Научная статья на тему 'Теория взаимодействия и проблемы международного сотрудничества полицейских подразделений России и зарубежных стран, влияющие на борьбу с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации'

Теория взаимодействия и проблемы международного сотрудничества полицейских подразделений России и зарубежных стран, влияющие на борьбу с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
894
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИНТЕРПОЛ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ АТТАШЕ / COOPERATION / HUMAN TRAFFICKING / DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES / INTERPOL / INTERNATIONAL POLICE COOPERATION / THE POLICE ATTACHE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дягилев Андрей Аркадьевич

В статье анализируются и раскрываются вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных стран при раскрытии и расследовании торговли женщинами в целях сексуальной эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of interconnection and problems of international cooperation of the law enforcement of Russia and foreign countries influencing the fight against women traffic with the purpose of sex exploitation

The article analyzes and discusses questions of interaction of divisions of internal Affairs bodies of the Russian Federation with law enforcement bodies of the in the detection and investigation of trafficking in women for sexual exploitation.

Текст научной работы на тему «Теория взаимодействия и проблемы международного сотрудничества полицейских подразделений России и зарубежных стран, влияющие на борьбу с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации»

УДК 343.1

Дягилев Андрей Аркадьевич Dyagilev Andrey Arkadievich

заместитель начальника

Отдел собственной безопасности «Приволжье» Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России (603024, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 93)

deputy chief

Own security department «Volga Region» Regional department of internal security General directorate's own security of the Russian Federation Ministry of internal affairs (93 Bolshaya Pecherskaya st., Nizhny Novgorod, 603024)

E-mail: adyagilev@mvd.ru

Теория взаимодействия и проблемы международного сотрудничества полицейских подразделений России и зарубежных стран, влияющие на борьбу с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации

The theory of interconnection and problems of international cooperation of the law enforcement of Russia and foreign countries influencing the fight against women traffic with the purpose of sex exploitation

В статье анализируются и раскрываются вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных стран при раскрытии и расследовании торговли женщинами в целях сексуальной эксплуатации.

Ключевые слова: взаимодействие, торговля людьми, раскрытие и расследование преступлений, Интерпол, международное полицейское взаимодействие, полицейские атташе.

The article analyzes and discusses questions of interaction of divisions of internal Affairs bodies of the Russian Federation with law enforcement bodies of the in the detection and investigation of trafficking in women for sexual exploitation.

Keywords: cooperation, human trafficking, disclosure and investigation of crimes, Interpol, international police cooperation, the police attache.

Торговля людьми и сексуальная эксплуатация одним человеком другого имеют глубокие исторические корни. В той или иной форме указанные явления встречаются во всех исторических эпохах и сопровождают человечество практически на протяжении всех известных этапов его существования.

Стремительное изменение обстановки в мире, открытие границ, резкая смена общественно-политических и экономических формаций в ряде государств, в том числе и в нашей стране, привели к росту торговли людьми. Данные международных экспертных организаций, например Международной организации труда — учреждения ООН, которому поручено заниматься трудовыми стандартами, занятостью и вопросами социальной защиты, — указывают,

что на сегодняшний день в систему принудительного труда, подневольного труда, принудительного детского труда и сексуального рабства вовлечены несколько миллионов человек [1].

Однако не стоить думать, что торговля людьми — это национальная Российская проблема. Важность борьбы с данным криминальным явлением признана международным сообществом и закреплена соответствующими международными нормативными правовыми актами .

Торговля людьми теснейшим образом связана с незаконной миграцией, значение которой в современном мире таково, что практически не одно государство не остается в стороне от этих процессов. Российская Федерация в силу своего уникального географического положения является одновременно страной-донором,

транзитером и принимающей стороной. По территории нашей страны проходят каналы вывоза как российских граждан, в основном женщин, так и транзита в другие государства и ввоза иностранцев непосредственно в Российскую Федерацию, которые контролируются представителями криминальных группировок, имеющих международные связи. Развитие торговли людьми в сочетании с нелегальной миграцией является международной проблемой, которая наносит ущерб экономическим интересам целого ряда стран, в том числе и Российской Федерации, выводя из под контроля государства значительные финансовые потоки, отдавая их криминальным структурам.

Учитывая высокую латентность данного вида преступлений, транснациональный характер торговли людьми и крайне высокую экономическую привлекательность данного вида нелегального бизнеса для криминальных сообществ, можно констатировать, что эффективное противодействие возможно только всеми имеющимися в распоряжении правоохранительных органов силами и средствами, особо важно взаимодействие в рамках международного сотрудничества правоохранительных органов.

Взаимодействие в социальном плане представляет собой сложный процесс совместной деятельности субъектов.

Взаимодействие как явление сопровождает или включается в любую сферу социальной коммуникации. Правоохранительная деятельность также широко оперирует понятием взаимодействия, когда дело касается отношений различных субъектов, вовлеченных в сферу выявления, раскрытия и расследования преступлений, поскольку взаимодействие рассматривается как практически любая совместная деятельность, сотрудничество субъектов расследования по уголовному делу.

Чаще всего рассматривают вопросы взаимодействия следователя и оперативного работника, следователя и эксперта.

При этом детализация идет в сторону уточнения отдельных аспектов взаимодействия применительно к расследованию отдельных видов преступлений. Рассматривают и иные формы взаимодействия в контексте участия различных субъектов в правоохранительной деятельности. Присутствуют и близкие к теме настоящего исследования работы по взаимодействию с правоохранительными органами зарубежных стран.

В последнее время ученые в сфере криминалистики и в специальной литературе обращаются к рассмотрению как самого термина «взаи-

модействие» так и принципов, форм этого вида деятельности. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, в ученой среде не утихают споры по самым различным аспектам взаимодействия, и существует настоятельная необходимость еще раз вернуться к теории и определить наши позиции в рассматриваемом контексте.

Чаще всего под взаимодействием «...следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность. лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения», указывая, что оно составляет элемент тактического и методического арсенала расследования преступлений [2, с. 363]. При этом достаточно часто уточняется, что эта деятельность осуществляется «.с использованием приемов, методов и средств, разработанных в криминалистике» и направлена на «.достижение целей расследования в целом и в конкретных следственных ситуациях» [3, с. 61]. На наш взгляд, это важное дополнение, подчеркивающее организационный аспект и направленность деятельности субъектов на достижение общей цели расследования.

С учетом сказанного следует присоединиться к мнению Р.С. Белкина, когда он пишет о взаимодействии как сотрудничестве субъектов и уточняет лишь, что это форма организации расследования: «.взаимодействие субъектов доказывания это одна из форм организации расследования преступлений, заключающаяся в основанном на законе сотрудничестве. согласованном по целям, месту и времени» [4, с. 31].

Характерной чертой взаимодействия выступает сотрудничество, совместная согласованная деятельность, направленная на совместное достижение разными субъектами одной цели. Как отмечается в литературе, «согласованность является основным признаком, указывающим на наличие взаимодействия. В работе она достигается посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разделение прав и обязанностей участников совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции и используя присущие ему средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели — быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных» [5, с. 23]. Такое разделение полномочий в условиях согласованности действий делает общую деятельность более эффективной, умень-

шает временные и иные затраты. Можно даже утверждать, что путем взаимодействия можно достигнуть результатов, которых невозможно получить отдельными действиями.

Теоретический анализ взаимодействия сложен, но, по всей видимости, основу его должен составлять системный подход. «Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно» [6]. Поэтому системность — важнейшее свойство взаимодействия, что убедительно показали А.Г. Маркушин и Н.А. Аменицкая, отмечая, что «взаимодействие... обусловлено направленностью их к единой цели и в то же время объективной необходимостью осуществления деятельности методами, присущими каждой из взаимодействующих сторон, имеющих особое назначение. и в свою очередь, образует самостоятельную систему» [7, с. 13].

Свойство системности, присущее взаимодействию, подчеркивается и А.А. Воропаевым, который, определяя взаимодействие, называет его деятельностью, обеспечивающей «. достижение качественно более высокого уровня предварительного расследования по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников взаимодействия. Отличительной особенностью взаимодействия является то, что параллельное осуществление субъектами взаимодействия своих функциональных правомочий должно приводить к достижению целей качественно более высокого уровня в сравнении с их индивидуальными возможностями» [8, с. 63].

Дополняя свойство системности путем выделения таких условий взаимодействия, как согласованность действий по цели, месту и времени, А.Г. Маркушин и Н.А. Аменицкая определяют взаимодействие как «основанную на законах и подзаконных актах взаимную, согласованную по цели деятельность с использованием особых полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон, в системе, имеющей главным направлением деятельности выявление лица, совершившего преступление.» [7, с. 23].

Хотелось бы отметить, что приведенное определение, хотя и сформулировано для того, чтобы раскрыть понятие взаимодействия органов расследования и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, содержит все признаки, характерные и для нашего случая — международного взаимодействия полицейских органов в целях раскрытия и расследования транснациональной торговли людьми.

Итак, все сказанное выше позволяет сформулировать основные положения по взаимодействию в сфере правоохранительной деятельности:

1. Взаимодействие отдельных подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений выступает одним из необходимых факторов, определяющих успешное и эффективное решение задач по борьбе с преступностью.

2. Под взаимодействием субъектов в правоохранительной сфере понимается их согласованная по цели деятельность, с использованием полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон.

3. Системная характеристика взаимодействия, вызванная сочетанием средств и методов, присущих различным взаимодействующим субъектам, определяет возможность более эффективного решения поставленных задач.

Указанные положения принципиальны и справедливы как при взаимодействии «внутреннем», между различными правоохранительными подразделениями Российской Федерации, так и «внешнем» — при взаимодействии с правоохранительными органами иностранных государств. Однако есть и существенные различия, характерные международному сотрудничеству в целом и взаимодействию при раскрытии и расследовании торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации.

В специальной литературе достаточно полно исследованы формы взаимодействия следователя, оперативного работника, эксперта, однако в области международного сотрудничества они существенно иные. Формы взаимодействия различны, одни из них образуют тесную связь между взаимодействующими системами, другие формы — лишь намечают контуры совместной деятельности. Для повышения эффекта взаимодействия стремятся усилить внутренние связи между элементами взаимодействующих систем.

Специфика взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел РФ с полицией иностранных государств при раскрытии и расследовании транснациональной торговли людьми состоит в том, что предполагая тесный контакт, оно тем не менее носит опосредованный характер и осуществляется путем выполнения как российской, так и зарубежной полицией своих функциональных обязанностей, согласованных по цели деятельности. По вполне очевидным причинам взаимодействие с полицией зарубежных стран не может быть тес-

ным, сочетающим многообразие всех форм совместной деятельности.

При надлежащей организации и при наличии заинтересованности правоохранителей зарубежных стран наиболее распространен оперативно и систематически осуществляемый обмен информацией, когда корректируются подлежащие выяснению вопросы, профессионально решаются вопросы реализации данных, полученных в процессе раскрытия преступлений, согласовываются сроки отдельных мероприятий, имеющих значение для обеих сторон, и т. п. Намечены общие пути и по ряду других вопросов взаимодействия.

Сложнее реализуемы формы совместной деятельности, что легко выполняется внутри страны, поскольку имеется и опыт, и нормативная база такой деятельности. На международной арене такие формы совместной деятельности только намечаются, хотя и здесь нормативная база в определенном объеме уже существует. Расширение форм взаимодействия затруднено наличием государственного суверенитета, что на сегодня незыблемо и тщательно защищаемо на всех уровнях законодательства и государственного управления.

Необходимо учитывать, что возможности широко рассмотренных в литературе форм взаимодействия органов расследования и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, связанные с совместными планированием, анализом и оценкой оперативной обстановки, совместной работой на месте происшествия, учебой и разбором реализованных дел, крайне ограничены при борьбе с преступлениями международного характера. Преимущество отдается более простым, не требующим тесного контакта формам, таким как информационный обмен, выполнение различных запросов и т. д. Характер и объем информации, передаваемый правоохранительным органам иностранных государств, определяется исходя из тактических целей.

Достаточно давно было отмечено и не утратило актуальности и в современный период, что любое взаимодействие правоохранительных органов проходит в двух основных формах. Это совместная деятельность должностных лиц правоохранительных органов, то есть прямое сотрудничество, и информационный обмен [9, с. 16]. В рамках запросов о правовой помощи выделяют обмен доказательственной и ориентирующей информацией и совместную деятельность при расследовании преступлений международного характера и в современных

исследованиях [3, с. 147], что говорит о стратегическом характере указанных положений.

Вполне понятно, что в рамках этих двух основных, стратегических направлений и будут формироваться конкретные формы международного сотрудничества, по содержанию которых имеются разные позиции.

В Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, ратифицированной 26 апреля 2004 года, определяются следующие формы взаимодействия между государствами:

1. Выдача преступников.

2. Взаимная правовая помощь (получение свидетельских показаний, проведение обыска и производство выемки или ареста, осмотр объектов и участков местности, вручение судебных документов, предоставление подлинников или заверенных копий документов, предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов, выявление или отслеживание доходов от преступлений и т. д.).

3. Совместные расследования на основе заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоров, согласно которых органы нескольких государств могут создавать органы по проведению совместных расследований, в том числе и в каждом отдельном случае.

4. Специальные методы расследования (использование контролируемых поставок, электронное наблюдение, агентурные операции).

5. Иные меры, включающие передачу уголовного производства, передачу сведений о судимости, обвинительного приговора в отношении лица, подозреваемого в совершении расследуемого преступления [10].

В рамках использования возможностей Интерпола дополнительно осуществляется розыск и идентификация лиц, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

Авторы доклада о состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации, выполненного под редакцией Е.Б. Мизулиной, выделяют четыре формы международного сотрудничества, называя их общепринятыми:

— экстрадиция;

— подача и исполнение письменного ходатайства согласно положениям договоров о правовой взаимопомощи с целью выполнения таких действий, как обыск, опрос свидетелей, получение документальных доказательств и т. п.;

— запрос одного правоохранительного учреждения другому, касающийся наличия доказательственных фактов или других, связанных

с ними вопросов, перед подачей официального письменного ходатайства;

— запросы одного правоохранительного учреждения другому о предоставлении такой оперативной помощи, как наблюдение, официальные поставки, перехваты и т. д. [11, с. 67].

Заметим, что первые три формы работают при возбуждении уголовных дел, а последнее явно относится к оперативной работе правоохранительных органов.

С.В. Зуев, обобщая нормативные документы, пишет, что в международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран используются следующие «...формы взаимодействия: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-разыскных мероприятий» [12, с. 32]. Мы согласны с С.В. Зуевым, сводящим все возможные формы взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран к указанным пяти формам. Единственно, следует дополнить последний пункт такой формой, как проведение расследований международными следственно-оперативными группами.

Кратко проанализируем некоторые из форм взаимодействия.

В настоящее время в области борьбы с преступностью действует «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанная главами государств СНГ 22 января 1993 года в г. Минске. Однако 7 октября 2002 года Российской Федерацией была подписана новая редакция данной конвенции, но до настоящего времени она так и не была ратифицирована. Принципиальное отличие последнего варианта состоит в наличии статьи 63, которая закрепила возможность создания и деятельности совместных СОГ.

На протяжении нескольких лет в Исполкоме СНГ (г. Минск) велась работа экспертной группы над проектом Соглашения о порядке создания и деятельности совместных СОГ на территориях государств — участников СНГ.

31 марта 2015 года Президент Российской Федерации подписал распоряжение № 72-рп «О подписании Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств». Совместные группы будут сформированы для расследования преступлений, которые были либо совершены одними и теми

же лицами на территориях двух и более стран, или иным образом затрагивают их интересы. Для более оперативной и эффективной работы оговорен специальный «упрощенный порядок взаимодействия». В компетенцию таких групп входят оперативный обмен информацией, взаимное информирование о ходе расследования, отработка версий преступления на территориях каждой из стран, проведение экспертиз и других процессуальных действий, в том числе сохранение конфиденциальности полученных от иностранных коллег сведений и документов [13]. Тем самым получена мощная правовая база эффективной формы взаимодействия, которую предстоит наполнить содержанием конкретной работы.

Экстрадиция была актуальна всегда. Несмотря на общее правовое поле, она решается с разным успехом. Наиболее просто она выглядит, например, для США, имеющих двусторонние договоры с большинством стран мира. У нас же возникает множество проблем с экстрадицией преступников из стран Евросоюза, особенно тех, которые совершили экономические преступления. Великобритания отказывается выдавать России нескольких беглых олигархов, даже несмотря на предъявляемые им уголовные обвинения.

В последнее время в связи с реализацией соглашения о создании Европейского ордера на арест ситуация внутри Евросоюза изменилась. Напомним, что европейский ордер на арест — это выданное государством-членом судебное решение в целях задержания и передачи преступника из других стран. Он действует на основе рамочного решения «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами». Оно было принято 13 июня 2002 года, но с начала 2004 года, когда оно вступило в силу, единый ордер был введен на территории еще только пяти государств — Бельгии, Финляндии, Ирландии, Швеции и Великобритании. Но в Нидерландах ордер беспрепятственно начал применяться лишь с 2006 года.

Согласно ордеру решение об экстрадиции в пределах Евросоюза должно быть принято судом в течение 90 дней. Внутриевропейская экстрадиция сейчас совершается очень быстро и по упрощенной процедуре: так, что суд даже не требует полноценных доказательств от запрашивающей стороны. К сожалению, это не относится к российским запросам. В случае же экстрадиции из Евросоюза российских преступников возникает проблема гарантий безопасно-

сти для человека в стране, которая требует выдачи. Россия в представлении западных коллег отличается в худшую сторону, и считается, что экстрадиция в Россию не будет соответствовать положениям Европейской конвенции о правах человека.

Что же касается стран СНГ, то, конечно же, упрощенная процедура экстрадиции, представляемая соглашением типа ордера на арест, действующего в правовых рамках и территориальных границах СНГ, была бы крайне полезна. Следующий шаг, как опять же показывает европейский опыт, — признание решений суда одной из стран во всех странах, с которыми заключено соглашение.

Основным центром, ориентированным на борьбу с транснациональной преступностью, выступает Интерпол, взаимодействие в рамках которого осуществляется посредством Национального центрального бюро Интерпола МВД России. Имеющиеся у него средства полиция может задействовать в целях решения возложенных на нее задач по борьбе с транснациональной преступностью в порядке, определяемом нормативными актами МВД России, в частности Положением о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола. Основными задачами, решаемыми с помощью Интерпола, и мы уже отмечали это ранее, выступают розыск и идентификация лиц, а также исполнение и подача запросов о правовой помощи, имеющей довольно широкий характер.

Взаимодействие в структуре Интерпола дополняется другими формами сотрудничества. Так, указывается, что основными элементами формы сотрудничества в виде совместной деятельности при расследовании преступлений международного характера являются присутствие иностранного должностного лица при исполнении запроса о правовой помощи и прикомандирование должностных лиц для участия в следственных действиях и оперативно-разыскных мероприятиях [3, с. 154]. Взаимодействие правоохранительных органов может осуществляться посредством участия в организации совместной деятельности представителей министерств внутренних дел в посольствах и представительствах иностранных государств, по сути, выступающего особым видом «прикомандирования». Оно осуществляется путем направления в зарубежные государства так называемых офицеров связи, которых еще называют «магистратами связи», «полицейскими связниками», «атташе по правовым вопросам»,

«представителями правоохранительных органов» или просто «контактными лицами».

Назначаются офицеры связи на основе межведомственных соглашений либо международных договоров и иных соглашений. Офицер связи является должностным лицом правоохранительного органа и вправе при наличии полномочий участвовать в расследовании преступлений. При всем разнообразии наименований роль и задачи офицеров связи понимаются многими странами сходно. Институт офицеров связи обеспечивает повышение скорости и качества взаимодействия ввиду их особой роли в установлении неформальных и непосредственных контактов. В подавляющем большинстве случаев российские офицеры связи заняты вопросами сотрудничества в оперативно-разыскной сфере [3, с. 162—163].

В Российской Федерации институт полицейских офицеров связи получил свое развитие и правовое оформление в 90-х годах прошлого века в связи с принятием постановления Правительства РФ от 5 января 1995 года № 10 «Об утверждении положения о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных государствах». Сегодня правовой статус офицеров связи устанавливается указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2007 года № 1104 «О представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных государствах», рядом международных соглашений и договоров [14, с. 137], приказов министра внутренних дел Российской Федерации, утверждающих инструкции о порядке направления и организации деятельности представителей МВД России в иностранных государствах [15]. В частности, Соглашение между правительствами государств — участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 2 октября 1998 года в 2002 году дополнено протоколом о Сети офицеров связи.

Основной задачей представителей МВД России является обеспечение взаимодействия МВД России с компетентными органами государства их пребывания, однако вся совокупность задач довольно обширна. Они включают анализ законодательства государства пребывания и изучение их опыта, форм и методов деятельности в области борьбы с преступностью, в том числе трансграничного характера, участие в работе международных конференций, семинаров, участие в подготовке проектов международных договоров в области борьбы с преступностью и

проектов соглашений между правоохранительными органами.

Конкретные меры взаимодействия заключаются в проведении переговоров и консультаций с представителями компетентных органов государства пребывания, получение запросов, информационных и иных материалов и направление их в МВД России, передача запросов, информационных и иных материалов, полученных из МВД России [15].

Заметим, одним из важнейших направлений работы, поставленных перед офицерами связи, выступает помощь при раскрытии и расследовании похищений людей. Как указывается в прессе, «.именно командированные в другие страны сотрудники занимаются розыском и возвращением на Родину похищенных или увезенных обманом людей» [16].

Не исключена и прямая форма взаимодействия правоохранительных органов, когда оно происходит без задействования официальных каналов. Формы такого взаимодействия кажутся ограниченными, но содержательная сторона довольно обширна — от своевременного информирования сотрудничающей стороны до совместного участия в конкретных мероприятиях. Использование прямого контакта, заключающегося в прямом обращении к интересующим следствие лицам за рубежом, может, как заменять взаимодействие, так и обеспечивать его.

Вполне понятно, что результативность взаимодействия правоохранительных органов различных государств определяется правильностью выбора направлений взаимодействия и правовых, организационно-тактических форм их обеспечения. Особенно явственно это проявляется на одном из приоритетных направлений участия России в борьбе с международной преступностью — торговле людьми.

Выбор форм взаимодействия зависит от конкретно сложившейся следственной ситуации, от ее информационной насыщенности и полноты. Необходимость более эффективного использования и сочетания форм взаимодействия при проведении расследования обусловлено тем, что любые результаты оперативно-разыскной деятельности окажутся абсолютно бесполезными, если информация, отраженная в них, не будет подтверждена в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке [17, с. 109].

В любом случае, расширение форм взаимодействия и полноты их реализаций происходит в ущерб суверенитету страны. Гипотетически

можно придумать многие иные формы взаимодействия, например, разрешить проводить оперативно-разыскные мероприятия нашим оперативным подразделениям на территории другой страны. Но это вряд ли уместно с точки зрения ущемления суверенитета, даже при крайне ограниченных формах оперативной работы. Тем самым, становится понятным, что даже в условиях международной интеграции и тесного объединения каким является СНГ, выбор форм международного сотрудничества и взаимодействия в области борьбы с преступностью требует тщательной правовой работы и безупречного тактического обоснования необходимости и полезности предлагаемой формы.

Примечания

1. Официальный сайт Международной организации труда. URL: http://www.unodc.org/ (дата обращения: 15.06.2015).

2. Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Ябло-ков. М., 1999.

3. Нурбеков И.М. Тактико-организационные особенности взаимодействия при расследовании преступлений международного характера: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

5. Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2003.

6. Ильенков Э, Давыдова Г., Лекторский В. Взаимодействие // Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М., 1970.

7. Маркушин А.Г., Аменицкая Н.А. Правовые и организационно-тактические основы взаимодействия органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью. Н. Новгород, 2007.

8. Воропаев А.А. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений: понятие, виды и формы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 3.

9. Бенчев С.Г. Организация и тактика взаимодействия следователя со специалистами при расследовании преступлений (по материалам МВД НРБ): ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.

10. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы к ней // Сайт ООН. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N00/560/91/PDF/N0056091.pdf?0penElement (дата обращения: 15.05.2016).

11. Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / под ред. Е.Б. Мизулиной. М., 2006.

12. Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью // Российский следователь. 2010. № 8.

13. URL: http://www.rg.ru/2015/03/31/sng-site-anons.html (дата обращения: 14.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кислухин В.А. Офицеры связи государств Союза Бенилюкс и России в процессе международного полицейского сотрудничества // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 (28).

15. Об утверждении Инструкции о порядке направления и организации деятельности представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах: приказ МВД России от 16 декабря 2009 г. № 975.

16. URL: http://www.rg.ru/2008/08/26/pravo.html

17. Попов К.И. Некоторые аспекты взаимодействия следственных и оперативных подразделений // Вестник ОГУ. 2009. № 3 (Март).

Notes

1. The official website of the International labour organization. URL: http://www.unodc.org/ (reference date: 15.06.2015).

2. Criminalistics: the textbook / ed. P. Yablokov. Мoscow, 1999.

3. Nurbekov I.M. Tactical and organizational features of interaction in the investigation of international crimes: dissertation... candidate of legal sciences. Мoscow, 2010.

4. Belkin R.S. Criminalistics encyclopedia. Мoscow, 1997.

5. Bezrukih E.S. Features of the interaction between the investigator and the operative worker at the initial stage of investigation of crimes in sphere of illegal drug trafficking: dissertation... candidate of legal sciences. Kaliningrad, 2003.

6. Ilyenkov E., Davydova G, Lectorsky V. Interaction // Encyclopedia of philosophy: in 5 vol. / ed. by F.V. Kon-stantinov. Мoscow, 1970.

7. Markushin A.G., Amenitckaya N.A. Legal, organizational and tactical basis of interaction of bodies of preliminary investigation and operational-search activities in the fight against crime. Nizhny Novgorod, 2007.

8. Voropaev A.A. Interaction of investigator and operational search divisions: concept, types and forms // Science and education: economy; enterprise; law and management. 2013. № 3.

9. Benchev S.G. Organization and tactics of interaction of the investigator with specialists in the investigation of crimes (on Moi NRB): dissertation... candidate of legal sciences. IVIoscow, 1983.

10. The Convention of United Nations against transnational organized crime of 15 November 2000 and the protocols thereto // Website of the UN. URL: http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N00/560/91/ PDF/N0056091 .pdf?0penElement (date of access: 15.05.2016).

11. A report on the status of combating human trafficking in the Russian Federation (on materials of monitoring of the criminal law, carried out by the Interdepartmental working group of the State Duma Committee on civil, criminal, arbitration and procedural legislation) / under the editorship of E.B. Mizulina. Moscow, 2006.

12. Zuev S.V. International law enforcement cooperation in combating organized crime // Russian investigator. 2010. № 8.

13. URL: http://www.rg.ru/2015/03/31/sng-site-anons.html (reference date: 14.05.2016).

14. Kislukhin V.A. liaison officers of the states of the Benelux union and Russia in the process of international police cooperation // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 4 (28).

15. On approval of the Instruction about the procedure for the direction and organization of activities of representatives of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in foreign states: order of the Ministry of internal affairs of Russia from December 16, 2009 № 975.

16. URL: http://www.rg.ru/2008/08/26/pravo.html

17. Popov K.I. Some aspects of interaction between investigative and operational subdivisions // Vestnik OSU. 2009. № 3 (March).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.