УДК 34.03
Никитюк Сергей Михайлович
кандидат юридических наук,
начальник Пермского института ФСИН России,
Пермский институт ФСИН России,
614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, д. 125,
e-mail: nauka-perm@yandex.ru
Sergey M. Nikityuk
Candidate of Law,
Chief of Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Karpinsky str., 125, Perm, Russia, 614012, e-mail: nauka-perm@yandex.ru
ТЕОРИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. Статья посвящена специальной форме реализации права, аккумулирующей в себе соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Актуальность темы обусловлена необходимостью реформирования механизма государственного управления России, что предполагает, по мнению автора, прежде всего, совершенствование теории правоприменения. Сотрудники правоохранительных органов должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата. Раскрываются характерные особенности и черты правоприменительной деятельности правоохранительных органов. В качестве постановки проблемы между собой соотносятся такие понятия, как правоприменительный процесс и правоприменительная деятельность. Делается вывод, что последнее является часть первого. Кроме того, автор анализирует понятия «правоприменительная деятельность правоохранительных органов» и «административная деятельность». Также акцентируется внимание на определении роли и значении правоприменительных актов в отечественной юридической практике. Наиболее распространенной точкой зрения является то, что правоприменительные акты - это конечные результаты правоприменительного процесса. Вместе с тем в работе указано, что с этим не следует бесспорно соглашаться, ибо по каждому промежуточному решению также выносятся правоприменительные акты. Делается вывод, что до настоящего времени ученым-юристам не удалось прийти к единому мнению по вопросам, связанным с понятием и местом правоприменительных актов.
Ключевые слова: реализация права, правоприменение, правоохранительные органы, акты правоприменения, уголовно-исполнительная система.
Summary. The article is devoted to the special form of realization of the right accumulating in itself observance, execution and using of legal norms. The relevance of the topic is due to the need to reform the mechanism ofpublic administration in Russia, which implies, first of all, the improvement of the theory of law enforcement. Law enforcement officers should be interested in increasing their effectiveness and be firmly focused on obtaining a specific result. The characteristic features and features of law enforcement detail of law enforcement agencies are revealed. As a statement of the problem, such concepts as: law enforcement process and law enforcement activities which are related to each other. It is concluded that the latter is a part of the first. In addition, the author analyzes the concept of «law enforcement» and «administrative activities». Attention is also paid to the definition of the role and importance of law enforcement acts in the domestic legal practice.
The most common view is that enforcement acts are the end results of the enforcement process. At the same time, it is stated in the work that this should not be indisputably agreed, since each interim decision is also subject to enforcement acts. It is concluded that with a fairly good study of the problems associated with the concept and place of law enforcement acts, however, to date, legal scholars have not been able to reach a consensus.
Keywords: realization of the right, law enforcement, law enforcement agencies, acts of law enforcement, criminal-executive system.
Эффективность воздействия норм права на общественные отношения обеспечивается наряду с надлежащей организацией правотворчества полной и точной реализацией юридических норм в общественной жизни, их фактическим претворением в поведение людей.
Прежде чем вести речь о правоприменительной деятельности, необходимо отметить признаки, характеризующие применение права как особой формы реализации права.
LAW ENFORCEMENT THEORY AND ENABLING LEGISLATION IN LAW ENFORCEMENT BODIES ACTIVITIES
© 2019 Никитюк С. М.
Правоохранительные органы являются неотъемлемой составляющей механизма государственной власти. В связи с этим применение права, наряду с соблюдением, исполнением правовых норм, выступает важнейшим способом регулирования общественных отношений. Благодаря правоохранительной деятельности, в том числе осуществляемой органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, авторитарная сущность государства беспрекословно связана с соблюдением норм закона. Более того, мы считаем, что именно правоохранительная деятельность способствует нормальному функционированию общественных отношений. Следует отметить, что в процессе применения нормативных правовых актов регулирование общественных отношений осуществляется как в рамках правомерного поведения, так и при совершении лицами правонарушений.
Применение права, прежде всего, направлено на урегулирование индивидуальной практической ситуации. Такая индивидуальность не подразумевает под собой единичного или разового правоприменительного действия, наоборот, содержательная наполненность конкретного отношения обусловливает множественность действий со стороны правоприменителя. Более того, в результате совершения таких действий накапливается информация, юридически полезная часть которой может трансформироваться в норму права. «Следует отметить, - пишет В. Н. Леушин, - что полезный для укрепления законности и совершенствования законодательства опыт накапливается именно в процессе правоприменения» [1, с. 18]. В данном случае накопление информации должно осуществляться в рамках постоянно осуществляемого мониторинга правоприменения.
В силу своей юридической специфики правоприменение является и самой сложной, многогранной формой реализации права. Ему присущи свои особенные черты, направления деятельности (функции), объекты воздействия, субъекты, его осуществляющие, и пр.
Применение права является одной из важнейших форм реализации права. Являясь исключительно индивидуальным организационно-правовым методом осуществления государственно-властной деятельности, такой как исполнительно-распорядительная, контрольно-надзорная и др., применение права во множестве случаев представляет собой сложный комплекс связей и отношений. В данный комплекс входят такие отношения, как материально-правовые, процессуальные, организационные, информационные, психологические и множество иных [2, с. 14].
Сущность правоприменительной деятельности выражается, прежде всего, в вынесении индивидуально-конкретных правовых предписаний, обращенных непосредственно к индивидуально определенным субъектам правоотношений. Такие предписания, именуясь в юридической литературе индивидуально-конкретными, содержатся в самом правоприменительном акте. Индивидуально-конкретные предписания не обладают какой-либо социальной ценностью сами по себе. Они, прежде всего, составляют юридическую основу удовлетворения субъективных прав и исполнения обязанностей. Такие акты применения права по юридической природе являются юридическими фактами, наличие которых необходимо для осуществления регулирующей роли целого ряда правовых норм, а также для возникновения конкретных правоотношений [3, с. 136].
Применение закона всегда осуществляется в процессуальных формах, установленных законом. Это означает, что содержание, последовательность, пределы и условия времени отдельных действий и операций, из которых формируется применение закона, определяются действующим законодательством. Следовательно, применение права в качестве процессуальной деятельности является многоэтапным, длительным во времени и развивающимся в соответствии с процедурными требованиями процессом организационно-авторитетного применения правовых норм [4, с. 21-22].
Применение закона реализуется определенным набором объективных и субъективных обстоятельств. В некоторых случаях субъекты заинтересованы в правоприменении и сознательно создают условия для его возникновения. В других обстоятельствах правоприменительная деятельность может возникать за пределами желаний соответствующего лица и даже вопреки его желанию избежать контакта с законом, например, путем привлечения виновного к ответственности.
В современной юридической науке следующие ситуации служат основанием для поощрения правоохранительных органов «вмешиваться» в процесс правовой реализации:
- необходимость соблюдения правоохранительными органами законности действий, предпринимаемых сторонами;
- возникновение спора о норме права, по которому стороны могут самостоятельно прийти к согласованному решению;
- наличие препятствий для реализации субъективных прав и правовых обязательств сторон;
- необходимость формально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их в качестве юридически значимых фактов;
- установление факта правонарушения и, как следствие, необходимость определения конкретного вида юридической ответственности или мер государственного воздействия на правонарушителя;
- опубликование правоприменительного акта как основы реализации субъективных прав и правовых обязательств сторон [5, с. 43].
Применение права является наиболее сложной формой его реализации. Оно включает в себя одновременно соблюдение некоторых правил, выполнение обязанностей правоохранителей и осуществление принадлежащих им прав. Но самое главное, что отличает эту форму реализации законодательства, - это его организационный, авторитетный характер, его контрольная функция по отношению к осуществлению права другими субъектами. Дело в том, что среди обязательных и дозволяющих правил есть такие, которые не могут быть реализованы их адресатами без особого контроля, помощи и организации со стороны государственных органов. Компетентные правоохранительные органы при осуществлении правоприменения на основании действующих нормативных актов: а) устанавливают наличие субъективных прав и обязанностей; б) определяют время действия или факт прекращения субъективных прав и обязанностей; в) осуществляют контроль за правильностью приобретения прав и наложения обязанностей. Правоприменительная деятельность - это деятельность определенных субъектов по подведению конкретной ситуации под норму права и принятие на ее основе правоприменительного акта.
Правоприменение осуществляется при наличии соответствующих поводов и оснований [6, с. 7]. Хотелось бы также отметить, что теоретически правоприменительный процесс отличается от правоприменительной деятельности. Правоприменительный процесс является составной частью правоприменительной деятельности, можно сказать его сердцевиной.
В результате правоприменения уполномоченный на то субъект выносит юридически властный акт. Вынесение органом или должностным лицом постановлений, приказов, инструкций, издание иных актов по применению правовых норм является частью правоприменительной деятельности. Правоприменительный акт и эффективность его исполнения играет важную роль в достижении цели конкретного правоприменительного процесса и в получении качественного конечного результата.
Применение права в деятельности правоохранительных органов занимает особо важное место, поскольку оно связано с реализацией возложенных на них государством функций. Правоприменительная деятельность правоохранительных органов является важным средством укрепления общественного порядка, общественной безопасности, защиты безопасности человека и т. д.
Субъектами, осуществляющими правоприменительную деятельность, являются правоохранительные органы, их должностные лица и специальные общественные организации [7, 8, 9, 10], наделенные конкретными правами и обязанностями по применению норм права, то есть участвующих в урегулированных нормами права общественных отношениях, возникающих в связи с наступлением конкретных событий, фактов или наличием управленческой цели. Зачастую сотрудники правоохранительных органов имеют дело с нарушениями правил поведения, урегулированных нормами права. Однако это не дает основания такую правоприменительную деятельность определять лишь в качестве «применения принудительных мер к лицам, нарушающим предписание правовой нормы».
Правоприменительная деятельность правоохранительных органов связана с установлением объективной истины. Только на ее основе сотрудники правоохранительного органа могут принять правоприменительные решения в устной, письменной и конклюдентной форме. Именно в ходе установления объективной истины и проявляются специфические признаки правоприменительной деятельности правоохранительных органов.
Общие признаки правоприменительной деятельности характерны и для правоприменительной деятельности правоохранительных органов.
Отдельные этапы правоприменительного процесса правоохранительных органов являются сложными, поскольку работник одновременно вынужден дозировать соотношение по существу факта как с материальным правом, так и с нормами процессуального права. Сам процесс правоприменения носит циклический характер, то есть он постоянно повторяет четыре элемента: установление и изучение фактических обстоятельств дела, выбор и анализ нормы, принятие решения и его обращение к исполнению или исполнение.
Правоохранительная деятельность правоохранительных органов направлена на применение общих правил поведения, установленных законом.
Под правоохранительной деятельностью правоохранительных органов следует понимать государственную деятельность, осуществляемую в пределах своей компетенции при наличии правового факта путем перевода общей инструкции верховенства права на конкретную ситуацию посредством устранения индивидуально конкретных юридических инструкций и их адрес к исполнению или их исполнение.
Подавляющее большинство действий сотрудников правоохранительных органов в рамках своих обязанностей связано с применением закона, поскольку они действуют в соответствии с положениями закона и не имеют права выходить за его рамки. В то же время их действия вызваны фактом определенного поведения лица или возникновением события, вступившего в конфликт с правопорядком, или целью управления, направленной на удержание правоотношения в заданном нормой права состоянии или на их совершенствование, формы и методы которого должны отвечать принципам законности, социальной справедливости и др.
В правоприменительной деятельности правоохранительных органов принимают участие самые разные подразделения. При этом им приходится принимать решения по применению норм административного права и административного процесса, уголовного права и уголовного процесса, норм иных административных актов. Некоторые авторы отождествляют правоприменительную деятельность правоохранительных органов с административной деятельностью. Следует согласиться с Р. Х. Макуевым по поводу отличия этих терминов. Во-первых, при осуществлении и изучении правоприменительной деятельности охватывается лишь часть административной деятельности - применение административных норм права. Во-вторых, здесь исследуется сущность применения не только административных норм, но и норм уголовного права, уголовного процесса, иных нормативных актов. В-третьих, основываясь на общих признаках правоприменительной деятельности, мы изучаем и особенное в правоприменительной деятельности [11, с. 56].
Уже из общей характеристики правоприменительной деятельности становится очевидным заметное место в ней правоприменительных актов. Очень часто встречается мнение, что правоприменительные акты - это конечные результаты правоприменительного процесса. С этим, видимо, не следует спешить соглашаться, ибо по каждому промежуточному решению также выносятся правоприменительные акты. Ученые-юристы неоднократно обращались к исследованию проблем, связанных с понятием и местом правоприменительных актов [12, 13, 14, 15], однако до настоящего времени им не удалось прийти к единому мнению.
Все согласны с тем, что правоприменительные акты издаются специально уполномоченными на то органами или должностными лицами.
По нашему мнению, акты применения норм права являются частью правоприменительной деятельности. Например, вынесение протокола о задержании, постановлений о наложении административного штрафа, возбуждении уголовного дела и т. п. является, несомненно, составной частью правоприменительной деятельности, как и нормы, регулирующие определенные отношения (правовые акты), с фактом нарушения которых связывается правоприменительная деятельность.
Правоприменительные акты также отличаются своими специфическими чертами, признаками, позволяющими провести их обобщение по всей государственной системе.
Обобщение всех точек зрения позволяет прийти к выводу, что черты правоприменительных актов могут быть распределены на две группы: те, что носят общий характер, и те, которые выражают особенности функционально-целевого характера, то есть связанные с особенностями задач, функций и условий объекта воздействия различных ситуаций и т. п.
Общие черты выражают наиболее выразительную и важную особенность правоприменительного акта. Отсутствие отдельных из них выводит правоприменительный акт из документооборота и из правоприменительного процесса.
К общим чертам правоприменительных актов правоохранительных органов относятся: индивидуальность, предсказуемость (то есть основания их издания известны, они предусмотрены нормами права), подзаконность, властный характер, обязательность для исполнения субъектами-адресатами, способность вызвать юридические последствия, связь с конкретной нормой права.
В качестве индивидуальных черт, характеризующих правоприменительные акты правоохранительных органов, небходимо обозначить следующее: их непосредственную связь с функциями и задачами; ведомственную определенность, правомочность их вынесения только определенными должностными лицами; наделенность процессуальными функциями (лицо, производящее дознание, лицо, осуществляющее административное производство, лицо, принимающее управленческое решение и т. п.); утверждаемость их старшим должностным лицом или санкционируемость их прокуро-
ром; вовлеченность большей части субъектов-адресатов в сферу общих запретов; наличие особенностей, связанных с направлениями деятельности правоохранительных органов [11, с. 189].
Правоприменительные акты, вовлеченные в многообразные отношения и ситуации, которыми богата правоприменительная деятельность, отличаются сложностью и обширностью своей классификации.
Библиографический список
1. Леушин В. Н. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987. 152 с.
2. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права и социальное (государственное) управление: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1975. 34 с.
3. Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. 172 с.
4. Горшенев В. М., Дюрягин И. Я. Правоприменительная деятельность // Советское государство и право. 1969. № 5. С. 21-28.
5. Захаров А. А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурно-функционального анализа // История государства и права. 2009. № 5. С. 39-42.
6. Карташев В. Н. Применение права. Ярославль, 1980. 74 с.
7. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федер. закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
8. Васильев С. А. Основные формы взаимодействия полиции с общественностью: проблемы и перспективы развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С. 20-22.
9. Казанник А. И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 21-25.
10. Киричек Е. В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 16-20.
11. Макуев Р. Х. Правоприменительная деятельность милиции (теоретико-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 524 с.
12. Липинский Д. А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция. 2013. № 5. С. 2-5.
13. Гайворонская Я. В. Система правовых актов Российской Федерации // LEX RUSSICA. 2013. № 8. С. 830-838.
14. Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972. 200 с.
15. Александров Н. Г. Применение норм советского социалистического права. М., 1958. 40 с.
References
1. Leushin V. N. Yuridicheskaya praktika v sisteme sotsialisticheskikh obshchestvennykh otnosheniy [Legal practice in the system of socialist social relations]. Krasnoyarsk, 1987, 152 p. [in Russian].
2. Dyuryagin I. Ya. Primeneniye norm sovetskogo prava i sotsial'noye (gosudarstvennoye) upravleniye. Avtoref. dis. dokt. yurid. nauk [The application of the norms of Soviet law and social (state) management. Extended of doctor's of Law thesis]. Sverdlovsk, 1975, 34 p. [in Russian].
3. Yavich L. S. Problemy pravovogo regulirovaniya sovetskikh obshchestvennykh otnosheniy [Problems of legal regulation of Soviet public relations]. Moscow, 1961, 172 p. [in Russian].
4. Gorshenev V. M., Dyuryagin I. Ya. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' [Law enforcement]. Sovetskoye gosudarstvo ipravo [Soviet state and law], 1969, no. 5, pр. 21-28 [in Russian].
5. Zakharov A. A. Sovremennyye problem pravoprimeneniya: opyt strukturno-funktsional'nogo analiza [Modern problems of law enforcement: the experience of structural and functional analysis]. Istoriya gosudarstva i prava [History of State and Law], 2009, no. 5, pр. 39-42 [in Russian].
6. Kartashev V. N. Primeneniye prava [Application of law]. Yaroslavl, 1980, 74 p. [in Russian].
7. Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka: feder. zakon ot 02.04.2014 no. 44-FZ [On the participation of citizens in the protection of public order: feder. law of April 2, 2014,
becthhk cm
no. 44-FZ]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2014, no. 14, st. 1536 [in Russian].
8. Vasil'yev S. A. Osnovnyye formy vzaimodeystviya politsii s obshchestvennost'yu: problem i perspektivy razvitiya [The main forms of police interaction with the public: problems and development prospects]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye [State Power and Local Government], 2012, no. 12, pp. 20-22 [in Russian].
9. Kazannik A. I. Munitsipal'naya politsiya v sisteme organov mestnogo samoupravleniya Rossii [Municipal police in the system of local governments of Russia]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye [State Power and Local Government], 2013, no. 6, pp. 21-25 [in Russian].
10. Kirichek Ye. V. Pravovoye regulirovaniye, osnovnyye formy, problem i perspektivy vzaimodeystviya uchastkovykh upolnomochennykh politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii [Legal regulation, main forms, problems and prospects of interaction between district police officers and civil society institutions in the Russian Federation]. Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil Society in Russia and Abroad], 2013, no. 3, pp. 16-20 [in Russian].
11. Makuyev R. Kh. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' militsii (teoretiko-pravovoye issledovaniye). Diss. dokt. yurid. nauk [Enforcement activities of the police (theoretical and legal research). Doctor's of Law thesis]. Moscow, 1994, 524 p. [in Russian].
12. Lipinskiy D. A. O ponyatii i funktsiyakh aktov primeneniya yuridicheskoy otvetstvennosti [On the concept and functions of acts of application of legal responsibility]. Rossiyskaya yustitsiya [Russian Justice], 2013, no. 5, pp. 2-5 [in Russian].
13. Gayvoronskaya Ya. V. Sistema pravovykh aktov Rossiyskoy Federatsii [The system of legal acts of the Russian Federation]. LEXRUSSICA [LEXRUSSICA], 2013, no. 8, pp. 830-838 [in Russian].
14. Lazarev V. V. Primeneniye sovetskogo prava [The use of Soviet law]. Kazan', 1972, 200 p. [in Russian].
15. Aleksandrov N. G. Primeneniye norm sovetskogo sotsialisticheskogo prava [Application of the norms of Soviet socialist law]. Moscow, 1958, 40 p. [in Russian].