Научная статья на тему 'Теракты в Европе как пример кризиса европейской системы безопасности'

Теракты в Европе как пример кризиса европейской системы безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕС / РОССИЯ / ТЕРРОРИЗМ / МИГРАНТЫ / СПЕЦСЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Игорь Дмитриевич

Задача: Главной целью данной статьи является выявление ключевых причин появления исламского терроризма в Европе, обоснование актуальности данной проблемы, а также рассмотрение возможности сотрудничества ЕС и России для решения проблемы экстремизма. Причиной написания работы является значительность и важность затрагиваемой в исследовании темы. Модель: Данная работа была выполнена с помощью систематизации и анализа данных крупнейших российских и зарубежных средств массовой информации. В статье также приведены мнения ученых, специализирующихся на тематике миграции и обеспечения безопасности в европейском регионе. Выводы: Решение демографического кризиса в Европейском Союзе с помощью привлечения мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки привело ко множеству других проблем, в числе которых находится проблема обеспечения безопасности в регионе. Несмотря на то, что европейские спецслужбы самостоятельно не справляются с вышеозначенной задачей, власти ЕС отказываются сотрудничать с Россией в данной сфере. При этом, наша страна является одним из признанных лидеров в области обеспечения безопасности, имеющим богатый опыт борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Таким образом, создаётся критическая ситуация, способная повлиять на будущее Европы. Социальные последствия: Террористическая угроза оказывает колоссальное влияние на процессы, происходящие в европейском обществе. Прежде всего, нарастает дестабилизация и радикализация населения стран Европы, что приводит к росту антиисламских настроений и, как следствие, увеличению числа межнациональных и межрелигиозных конфликтов в регионе. Оригинальность/ценность: Статья будет полезна для прочтения специалистам, занимающихся проблематикой миграции в ЕС, а также тем, кто изучает подходы к обеспечению безопасности в европейском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST ACTS IN EUROPE AS AN EXAMPLE OF THE CRISIS OF THE EUROPEAN SECURITY SYSTEM

Objective: The main purpose of this article is to identify the key reasons for the emergence of Islamic terrorism in Europe, to substantiate the relevance of this problem, and to consider the possibility of cooperation between the EU and Russia to solve the problem of extremism. The reason for writing this work is the significance and importance of the topic covered in the study. Materials and methods: The article was carried out using systematization and analysis of the data of the largest Russian and foreign mass media. In the paperwork was also used the opinions of scientists specializing in migration issues and in the sphere of security in the European region. Conclusion: Solving the demographic crisis in the European Union through attracting migrants from the Middle East and North Africa has led to many other problems, including the problem of ensuring security in the region. Despite the fact that European security services cannot cope with this task alone, the EU authorities refuse to cooperate with Russia in this area. At the same time, our country is one of the recognized leaders in this field, which has a rich experience in combating terrorism and religious extremism. It creates a critical situation that can affect the future of Europe. Social consequences: The terrorist threat has a tremendous impact on the processes taking place in European society. Primarily, destabilization and radicalization of the population of the countries of Europe takes place. These processes lead to an increase in anti-Islamic sentiments and, as a result, an increase of the number in interethnic and interreligious conflicts in the region. Value: The article will be useful for reading to specialists dealing with migration issues in the EU, as well as for those who study approaches to security in the European region.

Текст научной работы на тему «Теракты в Европе как пример кризиса европейской системы безопасности»

Фролов И. Д.

ТЕРАКТЫ В ЕВРОПЕ КАК ПРИМЕР КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

3.1. ТЕРАКТЫ В ЕВРОПЕ КАК ПРИМЕР КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Фролов Игорь Дмитриевич, аспирант кафедры Истории России новейшего времени Место учебы: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

[email protected]

Аннотация:

Задача: Гпавной целью данной статьи является выявление ключевых причин появления исламского терроризма в Европе, обоснование актуальности данной проблемы, а также рассмотрение возможности сотрудничества ЕС и России для решения проблемы экстремизма. Причиной написания работы является значительность и важность затрагиваемой в исследовании темы.

Модель: Данная работа была выполнена с помощью систематизации и анализа данных крупнейших российских и зарубежных средств массовой информации. В статье также приведены мнения ученых, специализирующихся на тематике миграции и обеспечения безопасности в европейском регионе.

Выводы: Решение демографического кризиса в Европейском Союзе с помощью привлечения мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки привело ко множеству других проблем, в числе которых находится проблема обеспечения безопасности в регионе. Несмотря на то, что европейские спецслужбы самостоятельно не справляются с вышеозначенной задачей, власти ЕС отказываются сотрудничать с Россией в данной сфере. При этом, наша страна является одним из признанных лидеров в области обеспечения безопасности, имеющим богатый опыт борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Таким образом, создаётся критическая ситуация, способная повлиять на будущее Европы.

Социальные последствия: Террористическая угроза оказывает колоссальное влияние на процессы, происходящие в европейском обществе. Прежде всего, нарастает дестабилизация и радикализация населения стран Европы, что приводит к росту антиисламских настроений и, как следствие, увеличению числа межнациональных и межрелигиозных конфликтов в регионе.

Оригинальность/ценность: Статья будет полезна для прочтения специалистам, занимающихся проблематикой миграции в ЕС, а также тем, кто изучает подходы к обеспечению безопасности в европейском регионе.

Ключевые слова: ЕС, Россия, терроризм, мигранты, спецслужбы.

TERRORIST ACTS IN EUROPE AS AN EXAMPLE OF THE CRISIS OF THE EUROPEAN SECURITY SYSTEM

Frolov Igor D., PhD student, department of Russian History of Modern Times Study place: Russian State University for the Humanities(RSUH)

[email protected]

Abstract:

Objective: The main purpose of this article is to identify the key reasons for the emergence of Islamic terrorism in Europe, to substantiate the relevance of this problem, and to consider the possibility of cooperation between the EU and Russia to solve the problem of extremism. The reason for writing this work is the significance and importance of the topic covered in the study.

Materials and methods: The article was carried out using systematization and analysis of the data of the largest Russian and foreign mass media. In the paperwork was also used the opinions of scientists specializing in migration issues and in the sphere of security in the European region.

Conclusion: Solving the demographic crisis in the European Union through attracting migrants from the Middle East and North Africa has led to many other problems, including the problem of ensuring security in the region. Despite the fact that European security services cannot cope with this task alone, the EU authorities refuse to cooperate with Russia in this area. At the same time, our country is one of the recognized leaders in this field, which has a rich experience in combating terrorism and religious extremism. It creates a critical situation that can affect the future of Europe.

Social consequences: The terrorist threat has a tremendous impact on the processes taking place in European society. Primarily, destabilization and radicalization of the population of the countries of Europe takes place. These processes lead to an increase in anti-Islamic sentiments and, as a result, an increase of the number in interethnic and interreligious conflicts in the region.

Value: The article will be useful for reading to specialists dealing with migration issues in the EU, as well as for those who study approaches to security in the European region.

Keywords: European Union, Russia, terrorism, migrants, security services.

Социально-политические науки

5'2017

Миграционные процессы в Европе, призванные решить проблему демографического кризиса, породили множество конфликтов на территории Старого Света, главным из которых сейчас является радикализация мусульманского населения континента и, как следствие, резкое увеличение числа террористических актов на территории ЕС. Зависимость от военной мощи США, к которой за более чем полвека привыкли в странах Западной Европы, ослабила бдительность и снизила готовность представителей местных специальных служб. Поддержка ценностей толерантности и либерализма, подчас слепое следование им привели к последовательному и неуклонному снижению уровня рождаемости, а также позволили мигрантам создавать свои анклавы на территории европейских городов. Меры, предпринимаемые местными спецслужбами, трудно назвать эффективными. Вся система региональной безопасности и сотрудничества в сфере противодействия терроризму нуждается в укреплении и переосмыслении со стороны политиков, осуществляющих руководство ЕС.

В ситуации, которую можно уже сейчас назвать критической, западноевропейским странам могла бы помочь Россия, имеющая колоссальный опыт антитеррористической работы и, возможно, самые могущественные в мире спецслужбы. К сожалению, со стороны коллег из ЕС не поступало серьёзных предложений о сотрудничестве, что существенно затрудняет ситуацию. Поскольку одним из главных принципов нашей страны является невмешательство в дела суверенных государств, необходимо понимать, что любая кооперация возможна только при согласии и по инициативе Европейского Союза.

Последнее десятилетие обозначило упадок европейской системы государственного управления, который с годами принимает всё более острую форму. Прежде всего, отправной точкой является демографический кризис, связанный с низкой рождаемостью и, как следствием, старением населения. Это, в свою очередь, привело к уменьшению налогооблагаемой базы, увеличению социальных выплат и снижению числа трудоспособного населения, что отразилось на экономических показателях европейских стран. Стоит отметить, что коэффициент воспроизводства населения в ЕС с некоторой погрешностью составляет 1,4, что означает уменьшение численности населения в 2 раза с каждым вторым поколением. Столкнувшись с серьёзной проблемой в лице нехватки рабочих рук, особенно низкооплачиваемых, испытывая острую необходимость в решении данного вопроса, европейское руководство, прежде всего, в лице государств Западной Европы приняло решение о переселении на свою территорию граждан государств Ближнего, Среднего Востока, а также Северной Африки (территории Магриба и Африканского рога). К сожалению, данная политика привела к провалу для нынешних властей ЕС во многих сферах: экономической, социокультурной, политической, а также заставила серьёзно задуматься по поводу способности европейских специальных служб и правоохранительных органов обеспечить безопасность ЕС. С начала 2017 года было осуществлено уже более 15 резонансных терактов, при этом, многие из экстремистов уже были известны спецслужбам и находились в чёрных списках базы данных Евросоюза как нежелательные персоны. Некоторые из них были связаны с вербовкой, подозревались в непосредственном контакте с боевиками ИГИЛ. Тем не менее, ни один из них не был взят под усиленный надзор, помещён под стражу или выслан за

территорию Шенгенской зоны. В связи с этим возникает вопрос - что же мешает правоохранительным органам Европейского Союза самостоятельно решать вопрос об экстрадиции преступных элементов и потенциальных радикалов? Можно рассмотреть несколько факторов, влияющих на обеспечение безопасности в объединении. Во-первых, важным критерием, замедляющим работу спецслужб, является наличие множества бюрократических проволочек, необходимых для высылки людей из страны. К примеру, Анис Амри, исполнитель теракта в Берлине, не был выслан за территорию Европы, поскольку принимающая сторона в лице Туниса не прислала документы о подтверждении его личности. [4] Также в Европе существует множество правозащитных организаций, входящих в пул Джорджа Сороса и лоббирующих ограничение прав специальных служб при получении персональных данных подозреваемых в терроризме. Наиболее влиятельным органом, способным юридически вмешиваться в деятельность правоохранительных органов ЕС, является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ограничение полномочий данного суда и предоставление спецслужбам больших прав в отношении потенциальных экстремистов приведёт к более оперативному принятию мер по отношению к лицам, считающимся в Европейском союзе подозрительными. Во-вторых, налицо слабая координация действий органов правопорядка западных стран, а также их недоверие друг к другу: к примеру, информация о готовящихся атаках в Барселоне[9] была заблаговременно передана ЦРУ европейским коллегам. Несмотря на это, адекватные меры предприняты не были, что повлекло за собой целый ряд новых преступлений с большим числом погибших и пострадавших.

Поимка радикалов осложняется тем фактом, что множество терактов, происходящих в последние 2 года, совершается с использованием максимально примитивных технологий. При этом нельзя сказать, что использование автомобилей боевиками, относящими себя к ИГИЛ, стало неожиданностью для высших кругов Европы. В 2010 году в журнале Inspire, который выпускала одна из крупнейших и самых известных террористических группировок Аль-Каида, был опубликован призыв к отказу от сложных видов атак. В той же статье джихадисты предлагали использовать транспортные средства для совершения нападений. «Тщательно выбирайте место и время. Направляйтесь в самые людные места. Лучше выбирать узкие улицы, потому что тогда у людей меньше шансов убежать... Чтобы добиться максимального количества жертв, надо развить как можно более высокую скорость, необходимо также постоянно контролировать транспортное средство, для того, чтобы, таким образом, увеличить инерцию и быть в состоянии задавить как можно больше людей в свой первый проезд» [11] -таким образом еще 7 лет назад наставляли своих сторонников представители самой могущественной на тот момент организации радикальных исламистов.

Халатность европейских властей в отношении безопасности региона находит отражение и в ситуации на местах: к примеру, бетонные заграждения, находящиеся сейчас на центральных улицах Лондона, Берлина, Стокгольма, [3] были установлены лишь после совершения терактов в данных городах. Помимо общественных мест, под потенциальным ударом экстремистов могут находиться и здания властных структур, которые, как оказалось, являются лёгкой добычей для террористов. В ходе смоделированной британской

Фролов И. Д.

ТЕРАКТЫ В ЕВРОПЕ КАК ПРИМЕР КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

полицией атаки на здание парламента в Лондоне выяснилось, что злоумышленники могут попасть на территорию одного из ключевых государственных органов страны менее, чем за 5 минут. Проникновение в здание было осуществлено офицерами полиции через реку Темзу, протекающую рядом. По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод о том, что более 100 членов парламента могут быть убиты в ходе возможной атаки. Данная проверка была проведена по результатам расследования теракта на Вестминстерском мосту, а также нападения на полицейского возле здания британского парламента. [10]

Многие европейские страны уже сейчас сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с терактами на их территории. Но не стоит забывать и о последствиях ухудшения ситуации в перспективе. На мой взгляд, при регулярных терактах на территории ЕС возможны следующие варианты последствий и развития событий:

1. Приход правых партий и их лидеров во власть в странах ЕС. Данный процесс уже запущен в связи с ростом националистических настроений в регионе, и даёт плоды лидерам объединений правого толка: к примеру, партия «Альтернатива для Германии» заняла третье место на выборах в Бундесрат и Бундестаг в Германии, а Марин Ле Пен лишь во втором туре уступила Эммануэлю Макрону в борьбе за президентское кресло во Франции.

2. Функционирование коммуникаций (системы водоснабжения, подачи электричества и т.д.) может быть приостановлено в связи с атакой на ключевые артерии крупных городов. Как показывает лондонская практика, даже важнейшие государственные здания ЕС не являются надёжно защищёнными, что даёт возможность террористам оставить мегаполисы Европы без жизненно необходимых ресурсов.

3. Резкое снижение туристической активности в Европе. В связи с невозможностью обеспечения нормального функционирования в городах многие туристы будут выбирать другие направления для поездок, откладывая визит в крупный европейский город на неопределённый срок.

4. Радикализация мечетей и посещающих её мусульман. В результате, страны Европы встанут перед необходимостью закрытия мечетей и ужесточения мер против исповедующих ислам жителей ЕС и мигрантов. При этом тенденция к усилению экстремистских настроений имеется уже на данный момент. Имам Каталонской мечети Абделбаки эс-Сатти, по данным испанской полиции, является создателем террористической ячейки, совершившей теракты в Барселоне и Камбрильсе. [5]

Единственной страной в Европе, имеющей серьёзный опыт в борьбе с терроризмом, на сегодняшний день является Россия. Только в 2016 году российские спецслужбы предотвратили 42 теракта, [6] при этом было совершено лишь одно преступление террористического характера - поджог административного корпуса АО «Учалин-ский горно-обогатительный комбинат» и нападение на охранников предприятия и сотрудников полиции. Захваченные экстремисты на допросах сообщили, что преступление было совершено в связи с несогласием с политикой России в Сирии. [1] Важным показателем первенства нашей страны в вопросах обеспечения безопасности государства от экстремистских угроз является назначение российского дипломата Владимира Воронко-ва главой контртеррористического управления ООН. [2]

Несмотря на профессионализм и грамотный системный подход нашей страны в предотвращении угроз, исходящих от мусульманских радикалов, страны ЕС не готовы к совместной работе. Прежде всего, отказ мотивируется политическими противоречиями, выражающимися в различном отношении к ситуациям на Украине и в Сирии. Также свою роль играет и давление США, опасающейся сближения России с ключевыми европейскими партнёрами американцев в Североатлантическом альянсе.

Терроризм стал одной из ключевых проблем XXI века. Акты агрессии в отношении мирных граждан происходят с пугающей частотой, заставляя усомниться в возможностях европейских спецслужб и правоохранительных органов. К сожалению, решить эту проблему, равно как и значительно снизить количество терактов будет крайне сложно в силу нескольких факторов. Главным из них является демографическая проблема, которая ставит ЕС перед необходимостью привлечения новых мигрантов для поддержания баланса населения. Также сложности вносит и противодействие со стороны европейских правозащитников, а также бюрократических препон, не позволяющих осуществить быструю депортацию нежелательных граждан из страны пребывания. Наконец, стоит отметить плохую координацию действий европейских специальных служб, а также нежелание сотрудничать с Россией, являющейся признанным лидером в борьбе с угрозой радикального исламизма. Для того, чтобы переломить негативную тенденцию, которая складывается в последние годы, необходимо принять целый комплекс мер, направленных на противодействие террористам. Прежде всего, для качественной антитеррористической работы необходима грамотная и слаженная работа всего цивилизованного мира, в частности, европейских государств, в число которых входит и наша страна. Важно проводить агитационную работу о вреде терроризма как в мечетях и образовательных учреждениях, так и в социальных сетях, которые активно используются террористами для привлечения новых членов в свои ряды. В конечном счёте, необходимо осознавать, что именно от сегодняшних действий руководства европейских стран будет зависеть будущее континента, дальнейшие перспективы развития Европы, а также европейская безопасность и национальная идентичность.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,41%.

Список литературы:

1. Виатрис Виктория. Число терактов в России за год выросло до 25 // РИА Новости, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170425/ 1493046057.html (дата обращения: 26.09.2017).

2. Владимир Воронков назначен главой Контртеррористического управления ООН // ТАСС, 2017. [Электронный ресурс]. URL:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 4356639 (дата обращения: 26.09.2017).

3. Духанова Полина. Клумбы и львы против террора: как в мире будут обеспечивать безопасность пешеходов после терактов в Испании // RT, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/world/article/421142-ispaniya-peshehody-bezopasnost (дата обращения: 26.09.2017).

4. Жолквер Никита. Что помешало предотвратить теракт в Берлине // Deutsche Welle, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru/что-помешало-предотвратить-теракт-в-берлинеМ-36892378 (дата обращения: 26.09.2017).

5. Каталонскую террористическую ячейку создал имам мечети // Газета.ру, 2017. [Электронный ресурс]. URL:

Социально-политические науки

5 '2017

https://www.gazeta.ru/social/news/2017/08/20/n_10458818.s html (дата обращения: 26.09.2017).

6. Кулягин Игорь. В 2016 году в России предотвратили более 40 терактов // ТАСС, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/3984572 (дата обращения: 26.09.2017).

7. Хмелевский С. В. Метаморфозы постсоветской российской внешней политики: социально-философский, политологический анализ // Социально-политический вестник. - 2016. - №2. - С.35 - 40.

8. Яблоков И. Н. Содержащиеся в некоторых российских событиях потенциальные риски дестабилизации межнациональных и межрелигиозных отношений // Социально-политический вестник. - 2017. - №2. - С.7 - 10.

9. Baquero Antonio. La CIA avisó hace dos meses a los Mos-sos del riesgo de atentado en Barcelona // El Periódico, 2017.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.elperiodico.com/es/ politica/20170817/cia-aviso-riesgo-atentado-ramblas-barcelona-6228987 (дата обращения: 26.09.2017).

10. Riley-Smith Ben. Shocking security flaws at Parliament revealed after officers staged mock terror attack which could have killed 100 MPs // Telegraph, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/2017/08/26/ shocking-security-flaws-parliament-revealed-officers-staged/ (дата обращения: 26.09.2017).

11. Skjoldager Morten. Derfor har Spanien et stigende problem med ekstremisme // Politiken, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://politiken.dk/udland/art6073058/Derfor-har-Spanien-et-stigende-problem-med-ekstremisme (дата обращения: 26.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.