Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности товарищества собственников жилья как формы территориального общественного самоуправления'

Правовое регулирование деятельности товарищества собственников жилья как формы территориального общественного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
989
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / COMPANY OF REAL ESTATE PROPRIETORS / LOCAL SELF-GOVERNMENT / DIRECT DEMOCRACY FORM / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / LOCAL PUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абагаева Ю. В.

В настоящей статье товарищество собственников жилья рассматривается как часть системы территориального общественного самоуправления. Муниципальные правовые акты по-разному определяют правовой статус товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления. Автор предлагает на федеральном законодательном уровне определить товарищество собственников жилья как форму территориального общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the company of real estate proprietors as a form of territorial public self-government

In this article company of real estate proprietors is considered as a part of territorial public self-government system. Municipal legal acts differently define legal status of company of real estate proprietors in territorial public self-government system. Author submits to define company of real estate proprietors as a form of territorial public self-government by federal law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности товарищества собственников жилья как формы территориального общественного самоуправления»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КАК ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Абагаева Ю.В., аспирантка кафедры конституционного и административного права

Российский государственный социальный университет (Москва)

Контактные данные автора: у [email protected]

Аннотация:. В настоящей статье товарищество собственников жилья рассматривается как часть системы территориального общественного самоуправления. Муниципальные правовые акты по-разному определяют правовой статус товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления. Автор предлагает на федеральном законодательном уровне определить товарищество собственников жилья как форму территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: товарищество собственников жилья, местное самоуправление, форма непосредственной демократии, территориальное общественное самоуправление, местное сообщество

LEGAL REGULATION OF THE COMPANY OF REAL ESTATE PROPRIETORS AS A FORM OF TERRITORIAL PUBLIC SELFGOVERNMENT

Abagaeva Y.V., graduate student Russian state social university

Annotation. In this article company of real estate proprietors is considered as a part of territorial public self-government system. Municipal legal acts differently define legal status of company of real estate proprietors in territorial public self-government system. Author submits to define company of real estate proprietors as a form of territorial public self-government by federal law.

Key words: Company of real estate proprietors, Local selfgovernment, Direct democracy form, Territorial public selfgovernment, Local public

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации мест-

ного самоуправления в Российской Федерации”1, с которого начался новый этап муниципальной реформы в России, значительное место отводит формам непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Одной из важнейших форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление выступает как связующее звено между гражданами и органами местного самоуправления в системе институтов организации жизни в обществе.

Одним из наиболее важных направлений территориального общественного самоуправления является самоуправление в жилищной сфере, которое ранее осуществлялось общественными объединениями. Это были домовые советы, домовые и квартальные комитеты. Через определенное время , расширяя свои функции и решая не только жи -лищные проблемы, данные домовые советы и квартальные комитеты превращались в ныне действующие органы территориального общественного самоуправления2. В настоящее время функции прежних домовых советов и квартальных комитетов выполняют товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ).

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188- ФЗ3 товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, ТСЖ является “новой” структурой управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, которое пришло на смену “старым” элементам системы территориального общественного самоуправления - домовым советам, комитетам и квартальным комитетам. При этом ТСЖ, так же как домовые советы и комитеты, является общественным объединением. Учитывая вышесказанное и то, что изначально органами территориального общественного самоуправления являлись общественные объединения, а в основе

1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 42. ст. 4216.

2 Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества. Моногр. - СПб., 2007. С. 165.

3 Жилищный кодекс Российский Федерации от 29.12.2004

№ 188-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федера-

ции. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

территориального общественного самоуправления лежит общественная деятельность, вполне допустимо рассматривать ТСЖ как часть системы территориального общественного самоуправления.

Включение ТСЖ в систему территориального общественного самоуправления было обусловлено проведением жилищно-коммунальной реформы в России (далее - ЖКХ), которая началась с принятия Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-14. Второй этап реформы ЖКХ был ознаменован изданием Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 “О реформе жилищнокоммунального хозяйства”,5 в котором была изложена Концепция реформы ЖКХ.

Одно из положений данной концепции указывало на необходимость передачи управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме гражданам, собственникам помещений, проживающим в этом доме. Концепция предложила руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею. При этом одним из основных путей реформирования ЖКХ, изложенных в концепции, стало стимулирование создания ТСЖ. Концепция сделала акцент на том, что ТСЖ должно стать преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.

Третий этап реформы начался после вступления в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации, который установил за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Одним из таких способов является управление многоквартирными домами посредством ТСЖ.

Таким образом, реформирование ЖКХ способствовало вовлечению местного сообщества в непосредственное самостоятельное управление жилищным сектором. Под местным сообществом в юридической науке понимается как население муниципального образования в целом, так и институционализированные объединения граждан для целей решения вопросов местного значения. Так, И.В. Бабичев дает следующее определение понятию «местное сообщество»: «Целеустремленными социальными системами и индивидами, проявляющими волю, т.е. теми, кто сам выбирает и задачи, и средства их выполнения, и могущими вследствие этого быть субъектами местного самоуправления, являются граждане и их институцио-

4 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

5 Указ Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» от 28.04.1997 № 425 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N18. Ст. 2131.

нализированные объединения для целей решения вопросов местного значения, для осуществления и участия в осуществлении местного самоуправления - местные сообщества6».

Такой формой самоорганизации местного сообщества по управлению многоквартирными жилыми домами стало ТСЖ. При этом в качестве местного сообщества выступают объединения людей по месту жительства - собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

Некоторые авторы утверждают, что ТСЖ входит в систему территориального общественного самоуправления. Однако юридическая литература не дает точного определения места и роли ТСЖ в системе территориального общественного самоуправления. Так, Э.З. Фельдштейн считает ТСЖ важным звеном территориального общественного самоуправления, однако не конкретизирует его место в структуре территориального общественного самоуправления7. А.М. Киселева относит ТСЖ к структурным единицам комитета (органа) территориального общественного самоуправления8. Т.И. Корсун, М.А. Овакимян отмечают, что ТСЖ занимает важное место в системе местного самоуправления. Именно через него, считают авторы, весьма эффективно можно реализовать полномочия территориального местного самоуправления в отношении многоквартирного дома, управление которым представляется наиболее интересным и дей-ственным9.

Товарищества собственников жилья в качестве элементов системы территориального общественного самоуправления не закреплены в федеральном законодательстве. Однако ТСЖ были введены в систему территориального общественного самоуправления муниципальным законодательством в ряде субъектов Российской Федерации. Это соответствует ч. 11 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативны-

6 Бабичев И.В. Территориальный публичный коллектив муниципального образования и местные сообщества: вопросы правовой институционализации. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19. С. 18.

7 Фельдштейн Э.З. Формирование инфраструктуры для ТОС и ТСЖ - создание фундамента гражданского общества в России. Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть. Сборник трудов третьей ежегодной Всероссийской конференции в Москве 21-22 сентября 2001 г. - М., 2002. С. 111.

8 Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества. Моногр. - СПб., 2007. С. 178.

9 Корсун Т.И., Овакимян М.А. Товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления современных муниципальных образований. Научно-практическое пособие. -Ростов-на-Дону, 2006. С. 63.

ми правовыми актами представительного органа муниципального образования.

При этом место и роль ТСЖ в системе территориального общественного самоуправления определяются муниципальными правовыми актами по-разному.

Некоторые ранее действующие нормативноправовые акты муниципальных образований относили ТСЖ к органам территориального общественного самоуправления. Например, в соответствии со статьей 15 Положения “О территориальном общественном самоуправлении в городе Твери”10 ТСЖ входили в структуру органов территориального общественного самоуправления. В статье 4 Положения “О территориальном общественном самоуправлении в городе Находке”11 была закреплена структура территориального общественного самоуправления, в которую входили ТСЖ.

Муниципальная правовая база содержит также действующие нормативно-правовые акты, которые включают товарищества собственников жилья в структуру территориального общественного самоуправления. Например, в соответствии со статьей 8 “Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Ржеве”12 органы территориального общественного самоуправления в г. Ржеве подразделяются на: советы микрорайонов, жилых комплексов, поселков; товарищества собственников жилья; квартальные, уличные, дворовые, домовые комитеты.

Согласно пункту 5.7.1 статьи 5 “Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Котовске”13 органы территориального общественного самоуправления могут быть созданы в следующих формах: советы микрорайонов; товарищества собственников жилья; квартальные, уличные, дворовые, домовые комитеты; старший по дому; другие формы.

Таким образом, нормативно-правовая база г. Ржева и г. Котовска закрепляет товарищества собственников жилья в качестве органов территориального общественного самоуправления.

В других муниципальных образованиях товарищества собственников жилья не входят в структуру

10 Решение Тверской городской думы от 01.06.2006 № 132 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Твери» // Вся Тверь. N 9 (6 июля). 2006.

11 Положение “О территориальном общественном самоуправлении в городе Находка”, утвержденное Решением Думы г. Находка Приморского края от 13.10.1999 № 108. // Ведомости Находки. N 16 (31). 23 июля 2001 г.

12 Решение Ржевской городской Думы от 25.05.2004 № 204 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Ржеве» // СПС «Консультант Плюс. Регионы».

13 Решение Котовского городского Совета народных депу-

татов от 27.09.2007 № 426 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе

Котовске» // Наш вестник. N 165-168 (7365). 15.10.2007-

21.10.2007.

органов территориального общественного самоуправления. Однако функции товариществ собственников жилья и определенных органов территориального общественного самоуправления в некоторых случаях совпадают. Это происходит тогда, когда территориальное общественное самоуправление создается и действует в пределах подъезда, многоквартирного дома или группы многоквартирных домов. В данных случаях товарищество собственников жилья может действовать вместо органа территориального общественного самоуправления. Например, в соответствии с п.3.2 статьи 3 “Положения об организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании Ковдорский район”14 органы территориального общественного самоуправления не создаются на территориях кондоминиумов, управляемых товариществами собственников жилья. В Пермской области товарищества собственников жилья не только заменяют деятельность домовых комитетов (органов территориального общественного самоуправления), но и могут наделяться их полномочиями (ст. 21 Закона Пермской области от 05.11.2001 г. № 1850-325 “О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области”15).

Таким образом, даже если товарищества собственников жилья не включены в структуру органов территориального общественного самоуправления, они входят в систему территориального общественного самоуправления, поскольку частично выполняют ее функции.

В некоторых муниципальных правовых актах предусмотрена регистрация территориального общественного самоуправления в форме товарищества собственников жилья. В соответствии с п. 7 “Порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Южноуральском городском округе”16 территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом, но тогда подлежит еще государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (например: товарищество собственников жилья...). Таким образом, товарищест-

14 Решение Совета депутатов Ковдорского района от 29.05.2006 № 47 «Об утверждении положения об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании Ковдоровский район» // Ковдорчанин. N 22. 08.06.2006. стр. 19 (п. 1 положения); N 23. 15.06.2006. Стр. 19 (п. 2 - 13 положения).

15 Закон Пермской области от 05.11.2001 № 1850-325 “О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области”// Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 10-11, 12 февраля 2002 года.

16 Решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 21.02.2006 г. № 130 “Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Южноуральском городском округе”//СПС “Консультант Плюс. Регионы”.

во собственников жилья в данном случае является организационно-правовой формой территориального общественного самоуправления.

Нормативно-правовые акты г. Барнаула по иному определяют место товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления. Так, в Решении Барнаульской городской Думы от 19.06.1997 г. № 146 “О развитии территориального общественного самоуправления в городе Барнауле и ходе выполнения решения Барнаульской городской Думы от 16.11.95 г. №171”17 отмечено, что территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления в г. Барнауле имеет различные формы. Наиболее активно проводится работа по созданию товариществ собственников жилья как форм общественного самоуправления в Индустриальном и Центральном районах. Аналогично в г. Саратове товарищества собственников жилья представляют собой форму самоуправления домовладельцев18. То есть в данных случаях территориальное общественное самоуправление осуществляется не только в двух формах - посредством проведения собраний граждан и создания органов территориального общественного самоуправления, но и в третьей форме - посредством создания товариществ собственников жилья.

Проанализировав выше представленные муниципальные правовые акты о территориальных общественных самоуправлениях, следует отметить, что правовое закрепление товариществ собственников жилья в качестве структурной единицы территориального общественного самоуправления было вызвано практической необходимостью, связанной с обеспечением нормального функционирования, совершенствования и развития территориального общественного самоуправления.

Очевидно, что товарищество собственников жилья необходимо рассматривать в качестве составной части территориального общественного самоуправления. Данное положение регулируется нормами муниципальных правовых актов, поскольку порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставами и нормативно-правовыми актами муниципальных образований.

Однако федеральное законодательство не закрепляет товарищество собственников жилья в качестве элемента системы территориального об-

17 Решение Барнаульской городской Думы от 19.06.1997 № 146 “О развитии территориального общественного самоуправления в городе Барнауле и ходе выполнения решения Барнаульской городской Думы от 16.11.95 г. № 171” // Вечерний Барнаул. N 104. 08.07.1997.

18 Постановление Мэра города Саратова от 23.05.2003 № 433 “О развитии территориального общественного самоуправления и самоуправления домовладельцев в городе” // СПС “Консультант Плюс. Регионы”.

щественного самоуправления. В связи с этим, нормативно-правовые акты муниципальных образований по-разному определяют место и роль товариществ собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления. Этим объясняется отсутствие единого общепринятого понимания товарищества собственников жилья как составной части системы территориального общественного самоуправления. В результате те нормы муниципальных правовых актов, которые определяют правовое положение товариществ собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления, нередко противоречат федеральному законодательству о местном самоуправлении. Например, в некоторых нормативноправовых актах муниципальные законодатели ошибочно относят товарищества собственников жилья к органам территориального общественного самоуправления. Однако орган территориального общественного самоуправления отличается от товарищества собственников жилья тем, что имеет право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В связи с вышесказанным необходимо на федеральном законодательном уровне закрепить правовое положение товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления. На наш взгляд, следует определить товарищество собственников жилья как форму территориального общественного самоуправления. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в ч. 2 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., изложив ее в следующей редакции: «Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, посредством создания органов территориального общественного самоуправления, а также может осуществляться посредством создания товариществ собственников жилья». При этом ТСЖ выступает как самостоятельная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, то есть является одной из форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.

2.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера-

ции. 2003. № 40. Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 42. ст. 4216.

3.Жилищный кодекс Российский Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

4.Закон Пермской области от 05.11.2001 г. № 1850-325 “О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области”// Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 10-11, 12 февраля 2002 года.

5.Решение Думы г. Находка Приморского края от 13 октября 1999 года № 108 «Об утверждении положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Находка» // Ведомости Находки. N 16 (31). 23 июля 2001 г.

6. Решение Ржевской городской Думы от 25.05.2004 г. № 204 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Ржеве» // СПС «Консультант Плюс. Регионы».

7.Решение Котовского городского Совета народных депутатов от 27.09.2007 г. № 426 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Котовске » // Наш вестник. N 165-168 (7365). 15.10.2007-21.10.2007.

8. Решение Барнаульской городской Думы от 19.06.1997 г. № 146 “О развитии территориального общественного самоуправления в городе Барнауле и ходе выполнения решения Барнаульской городской Думы от 16.11.95 г. № 171” // Вечерний Барнаул. N 104. 08.07.1997.

9. Решение Саратовской городской Думы от 18 ноября 1999 г. N 37-363 “О типовом уставе субъекта территориального общественного самоуправления” // Саратовская мэрия. N 50 (346). 02.12.-08.12.1999.

10. Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества. Монография. СПб., 2007.

11.Корсун Т.И., Овакимян М.А. Товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления современных муниципальных образований. Научнопрактическое пособие. Ростов-на-Дону, 2006.

12. Фельдштейн Э.З. Формирование инфраструктуры для ТОС и ТСЖ - создание фундамента гражданского общества в России. Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть. Сборник трудов третьей ежегодной Всероссийской конференции в Москве 21-22 сентября 2001 г. М., 2002.

Literature

1 Сonstitution of Russian Federation dated December 12th, 1993. // Russian newspaper.1993. № 237.

2.Federal law dated October 6, 2003. № 131-FL. “About general principles of organization local self-government in the Russian Federation”// Corpus of legislation in Russian Federation. 2003. № 40. St. 3822; Corpus of legislation in Russian Federation. 2005. N 42. St. 4216.

3.Housing Code of Russian Federation dated December 29 th, 2004. № 188-FL // Corpus of legislation in Russian Federation.2005. N 1 (part1). St. 14.

4.Law of Perm region bulletin dated November 5th, 2001 № 1850325 “About territorial public self-government in Perm region”// Bulletin of legislation body in Permsky region N 10-11, February, 12th, 2002.

5.Act of Duma in city Nahodka dated October 13th, 1999 № 108 “About territorial public self-government in city Nahodka” // State paper Nahodka. N 16 (31). July, 23th, 2001.

6.Act of Duma in city Rzhev dated May 25th, 2004. № 204 “About territorial public self-government in city Rzhev”// ILS “Consultant Plus. Regions”

7.Act of Union peoples of representatives in c. Kotovsk dated September 27th. 2007. № 426 “About territorial public self-government in city Kotovsk” // Our State paper. N 165-168 (7365). 15.10.2007-

21.10.2007.

8.Act of Duma in city Barnaul dated June 19th, 1997. № 146 “About development of territorial public self-government in city Barnaul” dated November 16th, 1995. № 171” // Evening Barnaul. N 104. 08.07.1997.

9.Act of Duma in city Saratov dated November 18th, 1999. N 37363 “About model articles of territorial public self-government”// Saratov administrative body. N 50 (346). 02.12.-08.12.1999.

10.Kiseleva А.М. Territorial public self-government as a form of selforganization of municipal community. Monograph. Spb., 2007.

11.Korsun T.I., Ovakimyan M.A. Company of real estate proprietors in the system of territorial public self-government of modern municipal constituting. Research and Practice book. Rostov-na-Donu. 2006.

12.Feldshtain E.Z. Formation of infrastructure for real estate proprietors and territorial public self-government - creation of civil society in Russia. Collected works of third anniversary All-Russian conference in Moscow dated September 21 -22th, 2001. M., 2002.

Рецензия

В условиях реформирования местного самоуправления и жилищно-коммунальной сферы товарищества собственников жилья были введены в систему территориального общественного самоуправления некоторыми муниципальными правовыми актами. При этом место и роль товариществ собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления определяются ими по-разному, что вызывает определенные споры и противоречия. В связи с этим изучение места и роли товарищества собственников жилья в системе территориального общественного самоуправления является весьма актуальным.

В качестве положительных сторон работы следует назвать анализ Ю.В. Абагаевой муниципальных правовых актов на предмет места товарищества собственников жилья

В системе территориального общественного самоуправления, использование необходимой и достаточной для достижения поставленных целей и задач юридической литературы и правовых источников. Статья обладает новизной Ю.А.Абагаева предлагает рассматривать товарищество собственников жилья, как форму территориального общественного самоуправления и как форму непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

В качестве замечания следует отметить следующие: в целях всестороннего исследования заявленной проблематики весьма целесообразным было бы назвать признаки товарищества собственников жилья ,как формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

Однако, высказанное замечание не умаляет научной значимости проведенного исследования, которое может быть оценено в целом положительно.

Зав.кафедрой конституционного и административного права РГСУ, д.ю.н, профессор Ю.И.Скуратов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.