Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (часть первая)'

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (часть первая) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2252
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Латинская Америка / Гватемала / Куба / Доминиканская Республика / Х.Арбенс / Ф.Кастро / USA / Latin America / Guatemala / Cuba / Dominican Republic / J.Arbenz / F

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Строганова Елена Дмитриевна

В статье представлены доктрины, которые лежат в основе политики США в отношении левых режимов Латинской Америки. Это «доктрина Монро», «доктрина панамериканизма», «поправка Платта», политика «доброго соседа», «закон Хелмса-Бертона», «доктрина Джонсона». Их практическое применение рассматривается в первой части статьи на примерах Гватемалы (1944-1954), Кубы (с начала XIX в. до настоящего времени) и Доминиканской Республики (1963-1965).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US POLICY TOWARDS LEFT-WING REGIMES IN LATIN AMERICA (Part 1)

The article covers the doctrines the US policy towards left-wing regimes in Latin America has been based on. They are as follows: “Monroe Doctrine ”, “Pan-Americanism Doctrine ”, “Platt Amendment”, “Good Neighbor Policy”, “Helms-Burton Act”, “Johnson Doctrine”. In the first part of the article practical application of the policy is dealt with the examples of Guatemala (1944-1954), Cuba (from beginning XIX century up to now) and Dominican Republic (1963-1965).

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (часть первая)»

УДК 94:327(7318/20) ББК Ф69(7США)

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ЛЕВЫХ РЕЖИМОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

(часть первая)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Строганова Елена Дмитриевна

Аннотация. В статье представлены доктрины, которые лежат в основе политики США в отношении левых режимов Латинской Америки. Это - «доктрина Монро», «доктрина панамериканизма», «поправка Платта», политика «доброго соседа», «закон Хелмса-Бертона», «доктрина Джонсона». Их практическое применение рассматривается в первой части статьи на примерах Гватемалы (1944-1954), Кубы (с начала XIX в. до настоящего времени) и Доминиканской Республики (1963-1965).

Ключевые слова: США, Латинская Америка, Гватемала, Куба, Доминиканская Республика, Х.Арбенс, Ф.Кастро.

Stroganova E.D., candidate of historical sciences (Moscow)

US POLICY TOWARDS LEFT-WING REGIMES IN LATIN AMERICA

(Part 1)

Abstract. The article covers the doctrines the US policy towards left-wing regimes in Latin America has been based on. They are as follows: "Monroe Doctrine ", "Pan-Americanism Doctrine ", "Platt Amendment", "Good Neighbor Policy", "Helms-Burton Act", "Johnson Doctrine". In the first part of the article practical application of the policy is dealt with the examples of Guatemala (1944-1954), Cuba (from beginning XIX century up to now) and Dominican Republic (1963-1965).

Key words: USA, Latin America, Guatemala, Cuba, Dominican Republic, J.Arbenz, F.Castro.

76

Положение политической и экономической зависимости латиноамериканских стран от Соединенных Штатов имеет более чем 200-летнюю историю, которая не свидетельствует о добрососедских отношениях и отнюдь не соответствует идеалам справедливого и взаимовыгодного сотрудничества.

Не успев освободиться от длительного испано-португальского колониального господства, страны Латинской Америки уже в XIX веке оказываются под влиянием мощного северного соседа. «Доктрина Монро» [1], принятая Вашингтоном еще в 1823 г., положила начало безраздельному господству США в Западном полушарии. Эта доктрина, предложенная президентом США Джеймсом Монро, утверждала, что «американский континент не должен впредь рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любого европейского государства». На начальном этапе это помогло латиноамериканским странам избавиться от новых поползновений европейских стран, но затем стало тяготить их, поскольку «доктрина» начала приобретать более отчетливый экспансионистский характер в регионе. А в 1904 г. президент Теодор Рузвельт расширил эту программу, определив Латинскую Америку «сферой жизненных интересов США» и утвердив право США вмешиваться во внутренние дела стран региона. Так было положено начало «доктрине панамериканизма» [2], в основу которой легли ложные утверждения о якобы существующей между государствами американского континента общности жизненных ценностей и интересов. На деле же «доктрина» защищала лишь интересы Вашингтона, позволяя ему упрочить и расширить свои экономические и политические позиции на континенте, овладеть его природными ресурсами, обосноваться на внутренних рынках этого огромного региона. Успешное проведение такой политики на протяжении длительного времени способствовало благополучному развитию американской экономики, обеспечивало интересы монополий и крупного частного капитала, что в свою очередь позволяло США успешно конкурировать на международных рынках и занимать главенствующие позиции в мире. «Североамериканская экономика нуждается в богатствах недр Латинской Америки, как легкие - в возду-

хе», - констатировал известный уругваискии писатель Эдуардо Галеано в своей знаменитой книге «Вскрытые вены Латинской Америки», посвященной истории ограбления латиноамериканского континента [3].

Время установления и укрепления господства США в Латинской Америке бразильский исследователь Жоао Фабиу Бертонья в своей работе «Конец американской гегемонии в Южной Америке?» подразделяет на пять исторических периодов: первый (до 1898 г.) - он определяет как период «пре-гегемонии»; второй (1898-1945 гг.) - период, когда США, «избежав риски немецкой интервенции и британского влияния», сумели с помощью экономических, военных и культурных рычагов существенно продвинуться в регион и в нем обосноваться; в третий период (1945-1969 гг) США уже прочно закрепились на континенте, в то время, как на четвертом (1969-1990 гг.) американская гегемония подверглась определенным испытаниям. С 1990 по 2000 годы влияние Америки несколько стабилизировалось, хотя и не восстановилось в прежних объемах. В настоящий момент процесс ослабления влияния США продолжается, отмечает автор и перечисляет характерные тому свидетельства: утрата Соединенными Штатами ряда позиций в политическом и экономическом пространстве Южной Америки, формирование группы боливарианских государств с откровенно антиамериканской «повесткой дня», политическое и экономическое восхождение Бразилии, а также возросшая активность России, Китая и Евросоюза [4].

Открыто агрессивный характер политики США в отношении своих латиноамериканских соседей проявился уже в первый период, выделяемый бразильским историком Бертонья, когда в результате американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. США отторгли от Мексики более половины ее территории с богатейшими естественными ресурсами.

Началом второго периода стала американо-испанская война 1898 г., которая явилась решающим рубежом в утверждении империалистического господства США в Центральной Америке и Карибском бассейне.

В первую очередь Соединенные Штаты заинтересовались «жемчужиной Антил» - Кубой, расположенной в 90 милях от американского штата

т

77

Карта Центральной Америки и Карибского бассейна

Флорида. Еще в начале XIX в. американский президент Т. Джефферсон видел в этой стране «наиболее интересное возможное дополнение к системе наших штатов», и в стране усиленно пропагандировалась теория «политического тяготения» Кубы к США. Предполагалось, что со временем созреют благоприятные условия для присоединения острова к США. Не успела Куба после длительной войны за независимость освободиться от господства Испании, как уже с 1 января 1899 г. оказалась под контролем военной администрации США и стала ареной усиленного экономического проникновения, в результате которого на северный континент уплывала почти вся продукция, производимая на Кубе (сахар, кофе, сигары, ром). На территорию же острова хлынули американцы, превратив его в место своего отдыха и увеселений.

Кубинский историк Эмилио Роиг де Леуч-сенринг, исследовавший этот период взаимоотношений США и Кубы, писал: «Куба с полным правом может представить свою жалобу Соединенным Штатам: обвинить их в ответственности, серьезной ответственности за бедствия и кризисы, переживаемые в политической и экономической областях; в том, что они наживались, используя наши слабости и недостатки; в том, что они использовали продажных политиков и правителей, чтобы еще больше эксплуатировать нас; в том, что в период наших экономических кризисов, зачастую создаваемых ими самими, Куба

всегда была «козлом отпущения»; в том, что во время наших политических кризисов их вмешательство неизменно предназначалось для удушения здорового народного возмущения и для поддержки диктатур и деспотических режимов в качестве лучшего средства для расширения американского бизнеса и закрепления интересов США - никогда они не вставали на сторону разума и справедливости...» [5]. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время.

Вслед за Кубой США обратили свое внимание на Панамский перешеек. В 1903 г. США приобрели у Панамы зону будущего канала и навечно обосновались в этом районе. Вскоре объектами интервенционистской политики США стали Никарагуа и Доминиканская республика.

Ради достижения своих корыстных целей Соединенные Штаты прилагали все усилия, чтобы сохранить зависимость латиноамериканских стран. Они сумели превратить их в свои задворки, лишенные возможности проводить независимую политику без ведома и одобрения США. Временами лицемерная политика Вашингтона прикрывалась красивыми словами («политика доброго соседа», «зона свободной торговли» и тому подобное), но суть ее была и до сих пор остается все той же: «политикой большой дубинки», в жестких и мягких формах утверждающей свою политическую и экономическую экспансию на континенте.

Политика «большой дубинки» была дополнена «дипломатией доллара» [6], согласно которой американские власти, по словам президента У Тафта, имели право на «активное вмешательство в целях обеспечения возможностей нашим капиталистам и нашим купцам выгодно инвестировать капиталы». В результате экспансионистской политики Соединенные Штаты накануне Первой мировой войны занимали прочные позиции в экономике Панамы, Доминиканской республики, Гаити, Кубы и Никарагуа. Американская компания «Юнайтед фрут», например, владела в Центральной Америке обширными террито-

78

риями, банановыми и другими плантациями, перерабатывающими предприятиями, железными дорогами, портами и иными хозяйственными объектами, а также обладала мощными средствами воздействия на местные правящие элиты и их политику. Малые страны Центральной Америки называли «банановыми республиками», а сама компания получила прозвище «анаконды», «зеленого чудовища». Эти страны превратились фактически в полуколонии США. В некоторых из них Соединенные Штаты долгое время сохраняли оккупационный военный режим (в Доминиканской республике - до 1924 г., в Гаити - до 1934 г.). Против Никарагуа до 1927 г. проводились вооруженные интервенции.

Стремясь упрочить влияние США в Латинской Америке в условиях усилившихся противоречий и роста антиамериканских настроений в регионе, правительство Ф. Рузвельта в 1933 г. провозгласило новую политику - политику «доброго соседа» или добрососедского сотрудничества [7]. Она означала переход к более гибким формам экспансии. Было заявлено об отказе Соединенных Штатов от интервенций и других форм прямого вмешательства в дела латиноамериканских государств, о признании Вашингтоном равенства и суверенных прав всех народов. В 1934 г. американские войска были выведены из Гаити, отменена «поправка Платта» [8], ущемлявшая суверенитет Кубы. Со многими государствами были заключены новые торговые соглашения, более благоприятные для них. Политика «доброго соседа» явилась позитивным сдвигом во взаимоотношениях между США и странами Латинской Америки. Она привела к ослаблению антиимпериалистических настроений, росту авторитета и влияния Соединенных Штатов в регионе. Именно в этот период стало возможным установление демократических режимов и проведение антиолигархических и антиимпериалистических реформ, включая национализацию ряда отраслей, в таких странах, как Куба - в период 1933-1934 гг., Мексика - при Л. Карденасе (1934-1940), Боливия - в 1936-1939 гг., Чили - в годы Народного фронта (1938-1941).

Начало третьему периоду, согласно Бертонья, положила Вторая мировая война, давшая новые возможности для утверждения военного господ-

ства США на континенте. Под предлогом защиты западного полушария от фашистской угрозы за годы войны на территории латиноамериканских республик были размещены 92 крупные военные базы, действовали военные миссии США. Соединенные Штаты контролировали все суда в Атлантике и на Тихом океане, поставляли военную технику и снаряжение в регионы, участвовали в обучении местных офицерских кадров.

Атмосфера «холодной войны» в мире и сложившаяся после 1945 г. на континенте обстановка привели к распространению в латиноамериканском обществе теории «географического детерминизма». Согласно ей, само географическое положение Латинской Америки и ее тесная зависимость от могущественного северного соседа заранее обрекали на неудачу любую попытку противостоять США. Далее делался вывод, что позитивные перемены в странах региона возможны лишь на основе компромисса и сотрудничества с Соединенными Штатами. Военные перевороты и утверждение во многих республиках военных диктатур при поддержке и одобрении Вашингтона усилили роль армии в политической жизни как гаранта интересов привилегированных слоев общества и сотрудничества с США.

Вашингтон стремился к созданию союза американских государств под своим главенством. С этой целью активно использовались идеи «панамериканизма», «континентальной солидарности», «общности судеб» США и Латинской Америки. В 1948 г. такой союз был создан в виде Организации американских государств (ОАГ). Ею была принята Декларация о сохранении и защите демократии в Америке, давшая право ОАГ предпринимать акции против «коммунистической опасности» в той или иной стране региона. Подписанное соглашение об экономическом сотрудничестве обязывало правительства государств - членов ОАГ не создавать препятствий деятельности иностранного капитала. Оформление военно-политического союза США и Латинской Америки на антикоммунистической основе закрепило главенствующее положение Соединенных Штатов в Западном полушарии и создало благоприятные условия для перехода правых сил в наступление по всему континенту. Начались гонения на коммунистов. Под предлогом борьбы

т

79

с коммунистической угрозой часто подвергались преследованиям левые и демократические силы, не связанные с коммунистами, а в некоторых случаях и просто конкуренты правящих группировок. Левыми режимами, «дестабилизирующими обстановку на континенте», именовались те государства, которые осмеливались выступить против диктата Соединенных Штатов и отстаивать свою независимость и суверенитет и потому, по мнению США, заслуживали применения к ним жестких мер вплоть до военного вмешательства. Такие меры вели к серьезным нарушениям демократических свобод в регионе и создавали почву для утверждения авторитарных режимов. Во многих странах при поддержке США были установлены военные диктаторские режимы - в Перу, Парагвае, Венесуэле, Панаме, Гондурасе.

Как утверждают российские исследователи О. А. Жирнов и И. К. Шереметьев, «для достижения своих традиционных целей Вашингтон использовал два основных подхода в отношениях со странами Латинской Америки: сотрудничество и конфронтацию». Политика сотрудничества применялась в отношении стран, которые полностью подчинялись диктату США и соблюдали их интересы. Таким странам могли оказывать экономическую и военную помощь на определенных условиях: обеспечивать безопасность американским компаниям и инвестициям, а также выступать против «коммунистической угрозы». В отношении же стран, отстаивавших свою независимость от северного соседа, применялась политика конфронтации, включавшая все политические, экономические и военные средства борьбы с неугодными режимами.

О масштабах американского вмешательства в дела латиноамериканских стран можно судить по данным самого конгресса США. Начиная с 1798 по 1965 гг., США совершили более 150 военных интервенций в страны Латинской Америки. С учетом секретных операций американских спецслужб их количество возрастает до 984, из которых 343 пришлись на Центральную Америку и Карибы. В последующие годы этот список значительно возрос. За период с 1945 по 2000 гг. США предприняли более 40 попыток свержения неугодных им правительств в мире и способствовали разгрому более 30 народных движений, бо-

ровшихся против диктатур, в результате чего погибли и пострадали миллионы человек [9].

В ряде случаев наступление правых сил натолкнулось на сопротивление. Более того, именно в годы «холодной войны» начались революционные движения в Гватемале, в Боливии и на Кубе. Давлению США и иностранных монополий пытались противостоять правительства Пе-рона в Аргентине и Варгаса в Бразилии. Но и они вскоре были свергнуты военными при поддержке Вашингтона. Пугая страны континента распространением «коммунистической угрозы», США приняли прямое участие в свержении революционного правительства в Гватемале (1944-1954 гг.), поддержали оппозиционные силы в период Боливийской революции 1952 г., способствовали установлению реакционной диктатуры Батисты на Кубе, продержавшейся до 1959 г.

Подавление революции в Гватемале

В небольшой бедной центральноамериканской республике - Гватемале, чье население составляло всего 4 млн. человек, промышленность находилась в зачаточном состоянии, а основным источником доходов являлось производство кофе и бананов на экспорт, страшным бичом было засилье латифундизма и иностранных компаний. Лучшие земли принадлежали американской компании «Юнайтед фрут», которая имела монополию на вывоз бананов, пользовалась налоговыми льготами и контролировала дороги, портовые сооружения, суда. Безземельные крестьяне принудительно прикреплялись к помещичьим хозяйствам и иностранным плантациям. Они в своем большинстве оставались неграмотными и были лишены всяких прав. В стране царила жестокая диктатура. Возраставшее недовольство в октябре 1944 г. вылилось в народное восстание. Возглавили его патриотически настроенные молодые офицеры во главе с капитаном X. Арбенсом. Диктатура была свергнута. Временное революционное правительство приступило к демократическим преобразованиям.

В декабре 1944 г. в стране впервые были проведены президентские выборы, в марте 1945 г. принята новая конституция, которая учреждала демократический режим, предоставляла политические права рабочим, женщинам, индейскому

населению и объявляла природные ресурсы достоянием нации. Допускалась возможность экспроприации частной собственности. Власть перешла к первому конституционно избранному на 6 лет президенту X. X. Аревало (1945-1951 гг.). В годы его правления проводилась демократизация общественной жизни, активизировались политические партии и массовые общественные организации, проводились меры по развитию промышленности, сельского хозяйства и повышению уровня жизни населения. Было издано трудовое законодательство, вводившее 8-часовой рабочий день, устанавливался минимум заработной платы, вводились оплачиваемые отпуска, коллективные договора и утверждались права профсоюзов.

В 1951 г. президентом стал полковник X. Арбенс, стоявший в начале революционного процесса. При нем преобразования приняли более радикальный характер. В 1952 г. был принят закон об аграрной реформе, который предусматривал национализацию необрабатываемых земель (с компенсацией) и передачу их крестьянам и батракам в пользование или собственность, а также создание на них земельных кооперативов. Изъятию подверглась и большая часть земли, принадлежащей компании «Юнайтед фрут» и другим американским корпорациям, что вызвало крайнее недовольство США.

Во внешней политике гватемальское правительство следовало принципам защиты национального суверенитета и отказывалось подписывать антикоммунистические резолюции, предлагаемые США. Такую позицию гватемальского правительства Соединенные Штаты презрительно определили как «сильно националистическая программа продвижения, окрашенная раздражительным, антииностранным комплексом неполноценности «Банановой республики» [10]. Революционные преобразования вызвали противодействие консервативных сил как внутри страны, так и за ее пределами. Вашингтон и правые латиноамериканские режимы обвинили Гватемалу в том, что она превратилась в «очаг коммунистической угрозы» на континенте.

Согласно рассекреченным в 1997 г. документам ЦРУ, разрешение на подавление революционного режима во главе с X. Арбенсом дал в 1952 г. американский президент Г. Трумэн. Штаб

ЦРУ начал разрабатывать план по свержению правительства и убийства Ар-бенса и его сподвижников. В список А входило 58 деятелей, подлежащих уничтожению, в другие списки вносились люди, которых следует посадить в тюрьму или выслать из страны. В 1953 г. уже другой президент Д. Д. -Эйзенхауэр выделил 2,7 миллионов долларов на «психологическую войну, политическое воздействие», подрывную деятельность и военную операцию против Гватемалы [11].

Против правительства была развернута пропагандистская кампания, сопровождавшаяся угрозами, экономическим и дипломатическим давлением. В стране неоднократно предпринимались попытки организации заговоров. Однако Арбенс отказывался отступать от взятого курса. США стали готовить интервенцию против Гватемалы. С этой целью за пределами страны из противников революции были образованы вооруженные американским оружием «отряды оппозиции» во главе с бывшим подполковником гватемальской армии К. Армасом. В самой республике удалось организовать заговор среди высших офицеров. 18 июня 1954 г. отряды вторглись на территорию страны. Некоторые города подверглись бомбардировке с воздуха. Правительственные части усиленно сопротивлялись, но из-за предательства военной верхушки 27 июня Арбенс вынужден был уйти в отставку. К власти пришла военная хунта во главе с Армасом. Начались расправы, убийства, аресты. Многие вынуждены были покинуть родину. Среди них был и Арбенс. Это спасло его в тот момент от планируемого

Хакобо Арбенс Гусман. Второй законный президент Гватемалы (15.03.195127.06.1954)

ЦРУ убийства [12]. Новый проамериканский режим незамедлительно отменил все декреты Ар-бенса. Были запрещены партии и профсоюзы, отменена конституция 1945 г., прекращено осуществление аграрной реформы, подтверждены льготы «Юнайтед фрут». В стране был установлен террористический режим, продолжавший жестокие расправы. По оценке организаций по правам человека, между 1954 и 1990 гг. было убито более 100 тыс. гражданского населения [13]. Пострадало более 200 тыс. ни в чем не повинных людей, а более 1 миллиона человек вынуждены были покинуть родину. Как пишет российский ла-тиноамериканист К. Н. Сапожников, «Заговор, организованный американскими спецслужбами, гватемальской олигархией и военщиной против Арбенса, привел к свертыванию реформ и многолетним кровавым репрессиям. Страна надолго затормозилась в своем развитии, что особенно отразилось и на без того критическом положении индейского населения. Над Гватемалой опустился плотный «банановый занавес», но не по воле «коммунистического режима», а в соответствии со стратегией Вашингтона по сдерживанию «экспансии Кремля» в Западном полушарии» [14]. Война с собственным народом продолжалась несколько десятилетий.

Блокада Кубы

Кубинская революция стала главным центром освободительного движения в Латинской Америке в 50-60-е годы. Страна находилась в сильной разносторонней зависимости от США. Это задевало национальное самосознание народа, в памяти которого еще были свежи воспоминания о десятилетиях самоотверженной борьбы за свободу, против колониального гнета и об унижениях, которые ему принесли «поправка Платта» и неоднократная американская оккупация острова.

Капитал Соединенных Штатов контролировал более половины производства кубинского сахара, свыше 90% электроэнергетики, электрической и телефонной сети, добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, крупнейшие предприятия сферы обслуживания и туристского бизнеса, 1/5 сельскохозяйственных угодий, а также доминировал в финансовой сфере и внешней торговле. Вся экономика острова была

тесно связана с экономикой США. Куба превратилась в импортера важнейших для страны продовольственных и потребительских товаров. Она была связана с Вашингтоном также и военно-политическим сотрудничеством. В бухте Гуантанамо находилась военно-морская база США. Американское влияние в области средств массовой информации, образования, идеологии и культуры приняло такие масштабы, что под угрозой оказалась национальная самобытность кубинского народа. Привлечение к обслуживанию американских туристов значительной части населения способствовало распространению психологии прислужничества, нездоровой атмосферы азартных игр, проституции. Безработные и лица с неполной занятостью составляли треть экономически активного населения.

Диктатура Батисты, подавлявшая демократические свободы и отстаивавшая интересы американского капитала, вызывала недовольство широких социальных кругов. Инициативу революционного выступления против существующего режима взяла на себя группа молодежи во главе с Фиделем Кастро. Первая попытка, проведенная 26 июля 1953 г., окончилась неудачей. Борьба затянулась на несколько лет. И только 1 января 1959 г. Батиста бежал из страны, которая оказалась под контролем революционной армии и восставшего народа. Этот день стал днем победы Кубинской революции.

Радикальное крыло революционеров стремилось к глубоким экономическим и социальным преобразованиям. Умеренное крыло, видевшее свои главные цели в ликвидации диктатуры Батисты и в демократизации страны, перешло в лагерь противников революционного правительства, которых стали поддерживать США, опасавшиеся за свои интересы на острове. Центром враждебной Ф. Кастро кубинской эмиграции в США стал курортный город Майами во Флориде. При содействии Соединенных Штатов на острове началась организация актов саботажа, заговоров, мятежей, экономических диверсий.

В результате произошла консолидация революционных сил на Кубе и дальнейшая радикализация режима. Правительство обратилось за поддержкой к международным силам и получило помощь от социалистических стран и стран «третьего мира».

Убедившись в неэффективности политики угроз, правительство США перешло к экономическому давлению. Американские компании прекратили поставки нефти и закупки сахара. В ответ правительство Кубы национализировало нефтеперерабатывающую промышленность, сахарные заводы и большинство других американских предприятий. К концу 1960 г. США прекратили торговлю с Кубой и начали экономическую блокаду. В критический момент на помощь Кубе пришли СССР и другие социалистические страны.

Нарастание конфронтации США с Кубой способствовало формированию антикапиталистической направленности революции. 2 сентября 1960 г. была провозглашена Гаванская декларация, в которой выражалась решимость идти дальше по пути революции, к ликвидации эксплуатации человека человеком и установлению социальной справедливости. Вскоре было объявлено о национализации местной крупной и средней промышленности, железных дорог, банков, крупных торговых предприятий.

Американские власти решили предпринять вооруженную интервенцию на остров с участием кубинских эмигрантов, экипированных и подготовленных в специальных лагерях США. 2 января 1961 г. Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Кубой, а 15 апреля американские самолеты бомбили остров. 16 апреля 1961 г. Фидель Кастро заявил: «Нам не могут простить, что мы совершили социалистическую революцию» [15]. Так впервые открыто был декларирован характер Кубинской революции. 17 апреля на южном побережье Кубы в районе Плайя-Хирон под прикрытием американской авиации высадилось около полутора тысяч кубинских контрреволюционеров. Целью десанта было закрепиться на острове, сформировать здесь свое «правительство», которое затем обратилось бы к США с просьбой о военной помощи. Но уже 19 апреля революционные вооруженные силы Кубы разгромили интервентов.

Провал операции не ликвидировал опасность со стороны США. Обсуждалась возможность прямой интервенции на остров американских вооруженных сил. Конгресс США высказался за то, чтобы действовать «любыми средствами, какие бы ни потребовались, вплоть до при-

менения оружия» [16]. Растущая угроза заставила Кубу увеличить расходы на оборону и заключить тайное соглашение с СССР о размещении на острове советских ядерных ракет. В сентябре-октябре 1962 г. на кубинской территории были установлены 42 ракеты среднего радиуса действия, в пределах досягаемости которых оказались жизненно важные центры Соединенных Штатов. Узнав об этом, американский президент Дж. Кеннеди потребовал немедленного их удаления и объявил о введении строгого «карантина» на все виды наступательного оружия, перевозимого на Кубу. Вокруг острова были сконцентрированы крупные американские военно-морские и военно-воздушные силы, которые не допускали к Кубе без досмотра суда других стран. Это являлось нарушением международного права. В полную боевую готовность были приведены американские войска и вооруженные силы Кубы, СССР и стран Варшавского договора. Возникла угроза мирового ядерного конфликта.

Между правителями США и СССР начались трудные переговоры, в результате которых была достигнута договоренность о вывозе ракет с Кубы советской стороной, а американские власти обязались соблюдать неприкосновенность границ и территории Кубы. Прямой угрозы вторжения на Кубу уже не было, но США не прекратили враждебной деятельности. Тайные операции, включая террористические акты, проводились все время. Их цель оставалась неизменной - подрыв авторитета властей и развал народного хозяйства. В тех случаях, когда Соединенные Штаты предоставляли помощь Латинской Америке, она адресовалась наиболее лояльным им странам и взамен требовала участия в совместной борьбе с революционными движениями и, в обязательном порядке, в изоляции Кубы. В 1962 г. на совещании в ОАГ США добились принятия резолюции о «несовместимости коммунистических принципов с принципами межамериканской системы». На этой основе Куба была исключена из ОАГ. В 1964 г. по решению ОАГ государства, входящие в организацию, под мощным давлением США ввели коллективные дипломатические и экономические санкции против Кубы. Такое ужесточение блокады острова очень осложнило жизнь в стране. В этот

ш

83

трудный момент неоценимую помощь кубинцам оказали СССР и страны социализма.

Крах социалистической системы в 19891991 гг. имел особо тяжелые последствия для Кубы и без того переживавшей не лучшие времена. Россия и бывшие социалистические страны Европы в 1992 г. резко сократили торгово-экономические контакты с островом. По сути, Куба оказалась в двойной экономической блокаде. В новых условиях для кубинского режима еще большую опасность приобрела открытая враждебность к нему могущественного соседа. Американские власти усилили давление на Кубу, ужесточили ее экономическую блокаду, настаивая на ликвидации режима Фиделя Кастро. В 1992 г. Вашингтоном был принят закон, согласно которому, помимо эмбарго на торговлю самих США с Кубой, запрещалось торговать с островом филиалам американских компаний, расположенным в других странах. Кроме того, США отныне могли запретить заход в свои порты судов любых стран, доставляющих грузы на Кубу или с Кубы. Целью закона было воспрепятствовать экономическим связям Кубы с другими государствами.

В 1995 г. американский конгресс принял «Акт о кубинской свободе и демократической солидарности», получивший название «закона Хел-мса-Бертона» по фамилиям его авторов. В марте 1996 г. президент США Б. Клинтон подписал его. В дополнение к эмбарго закон определял санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Для снятия эмбарго и санкций выдвигались следующие требования: уход со всех постов Фиделя Кастро; отказ от социалистического пути и реализация полного верховенства рыночной экономики; запрет на вхождение в правительство деятелей, бывших ранее в правительстве Ф. Кастро, включая и его брата Рауля; возвращение всего имущества, конфискованного у американских и кубинских владельцев с начала революции и ряд других [17]. Такая беспардонность попирала все фундаментальные нормы международного права и задевала коммерческие интересы крупнейших стран, осуществлявших инвестиции в экономику острова. Это не только возмутило население Кубы и Латинской Америки (даже оппозиционно настроенное против кубинских властей), но и вызвало протесты в Европе.

Несправедливость и невозможность выполнения таких условий была очевидна всему миру и свидетельствовала об ошибочности принятого закона. Даже исследователь из университета Майами Хоакин Рой признает, что «эмбарго и дополнительные ограничительные законы означают громкий провал политики США в отношении Кубы. Они не только не достигли главной цели (смены режима), но и вызвали протест оппозиции и многих традиционных союзников в Европе, Латинской Америке, Канаде, которые осуждают эмбарго как одностороннюю идеологию и отсутствие эффективных аргументов для решения задач на двусторонней основе в условиях, когда нет СССР и "холодной войны"» [18]. Однако закон действует до настоящего времени.

Принятие закона вдохновило и активизировало кубинскую эмиграцию в США, которая выступала за самые жестокие меры против режима Ф. Кастро, его насильственное свержение и установление своего правления на острове. Куба вынуждена была прибегнуть к чрезвычайным мерам. Ф. Кастро еще в 1990 г. выдвинул лозунг «Социализм или смерть!» и объявил о переходе к «особому периоду в мирное время». Новая политика выразилась в сокращении производства и потребления продовольствия, строгой экономии топлива, уменьшении социальных расходов, максимальной мобилизации трудовых ресурсов. Продолжалось укрепление обороноспособности страны. Правительство приступило к проведению экономических реформ, которые несколько облегчили положение народа. Улучшилось снабжение населения, сохранялись социальные льготы и гарантии, высокий уровень бесплатного образования и медицинского обслуживания для всех кубинцев. На острове не было бездомных. Режим сохранял опору в массах и оставался довольно прочным. Мужественное преодоление трудностей и успешное противостояние могущественному соседу в отстаивании своего суверенитета и национального достоинства поднимало престиж Кубы в глазах латиноамериканцев и в целом в мире. Расширились экономические и дипломатические отношения Кубы с другими государствами региона и Европы.

Блокада острова продолжается уже более пятидесяти лет. Несмотря на интенсивные диплома-

тические усилия кубинского правительства и поддержку практически всего мира - 187 стран, входящих в ООН, власти Соединенных Штатов, на стороне которых только Израиль, не желают снимать с Кубы экономическую, торговую и финансовую блокаду, надеясь дожать кубинцев, измучив их материальными трудностями. Не случайно Гавана рассматривает американское экономическое эмбарго как акт геноцида кубинского народа.

«Такую жестокую, невиданную политику могущественная империя превратила в норму международного масштаба, несмотря на практически единогласное мнение всех стран-членов Организации Объединенных Наций, за исключением Соединенных Штатов и Израиля. Факты неопровержимо свидетельствуют о том, что в глобализо-ванном мире настоящего времени под эгидой американской империи не существует никакой гарантии безопасности для каких бы то ни было стран. В Организации Объединенных Наций можно в тысячный раз выражать единогласное осуждение экономической блокады Кубы или обсуждать любые другие меры, как, например, право палестинского народа на его учреждение в качестве государства, но если такое право или любое другое не отвечает интересам империи, оно не имеет никакой силы», - пишет в своей статье «Железная воля» Фидель Кастро после очередного голосования по кубинскому вопросу в ООН [19].

С 1992 г Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюцию, призывающую США отменить санкции против Кубы, но Вашингтон упорно игнорирует ее и продолжает обвинять Кубу в отсутствии демократии и в том, что она, якобы, поддерживает терроризм. Последнее обвинение основывается на том факте, что после ряда предупреждений 24 февраля 1996 г. кубинцы сбили над своими территориальными водами два самолета, принадлежавшие одной из антикубинских организаций, базирующихся в США. Они в течение нескольких месяцев разбрасывали листовки над Гаваной, рассчитывая спровоцировать население на беспорядки. В результате погибли четыре пилота. Международные арбитражные органы признали правоту Гаваны [20]. Однако США до сих пор продолжают обвинять Кубу в терроризме. На это Ф. Кастро резонно отвечает: «Такая грубая и

нелепая ложь исходит из могущественной страны, которая, находясь в 90 милях от берегов острова, не только установила преступную блокаду Кубы, но и совершала самые чудовищные террористические акты. Пожары в учебных, торговых и развлекательных центрах, белый фосфор на плантациях сахарного тростника, использование взрывчатых веществ на заводах, пиратские нападения на портовые сооружения и рыболовные и грузовые суда, организация контрреволюционных банд, внедрение агентов и поставки оружия наемным бандам - все это началось в 1959 году, после принятия первого Закона об аграрной реформе, оставляя после себя на нашей Родине след смерти и разрушения.

Бомбардировки наших авиабаз и высадка наемных войск на пляже Хирон под прикрытием американских авианосцев и военных кораблей стоили бесчисленных жертв в самом начале нашего революционного процесса. Могут ли Соединенные Штаты отрицать эти факты?

Планы убийства лидеров Революции, разработанные службами разведки Соединенных Штатов, неисчислимы, но они не ограничили этим свои грубые акции. Вирусы и бактерии были внедрены в нашу страну для диверсии производства сельскохозяйственных культур и животноводства, более того - болезни, которые даже не существовали в нашем полушарии, были внедрены на Кубу, чтобы нанести вред населению. От геморрагической лихорадки денге пострадали сотни тысяч людей, а около 150 человек, большинство из них дети, скончались. Эта болезнь все еще наносит урон в этом полушарии. Перечислять акции, совершенные Соединенными Штатами против нашего народа, можно было бы бесконечно» [21].

Эти заявления имеют очень серьезные основания. Еще в 1955 г. в США была создана межведомственная Специальная группа, в которую входили директор ЦРУ, заместитель министра обороны и ряд высших должностных лиц. С 1959 г. ее деятельность значительно активизировалась. Задачей группы было осуществлять различные подрывные операции против неугодных режимов. Среди прочего она планировала убийство Фиделя Кастро и экономический саботаж против Кубы (операция носила название «Mongoose») [22]. Кроме того под опекой США существуют

m

85

Фидель Кастро Рус. Лидер кубинской революции.

различные спец-служб ы , мафи-о з -ные, эмигрант-ские и экст-реми-

стские группировки, заинтересованные в падении кубинского режима и физическом уничтожении ее лидера. Правительство США регулярно выделяет крупные суммы на «демократизацию кубинского режима». Об этом подробно говорится в докладах Конгрессу США по кубинскому вопросу [23]. Эти объединения организовывают крупномасштабные пропагандистские компании в целях дискредитации Кубы на международной арене, устраивают облеты кубинской территории, готовят покушения на Фиделя.

Согласно книге бывшего шефа кубинских спецслужб Фабио Эскланте «63 8 способов убить Кастро», а также документам, рассекреченным в июне 2007 года ЦРУ, стало известно только количество покушений, которые стали достоянием общественности и официально признаны Вашингтоном. Но и это впечатляет. Как пишет в своей статье, посвященной покушениям на Фиделя, Анатолий Шаповалов, «Такая масштабность обоснована. Фидель - своего рода мировой рекордсмен по выживанию, а хроника покушений на него чрезвычайно разнообразна и впечатляюща. В числе разработчиков планов покушений на Кастро были как агенты ЦРУ, так и окопавшиеся в Майами кубинские контрреволюционеры. Чего только не было в их преступном арсенале: классические покушения с использованием бомб и снайперов, «блондинки-киллеры», ядовитые таблетки, сигары с мини-взрывателем и даже «экзотические» взрывающиеся моллюски, которые должны были поразить Фиделя, любителя подводного плавания. Числу их нет счета. Но все они не состоялись благодаря вере кубинского народа

своему лидеру, верности охраны и интуиции самого Фиделя» [24].

Как пишет обозреватель журнала «Международная жизнь» А. Моисеев, «Долговечная финансовая и торгово-экономическая блокада Соединенных Штатов против Кубы, которую в международной политике с подачи тех же американцев «политкорректно» именуют не иначе, как эмбарго, конечно же, сильно тормозит социально-экономическое развитие островной Антильской республики. Гавана скрупулезно ведет учет убытков, которые ежедневно приносит стране архаичная «наказательная» мера США. Пять десятилетий экономических репрессий против Кубы, подсчитали на острове, причинили ее народному хозяйству ущерб, который оценивается почти в 752 миллиарда долларов» [25]. Введенные Вашингтоном меры нанесли колоссальный удар практически по всем сферам жизни острова, задержав его развитие на много лет.

Большие надежды Гавана возлагала на приход к власти в США Барака Обамы, который заявлял о намерении улучшить отношения с Кубой и ослабить жесткий режим. Начал он с того, что на полгода приостановил действие «закона Хел-мса-Бертона» в ответ на резолюцию ООН с требованием об отмене ограничений в отношении Кубы, затрагивавших интересы третьих стран и нарушавших нормы международного права. Кроме того, Обама объявил об отмене ограничений на поездки на Кубу и на денежные переводы для родственников. Но вскоре вновь продлил торговое эмбарго против Кубы, заявив, что это соответствует интересам США, и он не видит причин отменять его, пока на Кубе не произойдет кардинальное изменение политического строя [26]. В ответ на это Ф. Кастро заявил, что желает наладить отношения с США, но не ценой предательства своих идей. «Я был избран главой Кубы не для того, чтобы восстановить капитализм или отречься от революции. Меня выбрали для того, чтобы защищать, поддерживать и продолжать совершенствовать социализм. А не для того, чтобы уничтожить его» [27].

Моральная победа Кубы над мощным соседом очевидна. Об этом говорит Фидель, подводя итог осуществления кубинской революции, начиная с 1959 г. до настоящего времени: «Наша страна - и

86

это не было преднамеренной целью Революции - стала примером того, чего может достичь небольшое государство, если оно твердо держится политики, основанной на принципах, даже если научные и технологические достижения, патенты на них и распределение богатств планеты находятся в руках наиболее развитых и богатых стран, являвшихся некогда колониальными державами -сеятелями грабежа и бедности в наших странах» [28]. Куба бросила вызов самой могущественной империи современности и сделала это у нее под боком, в небольшой слаборазвитой стране, подорвав монополию Вашингтона на политическое господство в Западном полушарии.

Интервенция США в Доминиканской Республике

После победы революции на Кубе Соединенные Штаты решили, что следует усилить свое влияние в Латинской Америке, чтобы впредь здесь не появилось нового прецедента. В мае 1965 г. президент Л. Джонсон провозгласил «право США на вооруженное вмешательство в любой стране Западного полушария с целью помешать установлению коммунистического правительства» [29]. Это заявление, а затем и утвержденная конгрессом резолюция получили известность как «доктрина Джонсона». Позднее пределы действия «доктрины» были существенно расширены. Соединенные Штаты Америки присваивали себе право, попирая суверенитет, совершать вооруженное вмешательство во внутренние дела государств не только Западного полушария, но и в любой части земного шара, где, по их мнению, существует «очаг подрывной деятельности» или имеется угроза «захвата власти коммунистами». Будучи продолжением «доктрины Монро», превратившейся в ходе ее развития в сугубо реакционную установку США на господство в латиноамериканских странах, «доктрина Джонсона» отразила агрессивную сущность послевоенной антикоммунистической политики США, претендовавшей на руководящую роль во всем мире.

Принятию этой «доктрины» способствовали события, развернувшиеся в Доминиканской Республике. В 1963 г. здесь впервые за многие десятилетия диктатуры к власти пришел конституционно избранный президент Хуан Бош, кото-

рый намеревался установить демократию и провести ряд серьезных реформ (принять новую конституцию, провести аграрную реформу, установить контроль над экспортом сахара, легализовать партии и профсоюзы). Но едва он попытался всерьез приступить к осуществлению реформ, как был в том же году свергнут военными. В стране вновь воцарилась военная хунта, начавшая репрессии против поборников реформ.

24 апреля 1965 г. два батальона доминиканской армии при поддержке народа восстали против военной хунты, требуя восстановления демократической конституции и возвращения к власти законного президента Боша. Участники восстания стали называться конституционалистами. Они успешно противостояли войскам хунты, и когда стала очевидной их победа, в страну под предлогом защиты жизни и собственности граждан США вторглись 40 тысяч американских морских пехотинцев, что многократно превосходило силы участников восстания. Кроме того, в интервенции приняли участие 50 кораблей и 275 самолетов. «Североамериканские войска поспешили «навести там порядок». Четыре тысячи трупов оставили они, пытаясь сломить сопротивление патриотов... Надо было в зародыше убить "новую Кубу"» [30]. Именно тогда и выступил со своим заявлением Джонсон, обосновывая необходимость ввода американских войск в Доминиканскую Республику. Вашингтон попытался использовать эти события для создания постоянных межамериканских вооруженных сил, чтобы придать своим действиям характер коллективной акции в данном случае и, держа их под своим контролем, использовать в других. Однако большинство латиноамериканских стран осудило интервенцию и отказалось участвовать в подобных акциях. Войска США оставались в стране с 1965 по 1968 гг., пока не заставили доминиканских конституционалистов подписать соглашение о прекращении борьбы и поспособствовали избранию президентом лояльного Вашингтону деятеля.

События в Доминиканской Республике в апреле 1965 г. и последовавшая за ними вооруженная интервенция США внесли существенные изменения в межамериканскую систему. Именно в этот период еще более проявилась реакционная и интервенционистская сущность политики США

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87

в отношении не только Доминиканской Республики, но и всей Латинской Америки.

Продолжение следует.

Литература:

1. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. М., 1982. С. 232.

2. Там же. С. 298.

3. Galeano, E. Las venas abiertas de America Latina. La Habana, 1971. P. 235.

4. Bertonha, J.F. O fim de hegemonia americana na America do Sol? Russia, China e Uniro Europeia como actores regionais? // Negocios Estrangeiros. Lisboa, 2010. № 18. P. 122; а также см. Рецензия и авторский перевод c португальского языка: Давыденко, А.И. / Конец американской гегемонии в Южной Америке // Международная жизнь. М, 2011. № 5. С. 150-159.

5. Роиг де Леучсенринг, Э. Кубинский народ в борьбе против империализма США. Избранные произведения. М.,1968. С. 240.

6. История США в документах. URL: http://istoria-usa.at.ua/index/0-33.

7. Schiavon, J.A. Sobre contagios y remedios: el New Deal y su impacto sobre la administracion cardenista // Iztapalapa. Mexico, 2002. V. 52, № 23. P. 353.

8. «Поправка Платта» была принята 2 марта 1901 r. конгрессом США по предложению председателя сенатской комиссии по кубинскому вопросу О. Платта. Она состояла из 8 условий, ограничивавших суверенитет Кубы и устанавливавших неофициальный протекторат США над островом. Согласно «поправке», США получили право на вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику страны, включая право на оккупацию Кубы в целях «защиты ее независимости» и размещение военно-морских баз, а также создали исключительно благоприятные условия для экспансии американского капитала на Кубу.

9. Жирное, O.A., Шереметьев, И.К. Новое «издание» панамериканизма: латиноамериканская политика Дж. Буша. М., 2005. С. 37, 35-36.

10. Doyle, K.; Kornbluh, P. CIA and Assassinations: The Guatemala 1954 Documents // National Security Archive Electronic Briefing Book No. 4. URL: http:/ /www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB4/ .

11. Ibidem.

12. После свержения Арбенс сначала находился в мексиканском посольстве. Вскоре он отказался от гватемальского гражданства и выехал в Париж, затем в Прагу. Возможно, он хотел ехать в Москву. В 1957 r. Арбенс выехал в Уругвай, за-

тем с 1960 г. жил по приглашению Фиделя Кастро на Кубе. В 1965 г. его дочь Арабелла покончила жизнь самоубийством, и Арбенс выехал на её похороны в Мексику, где и остался. Все эти годы его персона продолжала находиться под пристальным вниманием ЦРУ. 27 января 1971 г. в Мехико Арбенс был найден мёртвым в ванной комнате. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неразгаданными.

13. Doyle, K.; Kornbluh, P. Op. cit.

14. Сапожников, K.H. «Банановый занавес» вокруг Гватемалы приподнимается? // Латинская Америка. М., 2007. № 9. С. 59.

15. Строганов, А.И. Латинская Америка в XX веке. М., 2008. С. 179.

16. Там же.

17. Подробнее см.: Леонов, Н.С., Бородаев, В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. М., 1999. С. 427-429.

18. Roy, J. Cuba: el papel de EEUU, America Latina y la UE // Pensamiento iberoamericano. Madrid, 2011/ 1. № 8. P. 249.

19. Кастро, Ф. Железная воля (часть первая) // Пренса Латина. Гавана, 18.10.2011. URL: http:// ruso.prensa-latina.cu/ index.php?option=com_content&task=view&id= 24349&Itemid=27 .

20. Подробнее см.: Леонов, Н.С., Бородаев, В.А. Указ. соч. С. 428-429.

21. Кастро, Ф. Железная воля (часть первая).

22. Платошкин, Н.Н. Подрывная деятельность США против Чили - осень 1970 года // Военно-исторический журнал. М, 2011. № 1. С. 46.

23. Congressional Research Service. CRS Report for Congress. Cuba: Issues for the 112th Congress. October 6, 2011, Mark P.Sullivan (Specialist in Latin American Affairs). P. 21-58.

24. Правда.16.04.2010.

25. Моисеев, А. Куба предъявляет Америке счет // Международная жизнь. 31.05.2011. URL: http:// www.interaffairs.ru/read.php?item=7677 .

26. Подробнее о политике администрации Обамы по отношению к Кубе см.: Dangerous Complacencies. Obama, Latin America, and the Misconceptions of Power // Latin American Perspectives. Thousand Oaks, CA, 2011. Vol. 38, No. /14. P. 16-17/; Gandasegui Jr., M.A. President Obama, the Crisis, and Latin America // Ibid. P. 119-120.

27. РИА Новости, 3.09.2010.

28. Кастро, Ф. Железная воля (часть первая).

29. The New York Times. 2.05.1965.

30. Галеано, Э. Вскрытые вены Латинской Америки. М., 1986. С. 117-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.