Научный обзор УДК 343.148.65
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Малахов Александр Юрьевич
Московский! автомобильно-дорожный государственный! технический!
университет (МАДИ), Москва, Россия
Аннотация. В статье приводятся наиболее встречающиеся в автотехнической экспертизе термины и даны их определения с ссылками на соответствующие нормативно-технические источники (ГОСТ). Некоторым терминами и определениям автором даются также подробные разъяснения. От правильности применения экспертами тех или иных терминов в автотехнической экспертизе зависят объективность и обоснованность выполненного ими судебного заключения.
Ключевые слова: термины, определения, автотехническая экспертиза. Для цитирования: Малахов А. Ю. Термины, применяемые в автотехнической экспертизе, и их определения // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2023. № 3(4). С. 40-51.
Original review
TERMS USED IN AUTOMOTIVE ENGINEERING EXPERTISE,
AND THEIR DEFINITIONS
Аleksandr Yu. Malakhov
Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI),
Moscow, Russia
Abstract. The article presents the most common terms in automotive technical expertise and gives their definitions with references to relevant regulatory and technical sources (GOST). The author also gives detailed explanations of some terms and definitions. The objectivity and validity of the judicial conclusion they have executed depends on the correctness of the use of certain terms by experts in the automotive expertise.
Keywords: terms, definitions, automotive technical expertise.
For citation: Malakhov А. Yu. Terms used in automotive technical expertise and their definitions. Automotive and Road expert evaluation. 2023;(3):40-51. (in Russ.).
Введение
Термины, используемые экспертами в автотехнической экспертизе очень важны. От правильности применения тех или иных терминов может зависеть не только объективность и обоснованность выполненного экспертом судебного за-
© Малахов А. Ю., 2023
ключения, но, и, как следствие, правомерность принятого на основании данного заключения судебного решения, ведь неверно используемые экспертом термины могут ввести суд в заблуждение. Зачастую такая ошибка допускается экспертом по причине того, что он сам не понимает значения используемого им термина.
Понятия термина и терминологии являются ключевыми в науке; термин обеспечивает точность, ясность и понимание научной мысли [1].
Термины - это слова специальные, ограниченные своим особым назначением; слова, стремящиеся быть однозначными, как точное выражение понятий и называние вещей [2].
Термин - слово или словосочетание специального (научного, технического и т. п.) языка, создаваемое (принимаемое, заимствуемое и т.п.) для точного выражения специальных понятий и обозначения специальных предметов [3].
Определение - это изложение значения (смысла) используемого термина.
В автотехнической экспертизе эксперт должен применять только технические термины, соответствующие его специальности. Недопустимо использование автотехническим экспертом юридических (правовых) терминов.
Термины и их определения не должны быть самостоятельно придуманы экспертом. Их необходимо брать из известных и апробированных источников информации. Такими источниками могут быть нормативно -технические документы (ГОСТ, Технические регламенты, РД и т.п.) или научно-техническая литература.
В данной статье будут рассмотрены самые распространённые термины, применяемые в автотехнической экспертизе и даны их определения, а также показаны источники, из которых они были взяты.
Основные термины, применяемые в автотехнической экспертизе и их определения
Самым распространённым источником терминов для автотехнической экспертизы является ГОСТ Р 27.102-2021 «Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения» [4]. В данном ГОСТ имеются такие важные термины, как:
«Исправное состояние (исправность)» - состояние объекта, в котором он соответствует всем требованиям, установленным в документации на него [4];
«Неисправное состояние (неисправность)» - состояние объекта в котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных в документации на него [4].
В автотехнической экспертизе объектом исследования является автомобиль. Возникает справедливый вопрос: «В каких же таких документах прописаны все требования к автомобилю, по которым необходимо провести исследование, чтобы определить исправен он или нет?». Однако на данный вопрос нельзя дать однозначный ответ. Такую документацию бывает просто невозможно найти или даже получить от изготовителя по судебному запросу.
Все основные требования к исправному состоянию конкретного автомобиля устанавливает сам завод-изготовитель. Данные требования не должны противоречить требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» [5].
Обычно в качестве документов, из которых эксперты берут информацию о требованиях к исследуемому автомобилю (его отдельным компонентам), используются:
1. Руководство по эксплуатации автомобиля. На самом деле данный документ не сильно информативен в части требований к исправному состоянию исследуемого автомобиля. Этот документ в основном предъявляет требования к действиям лица, эксплуатирующего автомобиль, а не к самому автомобилю. Тем не менее, и в руководстве по эксплуатации можно найти полезную информацию в части требований к автомобилю. Например, допустимый расход моторного масла в ДВС автомобиля или же допустимый размер и эксплуатационные характеристики его шин и т.п.
2. Руководство по ремонту автомобиля (или мануалы по ремонту). Данный документ содержит достаточно большое количество полезной информации с требованиями к автомобилю (его компонентам). Тут можно найти, например, номинальные размеры цилиндропоршневой группы с допусками, допустимое значении компрессии в цилиндрах, допустимые зазоры в подшипниках коленчатого вала и т.п. Однако в последнее время, особенно для зарубежных автомобилей, в ремонтных мануалах можно обнаружить и не так много полезной информации для производства автотехнической экспертизы. Всё это связано с тенденцией производителей (особенно зарубежных) сделать основные агрегаты транспортного средства неремонтопригодными. В результате ни ДВС, ни АКПП, ни турбокомпрессор, ни рулевая рейка и т.п., в случае их выхода из строя не считаются ремонтопригодными, и должны быть заменены целиком, как единая расходная позиция. В связи с такой тенденцией и никакая ремонтная документация к данным агрегатам автомобиля уже просто не нужна. В этом случае максимум, что удаётся запросить у производителя (и то если повезёт) - это номинальные размеры новых деталей с их допусками. Но это допуски к новым деталям, а эксперты чаще всего исследуют автомобили уже в эксплуатации. Конечно же в эксплуатации автомобиля размеры трущихся деталей неизбежно меняются, в связи с чем их совершенно нет никакого смысла сравнивать с номинальным размером новой детали. В итоге, эксперты сталкиваются с проблемой, что им не хватает данных, чтобы сделать вывод о допустимости степени износа исследуемой детали в эксплуатации или же его недопустимости.
3. Технические условия, чертежи, схемы производителя. Данные документы (в частности технические условия (ТУ) и чертежи) на свою изготавливаемую продукцию автопроизводители, с большой долей вероятности эксперту не предоставят, даже по судебному запросу, так данная документация может относиться к конфиденциальной. Хотя, вероятность получить такие документы от отечественного автопроизводителя, намного выше, чем от зарубежного. А вот схемы (принципиальная электрическая и соединений) практически всегда без проблем предоставляются эксперту.
4. Сервисная информация, бюллетени, каталоги, брошюры производителя. Это дополнительная документация, специально выпускаемая производителем. Сервисная информация и ремонтные бюллетени чаще всего выпускаются производителем для дилерских станций в случае многочисленных рекламаций. Каталоги и брошюры выпускаются производителем в качестве общедоступного источника полезной технической информации. В своих заключениях эксперты часто ссылаются на данные брошюры всемирно известных производителей, чтобы усилить сделанные ими умозаключения.
5. Информация, содержащаяся в диагностических сканерах. В дилерских диагностических сканерах может быть зашита информация с определёнными требованиями к диагностируемому с их помощью компоненту автомобиля. Например, допустимое значение долгосрочной и краткосрочной коррекции впрыска по А - регулированию, значение температуры для открытия термостата, давление в системе смазки ДВС и т.п.
6. ГОСТ, зарубежные стандарты. К использованию ГОСТ в автотехнические экспертизы в качестве источников определённых требований, нужно быть очень внимательным. ГОСТы в нашей стране носят добровольный характер применения. Обязательным ГОСТ становится только в двух случаях:
- если изготовитель официально заявил о том, что его продукция изготавливается в соответствии с данным ГОСТ;
- если данный ГОСТ фигурирует в законодательных документах или руководстве по эксплуатации к автомобилю.
Если мы столкнулись с перечисленным случаем обязательного использования такого ГОСТ, значит мы должны его использовать в своём экспертном заключении. В остальных случаях ГОСТы не обязательны к исполнению, а применяются в добровольном порядке. Например, зарубежный автопроизводитель не обязан применять наш отечественный ГОСТ Р 53813-2010 «Двигатели автомобильные. Шатуны. Технические требования и методы испытаний» для изготовления шатунов своего ДВС. Такой автопроизводитель изготавливает шатуны своего ДВС по своим техническим условиям или по своему зарубежному стандарту. В этом случае, при производстве экспертизы шатуна такого ДВС нужно запросить у данного производителя эти технические условия или же использовать этот зарубежный стандарт. ГОСТ чаще всего в автотехнической экспертизе используется, как источник апробированной информации по методам испытаний (проверки) продукции, а не как источник требований к ней.
7. Технический регламент таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» [5]. Технический регламент таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011) в основном предъявляет требования к выпускаемым в обращении транспортным средствам. К автомобилям, уже находящимся в эксплуатации, с которыми эксперты чаще всего сталкиваются при производстве автотехнической экспертизы, предъявляются лишь требования из Приложения 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» данного ТР ТС 018/2011. Здесь указаны лишь те минимальные требования к различным компонентам и системам транспортных средств по их категориям, которые непосредственно влияют на безопасность эксплуатации таких ТС. Для точного ответа о том, имеется ли в исследуемом транспортном средстве неисправность данный документ не подходит. Соответствие всем требованиям Приложения 8 данного ТР ТС 018/2011 будет свидетельствовать о том, что исследуемое транспортное средство может безопасно эксплуатироваться по дорогам стран, входящих в таможенный союз, однако никак не будет означать исправность данного транспортного средства. Так, например, допустимый суммарный люфт рулевого управления транспортного средства категории М1 согласно требованиям Приложения 8 ТР ТС 018/2011 составляет не более 10°, в то время как, АВТОВАЗ для своего автомобиля ВАЗ-2106 предусматривал допустимый суммарный люфт равный всего 5°. Значит несоот-
ветствие транспортного средства требованиям ТР ТС018/2011 однозначно будет считаться неисправностью исследуемого ТС, однако его соответствие этим требованиям ещё не означает его исправность. Для точного ответа на данный вопрос нужно сравнивать контролируемый параметр с тем, что предусматривает изготовитель.
Следующие часто используемые в автотехнической экспертизе термины из ГОСТ Р 27.102-2021 «Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения»:
«Работоспособное состояние» - состояние объекта, в котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и технической документации [4];
«Неработоспособное состояние» - состояние объекта, в котором значение хотя бы одного из параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, не соответствует требованиям документации на этот объект.
Примечания:
1. Для сложных объектов возможно деление их неработоспособных состояний. При этом из множества неработоспособных состояний выделяют частично неработоспособные состояния, в которых объект способен частично выполнять требуемые функции.
2. Исправный объект всегда работоспособен, неисправный объект может быть, как работоспособным, так и неработоспособным. Работоспособный объект может быть исправен и неисправен, неработоспособный объект всегда неисправен [4].
Автомобиль (его компонент) может быть неисправен, но при этом работоспособен. Например, ДВС автомобиля может штатно работать и выполнять свои функции (создавать необходимый крутящий момент и выдавать требуемую мощность), но при этом в нём могут быть дефекты (повреждения) недопустимые документацией производителя (глубокие царапины на стенках цилиндров, не герметичность сальников, чрезмерный износ цепи ГРМ и т.п.).
Автомобиль относится к технически сложному товару. В его конструкцию входит множество различных компонентов. В связи с этим, автомобиль может находиться в частично неработоспособном состоянии. Например, в автомобиле все его основные агрегаты и системы (ДВС, АКПП, рулевое управление, тормозная система и т.п.) работоспособны, но не работает кондиционер или система обогрева салона.
Чаще всего в автотехнической экспертизе эксперты исследуют техническое состояние не всего автомобиля в целом, а лишь какого-то его конкретного компонента (агрегата) или системы. В этом случае необходимо определять работоспособное состояние конкретно этого объекта исследования, а не всего автомобиля в целом.
Следующие термины из ГОСТ Р 27.102-2021:
«Отказ» - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта;
Примечания:
1. Отказ может быть полным или частичным.
2. Полный отказ характеризуется переходом объекта в неработоспособное состояние.
3. Частичный отказ характеризуется переходом объекта в частично неработоспособное состояние [4].
«Причина отказа» - явления, процессы, события и состояния, вызвавшие возникновение отказа объекта [4].
«Повреждение» - нарушение исправного состояния объекта при сохранении его работоспособного состояния [4].
В данном контексте термин «повреждение» имеет смысл технического состояния объекта, в которое он перешёл в момент возникновения в нём какого -то дефекта при условии сохранения его работоспособности.
«Дефект» - каждое отдельное несоответствие объекта требованиям, установленным в документации [4];
«Сбой» - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора [4];
«Конструктивный отказ» - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования [4];
«Производственный отказ» - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии [4];
«Эксплуатационный отказ» - отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации [4];
«Деградационный отказ» - отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации
[4].
Это одни из самых важных терминов в автотехнической экспертизе, определяющие непосредственный характер причины возникновения отказа (выхода из строя) объекта исследования.
Следующий важный ГОСТ, как источник информации из которого мы берём термины для автотехнической экспертизы - это ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» [6]. Важные термины из этого ГОСТ 18322-2016:
«Ремонт» - комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей [6].
«Техническое обслуживание (ТО)» - комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании [6].
«Ремонтопригодный объект» - объект, ремонт которого возможен и предусмотрен документацией [6].
«Неремонтопригодный объект» - объект, ремонт которого не предусмотрен документацией или невозможен [6].
Как, уже указывалось выше по тексту данной статьи, современная тенденция автопроизводителей сводится к тому, что их основные агрегаты (ДВС, КПП,
АКПП и т.п.) являются неремонтопригодными и их необходимо менять на автомобиле целиком в сборе, как единая расходная позиция.
Следующие важные термины из другого ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [7]:
«Дефект» - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Пояснение:
Несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам.
Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам [7].
«Устранимый дефект» - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно [7].
«Неустранимый дефект» - это дефект, устранение которого технически невозможно и экономически не целесообразно [7].
«Скрытый дефект товара» - дефект, для обнаружения которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства [7].
Раньше эксперты не использовали в своих экспертных заключениях термин «эксплуатационный дефект», так как согласно действующему ГОСТ 15467-79 дефект может быть либо конструктивным, либо производственным.
Однако с 2019 года был введён в действие ГОСТ Р 58197-2018 «Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования» [8], в котором данный термин уже появился:
«Эксплуатационный дефект» - дефект, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта, установленных изготовителем [8].
Кроме этого термина в данном ГОСТ Р 58197-2018 также даны и термины:
«Конструктивный дефект» - дефект, возникший из-за несовершенства разработки (конструирования) изделия [8].
«Производственный дефект» - дефект, возникший в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполненного на ремонтном предприятии [8]. Стоит обратить внимание, что согласно данному определению к производственному дефекту также относится и некачественно выполненный ремонт объекта на ремонтном предприятии. Автором данной статьи рекомендуется в выводах заключения не просто указывать, что дефект является производственным, а также обязательно уточнять с чем именно он связан - с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или же с некачественно выполненным ремонтом на ремонтном предприятии. Это может иметь важное значение для решения, которое в итоге по данным выводам будет принимать суд.
С 2022 года в действие введён также и ГОСТ Р 59857-2021 «Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения» [9], в котором появился и такой термин, как «недостаток». Многие эксперты не признают данный термин, считая, что он является
юридическим (правовым), ведь его определение даётся в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» [10]:
«Недостаток товара (работы, услуги)» - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию [10].
Автор данной статьи считает, что раз введён целый ГОСТ Р 59857-2021 «Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения», в котором используется указанный термин «недостаток», то его можно использовать в автотехнической экспертизе (в заключении эксперта). Согласно данному ГОСТ Р 59857-2021:
«Недостаток» - несоответствие ТС (составной части ТС) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, или условиям договора, или целям использования ТС [9];
«Деградационный недостаток» - отказ деталей, узла или агрегата ТС, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости и возникший при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации [9];
«Производственный недостаток» - недостаток, возникший по причине, которая связана с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта ТС (узла, агрегата или части ТС), и приведший к нарушению его исправности или работоспособности [9];
«Эксплуатационный недостаток» - недостаток, возникший по причине, которая связана с нарушением установленных правил или условий эксплуатации, и приведший к нарушению исправности или работоспособности ТС (составной части ТС) [9].
Однако правовой (юридический) термин «существенный недостаток» автотехнический эксперт в своём заключении не вправе использовать. Определение существенности недостатка - прерогатива суда. О том, что такое существенный недостаток и о критериях его определения с технической точки зрения было детально рассказано в статье «Потребительский экстремизм в автомобильном бизнесе и что такое существенный недостаток автомобиля» выпуска 2(7) данного журнала.
Также стоит отметить и такой важный ГОСТ с техническим терминами, как ГОСТ Р 59483-2021 «Колесные транспортные средства. Термины» [11]. Данный ГОСТ помимо общих понятий, относящихся к колёсным транспортным средствам (например, «автомобиль», «легковой автомобиль», «транспортное средстве», «компоновка», «идентификационный номер транспортного средства», «комплектация» и т.п.); терминов, относящихся к классификации и особенностям исполнения кузова комплектных транспортных средств (например, «автобус», «внедорожный автомобиль», «водородный автомобиль», «двухтопливный автомобиль», «коммунальный автомобиль», «полуприцеп» и т.п.); терминов, относящихся к конструктивным и эксплуатационным свойствам колёсных транспорт-
ных средств (например, «активная безопасность транспортного средства», «пассивная безопасность транспортного средства», «комфортабельность», «устойчивость», «легкость управления», «поворачиваемость», «обзорность», «плавность хода», «проходимость», «управляемость» и т.п.), также содержит термины, относящиеся непосредственно к конструкции транспортных средств (например, «бедная смесь», «блок управления двигателем», «детонационное сгорание», «дроссельная заслонка», «зеркало цилиндра», «камера сгорания», «картерные газы», «коленчатый вал», «гидромуфта», «демпфер крутильных колебаний», «дифференциал», «наддув», «фильтр твердых частиц», «трёхкомпонентный нейтрализатор» и т.п.).
В ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» [12] также имеются важные для автотехнической экспертизы термины: «эксплуатация», «техническая эксплуатация», «условия эксплуатации», «начало эксплуатации».
Зачастую при производстве автотехнической экспертизы не обойтись и без терминов ГОСТ ISO 5492-2014 «Органолептический анализ. Словарь» [13], которые помогают эксперту описать, то что он определил органолептически с помощью своих органов чувств. Таких, например, как: «внешний вид», «интенсивность», «запах», «посторонний запах», «цвет», «прозрачность», «твердость», «хрупкость», «вязкость», «консистенция», «эластичность», «упругость», «липкость», «плотность» и др.
Автор также хотел бы отметить и такой важный ГОСТ 27674-88 «Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения» [14]. В автотехнической экспертизе эксперты часто сталкиваются с тем, что отказ транспортного средства произошёл по причине износа его деталей. Зачастую эксперты при описании характера данного износа путают такие понятия, как «абразивный износ» и «задир». Это совершенно различные по природе своего происхождения виды износов. Абразивный износ возникает в результате царапающего (режущего) воздействия абразивных частиц на поверхность трения, а задир - это результат межмолекулярного (межатомного) взаимодействия поверхностей трения, когда между ними возникают прочные адгезионные металлические связи (изнашивание при заедании). Согласно ГОСТ 2767488 «Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения»:
«Изнашивание» - процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела [14].
«Износ» - результат изнашивания, определяемый в установленных единицах. Примечание. Значение износа может выражаться в единицах длины, объема, массы и др [14].
«Абразивное изнашивание» - механическое изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или твердых частиц [14].
«Изнашивание при заедании» - изнашивание в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряжённую поверхность» [14].
«Задир» - повреждение поверхности в виде широких и глубоких борозд в направлении скольжения» [14].
Выше по тексту были показаны самые распространённые и часто используемые термины из ГОСТ. Однако помимо этих ГОСТ существует и множество других, которые эксперты могут использовать в зависимости от конкретики, проводимой ими экспертизы. В качестве примеров, таких ГОСТ, которые могут быть полезны экспертам при производстве ими конкретных автотехнических экспертиз, связанных с данными терминами, можно привести следующие:
1. ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».
2. ГОСТ Р 59102-2020 «Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения».
3. ГОСТ 5272-68 «Коррозия металлов. Термины».
4. ГОСТ 2601-84 «Сварка металлов. Термины и определения основных понятий».
5. ГОСТ 22653-77 «Автомобили. Параметры проходимости. Термины и определения».
6. ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения».
7. ГОСТ 15888-90 «Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения».
8. ГОСТ 24346-80 «Вибрация. Термины и определения».
9. ГОСТ 11708-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба. Термины и определения».
10. ГОСТ 18295-72 «Обработка упрочняющая. Термины и определения».
11. ГОСТ 18296-72 «Обработка поверхностным пластическим деформированием. Термины и определения».
12. ГОСТ 18970-84 «Обработка металлов давлением. Операции ковки и штамповки. Термины и определения».
13. ГОСТ 25761-83 «Виды обработки резанием. Термины и определения общих понятий».
14. ГОСТ 25142-82 «Шероховатость поверхности. Термины и определения».
Заключение
Конечно же в рамках данной статьи невозможно рассмотреть все термины из приведённых выше ГОСТ и все ГОСТ из которых ещё могут быть использованы термины в автотехнической экспертизе. Были показаны лишь самые распространённые и часто используемые. Нужные термины должны формироваться экспертом самостоятельно под каждую конкретную производимую автотехническую экспертизу в зависимости от того, что именно он исследует и с какими процессами (явлениями) сталкивается. Эксперт должен чётко понимать значение используемых им терминов и грамотно оперировать ими в своём заключении.
Список источников
1. Лантюхова, Н. Н. Термин: определение понятия и его сущностные признаки / Н. Н. Лантюхова, О.В., Загоровская, Т.А. Литвинова // Современные проблемы гражданской защиты. - 2013. - № 1(6). - С. 42-45.
2. Ахманова, О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Рус. яз., 1986. - 448 с.
3. Реформатский, А. А. Введение в языковедение: учеб. для филол. фак. пед. ин-тов / А. А. Реформатский. - 4-е изд-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1967. - 542 с.
4. ГОСТ Р 27.102-2021. Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения: национальный стандарт: дата введения 01.01.2022 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: ФГБУ «Институт стандартизации», 2021. - 35 с.
5. Технического регламента таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств». - URL: https://sudact.ru/law/reshenie-komissii-tamozhennogo-soiuza-ot-09122011-n_19/tr-ts-0182011/?ysclid=loq4o9am6w56428102 (дата обращения: 03.09.2023).
6. ГОСТ 18322-2016. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения: межгосударственный стандарт: дата введения 01.09.2017 // Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). -Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2017. - 14 с.
7. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения: межгосударственный стандарт: дата введения 01.07.1979 // Государственный комитет СССР по стандартам. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2009. - 21 с.
8. ГОСТ Р 58197-2018. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспорт-ных средств. Общие требования: национальный стандарт: дата введения 01.03.2019 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2018. - 23 с.
9. ГОСТ Р 59857-2021. Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения: национальный стандарт: дата введения 01.04.2022 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: ФГБУ «Институт стандартизации», 2021. - 15 с.
10. Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». - URL: https: / /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 0 5/?ysclid=loq5 ehnivg3 237852 (дата обращения: 10.09.2023).
11. ГОСТ Р 59483-2021. Колесные транспортные средства. Термины и определения: национальный стандарт: дата введения 01.09.2021 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2021. - 113 с.
12. ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.1985 // Государственный комитет СССР по стандартам. - Москва: Издательство стандартов, 1983. - 6 с.
13. ГОСТ ISO 5492-2014. Органолептический анализ. Словарь: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.2016 // Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). - Москва: ФГУП «Стандартинформ», 2016. - 56 с.
14. ГОСТ 27674-88. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения: межгосударственный стандарт: дата введения 01.01.1989 // Комитет стандартизации и метрологии СССР. - Москва: Издательство стандартов, 1992. - 19 с.
References
1. Lantyukhova N. N., Zagorovskaya O.V., Litvinova T. A. Sovremennye problemy grazhdanskoj zashchity, 2013, no. 1(60), pp. 42-45.
2. Akhmanova O. S. Slovar omonimov russkogoyazyka (Dictionary of homonyms of the Russian language), Moscow, Russkij yazyk, 1986, 448 p.
3. Reformatskij A. A. Vvedenie v yazykovedenie: uchebnik dlya filologicheskogo fakulteta peda-gogicheskih institutov (Introduction to Linguistics: textbook for the Philological Faculty of pedagogical institutes), Moscow, Prosveshchenie, 1967, 542 p.
4. Nadezhnost v tekhnike. Nadezhnost obekta. Terminy i opredeleniya, GOSTR 27.102-2021 (Reliability in technology. Reliability of the object. Terms and definitions, State Standart R 27.102-2021), Moscow, FGBU Institut standartov, 2021, 35 p.
5. Tekhnicheskogo reglamenta tamozhennogo soyuza 018/2011 «O bezopasnosti kolyosnyh transportnyh sredstv», available at: https://sudact.ru/law/reshenie-komissii-tamozhennogo-soiuza-ot-09122011-n_19/tr-ts-0182011/?ysclid=loq4o9am6w56428102 (03.09.2023).
6. Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta tekhniki. Terminy i opredeleniya: mezh-gosudarstvennyj standart, GOST 18322-2016 (The system of maintenance and repair of equipment. Terms and definitions, State Standart 18322-2016), Moscow, FGUP Standartin-form, 2017, 14 p.
7. Upravlenie kachestvom produkcii. Osnovnye ponyatiya. Terminy i opredeleniya, GOST 1546779 (Product quality management. Basic concepts. Terms and definitions, State Standart 15467-79), Moscow, FGUP Standartinform, 2009, 21 p.
8. Poryadok provedeniya ekspertizy kachestva avtomototransportnyh sredstv. Obshchie trebo-vaniya, GOSTR 58197-2018 (The procedure for conducting an examination of the quality of motor vehicles. General requirements, State Standart R 58197-2018), Moscow, FGUP Standartinform, 2018, 23 p.
9. Avtomobilnye transportnye sredstva. Avtotekhnicheskaya i avtotovarovedcheskaya ekspertiza. Terminy i opredeleniya, GOST R 59857-2021 (Motor vehicles. Auto technical and automotive expertise. Terms and definitions, State Standart R 59857-2021), Moscow, FGBU Institut standartov, 2021, 15 p.
10. Zakone RF ot 07.02.1992 N 2300-1 «O zashchite prav potrebitelej», available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/?ysclid= loq5ehnivg3237852 (10.09.2023).
11. Kolesnye transportnye sredstva. Terminy i opredeleniya, GOSTR 59483-2021 (Wheeled vehicles. Terms and definitions, State Standart R 59483-2021), Moscow, FGUP Standartinform, 2021, 113 p.
12. Ekspluataciya tekhniki. Terminy i opredeleniya, GOST 25866-83 (Operation of equipment. Terms and definitions, State Standart 25866-83), Moscow, Izdatelstvo standartov, 1983, 6 p.
13. Organolepticheskij analiz. Slovar, GOST ISO 5492-2014 (Organoleptic analysis. Dictionary, State Standart ISO 5492-2014), Moscow, FGUP Standartinform, 2016, 56 p.
14. Trenie, iznashivanie i smazka. Terminy i opredeleniya, GOST 27674-88 (Friction, wear and lubrication. Terms and definitions, State Standart 27674-88), Moscow, Izdatelstvo standartov, 1992, 19 p.
Информация об авторе А. Ю. Малахов - кандидат технических наук, заведующий лабораторией, доцент кафедры технологии конструкционных материалов МАДИ, начальник отдела инжиниринга и аддитивных технологий ЦАДИ МАДИ.
Information about the author А. Yu. Malakhov - Candidate of Sciences (Technical), head of the laboratory and associate professor of the Department of Construction material technology MADI, head of engineering and additive technologies department CADI MADI.
Рецензент: Т. Е. Лихачёва, кандидат технических наук, директор ИНАЭ-МАДИ.
Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 27.09.2023; принята к публикации 27.09.2023.
The article was submitted 14.09.2023; approved after reviewing 27.09.2023; accepted for publication 27.09.2023.