Научная статья на тему '96. 01. 073. Сажина M. A. , Чибриков Г. Г. Основы экономической теории: учебное пособие для веэкон. Спец. Вузов / отв. Ред. И руководитель авт. Коллектива П. В. Савченко. - М. : экономика. 1995. - 367 с'

96. 01. 073. Сажина M. A. , Чибриков Г. Г. Основы экономической теории: учебное пособие для веэкон. Спец. Вузов / отв. Ред. И руководитель авт. Коллектива П. В. Савченко. - М. : экономика. 1995. - 367 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ -УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 073. Сажина M. A. , Чибриков Г. Г. Основы экономической теории: учебное пособие для веэкон. Спец. Вузов / отв. Ред. И руководитель авт. Коллектива П. В. Савченко. - М. : экономика. 1995. - 367 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

_' / *

96.01.073. САЖИНА М. А., ЧИБРИКОВ Г. Г. ОСНОВЫ ЭКОНЙМЙ-ЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: Учебное пособие для неэкон. спеп. вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко.— М.: Экономика. 1995 .— 367 с.

Пособие написано на базе курсов лекций, прочитанных в МГУ им. М. В. Ломоносова, упор сделан на "общетеоретические аспекты, так как именно они придают экономической науке способность преодолеть поверхностные, иногда ошибочные представления о действительности, подойти к научному пониманию сущности экономических явлении и законов, критически оценить негативные и положительные стороны экономической практики, выявить принципы и методы рационального хозяйствования, обосновать экономическую политику государства" (с. 4).

Работа состоит из предисловия, 19 глав и заключения. Все ее содержание условно можно разделить на пять блоков. Первый блок включает вопросы, посвященные предмету и методу экономической науки, становлению и развитию всемирной экономической мысли. Второй блок охватывает проблематику, раскрывающую общие основы теории рыночного хозяйства, механизм функционирования рынка. Третий блок характеризует микроэкономику, предпринимательство, организационно-правовые формы предприятий, их цели и экономическое поведение производителя. Четвертый блок посвящен макроэкономике, функционированию национального хозяйства в целом, содержанию экономической политики государства. Пятый блок охватывает всемирное хозяйство и экономические закономерности его развития.

Глава первая "Предмет экономической науки и методы экономического анализа" вводит читателя в круг проблем, которыми занимается экономическая наука. "В отличие от ... конкретных знаний экономическая теория не подчинена решению конкретных задач, хотя знание ее может помочь и в управлении предприятием, и в его финансировании" (с. 6). Довольно обстоятельно представлена история экономической науки от А. Монкретьена я А. Смита до современных ученых — лауреатов Нобелевской премии в области экономика. Заканчивая главу, авторы обращают внимание на то, что "экономическая наука не может быть справедливой абсолютно для всех случаев, от нее нельзя требовать ответов на все вопросы, так как факты всегда шире и богаче теории" (с. 16).

Во второй главе "Рынок, его механизм и функции" раскрываются социально-экономические основы рыночного хозяйства. Лается характеристика важнейших объектов рыночной экономики: товара в денег. Сущность товара рассматривается сначала в соответствии с маржина-листской концепцией через потребительную стоимость и предельную полезность, а затем — в соответствии с теорией стоимости — через

203

96.01.073

стоимость и меновую стоимость. Авторы дают общее представление о рыночных спросе и предложении и о механизме их взаимодействия. Особо обращается внимание на позитивные и негативные стороны рыночного механизма. Описываются основные модели становления и развития рыночной экономики. Выявив особенности становления рыночных отношений в России, авторы замечают, что "содействие формированию и развитию новых рыночных форм хозяйственной деятельности с учетом отечественных условий поможет выработать и реализовать на практике российскую мотель становления рынка" (с. 42).

Глава третья "Структура рынков" посвящена анализу совершенной и несовершенной конкуренции. Рассмотрев чистую (совершенную) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию, авторы переходят к выявлению факторов, определяющих эти структуры. Заканчивается глава сравнительной характеристикой антитрестовской политики в США и европейских странах.

В четвертой главе "Организованные рынки" представлено функционирование товарной биржи. Раскрыв сущность биржи как оптового института посредничества и показав операции, совершаемые на товарной бирже, авторы характеризуют процесс формирования организованного рынка в России.

В пятой главе "Основы предпринимательства" читатель знакомится с сущностью предпринимательской деятельности, ее организационно-правовыми формами. Помимо полного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и коммандитного общества анализируется функционирование акционерного общества, которая "является преобладающей" организационно-правовой формой предпринимательства в мировой практике (с. 89). Раскрываются особенности современного крупного и мелкого бизнеса.

Глава шестая "Теория производства фирмы" охватывает широкий круг проблем, связанных с функционированием основной производственной единицы в современной рыночной экономике — фирмы. Здесь представлены издержки производства и их виды: бухгалтерские, экономические, альтернативные (издержки выбора), раскрыты особенности деятельности фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Исследуется основной мотив деятельности фирм — стремление к максимизации прибыли. Показана зависимость минимизации издержек и максимизации прибыли от выбора той или иной комбинации ресурсов.

В седьмой главе дается общее представление о менеджменте: его сущности, функциях и эволюции от "жесткого", "формального" управления к его гуманизации. Раскрываются особенности различных видов организационных структур управления фирмой: функциональной, производственной, региональной, матричной. Специально подчеркиваются преимущества управленческих структур, основанных на потоках

информации, которые ломают бюрократическую иерархию, позволяют ликвидировать среднее звено управления, привлечь всех работников фирмы к процессу принятия решений (с. 127). Выясняется место маркетинга в системе управления фирмой: рассматриваются его цели, инструменты и направления. Дана сравнительная характеристика американской, европейской и японской моделей управления.

В восьмой главе предметом анализа становится финансовый рынок: его структура и механизм функционирования. Раскрываются операции, совершаемые различными институциональными инвесторами: коммерческими банками, кредитными союзами, страховыми компаниями, пенсионными фондами, инвестиционными фондами. Анализируя рынок ценных бумаг, авторы выделяют первичный рынок, возникающий в момент эмиссии ценных бумаг, и вторичный, где выпущенные ранее ценные бумаги перекупаются.

Рассматриваются фондовая биржа и механизм ее функционирования.

Глава девятая "Ценообразование на ресурсы и формирование доходов" охватывает проблемы оценки ресурсов (труда, земли, капитала) и связанное с этим распределение доходов в обществе. Представлено несколько подходов к определению заработной платы как цены ресурса: классический (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), неоклассический (А. Маршалл) и теория человеческого капитала. Раскрыв формы заработной платы (повременную и сдельную, номинальную и реальную), авторы останавливаются на анализе государственного регулирования. При выяснении сущности ренты, процента и прибыли обращается внимание на противоречивость трактовки этих понятии в экономике.

В десятой главе "Национальная эконбмика: результаты и их измерение" довольно традиционно представлены макроэкономические показатели, рассчитываемые на основе системы национальных счетов. Показаны недостатки в исчислении ВНП, в связи с чем "его нельзя считать показателем благосостояния общества" (с. 191). Здесь же разбирается проблема теневой Экономики и ее особенности в России.

Рассмотрев в одиннадцатой главе различные модели макроэкономического равновесия: классическую, кейнсианскую и марксистскую, авторы переходят в следующей главе к проблеме сбалансированности и экономического роста. Большое внимание уделяют они вопросу цикличности рыночной экономики. Исследуется экономический цикл: его фазы и механизм движения, дается общее представление о моделях циклического развития, раскрывается теория долговременных колебаний экономики, сравниваются малые и большие циклы экономической конъюнктуры. Особо выделяя проблему циклов и кризисов в отечественной экономике, авторы делают заключение, что "в экономике России не было "правильных" циклов, за исключением большого ци-

205

96.01.073

кла экономического развития 1929-1932 — 1981-1985 гг. Циклические колебания в отечественной экономике имели в основном внеэкономические причины" (с. 231-232).

В главе тринадцатой "Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция" авторы выясняют вопрос о том, почему возникает нестабильность, насколько она закономерна, может ли общество обеспечить полную занятость и стабильность цен одновременно? Сначала раскрывается сущность, причины и формы безработицы (фрикционная, структурная, технологическая, скрытая, сезонная, циклическая). Затем анализируются формы инфляции (инфляция спроса и издержек, открытая и подавленная, ползучая, галопирующая и гиперинфляция), а также на базе так называемой кривой Филлипса показывается взаимодействие инфляции и безработицы. Исследуется такой экономический феномен, как стагфляция — сочетание инфляции и стагнации (застой в производстве), сопровождаемой безработицей. Выясняются причины стагнации в России. Представив антиинфляционную программу российского правительства, авторы отмечают, что "каждое направление борьбы с инфляцией чрезвычайно болезненно... Политика государства должна лавировать между угрозами спада производства и инфляции, инфляции и безработицы" (с. 247).

В четырнадцатой главе "Государство в рыночной экономике" выясняется необходимость коррекции рыночного механизма государством. Дается характеристика государственного сектора в экономике. Довольно подробно исследуются процессы разгосударствления и приватизации, выявляются их особенности в различных странах. Рассматривая вопрос приватизации в России, авторы приходят к выводу о том, что "в целом процесс приватизации в России идет быстрыми темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства. В проведении приватизации используются наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы" (с. 267).

В пятнадцатой главе "Государственное регулирование рыночной экономики" рассматриваются такие инструменты косвенного регулирования, как бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. Дается общее представление о государственном бюджете: его структуре, принципах построения, функциях. На примере так называемой "шведской модели государства благосостояния показаны особенности социальной политики в рыночной экономике. Помимо бюджетной и кредитно-денежной политик государства, имеющих антициклическую направленность, в книге анализируются различные формы долговременного регулирования эхономики, основанного на координации разнонаправленных действий государства в различных сферах экономики (с. 291— 292).

Учитывая, что оценка роли государства в экономике различными школами современной экономической мысли неоднозначна, авторы в следующей главе переходят к более развернутой сравнительной характеристике отдельных направлений экономической мысли: кейнси-анства, монетаризма, теории экономики предложения и институциона-лизма. Заметим, что на протяжении всей книги, представляя отдельные положения какой-либо экономической концепции, авторы сравнивают ее с марксистским подходом. "Но задача состоит не в том, чтобы "разоблачить" К. Маркса, а в том, чтобы понять, почему прогноз не оправдался" (с. 173). Представляет интерес фрагмент, посвященный теории прав собственности, разработанной американским экономистом лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом. В соответствии с этой теорией, авторы подчеркивают необходимость разработки правовых норм и их соблюдения для функционирования рыночной экономики. "В противном случае фирмы оказываются в обстановке джунглей гоббсиан-ского типа, и цивилизация невозможна " (с. 313).

Последние три главы охватывают вопросы функционирования мирового рынка, международного движения капитала и международной валютной системы. Особое внимание обращается на включение России в мировое экономическое сообщество.

96.01.074. ГЕНКИН Б. М. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА: Курс лекций для экон. спец.: В 3 ч. / Санкт-Петербург, гос. инж.-экон. акад.— СПб., 1994 .— Ч. 1 .— 83 е., табл. Библиогр.: с. 82.

Современные представления об управлении человеческими ресурсами (УЧР) (Human resource management), управлении персоналом (Personal management), экономике персонала (Personal wirt schaft) основаны на признании необходимости комплексного анализа условий, обеспечивающих эффективную деятельность человека и развитие его личности. На предприятиях развитых стран и на лучших отечественных действуют системы УЧР, которые выполняют весь комплекс функций по рациональной организации трудовых процессов, планированию численности сотрудников, мотивации труда, социальным проблемам.

Экономика и социология труда рассматривается как теоретическая и методологическая основа дисциплины "Управление персоналом". Предлагаемый курс подготовлен при содействии Центрально-Европейского университета и состоит из четырех глав. В первой рассматриваются функции УЧР предприятия и структура наук о труде и персонале. Основная задача УЧР определяется как достижение наиболее эффективного использования и развития способностей сотрудников

М. А. Пивоварова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.