Научная статья на тему 'Радикальные религиозно-политические группировки исламистского толка в США: этапы появления и развития'

Радикальные религиозно-политические группировки исламистского толка в США: этапы появления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
371
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикальные религиозно-политические группировки исламистского толка в США: этапы появления и развития»

вуют преодолению негативизма в отношениях между французами и иммигрантами - выходцами из стран Северной Африки.

Наш соотечественник Михаил Тульский в своей статье «Треть европейцев - ярые расисты» пишет: «Утверждения о расизме Запада - не только пропагандистская инвектива левых интеллектуалов. Расизм вплетен в ментальность, культуру и повседневность западных обществ... При этом европейский расизм парадоксально сочетается с требованием признания гражданского и социального равенства иммигрантов»1.

Французские исследователи считают, что возникшая ситуация является проявлением «кризиса национальной идентичности»2, в котором нашли выражение и структурный кризис экономики, и нарастающие трудности интеграции иммигрантов, и идейно-теоретические сложности признания культурных различий.

«Африканская миграция в контексте современных международных отношений» (Институт Африки РАН),

М, 2015 г., с. 158-172.

И. Добаев,

доктор философских наук,

профессор (Южный федеральный университет)

Р. Гаджиев,

кандидат политических наук, эксперт (Центр региональных исследований), г. Ростов-на-Дону

РАДИКАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ ИСЛАМИСТСКОГО ТОЛКА В США: ЭТАПЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Ислам в Северной Америке появился в начале XVIII в., когда сюда были привезены негры из Западной Африки, примерно каждый пятый из них был мусульманином (позднее большинство

1 Независимая газета. 06.12.2000.

2 В российской литературе выражение «национальная идентичность» употребляется только в переводной литературе. Для нас более понятно выражение «национальное самосознание», под которым подразумевается совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей. Одновременно этот термин включает в себя отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития.

из них было обращено в христианство)1. Этот процесс усилился в конце XIX в.: начиная с 1878 по 1924 г. в Америку влилась волна иммигрантов из арабских провинций Османской империи, большей частью из региона, называвшегося в то время Великой Сирией. Это были сирийские, иорданские и ливанские иммигранты, которые использовались как рабочая сила. Впоследствии большинство из них возвратилось на родину, но некоторая их часть осталась, образовав мусульманские анклавы, в частности в штатах Айова и Северная Дакота. Позднее такие анклавы появились в Детройте, Питтсбурге и Индиане. Однако их рост практически прекратился в 1924 г. в связи с тем, что в США были приняты закон об «азиатах» (арабы были отнесены к «азиатам») и закон Джонсона-Рида об иммиграции, которые свели поток иммигрантов-«азиатов» практически к нулю. Однако после создания Государства Израиль в 1948 г. в Америку устремились палестинские беженцы. С принятием в 1952 г. закона МакКаррена-Уолтера и проведением в 1965 г. иммиграционной реформы численность мусульман-иммигрантов продолжила свой рост. Таким образом, американцы-мусульмане, выходцы из Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, сформировали сообщество американских мусульман2. Попутно появлялись и культовые учреждения: первая мечеть была построена в штате Мэн албанскими эмигрантами в 1915 г.

Численность мусульман современной Америки заинтересовала власти после событий 11 сентября 2001 г. Однако эти данные сильно варьируются в зависимости от источника информации. Дело в том, что официальной статистики на этот счет не ведется, поскольку вопросы о религиозной принадлежности запрещены законодательством США. Так, по данным Американского мусульманского совета (American Muslim Council), он объединяет в своих рядах до 15 млн мусульман3. В свою очередь, Совет по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations,

1 Глущенко Ю.Н. Исламский фактор во внешней политике США: Трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. Сб. статей / Под ред. В.И. Кривохижи; Рос. ин-т стратегии. исслед. - М., 2002. - Вып. 10. - С. 8.

2 Рассел Реза-Халид Гонзага. Ислам в США: Одна нация перед Аллахом [Электронные ресурс]. URL: http://www.islamtoday.com (Дата обращения: 10.01.2010.)

3 Малишевский Н. Спонсоры «чеченского» терроризма и взрывы в Бостоне [Электронный ресурс]. URL: http://fondsk.ru (Дата обращения: 05.05.2013.)

CAIR) уже в начале первого десятилетия ХХ1 в. озвучил более скромную цифру - 6-7 млн мусульман1.

В настоящее время ислам является самой активной с точки зрения увеличения числа своих последователей религией в Соединенных Штатах. В последние годы прирост мусульманской общины обеспечивался как за счет иммигрантов, в основном из стран Южной Азии и Ближнего Востока, так и за счет новообращенных из числа коренных жителей страны, в основном афроамериканцев. Дальнейший рост числа мусульман в США будет обеспечиваться также благодаря высокой рождаемости в семьях, где в среднем имеется шесть детей. В конце 90-х годов в США действовали более 1200 мечетей и исламских центров. Около сотни общеобразовательных школ параллельно вели преподавание основ исламской культуры и традиций2.

Судя по данным Ассоциации американских статистиков религиозных организаций (Association of Statisticians of American Religious Bodies), современные американские мусульмане живут прежде всего на Восточном побережье (в одном Нью-Йорке их около 700 тыс.), в промышленном районе Великих озер, во Флориде, Техасе и Калифорнии. В расово-этнической структуре американских мусульман изначально доминировали афроамериканцы. В конце 90-х годов они составляли 40-45% приверженцев ислама. При этом примерно из 2,5 млн черных мусульман около 1 млн -новообращенные. Другой крупной группой являлись выходцы из Южной Азии (иммигранты из Пакистана и Индии), составлявшие 25% в структуре американских мусульман. При этом в индопаки-станской группе доминировали выходцы из Кашмира. Третьей по численности этнической группой среди мусульман США являлись арабы (около 15%). Среди выходцев с Ближнего Востока - ливанцы, палестинцы и египтяне. Можно также выделить достаточно компактную группу выходцев из Ирана (3,5-4,0%)3.

Однако уже в 2011 г., по данным Pew Researh Center, расовый состав общины американских мусульман изменился: 30% составляли белые (в их число в США включают арабов, а также народы Кавказа и Балкан), 23 - негры (афроамериканцы), 21 -азиаты (выходцы из Южной и Юго-Восточной Азии), 6% - латинос, а на долю людей смешанного происхождения приходилось

1 CAIR: 2004-2005 Annual Report. - N.Y., 2005.

2 Глущенко Ю.Н. Указ. соч. - С. 9.

3 Там же.

19%. По числу прозелитов из числа американцев, по данным опросов Pew Researh Center в мечетях в 2001 г., лидировали чернокожие (64%), затем шли белые (27%) и латиноамериканцы (6%), на долю других расовых групп приходилось 3%. В последние годы заметно растет число латинос-мусульман в США: в 2011 г. они, согласно опросу имамов 524 (43%) мечетей США, составили 12% всех новообращенных. Этим, в том числе, объясняется высокая плотность мусульманского населения в Техасе и Флориде1.

По данным исследования Pew Research Center за 2007 г., только 35% американских мусульман родились в США (более половины из них, 20%, - это «черные мусульмане»), 65% - иммигранты в первом поколении, 24% из них прибыли из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки, 18 - из стран Южной Азии (куда американцы включают также Афганистан) и Юго-Восточной Азии, 8 - из Ирана, 5 - из Европы (в которую входят Балканы и Северный Кавказ), 4 - из Черной Африки, 6% - из прочих регионов. Миграционные потоки нарастают: 12% мигрантов прибыли в США до 1980 г., 16 - в период с 1980 по 1990 г., в 1990 г. - 31, а после 2000 г. - 40%. Интересно, что, несмотря на вспышку неприязни к мусульманам в США после терактов 9/11, после которых последовали вторжения в Афганистан и Ирак, страна широко открыла двери перед выходцами из исламских стран, быстро выдавая им гражданство. Среди иммигрантов устойчиво доминируют выходцы из Пакистана и Бангладеш, в последние годы увеличился приток из Ирана и Сомали. Таким образом, быстрый рост числа мусульман обеспечивает иностранная миграция: если в 1992 г. в Штаты въехали примерно 50 тыс. мусульман, то в 2009 г. - уже 115 тыс.2

В США действует несколько крупных панисламских организаций. Самая старая организация ISNA - Islamic Society of North America. Она была создана более 40 лет тому назад, преимущественно мусульманами из Пакистана, и действует по сей день. Есть и более молодые структуры, в их числе уже упоминавшиеся Американский мусульманский совет (American Muslim Council) и Совет по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations, CAIR), а также Ассоциация мусульманских ученых-обществоведов (Association of Muslim Social Scientists),

1 Ислам в США [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/islam-v-ssha/ (Дата обращения: 16.02.2015.)

2 Там же.

Ассоциация инженеров-мусульман (Association of Muslim Engineers), Международный институт исламской мысли (International Institute of Islamic Thought) и др.

Следует также упомянуть «Нацию Ислама» Луиса Фарраха-на, представлявшую интересы чернокожих мусульман, этой организации уже около 70 лет. Начиная с 90-х годов многие молодые афроамериканцы отправились для изучения ислама в Саудовскую Аравию, Египет, Пакистан. Вернувшись обратно, они стали проповедниками консервативных форм суннитского ислама в Соединенных Штатах. Так появилось движение, которое они сами называют «Салаф ас-салих» («Праведные предки»). Это движение пропагандирует именно «настоящий» ислам Пророка Мухаммада и его сподвижников. Для обоснования своих взглядов они берут отдельные аяты из Корана и трактуют их в определенном ключе в соответствии со своими целями и задачами. Иными словами, они стали носителями идеологии салафизма, радикальные интерпретации которой неизбежно ведут к религиозно-политическому экстремизму, а порой и к терроризму, прикрываемому исламским вероучением.

Помимо собственно религиозных организаций на территории США также действовали и многочисленные «исламские» экстремистские образования («Палестинский исламский джихад», «Обездоленные», «Исламские партизаны в Америке», «Афганская община в Америке», «Нация Ислама», «Организация арабских студентов» и др.), а также «исламские» террористы из разных стран Ближнего и Среднего Востока: Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Палестины. Вместе с тем террористические акции зарубежных экстремистов вплоть до 90-х годов ХХ в. были исключительно редким явлением. Так, например, в 1982-1987 гг. не было зафиксировано ни одного теракта, совершенного зарубежными террористами на территории США, в том числе и мусульманскими экстремистами. В те годы им было сложно и чрезвычайно опасно совершать теракты в США, так как не было соответствующих сетей поддержки, трудно было обеспечить оборудование и необходимые взрывные устройства.

Однако к началу 90-х годов ситуация стала меняться. Почти все крупные ближневосточные террористические организации к тому времени имели в США структуры, способные совершать теракты. Там существовали два вида организационных образований: транзитные мобильные отряды (или ячейки), которые прибывали в США, чтобы совершить теракт, после чего покидали страну.

Спецслужбам было крайне трудно их выявить, поскольку вся подготовительная работа (планирование, подготовка к теракту и обеспечение поддержки) осуществлялась за рубежом. Второй вид террористической организационной структуры - так называемые «спящие агенты». Они прибывали на территорию США, обосновывались там, как правило, получали гражданство, устраивались на работу и ждали приказа о начале проведения операций от своей организации, находящейся в той или иной мусульманской стране. Разумеется, обеим структурам требовалась поддержка на территории США.

Показателем активности экстремистских исламских организаций в США могут служить многочисленные примеры1.

В частности, в 1993 г. четверо боевиков палестинской «Организации Абу Нидаль» из Сент Луиса (штат Миссури) были арестованы и осуждены за попытку организовать взрыв бомбы в Вашингтоне (округ Колумбия). Все четверо были натурализованными гражданами США.

Осенью 1994 г. трое членов «Организации Абу Нидаль» были приговорены к длительному сроку тюремного заключения за попытку организации терактов на территории США. Они намеревались взорвать посольство Израиля в Вашингтоне, а также организовать ряд покушений на евреев.

За взрывами в феврале 1993 г. во Всемирном центре торговли в Нью-Йорке также стояли исламские силы. К концу 1993 г. в США были созданы 17 исламских фундаменталистских центров с несколькими сотнями «спящих агентов» по всей стране2.

Взрыв во Всемирном центре торговли, потрясший Америку, унес жизни нескольких человек, около тысячи были ранены, существенными оказались также нанесенные разрушения. США впервые оказались в положении жертвы иностранного терроризма. Одновременно были раскрыты планы проведения террористических актов, направленных против штаб-квартир ООН, ФБР и против таких стратегических объектов, как туннели в Нью-Йорке. Исполнители этих актов прошли подготовку в Афганистане и получили благословение шейха Омара Абдул Рахмана, который

1 См. об этом: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: Сущность, эволюция, опыт противодействия. - Ростов н/Д., 2005. -С. 119-122.

2 Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века: Реферат. сборник / ИНИОН РАН. - М., 1999. - С. 71.

призывал их «нагнать страху на врагов ислама» и «сотрясти землю под их ногами». Следует отметить, что шейх Омар Абдул Рахман, сыгравший важную роль как в этих, так и во многих других событиях, ранее был проповедником-фанатиком в египетской террористической исламистской организации «Аль-Гама'а аль-Исламийя» («Исламская община»). Он пользовался уважением и среди членов более радикального движения «Аль-Джихад» («Священная война»). В свое время под видом «политического диссидента» он перебрался в США, правоохранительными органами США предполагается его причастность к убийству раби Меира Кахане в Нью-Йорке. Большинство лиц, вовлеченных в террористические акции, являлись членами базировавшегося в США филиала организации «Исламский интернационал», в котором шейх играл видную роль.

В мае 1994 г. в Калифорнийском университете выстрелами из автомата был ранен один из бывших лидеров организации чернокожих мусульман «Нация Ислама» Халид Абдул Мухаммад и трое его телохранителей.

Преподаватель Фатхи Шакаки, обучавший студентов из стран Ближнего Востока в университете штата Флорида, покинув профессорскую кафедру, вернулся на Ближний Восток, где вошел в руководство экстремистской организации антиамериканской направленности «Исламский джихад». В 1995 г. он был убит на Мальте.

В 1995 г. в Филадельфии сотрудниками ФБР были арестованы два офицера ливийской разведки, которые значились студентами университетов в штатах Пенсильвания и Мэриленд. Оба «студента» были осуждены и приговорены к тюремному заключению по обвинению в приобретении оружия, предназначавшегося для совершения заказных убийств. Известно также, что большая группа ливийских террористов обучалась в Джорджтаунском университете, Техасском технологическом университете и в некоторых других учебных заведениях США.

Руководитель антитеррористического подразделения ФБР Д. Уотсон на слушаниях в сенате США в 1996 г. заявил, что в стране имеется организация антиамерикански настроенных мусульманских студентов «Анджоман-е Эслами» («Исламское общество»), которая контролируется спецслужбами Ирана. Они рекомендовали членам этой организации после завершения учебы подыскивать себе работу в США и тем самым приносить пользу «интересам ислама». Один из таких студентов, М. Асси, окончив университет,

устроился на работу в компанию «Форд». Однако в июле 1998 г. он был задержан в Детройтском аэропорту при попытке вылететь в Ливан. При этом в его багаже была обнаружена электронная аппаратура наблюдения на крупную сумму, включавшая приемники спутниковой глобальной системы наведения, приборы ночного видения и фотокамеру, работающую в инфракрасном диапазоне. Как впоследствии выяснилось, эта аппаратура предназначалась для ливанской экстремистской организации «Хезболла», пользующейся поддержкой Ирана.

В 1996 г. пятеро иранцев пытались контрабандой провезти новейшее огнестрельное оружие авиарейсом из Нью-Йорка в Вашингтон. Среди багажа этих «студентов» полицейскими была обнаружена карта Вашингтона с отмеченными на ней посольствами ряда стран. Все эти иранцы посещали высшие учебные заведения в штате Мэриленд.

Определенное беспокойство в конце 90-х годов американцам причиняла деятельность находившейся в Нью-Йорке исламской группы под названием «Центр беженцев Алькифа», а также ряда подобных организаций в Чикаго, которые под видом гуманитарной помощи иммигрантам собирали деньги для зарубежных экстремистов.

Была также зафиксирована деятельность на территории США и палестинского движения ХАМАС («Движение исламского сопротивления»), легальным прикрытием которого в Америке являлась Исламская палестинская ассоциация, базировавшаяся в Далласе (штат Техас). С ней взаимодействовал находящийся в США «Фонд Священной земли», крупнейшая исламская «благотворительная организация», ежегодно переводившая в Ливан до 2 млн долл.

Накануне 2000 г. в штате Вашингтон при пересечении ка-надско-американской границы был задержан выходец из Алжира А. Рессам, пытавшийся провезти взрывчатку. В этот же период на границе в штате Вермонт был задержан другой алжирец, Б. Чамчи, который пытался въехать из Канады в США по фальшивому паспорту. По данным канадских спецслужб, эти лица были связаны с алжирской террористической организацией «Вооруженная исламская группа» (ВИГ), за которой числятся многочисленные теракты на территории Алжира и в Европе.

Американцы также были весьма озабочены угрозами «терактов по почте» (взрывные устройства, а также опасные для здоровья химические вещества и вирусы).

Тем не менее вплоть до сентября 2001 г. было принято считать, что главные структуры и базы исламского экстремизма располагаются на мусульманском Востоке. Хотя уже в 1999 г. в прессе появлялись короткие сообщения об исламских демонстрациях, прошедших в Великобритании, Франции, Германии и других странах Запада. В настоящее время эти выступления выстраиваются в мощный фронт. Значительной его частью являются мусульманские структуры в США во главе с «Верховным исламским советом Америки». Под его началом выступают такие радикальные группировки, как «Исламский круг Северной Америки», «Исламская община Северной Америки», «Мусульманская студенческая организация» и др.1

Вместе с тем, характеризуя роль и место США в противодействии росту и проявлениям исламского экстремизма в мире до 11 сентября 2001 г., а также принимаемые ими меры по защите американских объектов и граждан как внутри страны, так и за рубежом, нельзя не обратить внимание на то, что в подходах американцев к этой проблеме всегда просматривалась политика «двойных стандартов».

Непримиримо относясь к антиамериканской направленности в деятельности исламских экстремистов и используя все рычаги государственного правового регулирования, силовые структуры, а также механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными странами для отслеживания такого рода деятельности и ее пресечения, американцы одновременно стремятся направить устремления исламистов в русло, способствующее достижению их внешнеполитических целей.

На территории США это проявлялось в невмешательстве американских спецслужб, скажем, в антироссийскую деятельность многочисленных исламистских организаций, использовавших свое влияние в ряде американских государственных учреждений для беспрепятственного ее проведения. Об этом, в частности, свидетельствуют факты крупной финансовой поддержки с их стороны чеченских сепаратистов в годы так называемого «чеченского кризиса». Так, в 1999 г. в США было зарегистрировано около 50 исламских общественных организаций, осуществлявших сбор добровольных пожертвований и взносов для оказания «гуманитарной» помощи Чечне. В их числе «Кавказско-американская торгово-промышленная палата», а также «Исламская банковская группа

1 Smith J. Islam in America. - Columbia University Press, 1999.

в Чечне». В начале 2000 г. «Верховный исламский совет Америки» принял беспрецедентное решение об оказании срочной финансовой помощи Чечне: каждый американский мусульманин обязан был сдать на эти цели не менее 100 долл. Таким образом, чеченские террористы могли рассчитывать на получение нескольких сотен миллионов долларов1.

В США оказывали разностороннюю поддержку «чеченским» экстремистам, проводили постоянный мониторинг ситуации в северокавказских регионах России и соответствующие политические акции следующие организации: Американский исламский совет (American Muslim Council); Американский комитет за мир в Чечне (American Committee for Peace in Chechnya); Американский комитет по обеспечению дружеских связей (American Friends Service Committee); Исламский круг Северной Америки (Islamic Circle of North America). Особо следует отметить роль такой организации, как «Американская мусульманская помощь» (American Muslim Assistance, AMA). Она зарегистрирована в Госдепартаменте США, ее основная задача - «оказание помощи мусульманским братьям во всем мире». Руководитель АМА - шейх Kisham Muhammad Kabbani, он же председатель влиятельного Высшего исламского совета Америки (Islamic Supreme Council of America), председатель американского фонда «Сунна» (As-Sunna Foundation of America), основатель и председатель организации новых мусульман «Хаккани» (Haqqani Islamic Trust for New Muslims), известен как автор многочисленных трудов по исламу. AMA действовала на Северном Кавказе, вела активную пропагандистскую кампанию по дискредитации действий российских властей. Вместе с тем АМА часто выступает под прикрытием других мусульманских организаций, в частности уже упоминавшегося Высшего исламского совета Америки2.

Целенаправленной пропагандистской и политической деятельностью в интересах северокавказских сепаратистов в США занимались также: интернет-фирма Amina Network с офисом в Вашингтоне; Human Assistance Development International, существующая уже 13 лет; Исламский информационный сервер для распространения идей северокавказского сепаратизма и

1 Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России. -Ростов н/Д.: Ростиздат, 2005. - С. 122-123.

2 Малишевский Н. Спонсоры «чеченского» терроризма и взрывы в Бостоне [Электронный ресурс]. URL: http://fondsk.ru (Дата обращения: 05.05.2013.)

экстремизма в Интернете; офис по связям с общественностью Ruder Finn inc. Благотворительный исламский фонд и Совет по американо-исламским отношениям (CAIR) регулярно организовывали выступления в СМИ в поддержку чеченских экстремистов, взаимодействовали на регулярной основе со многими американскими аналитическими центрами, которые инициировали слушания в Конгрессе США, при этом активно привлекали консультантов, экспертов и советников администрации США. Здесь также надо упомянуть The American-Chechenian Friendship and Economic Association и Waterman Associates, inc. (обе эти организации зарегистрированы в Министерстве юстиции США как «иностранные агенты»); Advantage Associates, inc. (в договоре, заключенном в свое время этой организацией с Асланом Масхадовым и «послом Ичкерии в США» Лемой Осмуровым, было оговорено, что Advantage Associates будет оказывать давление на правительство США «с целью поддержки усилий Чеченской Республики Ичкерия по завоеванию независимости и отделению от России»)1.

В оказании материально-финансовой и иной помощи террористам, избравшим своим объектом Северный Кавказ, по данным МВД России, принимали участие более 60 международных экстремистских организаций, около 100 иностранных фирм и десяток банковских групп. Офисы большинства из них располагаются в США и Европе. Только в США сбором средств для северокавказских экстремистов занимались около полусотни организаций2.

Целенаправленным сбором средств в США занимались: Американская мусульманская ассоциация юристов (Muslim American Bar Association); Американский исламский центр (Islamic American Center), расположен в Вашингтоне; Американский мусульманский Совет (Muslim American Council); Исламская благотворительная организация «Голос Чечни» (Islamic Relief / Chechnya appeal), зарегистрирована в Госдепартаменте США; Исламская городская помощь (Islamic City Relief); Исламский американский фонд «Закят» (Islamic-American Zakat Foundation), президент фонда - И. Ахмадов; Исламский центр содействия (Islamic Action Center); Чечено-Ингушское общество Америки (Chechen-Ingush Society of America, другое название Chechen relief expenses), имеет отделения с наименованием «Чеченская помощь» (Chechen Relief),

1 Малишевский Н. Спонсоры «чеченского» терроризма и взрывы в Бостоне [Электронный ресурс]. URL: http://fondsk.ru (Дата обращения: 05.05.2013.)

2 Там же.

президент - доктор Mohkammed Musa Shishani; Международная мусульманская организация Al-Ehsan Charitable Relief Organisation со штаб-квартирой в Вашингтоне; Международная ассоциация помощи (International Relief Association) в штате Мичиган; Исламская общемировая помощь (Islamic Relief Worldwide) в штате Калифорния; Mercy International, штаб-квартира в Плимуте, штат Мичиган; Благотворительный международный фонд (Benevolence International Foundation). В отношении последней организации надо сказать, что когда в январе 2003 г. на главу фонда, американца сирийского (или албанского) происхождения Энаама Арнаута, вышли спецслужбы США, расследовавшие источники финансирования «Аль-Каиды», тот признал, что фонд финансирует боевиков в Чечне и Боснии; ранее, в октябре 2002 г., генеральный прокурор США Д. Эшкрофт предъявил ему обвинение в финансировании бен Ладена, но когда Э. Арнаут заявил, что деньги идут не бен Ладену, а северокавказским террористам, Эшкрофт... снял с него все обвинения1.

Подчинение интересам своей геостратегии давно стало важным звеном внешнеполитической доктрины Вашингтона. Известно даже, что в ряде случаев исламские организации задумывались и создавались как важный элемент реализации внешнеполитических устремлений США (например, поддержка Усамы бен Ладена и его «Аль-Каиды» в годы афганской войны, создание по американскому проекту движения «Талибан», сотрудничество с исламистскими группировками, орудующими в Сирии, типа «аль-Джабхат ан-Нусра» и т.д.). Путем использования исламистских организаций США преследуют такие цели, как, например, достижение контроля над остающимися вне сферы влияния США районами нефте- и газодобычи, а также потенциальными маршрутами транспортировки, ослабление тех государств, которые препятствуют реализации установления Америкой «нового мирового порядка» и т.д.

Исламский радикализм американские стратеги хотели бы использовать исключительно для укрепления своего собственного лидерства в мире, не считаясь с неизбежными в практике «двойной игры» негативными последствиями для мирового сообщества. Специфика интересов США состояла, да и до сих пор состоит, в попытках использовать в качестве щита от исламских угроз и вызовов другие государства, в частности Россию, перенаправить

1 Малишевский Н. Спонсоры «чеченского» терроризма и взрывы в Бостоне [Электронный ресурс]. URL: http://fondsk.ru (Дата обращения: 05.05.2013.)

агрессию радикальных исламистов на своих геополитических конкурентов.

Целенаправленное внимание правоохранительных органов, спецслужб и общественного мнения США к проблеме исламского терроризма было привлечено только после терактов 11 сентября 2001 г., которые, как сообщил официальный Вашингтон», осуществили члены «Аль-Каиды», руководствовавшиеся «ваххабитскими» идеологическими установками. Эти идеи были сформулированы многими современными теоретиками исламского экстремизма, среди которых следует назвать Усаму бен Ладена (основатель «Аль-Каиды» и «Мирового фронта джихада»), Аймана аз-Завахири (нынешний руководитель «Аль-Каиды» и лидер египетской «Джихад Ислами»), Абу-Ясира Рифа'и Ахмада Таху («Египетская исламская группа»), шейха Мир Хамзу (секретарь «Джамият-уль-Улема-и-Пакистан»), Фазлура Рахмана (лидера «Движения Джихада» в Бангладеш) и многих других. В частности, Усама бен Ладен в своей фетве призвал мусульман «убивать американцев, как военных, так и гражданских, а также их союзников», «исполнять приказ Аллаха - убивать и грабить американцев везде и всюду... Приступайте к набегам на сатанинские войска США и их дьявольских союзников и вытесняйте тех, кто находится у них в тылу, чтобы и они получили урок»1. Он также подчеркивал: «Что касается Америки, я скажу ее народу лишь несколько слов: я даю клятву Аллаху, что Америка не будет жить в мире до тех пор, пока мир не воцарится в Палестине и пока армия неверных не уйдет с земли Мухаммеда, да пребудет с ним мир. Аллах есть Величайший и да прославится Ислам»2.

После событий 9/11 официальные исламские организации в США практически консолидированно выступили с осуждением терроризма. В частности, 16 сентября 2001 г. CAIR разместил заявление на полной полосе в газете «The Washington Post», в котором решительно осудил терроризм во всех его формах. В тексте этого заявления говорилось: «Американские мусульмане единодушно осуждают эти жестокие и трусливые террористические акты. Наши мысли и наши молитвы с семьями, близкими и любимыми тех, кто погиб или пострадал от этих террористических актов. Мы также выражаем нашу благодарность всем героическим пожарным, полицейским и врачам, которые продолжают риско-

1 Аллах не любит Америку / Под ред. А. Парфея. - М., 2003. - С. 387-388.

2 Там же. - С. 396.

вать своими жизнями, участвуя в операции спасения. Вместе со всеми американцами мы призываем к скорейшей поимке и наказанию преступников. В это тяжелое время мы все вместе будем нести мир и любовь, а не насилие и ненависть»1. Тем не менее действия правительства США после 11 сентября в негативном ключе затронули практически всех американских мусульман. В школах, на работе, в общественных местах и аэропортах мусульмане часто попадали в ситуации, когда их выделяли, когда им отказывали в исполнении религиозных обрядов или дискриминировали по причинам их действительной или предполагаемой религиозной или этнической принадлежности. Многие мусульмане в «демократической» Америке стали жертвами травли и насилия, в том числе и убийств2.

Правда, на то были весомые основания: только после трагедии 2001 г. американцы узнали, что террористические группировки пустили очень глубокие корни в их стране. Так, по оценке Алекса Алексиева из «Центра политики безопасности» (Center for Security Policy), 80% мечетей в США контролировались «ваххабитами». Неоваххабитский исламский призыв (da'wah) осуществляется в многочисленных саудовских исламских культурных центрах и институтах. Соответствующая пропагандистская информация была обильно представлена на сайте посольства Королевства Саудовская Аравия (КСА) в Вашингтоне. Более того, выяснилось, что интернет-ресурсы Министерства обороны США, предназначенные для военнослужащих-мусульман, в полной мере использовались для исламистской пропаганды. Расследование показало, что еще во время операции «Буря в пустыне» da'wah осуществлялась «ваххабитскими» шейхами среди американских военнослужащих, расквартированных на саудовской территории, и некоторое количество американских военных приняли ислам этого толка (особое внимание к исламистской пропаганде в армии США было привлечено после того, как 22 марта 2003 г. в Кувейте в расположении американских войск имел место мятеж или теракт - американский военнослужащий-мусульманин Хасан Акбар забросал гранатами три командирские палатки, а затем открыл огонь из своей винтовки

1 The Washington Post. - 2001. - Sept., 16.

2 Решающий момент для Америки и мусульман // Материалы программы «Климат доверия». Семинар «Дагестан / Ростовская область - Сан-Франциско», июнь 2006 г. - Сан-Франциско, 2006.

М-16. Погиб один офицер, ранения различной степени тяжести получили 15 морских пехотинцев)1.

Уже после свержения Саддама Хусейна стало ясно, что в Ираке против войск коалиции, представителей международных организаций (ООН, Международного Красного Креста и др.) и иракцев-коллаборационистов стали вести диверсионно-терро-ристическую войну радикальные исламистские группировки. Связь как минимум некоторых из них (самая активная - «Ансар аль-Ислам») одновременно с «Аль-Каидой» и саудовскими благотворительными фондами (в частности, с «Всемирной ассоциацией исламской молодежи») является установленным фактом. Есть неподтвержденные данные о поступлении денег, оружия и добровольцев из Саудовской Аравии в созданные уже после падения саддамовского режима «Армию [Пророка] Мухаммада» и «Сала-фитскую группу проповеди (ёа^аЬ) и джихада». В конце января 2004 г. США и Королевство Саудовская Аравия направили в ООН совместный запрос о включении филиалов саудовского благотворительного фонда «Аль-Харамейн» в Индонезии, Кении, Танзании и Пакистане в список лиц и организаций, причастных к финансированию террористической группировки «Аль-Каида». Ранее ООН, тоже по представлению США и Саудовского Королевства, внесла в этот список руководителя боснийской благотворительной организации «Вазир» (фактически - филиала «Аль-Харамейн») Сафета Дургути. 191 страна, входившая в тот период в состав ООН, обязалась применять жесткие санкции в отношении лиц и организаций, входящих в этот список. В первую очередь, речь шла о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник ныне покойного саудовского короля Абдаллы - Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную, материальную и логистическую поддержку» «Аль-Каиде» и другим террористическим организациям, а сама совместная инициатива -свидетельство активного участия Саудовской Аравии в антитеррористической борьбе. Саудовский представитель умолчал, однако, о том, что филиалы в вышеупомянутых государствах, а также в Хорватии, Албании, Эфиопии, Афганистане и Малайзии были закрыты еще весной-летом 2003 г. по требованию властей. Тогда же Пакистан запретил на своей территории деятельность саудовской организации «Всемирная ассоциация исламской молодежи»,

1 Добаев И.П., Немчина В.И. Указ. соч. - С. 124-125.

ряда других саудовских фондов, а также «Комитета исламского призыва» - пакистанского филиала кувейтского фонда «Ассоциация социальной реформы» - из-за их связей с «Аль-Каидой». Филиал «Аль-Харамейн» в Азербайджане был закрыт азербайджанскими властями в январе 2000 г. Однако филиал этого «благотворительного» фонда продолжал существовать и действовать в Соединенных Штатах (Эшланд, штат Орегон)1.

Параллельно этим совместным американо-саудовским акциям, касающимся третьих стран, просматривалась серия действий американских властей, направленных против саудовских юридических и физических лиц на территории собственно Соединенных Штатов. В январе 2004 г. были лишены дипломатических виз и высланы из страны 23 человека (в том числе 14 саудовцев), которые формально были работниками саудовского посольства, но на самом деле занимались преподавательской и проповеднической деятельностью в США - в Институте исламских и арабских наук (Ферфакс, штат Вирджиния), являющемся филиалом Саудовского исламского университета имени имама Мухаммада Ибн ас-Сауда. В первой половине декабря 2003 г. американские власти лишили дипломатической визы и выслали из страны исламского проповедника Джаффара Идриса, также числившегося в посольстве КСА в США (в исламском отделе посольства) и возглавлявшего саудовский «Открытый американский университет». Ранее, в начале мая 2003 г., американские власти выслали из США главу исламского отдела посольства Фахда ас-Самири, который находился в стране с 1996 г., будучи по совместительству имамом мечети имени короля Фахда, построенной на саудовские деньги в Лос-Анджелесе. Его выслали по представлению Министерства внутренней безопасности по обвинению в «террористических связях». Затем в посольстве КСА в Вашингтоне был закрыт исламский отдел - как можно с уверенностью предполагать, не без давления со стороны американских властей. Тогда же саудовцы обещали закрыть исламские отделы своих посольств во всех государствах мира2.

Таким образом, только после трагедии в сентябре 2001 г. Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в пред-

1 Игнатенко А.А. Вашингтон и Эр-Рияд: Союз против ваххабизма // Независимая газета. - 2004. - 13 февр.

2 Добаев И.П., Немчина В.И. Указ. соч. - С. 126-127.

шествующие 30 лет и привел к всемирному распространению экстремистского ислама, а также терроризма, получившего неточную квалификацию «исламский».

По сведениям американского журнала «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», который ссылается на Группу контроля за незаконными сделками (Illicit Transactions Group), входящую в структуру ЦРУ, за предшествовавшие четверть века до атак на американские объекты Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала 70 млрд долл. на создание примерно в 20 странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных «ваххабитам» мечетей, медресе, исламских центров. Есть сведения, что ежегодно эти фонды тратят 6 млрд долл. на подобную деятельность. Так, в Бангладеш филиал фонда «Аль-Харамейн», как показали обыски, проведенные полицией в Дакке в сентябре 2003 г., истратил 2,4 млн долл. на создание медресе, студенты из которых вербовались для ведения джихада в Кашмире и Афганистане1.

Американские исследователи в то время утверждали, что Саудовская Аравия истратила на «ваххабитскую» пропаганду за последние четверть века больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования. Отдельные факты могут дать некоторое представление о масштабах деятельности. Так, фонд «Аль-Харамейн» в декабре 2003 г. разослал 150 тыс. именных посылок с «исламскими книгами» на арабском и английском языках в 50 стран Азии, Европы, Африки и Америки. В мае 2003 г. «Аль-Харамейн» распространил в Иракском Курдистане 20 тыс. экземпляров «исламских книг» на курдском языке. Что это за «исламские книги», можно предположить, зная, что, например, летом 1999 г., незадолго до начала вторжения «ваххабитов» с территории Чечни в Дагестан, на «независимой исламской территории», контролировавшейся дагестанскими ваххабитами, в военно-тренировочных лагерях идеологическая подготовка «моджахедов», по ныне опубликованным свидетельствам, велась с использованием литературы на русском языке, изданной филиалом «Аль-Харамейн» в Азербайджане. В это время при полевых командирах в Чечне находились в качестве ваххабитских комиссаров официальные представители «Аль-Харамейн», подданные КСА - Абдель-Лятиф бен-Абд-аль-Карим

1 Игнатенко А.А. Указ. соч.

ад-Дараан, Абу-Омар Мухаммад ас-Сейф, а также Абу-Сабит, Абу-Салман Мухаммед, Абу-Абдалла, Салех бен Мухаммед ад-Дахши. Они не только распоряжались финансами, поступавшими от «Аль-Харамейн», но и были религиозными авторитетами, обосновывавшими ваххабитский джихад против Дагестана1.

Осторожность, с которой Соединенные Штаты принялись за демонтаж исламистских структур, объясняется как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, США дорожат принципами религиозной свободы и не хотели бы огульного обвинения «ваххабизма» в терроризме. Так, Джон Хэнфорд, занимавшийся в Госдепартаменте США международными вопросами свободы религии, представляя новый ежегодный доклад Госдепартамента о свободе вероисповедания в мире, особо остановился на «ваххабизме» и заявил, что Соединенные Штаты не считают его изначально преступным течением в исламе и придерживаются «взвешенного подхода». «Нас очень беспокоит деятельность некоторых "ваххабитов" в Саудовской Аравии, вынашивающих террористические замыслы, - сказал Хэнфорд, - в то же время, по иронии судьбы, в других странах мы вынуждены защищать людей, исповедующих "ваххабизм". Вопрос стоит не о религиозных убеждениях человека, а о том, как он их исповедует - не толкают ли они его на причинение вреда другим и на совершение терактов». Во-вторых, Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию связывают давние отношения партнерства, и любые действия против «ваххабитских» структур могут быть истолкованы как антисаудовские. Собственно, такие оценки и делаются теми «ваххабитскими» проповедниками, которых под благовидным предлогом высылают из США2.

Под нажимом США осуществляется противодействие терроризму и в самой Саудовской Аравии. Выработанная в последнее десятилетие стратегия саудовских властей по противодействию терроризму включает в себя три составляющие: «люди, деньги, умы»3. «Люди» - это выявление, арест и осуждение террористов, разгром их структур. «Деньги» - это меры по усилению контроля над финансовыми потоками, идущими к террористам и экстремистам по разным каналам, включая перевозку денежных средств курьерами. Борьба «за умы» является, по мнению саудовских

1 Игнатенко А. А. Указ. соч.

2 Добаев И.П., Немчина В.И. Указ. соч. - С. 128-129.

3 Добаев И.П., Добаев А.И. Антитеррористическая деятельность в Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2011. - С. 127-128.

властей, самой сложной составляющей контртеррористической стратегии и требует длительного времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Борьба за умы»: эта работа, помимо официальных заявлений саудовского правительства и религиозных деятелей, включает в себя ряд мероприятий по противодействию экстремистской идеологии, среди них:

- проведение активной антиэкстремистской кампании в СМИ с использованием различного рода объявлений, рекламных щитов и Интернета;

- распространение книг и памфлетов, видеодисков и кассет в школах, медресе, мечетях;

- перевоспитание тех богословов, которые проповедуют экстремистскую идеологию. Этим занимаются проповедники в 20 тыс. из 70 тыс. мечетей, в связи с чем саудовские власти постоянно проводят в них «просветительские» семинары и лекции.

В тюрьмах страны осуществляется программа реабилитации лиц, осужденных за терроризм или экстремизм, включая переданных американцами узников из тюрьмы на базе Гуантанамо. С 2004 г. эту программу прошли 4300 человек. После ее завершения рецидивы наблюдались примерно у 20% участников, а потому ее можно считать достаточно эффективной.

Однако, несмотря на антитеррористические усилия собственно в США и за их пределами, изжить терроризм не удается даже на американской территории. Например, 2013 г. был отмечен терактами в Бостоне, совершенными этническими чеченцами братьями Царнаевыми. Сразу после них средства массовой информации США стали, как по команде, заполняться сообщениями о «чеченских террористах» и заголовками в духе «Российский Кавказ - рассадник терроризма», «Российская Чечня - благодатная земля для террора». Однако о том, что многие запрещенные в России экстремистские и террористические организации до сих пор свободно действуют на Западе, в первую очередь на территории США и их европейских союзников, как-то умалчивается.

Как следствие, появление и развитие радикальных исламистских группировок в США, последствия их террористических атак не могли не оказать серьезного воздействия на внутреннюю и внешнюю политику этого государства.

Во внутренней политике уже третье десятилетие наблюдается неуклонный отход от тех ценностей, которые когда-то заложили в американское общество отцы-основатели США. Речь, прежде всего, идет о так называемом «Патриотическом акте» (USA Patriot

Act), который похоронил многие права и свободы американцев, не говоря уже об иностранцах. Сегодня в США правят бал правоохранительные органы и спецслужбы, а «оплот мировой демократии» превратился в откровенно полицейское государство.

Так, в ноябре 2002 г. в США был утвержден закон о создании Министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security), которое полностью или частично объединило в одну структуру 22 ведомства, и лишь немногие спецслужбы, ЦРУ и ФБР в частности, не вошли в его состав. Штатная численность нового шпионского ведомства колеблется на уровне 200 тыс. человек, а годовой бюджет исчисляется десятками миллиардов долларов. В целях дальнейшего укрепления национальных спецслужб в рамках реформы всего разведывательного сообщества (РС) США был введен пост директора Национальной разведки (National Intelligence Director), куратора всех организаций, входящих в РС. Функционирует и Национальный совет по разведке (National Intelligence Council - NIC). Спецслужбы «Патриотическим актом» (Федеральный закон № 107-56 «USA PATRIOT Act, 2001 г.») наделены немыслимыми прежде полномочиями. Речь идет о существенном облегчении и ускорении процесса выдачи специальным судом разрешений на прослушивание телефонных разговоров, перехват электронной почты, осуществление других оперативных мероприятий. Нормой стали жесткие ограничения на въезд и пребывание на территории США иностранных граждан и т.д.1

В русле внутриполитических трансформаций происходят значимые изменения и на международной арене. Внешняя политика США, поставившая целью хаотизацию и переформатизацию мусульманского Востока, стала еще более агрессивной. Затяжная война в Афганистане, вторжение в Ирак, бомбежки Ливии, поддержка радикальных исламистов в Сирии, инспирация «цветных революций» в государствах Северной Африки и Ближнего Востока, угрозы военных действий против Ирана и т.д. - звенья одной цепи. Действия США на Востоке, по сути, являются продолжением политики Великобритании в колониальную эпоху, которая всегда предпочитала радикальный исламизм местному национализму. В результате сегодня террористические сети повсеместно укрепляются, что только усугубляет ситуацию в мире, международных регионах, конкретных странах. Так, вторжение в Ирак в 2003 г.,

1 Манкиев М. Явные и тайные механизмы американского влияния на Россию [Электронный ресурс]. URL: http://fondsk.ru (Дата обращения: 28.01.2011.)

как подчеркивает профессор Ноам Хомский в интервью американской газете «Jacobin», спровоцировал межконфессиональный раскол, приведший к дестабилизации иракского общества. В результате возникла такая ситуация, при которой финансируемые Саудовской Аравией радикалы смогли стать субъектом региональной политики. Именно в таких условиях смогло появиться «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), впоследствии трансформировавшееся в «Исламское государство» (ИГ). Именно США несут ответственность за возникновение ИГИЛ и ИГ1.

Презентуя новую Стратегию национальной безопасности США, президент Барак Обама, в частности, заявил: «Мы возглавляем международные коалиции, которые борются с серьезными вызовами со стороны агрессии, терроризма. Мы возглавляем команду из 60 с лишним партнеров в глобальной кампании по ослаблению, а в конечном счете и по разгрому «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Ираке и Сирии. Среди прочего мы работаем над тем, чтобы остановить наплыв иностранных боевиков в эти страны и при этом оказываем давление на «Аль-Каиду»2. Однако, как показывает практика, гегемонистская риторика не в состоянии на практике устранить экстремизм и терроризм: «борьба» США с такого рода явлениями лишь дополнительно укрепляет сетевой исламистский «террористический интернационал».

Статья предоставлена авторами для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

1 Homskiy Noam. The World of Our Grandchildren // Jacobin. 2015. February,

13.

2 Стратегия национальной безопасности // «The White House», USA [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/op_ed/20150213/226255885.html (Дата обращения: 13.02.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.