Научная статья на тему 'РОЛЬ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / эксперт / экспертная деятельность / автотехническая экспертиза / материальный ущерб / road accident / expert / expert activity / auto technical expertise / material damage.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Виктор Викторович, Папонова Анастасия Игоревна

в статье рассматривается проблема определения роли автотехнической экспертизы в процессе осуществления и преодоления экономических споров, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AUTO TECHNICAL EXPERTISE IN ENSURING ROAD TRANSPORT AND ECONOMIC SECURITY OF SOCIETY

he article deals with the problem of determining the role of auto technical expertise in the process of implementing and overcoming economic disputes arising as a result of road accidents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА»

Научные междисциплинарные исследования

3. Игнатьева Е.В. Методика анализа финансового состояния предприятия// Молодой ученый. - 2015. - №5. -275 с.

4. Управленческий учет и анализ в условиях антикризисного управления [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», образовательная программа «Управленческий учет и анализ» / Т. А. Понкратова, Т. А. Тюленева; КузГТУ. - Кемерово, 2016.

УДК 330.1

Колесников Виктор Викторович Kolesnikov Viktor Viktorovich

Кандидат экономических наук PhD in economics

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Липецкий филиал

Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation,

Lipetsk Branch of the Russian

Папонова Анастасия Игоревна Paponova Anastasia Igorevna

Студент Student

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Липецкий филиал

Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation,

Lipetsk Branch of the Russian

РОЛЬ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

THE ROLE OF AUTO TECHNICAL EXPERTISE IN ENSURING ROAD TRANSPORT AND ECONOMIC SECURITY OF SOCIETY

Аннотация: в статье рассматривается проблема определения роли автотехнической экспертизы в процессе осуществления и преодоления экономических споров, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий.

II Международная научно-практическая конференция

Abstract: the article deals with the problem of determining the role of auto technical expertise in the process of implementing and overcoming economic disputes arising as a result of road accidents.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, эксперт, экспертная деятельность, автотехническая экспертиза, материальный ущерб.

Key words: road accident, expert, expert activity, auto technical expertise, material damage.

В мировой истории первое становление экспертной деятельности отмечается со временем Гиппократа. В Российской же истории экспертная деятельность впервые начинает развиваться в 1716 году (судебная медицинская экспертиза). Помимо медицинской сферы ее применения, развитие экспертной деятельности нашло свое отражение в уголовно-процессуальных кодексах (1922 г.), где выделяются такие виды экспертиз, как почерковедческая и дактилоскопическая. Позднее с более совершенным развитием общества стали выделяться 12 классов экспертиз, среди которых стоит отметить автотехническую.

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) - это род инженерно-транспортной экспертизы, суть которой заключается в проведении экспертного исследования и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников, а также их действий. Научной основой данного вида экспертиз является судебная автотехника, т.е. своеобразная отрасль, включающая в себя область инженерно-транспортных, криминалистических, а также экономических знаний. Последние заключаются в особенностях определения на основе соответствующих материалов размеров ущерба, причиненного в результате совершения ДТП. [3]

В настоящее время в условиях высокого уровня автомобилизации актуальной и наиболее важной социально-экономической проблемой является процесс обеспечения безопасности дорожного движения. Существующая система мер по повышению безопасности дорожного движения включает в

Научные междисциплинарные исследования себя также инструменты уголовно-правового характера. Стоит отметить, что

сфера дорожного движения подразумевает постоянное наличие рисков,

проявляющихся в угрозе жизни и здоровья, а также нанесении ущерба. Т.е.

речь идет о том, что субъекты дорожного движения всегда являются

потенциальными участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

По данным информационного агентства «ТАСС» за 2019 год в России

произошло более 152 тыс. ДТП, что является на 3,2% ниже предыдущего года.

Ущерб от всех ДТП по последним данным составляет около 2,5% ВНП России.

В денежном выражении такой ущерб современной российской экономике

составляет 5,5 трлн. рублей. [2] Однако важно обратить внимание на то, что в

число количественного показателя включены ДТП, результатом которого

является необходимость привлечения судебной автотехнической экспертизы с

целью определения размера причиненного ущерба в ходе наступления ДТП.

В современных условиях развития общества между различными субъектами возникает всё больше споров по финансово-экономическим вопросам. Причем важно отметить, что заметным является не только увеличение количества данных споров, но и разнообразие с точки зрения рассмотрения их в судебном порядке. Экономическая сущность автотехнической экспертизы проявляется в исследовании экспертом-техником автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния, а также определения механизма произошедших с ним изменений, т.е. данное исследование производится для установления актуальной стоимости ТС и нанесенного его владельцу материального ущерба. Чаще всего разрешения возникающих подобных споров по определению и возмещению суммы причинного ущерба происходит в судебном порядке, т.к. обеспечение отношений под влиянием определения стоимости свидетельствует о наличии судебных практик. Так, например, на основании определения Новокуйбышевского городского суда Самарской области в 2016 году было проведено рассмотрение дела по иску о взыскании суммы причиненного материального ущерба в результате ДТП. На основе соответствующих

II Международная научно-практическая конференция материалов, нормативной документации, а также на основе заключений

проведенного экспертного исследования были обозначены выводы по

определению повреждений и стоимости восстановительного ремонта. Расчет

данной стоимости производился по определенным формулам и по результатам

составил 78 672,68 рублей. [4] Вторым примером рассмотрения судом дела о

возмещении и определении суммы материального ущерба является решение

Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону. При данном

рассмотрении дела с учетом всех доводов и оснований в результате было

принято решение о возмещении суммы причиненного ущерба в размере

1 425 729 рублей. [5]

Таким образом, приведя в качестве примера судебные дела, касающиеся проведения и заключений автотехнической экспертизы, можно отметить следующее. Рассматриваемые судом дела о результатах ДТП, привлечения автотехнической экспертизы предполагают решение о совершенно разных суммах выявленного ущерба. Отсюда следует, что участники ДТП в целях обеспечения финансовой выплаты, возмещения причиненного вреда могут судиться как за незначительную сумму выплаты, так и за крупную. Однако в целях достижениях грамотного и удовлетворительного разрешения возникающих судебных споров можно выделить потребность и необходимость проведения экспертизы и привлечения соответствующих экспертов для определения стоимости. Таким образом, отметим, что в судебных делах определение ущерба, размер и денежная оценка причиненного ущерба являются ключевыми обстоятельствами, поскольку от решения будет зависеть сумма взыскания (компенсации, возмещения).

Процесс определения размера и суммы ущерба можно отнести к оценочной функции эксперта-автотехника, обладающего соответствующим образованием. Таким образом, с законодательной точки зрения, а именно, в соответствии с законом №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» важно отметить, что результат исследования по установлению стоимости (ущерба) оформляется экспертом в виде отчета об оценке. [1]

Научные междисциплинарные исследования Отсюда следует, что для получения качественной услуги по оценке ущерба автомобиля или предотвращению сомнений в судебных делах необходимо обращаться исключительно к профильным специалистам - экспертам-автотехникам.

На сегодняшний день, по нашему мнению, деятельность экспертов в области автотехнической экспертизы является необходимой и важной в сфере общественных отношений. Современное развитие общества и экономики подразумевает постоянное взаимодействие с дорожно-транспортной средой. Поэтому социально-экономическая эффективность автотехнической экспертизы, а главное ее роль заключается в обеспечении сохранения жизни участниками дорожного движения и, как следствие, предотвращение социально-экономического и демографического ущерба от ДТП и их последствий, а также в достижении уровня безопасности, т.е. создание условий для комфортного чувства на дорогах. Таким образом, судебная автотехническая экспертиза всегда будет являться востребованной и целесообразной, поскольку экспертиза - это зачастую единственная возможность доказать заявленный ущерб и его сумму. Однако важно обратить внимание на то, что использовать данную возможность необходимо грамотно, т.е. инициатива всегда должна исходить от сторон процесса, поскольку никто не заинтересован в исходе дела больше, чем участники спора. Таким образом, подводя итог, отметим, что складывающийся уровень ущерба от функционирования транспорта вызывает необходимость переработки вопросов по обеспечению защиты всех участвующих сторон, а также безопасности человека, общества и государства.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-Ф3 (последняя редакция)

II Международная научно-практическая конференция

2. Российский федеральный центр судебной экспертизы при

Министерстве юстиции Российской Федерации [электронный ресурс] http : //www.sudexpert.ru/possib/auto .php (дата обращения: 06.03.2020 г.)

3. [электронный ресурс] http : //www.sudexpertise.ru/index (дата обращения: 06.03.2020 г.)

4. [электронный ресурс] https://forensicscience.ru/2018/05/07/naznachenie-avtotexmcheskoj-ekspertizy-po-opredelemyu-razmera-ushherba-v-rezultate-dtp-stixijnogo-bedstviya-dejstvij-tretix-lic/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)

5. [электронный ресурс] https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения: 14.05.2020 г.)

©В.В. Колесников, А.И. Папонова, 2020

УДК 336.761

Коноплёва Ю.А.

Konopleva, Yu. A.

к. э. н., доцент

Бабаян А.Т.

Babayan, A. T.

магистрант

Северо-Кавказский федеральный университет North Caucasus Federal University

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ INFRASTRUCTURE OF THE SECURITIES MARKET

Аннотация: Для современной рыночной экономики рынок ценных бумаг является одним из главных экономических центров. Данный сегмент экономического пространства представляет собой чрезвычайно сложную структуру объединяющую множество подсистем, которые формируют единую систему элементов функционирования рынка ценных бумаг. Вся совокупность взаимосвязанных элементов формирует инфраструктуру фондового рынка. Инфраструктура рынка ценных бумаг представлена следующими элементами: функциональной, инвестиционной, технической и информационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.