УДК 342.5
Абакумов Н.В. студент, 4 курс
направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» ВШЭУиП С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова
Россия, г. Архангельск ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА: ИСТОКИ
СОЗДАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ Аннотация: Теория разделения властей как официально оформленная научная доктрина сложилась в XVII-XVIII веках. Конституционный принцип разделения властей применяется практически во всех ведущих мировых государствах. В статье автором рассматриваются и подвергаются анализу основные этапы создания и развития английскими, французскими и американскими общественными деятелями теории разделения властей. Анализируя мнение создателей теории, автор пытается показать этапы её становления и развития. Автор, основываясь на представленных позициях мыслителей и теоретиков права, раскрывает теоретические аспекты теории разделения властей. В ходе подготовки статьи автор указывает на практический смысл, который был заложен создателями в теорию разделения властей, обращает внимание на эффективность и актуальность теории.
Ключевые слова: общество, правовое государство, власть, теория разделения властей, конституционализм, конституционный строй, политика.
Abakumov N. V.
Student
Northern (Arctic) Federal University (NArFU)
Russia, Arkhangelsk THE THEORY OF THE SEPARATION OF POWERS AS THE FRAMEWORK OF MODERN CONSTITUTIONALISM: THE SOURCES OF CREATION AND PRACTICAL SENSE. Annotation: The theory of the separation of powers as a formalized scientific doctrine was formed in the XVII-XVIII centuries. The constitutional principle of the separation of powers is applied in almost all the world's leading countries. In the article, the author discusses and analyses the main stages of creation and development of the theory of the separation of powers by the most famous British, French and American scientists, philosophers and public figures. Analyzing some opinions of the creators of the theory, the author tries to show the stages of its formation and development. The author, based on the submitted positions of the thinkers and the theorists of law, reveals some theoretical aspects of the theory of the separation ofpowers. During the preparation of the article the author indicates to the practical meaning, which was founded by the creators of
the theory of the separation of powers and also focuses attention on the effectiveness and relevance of the theory.
Keywords: society, legal state, power, the theory of the separation of powers, constitutionalism, constitutional structure, politics.
С появлением государства как публичного общественного института люди стали всё больше задумываться о необходимости создания той модели государственного устройства, которая позволит не только достичь наибольшей эффективности при управлении подчинёнными территориями, но и задаст определённый курс во внутренней и внешней политике. Например, в некоторых античных государствах усматривались элементы, присущие современному демократическому режиму, в ряде других государств преобладали основы деспотии и неограниченной власти одного лица, которое сосредотачивало в своих руках все рычаги управления страной и осуществляло контроль за всеми сферами деятельности общества. Эпоха феодализма, длившаяся несколько столетий, выявила целую плеяду наиболее острых проблем, главная их которых была связана с тем, что целое государство, которое управляется монархом с неограниченной полнотой власти, может быть поставлено в большую зависимость от того, в чьих руках находится власть в определённый период времени. Такой подход не устраивал в первую очередь тех, кто считал, что государство должно обладать некой стабильностью и зачастую не может слаженно единолично управляться одним человеком, а люди полностью подчиняться его решениям, которые в некоторых случаях полностью противоречат здравому смыслу. Философы, общественные деятели искали новые пути развития системы государственного устройства, которая позволила бы максимально эффективно разделить власть между различными государственными институтами.
Теория разделения властей ещё с давних пор занимала умы многих видных и известных учёных. С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти наиболее оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Как указывает Косов Р.В.,1 с давних пор учёные искали ответ на вопрос: Как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности. Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединённых в единую теорию, которая получила название «Теория разделения властей». Когда на смену государствам феодального типа стали приходить страны буржуазного порядка, принцип разделения власти на самостоятельные и независимые ветви стал играть главенствующую роль. Сам принцип долгое время подвергался всесторонним доработкам, однако на сегодняшний день
1 Косов Р.В. Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная теория // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2004. - №4-2. - С. 1212.
несомненно одно: принцип разделения властей является обязательным для всех государств, которые позиционируют себя как правовые, в которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в которых установлен демократический правовой режим. Как показывает практика принцип разделения властей наиболее часто применяется в государствах с республиканской формой правления. Основываясь на реализации в государстве той или иной разновидности выбранной модели принципа разделения властей, в особом системном порядке формируются непосредственно сами органы государственной власти, осуществляющие властные полномочия от лица государства.
На сегодняшний день, принцип разделения властей - важнейший элемент конституционного строя правового государства. Многие действующие конституции закрепляют принцип в качестве фундаментальной основы построения системы государственно-властных отношений в стране. Для того, чтобы понять, почему модель разделения властей на протяжении уже нескольких столетий считается настолько эффективной, что повсеместно применяется во многих странах, являющимися крупными мировыми лидерами по темпам роста экономики и объёмам производства, необходимо обратиться в истокам создания и разработки теории разделения властей. Следует подчеркнуть, что сама теория ещё относительно молодая, однако столь значимая и важная. Говоря о том, что теория разделения властей сравнительно молодая, мы не учитываем ранее наработанный опыт мыслителей античных и средневековых времён, а берём за основу лишь оформленную теорию. При этом высказанная позиция не мешает нам обратиться к первоисточникам, которые позднее легли в основу официально оформленной теории разделения властей. Так, по мнению Геворкяна М.В., термин «разделение властей» в своём практическом применении следует рассматривать как достаточно сложное сочетание независимости и взаимодействия трёх ветвей власти, а в некоторых случаях их переплетения2.
В своём примитивном виде, как уже было отмечено нами выше, теория разделения властей возникла ещё в античных государствах. Мыслители того времени выделили и оформили несколько обязательных признаков этой теории, согласно которой внутри государства существуют самостоятельные элементы, которые выполняют определённые функции и задачи. Свой вклад в развитие данной концепции внесли Аристотель, Эпикур и Платон. Так, Аристотель в частности писал: «Где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». В самом общем виде разделение властей можно было наблюдать уже в государствах Древнего Рима и Древней Греции, однако о чёткой границе между ветвями власти да и вообще об определённом разделении на ветви власти в то время говорить было ещё
2 Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. -2010. - №11. - С. 116.
достаточно сложно. Государственно-правовые институты этих государств оказали заметное влияние на развитие теории в дальнейшем.
В средние века в эпоху феодализма о теории разделения властей на политическом уровне забыли. Вся власть в государствах феодального типа и все три классические ветви власти, а именно законодательная, исполнительная и судебная, как правило, были сосредоточены напрямую в руках монарха. В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своих работах они активно доказывали существенное преимущество республики перед другими формами государства и в частности перед монархией. Главной задачей государства с республиканской формой правления они провозглашали обеспечение прав и свобод граждан. Соответственно, человек и принадлежащие ему права становились высшей ценностью в государстве, которые оно обязывалось защищать. Это был огромный прорыв в науке о государственном устройстве, который в конечном итоге перерос в революционные потрясения, свержения существующих политических режимов и водворение новых форм государственного правления.
Становление современной оформленной теории разделения властей обычно связывают с возникновением комплекса политико-правовых теорий в Англии в XVII веке. Основоположником концепции разделения властей считается английский учёный и философ Дж. Локк. Именно он изначально даёт развёрнутую характеристику трём ветвям власти, объясняя их происхождение и указывая на их назначение в государственном аппарате. Однако выдвинутые Локком предложения сами по себе не составляют в совокупности концепцию разделения властей в современном её понимании, так как Локк отдавал предпочтение законодательной ветви власти, а это означает, что все другие ветви власти, по его мнению, должны были быть подчинены ей. Такое понимание Дж. Локком приоритета законодательной власти основывается на том факте, что законодательная власть издаёт законы и иные нормативные акты, а значит может управлять другими, однако, как пишет Локк, она всё же не может быть абсолютной, поэтому другие ветви власти должны её ограничиватьЗ. Представленная модель разделения властей по Дж. Локку, когда одна ветвь власти подчиняет себе другие ветви, не получила должного применения и подверглась доработкам, которые в корне изменили сущность теории, позволив уйти от доминирования одной ветви государственной власти над другой.
Тем не менее, о теории разделения властей не забыли и со временем она получает своё дальнейшее развитие. Доработал и внёс наиболее значительный вклад в теорию разделения властей французский правовед и государственный деятель Ш. Монтескье. В его работе «О духе законов»
3 Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. -2010. - №11. - С. 117.
говорится так: «В каждом государстве есть три рода власти, власть законодательная, власть исполнительная и власть, ведающая вопросами гражданского права или по-другому судебная власть, которая разрешает различные споры»4. По теории Монтескье все ветви власти должны, уравновешивая друг друга, осуществлять те или иные задачи, стоящие перед государством, при этом выполнять только строго определённые им законом функции, не узурпируя полномочия у другой ветви власти. Так или иначе, Монтескье более подробно доработал теорию Дж. Локка, наиболее полно раскрыв содержание каждой из ветвей государственной власти. Несмотря на развитие концепции разделения властей, Монтескье всё же не приходит к окончательному выводу о том, что все ветви государственной власти должны быть полностью независимыми и самостоятельными. При этом в своих трудах он всё же косвенно упоминает об этих особенностях. Отдавая предпочтение законодательной власти, Монтескье пишет, что законодательная власть не должна каким-либо образом существенно ограничивать другие ветви власти. В её функции, помимо издания законов и нормативных актов, должны входить: контроль за исполнением законодательства со стороны исполнительной власти, привлечение к ответственности министров, чиновников и должностных лиц в случае нарушения ими государственных законов. Прогрессивность идей Монтескье в том, что он первый, кто обращает внимание на необходимое взаимодействие всех ветвей власти между собой в целях достижения наибольшей эффективности в управлении государством. В частности Сучилин В.Н. подчёркивает, что Монтескье не только не видел в разделении властей просто абстрактное распределение функций между различными государственными органами, но и упоминал о построении между ветвями власти системы сдержек и противовесов, позволяющей обеспечивать самостоятельное и независимое функционирование трёх ветвей власти5. Для достижения наиболее эффективного результата при управлении государством необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы взаимно сдерживать друг друга, путём наделения каждой из ветвей в лице соответствующих государственных органов контрольными и надзорными полномочиями. Тем не менее, Ш. Монтескье в развитии теории разделения властей продвинулся намного дальше Дж. Локка и впервые обозначил необходимость создания системы взаимного сдерживания между всеми ветвями власти.
Идеи Ш. Монтескье относительно теории разделения властей были проанализированы в трудах ещё одного французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, который раскритиковал некоторые выводы своего предшественника. Руссо, к примеру, считал, что так называемая «третья» ветвь власти, под которой все мы в классическом виде сейчас понимаем судебную, должна не
4 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М. - 1955.
5 Сучилин В.Н. Теория разделения властей Ш. Монтескье и современные политико-правовые реалии // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №10. - С. 195.
только сдерживать законодательную и исполнительную, но и выступать гарантом тех идеалов, которые провозглашает государство в качестве основ конституционного строя. Основное внимание в своих трудах Руссо уделил формированию и характеристике третьей ветви власти - судебной. Стоит обратить внимание на тот факт, что сам Руссо в своих трудах не называет данную ветвь государственной власти судебной, но по тем полномочиям, которые он возлагает на неё, можно с уверенностью сказать, что ей были присущи большинство функций, которые сегодня выполняет современный суд. Ж.Ж. Руссо считал, что суд в первую очередь должен являться гарантом свободы и неприкосновенности человека, охранять его права и законные интересы в обществе. В компетенцию суда Руссо определил не только возможность контролировать деятельность органов государственной власти, но и защищать человека от необоснованных обвинений и уголовного преследования. Так, Ж.Ж. Руссо в своём труде «Об общественном договоре» 6 писал о правах арестованного на обжалование ареста, судебных решений, ограничивающих его личную свободу, о полномочиях суда проверить обоснованность обвинений, вынесенных в отношении него и других действиях, которые могли бы нарушить права и свободы гражданина. Как мы видим, во взглядах Руссо отчётливо можно заметить изначальные черты профессиональной компетенции современных органов судейского сообщества, которые должны ставить охрану указанных выше прав гражданина в качестве своих первостепенных задач. Полномочия судов, их непосредственный функционал обычно чётко прописывается в специальных государственных законах. Частично некоторые судебные функции могут отличаться друг от друга в зависимости от системы судов, действующей в том или ином государстве, назначении и компетенции того или иного суда. Однако от общих принципов и задач правосудия, которые определил при разработке концепции судебной власти Руссо, в государстве, считающем себя правовым, судебная власть никогда не должна отступать. На наш взгляд, именно данный тезис в трудах Ж.Ж Руссо, можно справедливо считать основополагающим. В разработке теории разделения властей Руссо уделил широкое внимание судебной власти, учитывая тот факт, что его предшественники достаточно абстрактно определяли круг задач, полномочий и функций судебной власти. Дж. Локк и Ш. Монтескье, главным образом, рассчитывали скорее сущность и назначение в государстве законодательной и исполнительной ветвей власти. Несомненно, Руссо одним из первых определил роль суда в качестве гаранта неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина. В целом, Ж.Ж Руссо наиболее критически и детально развил взгляды и идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье. Как правильно отмечает Геворкян М.В., в результате проведённых научных работ им была создана фундаментальная основа теории разделения властей, которая на данный момент активно применятся как важнейший элемент
6 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М. - 2000.
конституционного строя в современных государствах?.
Работы трёх ведущих мыслителей XVIII века по развитию концепции разделения власти на ветви со временем оформились в одну классическую теорию разделения властей Существенный научный прорыв при разработке теории заключался в том, что представленные государственные и общественные деятели обозначили природу и сущность каждой из ветвей власти, предложили систему, которая позволяет контролировать деятельность каждой из ветвей власти, путём наделения государственных органов контрольными и надзорными полномочиями, позволяющими им принимать непосредственное участие в деятельности любой из ветвей власти по осуществлению ею своих главных задач и функций. Как уже было отмечено ранее, наиболее активной разработке подверглась «третья» ветвь власти или в нашем понимании судебная, которой мыслители определили роли так называемого арбитра между законодательной и исполнительной властью, гаранта соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Теория разделения властей на рубеже Х1Х-ХХ веков получила своё развитие и в научных кругах русских специалистов. Однако большинство высказанных в ходе анализа теории точек зрения имели существенные различия между собой. Несмотря на отличия в подходах к разработке данного вопроса, большинство основных трудов и работ русских правоведов сводилось к тому, что судебная власть должна быть полностью самостоятельной и независимой от других ветвей и опять же выступать своего рода арбитром в решении спорных вопросов. Главный тезис российских учёных заключался в том, что все три ветви власти должны вместе составлять единую государственную власть.
К сожалению, в те времена, когда теория зарождалась и разрабатывалась в Европе, Россия была ещё не готова полноценно воспринимать предложения своих западных коллег. Причина данного феномена кроется в том, что для Европы конец XVIII - начало XIX века -время бурных потрясений, революций, кровавых восстаний, свержения политических режимов и водворения во многих европейских странах принципиально новых основ государственного строя и порядка. Можно сказать, что мы, анализируя исторические факты, имеем дело с эффектом «обратной стороны медали». Если говорить конкретно, то с одной стороны именно в Европе переживают второе рождение идеи прогрессивных преобразований, демократии, народовластия, благодаря великим мыслителям и общественным деятелям, с другой - именно эти же идеи приводят народ к кровавым революциям, которые сопровождаются насилием. Почему это происходит? Ответ достаточно очевиден: любая идея должна быть применена на практике, иначе она полностью потеряет всякий
7 Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. -2010. - №11. - С. 118.
практический смысл. Сколько бы теории не разрабатывали, развивали или дополняли, их все необходимо как-то применить, посмотреть, что же получится, если государство и общественная жизнь пойдут по другому пути.
Теория разделения властей не стала исключением из общего правила, о котором мы говорили выше. Геворкян М.В. указывает, что широкое развитие теории происходит в последующих трудах общественных деятелей, специалистов в области права, а также в практической деятельности государств, воспринявших этот принцип при построении своей системы государственной власти8. В конце XVIII века теория получает первый опыт практического использования. Конституция США 1787 года воплощает в жизнь принцип разделения властей, как одну из основ нового государства, возникшего на территории бывших английских колоний. При разработке Конституции США, конституций первых штатов, которые в итоге образовали новое государство, классическая концепция разделения властей была подвергнута некоторым изменениям и новшествам. Необходимая система сдержек и противовесов между ветвями власти создателями конституции не оспаривалась, а наоборот была выдвинута в качестве важнейшего элемента взаимодействия всех трёх властей между собой. Создатели новой конституции также выдвинули тезис об единстве трёх ветвей власти, которые вместе должны составлять государственную власть. Тем не менее в США была создана система управления государством, состоящая из связанных системными отношениями органов, которые представляли, соответственно, законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. При этом неоднократно было высказано предложение о том, что само так называемое «дерево власти» едино9. В итоге в США получился единый властный механизм, который имеет горизонтальное разделение между тремя ветвями власти и вертикальное разделение между федеративным центром в лице федеральных органов государственной власти и территориальными субъектами в лице органов государственной власти штатов. Так или иначе, в США практически реализовали теорию разделения властей, учитывая при этом весь полученный теоретический опыт создателей концепции. Отсюда следует важный вывод, который заключается в том, что при первой практической попытке классическая теория разделения властей была частично подвергнута важным изменениям. На самом деле, такой практический опыт США в дальнейшем окажет существенное влияние на применение данной теории при образовании новых систем государственного строя в других странах. Сегодня, мы имеем дело с ситуацией, при которой классическая теория разделения властей в чистом виде практически нигде не применяется. Каждое государство в своё время внесло в неё какие-то необходимые коррективы, подстраиваясь под свой собственный уклад и особенности
8 Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. -2010. - №11. - С. 118.
9 Там же. - С. 118-119.
развития. Видимо, многие государства также полагают, что видоизменённая модель относительно классической теории разделения властей принесёт им намного больше пользы и добавит практической выгоды. Первые политики США в этом деле стали своеобразными первопроходцами, которым удалось реализовать концепцию разделения властей, пусть и не в классическом виде. Спорить с их точкой зрения или нет, - другой вопрос. Но исторические факты заключаются в том, что США как государство успешно существует уже несколько столетий, а их Конституция 1787 года является не только одной из старейших во всём мире, но и до сих пор юридически действующей, так как заложенные в ней основы государственного устройства не подвергаются сомнениям.
Подводя итог проведённому нами анализу, укажем, что теория разделения властей прошла сложный и долгий исторический путь в своём развитии, претерпев некоторые изменения. Важный факт заключается в том, что на сегодняшний день применяемый на основе научной теории в нормативных актах принцип разделения властей признан практически во всех странах с демократическим политическим режимом, странах, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство берёт на себя обязательство по их охране и защите. При этом не стоит забывать, что каждое государство использует данный принцип, исходя из своих собственных интересов и принятой модели государственного устройства. В условиях динамичной, постоянно развивающейся политико-правовой ситуации в стране государственная власть, так или иначе, должна быть по общему правилу разделена между ветвями власти в лице созданных государственных органов, а они в свою очередь должны выполнять определённые им законом функции, в силу того, что сосредоточение власти в руках одного человека может привести к узурпации. На самом деле, как бы странно это не звучало, даже в современной практике такие примеры насильственных захватов власти далеко не редкость. Стоит согласиться с мнением Курмаз А.И., которая пишет, что теория разделения властей и её реализация - это зачастую действительно надёжная гарантия от неправомерного захвата власти, что особенно актуально для любого государства, позиционирующего себя как правовое и демократическое10.
Теория разделения властей за прошедшее время с момента её создания показала свою жизнеспособность. По мере развитии теории в мире у неё оказались как свои противники, так и свои сторонники. Некоторые считали, что принцип разделения властей должен стать главной основой конституций государств с республиканской формой правления и особым элементом демократии, кто-то, как например, марксисты, обращали внимание на то, что государственная власть в стране не подлежит разделению и должна быть централизованной, а сам принцип - это некая прозаическая деловая
10 Курмаз А.И. Теория разделения властей, её развитие и воплощение в России как феномен будущего // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №3. - С. 356.
производная от разделения труда, созданная только лишь для того, чтобы упростить механизм управления государством. Так или иначе, каждая страна сама выбирает путь своего развития, однако, одно можно сказать точно -теория разделения властей, как результат плодотворной работы своих создателей, до сих пор справедливо остаётся одной из самых популярных не только как незыблемая основа конституционного строя в государствах, которые, на сегодняшний день, являются мировыми лидерами, но и вызывает активную дискуссию среди ведущих юристов и теоретиков в области права.
Использованные источники:
1. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. - 2010. - №11. - С. 116-120.
2. Косов Р.В. Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная теория // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2004. - №4-2. - С. 1211-1216.
3. Курмаз А.И. Теория разделения властей, её развитие и воплощение в России как феномен будущего // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №3. - С. 354-356.
4. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М. - 1955. - 799 с.
5. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М. - 2000. - 416 с.
6. Сучилин В.Н. Теория разделения властей Ш. Монтескье и современные политико-правовые реалии // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №10. - С. 190-197.
УДК 336.64
Аббязов И. Р. аспирант
департамент корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Российская Федерация, г. Москва АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы оперативного управления инвестициями. Проанализированы мировые тенденции развития телекоммуникационной отрасли. Рассматриваются преимущества использования системы сбалансированных показателей в ходе планирования инвестиций. Предложена методика планирования по бизнес-процессам, адаптированная к специфике телекоммуникационной отрасли.
Ключевые слова: планирование, инвестиции, ,
телекоммуникационная компания, система сбалансированных показателей, капитальные вложения, бизнес-процесс, оценка инвестиций, целеполагание