УДК 332:625
терминально-логистическая инфраструктура транспортного комплекса ростовской области
а. у. альбеков,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, первый проректор по учебной работе, заведующий кафедрой коммерции и логистики E-mail: a2404929@yandex. ru ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
В статье рассматриваются некоторые аспекты программы стратегического развития транспортного комплекса Ростовской области. Представлена организационно-функциональная структура транспортно-логистической системы. Дается характеристика терминально-логистических комплексов на территории Ростовской области, а также приводится сценарий прогнозируемых внешних и внутренних рисков.
Ключевые слова: транспорт, логистика, терминально-логистическая инфраструктура, территория, транзитные потоки, грузооборот, гру-зопереработка, мультимодальные узлы, комбинации перевалки, смешанные перевозки.
Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин на открытии 16-й Международной выставки по транспорту и логистике «ТрансРоссия 2011» заявил: «Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, здоровой конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения». Эти слова особенно актуальны для Ростовской области, где транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры экономики.
По заданию администрации Ростовской области в лице Министерства транспорта Ростовской области большой группой ученых под руководством заместителя председателя секции по стратегическому планированию Совета Безопасности РФ, действительного государственного советника II класса, доктора экономических наук, профессора С. Н. Сильвестрова разработана Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года [6]. Авторы понимали, что в условиях модернизации экономики Ростовской области нужна продуманная транспортная политика, учитывающая особенности развития отрасли, ее роль в экономических и социальных процессах. Ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции транспортных объектов, задачи в области развития транспорта должны быть определены не только на ближайшие годы, но и на долгосрочную перспективу.
Чрезвычайно выгодное территориальное и геополитическое положение Ростовской области и стремительные процессы и преобразования, которые происходят на сопредельных территориях, в частности на Северном Кавказе, Сочи и пр., выдвинули следующие причины, актуализирующие разработку этой программы:
• наличие системных проблем в функционировании транспортно-дорожного комплекса региона, необходимость устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области;
• проведение рыночных реформ в транспортной сфере, структурные и институциональные преобразования во всех подотраслях транспорта;
• активизация процессов интеграции национальной экономики, включая транспортную систему, в мировое хозяйство, которые сопровождаются усилением внутриотраслевой и международной конкуренции, растущими требованиями ко всем составляющим транспортного процесса;
• необходимость учета на региональном уровне приоритетов национальной транспортной стратегии, а также разрабатываемых и вновь утвержденных стратегических документов развития экономики и отраслей транспорта Российской Федерации и Южного федерального округа. Основные этапы и сценарии реализации программы, можно условно подразделить на следующие:
I этап: 2011—2015 гг. — совершенствование нормативно-правовой и институциональной базы инновационного развития и эффективного функционирования транспортного комплекса Ростовской области; запуск инфраструктурных проектов, направленных на ликвидацию «узких мест» транспортного процесса, повышение инвестиционного и делового имиджа транспортного комплекса региона;
II этап: 2016—2020 гг. — реализация крупномасштабных проектов в транспортной сфере, обеспечивающих преодоление инфраструктурных барьеров и рост конкурентоспособности транспортного комплекса Ростовской области на региональном, российском и мировом рынках транспортных услуг; завершение перехода к инновационному и социально ориентированному развитию транспортного комплекса.
III этап: 2020—2030 гг. — период интенсивного инновационного развития транспортного комплекса; завершение структурных отраслевых и территориальных сдвигов в формировании сбалансированной, конкурентоспособной и эффективно функционирующей транспортной системы Ростовской области.
Одним из приоритетов Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области является привлечение грузопотоков за счет современ-
ных систем и технологий обработки грузов (в том числе при перевалке с одного вида транспорта на другой) с высоким уровнем качества и пропускной способностью.
Создание сети терминально-логистических центров в крупных транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов. Необходимым условием функционирования терминально-логистических центров является участие в процессе формирования единого технологического процесса и информационного пространства всех видов транспорта (водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного), а также крупных грузовладельцев.
Стратегическими направлениями развития терминально-складского комплекса Ростовской области на перспективу до 2030 г. являются:
• сбалансированное развитие объектов транспор-тно-логистической и терминально-складской инфраструктуры региона;
• формирование региональной терминально-складской базы Ростовской области для обеспечения межрегионального взаимодействия, внешнеторговых связей и интеграции России в мировую транспортную систему;
• развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Ростовской области, реализация транзитного потенциала;
• формирование интегральной интеллектуальной системы управления транспортно-логистичес-ким комплексом региона;
• повышение уровня обслуживания транспор-тно-логистического сервиса конечных потребителей производственной сферы населения и предприятий розничной торговли. Ключевыми условиями реализации транзитного потенциала Ростовской области на базе опережающего развития терминально-логистической инфраструктуры являются:
• повышение эффективности использования существующей транспортной и складской инфраструктуры;
• реализация проектов развития инфраструктуры международных транспортных коридоров с созданием терминально-складских комплексов в крупных транспортных узлах — кластерах на пересечениях транспортных коридоров и в портах Ростов-на-Дону (Ростовский универсаль-
Региональные
грузопотоки
ный порт), Азов, Таганрог, Усть-Донецк в целях ускорения муль-тимодальной доставки грузов и радикального повышения качества транспортных услуг;
• внедрение информационно-логистических технологий при сопровождении товарных потоков, создание сети терминально-складских комплексов и распределительных узлов на ключевых направлениях коридоров;
• создание единого информационного пространства и равных условий для всех участников транспортного процесса в получении и использовании информации о стоимости и условиях транспортировки, переработки и хранения грузов;
• модернизация и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы. Приоритетом развития терминально-складского
комплекса Ростовской области является оптимальное размещение терминально-складских объектов с учетом возможности развития транспортно-до-рожной сети, номенклатуры грузов и перспективы развития схемы расселения для повышения уровня обслуживания конечных потребителей и сокращения общих затрат в товаропроводящей сети.
Для достижения стратегических целей необходимо решить следующие задачи:
• создание современной региональной технологической инфраструктуры товаро-транспорт-ной логистики;
• территориальное размещение и развитие гру-зоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров;
• формирование сети транспортно-экспедиторс-ких компаний и других предприятий транспортного сервиса;
• реконструкция и техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов про-
Транзитные грузопотоки
Прямые поставки
Материальные и информационные потоки.
О
о о о о
Оптовые компании
Розничные
торговые
организации
ллц
ллц
Прочие потребители
Источник: [1, 4, 8].
Организационно-функциональная структура транспортно-логистической системы
пуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров;
• создание единой организационно-правовой, информационной, технической и технологической базы взаимоотношений между объектами транспортной инфраструктуры и субъектами предпринимательства, участвующими в транспортном процессе;
• развитие системы электронного документооборота.
Материальной базой реализации логистических технологий в Ростовской области является создание сети терминально-складских комплексов, выполняющих накопительно-распределительные функции товаропотоков и переработку транзитных потоков.
Для системы распределения грузов в Ростовской области необходимо использовать трехуровневую структуру транспортно-логистической системы:
I уровень — интермодальный транспортно-логистический центр (ИТЛЦ) международного значения;
II уровень — региональные транспортно-ло-гистические центры (РЛЦ);
III уровень — локальные транспортно-логис-тические центры (ЛЛЦ).
Организационно-функциональная структура взаимодействия элементов терминально-логистических центров транспортно-логистической системы на территории Ростовской области представлена на рисунке.
Товародвижение на территории региона проводится в соответствии с иерархической структурой
последовательно от ИТЛЦ к РЛЦ, далее к ЛЛЦ, далее — оптовые, розничные организации и прочие потребители.
Оптимизация товародвижения требует своевременной и необходимой информации об объемах и номенклатуре товаров в товаропроводящей сети, возможности формирования прямых поставок и обязательного прохождения информации о поставках через все звенья цепи поставок.
При обосновании предложений по определению места размещения объектов транспортно-ло-гистической инфраструктуры на территории Ростовской области на всех уровнях товародвижения учитывались следующие факторы:
• размещение объектов с учетом перспективных схем транспортного и инфраструктурного развития Ростовской области, схемы территориального развития Ростовской области и проекта «Большой Ростов»;
• необходимость размещения объектов транс-портно-складской инфраструктуры преимущественно вне селитебных территорий в узлах устойчивого градостроительного развития;
• формирование объектов с учетом развития производственных объектов, предприятий стройиндустрии, туристического и рекреационного комплекса в зонах тяготения к опорной транспортной сети области и МТК;
• обеспечение комплексности, пропорциональности и сбалансированности развития приле-
гающих территорий при размещении программных объектов.
С учетом перечисленных стратегических направлений, задач и ограничений на территории Ростовской области предлагается размещение следующей сети терминально-логистических комплексов:
1) ИТЛЦ — сеть терминалов вокруг г. Ростова-на-Дону, в том числе в непосредственной близости от международного грузопассажирского аэропортового комплекса «Южный» и в зоне г. Каменск-Шахтинский;
2) РЛЦ — сеть терминалов, располагаемых в муниципальных образованиях: г. Миллерово, г. Сальск, г. Волгодонск, г. Красноармейск;
3) ЛЛЦ — сеть терминалов, расположенных в муниципальных образованиях: ст. Вешенская, ст. Милютинская, г. Усть-Донецк, х. Хуторской, г. Зерноград.
Кроме этого, для обеспечения населения крупных городов Ростовской области товарами широкого потребления и продуктами питания целесообразно предусматривать накопительно-распределительные комплексы вблизи таких городов, как Шахты, Таганрог, Новочеркасск. Размещаться они должны за территорией города на автомобильной магистрали со стороны, находящейся ближе к Ростову-на-Дону.
Краткая характеристика терминально-логистических комплексов представлена в табл. 1.
Мультимодальные или смешанные грузовые перевозки, сочетающие возможности морского,
Таблица 1
Краткая характеристика терминально-логистических комплексов на территории Ростовской области
Наименование населенного пункта размещения ЛЦ Стоимость проекта, млн долл. / млн руб. Суть проекта Характеристика объекта: площадь складских мощностей, тыс. м2 / мощность, тыс. т
ИТЛЦ г Ростов-на-Дону 557,8 / 16 734 Переработка международных транзитных грузопотоков, перевалка грузов с морского на железнодорожный транспорт (автомобильный транспорт) и обратно 1069,2 / 34 393
ИТЛЦ г Каменск-Шахтинский 67,9 / 2 037 148/4 761
Миллерово 14,7 / 441 Переработка транзитных грузопотоков (обслуживание северных территорий области и близлежащих регионов) 66,52 / 2 351
Сальск 16,9 / 507 77,32 / 2 963
Волгодонск 28,8 / 864 129,29 / 4 610
Красноармейск 7,7 / 231 34,01 / 1 458
Вешенская 1,63 / 48,9 Обслуживание северной части области 6 / 216,36
Милютинская 1,78 / 53,4 Обслуживание северо-восточной части области 7 / 252,4
Усть-Донецк 1,99 / 59,7 Обслуживание центральной части области 9 / 324,54
Хуторской 1,5 / 45 Обслуживание восточной части области 5 / 180,3
Зерноград 1,99 / 59,7 Обслуживание южной части области 9 / 324,54
Источник: [5, 6].
Таблица 2
Структура мультимодальных транспортных узлов Ростовской области
Варианты комбинаций В настоящее время На перспективу
1. Порт—море — река — ж. д. — авто Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону Миусский лиман (порт Петровский)
2. Река — ж. д. — авто Аксай, Семикаракорск, п. Усть-Донецкий, Константи-новск, Волгодонск
3. Ж. д. — авто Азов, Аксай, Батайск, Бел. Калитва, Волгодонск, Гуко-во, ст. Егорлыкская, Зверево, Зерноград, п. Зимовники, п. Каменоломни, Каменск-Шахтинский, Константи-новск, п. Красноармейский (ж. д. ст. Куберле, Орловский район), Красный Сулин, п. Лиховской (Каменское г п.), п. Матвеев Курган, Миллерово, Морозовск, Новочеркасск, Новошахтинск, Пролетарск, Ростов-на-Дону, Сальск, Таганрог, п. Тарасовский, ст. Тацинская, . п. Усть-Донецкий, п. Чертково, г. Шахты с. Самарское (Азовский р-н), ж. д. ст. Сутурмино (х. Нижнемитякин, Тарасовский р-н), п. Синегорский (Белокалитвинский р-н), п. Центральный (Мартыновский р-н), г. Цимлянск
4. Аэропорт — авто — ж. д. — порт Ростов Белая Калитва, Волгодонск, ст. Вешенская, Миллерово, п. Зимовники, Морозовск, Сальск
Источник: [5, 6].
железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта, позволяют оперативно и экономично доставлять грузы по всему миру. Они используются в различных целях: для сокращения расходов на перевозку, затрат времени на доставку, в случае отсутствия иного способа перевозки, позволяют доставлять грузы «от двери до двери».
Современная структура мультимодальных узлов в Ростовской области обеспечивает следующие варианты комбинаций перевалки грузов (табл. 2): терминал — авто — порт — река — порт — авто — терминал;
терминал — авто — порт — река — ж. д. — авто — терминал;
терминал — авто — порт — море — порт — авто — терминал;
терминал — ж. д. — порт — море — порт — авто — терминал;
терминал — авто — ж. д. станция — авто — терминал;
терминал — авто — аэропорт-авиа — авто — терминал.
Рассматриваемый сценарий Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области реализуется в условиях прогнозируемых внешних и внутренних рисков [2, 3, 7].
Внешние риски обусловлены следующими причинами:
• ориентация транспортно-логистического комплекса на обслуживание экспортно-импортных и транзитных потоков определяет высокую
14-
степень влияния на его развитие и возможное ухудшение макроэкономических показателей страны и внешнеэкономической конъюнктуры;
• высокий уровень конкуренции на внутреннем и мировом рынках. В случае отставания уровня конкурентоспособности основных секторов экономики региона может произойти сокращение объемов производства и, как следствие, сокращение объемов грузоперевозок;
• ввод в эксплуатацию обходных транснациональных транспортных коридоров и снижение международного транзита через территорию Ростовской области;
• недостаточный уровень отечественной промышленности для обеспечения опережающего инновационного развития транспортного комплекса;
• жесткие международные экологические требования к транспортным средствам. Внутренние риски обусловлены следующими
причинами:
1) технологические риски:
• технологическая отсталость транспортной отрасли; транспортные предприятия Ростовской области не обладают конкурентоспособными технологиями на уровне мировых стандартов;
• низкие темпы внедрения инновационных технологий. Технологическое обновление основных производственных фондов транспортного комплекса Ростовской области осуществляется медленными темпами, при этом степень изно-
са основных фондов на предприятиях транспортной отрасли составляет от 50 до 80 %;
2) социально-трудовые риски:
• диспропорции на региональном рынке труда. Спрос на квалифицированные трудовые ресурсы растет при демографических диспропорциях в структуре трудового потенциала области, инертности системы образования и слабости миграционной политики;
• квалификационный дисбаланс рынка труда Ростовской области, несоответствие системы профессионального образования запросам рынка труда, недостаточный объем и уровень подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров;
3) риски пространственного развития:
• отсутствие комплексного подхода при разработке крупных проектов развития транспортной инфраструктуры, увязки их с межрегиональными и межотраслевыми проектами;
4) экологические риски:
• экологические риски, связанные с реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов в автодорожном комплексе Ростовской области.
Список литературы 1. Информационно-аналитические материалы субъектов Южного федерального округа, Минтранса
России, СКЖД-филиала ОАО «РЖД», НЦ КТП Минтранса России, ОАО «Гипрогор», Strategy Partners.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www. economy. gov. ru/minec/main.
4. Сценарий развития транспорта России до 2030 года: отчет по НИР ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России». М., 2008.
5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/main.
6. Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года. URL: http://www. donland. ru/Data/Sites/1/media/antikorrup_expert/2011/ proect_2011_1808_strateg. doc /copy. yandex. net.
7. Транспорт в России 2007. Стат. сб. М.: Рос-стат, 2007.
8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)», подпрограмма «Автомобильные дороги» // Минтранс России. М., 2008.