Научная статья на тему 'Американские технологии «Гибридной войны» в Латинской Америке: История и современность'

Американские технологии «Гибридной войны» в Латинской Америке: История и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
626
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / USA / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / LATIN AMERICA / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / "ГИБРИДНАЯ ВОЙНА" / "HYBRID WARFARE" / ВМЕШАТЕЛЬСТВО / INTERFERENCE / НАЕМНИКИ / MERCENARIES / ДАВЛЕНИЕ / PRESSURE / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будаев Андрей Владимирович

В статье рассматривается практический опыт применения США технологий «гибридной войны» в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Автор считает, что, несмотря на относительно недавнее введение в политический лексикон термина «гибридная война», соответствующие технологии использовались Вашингтоном в Латиноамериканском регионе со второй половины прошлого столетия (например, на Кубе, в Никарагуа, Чили). В современных условиях Соединенные Штаты применяют технологии «гибридной войны» в ЛАКБ с большей изобретательностью и изощренностью, избегая прямых лобовых столкновений с оппонентами (Венесуэла, Бразилия). Это позволяет им эффективно дополнять арсенал «умной силы» (в виде комбинации «мягкой» и «жесткой» силы), ориентированный на оптимальное обеспечение североамериканских позиций в этом регионе на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American “hybrid warfare” technologies in Latin America: history and current Situation

The article deals with practical experience in application of “hybrid warfare” technologies by the USA in Latin American and Caribbean countries (LACC). The author suggests that despite relatively recent introduction of the term “hybrid warfare” in political vocabulary, the respective technologies have been used by Washington in Latin American region since the second half of the past century (for example, in Cuba, Nicaragua, Chile). In modern conditions the United States use “hybrid warfare” technologies in LACC with more inventiveness and sophistication, avoiding direct frontal collisions with the opponents (Venezuela, Brazil). It enables them to successfully complement the arsenal of “smart power” (as a combination of the “soft” and “hard” power) aimed at long-term security of American positions in the region.

Текст научной работы на тему «Американские технологии «Гибридной войны» в Латинской Америке: История и современность»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 4

ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

А.В. Будаев

АМЕРИКАНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается практический опыт применения США технологий «гибридной войны» в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Автор считает, что, несмотря на относительно недавнее введение в политический лексикон термина «гибридная война», соответствующие технологии использовались Вашингтоном в Латиноамериканском регионе со второй половины прошлого столетия (например, на Кубе, в Никарагуа, Чили). В современных условиях Соединенные Штаты применяют технологии «гибридной войны» в ЛАКБ с большей изобретательностью и изощренностью, избегая прямых лобовых столкновений с оппонентами (Венесуэла, Бразилия). Это позволяет им эффективно дополнять арсенал «умной силы» (в виде комбинации «мягкой» и «жесткой» силы), ориентированный на оптимальное обеспечение североамериканских позиций в этом регионе на перспективу.

Ключевые слова: США, Латинская Америка, технологии, «гибридная война», вмешательство, наемники, давление, интересы.

The article deals with practical experience in application of "hybrid warfare" technologies by the USA in Latin American and Caribbean countries (LACC). The author suggests that despite relatively recent introduction of the term "hybrid warfare" in political vocabulary, the respective technologies have been used by Washington in Latin American region since the second half of the past century (for example, in Cuba, Nicaragua, Chile). In modern conditions the United States use "hybrid warfare" technologies in LACC with more inventiveness and sophistication, avoiding direct frontal

Будаев Андрей Владимирович — кандидат политических наук, Генеральный консул Российской Федерации в Рио-де-Жанейро, Бразилия; дипломатический ранг — Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса; e-mail: [email protected]

collisions with the opponents (Venezuela, Brazil). It enables them to successfully complement the arsenal of "smart power" (as a combination of the "soft" and "hard" power) aimed at long-term security of American positions in the region.

Key words: the USA, Latin America, technologies, "hybrid warfare", interference, mercenaries, pressure, interests.

Весьма популярный и активно используемый сегодня в публицистике и политологии термин «гибридная война» был введен в оборот в начале 2000-х гг., однако до сих пор не получил точной официальной дефиниции. Среди российских и западных журналистов и политологов имеется достаточно широкий разброс мнений и трактовок этого понятия. Некоторые исследователи и наблюдатели считают, что «гибридная война» — это военно-политическая стратегия, объединяющая традиционные методы ведения боевых действий вместе с информационно-психологическим воздействием. Другая часть авторов используют указанный термин для описания атак и наступательных действий против внешнего противника с использованием различного вида вооружений (конвенциональных, высокоточных, биологических и химических видов оружия), а также активной пропаганды: и информационной войны. Американский политолог Дэвид Килкаллен, автор книги «Случайный партизан» ("The Accidental Guerilla") утверждает, что «гибридная война» является лучшим определением современных конфликтов и включает в себя комбинацию партизанской и гражданской войн, а также мятежа и терроризма. Журналист Фрэнк Хоффман определяет «гибридную войну» в виде любых действий врага, который мгновенно и слаженно использует сложное сочетание разрешенного оружия, партизанской войны, терроризма и преступного поведения на поле боя для того, чтобы добиться желаемых целей1.

По мнению члена верхней палаты парламента Нидерландов, генерал-майора в отставке Франка ван Каппена, «государство, которое ведет "гибридную войну", совершает сделку с негосударственными исполнителями — боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально

1 Гибридная война //Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 24.05.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=70992351 (дата обращения: 01.06.2015).

полностью отрицается. Эти исполнители могут делать такие вещи, которое само государство делать не может...»2.

Российский политолог Александр Горохов определяет «гибридную войну» как боевые действия, в ходе которых помимо регулярных формирований используются отряды негосударственных «исполнителей»: идеологически мотивированные боевики, откровенные местечковые банды, частные карательные формирования, международные наемники, иностранные «специалисты», связь с которым формально отрицается3. Речь идет о задействовании в гибридных войнах неофициальных, неформальных акторов, на которых можно перекинуть всю грязную работу и в случае необходимости возложить на них полноту ответственности (тем более при неудаче или провале спецопераций).

В эту характеристику «гибридной войны» практически полностью вписываются действия США в странах ЛАКБ во второй половине прошлого столетия, притом что само это понятие появилось в начале XXI в. В качестве типичных, классических примеров «гибридной войны» Вашингтона в Латиноамериканском регионе можно привести вооруженную спецоперацию против кубинского правительства Ф.Кастро в 1961 г., свержение правительства народного единства во главе с президентом С. Альенде в Чили в 1973 г., многолетнюю войну никарагуанских «конт-рас» против левого сандинистского правительства в Никарагуа (1980—1990 гг.). Хотя, надо признать, под характерные признаки «гибридной войны» вполне подпадает политика Белого дома в отношении целого ряда других государств ЛАКБ еще со времен принятия в XIX в. доктрины Монро4. Особую роль в этом плане

2 Корниенко С. Гибридная война Путина — никто не знает, как ответить: Интервью Франка ван Каппена // Аргумент [Сайт]. 28.04.2014. URL: http:// argumentua.com/stati/gibridnaya-voina-putina-nikto-ne-znaet-kak-otvetit (дата обращения: 01.06.2015).

3 См.: Горохов А. «Гибридные войны» — дело американских технологий // Новостной Калейдоскоп [Сайт]. 03.06.2014. URL: http://jvatnews.ru/obshestvo/ gibridnyie-voynyi/ (дата обращения: 01.06.2015).

4 Доктрина Монро — послание американскому конгрессу президента Д. Монро от 2 декабря 1823 г., в котором были выделены три основных положения в качестве принципов внешней политики США: невмешательство американских государств во внутренние дела Европы; невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки; решимость препятствовать всяким попыткам европейских государств покушаться в какой-либо форме на независимость американских стран путем их колонизации. Данная доктрина была направлена отнюдь не против колониализма вообще, а против экспансии европейских

сыграла идеология панамериканизма — политическая доктрина, в основу которой положена противоречащая фактам и построенная на субъективном толковании исторического процесса идея о якобы существующей общности исторической судьбы, экономики и культуры США и других стран Американского континента5. Панамериканизм использовался США для обоснования экономической, политической, а нередко и прямой военной агрессии в отношении стран ЛАКБ.

С конца XIX в. США стали использовать эту идеологию для осуществления своей экспансии в Латиноамериканском регионе и вытеснения из него других акторов, в том числе оправдывая свои многочисленные интервенции на Кубе, в Мексике, на Гаити, в Никарагуа, Колумбии, Панаме, Доминиканской Республике и др. В о енно-политическое и экономическое давление США на латиноамериканские государства подкреплялось идеологическим проникновением, которое осуществлялось, особенно после Второй мировой войны, под видом борьбы против «коммунистического вмешательства» в дела Западного полушария6.

Особого внимания заслуживает изучение и анализ североамериканских технологий «гибридной войны» на Кубе. Как известно, в результате свержения диктаторского режима Ф. Батисты и победы революции власть на острове в 1959 г. взяло в свои руки правительство левой ориентации во главе с Фиделем Кастро, которое затем встало на путь строительства социализма. Начатые в стране широкие социально-экономические преобразования, национализация промышленности, аграрная реформа вызвали недовольство части населения, вследствие чего произошла массовая эмиграция с острова, главным образом в США, где сфор-

«игроков» на американском континенте. В 40-е гг. прошлого века доктрина Монро и призывы к континентальной солидарности служили прикрытием для аннексии Соединенными Штатами почти половины территории Мексики (нынешние штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Новая Мексика, Колорадо, часть Вайоминга). По сути, доктрина Монро стала трактоваться как «Америка для США» и использоваться Вашингтоном для борьбы с коммунизмом и в целом с левым движением в ЛАКБ (Доктрина Монро // Академик — Словари и энциклопедии на Академике [Сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_economicJaw/3905/ДОКТРИНА (дата обращения: 01.06.2015)).

5 Панамериканизм // Академик — Словари и энциклопедии на Академике [Сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/U8184/Панамериканизм (дата обращения: 01.06.2015).

6 См.: Антясов М.В. Современный панамериканизм. Происхождение и сущность доктрин панамериканской «солидарности». М., 1960. С. 2—18.

мировалась крупная кубинская диаспора оппонентов Ф. Кастро. В апреле 1961 г. радикальные представители кубинской эмиграции при активной поддержке США высадили вооруженный десант на Южном побережье острова с целью организации массовых выступлений против политики Ф. Кастро и его отстранения от власти7. Подготовка и планирование операции вторжения на Кубу силами военизированного формирования из кубинских эмигрантов начались в начале 1960 г. 17 марта 1960 г. президент США Дуайт Эйзенхауэр утвердил решение об организации вооруженной интервенции на Кубу и свержения правительства Кастро. 18 августа 1960 г. он распорядился выделить на эти цели 13 млн долл.8 ЦРУ дало распоряжение организовать подготовку кубинцев, бежавших от режима Кастро и находившихся в эмиграции на территории США и в других странах Латинской Америки, а также поставлять им оружие и боеприпасы. Общее руководство операцией (получившей кодовое наименование «Плутон») осуществлял директор ЦРУ Аллен Даллес. Ответственным за разработку и реализацию операции являлся генерал Ричард М. Бисселл, занимавший должность заместителя директора ЦРУ по планированию, действия госдепартамента по подготовке вторжения координировал помощник государственного секретаря США Уайтинг Уиллауэр9. Во второй половине марта 1960 г. в Майами была создана оперативная группа ЦРУ из нескольких десятков сотрудников, которые в свое время работали на Кубе и хорошо знали страну. 1 августа 1960 г. Вашингтон представил Межамериканскому комитету мира меморандум «Ответственность кубинского правительства за увеличение международной напряженности в Западном полушарии»10. Для размещения и подготовки кубинских наемников было создано семь военных лагерей в отдаленных районах на Тихоокеанском побережье Гватемалы, власти которой предоставили ЦРУ возможность использовать

7 В течение нескольких дней интервенция была пресечена, а ожидавшийся социальный «взрыв» так и не произошел. Впоследствии американские спецслужбы при опоре на их экстремистов из числа кубинской эмиграции в Майами и использовании неоднократно организовывали маломасштабные десанты на Кубу и различные террористические акты, включая многочисленные покушения на Ф. Кастро в целях его физического уничтожения.

8 См.: Сергеев Ф. Тайная война против Кубы. М., 1982. С. 38.

9 Wise D, Ross T. The Invisible Government. N.Y., 1964. P. 87.

10 История дипломатии: В 5 т. 2-е изд. / Под ред. А.А. Громыко и др. М., 1974. Т. V. Кн. 1. С. 608.

один из национальных аэродромов. Кроме того, никарагуанское правительство дало разрешение американским спецслужбам пользоваться аэродромом и морским портом11. Параллельно были предприняты значительные усилия для консолидации политических противников Ф. Кастро (создавших к тому времени около 60 объединений и групп). В ноябре 1960 г. под предлогом «защиты Никарагуа и Гватемалы от возможного нападения со стороны Кубы» США отправили к побережью Кубы группу кораблей своих военно-морских сил, что являлось очередным этапом подготовки к десантной операции в заливе Кочинос (в переводе с испанского — залив Свиней. — Примеч. автора)12.

Подготовка операции не осталась не замеченной международным сообществом: отдельные упоминания о военной подготовке кубинских эмигрантов появились в открытой печати. 31 декабря 1960 г. на заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 4 января 1961 г. на заседании Совета Безопасности ООН министр иностранных дел Кубы Рауль Кастро Роа сделал заявление о подготовке американскими спецслужбами вооруженного вторжения на Кубу. В марте 1961 г.из кубинских эмигрантов в Майами было сформировано будущее правительство страны — «кубинский революционный совет», в состав которого вошли Хосе Миро Кардона, Мануэль А. Верона и Мануэль Рей. 3 апреля 1961г. госдепартамент США опубликовал Белую книгу с целью дискредитировать кубинское правительство и лишить его международной поддержки, а также дать теоретическое обоснование вторжению. Перед началом операции на Кубе активизировалась «пятая колонна» противников кубинской революции, которые получили среди революционеров презрительное прозвище «гу-санос» (в переводе с испанского gusanos — «червяки». — Примеч. автора). Однако кубинские власти предприняли упреждающие меры: 18 марта 1961 г. на совещании в пригороде Гаваны органами государственной безопасности Кубы были арестованы 20 лидеров «гусанос», в результате последовавших затем операций и задержаний деятельность «пятой колонны» на острове была во многом дезорганизована13.

11 Phillips D. The Night Watch. N.Y., 1977. P. 87.

12 История дипломатии. Т. V. Кн. 1. С. 610.

13 См.: Листов В.В., Жуков В.Г. Тайная война против революционной Кубы. М., 1966. С. 189.

Около полуночи 17 апреля 1961 г. в районе залива Свиней началось десантирование сил вторжения (около полутора тысяч человек) при общей логистической поддержке нескольких десятков кораблей и самолетов ВС США. При этом американцы пытались всячески не афишировать и замалчивать свою причастность к этим событиям, подчеркивая, что речь идет о действиях добровольцев из числа кубинской оппозиции, борющихся за свободу и демократию в своей стране.

Несмотря на некоторое первоначальное замешательство, силы самообороны Кубы и народной милиции сумели быстро сорганизоваться, передислоцироваться и начать активное противостояние интервентам. Ф. Кастро обратился с радиообращением к гражданам страны, призвав их дать решительный отпор силам вторжения. На территории Кубы было введено чрезвычайное положение и объявлена всеобщая мобилизация. Несмотря на отчаянное сопротивление интервентов, к 17 апреля 1961 г. они оказались блокированы в треугольнике Плайя Хирон—Кайо-Рамона—Сан-Блас, а 19 апреля боевые действия были окончены убедительной победой кубинских революционных вооруженных сил (хотя прочесывание местности и задержание отдельных боевиков-диверсантов продолжалось еще несколько дней).

В целом потери кубинских диверсантов составили 114 человек убитыми и 1202 пленными. Трофеями кубинской армии стали 5 американских танков М41, 10 бронетранспортеров, орудия, стрелковое вооружение14. ВВС и ПВО Кубы сбили 12 самолетов В-26 «Инвэйдер», С-46 и других типов, осуществлявших прикрытие десанта, в том числе несколько самолетов с экипажами из США. Из них 7 В-26 и 1 С-46 были сбиты кубинскими истребителями, не понесшими потерь15. Правительство Кубы оценило ущерб, причиненный стране вторжением, в размере 53 млн долл.16

Провал операции вторжения на Кубу вызвал значительный резонанс как в самих Соединенных Штатах, так и на международной арене. В ряде столиц (Каир, Джакарта, Рио-де-Жанейро и Лима) демонстранты предприняли попытки штурмовать

14 См.: Музруков Е. Архив: Операция в заливе Свиней // Братишка [Журнал подразделений специального назначения]. 2011. № 4. URL: http://www.bratishka.ru/ archiv/2011/4/2011_4_10.php (дата обращения: 01.06.2015).

15 Triay V.A. Bay of Pigs: An Oral History of Brigade 2506. Gainesville (FL), 2001. P. 81,110.

16 См.: Сергеев Ф. Указ. соч. С. 101.

дипломатические миссии США. На заседании ООН представители 40 стран осудили агрессию США против Кубы. Правительство СССР выступило с резкой критикой в связи с нападением на Кубу и направило США ноту протеста с призывом принять меры к прекращению агрессии17. В 1986 г. видные члены американского научного сообщества (историки Г. Зинн, В.Э. Вильямс, Г. Колко, Л. Гарднер, Д. Горовиц и др.) официально признали, что операция США в 1961 г. являлась вмешательством США во внутренние дела Кубы, актом американской агрессии против Кубы и прямым нарушением статьи 15 Устава Организации американских государств, под которым США в 1948 г. поставили свою подпись, запрещающей кому бы то ни было вмешиваться во внутренние дела любой страны18.

Указанные выше события на Кубе вполне подпадают под современные характеристики «гибридной войны», включая такие ее отличительные черты, как задействование неформальных вооруженных формирований, внутренней радикальной оппозиции при их вооруженном и материально-техническом обеспечении, демонстрация силы или угрозы силой, а также массированное информационно-психологическое воздействие на официальные власти и население. Антикубинская спецоперация 1961 г. не просто логично вписывается в современные каноны ведения «гибридной войны», но и может служить своего рода учебным пособием для нынешних стратегов подобных проектов (даже несмотря на итоговую неудачу интервенции на Кубе).

Еще одним ярким свидетельством использования Соединенными Штатами в недавнем прошлом технологий «гибридной войны» является поддержка и финансирование 10-летней вооруженной борьбы никарагуанских «контрас»19 против левоориентированного правительства во главе с Д. Ортегой (контрас — пе-

17 Заявление Правительства СССР в связи вооруженным вторжением на Кубу от 18 апреля 1961 года // Россия—Куба. 1902—2002: Документы и материалы / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Республики Куба. М., 2004. С. 123—125.

18 Историческая наука за рубежом: По страницам зарубежных журналов // Вопросы истории. 1987. № 7. С. 157—164.

19 Отряды «контрас» представляли собой объединение нескольких серьезно различавшихся между собой по идеологии организаций и групп, которые вели гражданскую войну против сандинистского правительства Д. Ортеги в Никарагуа в 1980—1990 гг. В контрас входили как сторонники свергнутого режима А. Сомо-сы, так и никарагуанские крестьяне, представители некоторых индейских племен, а также люди, разочаровавшиеся в деятельности правительства Д. Ортеги.

ревод с испанского contras, сокращение от слова contrarrevolucionarios, по-русски контрреволюционеры. — Примеч. автора). В результате многолетнего (с 1962 г.) силового противостояния Сандинистского фронта национального освобождения с правившим олигархическим кланом Сомосы, завершившегося в 1979 г. свержением режима А. Сомосы, к власти пришел Сандинистский совет национальной реконструкции. Практически сразу после прихода к власти сандинистов никарагуанские «контрас» развязали в стране гражданскую войну при поддержке правительства США и некоторых других латиноамериканских стран (в т.ч. Аргентины, Гватемалы, Гондураса). С начала боевых действий численность «контрас» составляла около 2 тыс. боевиков (в основном дислоцировавшихся на территории соседнего Гондураса и совершавших вылазки в Никарагуа). В последующие годы их количество варьировалось от 10 до 14 тыс. человек, а на момент заключения мирных соглашений в 1990 г. оно достигало 18 тыс. человек. Масштабные операции правительственных сил на севере и юге страны в июле 1985 г. привели к значительным потерям в рядах «контрас». Принятые в 1985 г. закон об амнистии и в сентябре 1987 г. закон об автономии коренного индейского населения Атлантического побережья привели к резкому увеличению числа дезертиров среди контрреволюционных бойцов. В результате этого около 10 тыс. «контрас» прекратили вооруженную борьбу и сдались властям, а 16 тыс. индейцев вернулись к мирной жизни в традиционных местах проживания.

С самого начала гражданской войны в Никарагуа Соединенные Штаты выступили в качестве идейных вдохновителей и финансовых спонсоров «контрас». В частности, против сандинист-ского правительства была установлена экономическая блокада, проводилось агрессивное информационно-психологическое воздействие, международное дипломатическое давление, особенно в период президентства Р. Рейгана. Военно-морские силы США осуществляли морскую блокаду побережья Никарагуа, проводили многочисленные военно-морские учения (демонстрируя. возможность своего прямого военного вмешательства); группа связи Южного командования войск США в Панаме осуществляла радиоконтроль никарагуанской территории. В декабре 1981 г. на американских военных базах Форт-Беннинг (штат Джорджия) и Форт-Льюис (штат Вашингтон) под руководством бригадного генерала Шольца началась подготовка сил «коммандос»

из числа боевиков «контрас»20. 4 января 1982 г. президент США Р. Рейган подписал секретную директиву (NSC-NSDD-17) о выделении для «контрас» 19 млн долл. США, предоставлении им военной помощи и вербовки сторонников по линии ЦРУ21. На протяжении всех последующих лет Соединенные Штаты постоянно оказывали финансовую поддержку «контрас» на общую сумму несколько сотен миллионов долларов. США: в 1982 г. — 19; в 1983 г. — 24; в 1985 г. — 27 — для оказания «гуманитарной помощи» «контрас»; в 1986 г. — еще 100 млн долл., из которых 70 млн долл. предназначались на военную помощь и военную подготовку «контрас» и 30 млн долл. — на «иную помощь»; в 1988 г. — 27 млн долл., в 1989 г. — 67 млн долл. — для поставки «контрас» невоенной помощи22. В соответствии с директивой Совета национальной безопасности США для переброски оружия и других грузов для «контрас» были выделены военно-транспортные самолеты американских ВВС23. Помимо прямой военной и иной помощи американской администрации и спецслужб, США поощряли поддержку «контрас» со стороны коммерческих, общественно-политических и других неправительственных организаций. Так, сбором средств для «контрас» занимался Фонд за свободу Никарагуа, который возглавлял Уильям Саймон (бывший министр финансов США), а также Американский совет за свободу в мире во главе с отставным генералом Джоном Синг-лаубом. По сути эти и подобные им структуры являлись посредником между американским правительством и никарагуанскими «контрас».

В начальный период войны силы «контрас» несколько раз предпринимали попытки масштабного наступления с территории сопредельных государств с целью захвата и удержания части никарагуанских земель. Однако с середины 1985 г. в связи с усилением правительственных сил «контрас» перешли к тактике диверсионно-террористической деятельности. Их основной

20 См.: Манаков А.М. Апостолы двуликого Януса. М., 1986. С. 92—93.

21 National Security Decision Directive on Cuba and Central America. NSC-NSDD-17. January 4, 1982. URL: http://www.reagan.utexas.edu/archives/reference/ Scanned%20NSDDS/NSDD17.pdf (дата обращения: 01.06.2015).

22 Контрас//Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 13.04.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=69969555 (дата обращения: 01.06.2015).

23 См.: Палладин А. Хобби волонтеров разбоя // Известия. 1985. 27 янв. № 27 (21 104). С. 5.

целью были не столько прямые боестолкновения с сандинист-скими войсками, сколько саботаж, препятствие проведению реформ и дезорганизация экономической жизни в стране, разрушение транспортных коммуникаций и линий связи, устрашение населения и изматывание противника беспрерывными нападениями на неохраняемые объекты (административные здания, больницы, школы, плантации).

Для ведения авиаразведки, воздушной войны и переброски грузов «контрас» получали от американских спонсоров самолеты и вертолеты (как правило, «стерильные», т.е. не имевшие опознавательных знаков). В нарушение международного законодательства поставка американскими спецслужбами оружия, боеприпасов и военного имущества для «контрас» производилась на вертолетах с эмблемой Красного Креста. В связи с этим в июле 1987 г. Международный комитет Красного Креста направил официальный протест правительству США24.

С целью пополнения своих рядов «контрас» практиковали похищения и принудительный увод с собой гражданского населения. Международные правозащитные организации неоднократно отмечали крайнюю жестокость «контрас» не только по отношению к своим политическим противникам, но и к мирным гражданам. По некоторым данным, в результате войны было убито, похищено и пропало без вести несколько тысяч человек. Общий ущерб экономике Никарагуа от действий «контрас» составил 3,5 млрд долл. США.

В 1988 г. между представителями правительства Никарагуа и руководством «контрас» начались переговоры о прекращении боевых действий25. После поражения сандинистов на выборах в феврале 1990 г. к власти пришла нелиберальная проамериканская администрация во главе с президентом В. Чаморро. Благодаря продолжению политики национального примирения в мае 1990 г. «контрас» прекратили боевые действия, многие из них вернулись на родину. В соответствии с мирными договоренностями никарагуанское правительство предоставило бывшим «контрас» земельные участки в пяти сельских районах страны, помощь в обустройстве (дома для проживания, снабжение продуктами

24Цинизм Вашингтона // Известия. 1987. 18 июля. № 199 (22 006). С. 4.

25 Pear R.. Contras Agree to Resume Peace Talks // The New York Times. 1988. 16 sept. URL: http://www.nytimes.com/1988/09/16/world/contras-agree-to-resume-peace-talks.html (дата обращения: 01.06.2015).

питания), рабочие места и гарантии безопасности (многие «конт-рас» вошли в состав полиции и местных органов власти).

Военные действия «контрас» в Никарагуа, активно поддерживавшиеся и финансировавшиеся Соединенными Штатами, также могут служить наглядным примером использования Вашингтоном ключевых элементов «гибридной» силы в своей политике в Латиноамериканском регионе.

На протяжении последующих лет США не раз использовали технологии «гибридной войны» в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Надо признать, что на нынешнем этапе Соединенные Штаты небезуспешно применяют стратегию «гибридной войны» преимущественно в «горячих точках» — на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке (Афганистан, Ирак, Иран, Ливия, Египет, Тунис). В то же время Белый дом продолжает использовать соответствующие технологии в своем «мягком подбрюшье» (в ЛАКБ). Достаточно вспомнить активную роль «американской закулисы» в содействии попытке неудавшегося госпереворота в Венесуэле в 2002 г., постоянный прессинг против Боливарианской Республики Венесуэла (БРВ), возглавлявшейся до недавнего времени президентом У. Чавесом, а после его смерти — нынешним главой государства Н. Мадуро. Все эти действия направлены на смещение левого боливариан-ского правительства и обеспечение прихода к власти лояльных Вашингтону правых олигархических сил. Непрекращающиеся тайные операции против официального Каракаса при задействовании и опоре на активизирующуюся правую оппозицию, маргинальные слои местного населения и прозападные правозащитные организации объективно дестабилизируют обстановку в этой стране. Такая линия Вашингтона в очередной раз наглядно проявилась в виде принятия Белым домом в начале марта 2015 г. новых санкций против высокопоставленных венесуэльских чиновников и объявления чрезвычайного положения по отношению к Венесуэле, поскольку ситуация в этой стране якобы представляет опасность для североамериканских интересов26. Регулярное проведение США военно-морских маневров в районе Атлантики, не так далеко от границ Венесуэлы, вкупе с постоянным информационно-психологическим воздействием на офи-

26Обама: Венесуэла угрожает национальной безопасности США // Федеральное агентство новостей. 09.03.2015. URL: http://riafan.ru/221925-obama-venesuela-ugrozhaet-natsionalnoy-bezopasnosti-ssha/ (дата обращения: 01.06.2015).

циальные власти и население Венесуэлы является не чем иным, как проявлением технологии «гибридной войны» Вашингтона против нынешнего венесуэльского режима. Надо отдать должное властям БРВ, которые пока достаточно эффективно противостоят подобной линии Вашингтона. В ответ на отмеченные выше действия американцев парламент Венесуэлы 16 марта 2015 г. предоставил главе государства возможность управлять страной декретами, которые автоматически принимают силу закона (без утверждения депутатами). Этими особыми полномочиями Н. Мадуро будет располагать в течение 6 месяцев (до 16 августа 2015 г.). Указанные полномочия будут использованы венесуэльским президентом в перовую очередь для укрепления юридической системы, суверенитета и мира в республике «перед лицом агрессии правительства США»27. Кроме того, венесуэльские власти подкрепляют свои действия инструментами «мягкой силы»: 19 апреля 2015 г. в социальных сетях Интернета проведен международный день солидарности против действий США, в ходе которого ожидался сбор порядка 10 млн подписей. Организаторы акции рассчитывали, что «все прогрессивные левые партии Латинской Америки примут план защиты боливарианской революции на мировом уровне» в целях изменения международного общественного мнения в пользу Венесуэлы28.

В качестве другого примера подобного рода действий Соединенных Штатов можно привести Бразилию. Не имея возможности прямой демонстрации силы или угрозы силой в отношении «южноамериканского гиганта», Вашингтон действует весьма изобретательно и изощренно, применяя экономические рычаги воздействия (включая манипулирование мировыми ценами на энергоносители и другие природные ресурсы), использует инфор-

27 Национальный конгресс Венесуэлы уже предоставлял президенту Н. Мадуро особые полномочия в ноябре 2013 г. Тогда Н. Мадуро подписал ряд указов, направленных на укрепление контроля государства за экономикой и борьбу с коррупцией. Его предшественник Уго Чавес за 14 лет своего правления четыре раза получал особые полномочия от Национальной ассамблеи, благодаря чему подписал более 200 президентских указов, имевших силу закона (Президента Венесуэлы наделили особыми полномочиями в связи с угрозами со стороны США // НТВ [Сайт]. 16.03.2015. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1362136/ (дата обращения: 01.06.2015)).

28 Венесуэла инициирует акцию международной солидарности против США//Газетами. 2015.14 марта. URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/ 03/14/n_7011081.shtml (дата обращения: 01.06.2015).

мационно-психологическое воздействие, также опираясь на возможности внутренней правоцентристской оппозиции. В данном контексте также можно вспомнить разразившийся в конце 2013 г. «шпионский скандал», связанный с телефонной прослушкой и перехватом американскими спецслужбами электронных сообщений президента Бразилии Д. Роуссефф и других руководителей этого государства. Одним из последствий вскрывшихся фактов стала отмена Д. Роуссефф своего официального визита в Вашингтон в декабре 2013 г. и некоторое охлаждение отношений с Соединенными Штатами. Рука Вашингтона просматривается и в резонансных разоблачениях вокруг деятельности ведущей государственной нефтяной корпорации «Петробраз». Продолжающиеся уже более года бразильскими компетентными органами расследования в связи с масштабной коррупцией, взятками, отмыванием денег и другими злоупотреблениями «Петробраз» выявили причастность к ряду правонарушений ряда североамериканских компаний и бизнесменов. Некоторые наблюдатели считают, что американские спецслужбы имели отношение (при взаимодействии и координации с лидерами бразильской правой оппозиции) к организации в этой стране недавних массовых манифестаций и беспорядков с лозунгами, требующими отставки президента Д. Ро-уссефф, наведения порядка и законности в Бразилии. В середине марта 2015 г. по всей стране, в первую очередь в крупнейших городах — Сан-Паулу, Бразилиа, Белу-Оризонти, прокатилась волна антиправительственных выступлений, в которых приняло участие до полутора миллионов человек, требовавших импичмента действующему главе государства, обвиняя ее в коррупции и других злоупотреблениях власти29.

Еще одним свидетельством применения Соединенными Штатами тактики «гибридной войны» может служить Колумбия, где помимо тесного торгово-экономического сотрудничества реально присутствует американский военный компонент: в рамках борьбы с наркотрафиком и наркотерроризмом США на протяжении многих лет оказывают колумбийской администрации на регулярной основе военную помощь в виде поставок различного вида вооружений, а также направления в эту страну аме-

29 В Бразилии продолжаются антиправительственные демонстрации // Агентство Анадолу [Сайт]. 16.03.2015. URL: http://www.aa.com.tr/ru/world/478953 (дата обращения: 01.06.2015).

риканских военных советников, бойцов спецподразделений, сотрудников ДЕА. Такое определение «гибридной войны», как смешение классических методов ведения боевых действий с использованием нерегулярных вооруженных формирований, логично вписывается в линию действий Соединенных Штатов в Колумбии, при которой активно используются возможности и ресурсы правых отрядов самообороны (так называемые парамилитарес). Примечательно, что Белый дом не раз использовал колумбийские власти в своей антивенесуэльской стратегии, включая организацию различного рода провокаций на колумбийско-венесуэльской границе с использованием упомянутых колумбийских групп па-рамилитарес. В некоторых ситуациях, например в 2007 г., напряженность в отношениях между Боготой и Каракасом достигала такого уровня, что временно были приостановлены дипломатические отношения между двумя этими странами.

В целом можно констатировать, что «гибридная война» не только являет собой мощную и сложную разновидность ведения наступательных действий против внешнего противника, но и является разноуровневым, многомерным явлением, включающим в себя симбиоз «мягкой» и «жесткой» силы, а также их комбинацию в виде «умной силы». «Гибридные войны» США в Латинской Америке не приобрели пока столь масштабного и явного характера, как в других регионах мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка). На данном этапе речь идет о том, что Соединенные Штаты нарабатывают уникальный латиноамериканский опыт применения технологий «гибридных войн» в своем «ближнем зарубежье». Отличительной особенностью этой линии Вашингтона в Латинской Америке является большая гибкость и изощренность, отсутствие прямых лобовых атак. Однако в перспективе, как представляется, технологии «гибридной войны» все более активно будут применяться США в регионе ЛАКБ в целях обеспечения их долгосрочных геополитических позиций, что предопределяет важность тщательного изучения и анализа рассматриваемого феномена, прежде всего в контексте обеспечения российских интересов.

Список литературы

Антясов М.В. Современный панамериканизм. Происхождение и сущность доктрин панамериканской «солидарности». М., 1960.

В Бразилии продолжаются антиправительственные демонстрации //Агентство Анадолу [Сайт]. 16.03.2015. URL: http://www.aa.com.tr/ ru/world/478953

Венесуэла инициирует акцию международной солидарности против США // Газетами. 2015.14 марта. URL: http://www.gazeta.ru/politics/ news/2015/03/14/n_7011081.shtml

Гибридная война // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 24.05.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=70992351

Горохов А. «Гибридные войны» — дело американских технологий // Новостной Калейдоскоп [Сайт]. 03.06.2014. URL: http://jvatnews.ru/ obshestvo/gibridnyie-voynyi/

Доктрина Монро // Академик — Словари и энциклопедии на Академике [Сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/ 3905/Д0КТРИНА

Заявление Правительства СССР в связи вооруженным вторжением на Кубу от 18 апреля 1961 года // Россия — Куба. 1902—2002: Документы и материалы / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Республики Куба. М., 2004.

Историческая наука за рубежом: По страницам зарубежных журналов // Вопросы истории. 1987. № 7.

История дипломатии: В 5 т. 2-е изд. / Под ред. А.А. Громыко и др. Т. V. Кн. 1.М., 1974.

Контрас // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 13.04.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=69969555

Корниенко С. Гибридная война Путина — никто не знает, как ответить: Интервью Франка ван Каппена // Аргумент [Сайт]. 28.04.2014. URL: http://argumentua.com/stati/gibridnaya-voina-putina-nikto-ne-znaet-kak-otvetit

Листов В.В., Жуков В.Г. Тайная война против революционной Кубы. М., 1966.

Манаков А.М. Апостолы двуликого Януса. М., 1986. Музруков Е. Архив: Операция в заливе Свиней // Братишка [Журнал подразделений специального назначения]. 2011. № 4. URL: http:// www.bratishka.ru/ar chiv/2011/4/2011_4_10.php

Обама: Венесуэла угрожает национальной безопасности США // Федеральное агентство новостей. 09.03.2015. URL: http://riafan.ru/221925-obama-venesuela-ugrozhaet-natsionalnoy-bezopasnosti-ssha/

Палладин А. Хобби волонтеров разбоя // Известия. 1985. 27 янв. № 27(21 104). Панамериканизм // Академик — Словари и энциклопедии на Академике [Сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/ 118184/Панамериканизм

Президента Венесуэлы наделили особыми полномочиями в связи с угрозами со стороны США// НТВ [Сайт]. 16.03.2015. URL: http:// www.ntv.ru/novosti/1362136/

Сергеев Ф. Тайная война против Кубы. М., 1982.

Цинизм Вашингтона // Известия. 1987.18 июля. № 199 (22 006).

National Security Decision Directive on Cuba and Central America. NSC-NSDD-17. January 4, 1982. URL: http://www.reagan.utexas.edu/ archives/reference/Scanned%20NSDDS/NSDD17.pdf

Pear R. Contras Agree to Resume Peace Talks // The New York Times. 1988. 16 sept. URL: http://www.nytimes.com/1988/09/16/world/contras-agree-to-resume-peace-talks.html

Phillips D. The Night Watch. N.Y., 1977.

Triay V.A. Bay of Pigs: An Oral History of Brigade 2506. Gainesville (FL), 2001.

Wise D., Ross T. The Invisible Government. N.Y., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.