Научная статья на тему 'Основные направления развития общественного самоуправления в жилищной сфере'

Основные направления развития общественного самоуправления в жилищной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC SELF-MANAGEMENT / ГОРОДСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / CITY ALLIANCE / ASSOCIATION OF HABITATION PROPRIETORS / BOARD OF CHAIRMEN / HOUSING INSPECTIONS / ЖИЛИЩНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ / HOUSING AND CONSTRUCTION COOPERATIVE / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / СОВЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ / ЖИЛИЩНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Критина Е.Д.

Статья посвящена основным направлениям развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования, а именно массовой организации и укрупнению товариществ собственников жилья, созданию городских ассоциаций советов председателей товариществ собственников жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major directions of the public self-management development in housing sphere

he article is devoted to the major directions of the public selfmanagement development in housing sphere of a municipal formation. In practice this development can be carried out through mass organization and enlargement of AHP (associations of habitation proprietors), foundation of city alliances and boards of chairmen of AHP.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития общественного самоуправления в жилищной сфере»

тсж как школа

демократии

основные направления развития

общественного самоуправления

в жилищной сфере

Аннотация

Статья посвящена основным направлениям развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования, а именно массовой организации и укрупнению товариществ собственников жилья, созданию городских ассоциаций и советов председателей товариществ собственников жилья. _

Основным направлением развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования является массовая организация товариществ собственников жилья (ТСЖ). Наиболее простой формой образования ТСЖ может быть перерегистрация жилищно-строительного кооператива (ЖСК) или жилищного кооператива (ЖК). Мотивом перерегистрации может служить требование налоговых инспекций о приведении в соответствие с действующим законодательством устава ЖСК и ЖК.

Другим мотивом создания ТСЖ может быть конфликтная ситуация, связанная с плохим обслуживанием или высокой платой за услуги. Может сыграть роль удобное расположение дома, возможность использовать в интересах собственников квартир нежилых помещений и общего имущества.

Стимулирование массовой организации ТСЖ

Органам местного самоуправления для стимулирования массовой организации ТСЖ необходимо:

Критина Е.Д.

ст. преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления и экономической теории ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) e.kritina@rambler.ru

в небольших ТСЖ

(менее 5 тыс. кв. м) затраты

на выполнение управляющих

функций достигают 80%

всех средств, поступающих

на содержание и текущий

ремонт жилого дома

- выработать и утвердить единый порядок подготовки и прохождения документов;

- разработать типовой пакет документов для регистрации ТСЖ;

- создать отдел или определить координатора по взаимодействию с ТСЖ в департаменте (комитете) городского хозяйства;

- провести широкую информационно-агитационную компанию в средствах массовой информации о преимуществах ТСЖ как способа управления многоквартирными домами, о порядке их образования и о возможности выделения средств из Фонда содействия реформирования

Х на капитальные ремонты многоквартир-,1х домов, в которых образованы ТСЖ. обходима активизация и привлечение общественности к управлению эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, путем здания домовых комитетов и обществен-1х жилищных инспекций. едующим важным направлением развития щественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования и решения проблем ТСЖ и ЖК является создание различных объединений (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств). Им необходимо передать некоторые функции по управлению жилищным фондом. Созданное объединение будет, по существу, службой заказчика, действующей в интересах собственника.

Ассоциация ТСЖ является некоммерческой организацией, объединяющей товарищества для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома. Учреждается уполномоченными представителями ТСЖ. Устав принимается на общем собрании учредителей, в качестве которых могут выступать председатели и члены правления ТСЖ, уполномоченные общим собранием.

Создание городских ассоциаций ТСЖ _

иукрупнение _

Городским ассоциациям поручается выполне- _

ние отдельных функций по управлению мно- _

гоквартирными домами, а именно: _

- ведение бухгалтерского учета и отчетности; _

- аудит, финансовое планирование; _

- юридическое консультирование; _

- обслуживание и ремонт инженерного обо- _

рудования и строительных конструкций мно- _

гоквартирного дома; _

- организация работы по укрупнению ТСЖ в _

границах городских кварталов. _

Это будет способствовать улучшению качества _

выполнения функций управления многоквар- _

тирными домами и работ по обслуживанию и _

содержанию общего имущества за счет при- _

влечения квалифицированных специалистов. _

В итоге это приведет к снижению затрат на _

указанные мероприятия. _

Создание городских ассоциаций ТСЖ будет _

способствовать повышению ответственности _

за конечные результаты исполнителей работ _

и услуг перед обслуживаемыми ТСЖ. Поэтому _

создание этих ассоциаций будет содейство- _

вать интеграции и повышению эффективнос- _

ти производственно-хозяйственной деятель- _

ности ТСЖ. На базе городской ассоциации _

возможно создание центра поддержки ТСЖ, _

осуществляющего свою деятельность на ком- _

мерческой основе. _

Следующим перспективным направлением _

развития общественного самоуправления в _

жилищной сфере является укрупнение ТСЖ _

в границах городских кварталов. ТСЖ, явля- _

ясь юридическим лицом, обязано выполнять _

все функции управления, в том _

числе организационно-техничес- оптимальная общая кие, финансово-экономические,

оперативные и пр. Чем меньше площадь домов, финансовая основа деятельнос-

ти ТСЖ, тем больше удельный вес управляемых ТСЖ, средств, затрачиваемых на выпол-

нение этих функций. составляет не менее

В небольших ТСЖ (менее 5 тыс.

кв. м) затраты на выполнение 25—50 тыс. кв. м

управляющих функций достигают 80% всех средств, поступающих на содержание и текущий ремонт жилого дома. Большой удельный вес в смете расходов составляют затраты на ежегодную переподготовку председателя, как ответственного за безопасную эксплуатацию инженерного оборудования. Поэтому, зачастую председатели ТСЖ вынуждены выполнять весь набор функций управления за небольшую зарплату. Экономически несостоятельные ТСЖ не могут обеспечивать комфортное и безопасное проживание жильцов, организовать аварийные службы, проводить модернизацию инженерных внутридомовых сетей и оборудования. Отсюда следует, что любая аварийная ситуация для них может обернуться катастрофой.

Устав

тимальная общая площадь домов, управля-ТСЖ, составляет не менее 25-50 тыс. кв. позволяет создать оптимальную структуру управления. Выходом из сложившегося на сегодняшний день положения является созда-е крупных ТСЖ, объединенных в одно ТСЖ лько многоквартирных домов в границах ородских кварталов. Многие муниципальные зования городского типа имеют микрорайоны массовой застройки 1970-1980 годов, техническое состояние этих домов примерно одинаково. На их основе целесообразно создание крупных ТСЖ.

Если в квартале уже создано ТСЖ, то возможно присоединение к нему собственников помещений соседних многоквартирных домов. В уставе ТСЖ, управляющего несколькими домами, должно быть отмечено, в границах какого городского квартала будет формироваться товарищество. Важно также отметить, что включение в состав и выход из состава ТСЖ собственников помещений одного или нескольких домов не является реорганизацией, не влечет его ликвидации и не требует перерегистрации учредительных документов. В уставе также следует отразить, что укрупненное ТСЖ ведет раздельный учет поступле-

ний и затрат по отдельному дому (необходимо открыть субсчет) и по объединенному ТСЖ в целом. Годовой план финансовой деятельности укрупненного ТСЖ формируется по каждому многоквартирному дому в зависимости от поступающих доходов. Часть средств направляются на содержание правления, служб ТСЖ и создание специальных фондов, которые установлены общим собранием собственников помещений.

Сводный годовой план финансовой деятельности утверждает ежегодная конференция укрупненного ТСЖ, которая определяет обязанности собственников жилья, такие как размер платежей, взносов и специальных сборов, сроки их взимания. Решения по вопросам, отнесенным Жилищным кодексом РФ к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений, конференция укрупненного ТСЖ принимает по согласованию с общими собраниями товариществ по каждому отдельному дому. Состав правления и ревизионной комиссии укрупненного ТСЖ формируется из представителей от каждого дома и избирается на общих собраниях.

Совет председателей ТСЖ муниципального образования

Деятельность объединенного ТСЖ должна быть хорошо регламентирована положениями и инструкциями. Это будет способствовать четкой работе по эффективному управлению многоквартирным домом. Возглавить такое товарищество должен профессионал, имеющий опыт работы по управлению и обслуживанию жилищного фонда, однако ему следует пройти обучение по программе управления и эксплуатации многоквартирного дома. Следует отметить, что наиболее простой формой общественного объединения может быть совет председателей ТСЖ муниципального образования. Он может быть образован в форме юридического лица, либо действовать на основании положения о совете председателей ТСЖ. Целью совета является объединение усилий действующих и вновь организованных

Ключевые слова:

общественное самоуправление, городская ассоциация, товарищество собственников жилья, совет председателей, жилищные инспекции, жилищностроительный кооператив, жилищно-коммунальное хозяйство

Keywords:

public self-management,

city alliance, association of habitation proprietors, board of chairmen, housing inspections, housing and construction co-operative, housing and communal services

ТСЖ по развитию общественного самоуправления в жилищной сфере и повышению эффективности хозяйственной деятельности ТСЖ города. Можно сделать вывод, что большинство собственников помещений не готово к выполнению своих обязанностей по управлению многоквартирными домами. Проблема развития общественного самоуправления в жилищной сфере занимает важное место не только в реформировании ЖКХ, но и в становлении демократических основ. Собственники помещений в многоквартирных домах составляют основную часть населения нашей страны, а их участие в управлении домами является первичной школой развития демократии.

большинство собственников

помещений не готово

к выполнению своих

обязанностей по управлению многоквартирными домами

Kritina E.D.

Senior lecturer, Chair of Public and Municipal Administration and Economic Theory, South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnical Institute)

Association of habitation proprietors (AHP) as school of democracy

The major directions of the public self-management development in housing sphere

Abstract

Tlhe article is devoted to the major directions of the public self-management development in housing sphere of a municipal formation. In practice this development can be carried out through mass organization and enlargement of AHP (associations of habitation proprietors), foundation of city alliances and boards of chairmen of AHP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.