УДК 297.1 ББК 66.3
Игорь Добаев
ИСЛАМ И МИГРАЦИИ В ЕВРОПЕ: ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Аннотация: Миграция мусульман из Ближнего Востока и Северной Африке в Европу не привела к интеграции их в западное общество. Политика мультикультурализма не дала положительного результаты: мигранты во втором и третьем поколении не превращались в законопослушных европейцев. Наоборот, среди мигрантов-мусульман распространялся исламский экстремизм. Многие европейские мусульмане присоединялись к террористическим организациям. В итоге создалась угроза безопасности стран Евросоюза.
Ключевые слова: мигранты, мусульмане, терроризм, мультикультурализм, исламизм
В результате демографического взрыва в странах т.н. «исламского мира», дестабилизации ситуации в некоторых из них в последние годы вследствие внешнего воздействия со стороны Запада, наблюдается усиливающаяся миграция населения подвергшихся процессу «демократизации» стран в благополучные в социально-экономическом отношении регионы, прежде всего, в США и страны Западной Европы. В результате воздействия этого фактора и продолжающегося расширения Евросоюза (ЕС) ислам неуклонно превращается в самую динамичную и нарастающую по силе религию в Европе.
По разным оценкам, мусульмане являются наиболее быстро численно увеличивающейся общностью в современном мире. В наши дни мусульмане составляют большинство населения более чем в 30 государствах мира, а во многих других странах - влиятельное меньшинство. Однако рост исламского населения происходит в условиях возрождения исламской идентичности и появления качественно нового исламистского движения (движения исламских радикалов).
Эмиграция из мусульманских стран в Европу началась еще в XIX в. Уже в 1890 г. в Великобритании была построена первая мечеть. Однако основной контингент иммигрантов, представлен-
ный уроженцами Арабского Востока, Азии и Африки (в основном мусульманами) обосновался в странах Старого Света после Второй мировой войны. В этот период Великобритания, Франция и Бельгия, озабоченные восстановлением разрушенных войной экономик, обратились к своим бывшим колониям как источнику рабочей силы. В конце 60-х гг. Германия также была вынуждена прибегнуть к услугам иностранных рабочих, заключив специальное соглашение с Турцией. Впоследствии к рабочим присоединились члены их семей, политические иммигранты, студенты, получившие образование в Европе. Уже к концу ХХ столетия мусульмане составляли 5% населения, и их доля непрерывно увеличи-валась1. Только за десятилетие, с 1989 по 1999 гг. численность мусульман в Европе выросла на 142,35%2. Особенно зримо рост мусульманского населения наблюдается в Австрии, Голландии, Дании,
1 Бибикова О.П. Мусульмане в странах Старого Света // «Перспективы», 15 февраля 2008 года. URL:
http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/musul mane_v_stranah_starogo_sveta_2008-1-15-56-3.htm (Режим доступа свободный).
2 См.: Islam is the fastest growing religion and the second largest religion in the world // «Islamic Web», March 5, 2005. URL: http://www.islamicweb.com/begin/results.htm (Режим доступа свободный).
Норвегии и Швеции, характеризующихся самой высокой терпимостью, развитыми социальными структурами и либеральным отношением к меньшинствам3.
В 2003 г. число мусульман в Европе уже составляло несколько десятков миллионов человек, распределяющихся в порядке убывания по различным странам следующим образом: во Франции - 5,98 млн., в Великобритании - 1,48 млн., в Голландии - 870 тысяч, в Бельгии - 370 тыс., в Австрии - 180 тыс., в Греции -170 тыс., в Дании - 160 тыс., в Португалии и Норвегии - по 50 тыс., в Польше -40 тыс., в Словении - 30 тыс., в Чехии -20 тыс., в Латвии, Финляндии и Эстонии - по 10 тыс. в каждой4. Согласно «Докладу Федерального ведомства по охране конституции за 2003 год», в Германии, население которой составляло 82 миллиона человек, проживало более 7 миллионов иностранцев, из них 3,2 миллиона мусульман (в том числе 2 миллиона турецких иммигрантов)5.
Если в 2010 году в Европе насчитывалось немногим более 44 млн. мусульман, то уже к 2030 году их численность превысит 52 млн., что составит 8,6% от общего населения Европы. Конечно, в ряде европейских стран мусульмане являются коренным населением (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, самопровозглашенное Косово). Однако мусульмане «осваивают» все новые страны Европейского Союза. Тенденция увеличения числа мусульман особенно заметна в Великобритании, где их доля в ближайшие 20 лет увеличится в два раза - с 4% до 8%. За этот же период времени мусульмане составят 10,3% населения Франции,
3 Savage, Timothy M. Europe and Islam: Crescent Waxing. Cultures Clashing // «The Washington Guarterly». - Vol. 27. - № 3/ Summer, 2004. - P. 29.
4 См.: European Muslim Population // «Islamic Population», March 5, 2005. URL: htpp ://www. islamicpopulation.com/Europe_islam. ht ml (Режим доступа свободный).
5 Дрожжин С. Исламизм в Германии // «Анали-
тические записки». - 2004. - №11. - С. 147.
10,2% - Бельгии, почти 10% - Швеции, более 6% - Германии6.
Неослабевающие миграционные потоки из регионов с высокой рождаемостью (Ближний и Средний Восток, Северная Африка) означают, что с каждым годом Европа становится все более мусульманской. Рождаемость мусульман в три раза выше, чем немусульман, и уже 20% детей и молодых людей в Европе -выходцы из мусульманских семей7. В результате мусульманские общности в Европе, в целом, намного моложе немусульманских. Например, одна треть мусульман во Франции - моложе 20 лет, в то время как из числа собственно французов в этом возрасте - только 21%; одна треть мусульман в Германии - моложе 18 лет, тогда как для немецкого населения эта цифра составляет 18%; одна треть мусульман в Великобритании - моложе 15 лет, а среди британцев - только 20%; возраст трети мусульман в Бельгии - менее 15 лет, а бельгийцев - только 18% . Если со временем членом Евросоюза (ЕС) станет и 80-миллионная Турция с преимущественно мусульманским населением, тогда этноконфессиональный баланс, а с ней и европейская идентичность, на этом континенте претерпят существенные трансформации.
Не случайно авторитетный востоковед и исламовед Бернард Льюис, характеризуя современное состояние исламского движения в Европе, представляет его как третье мусульманское вторжение в Европу (вслед за арабским и турецким - И.Д.), и притом более успешное, чем два предыдущих. Согласно этим воззрениям, капиталы и рабочая сила добились успеха там, где потерпели неудачу армии мавров и турок. Тем самым,
6 Нестеров В. Антимусульманский сдвиг в европейском сознании // «Фонд стратегической культуры», 15 февраля 2011 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2011/02/15/antimusulma nskij -sdvig-v-evropej skom-soznanii- 1877.html (Режим доступа свободный).
7 Caldwell, Christopher. The Cresent and the Tricolor // «Atlantic Monthly». - November, 2000. - P. 22; Islamization of Europe Far Advanced, Battle Cry. January/February, 2005.
8 Savage, Timothy M. Ibid. Р. 27.
впервые со времени отступления мусульман за Гибралтар в 1492 г. в Европе создается мощное и постоянное мусульманское присутствие. Данное обстоятельство, по мнению Б.Льюиса, будет иметь непредсказуемые, но явно масштабные последствия, как для будущего Европы, так и ислама9. Появились даже прогнозы, что к концу нынешнего века Европа станет преимущественно мусульманской. Демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира. Говорят о том, что «чрево мусульманской женщины превратилось в наиболее эффективное средство исламизации Европы и всего мира». Некоторые аналитики утверждают, что уже в ближайшем будущем первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента10.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в Европе мусульмане не являются однородной группой. В разных европейских странах проживают различные этнические сообщества мусульман, в бывших колониальных державах (Великобритания, Франция и др.) - это, как правило, население бывших колоний; в не колониальных (Швеция, Норвегия, Германия) - другие категории мусуль-ман11. Тем не менее, конфессиональная идентификация оказывается, в большинстве случаев, намного сильнее других идентичностей, что создает основу для мощной солидарности мусульман на глобальном уровне. Именно поэтому такие организации как «Аль-Каида», по своей сути, обладают ярко выраженным интернациональным составом, включающим
9 Льюис Б. Ислам и Запад / пер. С.Кулланда. - М.: ББИ, 2003. - С. 72.
10 Крылов А.Б. Европа: ислам наступает // «Фонд стратегической культуры», 5 марта 2008 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2008/03/05/8693-8693.html (Режим доступа свободный).
11 Добаев И.П. Терроризм в странах Западной Европы и на юге России: общее и особенное // Но-
вая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. Аналитический альманах / Под ред. Е.М.Кожокина. - М., 2006. - Вып. 17. - С. 79.
саудовцев, марокканцев, пакистанцев, алжирцев, тунисцев, палестинцев, сирийцев и т.д.
Развитые европейские страны выработали несколько основных моделей отношений с иммигрантскими общинами. Это - французская модель ассимиляции, согласно которой иммигранты должны полностью воспринять культуру большинства; британская модель мультикуль-турализма, согласно ей иммигрантам предоставляется право сохранять свою культуру, лишь уважая закон; а также ныне уже ушедшая в прошлое германская модель гастарбайтерства, предполагавшая, что большинство иммигрантов в перспективе покинут страну. Однако ни одна из названных моделей не помогла преодолеть симптомы опасного разлома, наметившегося в отношениях между основной частью населения и прибывающими мигрантами, особенно из мусульманских стран.
Современный процесс глобализации, как свидетельствует практика, везде приводит не к исчезновению, а к новому восходу локальных идентичностей, культур, общностей, к нарастающей фрагментации и плюрализации общества. В Европе общности, ранее якобы интегрированные в национальные государства, сегодня во все большей степени выступают за свою идентичность, обособленность, автономию и т.д. Американский принцип «плавильного котла», где разные расы, этносы, языковые группы исчезают, и появляется некая интегрирующая их идентичность, сегодня не работает ни в США, ни в Западной Европе12.
Длительное время в Европе по отношению к мусульманам проводилась политика мультикультурализма, предполагавшая сосуществование, взаимопроникновение и взаимообогащение разных культур. Однако по мере того, как численность мусульман в Европе увеличивалась, в концепции мультикультурализма стало появляться все больше трещин. Оказалось, что мусульмане отнюдь не горят желанием постигать «европейские
12 Там же. С. 80.
ценности», а предпочитают строить параллельное общество, основанное на постулатах Корана. Так, в августе 2010 года в Германии была опубликована книга известного немецкого политика и финансиста Тило Саррацина «Германия самоликвидируется». Саррацин в своей книге отмечает, что этнические немцы не обеспечивают даже простого воспроизводства, они стареют и вымирают. В результате, по его мнению, через 100 лет в Германии останется всего 25 миллионов немцев, зато - 35 миллионов мусульман. Одновременно он отметил, что население Германии неуклонно глупеет13.
Первоначально высказывания Ти-ло Саррацина о том, что мусульманские иммигранты не способны интегрироваться в немецкое общество, были подвергнуты критике во многих европейских странах, включая Германию. Однако уже вскоре ситуация резко изменилась. О провале политики мультикультурализма в Европе практически синхронно высказались не только лидеры ведущих европейских стран (Великобритании, Германии и Франции), но и представители других стран Евросоюза. Франция и Бельгия приняли законодательство о запрете ношения в общественных местах паранджи, закрывающей лицо. Швейцария проголосовала за запрет строительства минаретов. Повсеместно в Европе политический вес набирают правые партии, политические платформы которых зачастую носят антииммигрантский характер.
Европейский опыт доказывает, что принимающее государство в состоянии интегрировать и даже ассимилировать прибывающих в страну мигрантов, если их совокупная численность не превышает 10% населяющих ту или иную территорию жителей (село, город, район, регион, страна). Кроме этого, должен быть преодолен и анклавный14 образ жизни общин
13 Нестеров В. Указ. соч.
14 Проблемы «анклавизации» основательно исследованы ростовским ученым Ю.Е. Миловано-вым. См., например: Милованов Ю.Е. «Анклави-зация» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования //
иммигрантов, которые носят закрытый, защитный характер, а потому становятся барьером на пути интеграции в местные общества прибывающих мусульман в качестве отдельных, самостоятельных индивидов.
Кроме очевидных нравственных и культурных отличий мигрантов от коренного населения массовые перемещения людей приводит к резкому росту давления на рынке занятости, на социальную инфраструктуру (то есть, на систему медицинского обеспечения, образования, коммуникационную сеть и т.п.). Существенное значение также имеет и то, что мигранты вступают в острую конкуренцию с коренным населением на рынке товаров и услуг. Как только миграционное давление на инфраструктуру в той или иной европейской стране подходит к пределу «пропускной способности» (скажем, ограничено число больных, которые могут быть приняты в стационарах и амбулаториях, то же относится к учреждениям образования, системе общественного транспорта и проч.), неизбежно возникает источник устойчивой социальной напряженности. Учитывая то обстоятельство, что местные органы власти пытаются разными, в том числе и административными, мерами снизить нагрузку на социальную инфраструктуру, следует признать, что возникает ситуация, в которой мигрантам крайне сложно адаптироваться к системе социальных связей, составляющих культурные, политические и экономические особенности среды обитания.
В подобных условиях если не единственно возможной, то вполне естественной формой социальной адаптации становится формирование замкнутых общин трайбалистского характера. Опыт показывает, что такого рода общины в абсолютном своем большинстве этнически однородны, и формируются они как кланово-клиентельные ассоциации. При этом клан, чье ядро образует круг непо-тистских связей, специализируется на
Насилие в современной России: Тезисы докладов научной конференции. - Ростов н/Дону, 1999.
том или ином виде деятельности, социально значимом для мигрантской общины в целом.
Следует подчеркнуть, что во многих мусульманских общинах в западных странах собирается заккят, как, впрочем, существуют и иные формы коллективистской взаимопомощи, закрепленные в национальных обычаях. И сегодня в мусульманских «анклавах» широко применяется саддака - добровольные материальные или финансовые пожертвования в пользу общины со стороны состоятельных ее членов. Однако в отличие от прошлого сегодня такого рода средства нередко используются для финансирования террористических группировок террористов.
Кроме того, практически каждая локальная общность мигрантов располагает средствами, которые позволяют в той или иной мере осуществлять социальную защиту своих членов. Во многом благодаря именно этому обстоятельству мигранты, организуя свои предприятия, на рынке товаров и услуг нередко оказываются в более благоприятных условиях по отношению к местным предпринимателям, поскольку располагают мощной поддержкой корпоративного сообщества. К этому следует добавить, что община, как показывает реальный опыт, активно готовит молодежь для последующей деятельности в тех сферах общественной жизни, которые наиболее важны с точки зрения ее интересов, чаще всего речь идет о подготовке «своих» врачей, юристов, финансистов, врачей, в некоторых случаях сюда же входят и учителя. В последние годы к этому перечню добавились политологи и социологи, способные эффективно работать в избирательных кампаниях, умеющие определить оптимальные формы структурно-организационного оформления этнополи-тических объединений.
Последнее, как представляется, связано с набирающим силу процессом формирования своеобразного «мигрант-ского лобби» в местных органах власти: сегодня мусульманские мигранты во многих европейских странах имеют сво-
их представителей в органах власти, в том числе и в парламентах15.
Таким образом, следует признать, что этнически однородные общины мигрантов активно - и, надо сказать, успешно - формируют «анклавную» среду обитания, которая явно тяготеет к тому, чтобы локализоваться в соответствующих территориальных границах.
Одним из социальных последствий образования такого рода «анклавов» становится рост «теневого» сектора экономики, финансов и услуг. Это связано как с тем, что в легальном секторе существует сложившаяся схема распределения сил и влияний, «вклиниться» в которую из-за жесткой конкуренции нелегко, так и с тем, что «теневой» сектор отличается более высокими доходами.
Как правило, в этом случае более других развивается так называемый «серый сектор», в котором виды деятельности, легальные сами по себе, выводятся из-под контроля со стороны фискальных органов; используются для «отмывания» криминальных денег или обслуживают потребности откровенно криминального бизнеса и проч. Эти деньги зачастую подпитывают исламистское террористическое движение.
Вторым последствием появления этого вида «анклавов» в странах Запада становится криминализация некоторой части мигрантов. При этом, как представляется, немаловажное значение имеет то обстоятельство, что криминализацию значительной части молодого поколения мигрантов нельзя сводить только к тому, что его представители не имеют образования, работы и необходимого социального обеспечения, и, дескать, стоит решить эти проблемы, как сама собой разрешится проблема криминализации и сопутствующего ей терроризма. Дело заключается не только во внешних условиях (хотя последние нередко играют роль провоцирующего фактора), но и в том, что существуют значимые различия по содержанию между макросредой обита-
15 См., например: Афанасьева Е. Турецкий Берлин // «Российская газета», 11 июня 2004 года.
ния и локальной этнической культурой общины (здесь имеются в виду конфессиональная принадлежность, ценностные ориентации, понятие социально престижных профессий, бытовые нормы поведения и проч.).
Подобное положение вещей служит условием, в котором формируется этно-корпоративная мораль. Принципиальной характеристикой последней служит то, что она ориентирует адептов на стремление к получению односторонних преимуществ в социальной конкуренции. Ценности корпоративной морали предписывают оказание безусловной поддержки «своим» и дают своеобразную мировоззренческую индульгенцию на весьма «эмансипированное» отношение к «чужим», в том числе и террористической направленности.
Такая мировоззренческая платформа, накладываясь на этническую идентификацию, на практике формирует нонконформистские, если не сказать конфликтные стереотипы поведения по отношению к иноэтнической среде.
Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт взаимоотношения мигрантских общин с местным населением западных стран. При этом дело осложняется еще и исторической памятью, связанной с «западной колонизацией», которая активно эксплуатируется националистическими и этнополитическими движениями исламистских радикалов.
В последовательном развитии событий такое положение дел неизбежно приводит к изоляционизму мигрантских общин и конфронтации их с местным населением. Подобное положение вещей, по сути, означает появление латентных очагов социальной конфликтности в достаточно продолжительной перспективе. В этом случае говорить о европеизации ислама, излюбленной теме либерально мыслящих теоретиков, не приходится. Скорее, речь может идти об исламизации Европы, причем порой в самых опасных формах.
В Европе все чаще говорят о трех поколениях проживающих здесь мусуль-
ман16. Первое, как уже отмечалось выше, прибыло сюда в 60-е гг. ХХ в., главным образом, по каналам экономической миграции (их средний возраст сегодня составляет порядка 70 лет). Второе поколение - их дети, прибывшие в малолетнем возрасте или даже родившиеся и выросшие в разных европейских странах (им сегодня 40-50 лет). Третье поколение -внуки первых мигрантов, рожденные, выросшие, получившие образование в Европе, являющиеся гражданами европейских государств. Исследования отмечают, что интегрированность второго, и особенно третьего поколения мусульман, в европейские сообщества протекают
17
значительно сложнее, чем первого . Третье поколение (молодежь) склонно к усвоению радикальных идеологем, нередко конфликтует с местным населением, отвергает европейские ценности18. Многие из них идентифицируют себя в качестве членов всемирной исламской Уммы. Такие настроения характерны для молодых мусульман практически во всех европейских странах. Об этом, в частности, свидетельствует социологический опрос, проведенный во Франции. Три четверти французских мусульман отметили тогда, что ценности ислама совместимы с ценностями Французской Республики, однако среди молодых мусульман в возрасте до 25 лет только каждый четвертый высказался в пользу французской идентичности19.
Большинство мусульман, принявших 11 сентября 2001 г. участие в террористических атаках на ряд объектов в США - это эмигранты или прибывшие в Америку арабы, прожившие немало лет в европейских странах. Их мировоззрение формировалось именно в условиях Европы, где, несомненно, имеются усло-
16 Добаев И.П. Указ. соч. С. 81.
17 House, Jim. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe / Eds. Gerd Nonneman, Tim Niblock and Bogdan Scajkowski, Reading, UK: Garnet Publishing, 1996. - P. 222.
18 The Radicalisation of Muslim youth in Europe: The reality and the threat. Testimony of Claude Mo-niquet, Director General European Strategic Intelligence and Security Center. April 27, 2005.
19 Savage, Timothy m. Ibid. P. 44.
вия для распространения и роста идей радикального исламизма, отрицающего ценности западных обществ.
Свыше 20 человек, подозревавшихся в принадлежности к террористическим группировкам, задержанных американцами после 11 сентября, - это мусульмане, граждане европейских государств, а граждан США среди них оказалось только двое. Более того, в период с сентября 2001г. до начала 2003 г. в европейских странах арестовано в двадцать раз больше заподозренных в терроризме, чем США. При этом большинство из них - молодые люди, представители среднего класса, пережившие «культурный шок» в Европе. Они оказались не интегрированными в европейские общества, отвергнутыми их секуляризмом и материализмом, пережив личностный кризис и найдя
смысл и цель жизни в радикальной исла-
20
мистской деятельности .
Таким образом, радикализованные и агрессивные интерпретации ислама оказываются в определенном смысле плодом специфических условий Запада, и особенно Западной Европы. В этой связи можно утверждать, что в силу ряда объективных и субъективных причин и факторов Европа превратилась в своеобразный инкубатор террористических кадров из числа мусульманской молодежи. Исследователи отмечают, что сегодня существует больше возможностей и оснований для формирования исламистского радикализма в предместьях Парижа, Мюнхена, Лондона или Амстердама, а не в Карачи, Каире, Джакарте или Джидде. Оторванная от своих корней космополитичная исламская интеллигенция, чей язык преимущественно английский, а не арабский, очень часто оказывается носителем радикальных идей и идеологий.
Именно поэтому многие из радикальных интерпретаций ислама рождаются в эмигрантских общностях на Западе, а не в исламских странах. Большинство веб-сайтов в глобальной сети, пропагандировавших джихад, базировались на Западе. Террористические акции в Паки-
стане и Иордании были организованы соответственно шейхом Омаром Саидом, жившим в Лондоне, и Раидом Хиязи, студентом из Калифорнии (США). Исламистская фундаменталистская организация «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») распространила свое влияние в Центральной Азии, Пакистане и на Ближнем Востоке, в то время как ее штаб-квартира расположена в Лондоне21.
Тенденция к усилению исламской идентичности среди мусульманского населения в Европе благоприятствует появлению гнезд терроризма. Еще в 80-е гг. ХХ в. в Западной Европе были созданы сети сбора «федаинов» для участия в борьбе с советским присутствием в Афганистане. Сегодня же отмечается «пробуждение» т.н. «спящих ячеек» исламских террористов, глубоко до этого законспирированных, но активизировавшихся в настоящее время в условиях кризисных ситуаций. Так, считается, что с 2003 г. сотни молодых мусульман в Европе были «разбужены» в результате вторжения США и их союзников в
Ирак22.
По данным, опубликованным в печати, в 2005 г. в Западной Европе действовала 21 террористическая группировка, все они имели связи со многими радикальными структурами на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Северной Африки. Как следствие, после 11 сентября 2001 г., вплоть до начала 2005 г., в Европе было предотвращено около двадцати крупных терактов. Только в Голландии службы безопасности раскрыли за этот же период времени свыше 15 попыток совершения разномасштабных террористических акций. И это неудивительно - ведь до сих пор в Западной Европе открыто функционируют более 700 различных «центров», партий и организаций ра-
21 Roy, Oliver. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. - London: C. Hurst and Co, 2004.
22 Добаев И.П. Терроризм в странах Западной Ев-
ропы и на юге России: общее и особенное // Но-
вая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. Аналитический альманах / Под ред. Е.М.Кожокина. - М., 2006. - Вып. 17. - С. 83.
Ibid. P 34.
дикальной направленности. Именно с их помощью, в частности, была создана, вооружена и снабжена всем необходимым албанская экстремистская организация АОК, действия которой привели к
23
войне против Сербии23. «Аль-Каида» располагает многими ячейками не только в странах Ближнего, Среднего Востока, Северной Африки, но и Европы. Поэтому для подготовки и проведения акций терроризма на западноевропейском субконтиненте ей вовсе не нужно маршрутиро-вать туда исламистов из стран мусульманского Востока, как это было 11 сентября в США, поскольку в Европе они располагают своими сторонниками, натурализовавшимися там радикалами.
Разумеется, не все мусульмане -радикалы, а тем более, экстремисты и террористы. Однако, по данным британских служб безопасности, приблизительно один процент, или 16 тысяч, британских мусульман являются носителями террористической идеологии. Около 10 тысяч из них посещали различные экстремистские «образовательные» учреждения. Эмиссары террористических организаций привлекают в свои ряды разных людей. Некоторые из них - хорошо образованные специалисты или студенты технических вузов, другие - молодые люди из маргинальных слоев (безработные, из проблемных семей, психологически ущербные), привлекаемые в ряды исламистов в мечетях под влиянием проповедей радикальных служителей культа. Немало и тех, которые являются выходцами из либеральных и нерелигиозных семей, а также исламизированных христиан. По мнению некоторых исследователей, этот процесс в Великобритании подстегнула война в Ираке, участие в ней британского
24
воинского контингента .
Французские службы, в свою очередь, вывели формулу по определению численности радикальных фундаменталистов в той или иной мусульманской
23 Смоленцев В. Три сценария готовы // «Завтра», 6 апреля 2005 года.
24 Winnet, Robert and David Leffard. Leaked No 10 dossier reveals Al-Qaeda's British recruits // «The Sunday Times». July 10, 2005.
общине. Согласно ей, практически в любой мусульманской общности носителей фундаменталистской идеологии насчитывается до пяти процентов; из их числа примерно три процента готовы к участию в акциях терроризма. Это означает, что во Франции проживают примерно 300 тысяч фундаменталистов и порядка 9 тысяч потенциальных террористов25.
Террористические угрозы фиксируются и в других европейских странах. Правда подходы к ним, определение возможной численности радикалов, экстремистов и террористов в разных государствах и даже в рамках одного государства различные. Так, по данным Федерального ведомства по охране конституции, в Германии число активистов исламистских организаций составляет около 30 тысяч человек, то есть менее 1% общего числа
26 -гт
немецких мусульман . По оценкам же других немецких аналитиков, в ФРГ, где проживает порядка двух миллионов более секуляризованных, чем, например, арабы, турок, число готовых к насилию исламистских активистов из этой этнической общности, тем не менее, достигает
27
трех тысяч человек .
В качестве важного плацдарма для распространения своей деятельности на весь Европейский континент лидерами мусульманских организаций рассматриваются Балканы. Именно здесь сконцентрировались функционеры и боевики различных экстремистских группировок с Ближнего и Среднего Востока, которые нередко совместно готовят и осуществляют подрывные акции. В последнее десятилетие в этом процессе все более заметную координирующую роль берут на себя функционеры «Аль-Каиды».
Наиболее острая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине (БиГ), точ-
25 The Radicalisation of Muslim youth in Europe: The reality and the threat. Testimony of Claude Mo-niquet, Director General European Strategic Intelligence and Security Center. April 27, 2005.
26 Дрожжин С. Указ. соч. С. 147-148.
27 Являются ли популистскими дебаты об интеграции мусульман в Германии? // «Deutsche Welle», 15 мая 2008. URL: http://www2.dw-world.de/bulgarian/politik/Deutschland/1.113351.1.ht ml (Режим доступа свободный).
нее - в Мусульманско-Хорватской Федерации (МХФ), где большая часть населения исповедует ислам. Кроме того, длительное время местные власти активно поддерживали здесь деятельность широко представленных в стране мусульманских организаций, направленную на пропаганду ислама (исламский призыв). В этом государстве давно находят убежище люди, подозреваемые в принадлежности
к международным террористическим
28
группировкам .
Другим взрывоопасным регионом на Балканах является Косово. Наибольшую активность здесь проявляют исламские гуманитарные организации «Аль-Ибрахим» и «Всемирный союз исламской молодежи», финансируемые соответствующими структурами Саудовской Аравии. В периоды обострения кризиса на Балканах они занимались рекрутированием боевиков и их переброской в Косово, Боснию и Герцеговину, а также в Македонию. После прекращения боевых действий многие из них осели в регионе, став сотрудниками многочисленных исламских «гуманитарных» организаций, расположенных, прежде всего, в Косо-
29 во29.
Заметно активизировали свою деятельность сторонники радикального ислама в Македонии. Осенью 2002 г., в период смены власти после победы оппозиции на парламентских выборах, они возобновили усилия по реорганизации исламистских структур и созданию новых террористических ячеек. Так, осенью 2002 г. была сформирована организация экстремистского толка под названием «Я. Igazi», основной целью деятельности которой было провозглашено воссоединение территории компактного проживания этнических албанцев в единое государство - «Великую Албанию». Для ее достижения лидеры данной организации были готовы использовать любые средства, в том числе дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране путем
28 Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России. - Ростов-на-Дону, 2005. -С. 130.
29 Там же. С. 131.
проведения террористических актов и разжигания межнациональной розни на религиозной почве. Указанная группировка поддерживала тесные контакты с другими исламистскими центрами на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Европе30.
Во многих европейских странах исламский экстремизм неуклонно наращивает свой потенциал, формируя угрозы и вызовы безопасности всему континенту. Этому во многом способствуют такие обстоятельства, как многочисленность мусульманских общин (например, мусульмане в Бельгии, Германии, Нидерландах и Франции в совокупности составляют свыше 10 процентов населения), энергичные усилия сторонников радикальных течений в исламе по распространению своего влияния на широкие слои населения, прежде всего, на молодежь и выходцев из мусульманских стран, наличие в Европе сформировавшихся еще в 60 - 70-е гг. организационных структур исламистов с отлаженной системой финансового и материально-технического обеспечения и подготовки кадров, в том числе владеющих навыками подрывной и террористической деятельности.
Осознание высокой степени опасности деятельности исламских радикальных организаций привело в последние полтора десятилетия к ужесточению властями ряда государств Европы подходов к функционированию на их территории различных мусульманских объединений, включая усиление контроля за ними со стороны правоохранительных органов, совершенствование миграционных правил, строгое регламентирование процесса создания и деятельности подобных обществ.
Следствием стали попытки лидеров исламистов передислоцировать подчиненные им структуры в те страны Европы, где уголовное и иммиграционное законодательство, а также административный режим остаются более мягкими. Для этого используются, в частности,
Там же. С. 132.
коммерческие фирмы, созданные выходцами из мусульманских стран, которые занимаются трудоустройством иностранных рабочих и могут обеспечить исламистов необходимыми документами, подтверждающими легальное право проживать на территории соответствующих государств.
По мнению зарубежных экспертов, определенную угрозу безопасности европейских государств представляют применяемые исламскими благотворительными обществами традиционные способы их финансирования, в частности, сбор с европейских мусульман так называемого «закята» - исламского налога на доходы в пользу бедных, составляющего 2,5 процента их ежегодных денежных поступлений. Эти объединения, официально декларируя благие цели по сбору средств для малоимущих слоев мусульманского населения, проживающего в ряде регионов мира, нередко фактически решают задачи финансирования экстремистских группировок, привлечения новых членов, их идеологической обработки, создания дееспособных групп и налаживания связи между ними31.
Особую активность мусульманские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО) развили в Бельгии, Болгарии, Германии, Великобритании, Италии, Румынии, Франции и ряде других европейских государств. Во всех этих странах проявления деятельности НРПО имеют свою специфику, обусловленную местными реалиями и возможностями определенных диаспор и экстремистских группировок. Так, масштабы активности различных мусульманских радикальных организаций в Италии стали очевидны после проведенного местными властями комплекса соответствующих мероприятий. Они позволили выявить созданную экстремистами сеть, состоящую из отдельных группировок выходцев из Туниса, Марокко, Алжира, Египта, часть который поддерживала тесные связи с «Аль-
31 Добаев И.П., Немчина В.И. Указ. соч. С. 132133.
Каидой». Всего было выявлено более 150 легально действующих мусульманских структур, большинство из которых осуществляют «исламский призыв», проводя идеологическую обработку молодежи не только в мечетях, но и в местах массового отдыха (кафе, спортивных клубах, торговых, сервисных заведениях и т.д.), принадлежащих представителям «исламской» диаспоры.
В Великобритании уже длительное время действуют центры таких исламистских объединений, как «Al Rachid Trust», имеющее представительства и в США, «Всемирный союз исламской молодежи», «Центр пропаганды ислама». Несколько лет назад в стране была создана новая организация «Al-Ansar Ash-Shariah» («Приверженцы шариата»), основной целью которой является оказание всесторонней помощи радикальным исламским движениям в различных регионах мира и содействие образованию государств с шариатской формой правления. Одна из форм ее деятельности заключается в проведении различных акций и форумов, где под прикрытием благотворительности осуществляется сбор средств для деятельности исламистов в
32
«горячих точках» планеты . И это неудивительно, ведь мусульмане - самая быстрорастущая и самая молодая часть населения Великобритании, но одновременно и самая уязвимая во многих отношениях. Так, за последние десять лет численность мусульман на территории Соединенного королевства возрастала в десять раз быстрее, чем представителей других религий . Как следствие, в настоящее время в возрастной группе до 25 лет доля мусульман составляет 10 про-
34 0
центов . В то же время, около половины
32 Там же. С. 133.
33 Muslim population 'rising 10 times faster than rest of society // «The Times». - January 30, 2009.
34 Changes in the Older Resident Care Home Population between 2001 and 2011 // «Office for national statistics», September 29, 2014. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/census/2011/index.html (Режим доступа свободный).
мусульман Британии - безработные . Отсюда - и криминализация: сегодня доля мусульман составляет примерно 5 процентов населения страны, но в британских тюрьмах их - 13 процентов, а в лондонских - уже 27 процентов36. Социальная уязвимость большинства мусульман (иностранное происхождение, низкая квалификация, безработный статус, многодетность и т.д.) негативно влияет на перспективы их социализации, способствует радикализации их сознания.
В настоящее время в Германии, по данным Федерального ведомства по охране конституции, проживает более трех миллионов мусульман (в том числе более двух миллионов турецких иммигрантов), из них 30 тысяч человек считаются активистами исламистских организаций. В стране активно действуют десятки организаций радикально-исламистского тол-
37 -г,
ка . В последние годы здесь заметно активизировалась турецкая экстремистская организация «Исламское общество Милли Герюз», которая тесно взаимодействует с другими аналогичными объединениями на территории ФРГ. Она является самой многочисленной в стране иностранной организацией (собрания и богослужения в принадлежащих этой организации мечетях регулярно посещают 300 тыс. человек) и занимает ведущее положение в «Исламском совете ФРГ», в который входит до 40 мусульманских объединений. Свою пропагандистскую деятельность «Милли Герюз» осуществляет через разветвленную сеть религиозных, спортивных, культурных и других центров, а сбор средств на нужды исламистов - через контролируемые ею фирмы, действующие, как правило, на рынке не-
35The Equalities Commission report "How Fair is Britain? // «Equality of Human Rights», September 14, 2014. URL:http://www.equalityhumanrights.com/sites/defa ult/files/documents/triennial_review/how_fair_is_brit ain_ch11.pdf (Режим доступа свободный).
36 Kern S. Britain: Muslim Prison Population Up 200% // «Gatestoneinstitute». - August 2, 2013. URL: http://www.gatestoneinstitute.org/3913/uk-muslim-prison-population (Режим доступа свободный).
37 Дрожжин С. Указ. соч. С. 149.
движимости Германии. Солидные организационные и финансовые возможности позволяют лидерам группировки планировать создание собственной политической партии, способной участвовать в выборах и проводить своих кандидатов в органы власти ФРГ различных уровней38.
Во Франции также активно действуют исламисты. В частности, продолжает усиливаться международная радикальная исламская группировка «Таблиг», официально зарегистрированная здесь в качестве общественной еще в 1991 г. после того, как ей удалось войти в доверие к местным властям в результате реализации нескольких социальных программ помощи безработной молодежи и «борьбы с преступностью через вероучение». Затем ее усилия оказались сконцентрированы на расширении своей базы посредством распространения религиозного влияния с элементами радикализма, в основном, на представителей афроазиатской и европейской молодежи. Некоторая их часть затем направляется в различные мусульманские страны для продолжения «религиозного образования» в специализированных центрах. Таким образом, деятельность «Таблиг» направлена, в конечном счете, на подготов-
39
ку кадров для исламистских групп . Благоприятный социально-политический и правовой климат, существовавший длительное время в Бельгии, способствовал значительному росту мусульманской диаспоры в стране (до 500 тыс. человек, что составляет более 5 процентов ее населения) и созданию условий для использования территории королевства радикальными исламистскими группировками в качестве транзитного пункта для переброски в другие части Европы их участников, а также своего рода базы «тылового обеспечения», подготовки операций, укрытия активистов и функционеров различных звеньев.
Аналогичная ситуация складывается в Голландии и в Ирландии, где наибольшую активность проявляют, соот-
38 Добаев И.П., Немчина В.И. Указ. соч. С. 134.
39 Там же. С. 134-135.
ветственно, турецкая группировка «Ка-планджилар» и члены египетской организации «Исламский джихад». Проживающие в европейских государствах функционеры некоторых мусульманских организаций (например, «Такфир ва аль-Хиджра», «Тунисский исламский фронт», алжирская «Салафитская группа за веру и борьбу» и др.) выполняют координирующую роль при подготовке здесь возможных терактов. Все эти группировки разделяют идеологию глобального джихада против западной цивилизации, пропагандируемую «Аль-Каидой», поддерживают контакты с ее представителями и руководствуются в своей деятельности общими установками, сформулированными теоретиками и практиками «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок. Однако в том, что касается планирования и проведения конкретных акций, они, по всей видимости, сохраняют полную автономию и не согласуют их с руководством «Аль-Каиды». Пользуясь финансовой и другой поддержкой этой мощной экстремистской группировки, они в то же время изыскивают собственные источники финансирования, преимущественно криминального характера. Исходя из этого, уместно говорить не о функционировании в Европе единой подпольной сети «Аль-Каиды», а о проявлениях активности конгломерата нелегальных автономных структур, координирующих свою деятельность с представителями глобальных радикальных исламистских группировок.
Возрастающий интерес со стороны исламских экстремистов отмечается и к странам Восточной Европы, прежде всего Румынии, где неофициально представлены более 20 радикальных группировок. В их числе «Братья-мусульмане», «Исламский джихад», «Джамаат аль-ислами», «Аль-мухаджерун», ХАМАС, «Хезбол-лах», «Абу Сайяф» и другие, приверженцы которых проживают в крупных горо-
дах и учатся в университетах страны. Они организованы, главным образом, по земляческому принципу, располагают собственными структурами, обеспечивающими их безопасность.
В Болгарии основную активность экстремисты развернули в местах проживания болгарских турок, где создана сеть религиозных учебных заведений и культурных центров, в которых наряду с изучением ислама проводится начальная военная подготовка мусульманской молодежи. Координирующую роль при этом выполняет официально действующий в стране фонд «Тайба», финансируемый «Братьями-мусульманами».
Изложенный выше материал свидетельствует об общей радикализации исламистского движения в мире, переносе его активности на территорию «дальнего врага» - государств западно-христианской цивилизации. Это обусловливается, в частности, последствиями осуществлявшихся Соединенными Штатами и их союзниками «операциями» в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д., угрозами в адрес ряда других мусульманских государств. В этой связи наблюдается перенос деятельности вытесняемых из собственно исламских стран функционеров и боевиков «Аль-Каиды», иных аналогичных ей структур в другие регионы мира, включая США и Европу. Ситуация резко осложнилась в 2015 году, когда государства Евросоюза буквально наводнили тысячи и тысячи беженцев из стран Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки, подвергшихся американцами и их союзниками, включая т.н. «Исламское государство», силовому «переформатированию». Поэтому обстановка с точки зрения расширения в Европе позиций религиозно-политического экстремизма и далее будет неуклонно осложняться, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Источники и литература
1. Афанасьева Е. Турецкий Берлин // «Российская газета», 11 июня 2004 года
2. Бибикова О.П. Мусульмане в странах Старого Света // «Перспективы», 15 февраля 2008 года. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/euro pe/musulmane_v_stranah_starogo_sveta_20 08-1-15-56-3.htm (Режим доступа свободный).
3. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 130.
4. Добаев И.П. Терроризм в странах Западной Европы и на юге России: общее и особенное // Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. Аналитический альманах / Под ред. Е.М.Кожокина.
- М., 2006. - Вып. 17. - С. 79.
5. Дрожжин С. Исламизм в Германии // «Аналитические записки». - 2004. - №11.
- С. 147.
6. Крылов А.Б. Европа: ислам наступает // «Фонд стратегической культуры»», 5 марта 2008 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2008/03/05/869 3-8693.html (Режим доступа свободный).
7. Льюис Б. Ислам и Запад / пер. С.Кулланда. - М.: ББИ, 2003. - 320 с.
8. Милованов Ю.Е. «Анклавизация» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России: Тезисы докладов научной конференции. - Ростов н/Дону, 1999.
9. Нестеров В. Антимусульманский сдвиг в европейском сознании // «Фонд стратегической культуры», 15 февраля 2011 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2011/02/15/anti musulmanskij -sdvig-v-evropejskom-soznanii-1877.html (Режим доступа свободный).
10. Смоленцев В. Три сценария готовы // «Завтра», 6 апреля 2005 года.
11. Являются ли популистскими дебаты об интеграции мусульман в Германии? // «Deutsche Welle», 15 мая 2008. URL: http://www2.dw-
world.de/bulgarian/politik/Deutschland/1.11 3351.1.html (Режим доступа свободный).
12. Caldwell, Christopher. The Cresent and the Tricolor // «Atlantic Monthly». - November, 2000. - P. 22; Islamization of Europe Far Advanced, Battle Cry. January/February, 2005.
13. Changes in the Older Resident Care Home Population between 2001 and 2011 // «Office for national statistics», September
29, 2014. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/census/2011/index.html (Режим доступа свободный).
14. European Muslim Population // «Islamic Population», March 5, 2005. URL: htpp://www.islamicpopulation.com/Europe_ islam.html (Режим доступа свободный).
15. Islam is the fastest growing religion and the second largest religion in the world // «Islamic Web», March 5, 2005. URL: http ://www.islami cweb. com/begin/results. ht m (Режим доступа свободный).
16. House, Jim. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe / Eds. Gerd Nonneman, Tim Niblock and Bogdan Scajkowski, Reading, UK: Garnet Publishing, 1996. - P. 222.
17. Kern S. Britain: Muslim Prison Population Up 200% // «Gatestoneinstitute». - August 2, 2013. URL:
http://www.gatestoneinstitute.org/3913/uk-muslim-prison-population (Режим доступа свободный).
18. Muslim population 'rising 10 times faster than rest of society // «The Times». - January
30, 2009.
19. Roy, Oliver. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. - London: C. Hurst and Co, 2004.
20. Savage, Timothy M. Europe and Islam: Crescent Waxing. Cultures Clashing // «The Washington Quarterly». - Vol. 27. - № 3/ Summer, 2004. - P. 29.
21. The Equalities Commission report "How Fair is Britain? // «Equality of Human Rights», September 14, 2014. URL:http://www.equalityhumanrights.com/s ites/default/files/documents/triennial review
/how_fair_is_britain_ch11.pdf (Режим доступа свободный).
22. The Radicalisation of Muslim youth in Europe: The reality and the threat. Testimony of Claude Moniquet, Director General European Strategic Intelligence and Security Center. April 27, 2005.
23. Winnet, Robert and David Leffard. Leaked No 10 dossier reveals Al-Qaeda's British recruits // «The Sunday Times». July 10, 2005.
Igor Dobaev
ISLAM AND MIGRATION IN EUROPE: THE FAILURE OF THE POLICY OF MULTICULTURALISM
Summary: Migration of Muslims from the Middle East and North Africa to Europe has not led to their integration into Western society. Multiculturalism Policy has not given positive results: Migrants in the second and third generation are not turned into law-abiding Europeans. On the contrary, spread Islamic extremism among Muslim migrants. Many European Muslims joined a terrorist organization. Eventually create a threat to EU security.
Keywords: migrants, Muslims, terrorism, multiculturalism, Islamism
Sources and Literature
1. Afanasyeva E. Turkish Berlin // "Rossiyskaya Gazeta", June 11, 2004
2. Bibikov O.P. Muslims in the countries of the Old World // "Perspectives", February 15, 2008. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/euro pe/musulmane_v_stranah_starogo_sveta_20 08-1-15-56-3.htm (Free Access).
3. Dobaev I.P., Nemchina V.I. New terrorism in the world and in the South of Russia. - Rostov-on-Don, 2005.
4. Dobaev I.P. Terrorism in Western Europe and in the South of Russia: general and special // New Eurasia: Russia and CIS countries. Analytical Almanac / Edited by E. M. Kozhokin. - Moscow, 2006. - Vol. 17.
5. Drozhzhin S. Islamism in Germany // "Analiticheskiye zapiski". - 2004. - №11.
6. Krylov A.B. Europe: Islam comes // "Fond strategicheskoy kultury", March 5, 2008. URL:
http://www.fondsk.ru/news/2008/03/05/869 3-8693.html (Free Access).
7. Lewis B. Islam and the West / Translated by S.Kullanda. - Moscow: BBI, 2003. - 320 p.
8. Milovanov Y.E. "Anklavizatsiya" territory of the North Caucasian region: the process and the content of the research problems // Violence in Contemporary Russia: Abstracts of scientific conference. - Rostov-on-Don, 1999.
9. Nesterov V. Anti-Muslim shift in the European consciousness // "Fond strategicheskoy kultury", February 15, 2011. URL:
http://www.fondsk.ru/news/2011/02/15/anti musulmanskij -sdvig-v-evropejskom-soznanii-1877.html (Free Access).
10. Smolentsev V. Three scenarios are ready // "Zavtra", April 6, 2005.
11. Are the populist debate about the integration of Muslims in Germany? // «Deutsche Welle», May 15, 2008. URL: http://www2.dw-
world.de/bulgarian/politik/Deutschland/1.11 3351.1.html (Free Access).
12. Caldwell, Christopher. The Cresent and the Tricolor // «Atlantic Monthly». - November, 2000. - P. 22; Islamization of Europe Far Advanced, Battle Cry. January/February, 2005.
13. Changes in the Older Resident Care Home Population between 2001 and 2011 // «Office for national statistics», September 29, 2014. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/census/2011/index.html (Free Access).
14. European Muslim Population // «Islamic Population», March 5, 2005. URL: htpp: //www.isl ami cpopul ati on.com/Europe_ islam.html (Free Access).
15. Islam is the fastest growing religion and the second largest religion in the world // «Islamic Web», March 5, 2005. URL: http://www.islamicweb.com/begin/results.ht m (Free Access).
16. House, Jim. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe / Eds. Gerd Nonneman, Tim Niblock and Bogdan Scajkowski, Reading, UK: Garnet Publishing, 1996. - P. 222.
17. Kern S. Britain: Muslim Prison Population Up 200% // «Gatestoneinstitute». - August 2, 2013. URL:
http://www.gatestoneinstitute.org/3913/uk-muslim-prison-population (Free Access).
18. Muslim population 'rising 10 times faster than rest of society // «The Times». - January 30, 2009.
19. Roy, Oliver. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. - London: C. Hurst and Co, 2004.
20. Savage, Timothy M. Europe and Islam: Crescent Waxing. Cultures Clashing // «The Washington Quarterly»». - Vol. 27. - № 3/ Summer, 2004. - P. 29.
21. The Equalities Commission report "How Fair is Britain? // «Equality of Human Rights», September 14, 2014. URL:http://www.equalityhumanrights.com/s ites/default/files/documents/triennial_review /how_fair_is_britain_ch11.pdf (Free Access).
22. The Radicalisation of Muslim youth in Europe: The reality and the threat. Testimony of Claude Moniquet, Director General European Strategic Intelligence and Security Center. April 27, 2005.
23. Winnet, Robert and David Leffard. Leaked No 10 dossier reveals Al-Qaeda's British recruits // «The Sunday Times». July 10, 2005.