Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ, ТРАКТОВКА ФАРАБИ'

ТЕОРИЯ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ, ТРАКТОВКА ФАРАБИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
414
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРДА / МЕЛОДИЯ / ЛАД / МАКОМ / МУЗЫКА / НАУКА / ПОНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанов А.Т.

Абу Наср аль-Фараби является одним из великих учёных Востока, ученым-энциклопедистом, основавшим в том числе и музыкальную теорию народов Центральной Азии. Источники указывают, что помимо того, что он был учёным, он играл на всех музыкальных инструментах своего времени, сочинял музыку, и сам же исполнял её на высшем уровне. Фараби также написал ряд научных работ (трактатов) по теории музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF ORIENTAL MUSIC, INTERPRETATION BY FARABI

Abu Nasr al-Farabi is one of the great figures who founded the music theory of the peoples of Central Asia, and sources indicate that he was able to play on all musical instruments of his time. He has also done a number of scientific papers on music theory.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ, ТРАКТОВКА ФАРАБИ»

ТЕОРИЯ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ, ТРАКТОВКА ФАРАБИ

Хасанов А.Т.

Хасанов Абдулазиз Тельманович - и.о. доцента,

кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Абу Наср аль-Фараби является одним из великих учёных Востока, ученым-энциклопедистом, основавшим в том числе и музыкальную теорию народов Центральной Азии. Источники указывают, что помимо того, что он был учёным, он играл на всех музыкальных инструментах своего времени, сочинял музыку, и сам же исполнял её на высшем уровне. Фараби также написал ряд научных работ (трактатов) по теории музыки.

Ключевые слова: парда, мелодия, лад, маком, музыка, наука, понятие.

THEORY OF ORIENTAL MUSIC, INTERPRETATION BY FARABI

Khasanov A-Т.

Khasanov Abdulaziz Telmanovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF mMPOSITIONS AND WRCHESTRATION, THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Abu Nasr al-Farabi is one of the great figures who founded the music theory of the peoples of Central Asia, and sources indicate that he was able to play on all musical instruments of his time. He has also done a number of scientific papers on music theory.

Keywords: scale, melody, harmony, maqom, music, science, concept.

УДК 781.7

В своих музыкальных трактатах Абу Наср ал-Фараби исследовал и анализировал теорию музыки Востока. Среди всех его книг самая значимая, выдающееся произведение того времени «Китаб аль-мусики аль-кабир» (араб. j^) «Большая книга о музыке». Эта книга состоит из вступления и трёх глав.

Третья книга считается наиболее ценной, так как вопросы, связанные с макомом, освещены именно в ней. Она рассказывает о преобразовании мелодий и макомов, ритмов, инструментальной и вокальной музыки, музыкальных красок. Кроме этого в ней изложены составные части ладов (макомов) - разновидности тетрахордов и пентахордов, виды макомов, а также приводятся их шоъбы [1].

Нужно отметить то, что это произведение Абу Насра аль-Фараби создало почву и поспособствовало возникновению восточной нотописи. Соответственно он изобрел образцы, непосредственно связанные с основным звуком лада (макома), и записал их в буквенном обозначении [2].

Достойны внимания трактаты Абу Насра аль-Фараби еще и тем, что в его музыкальных трактатах впервые были прокомментированы проблемы и задачи макома. В X-XI веках его работы являлись единственным источником информации в изучении известных макомов того времени.

Во взглядах Фараби можно увидеть его творческий подход и эффективное применение знаний об учении «Элементы гармонии» (музыкальная пропорциональность) и «Элементы ритмики» Аристоксена, ученика Аристотеля [3]. Для того чтобы размышлять на эту тему, необходимо ясно представлять себе исторические корни этого великого научного учения. Во-первых, между временем, когда жил Аристотель и Аристоксен и периодом Фараби проходит тринадцать веков. Во-вторых, произведения Аристоксена написаны на древнегреческом языке, а книги Фараби изложены на арабском. В этом контексте приоритетные понятия музыкальной науки гармония и ритм используются во множественном числе, и фактически называются «Гармоники» и «Ритмики». В трудах Фараби вместо этих слов используются арабские выражения "таълиф" (последовательность тонов) и "ийкоъ" (ритм). В-третьих, Фараби выступает вовсе не переводчиком произведений Аристоксена, а наоборот, - великой фигурой, творчески осваивающей в новых исторических условиях музыкальные учения, пришедшие из далёких времен. И именно поэтому он признан во всём мире отцом Восточного музыковедения. Фараби был близко знаком с музыкальными воззрениями представителей школ Пифагора и Платона, а также с творчеством персидских и арабских музыковедов Фехлиза (Барбада) ибн Сурайжа, Исхака Мавсулий, которые прошли через ранний период Исламского ренессанса. Освещая различные исторические вопросы, он обращается к научному наследию этих учёных и соответствующим образом в своей книге комментирует их.

Во времена Фараби использовался четырёхструнный и пятиструнный уд. Струны назывались «бам», «маслас», «масна», «зир» и «хадд». Каждая открытая струна называлась «абсолютной». Лады носили названия пальцев, с помощью которых звук извлекался из той или иной струны: саббоба - указательный палец, вусто - средний палец, бинсир - безымянный палец, хинсир - мизинец.

В науке и практике считали в основном четырехступенчатый промежуток чистой кварты и называли его «джинс». Согласно этому используемый строй Фараби по аналогии с древнегреческим учением назывался теорией джинсов - несовершенных ладов (тетрахорды, пентахорды). Крайние звуки джинсов, образуют чистую кварту. Соответственно джинс трактуется как деление кварты на три. Интервалы составляющие кварту - это большая терция (танинан), малая терция и её разновидности (вусто), большая секунда (таниний), малая секунда (бакия).

Во времена Фараби считалось, что самый простой способ доказать музыкально-теоретические воззрения практикой - это то, что единицы ритма и интервала, определённые разумом, достигаются путем измерения совершенных интервалов, которые прочно обосновались на навязных ладах инструмента. К нашему времени интервалы между звуками стали выражаться с помощью нот.

Работа Фараби превзошла работы написанные до него в этой области, и определила развитие теории музыки Запада и Востока на несколько веков вперед. «Большая книга о музыки» Фараби была опубликовано в Париже. Его требования к исследователям музыки заслуживают пристального внимания. Он считал, что зрелый художник, обладающий теоретическими знаниями, в какой бы отрасли он не вёл деятельность, должен владеть этими тремя качествами:

1. должен знать все методы и правила обучения;

2. должен быть способным интерпретировать и комментировать результаты методов и правил, сформированных в различных ситуациях одного и того же знания.

3. должен критиковать ошибочные теории ученых, которые имеют неверное понимание музыкального искусства, показать разницу между ложными теориями и прояснять ошибки.

«Большая книга о музыки» Фараби начинается со слов: «Вы вспомнили о своей страсти смотреть на то, что является музыкальным искусством древних времён, и попросили меня для вас осветить это в книге. Я её напишу, и для того, чтобы её легче было освоить читающему, обещаю комментировать мысли в том аспекте, чтобы было доходчиво и понятно. Я решил изучить этот предмет, и по глубже порассуждать, изучить литературу, написанную до нас в древние времена, людьми живших тогда и позже.

Я очень надеюсь, на то, что нашел то, что отвечает твоим требованиям. Это сделать книгу о том, что было сказано раньше, но глубже объясняя с примерами и доказательствами. Так как все сказано, и искать чего-то нового нет необходимости. Нужно объяснить (растолковать) то, что уже было поведано. Так как в прежних книгах (учениях) были растолкованы и изучены все виды искусства, поделив на разделы. Если человек растолковавший труды уже написанные даёт себе высокую оценку, это является излишеством, невежеством или злом» [4].

Фараби, будучи учёным-энциклопедистом в таких сферах, как философия, музыка (музыкант исполнитель, певец, композитор, изобретатель музыкальных инструментов, теоретик, поэт), историком, географом, математиком, врачевателем, биологом, физиком, химиком и т.д., написавшим множество трактатов, говоривший и творивший на многих языках (тюркский, арабский, фарси, древнегреческий и т.д.), изучил работы древнегреческих учёных - Аристотеля, Аристоксена, Платона, Птолемея и их последователей, а также работы Восточных мыслителей, таких как Фахлиз (Барбад) ибн Сурайдж, Исхак Мавсулий.

Феноменом Фараби является то, что, применив весь багаж своих учений, пропустив через призму своих знаний, он пишет трактат «Большая книга о музыки», которая была единственным источником информации по теории музыки и теории макома на несколько веков. И только в новом толковании все теории и умозаключения древнегреческих мыслителей стали доступны и понятны миру.

Список литературы /References

1. Орипов З. Шарк мусикий манбашунослиги (X-XI асрлар). Тошкент, 2008.

2. Ражабов И. Макомлар. Тошкент, 2006.

3. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1986.

4. Форобий А.Н. "Китоб ал-мусика ал-кабийр". Копира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.