Научная статья на тему '"МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ" АБДУРАХМАНА ДЖАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УД'

"МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ" АБДУРАХМАНА ДЖАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УД / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / МАКОМЫ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ / АБДУРАХМАН ДЖАМИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джураев А.А.

среди редких шедевров восточной классической музыки, которая сегодня признана в мире как одна из форм человеческой деятельности, особое место занимает произведение Абдурахмана Джами под названием “Рисолаи мусикий” (Музыкальный трактат). Известно, что в его создании важную роль играют творческо-научные факторы и процессы, которые до великого мыслителя формировали и развивали в определенном смысле музыкальное мышление. В данном трактате автор был научно и теоретически на стороне музыки, и при объяснении полученных результатов он плодотворно использовал возможности музыкального инструмента уд. В данной статье будет представлена информация о музыкальном инструмента уд, вошедшем в “Музыкальный трактат” великого учёного Абдурахмана Джами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MUSICAL TREATISE” OF ABDURAHMAN JAMI: THE POSSIBILITIES OF THE MUSICAL INSTRUMENT UD

among the rare masterpieces of Oriental classical music, which is now recognized in the world as one of the forms of human activity, the work by Abdurakhman Jami called "Risolai musikiy” (Musical Treatise) takes special palce. It is known that creative-scientific factors and processes that formed and developed musical thinking in a certain sense before the great thinker play an important role in its creation. In this treatise, the author was scientifically and theoretically on the side of music, and while explaining the results obtained, he fruitfully used the possibilities of the musical instrument ud. This article will provide information about the musical instrument ud, included in the ”Musical Treatise" of the great scientist Abdurakhman Jami.

Текст научной работы на тему «"МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ" АБДУРАХМАНА ДЖАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УД»

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ» АБДУРАХМАНА ДЖАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УД Джураев А.А.

Джураев Али Асрорович - старший преподаватель, заведующий кафедрой, кафедра подготовки преподавателей вокального и инструментального исполнительства, Институт узбекского национального музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: среди редких шедевров восточной классической музыки, которая сегодня признана в мире как одна из форм человеческой деятельности, особое место занимает произведение Абдурахмана Джами под названием "Рисолаи мусикий" (Музыкальный трактат). Известно, что в его создании важную роль играют творческо-научные факторы и процессы, которые до великого мыслителя формировали и развивали в определенном смысле музыкальное мышление. В данном трактате автор был научно и теоретически на стороне музыки, и при объяснении полученных результатов он плодотворно использовал возможности музыкального инструмента уд. В данной статье будет представлена информация о музыкальном инструмента уд, вошедшем в "Музыкальный трактат" великого учёного Абдурахмана Джами.

Ключевые слова: уд, музыкальный инструмент, исполнитель, макомы, произведения, музыкальный трактат, Абдурахман Джами.

"MUSICAL TREATISE" OF ABDURAHMAN JAMI: THE POSSIBILITIES OF THE

MUSICAL INSTRUMENT UD Juraev A.A.

Juraev Ali Asrorovich - Senior Lecturer, Head of the Department, DEPARTMENT OF TRAINING OF TEACHERS OF VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, INSTITUTE OF UZBEK NATIONAL MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: аmong the rare masterpieces of Oriental classical music, which is now recognized in the world as one of the forms of human activity, the work by Abdurakhman Jami called "Risolai musikiy" (Musical Treatise) takes special palce. It is known that creative-scientific factors and processes that formed and developed musical thinking in a certain sense before the great thinker play an important role in its creation. In this treatise, the author was scientifically and theoretically on the side of music, and while explaining the results obtained, he fruitfully used the possibilities of the musical instrument ud. This article will provide information about the musical instrument ud, included in the "Musical Treatise" of the great scientist Abdurakhman Jami.

Keywords: oud, musical instrument, performer, makoms, works, musical treatise, Abdurakhman Jami.

УДК 787.62; 78.072.2

Сфера музыкального исполнительства - это вид искусства, воплощающий богатые духовные ценности нашего народа, и его исторические основы уходят корнями в далекое прошлое. Главным оружием этой сферы были музыкальные инструменты, которые стали неотъемлемой частью его жизни, погруженной в народный образ жизни и трудовую деятельность. Музыкальные инструменты, пришедшие в нашу эпоху из древних времен, имели огромное значение в духовном воспитании, благотворно влияя на эстетические требования и потребности.

Теоретические взгляды Восточных учёных формировались на основе музыкальной практики, и они оставили ценные информации о статусе музыкальных инструментов в социуме. Можно найти информации о музыкальных инструментах и их исполнении в древних научных произведениях, как «Китаб ал мусика ал кабир» («Большая книга о музыке») Абу Наср Мухаммад Фаргоний (873-950), «Китоб ум шифа» («Книга о лечении») отдел о музыке Абу Али ибн Сина (980-1037), «Ключ к знаниям» Аль Хорезми (Х век), «Книга о превосходстве» или «Шарафия» Сафиуддин Урмавий (1216-1294), "Книга о музыке" Абдурахмон Жомий (1414-1492) [1].

Среди музыкальных инструментов уд отличается своим уникальным звучанием и очарованием. Уд очень древний инструмент. Среди памятников, найденных в Айртоме, было изображение женщины, играющей у огня, относящееся к ранним векам нашей эры [2]. Уд, популярный в практике исполнения, существовал у разных народов. Народы Ажама називали его - уд, в Китае - пипа, в Европе - лютна, у арабов - аль-уд. Инструмент был изготовлен из дерева уд, произрастающего в арабской стране. Дерево характеризуется распространением аромата.

Известно, что музыкальный инструмент уд играл важную роль в истории музыкального искусства с древних времен. Струнные системы инструмента и ноты широко использовались, особенно при объяснении и изучении теоретических вопросов музыки. Мы понимаем это из трактатов, написанных учеными, которые

жили в прошлом и занимались наукой о музыке. Не только Абдурахман Джами, но и Фораби, Ибн Сина, Шерози, Хуссейни, которые изучали глубокие научные и теоретические аспекты музыковедения, выбрали струнные инструменты для объяснения и интерпретации теоретических вопросов музыки в своих музыкальных трактатах. Ученые отметили, что для удобства исследований был выбран ведущий и популярный, широко потребляемый того времени инструмент уд. Формирование буъд то есть интервал, жинс, то есть лад, жамъ, то есть звукоряд четко обозначены с помощью струн уда.

В древних музыкальных нотах чтобы четко указать место появления нагма был проведен длинная линия, похожая на струну. В нем отмечены ноты уда. Согласно музыкальному трактату Джами, сторона уда, которая называется анф (слово означающий нос), обозначена заглавной буквой алиф, сторона которая называется мушт (слово означающий гребень) обозначена первой его буквой мим. Но в этой линии возникает ситуация, когда знаменатели интонации идут в порядке абджада, в котором алиф также занимает первое место.

Также стоит отметить, что добавление одной струны к общему количеству инструмента уд Абдурахман Джами приписывает именем Абу Насра Фароби: «Среди инструментов завоту-л-атвор самым известным является инструмент уд. В прошлом он был четырехструнным, которые назывались бам, маслас, масно и зер. Абу Наср Фароби добавил еще одну струну после струны зер и назвал ее ходд. Их настройки могут быть разных разновидностей. Но известно, что снизу абсолют второго струна берется до конца в виде установки, соответствующего точке, в которой он равен трем четвертям нижнего типа.»[3] Ходд считается резким, громким звуком и придает особый дух и красоту во время исполнения произведений на инструменте уд. В других источниках также есть информация о том, что Сафиуддин Аль-Урмавий окончательно определил структуру музыкального инструмента уд, который использовался в более поздние периоды.

Существует восемь видов лад уда, и у них также есть индивидуальные названия: мутлак, зоид, мужаннаб, сабоба, вустои фурс, вустои залзал, бинсир, хинсир.

Из поколения в поколение устно передавались сложнейшие категории музыкального наследия народов Востока, такие как мугам, дастгох, навба, рага. Согласно историческим источникам, мнениям известных мастеров и научным исследованиям, в ХШ-XVIII веках в музыке народов Средней Азии, Хорасана и Азербайджана существовали следующие двенадцать (дувоздах) макомов. Это: "Ушшок», «Наво», «Бусалик», «Рост», «Хусайний», «Хиджаз», «Раховий», «Зангула», «Ирак», «Исфахон», «Зирафканд», "Бузрук".[4] Абдурахман Джами в своем музыкальном трактате изложил свои научные взгляды о каждом из этих макомов. Их структура, звучание объяснено с помощью музыкального инструмента уд.

Кроме того, музыкальный трактат Абдурахмана Джами также содержит информацию о других музыкальнцых инструментах, подобных инструменту уд. Одним из них является "Кубузи Румий", чаша которого вырезана из дерева и обтянута кожей. Это 5-струнный музыкальный инструмент, похожий на малую форму уда, и настраевается как уд (кварта).

"Шахруд" - это инструмент гнездообразный, вдвое длиннее уда. Его ноты "A", "Их", "Лх" настраиваются на уровне октавы. Но, согласно уд, звучит на одну октаву выше, то есть эти ноты настраиваются на одну октаву выше. Он десятиструнный и струны вставляются парно. Диапазон составляет две октавы. В XV веке не стали использовать данный музыкальный инструмент.

Список литературы /References

1. Вахидов Ю.К. Древние инструменты, перечисленные в древних рукописях. «Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.

2. РажабовИ. "Мацомлар масаласига доир". Тошкент, 1963.

3. Урунбаев А. Рукописи произведении Адуррахмана Джами в собрании Института востоковедения Республики Узбекистан. Таш., 1965.

4. Юсупова З.Х. Роль музыкальных инструментов в жизни людей в древней Центральной Азии.. «Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.