Научная статья на тему 'Тернистый десятилетний путь к свободе Л. А. Ивкина «Десятилетняя война за независимость на Кубе 1868-1878» (М. : Наука, 2007. 319 с. )'

Тернистый десятилетний путь к свободе Л. А. Ивкина «Десятилетняя война за независимость на Кубе 1868-1878» (М. : Наука, 2007. 319 с. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тернистый десятилетний путь к свободе Л. А. Ивкина «Десятилетняя война за независимость на Кубе 1868-1878» (М. : Наука, 2007. 319 с. )»

© А.И. Кубышкин, 2008

УДК 94(729.1) ББК 63.3(7Куб)

ТЕРНИСТЫЙ ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ Л.А. Ивкина «Десятилетняя война за независимость на Кубе 1868-1878» (М.: Наука, 2007. 319 с.)

А.И. Кубышкин

Десятилетняя война на Кубе долгое время оставалась практически вне поля зрения отечественных исследователей. За исключением известных исследований А.И. Зориной,

В.И. Ермолаева, М.И. Мохначева, опубликованных несколько десятилетий назад, этому сюжету уделялось несправедливо меньше внимания, чем он того заслуживал.

Между тем первая освободительная война кубинцев за национальную независимость против колониальной Испании, как принято именовать в литературе Десятилетнюю войну, была не только отчаянной попыткой достичь невозможного, но и начальным этапом освободительного движения кубинцев, охватывающего почти столетний отрезок времени. И хотя эта попытка закончилась неудачей и ни одной поставленной цели кубинцам на том этапе достичь не удалось, ничто, как известно, не учит так хорошо, как поражение. Последующие события, в частности революционная война 1895-1897 гг., показали, что кубинцы хорошо усвоили уроки Десятилетней войны, являвшейся одновременно и незавершенной буржуазной революцией.

Монография известного специалиста по истории Кубы XIX в. сотрудника Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Людмилы Андреевны Ивкиной является первым в отечественной историографии специальным и комплексным исследованием на эту тему. В ней разработан широкий спектр вопросов, связанных с социально-экономическим и политическим развитием Кубы в середине века, дается обстоятельный анализ военных действий, при-

водятся емкие и исчерпывающие характеристики основных исторических персонажей тех далеких событий, героев и мучеников кубинского революционного движения.

Исследование Л.А. Ивкиной построено на большом круге источников и литературы. Автор широко использует не только материалы кубинских и отечественных архивов (многие документы впервые вводятся в научный оборот), но и мемуары, дневниковые записи, эпистолярное наследство многих исторических деятелей, материалы экономической и социальной статистики, наконец, материалы периодической печати, в том числе и российской. Все это позволяет Л.А. Ивкиной представить широкую панораму событий, проанализировать важнейшие аспекты исторических фактов с разных точек зрения и под различным углом восприятия событий войны многими ее свидетелями и участниками.

Монография состоит из семи глав, четыре из которых непосредственно рассматривают предпосылки, причины, характер Десятилетней войны и ход боевых действий, а три остальных повествуют о ситуации в самой Испании во время войны, о позиции мирового общественного мнения, отношении событий на Кубе и, наконец, о роли США в Десятилетней войне. В книгу включен подробный обзор источников и литературы.

Как известно, возникновение первого этапа освободительного движения на Кубе было связано с внутренними причинами и особенностями социально-экономического развития жемчужины колониальной империи Испании -Кубы: кризисом колониальной экономики, со-

хранением архаичной системы рабовладения, социальным расслоением кубинского общества, где обостряются противоречия между происпански настроенной частью крупной землевладельческой верхушки и торгово-промышленным слоем новой кубинской буржуазии. Л.А. Ивкина совершенно справедливо увязывает эти моменты с особенностями международной обстановки, а именно усилением борьбы за реформы буржуазного типа во многих странах Латинской Америки (страны Южной и Центральной Америки), окончанием Гражданской войны в США, крахом иностранной военной интервенции и завершением многолетней гражданской войны в Мексике, объединительными процессами в Европе (Германия и Италия), продолжающимся безусловным лидерством Англии на фоне возникновения новых противоречий с США и Францией и т. д. Но в первую очередь события на Кубе были обусловлены причинами внутреннего порядка и отражали всю глубину кризиса полуфеодальных отношений экономики колониального типа и кризиса соответствующих социальных и политических структур.

В монографии этот тезис убедительно подтверждается как ссылкой на авторитетные свидетельства многочисленных наблюдателей, так и сухими данными экономической статистики.

Л.А. Ивкина не идеализирует главных деятелей революционного и освободительного движения. Хотя автор монографии целиком разделяет их стремление изменить весь ход истории Кубы с помощью завоевания политической и экономической независимости, но реалистично оценивает и расстановку политических сил, дает объективную характеристику причин активизации революционных организаций, отмечает неопытность и неискушенность многих руководителей революции, их романтизм, декларативный характер многих программных документов, наконец, отсутствие единства по многим стратегическим и тактическим вопросам революционной борьбы.

Так же, как и многие кубинские историки, и руководители современной Кубы, Л.А. Ивки-на полагает, что главная причина, тормозившая поступательное движение кубинцев на пути к свободе, лежала в отсутствии политического единства среди их руководителей, в слабости и

аморфности того социального слоя, который мог бы решительно довести до конца процесс демократических реформ. А на это, как убедительно показывает автор монографии, решались лишь немногие из наиболее дальновидных руководителей борьбы, например К.М. Сеспедес и И. Аграмонте.

Л.А. Ивкина анализирует ход событий на Кубе в момент, когда в самой метрополии началась революция и кубинское общество с энтузиазмом восприняло лозунги о необходимости отмены рабства и предоставления независимости. Этому способствовал продолжительный этап вызревания и развертывания движения за реформы, в котором важную роль сыграли видные деятели кубинской либеральной общественной мысли Д. дель Монте-и-Апонте и Х.А. Сако. Поэтому введение нового 10%-го налога на все виды собственности, предпринятое испанскими колониальными властями на Кубе в обстановке экономического кризиса в июле 1867 г., вызвало мощное противодействие со стороны кубинцев, и идеи кубинских просветителей нашли отклик у широких масс. Об этом свидетельствуют и акт провозглашения независимости Кубы, совершенный К.М. Сеспедесом 10 октября 1868 г. (манифест Ла Демахагуа), который Л.А. Ив-кина справедливо характеризует как Кубинскую декларацию независимости (с. 136), и декрет об условной отмене рабства, изданный 27 декабря 1868 г., и, наконец, принятие первой революционной конституции в апреле 1869 г. (Конституция Гуаймаро).

При чтении книги Л.А. Ивкиной, там где анализируются военные действия кубинской повстанческой армии против испанцев и их сообщников (так называемых волонтеров), невольно возникают в памяти страницы знаменитых книг Э. Че Гевары «Партизанская война» и «Эпизоды революционной войны». И это не случайно. Ведь стратегия и тактика партизанской войны, мобильной и всегда неожиданной для противника, разработанная кубинскими повстанцами во время Десятилетней войны (их называли «мамбисес»), были восприняты и усовершенствованы и с успехом применены в дальнейшем и участниками восстания 1895 г., и партизанами Ф. Кастро в период борьбы против диктатуры Ф. Батисты в 1956-1958 годах.

Однако эйфория от первых успехов сменилась в руководстве освободительного движения на Кубе рутиной ежедневной политической борьбы, а энтузиазм первых недель существования республики - острыми дискуссиями о путях дальнейшего развития по пути независимости.

Л.А. Ивкина отмечает, что с самого начала кубинские революционеры попали в сложное положение. Изоляционизм (восстание так и не перекинулось на западные провинции страны, наиболее развитые в экономическом отношении), провинциализм, непоследовательность в решении важнейших военных и политических вопросах, нехватка финансовых средств и вооружения, усиливающееся давление как со стороны колониальных властей, так и их приспешников на самом острове, наконец, ограниченная внешняя поддержка и фактическая дипломатическая изоляция - все это сделало положение молодой республики крайне неустойчивым. По справедливому мнению автора, основная угроза исходила все-таки изнутри и была порождена спецификой кубинского освободительного движения в обстоятельствах, когда еще не существовало объективных условий для консолидации всех слоев кубинского общества, заинтересованных в достижении подлинной независимости.

Автор монографии скрупулезно и аргументировано исследует суть противоречий между различными революционными группировками, которые в конечном счете после десятилетнего противостояния привели к свертыванию радикальных реформ и к прекращению вооруженной борьбы. Основную вину Л.А. Ивкина возлагает на представителей военной верхушки, своими действиями фактически парализовавшей деятельность исполнительной власти. Немалую роль сыграли и расовые предрассудки многих участников Десятилетней войны. Тем не менее заключение Санхонского перемирия (февраль 1878 г.) нельзя считать полной победой Испании. Сам факт подписания этого документа, по мнению Л.А. Ивкиной, «свидетельствовал о слабости и беспомощности Испании» (с. 284) и о неизбежности нового обострения ситуации на Кубе.

На страницах книги мы встречаем множество ярких и исчерпывающих портретных

характеристик наиболее известных исторических персонажей того времени.

Как и всякая революция, Десятилетняя война на Кубе предъявила миру и своих героев, и мучеников (К.М. Сеспедес, И. Аграмон-те), и будущих вождей и участников нового этапа освободительного движения (М. Гомес, А. Масео, Х. Марти), и кандидатов в латиноамериканские Бонапарты (генерал Висенте Гарсия), и политических приспособленцев (Т. Эстрада Пальма).

Интересные данные приводятся о поддержке, которую оказывали освободительному движению на острове представители кубинской эмиграции в США. Так, один из богатейших креольских торговцев Ф.В. Агилера подготовил и финансировал пять (!) вооруженных экспедиций на Кубу с целью поддержки повстанцев. Истратив на эти цели фактически все свое состояние, он умер в нищете в возрасте 56 лет (с. 205).

В монографии значительное место правомерно уделяется и внешнеполитическому фактору. Автор подробно анализирует суть позиции США, с которой большинство участников освободительного движения на Кубе и до Десятилетней войны, и во время ее, да и в последующий период связывали определенные надежды. Л.А. Ивкина указывает на противоречивый (в конгрессе США имелась влиятельная группировка сторонников антиколониального движения на Кубе) и в то же время в целом прагматический характер американской политики, в конечном счете обернувшейся фактической поддержкой политики Испании с оговорками об отсутствии у кубинских повстанцев легитимных институтов власти, контроля над крупнейшими городами и экономической состоятельности и, таким образом, об отсутствии объективных условий для признания Кубы воюющей стороной.

Аналогичную позицию занимали и другие великие державы, в первую очередь Англия и Франция. Кстати, и двухнедельный визит русской эскадры на охваченный революционными выступлениями остров в феврале -марте 1872 г., и вручение от имени императора Александра II ордена Св. Анны испанскому генерал-капитану Б. Бальмаседе вряд ли были только «свидетельством продолжения мирной жизни на западной части остро-

202

А.И. Кубышкин. Тернистый десятилетний путь к свободе

ва», как об этом пишет уважаемый автор (с. 186), но и актом недвусмысленной поддержки испанской колониальной политики со стороны России.

В качестве пожелания автору хотелось бы указать и на необходимость более подробного анализа политики Англии в отношении событий на Кубе. Наиболее влиятельная в мире империя ревниво наблюдала и за событиями в Латинской Америке, где именно в это время Англия продолжала расширять свое финансовое и экономическое влияние. Имела она определенные экономические интересы и на Кубе, в частности инвестиции в железные дороги и в горнодобывающую промышленность, что отмечается и Л.А. Ивкиной. Конечно, Куба не находилась в числе важнейших внешнеполитических приоритетов Англии, но последняя все же тщательно соблюдала свои интересы в Карибском бассейне и недвусмысленно демонстрировала стремление к сохранению статус-кво.

Хотелось бы больше узнать и о роли Гаванского университета и вообще системы образования в событиях Десятилетней войны, тем более что сама Л.А. Ивкина неоднократ-

но отмечает наличие блестящего образования у многих руководителей и участников освободительного движения, которое они получили в стенах основанного еще в 1728 г. университета и в ряде колледжей, вроде колледжа Св. Карла. Интересно, что Гаванский университет был закрыт в разгар революционной войны в 1871 г., и это, несомненно, имело определенное значения для развертывания политической борьбы в крупнейшем городе на острове.

Более подробного анализа, на наш взгляд, заслуживает и лагерь сторонников сохранения колониального порядка на Кубе, хотя отдельные характеристики этой части кубинского общества в книге имеются.

Написанная живым и образным языком и в то же время содержащая все элементы строгого академического исследования монография Л.А. Ивкиной несомненно закрывает определенную лакуну в отечественной историографии, имеет актуальное научное значение и будет интересна не только историкам латиноамерикани-стам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся историей Латинской Америки и историей Кубы в особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.