Научная статья на тему 'Исламские экстремистские группировки в США'

Исламские экстремистские группировки в США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добаев И.

«Мировая экономика и международные отношения», № 1, М., 2007 г., с. 107-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские экстремистские группировки в США»

ности на Ближнем Востоке, а также против граждан ряда европейских стран.

«Мировая экономика и международные отношения»,

М., 2006 г., № 9, с. 50-58.

И. Добаев,

доктор философских наук (Ростов-на-Дону) ИСЛАМСКИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППИРОВКИ В США

Исламский вызов западным государствам представляет собой составную часть исламского фактора, под которым понимается рост значения и влияния мусульманских стран в мировом историческом процессе. Это выражается в повышении их роли в международных делах, подъеме религиозно-политических движений, а также в совокупности догм и практики ислама, воздействующих на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь. Идеологической базой исламского вызова Западу является, в основном, радикальный исламский фундаментализм, который во многих регионах мира в последнее десятилетие фиксируется в форме неоваххабизма. Важнейшими составными частями исламского вызова выступают демографический взрыв в «мире ислама», сопровождающийся усиливающейся иммиграцией из мусульманских стран, и так называемый «исламский терроризм».

Ислам в Северной Америке появился в начале XVIII в., когда сюда были привезены выходцы из Западной Африки, примерно каждый пятый из них был мусульманином (позднее большинство приняли христианство). По разным экспертным оценкам, в конце 90-х годов XX в. в США насчитывалось от 5 до 7 млн. мусульман. По данным ряда официальных американских организаций, в 1999 г. в стране было более 6 млн. мусульман. В настоящее время ислам самая активная, с точки зрения роста числа последователей, религия в Соединенных Штатах. В последние годы мусульманская община пополнялась как за счет иммигрантов, в первую очередь из стран Южной Азии и Ближнего Востока, так и за счет новообращенных из числа коренных жителей страны, в основном афроаме-риканцев. В конце 90-х годов в США действовало более 1200 мечетей и исламских центров. Около сотни общеобразовательных школ параллельно с основными предметами вели преподавание основ

112

исламской культуры и традиций. В США имеется несколько крупных панисламских организаций. В их числе Американский мусульманский совет, Совет по американо-исламским отношениям, Ассоциация мусульманских ученых-обществоведов, Ассоциация инженеров-мусульман, Международный институт исламской мысли. На территории США действуют и многочисленные исламские экстремистские организации («Палестинский исламский джихад», «Обездоленные», «Исламские партизаны в Америке», «Афганская община в Америке», «Нация Ислама», «Организация арабских студентов» и др.). Вместе с тем террористические акции зарубежных экстремистов вплоть до 90-х годов XX в. были исключительно редким явлением. Например, в 1982-1987 гг. на американской территории не было зафиксировано ни одного теракта, совершенного зарубежными террористами, в том числе и мусульманскими экстремистами. Однако к началу 90-х годов ситуация стала меняться. Почти все крупные ближневосточные террористические организации к тому времени имели в США свои структуры. Они делились на два вида. Первый - это мобильные отряды, которые прибывали в Америку, чтобы совершить теракт, после чего покидали страну. Спецслужбам было крайне трудно их выявить, поскольку вся подготовительная работа осуществлялась за рубежом. Второй вид -так называемые «спящие агенты», которые обосновывались в Соединенных Штатах, как правило, получали гражданство, устраивались на работу и ждали приказа о начале проведения операций от своей организации, находящейся в той или иной мусульманской стране.

В частности, в 1993 г. четверо боевиков палестинской «Организации Абу Нидаль» из Сент-Луиса (штат Миссури) были арестованы и осуждены за попытку организовать взрыв бомбы в Вашингтоне. Все четверо были натурализованными гражданами Америки. К концу 1993 г. в США были созданы 17 исламских фундаменталистских центров с несколькими сотнями «спящих агентов» по всей стране. Осенью 1994 г. трое членов «Организации Абу Нидаль» были приговорены к длительному сроку тюремного заключения за попытку взорвать посольство Израиля в Вашингтоне. За взрывами в феврале 1993 г. во Всемирном центре торговли в Нью-Йорке, потрясшими Америку, также стояли исламские силы. Во время этого теракта погибло несколько человек, около тысячи были ранены, существенными оказались нанесенные разрушения. Соединенные Штаты впервые оказались в положении жертвы иностранного тер-

113

роризма. Одновременно были раскрыты планы проведения террористических актов, направленных против штаб-квартир ООН, ФБР и таких стратегических объектов, как туннели в Нью-Йорке. Исполнители этих актов прошли подготовку в Афганистане и получили благословение шейха Омара Абдул Рахмана. Следует отметить, что шейх Омар Абдул Рахман ранее был проповедником-фанатиком в египетской террористической исламистской организации «Аль-Гама'а аль-исламийя» («Исламская община»). Он пользовался уважением и среди членов более радикального движения «Аль-Джихад» («Священная война»). В свое время под видом «политического диссидента» он перебрался в США, правоохранительными органами предполагается его причастность к убийству раби Меира Кахане в Нью-Йорке. Большинство лиц, вовлеченных в террористические акции, были членами базировавшегося в США филиала организации «Исламский интернационал», в котором шейх играл видную роль. В 1995 г. он был убит на Мальте. В 1995 г. в Филадельфии сотрудниками ФБР были арестованы два офицера ливийской разведки, которые значились студентами университетов в штатах Пенсильвания и Мэриленд. Оба «студента» были осуждены и приговорены к тюремному заключению по обвинению в приобретении оружия, предназначавшегося для совершения заказных убийств.

Руководитель антитеррористического подразделения ФБР Д. Уотсон на слушаниях в Сенате США в 1996 г. заявил, что в стране имеется организация антиамерикански настроенных мусульманских студентов «Анджоман-е Эслами» («Исламское общество»), которая контролируется спецслужбами Ирана. Последние рекомендовали членам этой организации после завершения учебы подыскивать себе работу в США и тем самым приносить пользу «интересам ислама». Один из таких студентов, М. Асси, окончив университет, устроился на работу в компанию «Форд». Однако в июле 1998 г. он был задержан в аэропорту Детройта. В его багаже была обнаружена электронная аппаратура наблюдения на крупную сумму, включавшая приемники спутниковой глобальной системы наведения, приборы ночного видения и фотокамеру, работающую в инфракрасном диапазоне. Как впоследствии выяснилось, эта аппаратура предназначалась для ливанской экстремистской организации «Хизболла», пользующейся поддержкой Ирана. В 1996 г. пятеро иранцев пытались контрабандой провезти новейшее огнестрельное оружие авиарейсом из Нью-Йорка в Вашингтон. Среди багажа

114

этих «студентов» полицейскими была обнаружена карта Вашингтона с отмеченными на ней посольствами ряда стран. Определенное беспокойство в конце 90-х годов американцам причиняла деятельность находившейся в Нью-Йорке исламской группы под названием «Центр беженцев Алькифа», а также ряда подобных организаций в Чикаго, которые под видом гуманитарной помощи иммигрантам собирали деньги для зарубежных экстремистов. Была также зафиксирована и деятельность палестинской «Хамас», легальным прикрытием которой в Америке являлась Исламская палестинская ассоциация, базировавшаяся в Далласе. С ней взаимодействовал находящийся в США «Фонд Священной земли», крупнейшая исламская «благотворительная организация», ежегодно переводившая в Ливан до 2 млн. долл. Накануне 2000 г. в штате Вашингтон был задержан выходец из Алжира А. Рессам, пытавшийся провезти взрывчатку. В этот же период на границе штата Вермонт был задержан другой алжирец - Б. Чамчи, который пытался въехать из Канады в США по фальшивому паспорту. По данным канадских спецслужб, эти лица были связаны с алжирской террористической организацией «Вооруженная исламская группа» (ВИГ), за которой числятся многочисленные теракты в Алжире и Европе. Тем не менее вплоть до сентября 2001 г. было принято считать, что главные структуры и базы исламского экстремизма располагаются на мусульманском Востоке, хотя уже в 1999 г. в прессе появлялись короткие сообщения об исламских демонстрациях, прошедших в Великобритании, Франции, Германии и других странах Запада.

Вместе с тем, характеризуя роль и место США в противодействии росту и проявлениям исламского экстремизма в мире до 11 сентября 2001 г., а также принимаемые ими меры по защите американских объектов и граждан, как внутри страны, так и за рубежом, нельзя не обратить внимание на то, что в подходах Вашингтона к этой проблеме всегда просматривалась политика «двойных стандартов». Непримиримо относясь к антиамериканской направленности в деятельности исламских экстремистов, используя все рычаги государственного правового регулирования, силовые структуры, механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными странами для отслеживания такого рода деятельности и ее пресечения, американцы одновременно пытаются направить устремления исламистов в русло, способствующее достижению своих политических целей. В США это проявлялось в невмешательстве спецслужб, скажем, в антироссийскую деятель-

115

ность многочисленных исламистских организаций, использовавших свое влияние в ряде американских государственных учреждений для финансовой поддержки чеченских сепаратистов. Так, в 1999 г. в США было зарегистрировано около 50 исламских общественных организаций, осуществлявших сбор добровольных пожертвований и взносов для оказания «гуманитарной» помощи Чечне. В их числе «Кавказско-американская торгово-промышленная палата» и «Исламская банковская группа в Чечне». В начале 2000 г. «Верховный исламский совет Америки» принял беспрецедентное решение об оказании срочной финансовой помощи Чечне: каждый американский мусульманин обязан был сдать на эти цели не менее 100 долл. Таким образом, чеченские террористы могли рассчитывать на получение нескольких сотен миллионов долларов. Известно даже, что в ряде случаев исламские организации задумывались и создавались как важный элемент выполнения внешнеполитических устремлений США (например, поддержка Усамы бен Ладена и его «Аль-Ка-иды» в годы афганской войны, создание по американскому проекту движения «Талибан» и т.д.). Путем использования исламских организаций Вашингтон преследует такие цели, как, например, достижение контроля над остающимися вне сферы его влияния районами нефте- и газодобычи, а также потенциальными маршрутами их транспортировки, ослабление тех государств, которые препятствуют установлению «нового мирового порядка» и т.д.

Исламский радикализм американские стратеги хотели бы использовать для укрепления своего собственного лидерства в мире, не считаясь с неизбежными в практике «двойной игры» негативными последствиями для мирового сообщества. Специфика интересов США состояла, да и до сих пор состоит в попытках использовать в качестве щита от исламских угроз и вызовов другие государства, в частности Россию. Только после трагедии 2001 г. американцы поняли, что террористические группировки пустили очень глубокие корни в их стране. Так, по оценке Центра политики безопасности, 80% мечетей в США контролируется «ваххабитами». Неоваххабитский исламский призыв осуществляется в многочисленных саудовских исламских культурных центрах и институтах. Соответствующая пропагандистская информация обильно представлена на сайте посольства Королевства Саудовская Аравия (КСА) в Вашингтоне. Более того, выяснилось, что интернет-ресурсы Министерства обороны США, предназначенные для военнослужащих-мусульман, в полной мере использовались для исла-

116

мистской пропаганды. Расследование показало, что еще во время операции «Буря в пустыне» некоторое количество американских военных приняли ислам.

Уже после свержения Саддама Хусейна стало ясно, что в Ираке против войск коалиции, представителей международных организаций (ООН, Международного Красного Креста и др.) и иракцев-коллаборационистов стали вести диверсионно-террористи-ческую войну радикальные исламистские группировки. Связь как минимум некоторых из них (самая активная - «Ансар аль-ислам») одновременно с «Аль-Каидой» и саудовскими благотворительными фондами (в частности, с «Всемирной ассоциацией исламской молодежи») является установленным фактом. Есть неподтвержденные данные о поступлений денег, оружия и добровольцев из Саудовской Аравии. В конце января 2004 г. США и Королевство Саудовская Аравия направили в ООН совместный запрос о включении филиалов саудовского благотворительного фонда «Аль-Харамейн» в Индонезии, Кении, Танзании и Пакистане в список лиц и организаций, причастных к финансированию террористической группировки «Аль-Каида». Ранее ООН, по представлению США и Саудовского Королевства, внесла в этот список руководителя боснийской благотворительной организации «Вазир» (фактически - филиала «Аль-Харамейн») Сафета Дургути. 191 государство - члены ООН, обязались применять жесткие санкции в отношении лиц и организаций, входящих в этот список. В первую очередь речь шла о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник саудовского наследного принца Абдаллы - Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную, материальную и логистическую поддержку» «Аль-Каиде» и другим террористическим организациям, а сама совместная инициатива - свидетельство активного участия Саудовской Аравии в антитеррористической борьбе.

Параллельно совместным американо-саудовским акциям, касающимся третьих стран, просматривается серия действий американских властей, направленных против саудовских юридических и физических лиц на территории собственно Соединенных Штатов. В январе 2004 г. были лишены дипломатических виз и высланы из страны 23 человека (в том числе 14 саудовцев), которые формально были работниками саудовского посольства. В действительности они занимались преподавательской и проповеднической деятель-

117

ностью в Институте исламских и арабских наук (Ферфакс, штат Вирджиния) - филиале Саудовского исламского университета имени имама Мухаммада Ибн-Сауда. В первой половине декабря 2003 г. американские власти лишили дипломатической визы и выслали из страны исламского проповедника Д. Идриса, числившегося в посольстве КСА в США (в исламском отделе посольства) и возглавлявшего саудовский «Открытый американский университет». Ранее, в начале мая 2003 г., был депортирован глава исламского отдела посольства Ф. ас-Самири, который находился в Америке с 1996 г., будучи по совместительству имамом мечети им. короля Фахда, построенной на саудовские деньги в Лос-Анджелесе. Его выслали по представлению Министерства внутренней безопасности, предъявив обвинение в «террористических связях». В посольстве КСА в Вашингтоне был закрыт исламский отдел - как представляется, не без давления со стороны американских властей. Саудовцы обещали закрыть исламские отделы своих посольств во всех государствах мира. Таким образом, только после трагедии в сентябре 2001 г. Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж созданного КСА за последние 30 лет мощного внешнеполитического инструмента, способствовавшего распространению экстремистского ислама, а также терроризма, получившего неточную квалификацию «исламского».

По сведениям американского журнала US News and World Report, за последние четверть века Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала 70 млрд. долл. на создание примерно в 20 странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных «ваххабитам» мечетей, медресе, исламских центров. Есть сведения, что ежегодно эти фонды тратят 6 млрд. долл. на подобную деятельность. Американские исследователи утверждают, что Саудовская Аравия истратила на «ваххабитскую» пропаганду больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования. Осторожность, с которой Соединенные Штаты принялись за демонтаж исламистских структур, объясняется как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, США дорожат принципами религиозной свободы и не хотели бы огульного обвинения «ваххабизма» в терроризме. Так, Д. Хэнфорд, занимающийся в Госдепартаменте США международными вопросами свободы религии, представляя новый

118

ежегодный доклад Госдепартамента о свободе вероисповедания в мире, особо остановился на «ваххабизме» и заявил, что Соединенные Штаты не считают его изначально преступным течением в исламе и придерживаются «взвешенного подхода». Во-вторых, Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию связывают давние отношения партнерства, и любые действия против «ваххабитских» структур могут быть истолкованы как антисаудовские. Резюмируя изложенное выше, нельзя не отметить, что события 11 сентября 2001 г. показали, что даже самое мощное государство планеты не в состоянии защитить своих граждан от террористических угроз, и привели к качественному изменению ситуации - возникновению антитеррористической коалиции, в которой видную роль играет и Россия. Трагические события в США стимулировали развитие международной системы правовой и силовой защиты от террористического воздействия, необходимость создания которой была достаточно очевидна и ранее, но сдерживалась и до сих пор еще сдерживается двойными стандартами. США и некоторые их партнеры противостоят терроризму в Афганистане, но закрывают глаза на разрушительную активность экстремистов в других регионах (Чечня, Кашмир, Ближний Восток).

«Мировая экономика и международные отношения»,

№ 1, М., 2007 г., с. 107-112.

Ю. Красин,

публицист

О КОНФЛИКТЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГАХ

К УСТОЙЧИВОМУ «МИРУ МИРОВ»

На протяжении тысячелетий человечество развивалось не как гомогенное целое, а как совокупность исторически сложившихся, разбросанных по земному шару общностей людей, каждая из которых имела свою специфику - экономическую, социокультурную, религиозную. В этом и состоит причина существования разных цивилизаций, если рассматривать данное понятие как спрессованный исторический опыт больших территориальных сообществ, воплощенный в образе жизни, культуре быта и общения, менталитете и мироощущении, ценностных предпочтениях и приоритетах. Объек-

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.