заметить, что виртуальное пространство в любом из своих проявлений более, чем, например, печатные СМИ или телевидение, располагает к размещению сведений, не соответствующих действительности. И национальная менталь-ность здесь, скорее всего, не играет существенной роли. Любители приврать, выдать желаемое за действительное приблизительно в равной мере представляют все социумы.
С другой стороны, наличие обратной связи в Интернете позволяет заинтересованному лицу выявить стремление приукрасить свой интеллектуальный облик за счет тех или иных позиций анкеты или автопортрета, представленных в распоряжение каждого посетителя сайта. К примеру, если в графе образование значится «высшее, ФИНЕК», то очевидно, что автор анкеты никогда не училась в известном экономическом вузе Санкт-Петербурга ФИНЭКе.
И, наконец, пожалуй, наиболее типичная речевая характеристика посетителей сайта знакомств — удручающая безграмотность. Упоминавшийся выше «язык падонкофф» — один из способов социальной самопрезентации, своего рода протестная форма отношения к языку как обязательному своду правил, регулирующих речевую деятельность социума, — как ни странно, занимает весьма скромные позиции в общем дискурсе анализируемого портала. Этим субко-
дом пользуется немногочисленная группа молодых людей от 16 до 27 лет в общении между собой. Представители средней и старшей возрастных групп используют, точнее, пытаются использовать литературный русский язык, однако достаточно часто возникает ощущение, что среднестатистический представитель сайта имеет смутные представления о структуре и норме родного языка.
Интеркультурный дискурс в социальной сети содержит лишь общие, инвариантные характеристики номинальной принадлежности посетителей порталов к одной языковой системе. На самом деле это такие внутривидовые отношения индивидуумов, которые нередко напоминают диалог слепого с глухим. Причем наиболее тревожным симптомом в этом процессе беспощадной креолизации национального языка следует считать искреннее непонимание подавляющим большинством своей языковой, а значит, и социальной ущербности. Это одна сторона дела, имеющая субъективный и в известной мере исторически оправданный характер.
Парадоксальность ситуации в том, что «низы» не хотят и уже не могут, потому что не хотят «верхи». Такого безразличного отношения государства к национальному языку, как в России, нет более ни в одном европейском государстве. Это неоспоримый и весьма прискорбный факт.
список литературы
1. Ницше, Ф. Веселая наука [Текст] / Ф. Ницше. - СПб., 2007.
2. Никонов, В.А. Личное имя — социальный знак [Текст] / В.А. Никонов // Советская этнография. — 1967. — № 5.
3. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного [Текст] / А.В. Суперанская. — М., 1973.
4. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла [Текст] / Ф. Ницше. - СПб., 2008.
УДК 327:316.77
К.Э. Лявданский
термин «публичная коммуникация» в современной политической науке
Любая наука начинается с понятийного зрения представляется важным понять комму-
аппарата. В данной статье мы рассмотрим по- никационную суть такого феномена социаль-
нятие «публичная коммуникация», использу- ной жизни, как публичное. Принято считать,
емое в политологии. С теоретической точки что в узком смысле «публичное» — это область
общественной жизни, в которой формируется мнение социума, а в широком смысле — сфера реализации присущих любому обществу ком-мунитарных (общесоциальных) интересов, т. е. интересов общества в целом. Говоря о механизме функционирования публичной сферы, можно отметить, что это способ регулирования обществом тех реально существующих интересов, реализация которых выходит за рамки прямого взаимодействия частных лиц, а значит, сказывается на жизни других граждан [1].
Сфера публичного охватывает целый комплекс коммунитарных интересов, находящих свое проявление в том числе и в рамках публичной коммуникации, для которой характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Как показывает история, публичная коммуникация — это важная составляющая сферы политического, что особенно проявляется в демократии, где большую роль играет гражданское общество. Поэтому публичная коммуникация имеет тесную связь с политической коммуникацией, которая представляет собой процесс обмена политическими смыслами между управляющими и управляемыми, в результате чего достигается взаимопонимание населения и властных структур и поддержка народом решений власти [2]. Для того чтобы лучше понять особенности содержательных характеристик публичной коммуникации, нужно проследить логическую взаимосвязь понятийно-категориальной цепочки: «коммуникация — социальная коммуникация — политическая коммуникация — публичная коммуникация».
Наиболее широким и общим понятием в этой цепочке является понятие «коммуникация». Из его многочисленных определений, данных как зарубежными, так и российскими исследователями, выделим следующие. По мнению Ч. Кули, «коммуникация — это механизм, посредством которого обеспечиваются существование и развитие человеческих отношений, включающих в себя все мыслительные символы, средства их передачи и сохранения во времени» [3, с. 376]. А.Д. Урсул, в свою очередь, определяет коммуникацию как «обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, пре-
образовывать» [4]. Таким образом, коммуникация представляет собой наиболее общий вид передачи и принятия информации субъектами общения, что не дает возможности понять особенности процесса общения в различных сферах человеческой деятельности.
В области социальных наук чаще употребляется понятие «социальная коммуникация», которое подчеркивает потребность людей в передаче общественно значимой информации, способствующей развитию социума в целом. Данное понятие также носит достаточно общий характер, так как включает в себя фактически все сферы общественной жизни. В этой связи возникает необходимость в использовании более узких, специализированных терминов, характеризующих конкретные области человеческой деятельности. Так, применительно к политической сфере используется понятие «политическая коммуникация».
Профессор Массачусетского технологического института Л. Пай полагает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации» [5, с. 442]. В свою очередь, Ж. Шварценберг вывел многомерное определение этого понятия: «Политическая коммуникация — это процесс передачи политической информации, благодаря чему она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системой. Идет процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях» [6, с. 17].
М.А. Василик рассматривает политическую коммуникацию как вид социальной коммуникации, который формируется в процессе информационного обмена между политическими акторами, осуществляемого в ходе их формальных и неформальных взаимодействий [7, с. 516]. Последнее определение подчеркивает этимологическую связь понятий «социальная коммуникация» и «политическая коммуникация».
Наконец, как уже отмечалось, в условиях информационного общества происходит возрождение многих классических механизмов
коммуникации, что актуализирует сферу публичного в новых информационных условиях. Несмотря на свою давнюю историю, концептуальное наполнение феномен публичной коммуникации получил сравнительно недавно. Согласно определению, данному П. Уил-би, «публичная коммуникация — это передача информации общественности и ее получение общественностью. К этой информации имеет доступ любой член общества, и она является социально значимой. Мы говорим, что такая информация имеет публичный статус» [8]. Анализируя данное определение, можно отметить, что, во-первых, указывается тесная взаимосвязь интерактивности и доступности информации, во-вторых, подчеркивается социальная значимость, а через нее и публичный характер коммуникации. Таким образом, в широком смысле под публичной коммуникацией понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса [7, с. 547]. Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт коммуникатора со слушателями, обращенность к конкретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи коммуникатор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями [9].
В современных условиях информационного общества понятие «публичная коммуникация» приобретает новое теоретическое наполнение. Известный российский исследователь форм публичной коммуникации А.Д. Криво-носов отмечает многообразие современных трактовок этого термина [10, с. 10]. Так, например, П. Манчини определяет публичные коммуникации как некое пространство символической деятельности общества с определенной социальной дифференциацией, в котором взаимодействуют и вступают в конкуренцию различные системы с целью утверждения своей точки зрения по вопросам общественного интереса. Как замечает А.Д. Кривоносов, в публичное пространство, где происходит процесс
общественного дискурса, включаются разнообразные субъекты публичной сферы: институциональные и субстанциональные. В результате публичные коммуникации реализуются с помощью средств массовой коммуникации, использующих реальное, а не символическое пространство для публичного информационного обмена. В этой связи исследователь приводит определение публичной коммуникации, данное Ф. Фаччоли, который рассматривает публичные коммуникации как контекст и инструмент, позволяющие «различным субъектам публичной сферы вступать во взаимоотношения между собой, сопоставлять точки зрения и ценности, чтобы достичь общей цели, заключающейся в осуществлении задач общественного интереса» [Там же. С. 12]. Основатель итальянской теоретической школы публичной коммуникации С. Роландо утверждает, что элементами публичной коммуникации являются политические коммуникации (осуществляются политическими партиями и политическими деятелями), коммуникации «социальной солидарности» (осуществляют продвижение идей социального характера), институциональные коммуникации (осуществляются государством или его институтами). А.Д. Кривоносов выделяет представление П. Манчини о структуре публичной коммуникации. Составляющими элементами этой системы являются, во-первых, институциональные коммуникации, поскольку именно они знакомят социум со своей деятельностью. Вторым элементом системы считаются политические коммуникации, выражающие точки зрения политических и общественных институтов. В-третьих, социальные коммуникации дополняют систему, так как осуществляют связь между общественными и частными субъектами социума и занимаются общесоциальными проблемами. Данный вид коммуникации включает в себя «общественные службы» (контролирующие проблемы общего характера), а также социальные коммуникации и коммуникации «социальной ответственности» (связаны с определенными социальными сферами жизни социума). И, наконец, коммуникации других общественных институтов — частных и полупубличных, не являющихся политическими [Там же. С. 14—17].
Важно также отметить, что наряду с публичной формой политической коммуникации
присутствует и политическая непубличная коммуникация. Различие между двумя подвидами определяется фактором доступности/недоступ -ности. Так, политическая непубличная коммуникация может быть представлена, например, переговорами глав государств «при закрытых дверях», по телефону, без присутствия представителей СМИ, а также личной перепиской. Данный вид коммуникации лишен публичности и приобретает форму конфиденциальности.
Таким образом, современное понимание публичной коммуникации, с одной стороны, имеет глубокие исторические корни, уходящие
в античные традиции классической риторики, а с другой стороны, воздействие информационного общества привело к колоссальному увеличению коммуникационных возможностей индивидуумов не только в социальной, но и в политической сфере деятельности. Исходя из этого, теоретическое наполнение термина «публичная коммуникация» в данной работе определяется как необходимость передачи информации от коммуникатора к аудитории непосредственно (путем устного общения) или опосредованно (с помощью современных телетрансляционных средств).
список литературы
1. Красин, Ю.А. Российские проблемы публичного [Электронный ресурс] / Ю.А. Красин. — Режим доступа: http://www.gorby.ru/activity/conference/ show_450/view_23992/.
2. Чумикова, С.Ю. Политическая коммуникация как ресурс легитимности законодательной власти субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Специальность 23.00.02 — политические институты, этнополитичес-кая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии / С.Ю. Чумикова. — Режим доступа: www.rags.ru/files/dissertation/223.doc.
3. Кули, Ч.Х. Социальная самость [Текст] / Ч.Х. Кули //Американская социол. мысль. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
4. Урсул, А.Д. Информация и мышление [Электронный ресурс] / А.Д. Урсул. — Режим доступа: http://www.vusnet.ru/biblio/ar hive/ursul_inf.
5. Pye, L. Political Communication [Text] / L. Pye // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. — Oxford, N. Y., 1987.
6. Шварценберг, Ж. Политическая социология [Текст]. В 3 ч. Ч. 1 / Ж. Шварценберг. - М., 1992.
7. Основы теории коммуникаций [Текст] / под ред. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2006.
8. Уилби, П. Концепции публичной политики, связей с общественностью и публичной коммуникации [Электронный ресурс] / П. Уилби. — Режим доступа: http://www.ns s.ru/do s/ Peter_Wilby.doc.
9. Что важно знать о публичной коммуникации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ubedil.ru/ hto vazhno znat o publihnoyommuni atsii.html.
10. Кривоносов, А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций [Текст] / А.Д. Кривоносов. — СПб., 2002.