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Стимуляция гражданской активности должна проходить в «живом общении» населения с представителями власти. Эта мера позволит знать друг друга в лицо, к тому же сокращение дистанции способствует лучшему пониманию и большему осведомлению вопроса. Именно при помощи такого общения реализуется принцип «обратной связи», являющийся обязательным элементом принятия решений в демократическом государстве [4, С. 43].

Четвертая позиция.

Наделение ТОС функциями посредников в разрешении конфликтных ситуаций за счет пополнения штата психологами и конфликтологами. Сглаживание возникающих трудностей (вопросы ремонта, благоустройства, финансовые проблемы и др.) между властью и жильцами приводят к росту авторитета выборных органов в частном и гражданской активности в общем.

Пятая позиция.

Вручение денежных премий активной части граждан, выполняющей конкретную работу. В связи с острой нехваткой государственных субвенций [8] бюджеты муниципальных образований слишком малы. Необходимо привлекать иные поступления посредством коммерческих организаций. Именно они способны взять на себя функцию финансового поощрения.

Шестая позиция.

Участие Советов ТОС в составлении бюджета муниципального образования. Местное сообщество начнет активно проявлять гражданскую позицию, когда осознает, что может реально участвовать и влиять на политические процессы.

Седьмая позиция.

Расширение полномочий ТОС по ряду направлений:

- Передача выборным органам ТОС права землеотвода;

- Делегирование органам ТОС права сбора местных налогов;

- Разрешение ТОС любой законной коммерческой деятельности;

- Передача нежилых помещений субъекта в распоряжение ТОС.

Сформулированные позиции помогут, по мнению автора, раскрыть потенциал ТОС как института самоуправления, спровоцировать гражданскую позицию. Однако потребуется некоторое время на то, чтобы граждане почувствовали возможность эффективно влиять на решение ситуации.

Литература

1. Борисевич М.М. Местное самоуправление как стабилизирующий фактор становления и функционирования гражданского общества // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - Серия «Экономика и право». - 2012. - № 5-6. - стр. 2.

2. Бутитова Д.Ц. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества //Власть. - 2009. - № 4.

3. Бюллетень «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации» - 2012 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1244553308453 (дата обращения: 24.03.2013).

4. Горный М. Местное самоуправление и российский транзит // На пути к публичной политике: 10 лет Стратегии. - СПб.: Норма, 2003.

5. Конституция Российской Федерации (с изм. от 09.06.2001) (принята всенародным голосованием 12.12.93).

6. Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. - М.: Знание, 1982.

7. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М, 2009.

8. «Проблемы местного самоуправления» Интернет-журнал [Электронный ресурс].- URL: http://www.samoupravlenie.ru/index.htm. (дата обращения: 01.04.2013)

9. Фалалеев А.В. Местное казачье самоуправление: правовые основы, формы реализации, перспективы (на примере волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 1 (16).

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 октября.

Literature

1 .Borisevich M. M. Local government as a stabilizing factor offormation and functioning of civil society/Modern science: actual problems of the theory and practice. - Economy and Right series. - 2012 .- No. 5-6.-p. 2.

2 .Butitova D. Ts.Local government in system of interaction of the power and society//the Power.- 2009 . - No. 4.

3 . The bulletin "Formation of Local Government in the Russian Federation " -2012 [An electronic resource]//Federal State Statistics Service: [site]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1244553308453 (address date: 24.03.2013).

4 .Gorni M. Local government and the Russian transit/On a way to public policy: 10 years of Strategy. - SPb. : Norm, 2003.

5 . The constitution of the Russian Federation (with amendment of 09.06.2001) (it is accepted by national vote 12.12.93).

6 .Nemov R. S. Psychological conditions and criteria of overall performance of collective.- M: Knowledge, 1982.

7 .Postovoi N. V. Local government: history, theory, practice. - M, 2009.

8 . "Problems of local government" Internet magazine [An electronic resource].- URL: http://www.samoupravlenie.ru/index.htm. (address date: 01.04.2013)

9 .Falaleev A. V. Local Cossack government: legal bases, forms of realization, prospect (on the example of the Volgograd region)//the Messenger of the Volgograd state university. - 2012 .- No. 1 (16).

10 . The federal law of06.10.2003 No. 131-FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation"//the Russian newspaper. - 2003 . - October 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.