Научная статья на тему 'Разработка концепции развития общественного самоуправления в жилищной сфере'

Разработка концепции развития общественного самоуправления в жилищной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ / PUBLIC SELF-MANAGEMENT IN HOUSING SPHERE / ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ASSOCIATION OF HABITATION PROPRIETORS / УПРАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / REFORM OF THE SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MANAGING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Критина Е. Д.

В статье автор, базируясь на нормативных документах, предлагает собственную концепцию развития общественного самоуправления в жилищной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of normative documents the author offers her own concept of public self-management development in housing sphere.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции развития общественного самоуправления в жилищной сфере»

Критина Е.Д.

Ст. преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления и экономической теории

Южно-Российского государственного технического университета

ЮРГТУ (НПИ)

[email protected]

жкх: концепция развития общественного

самоуправления

разработка концепции развития общественного самоуправления в жилищной сфере

_Аннотация

В статье автор, базируясь на нормативных документах, предлагает собственную концепцию развития общественного самоуправления в жилищной сфере.

Новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в действие 1 марта 2005 г, значительно изменяет основы жилищных отношений. Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (2) устанавливает, что собственники помещений многоквартирного дома обязаны выбрать способ управления этим домом. В противном случае органы местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса РФ проводят открытый конкурс по выбору управляющей организации, которая будет управлять многоквартирным домом (1). Автором предлагается следующая концепция развития обществен-

ного самоуправления в жилищной сфере.

1. Введение

Жилищный кодекс РФ определяет три способа управления многоквартирными домами, в реализации каждого из которых собственники помещений должны принимать активное участие на основе общественного самоуправления в жилищной сфере. Способы управления многоквартирными домами (ст. 161 жилищного кодекса РФ):

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищ-

ным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; - управление управляющей организацией (1).

Настоящая концепция определяет основные принципы развития общественного самоуправления в жилищной сфере и может являться основой для разработки муниципальной целевой программы развития общественного самоуправления в жилищной сфере.

2. Содержание проблемы

Большинство собственников помещений не готово к выполнению своих обязанностей по управлению многоквартирными домами. Это связано с их правовой безграмотностью и отсутствием практического опыта по участию в управлении жилищным фондом. Проблема развития общественного самоуправления в жилищной сфере занимает важное место не только в реформировании жилищно-коммунального хозяйства, но и в становлении демократических основ Российской Федерации, так как собственники помещений в многоквартирных домах составляют основную часть населения нашей страны, а их участие в управлении многоквартирными домами является первичной школой развития демократии. Без решения этой проблемы невозможно достижение основной цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - создание комфортных и безопасных условий проживания людей, а так же формирование демократического общества в нашей стране. Поэтому развитие общественно-

го самоуправления в жилищной сфере является одним из приоритетных направлений реформирования всей системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Основные цели и задачи развития общественного самоуправления в жилищной сфере

Основной целью развития общественного самоуправления в жилищной сфере является обеспечение непосредственного участия собственников жилья в управлении жилищным фондом. Этому соответствует первый способ управления многоквартирными домами, установленный Жилищным кодексом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Однако он требует существенных уточнений путем издания подзаконных актов и применим для малоквартирных домов с небольшим количеством жильцов.

жилищный кодекс РФ определяет три способа управления многоквартирными домами, в реализации каждого из которых собственники помещений должны принимать активное участие

Основная цель развития общественного самоуправления в жилищной сфере наиболее эффективно достигается при управлении многоквартирными домами товариществами собственников жилья (ТСЖ) либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.

Основными задачами по развитию товариществ собственников жилья являются:

- поддержание собственников помещений, инициирующих создание ТСЖ для управления многоквартирными домами;

- подготовка многоквартирных домов к передаче в управление ТСЖ;

- укрупнение действующих ТСЖ за счёт включения в их состав собственников помещений соседних многоквартирных домов в границах городских кварталов;

- развитие сети малых предприятий для обслуживания жилищного фонда, управляемого ТСЖ;

- повышение уровня квалификации руководителей, осуществляющих управление многоквартирными домами;

- финансовая поддержка ТСЖ при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

- перевод поставщиков коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, энергоснабжение, теплоснабжение) на прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ;

- поддержка различных форм объединения ТСЖ, включая городские ассоциации товариществ собственников жилья.

Способ управления многоквартирными домами управляющими организациями требует принятия мер, предупреждающих отстранение собственников жилья от контроля за целевым и эффективным использованием средств, поступающих от собственников помещений на содержание многоквартирных домов, и не допускающих уклонения управляющих организаций от ответственности за качество содержания домов и оказанных услуг Основными задачами по развитию управления многоквартирными домами управляющими организациями являются:

- развитие сети управляющих организаций и укрепление их финансовой и материально-технической базы;

- повышение качества и прозрачности открытых конкурсов по отбору управляющей организации органами местного самоуправления;

- повышение уровня квалификации работников управляющих организаций по обслуживанию и управ-

Ключевые слова:

общественное самоуправление в жилищной сфере, товарищества собственников жилья, управляющие организации, реформа жилищно-коммунального хозяйства

Keywords:

public self-management in housing sphere, association of habitation proprietors, managing organizations, reform of the system of housing and communal services

лению многоквартирными домами;

- включение в договоры на передачу в управление многоквартирных домов условий, обеспечивающих ответственность управляющих организаций за целевое и эффективное использование средств, поступающих от собственников помещений на содержание многоквартирных домов;

- включение в договоры управляющих организаций с собственниками помещений в многоквартирных домах условий, обеспечивающих ответственность управляющих организаций за качество содержания домов и оказанных услуг.

4. Формы и методы поддержки развития общественного самоуправления в жилищной сфере

Одной из форм этой поддержки может стать муниципальная целевая программа по развитию общественного самоуправления в жилищной сфере (МП), разработанная в соответствии с настоящей концепцией.

МП должна содержать методы достижения основных целей развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования, в том числе общественно-политические, финансово-экономические, организационно-технические, организационно-правовые, социально-психологические. Источниками финансирования МП могут быть средства муниципального бюджета, однако на развитие общественного самоуправления в жилищной сфере необходимо привлечение средств из федерального, областного бюджетов,

основная цель развития общественного самоуправления в жилищной сфере наиболее эффективно достигается при управлении многоквартирными домами товариществами собственников жилья (ТСЖ)

а также средств международных и частных инвесторов. Следует продолжить выделение из федерального и областного бюджетов средств на капитальный ремонт и создание условий для управления многоквартирными домами. Российская Федерация, как правопреемник СССР, несёт ответственность за состояние жилищного фонда, построенного и эксплуатируемого в период до 1991 года, а также за содержание и ремонт этого жилищного фонда в последующий период. Средства муниципального бюджета целесообразно использовать для подготовки многоквартирных домов к передаче в управление собственников жилья, в том числе на организацию и проведение общих собраний по выбору способа управления многоквартирным домом. Необходимо выделение средств на повышение уровня квалификации руководите-

лей, осуществляющих управление многоквартирными домами и организацию обучения желающих осуществлять такую деятельность. В средствах массовой информации следует размещать больше информации о товариществах собственников жилья, как о наиболее прогрессивном способе управления многоквартирным домом. Средства международных инвесторов можно привлечь для финансирования ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий при обустройстве многоквартирных домов.

Средства частных инвесторов целесообразно привлекать для завершения застройки кварталов, строительства подземных автостоянок и высотных гаражей на земельных

участках, прилегающих к муниципальным многоквартирным домам, мансардных надстройках многоквартирных домов малоэтажной (до 5 этажей) застройки, обустройству территории многоквартирных домов, передаваемых в управление собственниками жилья.

Литература

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-Ф3). - М.: Проспект, 2008.- 96 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Kritina E.D.

Senior lecturer of Chair of State and Municipal Management and Economic Theory, South-Russian State Technical University

Housing and communal services: the concept of public self-management development

Elaboration of the concept of the public self-management development in housing sphere

_Abstract

On the basis of normative documents the author offers her own concept of public self-management development in housing sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.