Научная статья на тему 'Проблемы развития рыночной экономики Монголии'

Проблемы развития рыночной экономики Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC THEORY / WORLD ECONOMY / ECONOMIC REFORMS / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Болдбаатар Дашнямын

Раскрыты основные атрибуты и характеристики рыночной экономики. Дана характеристика теоретических концепций, разработанных классиками экономической мысли. Исследованы особенности организации смешанной модели экономической системы. Проведен анализ экономического положения Монголии. Представлены основные этапы проведения экономических реформ в Монголии начиная с 1990 г. Выявлены основные проблемы экономического и социального развития Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MONGOLIA'S MARKET ECONOMY DEVELOPMENT

The main properties and characteristics of market economy are determined. The theoretical concepts, worked out by classics of economic thought, are characterized. The authors study the peculiarities of organizing a mixed model of economic system, analyze the economic state of Mongolia and present the key stages of the economic reforms in Mongolia since 1990. The main problems of Mongolia's economic and social development are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рыночной экономики Монголии»

РАЗВИТИЕ МИРОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В. И. САМАРУХА

проректор по научной работе БГУЭП, доктор экономических наук, профессор

Б. ДАШНЯМЫН

доктор экономических наук, профессор

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

МОНГОЛИИ

Рынок — понятие сложное, оно изменяется по мере развития производства и обращения, углубления разделения труда. В странах с рыночной экономикой существует система рынков, объединяющая рынок продуктов, средств производства, услуг, труда, научных разработок, валют, ценных бумаг и ссудных капиталов. В рыночной системе главное место занимают рынки продукции и ресурсов, где с помощью цен, формирующихся на этих рынках в результате взаимодействия потребителей, предприятий и владельцев ресурсов, распределяются дефицитные ресурсы экономики. Рыночной является экономика, в которой ресурсы распределяются посредством рыночных отношений, в системе «деньги-товар», «товар-деньги».

Рынок — изобретение цивилизации, рыночные отношения — это свобода товаропроизводителя, свобода покупателя и продавца, рыночных цен, конкуренции и т. д. Рыночная экономика — это экономическая организация, где центральную роль играет не план, а рынок. В рыночной экономике сам механизм рынка с ценами, прибылями и убытками определяет, что, как, сколько и для кого производить.

Изучение вопросов рыночных отношений и их реализация в конкретных условиях той или иной страны предполагают как проведение теоретических исследований, так и выработку рекомендаций для практического применения.

Следует отметить, что существенный вклад в развитие рыночной экономики и практику ее реформирования внесли такие уче-

ные, как А. Смит, У. Петти, Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, П. Самуэльсон и др.

Функцию рыночной экономики А. Смит сформулировал так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нуж-но...»1

Дж. М. Кейнс создал теорию государственного регулирования экономики для преодоления экономического кризиса. Кейнсианское направление служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики при увеличении или сокращении спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров.

А. Маршалл в своем труде отметил: «Рынок — это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться»2. В этом высказывании в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установления цен.

Глубокий след в экономической науке начала XX в. оставили ученые-экономисты М. Фридман и Л. Вальрас, разработавшие теории экономических циклов, монетаризма, совокупного равновесия.

При административно-командной системе основу экономики составляли государственная собственность на подавляющую

часть средств производства, централизованное директивное планирование, установление оптовых и розничных цен, а также монополии на производство товаров и размеров заработной платы посредством планирования. Такая система полностью исключила конкуренцию и не смогла обеспечить в достаточной степени эффективного развития общества, поддержку инициативы и творчества масс, предпринимательства и нововведений. Поэтому разрушение данной экономической системы было закономерным.

Развитые страны обязаны своим благополучием не командно-административной системе, а рыночной системе хозяйства.

Следует, однако, отметить, что чистой рыночной экономики никогда не было и не существует в мире. Самой оптимальной является смешанная система. По такой модели развивались многие страны (Япония, Швеция и др.). Опыт этих и других стран свидетельствует о том, что при смешанной системе наблюдаются:

- различие между частной и государственной собственностью на факторы производства;

- развитое планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора (общенациональные планы социально-экономического развития носят рекомендательный, индикативный характер, они играют заметную роль в развитии национальной экономики, размещении производительных сил);

- активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и реализации социальных программ.

Существуют различные высказывания ряда экономистов о преимуществах смешанной системы. Так, американские ученые П. Самуэльсон, У. Нордхауз писали: «Ни одна из современных экономических систем не является чисто рыночной и чисто командной»3 . Другие американские ученые, Р. Масгрейв и П. Масгрейв, отмечали, что современная капиталистическая экономика представляет собой смешанную систему, в которой государственный и частный секторы взаимодействуют друг с другом как неотъемлемые части единой экономической системы. Это подтверждает то, что

в экономике страны есть механизм, обеспечивающий взаимодействие между государственным и частным секторами.

Известный немецкий экономист Л. Эрхард, внесший огромный вклад в вывод из кризиса побежденной Германии, в своей работе «Благосостояние для всех» отмечал, что рынок существует не как самоцель, а как средство для достижения социальных целей, в частности для преодоления классовых различий в обществе и максимального развития творческих сил страны.

С учетом сказанного при выявлении сущности рыночных отношений необходимо исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойное значение: во-первых, рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена и обращения; во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы воспроизводства. Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны экономической жизни, выполняя ряд функций.

Сущность рынка находит свое выражение в следующих основных функциях: экономической, главное назначение которой заключается в регулировании, стимулировании и установлении эквивалентности обмена; самофинансирования производства и демократизации хозяйственной деятельности; информационной; посреднической; ценообразующей; санирующей. Например, рынок стимулирует субъектов экономической деятельности к овладению новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным субъектом хозяйствования и независимым товаропроизводителем.

Задача предприятия — произвести нужные обществу товары и, как результат, получить доход, прибыль. Для производства товаров предприятие самостоятельно выбирает такую комбинацию факторов, которая обеспечивает ему минимальные издержки, что позволит в дальнейшем продать произведенную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов, и в большем количестве, а в конечном итоге оказаться в выигрыше. При этом предприятие само оп-

ределяет группу потребителей, которые в состоянии оплатить полученную продукцию. Главная роль в этом процессе принадлежит менеджменту предприятия: от его деятельностного поведения, выработки эффективных управленческих решений (для текущего, среднесрочного и долгосрочного периодов) полностью зависит успех бизнеса предприятия.

Реальная рыночная экономика не обходится без вмешательства государства. Следует отметить, что на разных уровнях развития рыночных отношений меняются масштабы и степень его вмешательства.

На первых этапах государству приходится охранять частную собственность предпринимателей, содействовать развитию инфраструктуры, поддерживать национальную промышленность и сельское хозяйство. По мере развития рынка совершенствуется и рыночный механизм, он приспосабливается к новым условиям. В этих условиях функции государства сводятся к разработке и утверждению правовых основ экономики, определению приоритетов макроэкономического развития, реализации социальных ценностей, регулированию экономической деятельности. Важными инструментами государственного регулирования выступают фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, внешнеэкономическое регулирование и др.

В настоящее время проблема рыночной экономики исследуется не только в странах, давно перешедших к рынку, но и в постсо-циалистических странах, так как их опыт также имеет большую ценность для развития рыночной экономики.

По степени развитости рынка можно выделить четыре типа: неразвитый, свободный, регулируемый и деформируемый. Рассмотрим переход к рыночной экономике Монголии с учетом ее особенностей.

Монголия имеет обширную территорию (1,5 млн км2) и население до 2,4 млн человек. Страна была аграрной, с кочевым хозяйством. Но в годы социалистического строительства она не стояла на месте. Темпы развития Монголии являлись сравнитель-

но высокими. За эти годы были созданы промышленность, многоотраслевой аграрный сектор, инфраструктура, подготовлены соответствующие кадры, большая часть населения перешла на оседлый образ жизни. Благодаря помощи социалистических стран, и прежде всего России, была создана база для перехода к рыночным отношениям.

Несмотря на это, в стране к концу 1980-х гг. темпы экономического роста резко снизились и она оказалась в глубокой кризисной ситуации. Централизованное планирование, единая государственная собственность, чрезмерная регламентация производственно-экономических процессов на макроуровне создали условия хозяйствования, которые сдерживали развитие экономики.

Степень огосударствления экономики была достаточно высокой, почти полностью отсутствовал частный сектор, имели место чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, несбалансированность спроса и предложения, слабая хозяйственная инициатива населения, крайне реформированная структура национальной экономики и неконкурентоспособ-ность преобладающей части производства.

Монголия имела экономическую систему, основанную на централизованном планировании, и конкретные проблемы, возникшие перед страной, были унаследованы от этой системы: низкая эффективность производства, глубокие диспропорции и перекосы в структуре экономики, дефицит товаров, инфляция, значительная внешняя задолженность.

В Монголии в 1960-е гг. принимались меры по совершенствованию организации планирования и экономического стимулирования, а в 1980-е гг. — по совершенствованию хозяйственного механизма, но они носили половинчатый, некомплексный характер, поэтому не дошли и не могли дойти до глубин экономических отношений и не дали ожидаемых результатов.

Действовавшая система хозяйственного механизма в Монголии полностью исчерпала свои возможности и стала тормозом для дальнейшего развития экономики.

С 1990 г. в экономике страны реально проявился кризис, который охватил все отрасли народного хозяйства. Анализ основных экономических показателей развития Монголии за годы экономических преобразований представлен в таблице. Темпы экономического роста в 1990 г. в среднем снизились до 0,8-5,9% по сравнению со второй половиной 1980-х гг. Административные попытки сохранить высокие темпы экономического роста,

а тем более повысить их в условиях господства затратных методов хозяйствования нанесли колоссальный материальный урон и в конечном счете явились одним из решающих объективных факторов кризиса народного хозяйства Монголии.

Ярким проявлением кризиса явились нараставшая инфляция и полный развал государственных финансов. Прежде скрытая инфляция, выражавшаяся в нехватке (дефи-

Динамика основных экономических показателей развития Монголии в 1990—1999 гг.

Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Средняя численность населения, тыс. человек 2 075,5 2 129,0 2 177,1 2 224,8 2 259,0 2 293,7 2 329,9 2 364,2 2 398,4 2 435,8

Трудовые ресурсы, тыс. человек 946,7 1 003,7 1 059,9 1 077,7 1 094,9 1 110,2 1 128,7 1 172,5 1 268,3 1 307,1

Экономически активное население, тыс. человек 697,1 721,2 860,0 844,7 861,4 839,8 847,2 888,8 898,3 924,1

Занятые, всего, тыс. человек 651,4 665,8 806,0 772,8 786,6 802,2 804,1 822,1 839,3 868,5

Безработные, всего, тыс. человек 45,7 55,4 54,0 71,9 74,9 47,3 55,4 66,7 58,5 55,6

Уровень безработицы, % 6,6 7,7 6,3 8,5 8,7 5,6 6,5 7,5 6,5 6,0

Валовой внутренний продукт, млн тугриков: В текущих ценах 10,5 18,9 47,3 166,2 283,3 429,2 586,5 758,5 875,9 1 012,2

В ценах 1993 г. 208,6 189,3 171,4 166,2 170,0 180,7 185,0 192,5 199,1 206,1

Изменение ВВП к предыдущему году, %: В текущих ценах -2,5 80,0 2,5 раза 3,5 раза 70,5 51,5 36,6 29,4 15,4 15,6

В ценах 1993 г. -2,5 -9,2 -9,5 -3,0 2,3 6,3 2,4 4,0 3,5 3,5

Индекс потребительских цен - 52,7 325,5 183,0 66,3 53,1 53,2 17,5 13,0 10,0

Валютный курс (1 дол. = 1 тугрику) 5,63 15 40 396,51 414,09 473,62 693,5 820 900 900

Удельный вес ВВП, %: Потребление 92,0 90,9 76,1 87,6 88,7 78,2 80,1 77,8 78,6 78,1

Капитальные вложения 34,3 35,6 29,3 25,7 22,0 21,3 23,1 22,4 23,8 25,6

Внешнеторговый баланс, млн дол.: Экспорт -273,3 650,7 -12,2 348,0 -62,6 355,8 -8,7 365,8 -7,9 367,0 -3,4 485,5 -87,4 423,4 -38,6 451,5 -143,7 379,4 -136,5 415,5

Импорт 924,0 360,2 418,4 374,5 374,9 488,9 510,8 490,1 523,1 552,0

ците) товаров, при стабильном уровне административно регулируемых цен в условиях либерализации ценообразования превратилась в открытую инфляцию.

С целью устранения этих недостатков и выхода из кризиса необходимы были рыночные преобразования: прежде всего введение свободных цен, осуществление приватизации, создание конкурентного предпринимательства, рыночных инфраструктур и т. д. Монголия находится на стыке западного и восточного типов цивилизации, что во многом предопределяет характер

формирующейся в стране рыночной экономики. После господства административнокомандной системы в экономике Монголии, затянувшегося на несколько десятилетий, на рубеже 1980-1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

С социально-экономической точки зрения путь, пройденный Монголией с 1990 г., можно разделить на два этапа.

Первый этап (1990-1994) характеризовался такими процессами, как освобождение хозяйствующих субъектов от директивного планирования, приватизация государ-

ственной собственности, либерализация цен и тарифов, налогообложение субъектов. Одновременно осуществлялся ваучерный этап приватизации. Ее способы не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К началу 1995 г. в целом по стране 90% малых предприятий перешло в частную собственность. Были созданы разнообразные формы собственности, государственный сектор экономики стал конкурировать с другими секторами.

Этот момент можно считать началом нового этапа построения рыночной экономики в Монголии, результатом которого должны стать устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения. Для того чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, фирмы нуждаются в свободе приобретения ресурсов, которые они считают наиболее пригодными для своей деятельности, использования их с целью производства избранных товаров и продажи товаров на определенных ими рынках. Лучшей гарантией таких свобод служит наличие прав на частную собственность.

Подводя итоги экономической реформы за пять лет (1990-1994), можно отметить, что:

- ликвидирована старая централизо-ван-ная система хозяйства и на ее месте сформировались ключевые звенья многоукладной рыночной экономики с важнейшими элементами рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской, торговой, страховой;

- удалось стабилизировать потребительский рынок;

- в промышленности, строительстве, на транспорте, в сфере обращения и услуг сформировался значительный частный сектор;

- создано большое количество совместных предприятий с привлечением иностранного капитала;

- упорядочены взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством;

- либерализована внешняя торговля.

В 1994 г. завершился первый этап приватизации в Монголии. В результате было об-

разовано большое количество акционерных обществ (АО), началась адаптация их работников к акционерной форме коллективно-долевой собственности. Была создана нормативная база образования и функционирования АО и установлен государственный контроль за выполнением законодательства.

С помощью чековой приватизации была сделана попытка вовлечения в процесс реформирования экономики широких слоев населения и одновременно с этим создания финансовых институтов, связанных с привлечением инвестиций посредством ценных бумаг.

Второй этап (начиная с 1995 г.) характеризуется ускорением перехода к рыночной экономике. Проводятся меро-при-ятия по интенсификации структурной реорганизации, реформированию банковской и финансовой структур, государственных предприятий, совершенствованию бюджетной, налоговой систем, а также сферы социального страхования и защиты.

С 1995 г. идет денежная приватизация, которая имеет две цели: пополнение государственного бюджета и инвестиционную поддержку приватизированных компаний. При этом основной акцент делается не на приватизации предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а на имущественных долях государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг.

Приватизация фактически привела к возникновению сотен акционерных обществ открытого типа и к распределению их акций среди значительного числа владельцев. Многие из них являются инвесторами. В Монголии создана юридическая основа, определяющая поведение субъектов экономической деятельности на рынке ценных бумаг. В то же время практика свидетельствует о несовершенстве законодательства и об отсутствии механизмов, обеспечивающих выполнение его основных требований.

Необходимо пересмотреть финансовую политику в отношении приватизации. В этом

направлении должны быть решены следующие задачи:

- в соответствии с программой приватизации следует передавать предприятия в руки частного капитала лишь в меру его способности к эффективному использованию данных предприятий и их финансовому оздоровлению;

- приватизация должна побуждать к накоплению капитала, в связи с чем она может носить обратный характер, т. е. возможны деприватизация и национализация путем принудительного выкупа и иными способами.

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства, поскольку приватизация коренным образом изменяет финансовые отношения в стране. В то же время приватизация должна служить лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов на микро-, мезо- и макроуровнях. Поэтому важное значение при переходе к рыночной экономике имеет выработка государственной концепции реформирования финансов хозяйствующих субъектов на базе многообразия форм собственности.

Главная задача правительства Монголии состоит в макроэкономической стабилизации экономики страны, которая предполагает, что экономическая система функционирует эффективно при незначительном уровне инфляции и максимальной степени использования привлеченных ресурсов. Стабилизация включает в себя:

- оценку и решение неотложных проблем по снижению огромного дефицита государственного бюджета, борьбу с инфляцией, регулирование внешнего долга;

- создание системы социальной защиты населения;

- разработку долгосрочного плана формирования действенной денежно-кредитной и фискальной политики, позволяющей осуществлять текущий косвенный макроэкономический контроль.

Для привлечения иностранных инвесторов требуется прежде всего стабильность

налоговой системы. В Монголии система капиталовложений подвержена значительным изменениям и остается нестабильной, что является одной из причин слабой привлекательности экономики страны для иностранного инвестирования. Налоговое бремя пугает иностранных инвесторов и предпринимателей, хотя имеются относительно более низкие ставки некоторых основных налогов. На деле налоговые изъятия оказываются более высокими из-за различных ограничений на включение затрат в издержки производства продукции и недостаточного учета последствий инфляции и влияния валютного курса.

Необходимо восстановить прерванное взаимовыгодное экономическое сотрудничество между Монголией и Россией. Помехой для экспорта традиционных монгольских товаров стали высокие пошлины и налоги, введенные Россией. Монголия располагает избыточными резервами мяса, теплой одежды из натурального сырья, а потребности России, в том числе сибирских регионов, в них достаточно высоки. В настоящее время животноводческое сырье из Монголии в основном экспортируется в Китай, где создан режим наибольшего благоприятствования. Монголия, в свою очередь, очень нуждается в промышленных товарах из России. Таможенные нововведения РФ, направленные на защиту отечественного производителя, ущемляют интересы обеих стран, связи которых складывались и развивались еще с начала XX в. Монгольские предприятия со своими традиционными товарами не являются конкурентами для российских товаропроизводителей, наоборот, они выступают их партнерами.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. С. 91.

2 Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т. 2. С. 6.

3 Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон: ВНИИСИ, 1992. Т. 1. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.