Научная статья на тему 'ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ'

ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС / МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОЛОГИИ / ТЕОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седанкина Татьяна Евгеньевна

В данной статье, являющейся вводной к блоку последующих, посвященных подробному осмыслению элементов теоцентрической модели, осуществлен анализ современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов данной модели воспитания в педагогический процесс высшей школы. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, мысленное моделирование. Для обоснования теоретико-методологической базы теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» проведен анализ современных исследований, так или иначе связанных с заявленной тематикой, в результате чего выявлены либо полное отсутствие, либо недостаточная разработанность вопросов, связанных с рассмотрением потенциала теоцентрической модели воспитания, что указывает как на актуальность, так и на возможность взаимообогащения представлений как о педагогических методах и приемах воспитания, так и о методологии теологии. Также в статье представлена совокупность научных подходов, составляющих методологическое основание теоцентрической модели воспитания. Предложен методологический базис, представляющий собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философскокультурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов, способствующий всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии. Теоцентрическую модель можно рассматривать в качестве универсальной в связи с возможностью ее адаптации к другим религиозным традициям посредством наполнения компонентов модели определенной конфессиональной окрашенностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOCENTRIC MODEL OF MORAL EDUCATION IN THEOLOGY: A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATION

This article is an introduction to the series of subsequent articles devoted to detailed comprehension of elements of the theocentric model; it carries out an analysis of modern scienti c studies pertaining to the possibility of adding the elements of this model of moral education to the pedagogical process in higher school. In the process of the study, the theoretical method of scientic cognition was used as well as the general philosophical dialectic method accompanied by abstraction, induction and deduction, analysis and synthesis, mental modelling. In order to provide a theoretical and methodological foundation for the theocentric model of educating students in the direction of training 48.04.01 “Theology”, the article carries out an analysis of contemporary studies somehow related to the aforementioned topic. As a result, we have detected that the degree of development of issues related to the study of the potential of the theocentric model of moral education is either non-existent or insu cient, which points both to the relevance and the possibility of mutual enrichment of ideas about both educational methods and techniques on the one side and the methodology of theology on the other. Besides, the article presents an entirety of scienti c approaches making up the methodological foundation of the theocentric model of moral education. It o ers a methodological basis which is an interaction of systemic, hermeneutic, dialectic, phenomenological, philosophical and culturological, axiological, existential, and theological approaches that supports the integrated comprehension of the theocentric model of moral education, which can become a step towards the following development of theological methodology. The theocentric model can be regarded as unicersal due to the possibility of its adaptation to other religious traditions through lling the components of the model with a confession-speci c colour.

Текст научной работы на тему «ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Седанкина Татьяна Евгеньевна, канд. пед. наук, доцент, Российский исламский институт, Россия, Казань Tatiana-svetlaya@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-5241-6479

2022. Вып. 65. С. 78-99

DOI: 10.15382/sturIV202265.78-99

Теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Т. Е. Седанкина

Аннотация. В данной статье, являющейся вводной к блоку последующих, посвященных подробному осмыслению элементов теоцентрической модели, осуществлен анализ современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов данной модели воспитания в педагогический процесс высшей школы. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, мысленное моделирование. Для обоснования теоретико-методологической базы теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» проведен анализ современных исследований, так или иначе связанных с заявленной тематикой, в результате чего выявлены либо полное отсутствие, либо недостаточная разработанность вопросов, связанных с рассмотрением потенциала теоцентрической модели воспитания, что указывает как на актуальность, так и на возможность взаимообогащения представлений как о педагогических методах и приемах воспитания, так и о методологии теологии. Также в статье представлена совокупность научных подходов, составляющих методологическое основание теоцентрической модели воспитания. Предложен методологический базис, представляющий собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философско-культурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов, способствующий всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии. Теоцентрическую модель можно рассматривать в качестве универсальной в связи с возможностью ее адаптации к другим религиозным традициям посредством наполнения компонентов модели определенной конфессиональной окрашенностью.

Ключевые слова: теология, теоцентрическая модель воспитания, методологический базис, методология теологии, теолог-исследователь.

© Седанкина Т. Е., 2022.

* Статья подготовлена при поддержке грантовой программы Института интеграции знаний IKI Academy (Institute of knowledge integration).

Введение. В связи с бурным развитием теологического образования в России, открытием кафедр теологии более чем в шестидесяти вузах страны; образованием Научно-образовательной теологической ассоциации, объединившей под свое крыло ведущие вузы страны, реализующие направление подготовки «Теология», занимающейся разработкой вопросов теологического образования, подготовкой пула экспертов по теологии, а также разработкой учебно-методических пособий по православной, исламской и иудейской теологии, особо актуальным стратегическим вектором развития становится «создание собственных уникальных образовательных продуктов», посредством «усиления внимания к традиционно-консервативным моделям»1, одной из которых может стать теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01, профиль «Исламская теология». Как отмечает И. Г. Фомичева, «теоцентрическая модель таит в себе огромный потенциал творческого духовного самораскрытия, самообновления, самореализации личности, к чему стремится фактически любая продвинутая педагогическая система»2. Вначале отметим, что целью исследования, результаты которого планируются к публикации в несколько этапов, являются разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс вузов, реализующих направление подготовки «Теология», профиль «Исламская теология», универсальной теоцентрической модели воспитания, включающей в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, направленных на формирование личности теолога, посредством его внутренних глубинных трансформаций, вызванных переосмыслением системы ценностей, личностных установок, преодолением ограничивающих убеждений.

Структура теоцентрической модели воспитания. Для наглядности модель приведена в виде рисунка (см. ил. 1), на котором представлено схематическое изображение компонентов теоцентрической модели воспитания, позволяющих проследить этапы вхождения студента в духовно-ориентированное пространство вуза, его адаптацию и социализацию в научно-исследовательское пространство, а также уделить особое внимание различным аспектам воспитания культуры научно-исследовательского мышления. В модели делается акцент на процессы, сопровождающие трансформацию и становление личности студента-теолога, способствующие приближению молодого исследователя к постижению предельных смыслов, что и является основной целью написания им теологического исследования.

Схематическое изображение модели подчеркивает логику решения исследовательских задач, которые будут отражены в последующих публикациях:

• разработка эффективной системы адаптации и социализации студентов направления подготовки «Теология» к условиям обучения в вузе и его духовно-ориентированную среду;

• разработка многокомпонентной системы воспитания культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога;

1 Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 19.

2 Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004. С. 45.

Студент-первокурсник

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе и его духовно-ориентированной среде

Факторы адаптации

Мотивационный | Когнитивный Коммуникативный Эмоционально-волевой

Ценностные сферы адаптации

Духовно-психологическая Личностная Социально-психологическая

Адаптация студентов к научно-исследовательской среде вуза

Условия

Внешние: господдержка Условия межвузовского сотрудничества Внутривузовские

Социализация студента-теолога в научно-исследовательскую сферу деятельности

Совокупность характеристик и сфер исследовательского поведения

Когнитивная | Эмоционально-суггестивная Ценностная

Сопровождающие процесс трансформации и становления личности теолога

Когнитивные барьеры Духовное напряжение Личные ограничивающие Религиозные рамки убеждения

Логические тупики Психологические барьеры

Варианты выхода из психологического кризиса

Невыдерживание к Стремление самоопределению Собственно преодоление

Внутренний рывок Трансформация личности

Диалектика развития

Приближение к постижению предельных смыслов; трансформация мировоззренческих установок; преобразование системы ценностей ОС Развитие духовных качеств, внутренняя трансформация личности, формирование особого типа мышления теолога

Воспитание культуры научно-исследовательского мышления

Компоненты и аспекты

Интеллектуальный Методологический Когнитивный

Ценностный | Волевой Когнитивный Культура цитирования

Когнитивно-рациональный Рефлексивный Экология языка

Когнитивно-рациональный Информационно-поисковый Культура оформления

Сопровождающие процесс трансформации и становления личности теолога- исследователя

Диалектическое напряжение между отстраненностью и причастностью Прохождение этапов принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие Внутренний порыв и ощущение сопричастности к развитию теологического знания

Варианты выхода из психологического кризиса

Уровни развития культуры научно-исследовательского мышления

Адаптивный Репродуктивный Креативный

Слабая ориентированность на деятельность Осознание важности деятельности Деятельность — средство саморазвития

Консервативность подходов Приобретение личностного смысла Преодоление ограничивающих рамок

Не преодоление ограничивающих убеждений Частичное само-преодоление Трансформация личности

Диалектика развития

Приближение к постижению предельных смыслов; трансформация мировоззренческих установок; преобразование системы ценностей схз Развитие духовных качеств, внутренняя трансформация личности, формирование особого типа мышления теолога

Система мотивации к научно-исследовательской деятельности

Факторы научно-исследовательского пространства вуза Факторы, направленные на реализацию возможностей

Атмосфера творческого взаимодействия педагога и студента Возможность участия в научных мероприятиях

Научно-исследовательское пространство вуза Возможность публикации в научных журналах

Доступная информационная среда Моральное и материальное поощрение исследовательской деятельности

Выпускник — теолог-исследователь

Ил. 1. Теоцентрическая модель воспитания

• анализ возможных духовных рисков, вызванных внутренними трансформационными процессами, связанными со становлением личности теолога-исследователя;

• рациональное осмысление понятия «предельные смыслы», приближение к которым представляет собой идеальную цель теологического исследования, открывая новые подходы к разработке методологии теологии.

Смеем надеяться, что представленная здесь в схематическом виде теоцен-трическая модель является универсальной в связи с возможностью адаптации ее к другим религиозным традициям посредством наполнения компонентов модели определенной конфессиональной окрашенностью. В данной статье акцент на конфессиональный компонент не предусмотрен в связи с решением иных задач, а именно:

• осуществлением анализа современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов теоцентрической модели воспитания в педагогический процесс высшей школы;

• рассмотрением методологического базиса, представляющего собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философско-культурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов, способствующих всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии.

Анализ современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов теоцентрической модели воспитания в педагогический процесс высшей школы. В ходе знакомства с современным состоянием исследований, касающихся воспитания личности теолога-исследователя, являющегося носителем особого типа мировоззрения, совмещающего в себе открытость к получению новых научных знаний на основе строгой научной методологии с элементами религиозного сознания, предполагающего как рациональное осмысление иррациональных феноменов, так и иррациональное осмысление феноменов рациональных, обнаружено, что научные работы, непосредственно касающиеся данной темы, практически отсутствуют. Тем не менее выявлен ряд авторов, рекомендующих обратить особое внимание на традиционно-консервативные модели образования, рассматривая принципы теоцентрической модели педагогической деятельности в контексте осмысления ее возможного потенциала, в случае адаптации к современным условиям. Среди них С. Ю. Дивногорцева, М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, причем первой из таких работ стала дважды переизданная монография И. Г. Фомичевой. А. И. Шутенко анализирует возможности привнесения элементов теоцентрической модели в педагогический процесс ввиду социокультурных изменений и смещения доминант в педагогическом процессе высшей школы. Исследователь указывает на то, что «теоцен-трическое измерение придает высшей школе и образованию универсальные смыслы», а при правильном соотношении светского и религиозного «обеспечивает единство веры, истины и знания»3. В. А. Ситаровой рассматривается «тео-

3 Шутенко А. И. Социокультурные изменения педагогического процесса в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 250.

центрический пласт» в качестве одного из мировоззренческих пластов психики верующего человека, в качестве особой «ценностной карты», центрированной на абсолютную ценность — Бога. «Это один из важнейших мировоззренческих пластов, вписанных в умы верующих людей на уровне подсознания. Религиозные ценности — это сердцевина духовно-нравственных устоев общества, источник его культурной идентичности, смысловой общности и моральной зрелости»4. О. Ю. Леонова представляет теоцентризм в качестве одного из аксиологических оснований образовательного процесса, «ориентирующих образовательный процесс на служение Богу, формирование богоугодных качеств личности, выполнение богоугодных деяний, стремление к духовному совершенствованию и преобразованию»5. Группа авторов (В. А. Смирнов, О. Ю. Астахов, А. В. Шунков) также видят в теоцентрической модели богатый мировоззренческий ресурс.

Ввиду того что воспитательная модель представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, таких как адаптация, социализация, мотивация и др., нами проанализированы современные исследования, касающиеся данных направлений, однако среди них также не обнаружено работ, непосредственно касающихся адаптации к духовно-ориентированному пространству вуза, реализующего направление подготовки «Теология». Тем не менее теоретической базой можно по праву считать диссертационное исследование Е. И. Огаревой, работы группы авторов Е. В. Мильковой, Ю. В. Жегульской и Т. И. Варовой, О. Б. Потеряевой и Е. А Дубровской, направленные на рассмотрение проблем социально-психологической адаптации студентов в социально-культурное пространство образовательного учреждения в соответствии с ценностными ориен-тациями студента.

Считаем, что особое внимание в теоцентрической модели воспитания теолога-исследователя уделяется воспитанию культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога, направленному на трансформацию мировоззренческих установок, преобразование системы ценностей и развитие духовных качеств личности исследователя. Особый вклад в изучение вопросов социализации и исследовательского поведения научного типа внесли работы А. О. Карпова. Группой авторов (А. В. Безгиным, Н. А. Борисовой, И. И. Горяйновой, Л. И. Князевой, А. А. Лукашовым, Л. А. Князевой, Н. С. Мещериной, М. А. Степченко, Е. А. Хардиковой) проанализированы и охарактеризованы факторы, определяющие качество научно-исследовательской работы. Д. В. Митрофановым описываются уровни развития интеллектуальной культуры студента.

В статье сделан особый упор на изучение работ, связанных с актуальными вопросами теологии. Во-первых, к таким работам следует отнести ежегодный сборник научных работ «Теология и образование», в котором собраны материалы выступлений участников конференций, организованных Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА); Международный акаде-

4 Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знания. Понимания. Умения. 2018. № 1. С. 54.

5 Леонова О. Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 85.

мический журнал по теологии «Вопросы теологии», издающийся с 2019 г.; научные изыскания Д. В. Шмонина, председателя научного совета НОТА, председателя экспертного совета по теологии ВАК при Министерстве науки и высшего образования России; исследования заместителя председателя Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология» прот. К. О. Польскова, занимающегося освещением вопросов научного осмысления богословского метода и др.

Разделяя мнения исследователей, рассматривающих теологию в качестве «мировоззренческого ресурса, обеспечивающего реализацию духовных смыслов»6, считаем, что представленная схема теоцентрической модели воспитания студентов направления 48.04.01 «Теология», профиль «Исламская теология», опирающаяся на систему исламских ценностей, послужит «средством самоидентификации и сохранения культурной самобытности, станет надежной опорой для поддержания духовно-нравственной атмосферы и поликультурной, поликонфессиональной толерантности в обществе»7, содействуя укреплению духовной безопасности страны.

Научные методологические подходы, способствующие всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания. Далее будут рассмотрены различные научные методологические подходы, способствующие всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии. Для этого нами проанализированы научные публикации, касающиеся системного подхода в современной науке, И. В. Блауберга, Н. С. Лобановой, Н. Н. Никулиной; работы, направленные на осмысление применения герменевтического подхода в современной системе образования, Д. Ю. Ануфриевой, З. Н. Байтумановой, Н. А. Бембиевой, С. У. Бичуриной, С. В. Даржиновой, А. Ф. Закировой, Н. Д. Колетвиновой, О. В. Курыло, Л. А. Семеновой; в изучении феноменов культуры С. А. Пиляк, Е. Е. Медведевой; примеры осмыслении религиозных текстов П.Л. Зайцева, Д. В. Мухетдинова, Д. Л. Шукурова, С. А. Ко-начевой; исследования, уделяющие особое внимание аксиологическому подходу в воспитании студенчества, И. Дж. Ибрагимова, В. А. Мамаева, Л. В. Мосиенко; работы, посвященные осмыслению диалектического метода познания, И. А. Протопопова, Е. А. Шибаковой; публикации, освещающие специфику феноменологического подхода к знанию, С. Б. Куликова, М. Б. Оселедчика; исследования, уделяющие особое внимание философско-культурологическому подходу, А. П. Моисеевой, Д. В. Шмонина, О. В. Шубаро; работы, направленные на осмысление экзистенциального подхода в образовании и психологии, Ю. В. Аннушкина, Н. Ю. Куценко, О. Л. Подлиняева и Г. Эленбергера; исследования, касающиеся теологического подхода, В. Х. Акаева, О. Ю. Астахова, М. И. Билалова, А. М. Буттаевой, И. М. Козлова, К. О. Польскова, В. А. Смирнова, А. В. Шункова.

6 Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник КемГУКИ. 2019. № 49. С. 171.

7 Буттаева А. М. Адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 3 (23). С. 54.

Методологический базис теоцентрической модели воспитания представляет собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философско-культурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов.

Системный подход предполагает изучение специфических характеристик сложно организованных систем, объединяющих в себе «множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целость»8, а также выявление связей и отношений между ними. Одной из задач системного подхода является «построение обобщенных моделей системы»9, на что непосредственно и нацелено наше исследование. Теоцентрическая модель воспитания включает в себя четыре взаимосвязанные системы (адаптация, социализация, мотивация и система воспитания культуры научно-исследовательского мышления), каждая из которых представлена комплексом разнообразных компонентов. Важным компонентом системного подхода можно назвать выявление механизмов взаимодействия и взаимопроникновения этих систем, «механизмов жизни»10, позволяющих проследить развитие объекта в его внешних и внутренних характеристиках. В нашем случае теоцентрическая модель воспитания направлена на становление личности теолога внешне в виде подготовки компетентностного специалиста-исследователя, обладателя собственного продукта научно-исследовательской деятельности; внутренне в виде формирования особой системы ценностей и личностных установок теолога. Более того, системный подход способствует рассмотрению изучаемого вопроса в широком социокультурном контексте, предполагающем учет культурных, национальных и религиозных особенностей. Теоцентрическая модель воспитания разработана с учетом вышеперечисленных особенностей студента направления подготовки 48.04.01 «Теология», профиль «Исламская теология».

Герменевтический подход. В широком смысле герменевтический подход направлен на «осмысление учения о природе человеческих знаний и понимание смысла; на связывание множества смыслов в новые смысловые ядра, обладающие собственной целостностью»11. В узком смысле герменевтика представляет собой «искусство толкования, интерпретации и понимания текстов; выявление смысла, содержащегося в источниках информации и культуре в неявном виде. Герменевтика является средством истолкования феноменов культуры, механизмом интерпретации культурных ценностей и культурного наследия»12, предла-

8 Лобанова Н. С. О системном подходе в современной науке // Обучение и воспитание: методика и практика. 2016. № 29. С. 10.

9 Никулина Н. Н., Девитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak-obschemetodologicheskiy-printsip-nauki/viewer (дата обращения: 14.08.2021).

10 Блауберг И. В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 18.

11 Даржинова С. В., Байтуманова З. Н., Бембиева Н. А. О герменевтическом подходе в современном образовании // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 40. С. 139.

12 Пиляк С. А. Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Ч. 1 // Философская мысль. 2020. № 8. С. 26.

гая «методики выявления разных смыслов и построение новых идей и смыслов, изучаемых культурных ценностей»13. Герменевтические методы способствуют «повышению качества межкультурного понимания, достижению консолидации в сфере межкультурных отношений в форме диалога»14, смыслом которого является осознание наличия культурных различий, признание их «инаковости», при сохранении собственных культурных традиций и обычаев; обнаружение общих универсальных ценностей, способствующих устранению смысловых «барьеров» межкультурной коммуникации. Идеи герменевтики, являющиеся источником понимания, переосмысления и осознания А. Ф. Закировым названы «искусством постижения чужой индивидуальности, внутреннего мира человека и "вживания" в другого»15. Герменевтический подход активно применяется в системе современного образования, где помимо достижения межкультурного понимания обучающийся обретает личностные смыслы посредством формирования «герменевтических компетенций, способствующих развитию личностно-смысловой активности, инициативности и духовной нравственности»16. Для этого важно создание особых условий организации образовательного процесса, способствующего самостоятельному поиску студентами личностных смыслов учебной деятельности и их реализации, принятие на себя роли интерпретатора, возможности выражать личностное отношение к изучаемому материалу, в результате чего «происходит качественное изменение ученика как субъекта процесса обучения»17. Герменевтические компетенции «сокращают границы неопределенности» и побуждают к осознанной деятельности»18, «стимулируя студентов к поиску новых смыслов, идей и проектов»19 за счет использования как рациональных, так и иррациональных методов истолкования, таких как «объяснения, интерпретации, интуиции, эмпатии, переживания, чувствования и др.»20. Герменевтический подход отчетливо прослеживается в ходе осуществления воспитания культуры научно-исследовательского мышления теолога, направленного, во-первых, на понимание, толкование и интерпретацию Священных текстов, являющихся ядром методологии теологии, в процессе чего у студента формируется особое теологическое мышление, делающее его собственно теологом. Человек является сущим, к чьим сущностным возможностям принадлежит «возможность стать теологом, если на него распространится свободное, непредвиденное

13 Курыло О. В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория науки. 2018. № 5. С. 18.

14 Медведева Е. Е. Межкультурное понимание: герменевтический подход // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. № 14. С. 24.

15 Закирова А. Ф., Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 173.

16 Колетвинова Н. Д., Бичурина С. У. Герменевтический подход как важная составляющая профессиональной подготовки студентов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 137.

17 Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразова-ния в процессе обучения // Идеи и идеалы. 2010. № 2 (4). Т. 2. С. 98.

18 Даржинова С. В., Байтуманова З. Н., Бембиева Н. А. Указ. соч. С. 136.

19 Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 18.

20 Даржинова С. В., Байтуманова З. Н., Бембиева Н. А. Указ. соч. С. 136.

божественное послание... способности слушания божественного Откровения»21. Во-вторых, акцент ставится на осмыслении мудрости Всевышнего, заключающейся в сотворении разнообразных племен, народов и религий с целью их познания; направленность на «развитие способности анализировать и учитывать религиозную составляющую межкультурного взаимодействия»22, что является важным элементом теологического мышления, так же как и приобретение собственных личностных смыслов учебной и научно-исследовательской деятельности, ощущение сопричастности к развитию теологического знания, благодаря следованию предписаниям религии и стремлению к интеллектуальному и духовному саморазвитию.

Аксиологический подход к вузовскому воспитанию ориентирован на: гуманизацию образования; обучение в духе диалога культур; воспитание ценностных ориентаций по отношению к культурному наследию своей страны; развитие способности понять человека иной культуры, веры, мышления; развитие понимания социокультурной принадлежности к национальному и мировому сообществу»23. Аксиологический подход содействует формированию системы аксиологических ориентиров, направленных на изучение вопросов религиозной идентичности, религиозного сознания, религиозного чувства. Как отмечает И. Дж. Ибрагимов, «поиск собственных аксиологических ориентиров, отражающих социально-историческую преемственность, в частности, в формировании религиозной идентичности, приобретает особую ценность»24. Рассматривая теоцентрическую модель воспитания с позиции аксиологического подхода, отметим, что данная модель нацелена на воспитание личности, осознающей свою социокультурную и религиозную идентичность, стремящейся к сохранению своего духовного наследия, вместе с тем способной к ведению грамотного межрелигиозного диалога. Теоцентрическая модель воспитания ориентирована на формирование особой аксиосферы личности, способствующей восприятию научно-исследовательской деятельности с позиции исламской системы ценностей, этики и морали. Осуществление научного исследования в особой системе координат, сердцевиной которой является вера в Аллаха, целью — служение Ему, знание важности приобретения знания и особого положения ученого в исламской традиции, приводит студента к приобретению личностных смыслов исследовательской деятельности и ощущению сопричастности к развитию теологического знания, а также к саморазвитию и духовному самосовершенствованию, достигаемым в процессе

21 Коначева С. А. Современная континентальная философская теология: феноменоло-гическо-герменевтический подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 109.

22 См.: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 августа 2020 г. № 1108 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 48.04.01 "Теология"». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/480401_M_3_14092020.pdf (дата обращения: 13.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Мамаев В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 41. С. 136.

24 Ибрагимов И. Дж. Поливариативный подход в стратегии современного религиозного образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 52.

преодоления когнитивных и психологических барьеров, открывающим возможность приблизиться к предельным теологическим смыслам.

Диалектический подход позволяет представить изучаемые явления во взаимосвязи и развитии, рассматривая закономерности становления личности теолога, в процессе проживания им внутренних противоречивых процессов и состояний, являющихся источником трансформации. Диалектический подход характеризуется гибкостью мышления, не предполагающего когнитивных ограничений, отличаясь «стихийностью, бесконечной неудовлетворенностью достигнутым и революционной активностью»25, «постановкой себя в противоположение самому себе, оставаясь тождественным себе»26. Подобные процессы наблюдаются в ходе становления личности теолога, чему уделено особе место в теоцентрической модели воспитания, а именно — акцентируется внимание на рассмотрении закономерностей становления личности теолога, в процессе проживания им внутренних противоречивых процессов и состояний, являющихся источником трансформации. Так, в результате приближения к предельным смыслам (что является основной целью теологического исследования) преобразовывается система ценностей исследователя, трансформируются мировоззренческие установки, развиваются духовные качества. В свою очередь развитие духовных качеств личности исследователя и его внутренняя трансформация способствуют дальнейшему продвижению по пути постижения предельных смыслов, что вновь актуализирует потребность в духовном преобразовании, и данный процесс повторяется уже на новом витке, как некая внутренняя «революционная активность», проявляющаяся в виде: преодоления когнитивных барьеров и логических тупиков, личных ограничивающих убеждений и ложных религиозных рамок; ощущения диалектического напряжения между рациональной отстраненностью и эмоциональной причастностью; психического напряжения, вызванного прохождением этапов принятия неизбежного, в ходе которого личность теолога приобретает новые качества, трансформируясь, но при этом оставаясь «тождественной себе».

Феноменологический подход способствует беспристрастному осмыслению субъективных переживаний человека, его конкретного внутреннего опыта, с целью более ясного и отчетливого видения наблюдаемого феномена или установки сознания. «Феноменологический подход позволяет преодолеть трудности, связанные с диалектическим способом познания, посредством интуитивного, дескриптивного (оценочно-описательного метода исследования) с позиции "чистого наблюдателя", раскрывая методику достижения конкретности знаний о явлении в контексте опоры на совокупность установок сознания, действующих в рамках конкретных ситуаций»27. В теоцентрической модели воспитания фенологический подход применяется при рассмотрении внутренних пережи-

25 Шибакова Е. А. Диалектический метод познания в философии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5—2. С. 116.

26 Протопопов И. А. Диалектический метод и понятие отрицания в философии Гегеля // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 1. С. 26.

27 Куликов С. Б. Феноменологический подход — ключ к пониманию причин трансформации философских образов науки // HORIZON. 2013. 2 (2). С. 67-68.

ваний студента, сопровождающих процесс трансформации и становления его личности, которые им преодолеваются (или не преодолеваются) в процессе социализации в научно-исследовательскую сферу и воспитания культуры научно-исследовательского мышления, а также в результате осмысления вариантов выхода из ряда психологических кризисов, сопровождающих разные этапы научно-исследовательской деятельности. Элементы феноменологического подхода также прослеживаются при рассмотрении когнитивно-иррационального и волевого аспектов воспитания культуры научно-исследовательского мышления теолога и связанными с ними специфическими установками сознания студента-теолога (осмысление интуитивного подхода с позиции религии — предание себя в руки Всевышнего, ощущение помощи свыше, сопровождающееся эмоциональным подъемом, укреплением веры в Бога и в собственные интеллектуальные возможности; рефлексия собственной научной деятельности с позиции «чистого наблюдателя» — Бога, видящего и знающего все деяния, намерения и устремления исследователя; рассмотрение понятия воли в качестве некоего Высшего начала, направляющего и сопровождающего мыслительный процесс исследователя — «священный огонь, дарующий бесконечное стремление, сила, приводящая в движение мысль»; рассмотрение научной деятельности в качестве служения Всевышнему и доказательства ему своей веры, усердие в проявлении которой, по воле Аллаха, приближает к постижению предельных смыслов). Феноменологический подход, рассматривающий культурологические установки смысло-формирующей направленности и внутренние устремления (интенцио-нальности), связанные с религиозными и культурными убеждениями, соотносится с философско-культурологическим подходом.

Философско-культурологический подход связан с методологией изучения культуры, рассматривая ее «многообразие в целостности и целостность в ее многообразии»28, в своем первом проявлении способствуя общему осмыслению культурных явлений, рассматривая их сквозь призму бинарных оппозиций («идеальное/реальное», «естественное/искусственное», «субъективное/ объективное»); во втором — ориентируясь на изучение конкретных культурных явлений, их своеобразие и уникальность29. В теоцентрической модели рассматривается возможность соприкосновения рационального/иррационального (интуитивно-созерцательного), непосредственного/опосредованного знания в процессе осуществления исследовательской деятельности теолога в связи со спецификой его мировоззрения, характеризующегося верой в наличие посюстороннего и потустороннего миров, вечного и временного, сакрального и профанного. Причем, с одной стороны, сакральное рассматривается в качестве сущностного ядра жизни теолога, определяющего его мировоззрение и поведение, формирующего особую аксиосферу, направляющую мышление. С другой стороны, «сакральное представляет собой культурный феномен, фундамент, на котором строится система ценностей определенного общества»30. Д. В. Шмонин

28 Теория культуры. Ч. 1. Введение в теорию культуры: учеб. пособие. СПб., 2009. С. 9.

29 См.: Моисеева А. П. Культура. Особенности научных подходов. Языки и культуры. URL: http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm (дата обращения: 13.08.2021).

30 Шубаро О. В. Категория сакрального и феномен сакрального текста в истории и

также подчеркивает важность опоры на культурологические основания и религиозно-мировоззренческие позиции, которые представляют собой ценностно-мировоззренческое ядро культуры, способствующие формированию «набора смыслов и ценностей, формирующих образ жизни», который то столетиями сохраняется неизменным, медленно эволюционируя, то вдруг попадет в полосу перемен»31. Одной из таких перемен, на наш взгляд, является введение теологии в номенклатуру научных специальностей, открытие теологических кафедр в вузах страны, осуществляющих подготовку теологов-исследователей, призванных интегрировать в своей научной деятельности светское и религиозное, с одной стороны, развивая научную мысль посредством обогащения ее теологическим содержанием, с другой — наполнять мысль теологическую научным осмыслением. Данный процесс способствует формированию особого типа мышления теолога-исследователя, что и является результатом реализации теоцентриче-ской модели воспитания. Философско-культурологический подход представляет собой символическую форму сближения науки с религией, позволяющую «отыскать ключи к пониманию причин трансформационных процессов»32 посредством экспликации (разворачивания) феноменологических и экзистенциальных смыслов.

Экзистенциальный подход опирается на феноменологический принцип, «в фокусе внимания которого находится субъективный мир человека, его внутреннее пространство, без учета которого невозможно понимание поведения человека, а также выстраивание гармоничных отношений между внешним и внутренним пространством человеческой сущности»33. Экзистенциальный подход исходит из «признания уникальности бытия каждого отдельного человека, выбора его собственных уникальных сущностных смыслов и их реализации посредством саморазвития»34. Данный подход находит отражение в особой организационной системе адаптации студентов с религиозным мировоззрением к духовно-ориентированной среде вуза (знакомство с единомышленниками, разделяющими религиозные убеждения; возможность практиковать свою религию в тесном кругу единоверцев; соответствие уклада жизни традиционным ценностям и нормам религии; соответствие учебного процесса системе ценностно-познавательных ориентаций студента, обладающего религиозным мировоззрением; возможность выбора тематики научного исследования в соответствии с внутренними интересами студента; эмоционально-психологическая поддержка коллектива вуза). Экзистенциальный подход акцентирует внимание на процессах, сопровождающих трансформационное преобразование человека, которые

в современной культуре // Философско-культурологические исследования: сб. статей. Вып. 3. Минск, 2018. С. 294.

31 Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 123.

32 Оселедчик М. Б. Феноменологический подход к знанию // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 317.

33 Подлиняев О. Л. Экзистенциальный подход в психологии // Известия Иркутского государственного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 65—66.

34 Куценко Н. Ю. К вопросу о становлении экзистенциального подхода в психологии: вклад С. Кьеркегора // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2020. № 6. С. 5.

подробно прописаны в теоцентрической модели воспитания, а именно: когнитивные барьеры, логические тупики, духовное напряжение, психологические барьеры, личные ограничивающие убеждения и ложные религиозные рамки. В теоцентрической модели воспитания осуществляется осмысление различных вариантов выхода из психологических кризисов, сопровождающих научно-исследовательский процесс; акцентируется внимание на причинах того или иного варианта событий: личностные психологические характеристики, сила мотивации к научной деятельности; рассмотрение ее в качестве средства приближения к предельным смыслам. Здесь же прогнозируются возможности выхода на новый интеллектуальный и духовный уровень через трансформационные процессы, способствующие преодолению личных ограничивающих убеждений как когнитивного, психологического, так и мировоззренческого характера. Как отмечают специалисты-психологи: «Чтобы перейти от неаутентичного существования к аутентичному, человек должен вынести тяжелое испытание отчаянием и экзистенциальной тревогой человека, столкнувшегося с границами своего существования и тем, что за этим стоит: смерть, ничто»35. В процессе трансформации личности происходит символическое проживание «смерти» прежних жизненных установок, сопровождающейся ощущением временной потери ориентиров; вхождение в новое пространство смыслов, первоначально представляющихся как «ничто», благодаря прохождению которых возможно собственно «рождение» новой личности. Конечной идеей теоцентрической системы воспитания как раз и является «рождение новой личности» теолога-исследователя, обладающего набором соответствующих характеристик. «Экзистенциальный подход исходит из возможности человека к самотрансценденции, заключающейся в активном и осознанном ведении собственной жизни посредством постоянного рефлексирования своего сознания»36, приводящего к возможности выхода за границы собственной сущности: «Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя... Сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции»37.

Теологический подход вносит в научную картину мира понятия «предельная реальность», «предельные смыслы», «предельная встреча», рассматриваемые в качестве потенциальной возможности приближения, но невозможности полного достижения, в результате чего человек испытывает экзистенциальное томление, тоску, отчаяние, в идеальном варианте приводящие к «предельной точке», за которой открываются новые горизонты смыслов и постижений, отодвигающие «предельную реальность» до следующего интеллектуального, психического, духовного рывка. «Эта "точка контакта" обладает парадоксальной двойственностью, неся в себе диалектические противоположности, соединяя предельность и повседневность, сакральное и профанное, чувственное и интеллектуальное,

35 Эленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Теория и практика экзистенциальной психологии. М., 2017. С. 241.

36 Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 4. С. 168.

37 Вах И. Социология религии / пер. с англ. // Социология религии: классические подходы: хрестоматия. М., 1994. С. 51.

рациональное и иррациональное»38. Несмотря на то что внутреннее экзистенциальное «индивидуальное религиозное переживание другого человека не может быть объектом прямого наблюдения»39, тем не менее оно не может быть вычеркнуто из зоны научного исследования, являясь источником и основанием ключевых жизненных сил и ценностей личности. «Представленные феномены затрагивают интеллектуальную, моральную, волевую, этическую, эстетическую и социальную стороны жизни человека, а потому те или иные аспекты "предельных состояний" рассматриваются в междисциплинарном ключе. В теоретических — это взаимодополнение рационального и иррационального (разум и интуиция), в практических — это сосуществование сакрального и секулярного, профанно-го (священного и мирского, обыденного), в социологических — это взаимодействие индивидуального и общего (спонтанность и традиция)»40. Теологический подход предполагает «гибкий методологический аппарат», позволяющий учитывать внутренние переживания человека, возникающие в процессе приближения к «предельным смыслам», посредством включения в методологию интеллигибельного аспекта познания, заключающегося в интеллектуальном созерцании, умопостижении, не доступном чувственному восприятию, но возможном благодаря интеллектуальной интуиции. Теологический подход заключает в себе «сочетание вчувственного проникновения в смысл проявлений религиозности и критическое осознания степени его уместности»41.

Теологический подход красной нитью проходит через каждый элемент тео-центрической модели воспитания. Начиная с процесса адаптации студента к духовно-ориентированной среды вуза и его социализации к научно-исследовательскому пространству, происходит соединение повседневной и предельной реальностей: во внеучебной деятельности — обеспечение возможности жизни в соответствии с ценностями российского общества, а также традиционными ценностями и нормами религии, выполнение ежедневных религиозных практик в кругу единоверцев; в учебной деятельности — реализация учебного плана, соответствующего всем требованиям ФГОС, обеспечивающих академическую направленность, и в то же время учитывающего направление и профиль подготовки, способствующий формированию особой системы ценностей и мировоззренческих установок; в научно-исследовательской деятельности — возможность выбора темы исследования в соответствии с направлением и профилем подготовки и личными мировоззренческими установками. В процессе воспитания культуры научно-исследовательского мышления одновременно с изучением научного методологического аппарата осуществляется знакомство со спецификой методологии теологии, отличающейся гибкостью методологического аппарата, искусно сочетающего в себе использование рациональных и иррациональных методов познания, способствующих приближению к «предельным смыслам», что и является основной идеей написания теологического иссле-

38 Козлова И. М. Морфология религии Иоахима Ваха // Миссия Конфессий. 2018. Т. 7. Ч. 4. С. 386,

39 Там же. С. 385.

40 Там же. С. 390.

41 Вах И. Указ. соч. С. 217.

дования, причем это «приближение» сопровождается проживанием теологом-исследователем «предельных состояний», преодолением «предельных точек», ведущих к ощущению возможности «предельной встречи».

Таким образом, нами рассмотрены дополняющие и взаимообогащающие друг друга подходы (системный, герменевтический, аксиологический, диалектический, феноменологический, философско-культурологический, экзистенциальный и теологический), способствующие всестороннему осмыслению тео-центрической модели воспитания. На наш взгляд, сопоставление данных подходов дает возможность обогатить представление о методологи теологии.

Вероятно, может возникнуть вопрос, чем вызвана именно такая последовательность изложения подходов. Для ответа предлагаем рассмотреть схему, представленную на ил. 2.

Системный Герменевтический Аксиологический

Диалектический Философско-культурологический

Феноменологический Экзистенциальный

Теологический

Теологический Герменевтический Аксиологический

Диалектический Философско-культурологический

^Феноменологический Экзистенциальный

Системный

Герменевтический

Аксиологический Диалектический4

Системный Феноменологический Теологический Философско-культурологический

Экзистенциальный

' Герменевтический

Аксиологический Диалектический

Теологический Фсномеишю1ическнй Системный Философско-культурологический

Экзистенциальный

Ил. 2. Варианты расположения научных подходов

В первом варианте систематический подход расположен на вершине ввиду его системообразующего характера, являющегося научным базисом. Теологический подход находится в основании пирамиды, указывая на мировоззренческий фундамент, на котором строится вся последующая система рассуждений. Рассмотрим другой вариант, мысленно перевернув пирамиду. В данном случае (второй вариант) фундаментом методологии исследования является системный подход, подчеркивающий научное основание. На вершине же оказывается подход теологический, указывающий на конечные идеальные цели, представляющие собой предельные смыслы, к чему первоначально и была устремлена научная мысль. В случае разворота схемы на 90° также образуются два варианта. Разместив на первом месте системный подход (третий вариант), на последнем оказывается подход теологический, и тогда логика развития научного иссле-

дования идет от научной систематизации к духовно-образующим парадигмам мышления. Поставив в начало схемы теологический подход (четвертый вариант), системный занимает последнее место, что указывает на первоначальный духовно-ориентированный посыл, обосновывающийся научными парадигмами мышления. В данной связи уместно упомянуть два принципа герметической философии. Принцип соответствия: «Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху». Принцип полярности: «Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить»42. Подходы, составляющие внутреннее пространство представленной схемы, столь сильно переплетены между собой, что не представляется возможным ранжирование, выстраивание логической последовательности ввиду их взаимного проникновения и взаимообогащения. Они представляют то поле смыслов, которое, с одной стороны, поддерживает системный подход, с другой стороны, теологический — «различные по степени» крайности, отталкивающиеся и притягивающиеся одновременно, что мы и наблюдаем на протяжении истории взаимоотношений науки и религии, благодаря сближению которых в настоящее время актуализировалась возможность и необходимость разработки теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология», содержащей в себе «огромный потенциал творческого духовного самораскрытия, самообновления, самореализации личности, к чему стремится фактически любая продвинутая педагогическая система»43.

Заключение. Для обоснования теоретико-методологической базы теоцен-трической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»:

1. Осуществлен анализ современных исследований, так или иначе связанных с заявленной тематикой, в результате которого произведено их структурирование по следующим тематикам:

• исследования, акцентирующие внимание на мировоззренческом потенциале традиционно-консервативных моделей образования;

• изучение проблем социально-психологической адаптации студентов в социально-культурное пространство вуза;

• работы, посвященные вопросам социализации и исследовательского поведения научного типа;

• исследования, связанные с актуальными вопросами теологического образования.

Выявлены либо полное отсутствие, либо недостаточная разработанность исследований, посвященных:

• адаптации студентов к духовно-ориентированному пространству и социализация в научно-исследовательскую среду вуза, реализующего направление подготовки «Теология»;

42 Кибалион // Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. М., 2007. С. 58,

43 Фомичева И. Г. Указ. соч. С. 45.

• воспитанию культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога, направленного на трансформацию мировоззренческих установок, преобразование системы ценностей и развитие духовных качеств личности исследователя;

• формированию личности теолога-исследователя, являющегося носителем особого типа мировоззрения, благодаря преодолению когнитивных и психологических барьеров, возникающих в ходе осуществления научно-исследовательской деятельности.

Вышеизложенное указывает на актуальность разработки теоцентрической модели воспитания студентов направления подготовки 48.04.01 «Теология».

2. Представлена совокупность научных подходов (системный, герменевтический, аксиологический, диалектический, феноменологический, философско-культурологический, экзистенциальный и теологический), составляющих методологическое основание теоцентрической модели воспитания, для чего приведено кратное содержание каждого подхода с опорой на исследования современных авторов и его отражение в представленной теоцентрической модели воспитания.

Считаем, что систематизация современных исследований, прямо или косвенно касающихся формирования личности теолога-исследователя посредством его адаптации и социализации в духовно-ориентированное пространство теологического вуза, воспитания культуры научно-исследовательского мышления, нашедших отражение в теоцентрической модели, а также осмысление научных подходов сквозь призму теоцентрической системы воспитания (равно как и осмысление теоцентрической системы воспитания сквозь призму научных подходов) способствуют взаимному обогащению представлений как о педагогических методах и приемах воспитания, так и о методологи теологии.

Список литературы

Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 4. С. 164—171. Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразова-

ния в процессе обучения // Идеи и идеалы. 2010. № 2 (4). Т. 2. С. 93—98. Блауберг И. В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. Буттаева А. М. Адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 3 (23). С. 51—59. Вах И. Социология религии / пер. с англ. // Социология религии: классические подходы:

хрестоматия. М., 1994. Даржинова С. В., Байтуманова З. Н., Бембиева Н. А. О герменевтическом подходе в современном образовании // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 40. С. 134—140. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии //

Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18—27. Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник

Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 8—18. Закирова А. Ф., Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165-180.

Ибрагимов И. Дж. Поливариативный подход в стратегии современного религиозного образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 52-54.

Кибалион // Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. М., 2007.

Козлова И. М. Морфология религии Иоахима Ваха // Миссия Конфессий. 2018. Т. 7. Ч. 4. С. 382-391.

Колетвинова Н. Д., Бичурина С. У. Герменевтический подход как важная составляющая профессиональной подготовки студентов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 137-145.

Коначева С. А. Современная континентальная философская теология: феномено-логическо-герменевтический подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 106-119.

Куликов С. Б. Феноменологический подход — ключ к пониманию причин трансформации философских образов науки // HORIZON. 2013. 2 (2). С. 61-74.

Курыло О. В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория науки. 2018. № 5. С. 18-23.

Куценко Н. Ю. К вопросу о становлении экзистенциального подхода в психологии: вклад С. Кьеркегора // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2020. № 6. С. 5-9.

Леонова О. Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 83-94.

Лобанова Н. С. О системном подходе в современной науке // Обучение и воспитание: методика и практика. 2016. № 29. С. 7-12.

Мамаев В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 41. С. 134-136.

Медведева Е. Е. Межкультурное понимание: герменевтический подход // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. № 14. С. 19-27.

Моисеева А. П. Культура. Особенности научных подходов. Языки культуры. URL: http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm (дата обращения: 13.08.2021).

Никулина Н. Н., Девитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak-obscheme-todologicheskiy-printsip-nauki/viewer (дата обращения: 14.08.2021).

Оселедчик М. Б. Феноменологический подход к знанию // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 303-318.

Пиляк С. А. Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Ч. 1 // Философская мысль. 2020. № 8. С. 30-38.

Подлиняев О. Л. Экзистенциальный подход в психологии // Известия Иркутского государственного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 62-68.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 августа 2020 г. № 1108 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 48.04.01 "Теология"». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/480401_M_3_14092020. pdf (дата обращения: 13.08.2021).

Протопопов И. А. Диалектический метод и понятие отрицания в философии Гегеля // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 1. С. 25-32.

Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47-57.

Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник КемГУКИ. 2019. № 49. С. 168-175.

Теория культуры. Ч. 1. Введение в теорию культуры: учеб. пособие. СПб., 2009.

Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004.

Шибакова Е. А. Диалектический метод познания в философии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5-2 С. 114-117.

Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение 2014. № 5. С. 112-134.

Шубаро О. В. Категория сакрального и феномен сакрального текста в истории и в современной культуре // Философско-культурологические исследования: сб. статей. Вып. 3. Минск, 2018. С. 261-295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шутенко А. И. Социокультурные изменения педагогического процесса в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 249-251.

Эленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Теория и практика экзистенциальной психологии. М., 2017. С. 206249.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 65. P. 78-99 DOI: 10.15382/sturIV202265.78-99

Tatyana Sedankina, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor, Russian Islamic Institute, Kazan, Russia Tatiana-svetlaya@mail. ru https://orcid.org/0000-0001-5241-6479

Theocentric Model of Moral Education in Theology: A Theoretical and Methodological Foundation

T. Sedankina*

Abstract: This article is an introduction to the series of subsequent articles devoted to detailed comprehension of elements of the theocentric model; it carries out an analysis of modern scientific studies pertaining to the possibility of adding the elements of this model of moral education to the pedagogical process in higher school. In the process of the study, the theoretical method of scientific cognition was used as well as the general philosophical dialectic method accompanied by abstraction, induction and deduction, analysis and synthesis, mental modelling. In order to provide a theoretical and methodological foundation for the theocentric model of educating students in the direction of training 48.04.01 "Theology", the article carries out an analysis of contemporary studies somehow related to the aforementioned topic. As a result, we have detected that the degree of development of issues related to the study of the potential of

* The article was prepared with the support of the grant programme of the Institute of Knowledge Integration WIKI Academy (Institute of Knowledge Integration).

the theocentric model of moral education is either non-existent or insufficient, which points both to the relevance and the possibility of mutual enrichment of ideas about both educational methods and techniques on the one side and the methodology of theology on the other. Besides, the article presents an entirety of scientific approaches making up the methodological foundation of the theocentric model of moral education. It offers a methodological basis which is an interaction of systemic, hermeneutic, dialectic, phenomenological, philosophical and culturological, axiological, existential, and theological approaches that supports the integrated comprehension of the theocentric model of moral education, which can become a step towards the following development of theological methodology. The theocentric model can be regarded as unicersal due to the possibility of its adaptation to other religious traditions through filling the components of the model with a confession-specific colour.

Keywords: theology, theocentric model of moral education, methodological basis, theological methodology, theologian-researcher.

References

Annushkin Iu. (2016) "Ekzistentsial'nyi podkhod v obrazovanii" [Existentional approach in education". Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. 2016, no. 4, pp. 164— 171 (in Russian).

Anufrieva D. (2010) "Osnovnye podkhody k germenevticheskoi kontseptsii smysloobrazovaniia v protsesse obucheniia" [Main approaches to the hermeneutic conception of sense formation in study process]. Idei i idealy. 2010, no. 2 (4), pp. 93-98 (in Russian).

Blauberg I., Iudin E. (1973) Stanovlenie isushchnost'sistemnogopodkhoda [The development and essence of the systematic approach]. Moscow (in Russian).

Buttaeva A. (2017) "Adaptatsiia soderzhaniia i kachestva islamskogo obrazovaniia k sovremennym realiiam i potrebnostiam grazhdanskogo obshchestva" [Adaptation of the content and quality of Islamic education to present-day circumstances and demands of the civil society]. Vestnik Sotsialno-pedagogicheskogo instituta. 2017, no. 3 (23), pp. 51-59 (in Russian).

Darzhinova S., Baitumanova Z., Bembieva N. (2018) "O germenevticheskom podkhode v sovre-mennom obrazovanii" [On the hermeneutic approach in present-day education]. Vestnik kal-mytskogo universiteta. 2018, vol. 40, pp. 134-140 (in Russian).

Divnogortseva S. (2019) "Teologiia i pedagogika v sovremennom vuze: osnovy sinergii" [Theology and pedagogy in the present-day university: elements of synergy]. Problemy sovremennogo obrazovaniia. 2019, vol. 2, pp. 18-27 (in Russian).

Elenberger G. (2017) "Klinicheskoe vvedenie v psikhiatricheskuiu fenomenologiiu i ekzistentsial'nyi analiz" [Clinical introduction to psychiatric phenomenology and existential analysis], in Teoriia ipraktika ekzistentsial'noi psikhologii [Theory and practice of existential psychology]. Moscow, pp. 206-249 (in Russian).

Fomicheva I. (2004) Filosofiia obrazovaniia: nekotoryepodkhody kprobleme [Philosophy of education: some approaches to the problem]. Novosibirsk (in Russian).

Ibragimov I. (2020) "Polivariativnyi podkhod v strategii sovremennogo religioznogo obrazovaniia" [Multivariant approach in the strategy of modern religious education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020, vol. 10, pp. 52-54 (in Russian).

Kibalion (2007), in Sakral'nyi mistitsizm Zapada. Germeticheskaia filosofiia [Sacred mysticism of the West. Hermeticist philosophy]. Moscow (in Russian).

Koletvinova N., Bichurina S. (2019) "Germenevticheskii podkhod kak vazhnaia sostavliaiushchaia professional'noi podgotovki studentov" [Hermeneutic approach as an important element

in professional training of students]. Vestnik ChGPUim. I. Ia. Iakovleva. 2019, vol. 1 (101), pp. 137-145 (in Russian).

Konacheva S. (2017) "Sovremennaia kontinental'naia filosofskaia teologiia: fenomenolo-gichesko-germenevticheskii podkhod" [Contemporary continental philosophical theology: phenomenological-hermeneutical approach]. Vestnik PSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie. 2017, vol. 73, pp. 106-119 (in Russian).

Kozlova I. (2018) "Morfologiia religii Ioakhima Vakha" [Ioakhim Vakh's morphology ofreligion], in Missiia Konfessii. 2018, 7/4, pp. 382-391 (in Russian).

Kulikov S. (2013) "Fenomenologicheskii podkhod — kliuch k ponimaniiu prichin transformatsii filosofskikh obrazov nauki" [Phenomenological approach as a key to the understanding of causes of transformation of philosophical images of science]. HORIZON. 2013, vol. 2 (2), pp. 61-74 (in Russian).

Kurylo O. (2018) "Germenevticheskii podkhod k sovremennomu obrazovaniiu" [Hermeneutic approach to the modern education]. Territoriia nauki. 2018, vol. 5, pp. 18-23 (in Russian).

Kutsenko N. (2020) "K voprosu o stanovlenii ekzistentsial'nogo podkhoda v psikhologii: vklad S. K'erkegora" [The issue of developing existential approach in psychology: Kierkegaard's contribution], in SbornikkonferentsiiNITsSotsiosfera. 2020, vol. 6, pp. 5-9 (in Russian).

Leonova O. (2019) "Aksiologicheskie modeli obrazovaniia i problema ego nepreryvnosti" [Axiological patterns of education and the problem of its continuity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Filosofskie nauki. 2019, vol. 4, pp. 83-94 (in Russian).

Lobanova N. (2016) "O sistemnom podkhode v sovremennoi nauke" [On the systematic approach in contemporary science]. Obuchenie i vospitanie: metodika ipraktika. 2016, vol. 29, pp. 7-12 (in Russian).

Mamaev V. (2012) "Aksiologicheskii podkhod v vospitanii studenchestva" [Axiological approach in education of university students]. VestnikIuUrGU. 2012, 41, pp. 134-136 (in Russian).

Medvedeva E. (2018) "Mezhkul'turnoe ponimanie: germenevticheskii podkhod" [Intercultural understanding: hermeneutic approach]. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2018, vol. 4 (14), pp. 19-27 (in Russian).

Nikulina N., Devitian M., Shevchenko S. (2015) "Sistemnyi podkhod v pedagogike kak obshchemetodologicheskii printsip nauki" [Systematic approach in educational science as a general methodological scientific principle]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015, 111, available at https:// cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak-obschemetodologicheskiy-printsip-nauki/viewer (data obrashcheniia: 14.08.2021) (in Russian).

Oseledchik M. (2016) "Fenomenologicheskii podkhod k znaniiu" [Phenomenological approach to cognition]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. 2016, vol. 4, pp. 303-318 (in Russian).

Piliak S. (2020) "Razvitie germenevticheskogo podkhoda v izuchenii fenomenov kul'tury" [Development of hermeneutic approach in the study of culture phenomena], pt. 1. Filosofskaia mysl'. 2020, 8, pp. 30-38 (in Russian).

Podliniaev O. (2012) "Ekzistentsial'nyi podkhod v psikhologii" [Existential approach in psychology]. Izvestiia irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012, 1/1, p. 62-68 (in Russian).

Protopopov I. (2020) "Dialekticheskii metod i poniatie otritsaniia v filosofii Gegelia" [Dialectic method and the notion of negation in Hegel's philosophy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. 2020, vol. 1, pp. 25-32.

Sitarov V. (2018) "Tsennostnye orientiry v vospitanii sovremennoi molodezhi" [Axiological benchmarks in educating present-day young people]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2018, vol. 1, pp. 47-57 (in Russian).

Smirnov V., Astakhov O., Shunkov A. (2019) "Aktualizatsiia kul'turnogo samosoznaniia kak us-lovie razvitiia teologicheskogo obrazovaniia v vuzakh kul'tury" [Actualising cultural self-con-

sciousness as a condition of developing teological education in institutes of culture]. Vestnik KemGUKI. 2019, vol. 49, pp. 168-175 (in Russian).

Teoriia kultury. Ch. 1. Vvedenie v teoriiu kul'tury (2009) [Theory of culture. Pt. 1. Introduction tomthe theory of culture]. St Petersburg (in Russian).

Shibakova E. (2011) "Dialekticheskii metod poznaniia v filosofii" [Dialectic method of cognition in philosophy]. Intellektual'nyipotentsialXXIveka: stupenipoznaniia. 2011, vol. 5/2, pp. 114— 117 (in Russian).

Shmonin D. (2014) "Bogoslovie obrazovaniia: kontekstnyi poisk" [Theology of education: context-based search]. Khristianskoe chtenie. 2014, no. 5, pp. 112-134 (in Russian).

Shubaro O. (2018) "Kategoriia sakral'nogo i fenomen sakral'nogo teksta v istorii i v sovremennoi kul'ture" [The category of the sacred and the phenomenon of the sacred text in history and in contemporary culture]. Filosofsko-kul'turologicheskie issledovaniia: sbornik statei. 2018, vol. 3. Minsk, pp. 261-295 (in Russian).

Shutenko A. (2013) "Sotsiokul'turnye izmeneniia pedagogicheskogo protsessa v vysshei shkole" [Sociocultural shifts of the educational process in institutions of higher education]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013, 4, pp. 249-251 (in Russian).

Vakh I. (1994) "Sotsiologiia religii" [Sociology of religion], in Sotsiologiia religii: klassicheskie podkhody: khrestomatiia [Sociology of religion: classical approaches: an anthology]. Moscow (in Russian).

Zakirova A. (2008) "Kontseptual'nye osnovaniia pedagogicheskoi germenevtiki" [Conceptual framework of educational hermeneutics]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008, vol. 5, pp. 8-18 (in Russian).

Zakirova A., Semenova L. (2015) "Formirovanie rossiiskoi natsional'noi identichnosti studen-tov vuza: germenevticheskii podkhod" [Developing the Russian national identity in university students: hermeneutic approach]. Obrazovanie i nauka. 2015, no. 7 (126), pp. 165-180 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

The article was submitted 05.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.