Перспективы развития территориального общественного самоуправления...
УДК 316.334.56 ББК 60.546.21
Перспективы развития территориального общественного самоуправления в городах
З.Н. Сергеева
Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)
Prospects of Development Territorial Public Self-Government in the Cities
Z.N. Sergeeva
Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia)
В статье проводится анализ деятельности территориального общественного самоуправления на примере деятельности самоорганизации граждан в городе Новосибирске. Автор статьи на основе данных социологического исследования и других методов анализа выявляет проблемы в деятельности данной некоммерческой организации. На данный момент ТОС не может осуществлять свою деятельность без реальной поддержки мэрии города, общественное самоуправление на сегодняшний день воспринимается горожанами как система, контролирующая систему организации ЖКХ. ТОС не воспринимается как организация, способная обеспечить гражданам возможность распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, контролировать средства, участвовать в патриотическом воспитании молодежи, организовывать досуг граждан, диагностировать проблемы и оперативно реагировать на них.
Выявляются особенности осуществления работы ТОС на основе принципа корпоративной социальной ответственности: бизнес — общество — власть. Предлагаются пути совершенствования территориального общественного самоуправления и определяются возможности участия в данном процессе товарищества собственников жилья.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, корпоративная социальная ответственность, партнерство, гражданская активность, бизнес — общество — власть.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)2.2-53
The article analyzes the activities of territorial self-government on the example of self-organization in Novosibirsk. The author, based on the data of sociological research, and other methods of analysis, identifies problems in the activities of this non-profit organization. At the moment, the territorial self government cannot operate without real support of the city administration, today self government is perceived as the system to control public housing and utilities. Territorial self government is not perceived as the organization capable to provide citizens with the right to dispose of the general property in an apartment house, to control means, to participate in patriotic education of youth, to organize leisure of citizens, to diagnose problems and quickly react to them. The author defines the peculiarities of territorial self government based on the principle of corporate social responsibility: business — society — power. The article offers the ways to improve territorial public self-government and outlines the possibilities for the homeowners to participate in this process.
Keywords: Territorial public self-government, corporate social responsibility, partnership, civil activity, business society power.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъясняет, что под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается «самоорганизация граждан по месту
жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. На сегодняшний день создание ТОСов в городах, по сути, зависит не от жителей
территории, а от желания власти на местах формировать «пул лояльных общественников». Нельзя однозначно оценивать этот процесс, поскольку, с одной стороны, для развития данного проявления гражданской ответственности требуется организационно-техническая поддержка со стороны муниципальной власти, с другой стороны, инициатива должна исходить от граждан.
Уровень информированности о том, что такое ТОС и как оно работает в городах, за последние 5 лет заметно вырос. Этот факт подтверждают данные опроса, проведенного информационно-аналитическим управлением мэрии города Новосибирска на тему «Жители города Новосибирска о некоммерческих негосударственных организациях и органах территориального самоуправления: информированность и оценка деятельности»1. Сегодня в Новосибирске каждый третий житель что-либо слышал о работе ТОС. Можно говорить о положительной динамике: 34% опрошенных вспомнили о работе ТОС как общественном объединении (по данным за 2006 г. о ТОС было известно лишь 6% граждан г. Новосибирска). Лучше всего знают о деятельности ТОС жители старше 45 лет. Без напоминания ТОС как общественную организацию, с деятельностью которой они знакомы, назвали 20% опрошенных — максимальный показатель по данному вопросу. Нужно отметить, что охват ТОС горожан гораздо больше, что показали дальнейшие ответы на вопросы о его деятельности. Но не все новосибирцы связывают его работу с общественной деятельностью.
Концептуально ТОС должно было стать пограничным институтом между обществом и властью. С точки зрения организации инициатив граждан ТОС имеет большие возможности для того, чтобы стать общественным самоуправлением, способным выполнять информационно-коммуникативную, политическую, образовательную, развлекательную и иные функции. Об этом свидетельствует разработанное мэрией города Новосибирска и принятое Советом депутатов города Новосибирска Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске.
Описанная в документе концепция работы ТОС должна была создать эффективное взаимодействие мэрии и общественных организаций. Основной целью программы ставилось: «апробировать новые социальные технологии и реализовать эффективные ме-
1 Опрос проводился в период с 31 января по 6 февраля 2013 г. Опрошено 1200 человек. Метод исследования — формализованное телефонное интервью по месту жительства респондентов. Выборка многомерная стратифицированная, на последнем этапе отбора осуществлялся контроль выборки по полу и возрасту. Использованная схема отбора позволяет репрезентировать население города по району проживания, полу и возрасту. Предельная ошибка выборки — 2,8%.
ханизмы взаимодействия мэрии города Новосибирска с общественными организациями, территориальными общественными самоуправлениями; создать условия для выявления социально значимых инициатив общественных объединений, некоммерческих организаций, сформировать единое информационное пространство о социально значимой деятельности общественных организаций» [2, с. 56]. Стратегически важным принципом существования является то, что, по Положению, ТОС должно позиционировать себя как самостоятельная от мэрии города общественная организация. Однако на данный момент структура ТОС сформировалась таким образом, что без реальной поддержки мэрии города, определения ею задач, целенаправленного контроля и выделения средств на оплату труда председателей ТОС существовать не может.
Положение определяет, что мэрия и Совет депутатов должны оказывать ТОС только «консультативную, методическую и организационную помощь» [3]. При этом низкая оплата труда на сегодняшний день способна задержать на должности председателя ТОС людей, средний возраст которых, например, по самому крупному городскому району города Новосибирска составляет 63 года, из них самому старшему председателю 78 лет, половой состав исключительно женский [4]. Вероятнее всего, ситуация подобным образом складывается и в других городах России.
Перечисленные выше факторы на данный момент не могут способствовать развитию ТОС как общественной силы, способной быть серьезно включенной в процесс грамотного управления территорией. Сегодня ТОС воспринимается как «небольшое сообщество пенсионеров, способных провести Масленицу во дворе, но не способных даже качественно выполнить функцию политического агитатора — для этого необходим просто другой уровень образования» — такую оценку дает один из экспертов в ходе интервью, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права Сибирской государственной геодезической академии А.Г. Осипов.
Самыми известными в городе НКО остаются организации пенсионеров, ветеранов и участников войн — их назвали 51% опрошенных (в 2008 году — 41%). Результаты сравнения списочного состава наиболее активных председателей ТОС с составом обозначенных выше организаций по самому крупному району в городе Новосибирске показали, что состав этих организаций практически одинаков. Это говорит о том, что деятельность ТОС неинтересна молодым, трудоспособным жителям. Свою известность ветеранские организации приобретают за счет новосибирских пенсионеров. Максимальный уровень известности этого вида организаций (72%) зафиксирован в группе женщин старше 65 лет. Самой известной НКО данного типа остается городской Совет ветеранов и его районные отделения.
Перспективы развития территориального общественного самоуправления.
Для того чтобы ТОС реально мог быть некоммерческой организацией, способной решать проблемы граждан конкретного жилого массива, эффективно взаимодействовать с представителями органов власти, предлагается следующая система организации и развития ТОС.
Совет ТОС может формироваться из числа председателей ТСЖ или избранных из числа правления ТСЖ представителей, чьи дома входят в границы территории, на которой осуществляется общественное самоуправление (таким образом, первоначально состав совета формируется из числа сильных кандидатур, прошедших отбор на собрании дома). Председатель ТОС избирается ежегодно из числа председателей ТСЖ. Финансирование ТОС осуществляется из отчислений правлений ТСЖ и контролируется правлением ТОС и ТСЖ, что позволяет избежать материальной зависимости от мэрии, а значит, ТОС не будет выполнять «заказ» представителей муниципальной власти и не будет лоббировать ее интересы.
Этот вариант создания работоспособного ТОС обусловлен еще и тем, что ТСЖ, имеющие правление в лице наиболее активных жильцов, способны формулировать конкретные проблемы, объединяющие конкретных жильцов, — формировать «повестку дня». Этот момент подчеркивает А. Г. Осипов: «ТСЖ действительно может стать реальной общественной силой — сегодня управление домом перестало быть интересно только пожилым людям, сегодня в состав правления ТСЖ входят люди среднего возраста, реальные менеджеры, руководители предприятий, которые готовы платить за управление домом и контролировать средства, которые вполне понимают, о чем можно договариваться с политиками». Необходимость проведения политики развития ТСЖ как инструмента взаимодействия власти и общества в условиях актуализации проблемы ЖКХ перетекает в потребность развития еще одного варианта самоорганизации граждан.
Деятельность ТОС может основываться на принципах корпоративной социальной ответственности: бизнес — общество — власть. Взаимовыгодное сотрудничество этих трех элементов — фактор устойчивого развития гражданского общества. Одним из основных принципов реализации концепции корпоративной социальной ответственности является профилактика и недопущение конфликтов на основе различий социальных статусов участников. Формой контроля должен стать социальный отчет как «публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров о том, как и какими темпами компания реализует свою миссию, планы устойчивого развития» [5, с. 116-121]. Одним из важных направлений деятельности ТОС и его правления является разъяснение политической ситуации в конкретном районе, объяснение механизмов лоббирования их интересов
с помощью политических, экономических и организационных ресурсов.
Более 90% граждан не участвуют в деятельности ни одной некоммерческой организации. В том виде, в каком на данный момент существуют ТОСы, они непривлекательны для населения России в качестве места реализации гражданской активности. Непривлекательность ТОСов не только не активизирует граждан, но и формирует их равнодушие: число участников в 2013 г. по сравнению с 2006 г. практически никак не изменилось. На сегодняшний день в работе ТОС участвуют около 8% жителей, хотя, вероятнее всего, эта цифра несколько завышена, потому что включает в себя и тех людей, чье участие выражалось в разовых развлекательных мероприятиях в качестве зрителя.
Мы видим причины подобного равнодушия граждан к такому виду самоуправления в том, что имеется нечеткость функций ТОС и ТСЖ, а это обусловлено в первую очередь слабой информационностью граждан, вероятнее всего, этим обусловлена и еще одна проблема, связанная с медленными темпами перехода граждан в ТСЖ. Общественное самоуправление на сегодняшний день воспринимается горожанами как система, контролирующая или даже дублирующая систему организаций ЖКХ. По мнению трети жителей (32%) Новосибирска, ТОС должны в первую очередь заняться благоустройством территории жилых домов, столько же (31 %) считает, что они должны заниматься любыми вопросами ЖКХ. 12,3% опрошенных говорят о том, что одной из приоритетных задач является объединение жителей. Такие вопросы, как организация досуга, в том числе и детского, по мнению жителей, в круг интересов ТОС не входят.
Объединение отдельных субъектов в организованные сообщества ТСЖ и выделение из этой структуры советов ТОС позволит осуществлять коммуникацию централизованно и воспринимать ТОС как познавательно-ценный объект, полноценного участника корпоративного сообщества в системе бизнес — общество — власть.
Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, предлагаемая структура формирования ТОС позволит гражданам не только распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме и контролировать средства, но и участвовать в патриотическом воспитании молодежи, организовывать досуг граждан, диагностировать проблемы и оперативно реагировать на них. Во-вторых, ТОС станет независимой от муниципальной власти структурой и будет восприниматься муниципальными чиновниками и депутатами не как разобщенные жильцы, а как организация, которой можно предлагать лоббирование интересов этих граждан взамен на общественное одобрение власти и политические дивиденды в виде голосов на выборах.
Система организации ТОС — это пока только формирующийся институт гражданского общества, который при соблюдении первоначальной концепции
его создания способен осуществлять истинное местное самоуправление, но это возможно лишь на условиях равноправного партнерства с бизнесом и властью.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; п=111900.
2. Нормативно-правовая база и методические рекомендации по участию территориального и общественного самоуправления и общественных объединений в формировании комфортных условий жизни горожан / Упр. обществ. связей г. Новосибирска и взаимодействия с адм. органами. — Новосибирск, 2008.
3. О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске : решение гор. Совета Новосибирска от 19.04.2006 № 230, с изм. от 22.04.2008 № 939, п. 1.12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.bioweb.ru/index.php?ds=1455583
4. Реестр Советов ТОС Ленинского района на 01.01.2011 / Организац. отд. администрации Ленин. р-на г. Новосибирска. — Новосибирск, 2011.
5. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. — 2011. — Т. 23. — № 3.