Научная статья на тему '«Мы пытались спасти эту страну»: администрация Л. Б. Джонсона и вторжение США в Доминиканскую Республику (1965 г. )'

«Мы пытались спасти эту страну»: администрация Л. Б. Джонсона и вторжение США в Доминиканскую Республику (1965 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4865
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КУБА / ПРЕЗИДЕНТ Л.Б. ДЖОНСОН / Х. БОШ / ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / ОПЕРАЦИЯ "POWER PACK" / ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / ЦРУ / USA POLITICS / DOMINICAN REPUBLIC / CUBA / PRESIDENT L.B. JOHNSON / PRESIDENT J. BOSH / OAS / "COLD WAR" / INTERFERENCE IN THE DOMESTIC DEALS / OPERATION "POWER PACK" / MILITARY INTERVENTION / CIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глазунова Елена Николаевна

В условиях обострения социально-политической обстановки во многих странах мира в академическом сообществе как западном, так и российском в очередной раз активизировалась дискуссия по проблемам вмешательства во внутренние дела суверенных государств с целью смены или поддержки правящих в них режимов. В статье проанализирован комплекс причин и мотивов, побудивших Вашингтон вмешаться в 1965 г. в гражданскую войну в Доминиканской республике и осуществить там открытую военную операцию. На основе недавно опубликованных документов, в первую очередь аудиозаписей и текстовых стенограмм телефонных переговоров президента Л.Б. Джонсона с высокопоставленными чиновниками государственного департамента и администрации, автор показывает, как в условиях «холодной войны» конфликт на периферии биполярного мира воспринимался в США в качестве недопустимого дисбаланса сил не просто локального или регионального, а глобального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мы пытались спасти эту страну»: администрация Л. Б. Джонсона и вторжение США в Доминиканскую Республику (1965 г. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 2

E.^ Глазунова

(кандидат ист. наук, доцент факультета мировой политики МГУ имени М.В.

Ломоносова)*

«МЫ ПЫТАЛИСЬ СПАСТИ ЭТУ СТРАНУ»: АДМИНИСТРАЦИЯ Л.Б. ДЖОНСОНА И ВТОРЖЕНИЕ США В ДОМИНИКАНСКУЮ РЕСПУБЛИКУ**

В условиях обострения социально-политической обстановки во многих странах мира в академическом сообществе — как западном, так и российском — в очередной раз активизировалась дискуссия по проблемам вмешательства во внутренние дела суверенных государств с целью смены или поддержки правящих в них режимов. В статье проанализирован комплекс причин и мотивов, побудивших Вашингтон вмешаться в 1965 г. в гражданскую войну в Доминиканской республике и осуществить там открытую военную операцию. На основе недавно опубликованных документов, в первую очередь аудиозаписей и текстовых стенограмм телефонных переговоров президента Л.Б. Джонсона с высокопоставленными чиновниками государственного департамента и администрации, автор показывает, как в условиях «холодной войны» конфликт на периферии биполярного мира воспринимался в США в качестве недопустимого дисбаланса сил не просто локального или регионального, а глобального уровня.

Ключевые слова: внешняя политика США, Доминиканская республика, Куба, президент Л.Б. Джонсон, Х. Бош, Организация Американских государств (ОАГ), «холодная война», операция "Power Pack", военная интервенция, ЦРУ.

In the conditions of the increasing socio-political conflicts in many countries of the contemporary world the discussion on problems of interference in the internal deals of the sovereign states in Russian and western academic communities became more active. The article analyzes the complex of reasons and motives which caused Washington to interfere to the civil war in Dominican Republic in 1965. On the base of recently published documents of the CIA, particularly audiotapes and transcripts of the telephone conversations of President Johnson with top level officers of the Department of State, and the US administration, the author proves that in conditions of the "Cold War" any conflict in the periphery world was perceived in the United States as an unacceptable change in the balance of power of not a local or regional but of global scope.

Key words: USA politics, Dominican Republic, Cuba, president L.B. Johnson, president J. Bosh, OAS, "Cold War", interference in the domestic deals, operation "Power Pack", military intervention, CIA.

* Глазунова Елена Николаевна, e-mail: elenenglazunova@mail.ru

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363 «Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа».

* * *

15 июня 2016 г., в заключительный день работы 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Американских государств, все 34 входящие в ее состав страны проголосовали за принятие исторической декларации. Документ содержал официальные извинения ОАГ перед Доминиканской Республикой за поддержку вооруженной интервенции, предпринятой США в 1965 г. Члены организации высказали сожаление по поводу человеческих жертв, вызванных вторжением. Выражая признательность своим коллегам, министр иностранных дел Доминиканской Республики Андрес Наварро сказал: «...Доминиканский народ ждал этих извинений 51 год, вспоминая события 1965 г. с глубокой печалью»1. Сразу после признания коллективной вины мировая общественность задалась вопросом о том, последуют ли за ним «персональные» извинения со стороны зачинщика интервенции — США. Представитель Вашингтона, помощник госсекретаря по делам Западного полушария Мари Кармен Апонте, проголосовав в Санто-Доминго вместе с другими делегатами Генассамблеи ОАГ, осторожно заметила, что Вашингтон «не имеет ничего против публичных извинений». Вместе с тем она призвала «не фокусировать» внимание на событиях прошлого и подчеркнула необходимость тщательной подготовки подобного документа2.

Американское вмешательство в гражданскую войну в Доминиканской Республике в 1965 г., известное как операция "Power Pack", является одним из ярких примеров вовлечения США во внутренний конфликт суверенной страны в эпоху «холодной войны». Американцы тогда не ограничились открытой интервенцией, а использовали чуть ли не все известные методы вмешательства — от изощренных пропагандистских кампаний до «подковерных» действий ЦРУ. Ход конфликта и детали военной операции подробно рассмотрены в книге российского дипломата Н.Н. Платошкина3. Интересовались событиями более чем пятидесятилетней давности и отечественные юристы: в 1966 г. проблема интервенции с точки зрения международного права была рассмотрена Д.Д. Остапенко4.

1 OAS says sorry to Dominican Republic; will the US follow // http://www.telesurtv. net/english/news/Dominican-Republic-Tells-OAS-to-Apologize-for-1965-US-Invasion-20160614-0015.html

2 Ibidem.

3 Платошкин Н.Н. Интервенция США в Доминиканской республике 1965 года. М., 2012.

4 Остапенко Д.Д. Вооруженная интервенция США в Доминиканской Республике: к вопросу о незаконности создания и использования «межамериканских вооруженных сил» // Правоведение. 1966. № 3.

Однако исследования, посвященного анализу ее причин, а также мотивов, которыми руководствовалась администрация Линдона Джонсона, в нашей научной литературе до сих пор не было. Настоящая статья претендует на то, чтобы заполнить этот пробел. Решению этой задачи способствуют недавно опубликованные источники. Особенный интерес представляет собранная в 2015 г. (к 50-й годовщине событий) вашингтонским Архивом национальной безопасности коллекция аудио- и текстовых записей телефонных переговоров президента Л. Джонсона, позволяющая оценить огромную разницу между публичными заявлениями представителей администрации и теми указаниями, которые они давали своим подчиненным5. Работая с документами, особенно аудиозаписями (которые воспроизводят переговоры полнее, чем стенограммы), историк имеет возможность не только вникнуть в их содержание, но и по интонациям, затянувшимся паузам или, наоборот, эмоциональным всплескам и даже брани участников телефонных диалогов (в первую очередь, президента Л. Джонсона) понять их настроения, степень адекватности оценок и воли в отношении дальнейших действий. Методологической основой предлагаемой статьи является многоуровневый анализ, дающий возможность учесть весь комплекс влиявших на ход событий факторов, — характер глобальной международной системы, позицию региональных игроков, внутриполитическую ситуацию в Доминиканской Республике и в США и, наконец, особенности персоналий, ответственных за принятие решений. Статья продолжает серию исследований в рамках научного проекта, реализуемого на базе Центра проблем безопасности и развития Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке РГНФ6.

* * *

Американскую интервенцию в Доминиканскую Республику 1965 г иногда называют «второй оккупацией». Первое вторжение в это небольшое и бедное островное государство Карибского бассейна, в истории которого гражданские войны, перевороты и диктатуры считались скорее нормой, чем исключением, американцы пред-

5 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 / Ed. by David Coleman // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/

6 Бородаев А.В. Вмешательство США в дела Кубы в условиях подъема антиимпериалистической борьбы и победу революции. 1946—1959 годы // Новая и новейшая история. 2015. № 6; Глазунова Е.Н. К вопросу о соотношении внутренних и внешних факторов государственного переворота в Иране 1953 г. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2015. № 4; Глазунова Е.Н. США и государственный переворот в Гватемале 1954 г. // Дипломатическая служба. 2015. № 6.

приняли в 1916 г.7 Длившаяся восемь лет оккупация подготовила почву для установления режима Рафаэля Трухильо — одного из самых одиозных латиноамериканских диктаторов ХХ в., продержавшегося у власти более 30 лет. В 1961 г. он был убит. Казалось, доминиканский народ получил шанс изменить свою судьбу: в декабре 1962 г. в стране прошли первые за четыре десятилетия демократические выборы. Победу на них одержал давний противник бывшего диктатора, многие годы проведший в изгнании, левый демократ Хуан Бош, пообещавший доминиканцам политические свободы и социально-экономические реформы. Помимо изменений аграрного законодательства, которое должно было привести к перераспределению земель в пользу народа, Х. Бош призывал к борьбе с коррупцией, ограничению присутствия в стране иностранного капитала и умеренной национализации бизнеса8.

Новый лидер страны наверняка знал и помнил о том, чем в 1954 г. закончились попытки подобных реформ в другой стране региона — Гватемале. Их инициатор, бывший президент соседнего государства Хакобо Арбенс, в 1954 г. свергнутый в результате организованного спецслужбам США военного переворота, уже почти десять лет наблюдал из мексиканского изгнания, как истекает кровью и стонет в огне гражданской войны его страна. Документы свидетельствуют о том, что Х. Бош понимал потенциальную угрозу реакционного переворота, но, справедливо считая себя выразителем интересов большинства народа и ощущая его мощную под-держку9, все же верил в успех. По всей видимости, он надеялся и на то, что «старший» американский брат, незадолго до описываемых событий объявивший Латинскую Америку «партнером по прогрессу», на сей раз отнесется к демократическим преобразованиям в стране более терпимо. Однако президент ошибался. Судьба доминиканского реформаторского эксперимента, за которым с подозрением наблюдали из Вашингтона10, была заведомо предрешена.

В сентябре 1963 г. Х. Бош был свергнут в результате государственного переворота, осуществленного под руководством бригад-

7 Gleijeses P. The United States Invasion of the Dominican Republic, 1961—1966 // http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199766581/obo-9780199766581-0071.xml

8 Brands H. Latin America's Cold War. Harvard Univ. Press, 2010. P. 58.

9 President Bosch and Internal Security in the Dominican Republic. Coordination Draft, CIA Memorandum. June 7, 1963 // http://www.foia.cia.gov/sites/default/files/ document_conversions/89801/D0C_0000605804.pdf

10 Center for Strategic and International Studies. International Security Program. Civil Affaires in the Dominican Republic. Report / By Jeremy Patrick White // https:// csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/090129_ dominican_republic_study.pdf

ного генерала Элиаса Вессина-и-Вессины при молчаливом согласии США. Новое, созданное из гражданских лиц правительство президента Дональда Рейда Кабраля (Триумвират), быстро погрязшее в коррупции, не заботилось ни о реформах, ни о проведении свободных выборов. Поэтому, когда 24 апреля 1965 г. группа молодых доминиканских офицеров во главе с полковниками Мигелем Эрнандо Рамиресом и Франсиско Кааманьо Деньо призвала вернуть к власти свергнутого лидера страны, население с энтузиазмом их поддержало. Переворот был нетипичным для Латинской Америки, да и восставших неверно было бы назвать мятежниками, поскольку сами они не стремились к захвату власти, а просто требовали восстановления конституционного порядка. Уже на следующий день «конституционалисты» заняли столицу страны Санто-Доминго, а лояльные Д. Рейду военные — «лоялисты» — во главе с Э. Вессиной предприняли наступление, двинув на город танковые части и авиацию. Несмотря на привлечение армейских сил, они встретили жесточайшее сопротивление не только военных сторонников Х. Боша, но и многотысячных отрядов вооруженных гражданских лиц11.

Так в республике началась гражданская война. Уже первые ее дни показали преимущество сил конституционалистов, что чрезвычайно встревожило США. Американское посольство отсылало в Вашингтон одну телеграмму за другой, особенно подчеркивая тот факт, что руководство восстанием фактически находится в руках коммунистов и сторонников Кубинской революции12. Через четыре дня после начала восстания, 28 апреля 1965 г., администрация Л. Джонсона приняла решение об отправке в Доминиканскую

Республику американских вооруженных сил.

* * *

На первый взгляд быстрота, с которой Вашингтон принимал решения, могла удивить. Однако, если рассматривать события в Доминиканской Республике в более широком политическом и историческом контексте, то становится совершенно очевидно, что администрация США была готова к решительным действиям уже давно. Корни событий апреля 1965 г. уходят к январю 1959 г., когда

11 Gleijeses P. Op. cit.

12 Telegram From the Embassy in the Dominican Republic to the Department of State. Santo Domingo, April 28, 1965, 0316Z // https://history.state.gov/historicaldocu-ments/frus1964-68v32/d26; Telegram From the Embassy in the Dominican Republic to the Department of State. Santo Domingo, April 28, 1965, 1718Z // https://history.state. gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d27.

Кастроитами ("castroits") американцы называли тех, кого считали сторонниками Фиделя Кастро и коммунистических идей в целом.

на соседней Кубе произошла революция. Негативная реакция на нее со стороны Вашингтона, умноженная на позор поражения в Заливе Свиней и усиливавшаяся по мере постепенного дрейфа Острова Свободы в сторону СССР, стала доминантой в процессе конструирования Вашингтоном всей латиноамериканской стратегии на многие годы вперед.

После убийства Р. Трухильо президент Дж. Кеннеди допускал три возможных сценария развития событий в Доминиканской Республике: установление демократического строя, продолжение диктаторского режима (возглавляемого сыном диктатора) и «режим Кастро». Понятно, что в качестве наиболее благоприятного развития событий рассматривался первый сценарий, но в администрации не отвергался и второй, поскольку главное было избежать третьего13. Появление «второй Кубы» в американском «мягком подбрюшье» стало ночным кошмаром для Дж. Кеннеди и его окружения, а недопущение этого — задачей-максимум для США. Большинство документов этого периода, в частности государственного департамента, посвящены именно этой проблеме14.

Когда в сентябре 1963 г. к власти пришел Х. Бош, казалось, Вашингтон должен был испытать удовлетворение: сработал первый сценарий. Однако этого не произошло, поскольку новый президент дал американцам понять, что намеревается править страной независимо от их советов. Особенно американцев раздражала слишком «терпимая» политика Х. Боша в отношении политиков и общественных деятелей левого толка, в том числе коммунистов. С точки зрения Вашингтона, не только их присутствие и активность в стране, а даже сам факт географической близости к Кубе, делали Доминиканскую Республику особенно уязвимой в плане «коммунистической угрозы». По признанию американского посла в республике Джона Б. Мартина, «к моменту переворота на почве опасной терпимости Боша к коммунистам между ним и Вашингтоном возникла неприкрытая враждебность»15. Поэтому, когда в сентябре 1963 г. (буквально через месяц после начала осуществления аграрной реформы), президент был свергнут представителями

13 Memorandum From the President's Special Assistant (Goodwin) to the President's Special Assistant for National Security Affairs (Bundy). Washington, June 8, 1961 // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v12/d312

14 Memorandum From the Cuban Task Force of the National Security Council to the President's Special Assistant for National Security Affairs (Bundy). Washington, May 15, 1961 // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v12/d307; Paper Prepared in the Department of State. Courses of Action in the Dominican Republic. Washington, July 17, 1961 // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v12/d315

15 Bartlow J.M. Overtaken by Events: The Dominican Crisis from the Fall of Trujillo to the Civil War. N.Y., 1966. P. 455.

армейской верхушки, поддержанной земельной аристократией и клерикалами, в Белом доме об этом не пожалели. Однако и тревог там не убавилось, т.к. социально-политическая турбулентность в Доминиканской Республике не ослабевала. Опасения эти не были напрасными: в конце ноября 1963 г. доминиканские «кастроиты», во главе которых стояла одна из наиболее радикальных партий — Движение 14 июня, предприняли попытку свержения Триумвирата. Плохо подготовленная и не имевшая достаточного числа сторонников, она не имела успеха и была легко пресечена. При этом был убит харизматичный лидер партии Маноло Тавареза16. Обезглавленное леворадикальное движение республики резко пошло на спад. Правительство Триумвирата почувствовало себя в безопасности, особенно после того, как в декабре того же года (уже после убийства Дж. Кеннеди и вступления на пост президента Л. Джонсона) его официально признали США. Однако успокаиваться Д. Рейду было рано: реакционная политика его правительства быстро сплотила оппозиционные силы вокруг полковника Фернандеса До-мингуэса, которого новые власти сразу же после свержения Х. Боша предусмотрительно отправили в Испанию в качестве военного атташе. Находясь далеко за пределами страны, он, тем не менее, сумел возглавить оппозиционное конспиративное движение — Movimiento Enriquillo — и через Э. Рамиреса установить контакты с близкими к находившемуся в изгнании в Пуэрто-Рико Х. Бошу людьми. Заговорщики рассчитывали на быструю победу: слабая армия должна была быстро сдаться. Завершающий этап переворота сводился к обмену двумя самолетами: первый должен был доставить в Санто-Доминго Х. Боша, второй, одновременно вылетевший в противоположном направлении, — вывезти из страны их самого серьезного оппонента — генерала Э. Вессину.

И Д. Рейд, и работавшие в республике американские дипломаты давно подозревали, что против Триумвирата готовится заговор. Однако, несмотря на предупреждения из посольства об усилении активности «без сомнения антиамерикански настроенного Боша»17, основывавшиеся, в частности, на анализе его публичных выступлений, в Вашингтоне эту информацию воспринимали спокойно. В ответ на призывы посла «что-то с этим делать» руководство госдепартамента признавало, что «возможностей для маневра

16 Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic. November 2014. Woodrow Wilson International Center for Scholars // https:// www.wilsoncenter.org/person/piero-gleijeses

17 Letter From the Ambassador to the Dominican Republic (Bennett) to the Assistant Secretary of State for Inter-American Affairs (Mann). Santo Domingo, February 2, 1965 // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d18

очень немного», поскольку Х. Бош не нарушает американских законов, а просто реализует право свободы слова, а потому какие-либо действия против него будут восприниматься крайне негативно не только со стороны латиноамериканских стран, но и в самих США — со стороны либеральных политических сил18. К тому же работники посольства полагали, что речь шла о небольшой горстке недовольных офицеров. Тем не менее, с подачи американцев некоторые превентивные меры были приняты: буквально за несколько дней до переворота нескольких младших офицеров, связанных с Movimiento Enriquillo, Д. Рейд попросту «перекупил». Эксперты не верили в серьезность намерений заговорщиков передать власть Х. Бошу. По их мнению, цель переворота была вполне обычной — установление режима военной хунты, что, в общем, не задевало американских интересов.

24 апреля заговор конституционалистов вступил в активную фазу. Уже ранним утром следующего дня отряды восставших вошли в столицу. Улицы Санто-Доминго заполнились толпами людей, скандировавших: «Долой Триумвират!» и «Мы хотим Хуана Боша!». Посольство США сообщало в Вашингтон, что повстанцы начали раздавать оружие гражданским лицам19. Президентский дворец бескровно перешел в руки восставших. Д. Рейду ничего не оставалось, как объявить о своей отставке20. Возвращение Х. Боша казалось делом буквально нескольких часов. 25 апреля Конституционалисты почти праздновали победу. Однако уже на следующий день оптимизм восставших начал улетучиваться. Наступление лояльных Д. Рейду танковых частей и авиации, которым руководил Э. Вессина, унесло жизни сотен людей и показало, что расчет на бескровный переворот не оправдался. Ситуация менялась так стремительно, что сотрудники американского посольства едва успевали ее отслеживать. Поначалу там считали, что конституционалисты в скором времени будут повержены, и сформированная в результате победы Э. Вессины хунта восстановит порядок в стране. Однако сопротивление поддержавшего восставших гражданского населения росло буквально по часам и вскоре выплеснулось далеко за пределы столицы. Осознав вероятность поражения, сторонники

18 Letter From the Assistant Secretary of State for Inter-American Affairs (Mann) to the Ambassador to the Dominican Republic (Bennett). Washington, February 25, 1965 // https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d19

19 Telegram From the White House Situation Room to President Johnson at Camp David. Washington, April 25, 1965, 1658Z // https://history.state.gov/historicaldocuments/ frus1964-68v32/d21

20 Telegram From the White House Situation Room to President Johnson at Camp David. Washington, April 25, 1965, 1658 // https://history.state.gov/historicaldocuments/ frus1964-68v32/d21

Д. Рейда пошли на американское требование — формирование военной хунты во главе с полковником Педро Бенуа Вандерхорстом. Теперь уже в посольстве считали, что допускать поражение армии ни в коем случае нельзя, поскольку это может создать идеальные условия для коммунистического переворота.

В 3 часа утра 28 апреля Л. Джонсон позвонил в «ситуационную комнату» Белого дома, чтобы узнать о положении дел во Вьетнаме и Доминиканской Республике. Выслушав отчет дежурного офицера, он задал всего два вопроса: сколько человек нужно эвакуировать из Доминиканы и сколько там убитых21. Вечером того же дня президент принял решение о высадке 500 морских пехотинцев. С этого момента конфликт в республике перестал быть ее внутренним делом.

Оперативность принятия решения о вторжении в соседнюю страну отнюдь не свидетельствовала о том, что оно легко далось президенту. Четверо суток, прошедшие после начала восстания, для Л. Джонсона и его ближайшего окружения были наполнены бессонными ночами, интенсивными переговорами, попытками свести воедино поступавшую из соседней страны путаную информацию. Какие же факторы и мотивы заставили главу администрации США принять это решение?

Владевшие президентом противоречивые чувства характеризует произнесенная им в мае 1965 г. фраза: «Да, я не всегда знаю, что правильно, а что нет. Иногда я доверяю мнению других людей и ошибаюсь. Как с посылкой войск туда, в Санто-Доминго. Но человек, который сбил меня с толку, был сам Линдон Джонсон, и никто другой. Я сам это сделал. ...И я бы поступил также в эту самую секунду ,.»22.

События в Доминикане застали Белый дом врасплох. Об этом свидетельствуют многочисленные переговоры президента со своими ближайшими помощниками: министром обороны Робертом Макнамарой, помощником по национальной безопасности Мак-Джорджем Банди, заместителем госсекретаря Томасом Манном и др. На вопрос Л. Джонсона, возможно ли было ожидать столь взрыво-

21 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 1: How many people got killed down there? April 28, 1965 | 3:30AM | LBJ and Jim Murray | WH6504.06-7371 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2001%20 transcript.pdf?

22 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 10: I don't want to be an intervenor. May 23, 1965 | 5:10 PM | LBJ, Abe Fortas, and Robert McNamara | WH6505.29-7812 to WH6505.29-78151 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2010%20transcript.pdf?

опасной ситуации, его помощники отвечали определенным «нет». Не вполне понимая, что происходит в республике и нуждаясь в более точной информации, президент, тем не менее, с присущей ему прямотой и бесцеремонностью сразу же подчеркнул намерение США «установить там правительство и руководить им»23. (Впоследствии он это, конечно, отрицал.)

При оценке обстоятельств, в которых принималось решение о войсковой операции, необходимо учитывать комплекс обстоятельств. Нервозная обстановка, царившая в Белом доме, в значительной степени объяснялась тем, что обострявшаяся буквально с каждым часом ситуация заставляла Л. Джонсона и его коллег работать в условиях жесткого цейтнота. Но главное — невозможно понять мотивацию решения об интервенции в Доминиканскую Республику в отрыве от Вьетнама. Сообщения из посольства о том, что местные коммунисты якобы поддерживают Х. Боша, в Вашингтоне казались вполне «органичными», подтверждающими теорию «домино» и картину грядущего повсеместного коммунистического «коллапса». Президент не имел оснований не верить сотрудникам дипломатической службы, которых считал экспертами по делам Латинской Америки. А посольство в Санто-Доминго наблюдало беспрестанно менявшуюся ситуацию и полный хаос — толпы вооруженных людей, атакующих танки, «коктейли Молотова» на улицах столицы, бомбежки гражданских объектов и населения, дезорганизацию и деморализацию как правительственных войск, так и лидеров восставших. Пытаясь оценить политический состав лагеря конституционалистов, работники посольства сообщали в Вашингтон, что в группу повстанцев входили, по меньшей мере, два заметных члена бошевской Доминиканской революционной партии, которые подозревались в тесных связях с левыми радикалами. При этом они честно признавались, что не обладали достоверной информацией относительно того, были ли вовлечены в восстание Коммунистическая партия или ориентированное на китайскую компартию Доминиканское народное движение24. ЦРУ располагало другой информацией — глава агентства докладывал Л. Джонсону, что в руководстве восстанием принимали участие 8 «твердых коммунистов»25. С особенным напряжением в Белом доме воспринимали сообщения о том, что в руководство восстанием были

23 Telephone Conversation Between the Under Secretary of State for Economic Affairs (Mann) and President Johnson. Washington, April 26, 1965 // https://history.state. gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d22

24 Ibidem.

25 Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic.

вовлечены члены «прокастровского» Движения 14 июня. Однако в сложившихся условиях все это относилось к разряду таких деталей и «тонкостей», в которые президенту вникать было некогда. Термин «коммунисты» имел обобщенное значение — этот ярлык администрация готова была навесить чуть ли не на всех «мятежников». Так, уже после введения войск Л. Джонсон рассказывал члену Верховного Суда Эйбу Фортасу что «восставшие коммунисты» вступили в открытую перестрелку с пехотинцами26. На самом деле ни одна из трех радикальных левых партий Доминиканской республики — Движение 14 июня (M14J), которое, пережив раскол, практически перестало существовать, прокитайское Народное Движение Доминикано (Movimiento Popular Dominicano, MPD), рассматривавшее выступление конституционалистов как «буржуазное» восстание, и немногочисленная просоветская Социалистическая Народная партия (Partido Socialista Popular, PSP) не разделяли идею возвращения Х. Боша к власти, считая его «насквозь» проамериканским. Возглавленный конституционалистами переворот, по всей видимости, стал неожиданностью для лидеров этих партий. Поначалу они поспешили квалифицировать его как реакционный. Однако, увидев массовую поддержку восстания, поняли, что оставаться в стороне было бы ошибкой, и поставили перед собой задачу радикализации общественных настроений. Этой цели можно было достичь только посредством вооружения народа, что они и постарались осуществить.

В Вашингтоне знали о том, что левые радикалы не жаловали и даже презирали Х. Боша. Но для Л. Джонсона и его окружения не это было главным. Решающим аргументом и одновременно «проклятием» Х. Боша была его излишняя мягкость по отношению к коммунистам. Глава американской администрации неоднократно говорил своим советникам: «Я просто не могу, не могу смириться с мыслью о том, что мы можем получить правительство [в Доминиканской Республике], симпатизирующее или даже сотрудничающее с коммунистами»27. В администрации — на всех уровнях,

26 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 7: They're shooting at each other now. The Marines are in open fire with the Communists. They started shooting at our embassy, and the Marines are shooting back. April 29, 1965 | 4:45 PM | LBJ and Abe Fortas | WH6504.07-7388 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/ NSAEBB513/docs/Tape%2007%20transcript.pdf?

27 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 10: I don't want to be an intervenor. May 23, 1965 | 5:10 PM | LBJ, Abe Fortas, and Robert McNamara | WH6505.29-7812 to WH6505.29-78151 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2010%20transcript.pdf?

от посольства до президента — существовал консенсус относительно того, что восстание должно быть подавлено. Заместитель госсекретаря Т. Манн говорил о Х. Боше: «Мы не считаем его коммунистом. Но мы боимся, что в случае его возвращения, их будет так много в его окружении, и они настолько умнее его, что мы не успеем и глазом моргнуть, как они заберут власть»28.

Нагнетание «коммунистической опасности» порой доходило до абсурда. Даже вполне трезво мыслящие и компетентные эксперты время от времени оказывались подвержены подобным аберрациям. Так, например, в разгар кризиса Т. Манн сообщал президенту, что находившиеся в Доминиканской Республике американцы, главным образом, туристы, уже собрались в отеле «Амбассадор» и готовы к эвакуации. Однако, докладывал чиновник, «мы не хотели вывозить их в темное время суток, поскольку ночью вокруг полно коммунистов. Мы сочли это опасным»29.

Решение о вторжении было принято на совещании президента с узким кругом высших чиновников — госсекретарем Дином Рас-ком, министром обороны Р. Макнамарой, помощником по национальной безопасности М. Банди и главой Объединенного комитета начальников штабов генералом Эрлом Уилером. Поздним вечером 28 апреля в телевизионном обращении к американскому народу Л. Джонсон сообщил, что жизни находящихся в Доминиканской Республике американцев находятся под угрозой. Поэтому он дал поручение министру обороны послать войска, чтобы эвакуировать американских граждан. О коммунистической опасности в выступлении не говорилось30 — Л. Джонсон, намереваясь сделать акцент на миротворческом и гуманитарном аспектах интервенции, собственноручно вычеркнул из текста заявления все упоминания о коммунистах. Президент предвидел негативную реакцию общественности как в самих США, так и за их рубежами. По его указанию генерал Э. Уилер, объясняя подчиненным задачи миссии, отмечал, что она имела две цели — одну объявленную и одну необъявленную. «Ваша объявленная миссия — спасти американские жизни, — говорил генерал. — Ваша необъявленная миссия — предотвратить превращение Доминиканской Республики в коммунистическую

28 Memo TelCon (Johnson, Mann). 26 Apr. 1965 // Foreign Relations of the United States. 1964-1968. Vol. XXXII. Dominican Republic; Cuba: Haiti; Guyana. Wash., 2005. P. 61.

29 Telephone Conversation Between the Under Secretary of State for Economic Affairs (Mann) and President Johnson. Washington, April 27, 1965 // https://history.state. gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d23

30 Lyndon B. Johnson. Statement on Sending Troops to the Dominican Republic (April 28, 1965) // http://millercenter.org/president/speeches/speech-4032

страну. Президент заявил, что не допустит появления еще одной Кубы — вы должны сделать все, чтобы выполнить поставленную

31

задачу»31.

Эвакуировать людей удалось довольно быстро и практически беспрепятственно. Дальше задача усложнялась. Нужно было либо уходить, либо искать обоснование тому, чтобы, наращивая вовлечение, уже влиять на ход гражданской войны, добиваться результата. Но какого? «Очищения» страны от сторонников Кубы и «коммунистов»? Каким образом? Ведь в самом начале Л. Джонсон утверждал, что и в мыслях не имеет навязывать стране новое правительство. Первоначальной задумкой была небольшая, «неброская» гуманитарная интервенция. Сам факт высадки морских пехотинцев должен был вдохновить и придать силы сопротивлению Э. Вессины, послужить объединению вокруг него военных, не желавших возвращения Х. Боша. Чтобы избежать гнева латиноамериканской общественности, прибывший в Доминиканскую Республику первый отряд численностью 536 человек должен был держаться в стороне, не вступая в боевые действия. Однако расчеты на то, что высадка войск явится стимулирующим фактором для активизации противостоявших мятежу доминиканских военных, не оправдались. Э. Вессина ждал, что именно американцы очистят для них страну. По уничтожающей характеристике посла Уильяма Т. Беннетта, сторонники генерала вели себя, «как стая сумасшедших обезьян»32, не думая об организации эффективного сопротивления.

2 мая президент обратился к нации по телевидению и радио, зачитав пространный доклад о ситуации в Доминиканской Республике. Речь в нем шла уже не только о спасении находившихся на территории страны американцев, а о «тысячах жизней, свободе нации, принципах и ценностях всех Американских Республик». Главное отличие (по сравнению с его предыдущим выступлением на ту же тему) состояло в мотивации интервенции: «.Революционное движение, — говорил президент, — достигло трагической поворотной точки. Коммунистические лидеры, многие из которых прошли обучение на Кубе, увидели шанс найти еще одну точку опоры, объединить революции и усилить беспорядок. Руководство движением, которое началось как народная демократическая революция, направленная на восстановление демократии и социальной справедливости, . быстро перешло в руки банд коммунистических конспираторов». Ключевой фразой доклада стала сле-

31 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 / Ed. by D. Coleman // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/

32 Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic.

дующая: «Американские государства не могут, не должны и не позволят установить еще одно коммунистическое правительство в Западном полушарии. Это является единым взглядом всех американских стран, ...объявивших, ...что коммунизм несовместим с принципами межамериканской системы»33.

«Так мир познакомился с "доктриной Джонсона", в которой декларировалось право США на интервенцию в любую латиноамериканскую страну в случае возникновения "угрозы ее перехода под коммунистическое господство"», — писали известные российские американисты А.С. Маныкин и В.О. Печатнов34. Справедливо трактуя истинный смысл доклада Л. Джонсона, отечественная историография отмечала, что в соответствии с ним, революция в любой отдельно взятой стране западного полушария больше не должна была рассматриваться как ее внутреннее дело. Стоит, однако, отметить, что термин «доктрина Джонсона» в нашей научной литературе был более популярен, чем в американской. Во-первых, повышению «статуса» конкретных внешнеполитических действий и деклараций Л. Джонсона до доктринального уровня в значительной степени препятствовал огромный дефицит доверия американцев к внешней политике его администрации, который обозначился уже вскоре после описываемых событий. Во-вторых, латиноамериканскую «доктрину Джонсона» следует оценивать в связке с Тонкинской резолюцией. Не случайно в американской литературе ее иногда называют «второй доктриной Джонсона», поскольку «первой» считается совместная резолюция обеих палат американского конгресса от 7 августа 1964 г., ставшая правовой основой участия США во Вьетнамской войне.

Так или иначе, но обе «доктрины» выступали в качестве конкретного воплощения единой внешнеполитической линии демократов. Анализируя официальные заявления и неформальные разговоры представителей администрации по поводу Вьетнама и доминиканского кризиса, можно с уверенностью утверждать, что экспансию коммунизма они действительно считали реальностью и не на шутку ее боялись. Не случайно Л. Джонсон любил проводить параллели с предвоенным временем35. Он, несомненно,

33 Lyndon B. Johnson: Radio and Television Report to the American People on the Situation in the Dominican Republic. May 2, 1965. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project // http://www.presidency.ucsb.edu/ws/in-dex.php?pid=26932&st=Dominican+Republic&st1=

34 Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. М., 2012. С. 404.

35 Johnson L.B. The Vantage Point. Perspectives of the Presidency, 1963—1969. N.Y., 1971. P. 31, 45-48.

испытывал «мюнхенский синдром» и считал, что в случае с коммунистической экспансией следует действовать на опережение, предупреждать «агрессию» в самом ее зачатке. Экстраполируя современную терминологию международно-политической науки в прошлое, сегодня его действия можно было бы назвать «пре-эмптивными»36.

Белый дом не ограничился лишь одним методом вмешательства — открытой интервенцией. В считанные дни Доминиканская Республика, прежде типичный «задний двор» США, вдруг стала чуть ли не основным полем баталий «холодной войны», требовавшим большого внимания со стороны специалистов разного профиля. Центральное разведывательное управление направило туда своих экспертов, нацеленных на координацию действий морских пехотинцев и работу по деморализации повстанческих сил. Если в апреле 1965 г. в республике работало пять сотрудников ЦРУ, то в середине июня его штаб-квартира, насчитывавшая уже 80 сотрудников, стала одной из самых больших американских разведцентров в мире37. Штат включал профессионалов самых разных специальностей — от психологов до экспертов в области организации политических провокаций и «черной пропаганды».

Важно отметить, что отдельные либерально мыслившие политики вскоре стали задумываться о том, не преувеличил ли Белый дом коммунистическую угрозу в Доминиканской Республике. Однако это произошло уже позже, а в разгар кризиса ни конгресс США, ни официальная пресса страны не усомнились в правоте действий администрации. В мае 1965 г., воздавая дань президенту Л. Джонсону за его решительные шаги против попыток превратить республику в «красное государство» и одновременно резко критикуя государственный департамент за якобы бездействие, американская пресса писала, что «корни доминиканского кризиса находятся на Кубе»38. «Пока мы отвлеклись на Вьетнам, — рассуждала "Chicago Tribune", — Куба незаметно делала все возможное. .Пока мы позволяем Кастро процветать в непосредственной близости от наших берегов, мы можем ожидать его появления повсюду в Латинской Америке, где, согласно достоверным источникам, Россия

36 Война с целью ликвидации явной угрозы называется «превентивной». А война против угрозы, которая явной пока не является, но может таковой стать, — «пре-эмптивной» (Doyle M. Striking First: Preemption and Prevention in International Conflict. Princeton Univ. Press, 2008).

37 ChesterE.T. Rag-Tags, Scum, Riff-Ruff, and Commies. N.Y., 2001. P. 130.

38 U.S. Blunder Root of Crises in Domingo. By Walter Trohan // Chicago Tribune. May 16, 1965 // http://archives.chicagotribune.com/1965/05/16/page/9/article/u-s-blunder-root-of-crisis-in-domingo/

тратит от 600 до 800 миллионов долларов в год с целью распространения коммунизма против Соединенных Штатов»39. Откуда у журналистов взялись эти цифры, газета не поясняла. Однако она отражала общее настроение в стране. Главный посыл был ясен: второй Кубе не бывать.

Вместе с тем, президент прекрасно понимал рискованность своих действий. Между тем уже утром 29 апреля ОАГ созвала специальную сессию. Представители ряда латиноамериканских стран (Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Коста-Рики и Чили) выразили озабоченность происходящими событиями и крайнее недовольство действиями США. Советский Союз с трибуны ООН квалифицировал действия США как открытую военную интервенцию против суверенной страны. Пожалуй, еще более неприятным для Л. Джонсона фактором была критика изнутри. В начале мая его самый заклятый враг, брат Дж. Кеннеди сенатор-демократ Роберт Кеннеди охарактеризовал одностороннюю интервенцию в Доминиканскую Республику как «предпринятую без оглядки на наших друзей и союзников по Организации американских государств»40.

Л. Джонсон всячески подчеркивал, что не хочет, чтобы интервенция выглядела как односторонние действия. Он настаивал, чтобы ОАГ как можно скорее приняла решение о коллективных шагах, не собираясь «подменять собой то, что должны решать они» (члены ОАГ). Президент выражал готовность «в любое время — завтра, или на следующей неделе, через месяц или в следующем году — стать частью их операции вместо того, чтобы действовать на односторонней основе»41. В долгих разговорах с У. Беннетом и М. Банди Л. Джонсон, выражая явную озабоченность тем, что действия США «бесят» Латинскую Америку, которая считает американцев интервентами, возвратившимися к «тактике канонерок», обсуждал необходимость создания «политического прикрытия»42. Президент

39 Ibidem.

40 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 / Ed. by David Coleman // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/

41 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 10: I don't want to be an intervenor. May 23, 1965 | 5:10 PM | LBJ, Abe Fortas, and Robert McNamara | WH6505.29-7812 to WH6505.29-78151 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2010%20transcript.pdf?

42 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 9: Don't you let them take that public sentiment away from me. You be arousing them as much as [they] arouse you. May 2, 1965 | 6:24 PM | LBJ, William Tapley Bennett, John Martin, and McGeorge Bundy | WH6505.02-7528 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/ docs/Tape%2009%20transcript.pdf?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

требовал создания межамериканских миротворческих сил, которые должны были придать легитимность действиям США43. Большинство латиноамериканских стран сопротивлялись планам Вашингтона. В конечном счете, ОАГ капитулировала, проголосовав за создание межамериканских миротворческих сил (Inter-American Peace Force — IAPF). О том, что администрация оказывала жесткое давление на латиноамериканских представителей, говорит следующий факт: решающим 14-м голосом стал голос представителя к тому моменту уже не существовавшего правительства Д. Рейда. Именно американцы заставили членов ОАГ учесть его. В состав межамериканских сил вошли военные контингенты 6 стран. Бразилия отправила в Доминиканскую Республику 1152 человек, Гондурас — 250, Парагвай — 178, Никарагуа — 159, Коста-Рика — 21, Сальвадор — 3. Как остроумно подметил американский историк Пьеро Глейхесис, «солдаты, присланные пятью диктатурами, плечом к плечу маршировали по улицам и площадям Санто-Доминго, защищая доминиканскую демократию»44.

К моменту выступления президента 2 мая было уже совершенно очевидно, что о небольшой «гуманитарной» акции в Доминикане речь идти не могла. Тысячи американских солдат оккупировали страну, еще тысячи находились на военных судах вблизи берега. К середине мая общая численность военнослужащих армии, флота и ВВС США внутри страны и у ее побережья достигла пика — 24 тыс. человек45. В результате активных действий американских военных основные части восставших были отрезаны друг от друга. Начались поиски, преследования и аресты участников мятежа и их воевавших сторонников. Тем не менее, конституционалисты не сдавались. Очевидцы отмечали высокий моральный дух в их рядах, дисциплину и организованность. П. Глейхесис, интервьюировавший участников тех событий, пишет, что американские военные были поражены мужеством, которое проявляли участники сопротивления в боях с американскими профессионалами. «Они никогда не сдавались; они боролись с отвагой и решимостью, которых не было

43 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 7: They're shooting at each other now. The Marines are in open fire with the Communists. They started shooting at our embassy, and the Marines are shooting back. April 29, 1965 | 4:45 PM | LBJ and Abe Fortas | WH6504.07-7388 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/ NSAEBB513/docs/Tape%2007%20transcript.pdf?

44 Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic.

45 Yates L.A. Power Pack: U.S. Intervention in the Dominican Republuc, 1965-1966. Combat Studies Institute. US Army Command and General Stuff College. Fort Leavenworth, Kansas 66027-6900, 1988. P. 98.

у нас. Это было совершенно естественно: они воевали за что-то [важное]; мы — только за деньги»46.

3 мая принявшие сторону конституционалистов законодатели избрали пользовавшегося огромным авторитетом Ф. Кааманьо президентом Республики. Реакция Вашингтона последовала незамедлительно: Белый дом приступил к созданию «своего», пока временного, правительства. Его формированием занялся бывший посол Дж. Мартин. Он быстро нашел подходящего лидера — Антонио Имберта Барреру, рвавшегося к власти и имевшего явные гангстерские замашки. С подачи американцев, новую власть назвали «правительством национальной реконструкции». В отличие от конституционалистов, проамериканское правительство не имело народной поддержки, контролировало страну с помощью террора и существовало на американские деньги.

После заключения перемирия между представителями конституционалистов, военной хунты и посреднической комиссии ОАГ главной задачей американцев стали переговоры по формированию будущего «дружественного» США правительства Национального согласия. Эмиссаром Л. Джонсона на переговорах стал М. Банди. Доминиканскую делегацию возглавлял умеренный политик, служивший при Х. Боше министром сельского хозяйства, Антонио Гусман Фернандес. Присутствие и активность войск обеспечивала американским представителям уверенность и позволяла применять разнообразную тактику — с одной стороны, они могли демонстрировать доминиканцам миролюбивые намерения, с другой — давить на них, требуя принятия своих условий. Главными вопросами переговоров были два: 1) судьба «коммунистов» и 2) кандидатуры на ключевые места в военных и силовых ведомствах. Американцы требовали, чтобы лица, «идентифицированные» в качестве коммунистов или им симпатизирующих, были подвергнуты жесткой проверке и в случае выявления фактов их незаконной или экстремистской деятельности заключены под стражу. При этом доминиканские власти должны были поддерживать тесный контакт и консультироваться с правительством США. В качестве помощи при идентификации коммунистов Вашингтон обязывался предоставить компетентный и профессиональный испаноязычный персонал.

Возмущение и раздражение, которые во время переговоров выражали американские высшие чиновники по поводу «упрямства» и «слабости» А. Гусмана, отказывавшегося депортировать коммунистов, не может не удивлять. Документы свидетельствуют, что

46 Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic.

они совершенно искренне были убеждены в праве США вмешиваться в дела суверенной страны, а любой протест и несогласие с американской позицией считали опасным и недопустимым. Несмотря на старания вашингтонских эмиссаров, первый этап переговоров провалился именно по причине неуступчивости А. Гусмана. 26 мая М. Банди вернулся в Вашингтон ни с чем.

Л. Джонсон нервничал. Жалуясь подчиненным на то, что он не хочет «выглядеть интервентом»47, и уже не раз пожалев о своем решении, он не лукавил. Однако и иного выхода не видел. В отношении «сдерживания коммунизма» в политическом истэблишменте существовало твердое согласие — так называемый двухпартийный консенсус «холодной войны», который распространялся и на все общество. Но это касалось только главной, стратегической линии биполярного противостояния и отнюдь не означало, что Л. Джонсон имел монолитную поддержку своей политики. Оформившаяся в начале 1960-х гг. группа непримиримых ультраправых политиков — по сути, новой ветви маккартистов, не только считала коммунизм терминальной угрозой всей западной цивилизации, но и полагала, что движение за гражданские права в США в той же степени подрывает основы гражданского общества, как и «китайско-советский империализм»48. Объявив войну коммунизму в Азии и Латинской Америке и стараясь действовать как можно жестче, Л. Джонсон мог рассчитывать на поддержку своей внешнеполитической линии со стороны этой группы, но она была опасна тем, что рьяно выступала против реформ внутри страны. С другой стороны администрацию атаковала группа активных «вашингтонских» либералов: сенаторы Р. Кеннеди, Джордж Макговерн, Уильям Фул-брайт, Фрэнк Черч и др. громко негодовали по поводу того, что вину за происходящее в Латинской Америке консерваторы автоматически «валили» на коммунистов и сторонников Ф. Кастро. Таким образом, тактическую политику в Латинской Америке либералы и консерваторы видели по-разному, и потрафить всем президенту было чрезвычайно непросто.

В сущности, Л. Джонсон оказался в своеобразной западне. За полгода до этого он одержал уверенную победу на выборах. И не только в силу благоприятных обстоятельств (после трагической

47 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 10: I don't want to be an intervenor. May 23, 1965 | 5:10 PM | LBJ, Abe Fortas, and Robert McNamara | WH6505.29-7812 to WH6505.29-78151 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2010%20transcript.pdf?

48 Woods R.B. Conflicted Hegemon: LBJ and the Dominican Republic // Diplomatic History. 2008. 32 (5). P. 752 // http://dh.oxfordjournals.org/content/32/5/749

гибели Дж. Кеннеди его воспринимали в качестве преемника популярного президента, к тому же Л. Джонсону явно повезло с соперником-республиканцем — слишком правым Барри Голдуоте-ром). Огромной, причем в значительной степени личной заслугой Л. Джонсона стало принятие конгрессом билля о гражданских правах. Проект этого законодательства, самого прогрессивного со времен гражданской войны и реконструкции американского Юга, был внесен еще Дж. Кеннеди. Однако именно Л. Джонсону удалось «протащить» билль через конгресс, склонив на свою сторону его главных противников — южных демократов.

В следующий президентский срок ему предстояло реализовать не менее амбициозные замыслы — в первую очередь, программу «Великого общества» и, конечно, решить вьетнамскую проблему. Главной опорой (и в то же время проблемой) президента были его давние коллеги — те самые южные демократы, многие из которых занимали важные посты в ключевых комитетах конгресса. Для воплощения в жизнь намеченных социальных реформ и победы на выборах 1968 г. ему была критически необходима поддержка на Капитолийском холме, в том числе со стороны законодателей-ястребов из сенатского комитета по вооруженным силам. Президент понимал, что он должен предстать перед ними твердым борцом с коммунизмом. Дело, однако, было в том, что от него ждали не только решимости и жестких мер, но и результатов. Президент понимал, что эффект от операции не удовлетворит даже его сторонников в конгрессе, не говоря уже об оппонентах. Приблизиться к решению «проблемы» доминиканских коммунистов никак не удавалось — не было сделано ничего, чтобы избавить от них страну. В неформальном разговоре с членом Верховного суда Э. Фортасом и министром обороны Р. Макнамарой Л. Джонсон в присущей ему довольно резкой и бесцеремонной манере жаловался на то, что «всякие Расселы и Риверсы» (имелись в виду контролировавшие сенатский комитет по вооруженным силам сенаторы Ричард Рассел и Менделл Риверс) потом будут говорить, что он «поднялся в гору с флагом, а с горы трусливо сбежал»49.

С другой стороны, агрессивный курс Л. Джонсона осуждало общественное мнение — как внутри США, так и за рубежом. Ведь выборы 1964 г. он выиграл не только благодаря обещаниям про-

49 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513 Transcript of Tape No. 10: I don't want to be an intervenor. May 23, 1965 | 5:10 PM | LBJ, Abe Fortas, and Robert McNamara | WH6505.29-7812 to WH6505.29-78151 | LBJ Library // http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB513/docs/Tape%2010%20transcript.pdf?

рывных для американского общества социальных реформ, но еще и как «голубь мира». В памяти американцев (голосовавших как за него, так и за его оппонента — импульсивного «ястреба» Б. Голдуо-тера) сохранялся предвыборный рекламный ролик демократов «Дей-зи», в котором девочка считала лепестки ромашки на фоне ядерного «гриба». Теперь же Л. Джонсон предстал перед общественностью в другом виде, дав либералам повод критиковать его за отход от «новых рубежей» Дж. Кеннеди и резкий внешнеполитический крен вправо, а европейской (британской) прессе назвать его «еще одним фюрером»50.

Именно весной 1965 г. Л. Джонсону начали поступать первые сигналы о том, что его позиции как президента и популярного лидера могут пошатнуться. Уже в феврале 1964 г. была начата реализация программы секретных военных операций против ДРВ — «Оперативный план 34А», фактически означавший необъявленную войну во Вьетнаме. В феврале 1965 г. американцы начали бомбардировки ДРВ. В марте того же года президент одобрил использование напалма для уничтожения живой силы противника. 15 апреля самолеты США и Южного Вьетнама сбросили тысячи тонн бомб на позиции Вьетконга. Буквально через день американская молодежь резко выступила против бомбардировок, напрямую обвиняя в них президента, его советников, Пентагон, всех имевших причастность к принятию этого решения вашингтонских бюрократов, военно-промышленный комплекс. Шаг за шагом администрация следовала по пути эскалации вьетнамского конфликта. И это было начало конца так ярко блеснувшей политической карьеры президента Л. Джонсона.

28 мая он, следуя традиции посещения американскими лидерами одного из высших учебных заведений страны для оглашения важных политических установок, появился на выпускной церемонии в Байлорском университете. Его речь была целиком посвящена событиям в Доминиканской Республике. Президент акцентировал внимание публики на двух моментах. Во-первых, он постарался как можно более отчетливо донести до нее информацию о том, что американский воинский контингент в Доминиканской Республике — только часть союзнических сил ОАГ. Во-вторых, он подтвердил серьезность намерений относительно вмешательства во внутренние дела суверенных стран. «В сегодняшнем мире, полном врагов, которые говорят о "национально-освободительных войнах", —

50 1Ыёеш.

сказал он, — старое разграничение "гражданских войн" и "международных войн" утратило свое значение»51.

15 июня американцы предприняли в Доминикане наступление с применением тяжелых артиллерийских орудий. Атака длилась более 36 часов. Несмотря на ожесточенное сопротивление, конституционалисты пядь за пядью теряли занятую территорию. Теперь уже они больше, чем американцы, нуждались в быстром разрешении конфликта. На этом фоне проходил второй этап переговоров. Перед лицом неминуемого поражения конституционалисты были вынуждены пойти на уступки и представить список «нейтральных» кандидатов на пост главы будущего правительства. Выборы должны были состояться через шесть—девять месяцев после формирования правительства. Из всего списка кандидатур приемлемой для американцев была лишь одна — Эктор Федерико Гарсиа Годой Касерас. Представитель высшего класса, служивший послом при Р. Трухильо и министром иностранных дел в правительстве Х. Боша, для конституционалистов он был самой нежелательной кандидатурой. Однако попытки торга были отвергнуты, и 8 июля они согласились с кандидатурой Э. Годоя. Переговоры длились еще два месяца, и 3 сентября временное правительство было учреждено. Для доминиканцев выбор Э. Годоя был грубым фарсом. В отличие от А. Гусмана, он являлся послушным орудием США. Девять месяцев его президентства были отмечены насилием и репрессиями. Большинство убитых, арестованных и брошенных в тюрьмы являлись «бошистами» или симпатизировавшими «коммунистам» и левым радикалам лица.

Формально результаты переговоров давали доминиканцам возможность избрать нового президента, но фактически, как и в случае со списком кандидатур конституционалистов, результат был предрешен. Когда подошло время выборов, им предложили две реальные кандидатуры — Х. Боша и Хоакина Балагера. Присутствие первого, по замыслам Вашингтона, должно было придать выборному процессу демократический антураж. О том, что в случае избрания Х. Боша Доминиканская Республика станет еще одной «выгребной ямой» под носом у США, эксперты докладывали Л. Джонсону еще в начале кризиса52. Через год это мнение не из-

51 Lindon B. Johnson. XXXVI President of the United States: 1963-1969. Commencement Address at Baylor University. May 28, 1965 // http://www.presidency.ucsb. edu/ws/?pid=27003

52 Telephone Conversation Between the Under Secretary of State for Economic Affairs (Mann) and President Johnson. Washington, April 26, 1965, 9:35 a.m. // https:// history.state.gov/historicaldocuments/frus1964-68v32/d22

менилось. «Их» кандидатом на выборах стал Х. Балагер — «интеллектуал» и «джентельмен», на протяжении всего кризиса безоговорочно поддерживавший любой шаг Вашингтона. Главное — он был антикоммунистом. Именно поэтому его кандидатура рассматривалась в Белом доме с самого начала53. Победу Х. Балагера должно было обеспечить ЦРУ. Поэтому, наряду с открытой военной интервенцией, Вашингтон начал проводить тайную операцию по оказанию финансовой поддержки, политической «экспертизе» и созданию выигрышного для него медийного климата. 1 июня 1966 г. в условиях оккупации и фальсификации при подсчете голосов «американский» кандидат стал президентом страны. Обеспеченная США «победа демократии» — уже не в первый раз на латиноамериканской земле — обернулась возвращением к авторитаризму со всеми присущими ему атрибутами: преследованием и арестами оппозиции, контролем над средствами массовой информации, запрещением нелояльных СМИ и т.д. Все это продолжалось 12 лет, пока, наконец, в 1978 г. власть в Доминиканской Республике законным

путем не перешла в руки оппозиционного кандидата — А. Гусмана.

* * *

Как и его предшественник Дж. Кеннеди, Л. Джонсон часто консультировался по вопросам внешней политики с Дуайтом Эйзенхауэром. В телефонном разговоре с бывшим президентом 27 августа 1965 г., оправдываясь по поводу интервенции в Доминиканскую Республику, Л. Джонсон сказал: «Мы просто хотели спасти эту страну»54. Было бы неверно считать такое объяснение мотивов действий США лицемерием. Л. Джонсон действительно считал своей первоочередной задачей предотвратить переворот, который, с его точки зрения, мог повлечь за собой «вторую кубинскую революцию». Президент искренне опасался, что выступление конституционалистов было инспирировано кубинским лидером. «Уж чего я точно не хочу, так это проснуться ... и обнаружить Кастро у власти», — говорил он55. Однако это было только частью комплекса причин, заставившего Л. Джонсона решиться на вторжение. Не менее важ-

53 Telegram From the White House Situation Room to President Johnson at Camp David. Washington, April 25, 1965, 1658Z // https://history.state.gov/historicaldocu-ments/frus1964-68v32/d21

54 Tape No. 11: We've tried to save that country. August 27, 1965 | 11:30AM | LBJ and Dwight Eisenhower | WH6508.12—8660 // National Security Archive Electronic Briefing Book No. 513. Posted — April 28, 2015 / Ed. by David Coleman // http://nsarchive.gwu. edu/NSAEBB/NSAEBB513/

55 Lyndon Johnson and the Dominican Intervention of 1965 / Ed. by David Coleman // http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB513/

ным являлось стремление президента доказать решительность своего внешнеполитического курса тем, кто начинал в этом сомневаться, укрепить свои внутриполитические позиции и тем самым обеспечить поддержку своему главному детищу — проекту «Великого общества».

Впоследствии Л. Джонсон признавал, что, его страхи относительно коммунистической угрозы в Доминиканской Республике были преувеличены56. Однако считать опасения администрации намеренно гипертрофированными и совершенно необоснованными было бы неверным. С одной стороны, гражданская война в До-миникане Л. Джонсону была не нужна. Она отвлекала его от главных дел — «Великого общества» и Вьетнама. В то же время, раз уж она произошла, из нее можно было извлечь пользу. Она могла служить в качестве подтверждения «теории домино» (в которую сам президент безоговорочно верил) и в качестве острастки для тех, кто слишком легкомысленно относился к проблеме и не считал необходимым «удушить агрессию» на корню. Сюда президент причислял не только «пугливых слюнтяев» из госдепартамента, которые, с его точки зрения, проморгали начало гражданской войны, но и своих главных оппонентов — «крикливых» вашингтонских либералов.

Парадоксально, но 1964—1965 гг. стали триумфом и одновременно началом личной драмы 36-го президента США. За неполный первый срок президентства Л. Джонсон уже успел войти в историю страны в качестве лидера, покончившего с одной из наиболее острых и позорных проблем страны, — сегрегацией и дискриминацией. Кроме того — и об этом ни в коем случае нельзя забывать — он сумел заставить конгресс проголосовать в ущерб прав штатов и в пользу расширения полномочий федеральной власти, что было еще и прорывом в американской практической и теоретической юриспруденции. Однако, стремясь проводить «сильную» внешнюю политику (одним из мотивов которой было стремление заручиться законодательной поддержкой намеченных социальных реформ), Л. Джонсон каждым последующим решением загонял себя и страну в непроходимое болото. Доминиканская интервенция была одним из таких шагов. В результате «благодаря», в первую очередь, Вьетнаму и интервенции в Доминиканскую Республику, Л. Джонсон остался в памяти американцев не в качестве одного из наиболее успешных социальных реформаторов, а как один из самых нелюбимых и «провальных» президентов страны.

56 Ibidem.

Список литературы

1. Бородаев А.В. Вмешательство США в дела Кубы в условиях подъема антиимпериалистической борьбы и победу революции. 1946—1959 годы // Новая и новейшая история. 2015. № 6.

2. Остапенко Д.Д. Вооруженная интервенция США в Доминиканской Республике: к вопросу о незаконности создания и использования «межамериканских вооруженных сил» // Правоведение. 1966. № 3.

3. Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. М., 2012.

4. Платошкин Н.Н. Интервенция США в Доминиканской республике

1965 года. М., 2012.

5. Bartlow J.M. Overtaken by Events: The Dominican Crisis from the Fall of Trujillo to the Civil War. 1966.

6. Brands H. Latin America's Cold War. Harvard Univ. Press, 2010.

7. Chester E.T. Rag-Tags, Scum, Riff-Ruff, and Commies. Monthly Review Press, 2001.

8. Doyle M. Striking First: Preemption and Prevention in International Conflict. Princeton Univ. Press, 2008.

9. Gleijeses P. The United States Invasion of the Dominican Republic, 1961—

1966 // http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199766581/ obo-9780199766581-0071.xml

10. Gleijeses P. Hope Denied: The US Defeat of the 1965 Revolt in the Dominican Republic. November 2014. Woodrow Wilson International Center for Scholars // https://www.wilsoncenter.org/person/piero-gleijeses

11. Woods R.B. Conflicted Hegemon: LBJ and the Dominican Republic Diplomatic History. 2008. 32 (5) // http://dh.oxfordjournals.org/content/32/5/749

12. Yates L.A. Power Pack: U.S. Intervention in the Dominican Republic, 1965—1966. Combat Studies Institute. US Army Command and General Stuff College. Fort Leavenworth, Kansas 66027-6900, 1988.

Поступила в редакцию 19 октября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.