Научная статья на тему 'Функциональные компоненты массовой коммуникации в PR-дискурсе'

Функциональные компоненты массовой коммуникации в PR-дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
751
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИСКУРС PR / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MASS COMMUNICATION / PR-DISCOURSE / SPEECH CULTURE / INFORMATIONAL SOCIETY / SOCIAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оломская Наталья Николаевна

В статье рассмотрены сущность компонентов массовой коммуникации с позиции функционирования в дискурсе PR. Проанализированы функции массовой коммуникации в современном обществе, выделен и исследован важный компонент практической деятельности PR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL COMPONENTS OF MASS COMMUNICATIONS IN PR-DISCOURSE

The article considers the essence of mass communication components on the basis of PR-discourse functioning. The functions of mass communication in modern society are analyzed. The major component of practical PR activity is distinguished and studied.

Текст научной работы на тему «Функциональные компоненты массовой коммуникации в PR-дискурсе»

УДК 81 '42:316.774

Оломская Наталья Николаевна

Olomskaya Natalya Nikolaevna

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Кубанского государственного университета olomnat@mail.ru

Candidate of Philology, associate professor of the chair of English philology, Kuban State University olomnat@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В PR-ДИСКУРСЕ

FUNCTIONAL COMPONENTS OF MASS COMMUNICATIONS IN PR-DISCOURSE

Аннотация:

The summary:

В статье рассмотрены сущность компонентов массовой коммуникации с позиции функционирования в дискурсе PR. Проанализированы функции массовой коммуникации в современном обществе, выделен и исследован важный компонент практической деятельности PR.

The article considers the essence of mass communication components on the basis of PR-discourse functioning. The functions of mass communication in modern society are analyzed. The major component of practical PR activity is distinguished and studied.

Ключевые слова:

массовая коммуникация, дискурс PR, речевая культура, информационное общество, социальные коммуникации.

Keywords:

mass communication, PR-discourse, speech culture, informational society, social communications.

Феномен коммуникации является основной базовой составляющей в сложной связи индивидуума с природной, культурной и социально-общественной формой взаимодействия в современном мире. Влияние коммуникации на процессы в обществе является социально обусловленным, особенно с позиции взаимоотношений индивидуумов в культурном пространстве, что особенно остро проявляется в период финансового кризиса.

Научные представления о культуре как особом материально-духовном единстве человеческой деятельности, которая создает, а также сохраняет и передает ценности и идеалы человеческой жизни, позволяют утверждать, что социокультурные коммуникации являются основой культурного единства общества.

Повседневная жизнь индивидуума тесно связана с появлением новых технологий, которые вносят изменения в культуру общения и стиль мышления. Такие процессы оказывают особенно сильное влияние на молодое поколение социума, которое в большей степени подвержено подобным изменениям. Так, использование компьютера как основного средства коммуникации (посредством Интернета) вытесняет вербальный способ общения и постижения окружающей действительности. В некоторых случаях компьютер из второстепенного технического средства превращается в главный способ организации досуга.

Таким образом, происходит формирование культурно-лингвистического пространства средств массовой коммуникации, использующего самые разнообразные средства и формы, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на сознание социума.

Массовая коммуникация как один из наиболее эффективных способов распространения информации не только информирует массовую аудиторию, но и, безусловно, оказывает идеологическое, политическое, экономическое, психическое, а также организационное воздействие на мнение и поведение индивидуумов.

Вместе с тем, чаще всего формой коммуникации выступает текст, поэтому следует особое внимание уделять текстовому анализу, так как именно в структуре текста заключается переход мысли в высказывание, проявляется внутренний настрой индивидуума, использующего речь для выражения внутреннего мира адресата и реципиента. В соответствии с этим меняются социокультурные и семантикостилистические установки, формирующиеся в рамках письменной и устной речевой культуры.

Массовая коммуникация имеет определенные функции в современном информационном обществе. По определению Д.В. Ольшанского существует пять основных социальных функций массовой коммуникации.

Во-первых, прежде всего, информационная функция, так как на организацию и управление информацией опирается весь PR.

Во-вторых, социализирующая функция, которая связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально-политических установок, ценностей или ценностных ориентаций общества, при которой осуществляется коммуникация. Это обучение нормам, ценностям и образцам поведения, что является стратегическим PR, на котором строятся все социально-политические системы.

Третья функция - это организационно-поведенческая функция, которая связана с прекращением или с инициированием действий массовой аудитории, а также изменение определенных действий или всей деятельности общества.

В-четвертых, эмоционально-тонизирующая функция, с помощью которой создается и поддерживается необходимый эмоциональный уровень индивидуумов, стимулирующий определенные эмоциональные реакции общества.

И последняя, пятая, функция массовой коммуникации - это коммуникативная функция, связанная с усилением, поддержанием или ослаблением связей между отдельными индивидуумами или частями аудитории [1, с. 58].

Поскольку, в информационном обществе непосредственно сама информация становится предметом, средством, орудием, целью и результатом труда, что, в свою очередь, является отдельным самостоятель-

ным компонентом трудового процесса, а также обработки, поиска, оценки, хранения и распространения информации, а в этом и состоит уникальная особенность информационной культуры в современном обществе. А.Д. Кривоносов определяет PR-информацию как «тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности социального субъекта (фирмы, организации, персоны) — базисного субъекта PR, распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования эффективной коммуникационной среды данного социального субъекта» [2, с. 14]. Полагаем, что процесс передачи информации происходит посредством коммуникативно-информационных каналов, которые выполняют функцию своеобразного инструмента при формировании адекватных условий для успешной коммуникации и, более того, оказывают преобразовательно-воздействующее влияние на формирование мировосприятия индивидуумом окружающей действительности.

Термин «публичная коммуникация» подробно освещен в научной литературе. Так, в книге «PR-текст в системе публичных коммуникаций» А.Д. Кривоносов представляет обзор определений «публичной коммуникации», данный некоторыми европейскими исследователями. П. Манчини определяет публичные коммуникации как некое пространство символической деятельности общества с определенной социальной дифференциацией, в котором взаимодействуют и вступают в конкуренцию различные системы с целью утверждения своей точки зрения по вопросам общественного интереса. Как замечает автор, работы публичное пространство, в котором происходит процесс общественного дискурса, включаются разнообразные субъекты публичной сферы: институциональные и субстанциональные. В результате публичные коммуникации реализуются с помощью средств массовой коммуникации, использующих реальное, а не символическое пространство для публичного информационного обмена. Интересным представляется другое определение «публичной коммуникации», упомянутое в работе, данное Ф. Фаччоли: «Публичные коммуникации - это контекст и инструмент, которые позволяют различным субъектам публичной сферы вступать во взаимоотношения между собой, сопоставить точки зрения и ценности, чтобы достичь общей цели, заключающейся в осуществлении задач общественного интереса». В свою очередь, основатель итальянской теории публичной коммуникации С. Роландо утверждает, что элементами публичной коммуникации являются политические коммуникации (осуществляются политическими партиями и политическими деятелями), коммуникации «социальной солидарности» (осуществляют продвижение идей социального характера), институциональные коммуникации (осуществляются государством или его институтами). А.Д. Кривоносов выделяет представление П. Манчини о структуре публичной коммуникации. Составляющими элементами этой системы являются, во-первых, институциональные коммуникации, поскольку именно они знакомят социум со своей деятельностью. Вторым элементом системы считаются политические коммуникации, выражающие точки зрения политических и общественных институтов. В-третьих, социальные коммуникации дополняют систему, так как осуществляют связь между общественными и частными субъектами социума и занимаются обще-социальными проблемами. Данный вид коммуникации включает в себя «общественные службы» или «риЬЫюо servizio» (контролирующие проблемы общего характера), а также социальные коммуникации и коммуникации «социальной ответственности» (связаны с определенными социальными сферами жизни социума). И, наконец, коммуникации других общественных институтов - частных и полупубличных, не являющихся политическими [3, с. 14-17].

В связи с этим для PR-дискурса важным компонентом является его теоретико-составляющая -научная рефлексия в практической деятельности PR [4, с. 18-19], поэтому для PR-дискурса принципиальное значение имеет вопрос о массовой коммуникации, поскольку, как правило, PR-коммуникация направлена на определенную общественно-социальную аудиторию, приобретая при этом открытый и доступный статус.

Ссылки:

1. Ольшанский Д.В. Политический РР СПб., 2003.

2. Кривоносов А.Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций. Автореф. доктора филол. наук. СПб., 2002.

3. Кривоносов А.Д. РР-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2002.

4. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие. М., 2006.

References (transliterated):

1. Ol'shanskiy D.V. Politicheskiy PR. SPb., 2003.

2. Krivonosov A.D. PR-tekst kak instrument publichnyh kommu-nikatsiy. Avtoref. doktora filol. nauk. SPb., 2002.

3. Krivonosov A.D. PR-tekst v sisteme publichnyh kommu-nikatsiy. SPb., 2002.

4. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa: problemy rechevogo vozdeystviya: textbook. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.