Научная статья на тему 'Теория поведения фирмы: роль субъективного фактора в условиях переходного периода'

Теория поведения фирмы: роль субъективного фактора в условиях переходного периода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория поведения фирмы: роль субъективного фактора в условиях переходного периода»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абчук В. А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. Л.: Лениздат, 1987. 174 с. .

2. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. М.: Наука, 1987. 237 с. -

3. Трухаев Р. И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, »1981.

258 с. /

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ:

РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА В УСЛОВИЯХ

ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

»

С. А. ЩАНКИН, преподаватель

Поведение предприятия, эффективность его работы на современном этапе

являются объектом многочисленных исследований. Причиной, вызвавшей необходимость перемен в стране, были значительные макроэкономические диспропорции, неконкурентоспособность большинства отраслей народного хозяйства, кризис директивного управления, а также недостаточные моти-йационные механизмы для повышения эффективности работы отдельных предприятий. Главным направлением развития экономики переходного периода является постепенное формирование рыночного механизма.

Реальностью наших дней стала дестабилизация отношений собственности. Экономический кризис обесценил ресурсы собственности, накопленные за прошедшие годы. Средний и крупный промышленный и аграрный секторы страны встали перед необходимостью структурного, тешологического и организационного обновления. Соот-ветственно возросла роль субъективного фактора в отношениях собственности, определяемых как субъективно-объективное отношение к вещи как „к своей". В рыночной экономик^ ведущим субъективным фактором является предприниматель. Если в ходе экономической реформы в России будет успешно решен вопрос в отношении предпринимательства, то неминуем подъем эффективности работы хозяйственных структур, а это в основном мелкие и средние предприятия. Многочисленные

статистические данные и социологические опросы, проводимые в западных странах, свидетельствуют о закономерной связи развития предпринимательства с экономическим кризисом и безработицей.

Рост предпринимательства и

всплеск повышения эффективности работы малых и средних предприятий проявляются в периоды кризисов, если находятся люди, умеющие рисковать, осуществлять инновации, создавать свое дело, преобразовывать существующие предприятия и брать ответственность на себя [1 ]. Основная масса бывших руководителей государственных предприятий оказалась неспособной выполнять функции предпринимателя, справляясь лишь с работой в рамках менеджера при относительной экономической стабильности. Использовать

%

государственную собственность в рыночных условиях они эффективно не смогли, о чем свидетельствует процесс размывания и разрушения этой некогда могущественной опоры ' государства. Если государственный сектор экономики останется жизнеспособным, он послужит стабилизирующим фактором для других сегментов рынка.

В современных западных теориях поведения фирм неоклассическое направление рассматривает предпринимательство как четвертый, организационный фактор производства, входящий в состав производственной функции полезности, описывающей поведение фирмы. Последняя в данной теории

ю '

выглядит как „черный ящик", в котором ресурсы преобразуются в товары в соответствии с заданной целевой функцией, направленной на достижение максимальной прибыли.

Современные исследователи рассматривают различные формы функции полезности и говорят о множественности целей, стоящих перед фирмой. Этот подход свидетельствует об ограниченности возможностей данной функции. Любой вариант функционирования фирмы задается экзо-генно и не изменяется в рамках данной модели. Это означает обесценивание накопленного управленческого опыта в •условиях переходного периода й нестабильности в отношениях. собственности.

4

Институциональная теория — это промежуточное звено между неоклассической теорией и управленческой. В центре ее внимания объяснение существования фирмы с прмощью институциональных понятий. При рассмотрении, например, варианта неоий-ституциональной теории, основанной на теории стимулов поведения, а именно прав собственности, утверждается,

что вне зависимости от первоначального распределения права на собственность последняя в конечном счете попадает к тем, кт<Г может производительно ее использовать. Речь вдет о

наивном варианте теории [3 ]. Анализируя неоклассическую и институциональную теории фирм, можно сказать, что первая отражает производственную, технологическую сторону производства на фирме при стабильной, сформировавшейся частной собственности. Данная теория может стать классическим примером для изучения поведения фирмы. Вторая отражает поведение фирм в условиях небпределен-ности и расхождения интересов собственников с точки зрения теории прав собственности, когда права через обмен переходят к тем, кто может их эффективно использовать в целях организации производства, но не может дать ответа на допрос о сравнительной эффективности той или иной формы хо* зяйствования и организации производ-

#

ства на фирме, путях выхода из экономического кризиса.

Предпринимательство в общепринятом смысле и более широком — инс* титуциональном, включающее коллективного собственника и государственное предпринимательство, в России формируется непросто. Наряду с колебаниями федеральной власти в отношении процесса приватизации государственной и муниципальной собственности существуют недостатки законодательства в отношении собственности предпринимателей. Законодательно не оформлен процесс закрепления собственности наиболее эффективна работающими российскими предпринимателями. Идеология предпринимательства как альтернатива прежней административно-бюрократической теории управления не стала мировоззрением общества.

> У *

Анализ итогов „малой" приватизации предприятий потребительского рынка и сферы услуг свидетельствует, что собственность; перешедшая в руки

трудовых коллективов, не приобрела' в их лице субъектов, эффективно ею управляющих. Трудовые коллектива, арендующие собственность у Фонда имущества, не в состоянии ее выкупить, так как в большинстве случаев не видят перспектив ее эффективного использования. Причина заключается

в том, что принадлежность собственности трудовому коллективу предприятий препятствует сокращению численности работающих и заработной платы. Обеспечение занятости — это

^приоритетное требование трудовых

коллективов. Если в рыночной экономике начинают преобладать подобйые предприятия, то она становится менее кобильна, снижаются темпы экономического развития и растет безработица. Ассоциированйые производители стремятся минимизировать фонд развития производства и максимизировать фонд потребления, удовлетворяясь более низкой эффективностью производства и более низким доходом. Эта препят7 ствует дальнейшему экономическому росту. Критерии рыночной эффективности предприятия видятся трудящим-

ся в искаженном виде. Являясь собст-венниками предприятия, они оказывают. влияние на принятие управленческих решений, придавая им антирыночный характер.

Инфляционная способность эконо^ мики, основанной на „самоуправляющихся фирмах", проявляется у нас в стране и за рубежом достаточно полно. Велика склонность у работников и собственников таких предприятий принимать оппортунистические решения [1 ]. В ходе второго этапа „большой" приватизации, проводимой в России, значительные проблемы может создать вариг 'ант льготного акционирования, когда до 51 % акций остается у трудового коллектива. Это препятствует заинтересованности реальных инвесторов в приобретении акций и создает тупиковую ситуацию для предприятия. Выходом из нее могло бы стать решение об ограничениях в льготной, закрытой подписке для трудовых коллективов. Чтобы приватизация завершилась успешно, ее главной целью должен стать переход собственности в руки субъекта, эффективно управляющего предприятием. Наряду с национализацией, позволяющей сформировать государственный сектор, приватизация занимает важное место в процессе становления новых экономических отношений. Но когда в .ходе подобных перемен создаются собственнические структуры, влияющие на управление собственностью наряду с предпринимателем, эффект предпринимательских решений может быть снижен. Возрастание роли государства как субъекта собственнических отношений понимается не как восстановление старого хозяйственного механизма» а как создание государственного сектора и управление народным хозяйством на экономических началах. -

Государственный сектор может быть представлен в основном казенными предприятиями, финансы которых неотделимы от государственной финансовой системы, в связи с чем коммерческая функция для них несущественна. Производственным планом для них

л

являете? госзаказ. Система управления

отраслевая, осуществляется из единого

центра и носит административно-управленческий характер. Государственный сектор, основанный на работе подобных предприятий, представляет определенный сегмент, в национальном рынке страны.. Его стабильность

м

лит решить ряд проблем переходного периода, например сохранить производство в социально значимых, малорентабельных, наукоемких и оборонных отраслях.

Особенностями предприятий государственного сектора являются: стремление к уравнительности доходов, прежде всего заработной платы; размытость ответственности при принятии решений; возможность высшего управленческого персонала использовать собственность в целях роста своих доходов и отсутствие таковой у. большинства населения, В полном объеме рыночный механизм в отношении к данному сектору экономики не может быть задействован. Эффективность его функционирования, без сомнения, низкая, но избавляться от него,

например, в процессе приватизации йе-рациойально. •>-

Эффективность предприниматель?» ства, его быстрое развитие в условиях кризиса известны из опыта многих стран, но развиться и сформироваться это явление может при определенных благоприятных условиях. Сюда можно отнести: правовые гарантии перехода собственности из рук в руки, достаточный уровень образования предпринимателя, свободу получения необходимой информации о рынке, д также соответствующую кредитную и налоговую политику.

Предприниматели — это незначительная группа людей, желающих и способных эффективно использовать собственность. Задача общества и государства — создать для них благоприятные условия. Малый и средний

. 4 А

оптимален для воплощения

субъективно-объективных отношений

собственности в лице предпринимателя. Никто, кроме него, рыночный, сектор экономики поднять не может. Появившиеся в этих условиях эффективные элементы нового хозяйственного

Я г .

механизма страны должны постепенно оформляться юридически, чтобы придать ему долговременную стабиль-

Только тогда страна выйдет из

г % '

кризиса со сформировавшимся средним слоем гражданского населения — гарантом социальной и экономической стабильности общества.

- > БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

#

1. Красникова Е, фигура предпринимателя

в рыночной экономике.// Рос. экон. журн. 1995. № 3. С. 76 — 80.

. 2. Сычева Ф. О рабочей собственности и рабочем контроле: институциональный подход к

ф

„самоуправляющимся фирмам*4 // Рос. экон;

журн. 1994. № а. С. 56 — 65.

3. Шастнко А. Теория фирмы: альтернативные подходы // Рос. экон. журн. 1995. № 8. С. 97 — 104/

кккккккхккк^ккккккккккккк^кккк^кккккхккккккккккк

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

\

А. И. ТОРОПОВ, аспирант

__I

В условиях сохраняющейся тенден-. ции спада аграрного производства остро встает вопрос о формировании эффективного экономического механизма АПК. Одним из основных его элементов является ценообразование на продукцию сельского хозяйства. Механизм ценообразования должен способствовать:

росту производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, пищевой промышленности в сырье и обеспечению страны продовольствием;

— повышению доходности сельских товаропроизводителей как одной из самых ** малообеспеченных социальных групп;

обеспечению максимальной эффективности использования производственных ресурсов. (Это означает, что цена реализации . продукции должна включать: а) прибыль на вложенный

капитал; б) оплату процента за банковский кредит; в) достаточный уровень заработной платы производителей. Без выполнения этих условий рыночный механизм никогда не будет способствовать- развитию аграрного производства.)

При определении целей ценообразования в сельскохозяйственном про-

изводстве следует учитывать, что оно тесно связано со всей экономической

г

системой. Поэтому при рассмотрении проблемы формирования ценового механизма можноу условно выделить три уровня:

1) цена реализации продукции как выражение условий воспроизводства;

2) ценообразование — составная часть процесса формирования конечного продукта АПК; )

3) ценообразование — элемент экономического механизма народного хозяйства.

к

Достижение эффективности функционирования механизма выполнимо

и ре 121.

только при увязке всех уровней.

В условиях рыночных отношений сельские товаропроизводители должны иметь возможности осуществления расширенного воспроизводства за счет прибыли, полученной от производства ализаций собственной продукции Однако в настоящее время сельское хозяйство не в состоянии даже сохранить объем производства на прежнем уровне. Спад сельскохозяйственного производства вызван двумя факторами, представлякйцими собой ценовые ограничения:

1) ограничение спроса на ресурсы, обусловленное опережающие ростом цен на промышленную продукцию, ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.