Научная статья на тему 'ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайдман Ирина Наумовна

В статье на основе авторской концепции терапевтической дидактики показано, что учет функци- ональной асимметрии мозга и репрезентативных систем обеспечивает эффективность обучения; описано, как на основе текстового подхода и позитивной психотерапии обеспечить надпредметное содержание образования, стимулирующее понимание школьниками здоровья как ценностной комплексной составляющей человеческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ»

и активируется их деятельность, в следствии этого организму необходимо увеличить питание клетки и повышается артериальное давление [2]. Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба, и на его величину влияют: частота сердечных сокращений, эластичность стенок сосудов артерии, объем циркулирующей крови, емкость венозных сосудов, и каждый из этих факторов может сказаться на повышении артериального давления [1]. Во время лжи, организм перестает находиться в состоянии гомеостаза, артериальное давление повышается, а полиграф это регистрирует.

Также существует метод регистрации оптической плотности ткани - фотоплетизмограмма (ФПГ). Регистрируется ФПГ при помощи плетизмографа, который состоит из излучателя светового потока, проходящего через ткань кожи и приемника, который регистрирует плотность светового потока. При увеличении кровотока через ткань пальца проходит меньше света и плотность ткани становится больше [3].

В конце 19 века этот метод был впервые использован для детекции лжи. При помощи этого метода можно проследить изменения количества крови при каждом сердечном сокращении, величину просветов и эластичность сосудов во время сильного эмоционального напряжения, и поэтому, данный метод считается надежным при полиграфных проверках. Чаще всего датчик плетизмографа закрепляется на пальце испытуемого [2].

Важнейшим процессом в организме человека является дыхание. Дыханием называют совокупность процессов, поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, в результате чего в клетках организма освобождается энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма. При стрессе организм начинает мо-билизировать резервы и включать дополнительные физиологические процессы, за счет этого потребление кислорода становится интенсив-

нее, а дыхание изменяться. При этом параметры дыхания обязательно будут изменяться при стрессе или волнении.

В полиграфных проверках регистрируются: верхнее (грудное) дыхание и нижнее (диафраг-мальное). В состоянии покоя частота дыхания составляет 12-14 вдохов за минуту, и через легкие проводит около 400-600 миллилитров воздуха за один дыхательный цикл, а в стрессовой ситуации частота дыхания может составить 25-40 актов в минуту, а легочная вентиляция увеличиться до двух литров. Датчики полиграфа реагируют на изменения объема грудной клетки, и при малейшем волнении амплитуда дыхания возрастает, именно поэтому регистрацию дыхания нельзя считать отдельным методом. На возрастание амплитуды и частоты дыхания может повлиять и настрой самого проверяющего, излишнее напряжение и нервозность [2].

Уже много лет ученых со всего мира изучают феномен лжи, и, несмотря на всю надежность полиграфа, на изобретение все более совершенных средств детекции лжи, до сих пор нет абсолютного метода, позволяющего точно сказать, лжет человек или нет.

литература:

1. Варламов В. А. Детектор лжи: учебник /Варламов В. А. - Москва: Пер Сэ, 2012. - 352 с.

2. Варламов В. А., Варламов Г. В. Психофизиология полиграфных проверок. Краснодар, 2000. - 239 с.

3. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию = APrimerofPs ychophysiology / JamesHassett /Д. Хэссет; пер. С англ. И. И. Полетаевой; под ред. Е. Н. Соколовой. - Москва: Мир, 1981. - 248с.

Сведения об авторе:

маргарита дмитриевна Гайдамакина - студентка НГПУ, г. Новосибирск Россия, E-mail: margaritagaid@mail.ru

терапевтическая дидактика как технология обучения здоровью школьников

Зайдман И. Н.

новосибирский государственный педагогический университет, новосибирск, россия.

резюме. В статье на основе авторской концепции терапевтической дидактики показано, что учет функциональной асимметрии мозга и репрезентативных систем обеспечивает эффективность обучения; описано, как на основе текстового подхода и позитивной психотерапии обеспечить надпредметное содержание образования, стимулирующее понимание школьниками здоровья как ценностной комплексной составляющей человеческой жизни.

Ключевые слова: Терапевтическая дидактика, антропоцентрический подход, здоровье, позитивная психотерапия, межполушарная асимметрия.

Therapeutic didactics as a training technology in school students

I. N. Zaidman

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract. In article it is shown how on the basis of positive psychotherapy and therapeutic didactics it is possible to develop at school students moral, psychological and behavioral health through work with the text of a parable.

терапевтическая дидактика как технология обучения здоровью школьников

The analysis of the text and preparation for a statement with a creative task allow to acquaint teenagers with different strategy, to gain them experience of productive interaction.

Key words: positive psychotherapy, therapeutic didactics, hemispheric asymmetry of the brain, the anthropocentric approach, health.

терапевтик дидактика мектеп окуучуларына ден соолукту окутуунун технологиясы катарында и. н. Зайдман

Корутунду. Макалада терапевтик дидактиканын автордук концепциясынын негизинде мээнин функцио-налдык асимметриясын жана репрезентативдик системаны эсепке алуу окутуунун эффективдуулугун камсыз кылары керсетулген; текстик подходдун жана позитивдик психотерапиянын негизинде ден соолук адамдын жашоосун тузуучу комплекстуу баалулук катары мектеп окуучуларынын тушунугун стимулдаштыруучу пред-меттин устунен болгон мазмуундук билим берууну кантип камсыз кылуу баяндалган.

Негизги сездер: терапевтик дидактика, ден соолук, позитивдик психотерапия, жарым шараралык асимметрия.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным. Все эти составляющие для школьника в первую очередь ученика связаны с его учебной успешностью, которая зависит от индивидуализации образования. Как показали специальные исследования (И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова), на продуктивность обучения влияет в первую очередь межполушарная асимметрия мозга и репрезентативная система человека (аудиальная, визуальная, кинестетическая). Обеспечить индивидуализацию можно за счет внутриклассной дифференциации, организованной с учетом особенностей мышления, затруднений школьников, функциональной асимметрии полушарий головного мозга и модальностей. Осознание школьниками эффективных для них способов учебной деятельности предупреждает стресс, способствует повышению мотивации, стимулирует интерес к самопознанию.

Для того чтобы скорректировать психологическую и поведенческую составляющие, которые, несомненно, взаимосвязаны и служат основой нравс-

твенного здоровья, а оно, в свою очередь, определяет психическое здоровье, мы используем позитивную психотерапию (Н. Пезешкиан) и технологию терапевтической дидактики (И. Н. Зайдман).

Антропоцентрический и текстовый подходы являются базовыми компонентами этих технологий. Текст как дидактический материал учебного занятия создает подросткам ощущение безопасности, психологическую защищенность. Обращение на уроке к притчам и сказкам, метафорам позволяет завуалированно, не впрямую донести важные нравственные смыслы. Так, например, в качестве исходного текста для изложения предлагается «Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело» Феликса Кривина(в зависимости от глубины анализа, готовности педагога и учеников проникать в метафоричность текста, уровня развития учащихся определяется класс: от 6 до 9). Материал текста позволяет закрепить пунктуацию при прямой речи, при обращении, в сложном предложении, художественный и разговорный стили речи, лексику и фразеологию (выражение «до всего есть дело», подбор к нему синонимов и антонимов). Кроме того, появляется возможность углубить представление учащихся о жанрах: Это рассказ / сказка? Аргументируйте свою позицию. А после детального анализа - понимание притчевого характера текста.

Первичное чтение осуществляется с остановками, вопросы представлены в скобках.

в старину в одном городе люди потеряли улыбку... (Отчего это случилось?)

уверяю вас, что это очень страшно, гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд (Что тут страшного? Какие последствия возникли?) никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины ее возникновения. (Почему потеря улыбки называется болезнью?)

между тем болезнь с каждым днем принимала все более угрожающий характер. (Как он проявлялся? В чем угроза?) люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:

- не твое дело! не суй свой нос! иди своей дорогой!

(Как избавиться от этой болезни? Что

поможет людям выздороветь?)

И как раз в это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. (Чем и для кого оно трудное?) Подходя к городу, он увидел человека, который барахтался в реке, силясь выбратьсяна берег.

- Тонешь? - спросил Лесоруб, собираясь броситься на помощь.

- Не твое дело, - мрачно ответил утопающий и ушел под воду.

Лесоруб больше не стал тратить время на разговоры, а бросился в реку и вытащил человека на берег.

- Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго.

- Да кто ж тебя знал, что ты всерьез спасать надумал? У нас это не принято.

пожал плечами Лесоруб и отправился в город.

На одной из улиц дорогу ему преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой и никак не мог поставить ее на колеса.

- Давай-ка, дед, вместе! - сказал Лесоруб.

- Одному-то тебе не подсилу.

- Не твое дело, - буркнул старик, не поднимая головы.

- Ишь ты, гордый какой, - засмеялся Лесоруб.

- У меня-то сил побольше твоего. А вдвоем не справимся - люди подсобят: вон их сколько соб-ралосьтебе на подмогу.

При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко, а передним - труднее, и они волей-неволей взялись помогать старику.

вскоре в городе только и разговоров было что о молодом Лесорубе. Говорили, что он во все вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой. (Почему с улыбкой? - Не поверили в серьезность намерений, считали Лесоруба странным.) Это была первая улыбка, появившаяся в городе за время эпидемии, а потом многие захотели составить Лесорубу компанию, потому что он был веселый парень и делал интересное дело.

Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово "чепуха" застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Он уже открыл рот, чтобы сказать: "Не мое дело", но его перебил Лесоруб:

- Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы: ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали.

Так кончилась эпидемия.

Лишь только у жителей города исчезла из употребления фраза "Не твое дело", к ним тотчас вернулась улыбка, они стали веселыми и счастливыми.

А Лесоруб ушел в горы - у него там было много работы.

в процессе беседы выясняется, когда и с какой целью люди употребляют приведшие к болезни выражения, чем по смыслу отличаются фразы не твое / не мое дело. (Прежде всего люди не верят в готовность окружающих им помочь; не умеют просить о помощи, не готовы брать на себя ответственность.) Как лесоруб называет тонущего, старика? (Чудак, гордый какой.) Чем объяснить такое обращение и номинацию? (Лесоруб не понимает, почему они отказываются от помощи.)

Казалось бы, вполне естественно в качестве творческого задания к изложению предложить учащимся объяснить, как фраза «не твое дело» привела к болезни. Однако педагог избегает очевидной назидательности и дидактизма, давая учащимся задание подобрать реплики, которые могут вызвать подобную эпидемию, и обосновать свою позицию; обратить внимание, как часто встречаются в речи окружающих подобные фразы. Это позволит через компонентный анализ выявить близкие смыслы высказываний, свидетельствующих о равнодушии.

В тексте соединяются нравственная позиция, поведение персонажей, психологическое состояние жителей города, т. е. представлены психическая, поведенческая и нравственная компоненты здоровья. Подростки через восприятие представленного в тексте стереотипного поведения, через собственные размышления о значении доброжелательности в нашей жизни, о готовности оказать помощь окружающим осознают роль позитивного отношения к людям и личностной активности.

Таким образом, в процессе обсуждения притчи и написания текста изложения с творческим заданием они косвенно, ненавязчиво знакомятся с разными поведенческими стратегиями и получают опыт поиска продуктивного взаимодействия.

литература:

1. Зайдман И. Н., Ефремова О. А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориен-тированная монография. Новосибирск, 2010.

2. Зайдман И. Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход: практико-ориентированная монография. Новосибирск, 2006.

3. Пезешкиан, Н. Торговец и попугай. М, 2004.

сведения об авторе:

ирина наумовна Зайдман - кандидат педагогических наук, доцент, проф. ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.