Научная статья на тему 'Теория поколений: мы разные или одинаковые?'

Теория поколений: мы разные или одинаковые? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18338
2412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория поколений / ценности / мотивация / образование / геймификация / цифровое взаимодействие / theory of generations / values / motivation / education / gamification / digital engagement

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

В статье рассматривается эволюция теории поколений, описываются особенности и ценности поколений XX и XXI. Обосновывается тезис о цикличности поколений и наличии так называемые «пограничников» (людей, родившихся в период плюс - минус три года от границ каждого поколения). Дается описание специфики поколений на основе «сезонного» подхода к классификации поколений. На основе анализа существующих исследований и форсайт-сессий, выделяются несколько основных тенденций в обществе, которые окажут наибольшее влияние на его развитие и становление молодого поколения. При этом автор делает вывод о том, что базовые ценности от поколения к поколению практически не меняются - изменяется контекст, где и каким образом их можно реализовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the evolution of the theory of generations, describes the features and values of generations of the XX and XXI centuries. The article argues that the cyclical nature of generations and the presence of so-called "borderline people" (people born in the period plus or minus three years from the boundaries of each generation). The specifics of generations based on the "seasonal" approach to the classification of generations is described. Based on the analysis of existing studies and foresight sessions, there have been highlighted several key trends in the society that will have the greatest impact on his development and formation of the younger generation. The author concludes that the core values from generation to generation are in fact almost unchanged – the context changes, where and how they can be implemented.

Текст научной работы на тему «Теория поколений: мы разные или одинаковые?»

Теория поколений: мы разные или одинаковые?

Зайцева Н.А.

В статье рассматривается эволюция теории поколений, описываются особенности и ценности поколений XX и XXI. Обосновывается тезис о цикличности поколений и наличии так называемые «пограничников» (людей, родившихся в период плюс - минус три года от границ каждого поколения). Дается описание специфики поколений на основе «сезонного» подхода к классификации поколений. На основе анализа существующих исследований и форсайт-сессий, выделяются несколько основных тенденций в обществе, которые окажут наибольшее влияние на его развитие и становление молодого поколения. При этом автор делает вывод о том, что базовые ценности от поколения к поколению практически не меняются - изменяется контекст, где и каким образом их можно реализовывать.

The article discusses the evolution of the theory of generations, describes the features and values of generations of the XX and XXI centuries. The article argues that the cyclical nature of generations and the presence of so-called "borderline people" (people born in the period plus or minus three years from the boundaries of each generation). The specifics of generations based on the "seasonal" approach to the classification of generations is described. Based on the analysis of existing studies and foresight sessions, there have been highlighted several key trends in the society that will have the greatest impact on his development and formation of the younger generation. The author concludes that the core values from generation to generation are in fact almost unchanged - the context changes, where and how they can be implemented.

Ключевые слова: теория поколений, ценности, мотивация, образование, геймификация, цифровое взаимодействие

Keywords: theory of generations, values, motivation, education, gamification, digital engagement

1

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления.Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

Гесиод, 720 год до нашей эры

Проблема «отцов и детей» или «ценностей и жизненных установок»?

Учение о преемственности поколений зародилось достаточно давно и получило свое развитие в трудах Джамбаттиста Вико (итальянский философ эпохи Просвещения, заложивший основы культурной антропологии и этнологи, 1668 - 1744 г.г.), который выдвинул четыре принципа, положенные позднее в основу классической теории поколений:

• земная всемирная история независима от Священной истории;

• саморазвитие общества осуществляется по своим внутренним законам и причинам в процессе смены поколений;

• просвещение является главным фактором прогресса в развитии общества,

• история есть смена поколений, преемственно связанных единством законов разума и ростом рационального знания.

Впоследствии Жан Кондорсе (французский писатель, ученый-математик и политический деятель, 1743-1794 г.г.) писал о том, что поколение - это не только группа ровесников, а общность людей, имеющих сходный склад ума, объем положительных знаний и уровень нравственного совершенства.

В наше время теория поколений была научно оформлена и описана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Причем свою теорию они обосновывали, используя знания из разных наук.

2

Нейл Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, а Вильям Штраус - историком, писателем и драматургом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как "поколение". Их внимание привлек известный "конфликт поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Ведь, если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные для этого периода. Но этого не происходит, и дети, достигая возраста своих родителей, не становятся такими же, как они, их отношение к жизни все равно другое.

Нейл Хоув и Вильям Штраус научно обосновали, что примерно каждые 20-25 лет появляется новое поколение, ценности и поведение которого отличаются от их предшественников.

При этом решающее влияние на ценности каждого поколения оказывают условия воспитания в семье, а также макроэкономические и политические события, которые произошли с ними до 11-12 лет.Именно эти ценности оказывают влияние на модель поведения человека в течение всей его жизни -на его отношение к работе, взгляды на мир, потребительское поведение и прочее [12].

Особенности поколенийХХ-XXI веков

В XX-XXI веках, согласно теории Хоува и Штрауса можно выделить несколько поколений:

- «Поколение 01(«Поколение победителей») - люди, родившиеся в 1900-1923 годах;

- «Молчаливое поколение» - люди, родившиеся в 1923-1943 годах;

- «Беби-бумеры» - люди, родившиеся в 1943-1963 годах;

- «Поколение Х» - люди, родившиеся в 1963-1982 годах;

3

- «Поколение Y («Миллениум)» - люди, родившиеся в 1983-2000 годах;

- «Поколение Z («Альфа»)» - дети, родившиеся у поколения Z.

При этом авторы модели обосновали два интересных момента:

- цикличность поколений - каждое пятое поколение имеет схожие ценности (следовательно, поколение «Альфа» имеет черты, схожие с «Молчаливым поколением», а поколение «Миллениумов» имеет черты, схожие с поколением GI»);

- кроме того, есть так называемые «пограничники»(люди, родившиеся в период плюс - минус три года от границ вышеуказанных периодов), которые имеют большую гибкость и приспособляемость, т.к. имеют ценности, близкие к двум соседним поколениям.

Какие же основные ценности есть у представителей этих поколений в России?

Поколение GI (1900-1923 г.г. рождения), представителей которого практически уже нет в живых, стало свидетелем таких исторические событий, как Первая и Вторая Мировые войны, подростками они встречали Великую Октябрьскую революцию 1917 года. Так же, как и поколение «Миллениумов», они жили на стыке веков, когда происходили коренные изменения в мире и в стране. Это поколение формировалось в тот период, когда происходил слом привычных социальных парадигм, когда «невозможное становилось возможным». Среди ценностей преобладала, с одной стороны, вера в себя, в свои возможности, с другой, поиск своего «Я» и предназначения.

«Молчаливое поколение» (1923-1943 г.г. рождения) пережило сталинские репрессии, Вторую Мировую войну, восстановление

разрушенной страны. Основными ценностями стали: преданность,

4

соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение «Беби-бумеров» (1943-1963 г.г. рождения) стало свидетелями побед Советского Союза: покорение космоса и другие

достижения СССР, что привело к формированию психологи победителя. Поэтому их основные ценности, на которые не повлияли даже мрачные девяностые: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение «Х» (1963-1982г.г. рождения) пережило продолжение «холодной войны», войну в Афганистане, перестройку, появление СПИДа, распространение наркотиков и другие проявления процессов глобализации. Их основными чертами и ценностями являются: готовность к изменениям, возможность выбора, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Поколение «Y»(1983-2000 г.г. рождения)- последнее поколение в работоспособном возрасте на данный момент, пережившие распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий. Для них мобильные телефоны, различные гаджеты и интернет стали привычной действительностью (именно поэтому появилось еще одно название этого поколения - «электронные люди»). В систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом на первый план выходит немедленное вознаграждение, стремление к комфортным условиям труда, высокая мобильность. Их вполне устраивает достаток на уровне среднего или даже ниже среднего. Они не привязаны к материальным ценностям, не склонны обзаводиться большим количеством вещей. Стабильность для них не так важна, как для старшего поколения.

5

Поколение «Z (Альфа)» - (2000-2020 г.г. рождения) - самые старшие представители этого поколения пока еще подростки. Если самые молодые представители поколения «У» знакомились с гаджетами со старших групп детского сада, то поколение «Z» - уже с пеленок. Объем новой информации уже многократно превышает человеческие способности ее усвоить. Пока сложно говорить о ценностях этого поколения, можно только отметить, что их становление приходится на кризисный период развития не только страны, но и мира, который стремительно меняется не только в политическом, но и социальном аспекте.

Поколения «зима», «весна», «лето», «осень»

Существуют и другие подходы к пониманию сущности вышеуказанных поколений - их можно ассоциировать со временами года. Каждое поколение успевает пожить во всех сезонах, но в разном возрасте. Так, Поколение Х родилось «летом», юность проходит «осенью», ну а самый действенный возраст, зрелость, будет достигнут «зимой», а «весна» придется на старость. Человек, родившийся в определенном «сезоне», взрослея, впитывает в себя ценности своего поколения и в итоге берет (выполняет) определенную роль, архетип, которую от него ожидает общество.

Используя такой «сезонный» подход к классификации поколений, можно описать их особенности следующим образом [1]:

«Зима» («Молчаливое поколение» (1900-1923 г.г. рождения) и

поколение «Z (Альфа)» (2000-2020 г.г. рождения)). Эти поколения

приходятся на кризисное время — время испытаний. Наиболее активное

поколение относится к архетипу «Странники». Это люди, привыкшие жить в

кризисных условиях и во все полагаться на самих себя. Стремление выжить

помогает им выводить из кризиса свои семьи, свои организации, страны. Оба

эти поколения объединяет та же направленность на себя, то же умение

думать, расцвет науки и изобретательства, умение воплотить это

6

(комбинация хороших рук и головы), та же экономность (как следствие экономического кризиса).

«Весна» (поколение «Беби-бумеров» (1943-1963 г.г. рождения) - как

известно, это время надежд, стремлений сделать что-то важное и, непременно главное! Время пробуждения. Весной происходят долгожданные изменения, появляются свободы (не зря именно период у нас называли «Оттепелью»). Наиболее активное поколение «весны» — это люди, на долю которых хоть и пришлось немалое количество испытаний, но они с достоинством их выдержали. Их основной архетип — Герой.

«Лето» (поколение «Х» (1963-1982г.г. рождения)- это время застоя. На детство этих людей пришлось много лишений, поэтому сейчас они стремятся создать вокруг себя стабильность и покой. Это время летнего марева и отдыха, творчества. Не зря основной архетип этого поколения — Художники. Поколение «Лето» встает на ноги, учится, работает и делает это все «с огоньком» и азартом, полностью погружаясь в работу.

«Осень» («Молчаливое поколение» (1923-1943 г.г. рождения) и поколение «Y» (1983-2000 г.г. рождения)- время листопада. Происходит разрушение привычного строя жизни, смена приоритетов и ценностей. Социальные роли мужчины и женщины практически идентичны. В одежде появляется стиль «унисекс». Это люди, готовые к риску и к принятию неочевидных решений, способные пойти вразрез с принятыми нормами. Социальные институты разрушены и раздроблены, поэтому наиболее активное поколение относится к архетипу «Пророки». В отличие от предыдущего поколения, ориентированного на общение во вне, поколение «Y» ориентировано вовнутрь, на себя [11].

Немного статистики:По данным Росстата на 1 января 2014 года, молодежи до 29лет в стране насчитывалось около 31 млн. человек. Тогда как к поколению Х можно было отнести 41 млн. человек, акбеби-бумерам—

7

35млн. Расчеты показывают, что в 2010 - 2020 гг. следует ожидать существенного снижения образовательного потенциала занятых в стране в связи с выходом на пенсию относительно многочисленного послевоенного поколения с достаточно высоким уровнем образования и вступлением в трудоспособный возраст, рожденных в годы реформ (1990-2000 гг.), количество которых значительно меньше (почти в 2 раза) численности предыдущих поколений. За 10 лет (2007-2016гг.) образовательный потенциал экономически активного населения снизится примерно на 160 млн. человеколет, т.е. не менее чем на 20%. В итоге эти потери могут оказаться еще более серьезными, если учитывать качество современного образования [10].

Поколение «Альфа», или что нас ждет впереди?

В наше время постоянно проводятся исследования, форсайт-сессии по построению прогнозов нашего общества в будущем.

Очередной прогноз на период с 2019 по 2099 годы в начале 2015 года представил Технический директор Google и известный технологический футуролог Рэй Курцвейл. Выделим несколько наиболее интересных моментов из этого прогноза [9]:

2020 - Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.

2029 - Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. Это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга.

2039 - Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования.

8

2043 - Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.

2045 - Наступление технологической сингулярности. Земля

превратится в один гигантский компьютер.

2099 - Процесс технологической сингулярности распространяется на всю Вселенную.

Но если рассматривать более близкое будущее, то выделим несколько основных тенденций будущего, появление которых мы можем наблюдать уже сегодня:

1. Билинговый мир. По оценкам ученых, уже к 2020 году большинство жителей цивилизованных государств будут владеть двумя языками. Монолингвов останется всего 30%. Западные специалисты -испанские, американские, израильские нейропсихологи, психологи и социологи - полагают, что эти дети более креативны, стрессоустойчивы и легче адаптируются к вновь возникшим ситуациям. Они более интегративны: потенциал интеграции в любое другое социальное иэтнокультурное сообщество у них значительно выше, чем у монолингвов. Билингвальное сознание более мобильно. Вместе с тем, как полагают русскоязычные ученые, для билингвов характерны определенные проблемы. По мнению научного руководителя европейского проекта "BILIUM" Университета Грайфсвальда Екатерине Кудрявцевой, это не «трудноуправляемые", а я бы сказала скорее — трудноманипулируемые дети. Им нельзя просто сказать: "нельзя и все".Следует обосновать: "нельзя, потому что...". Им нужно объяснить запрет, мотивировать к определенному действию через призму их системы ценностей, их возраста, тех двух культур, которые они представляют. И тогда билингв проявит себя исполнительным,креативным, старательным человеком, а его качественный результат будет выше, чем у

9

монолигва [5]». Частично это обусловлено особенностями их

индивидуального развития, а отчасти тем, что они получают и перерабатывают информацию из двух источников (например, на русском языке с русским контекстом и подтекстом, а также из источника на втором или третьем языке). Таким образом, они существуют в гораздо более богатом информационном поле, чем монолингвы, что повышает их

конкурентоспособность.

2. Digital engagement (дословно - цифровое взаимодействие). У современных детей и обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым.

Так по данным на 02.05.2015 г. насчитывалось более пользователей Интернета 3 115 млн. человек, что означает 43% от всего населения земного шара (численность населения на эту же дату составляла 7 312 млн. человек), в этот же день было отправлено каждым пользователем Интернета 49,7 e-mail сообщений и сделано 0,7 поисковых запросов в Интернете (2 266 млн. запросов) [13].

Отсюда из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной [2]. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Сейчас родители все меньше играют роль авторитета для своих детей; всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. Если в традиционном обществе все-таки большее влияние, чем СМИ, на человека оказывало общение с другими людьми, коммуникация «человек-

10

человек», то для нового поколения, скорее всего, виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной. Здесь возникает определенное противоречие: люди стремятся все меньше общаться друг с другом, но при этом общаются все больше. Они все меньше общаются в социальной реальности - и все больше в реальности виртуальной. В этой реальности им нет равных, так что остальным поколениям придется подтягиваться до их уровня[8].

3. Образование, направленное на раскрытие потенциала обучающихся. По мнению А. Лазло, президента Международного общества системных наук,новые стандарты образования должны раскрывать потенциал студента, т.е. быть действительно от латинского «educare», что значит выявлять, а не наполнять [6]. Новые стандарты должны быть больше ориентированы на раскрытие потенциала обучающихся. Другой критически важный момент: образование должно быть действительно актуальным для полноценной жизни, а также для самореализации в контексте жизни конкретного ученика. В общем, это не образование, которое ничего общего с реальной жизнью студента не имеет, а образование, приспособленное и адаптированное под его потребности и существующий опыт [7]. Именно такой подход к образованию будет способствовать подготовке специалистов, способных жить в условиях «Digital engagement». Следовательно, в мире будет сформирован запрос именно на развивающие образовательные программы, которые постепенно вытеснят все остальные.

4. Геймификация образования и развития. В докладе «Будущее

образования: глобальная повестка», подготовленном Агентством

стратегических инициатив, утверждается, что уже в обозримом будущем ученики будут получать баллы за успехи в компьютерных сражениях, а формат игры окажется основным от детского сада до Нобелевской премии [3]. Научно доказано, что игры являются эффективным инструментом для формирования нравственно-этических установок. Уже сейчас католическая

11

церковь активно использует онлайн-игры и офлайн-квесты для популяризации идей христианства, а антиглобалисты с помощью онлайн-игр продвигают экологические и антипотребительские ценности. Успех геймификации объясняется тем, что у большей части населения промышленно развитых стран существует психологическая готовность к «жизни в игре».

Поколение, которому сейчас 35-45 лет, росло на первых видеоиграх 1980-х; для нынешних студентов (16-25 лет) видеоигры уже были частью учебы и развлечений (среди еще конкурирующих с ними школьных проектов, походов, посиделок с друзьями и кинотеатров); а новое поколение (от 2 до 8) вообще не мыслит жизни без планшетов, игровых приставок и сетевых игр.

Рассматривая теорию поколений, можно также сказать, что виртуальные миры могут служить не только целям обучения детей, специалистов и повышения их квалификации. Развитие новых отраслей промышленности потребует в ближайшие годы масштабного переобучения. И игровые миры могут помочь в этом, адаптируя «лишних людей» к новым задачам. Кроме того, само пребывание в виртуальных вселенных позволяет частично решить проблему «лишних людей» — образование становится в этом случае «пространством передержки». И происходящее сейчас освобождение от рутинного труда с выходом в область творчества позволяет нам вспомнить, что «вся жизнь игра» — это не только метафора, но и исходное, свойственное человеческой природе положение дел. Таким образом, геймификация будет способствовать не только повышению качества образования (доступность образовательных ресурсов и лучших преподавателей для всех), но и будет повышать мотивированность игроков к активному участию в тех или иных общественных процессах.

5. Изменение структуры времени, информации, целей.

Современное поколение обвиняют в том, что у них произошло расстройство структуры времени. Если старшее поколение ложилось спать, когда темнело,

12

то современная молодежь ложится спать, когда в Интернете закончились новости или закончился Интернет. Еще одна характеристика современного общества - расстройство структуры информации. Человеку необходимо тратить силы на дополнительную работу по монтажу обрывков в единую канву, когда мог бы потратить силы на извлечение смысла.

Структурированных историй становится все меньше. В Интернете существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Отсюда же появляется расстройство причинно-следственных связей. Из-за длительного пользования Интернетом люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки. Теряется связь между делами и сообщениями. Мозг начинает лениться: зачем думать самому, если можно подождать комментария или нового поста? В итоге можно говорить о расстройстве структуры целей. Люди перестают понимать, куда и зачем двигаться. Потребляя информацию, не связанную между собой, человек может впасть в информационный транс. По мнению Амины Идиговой, бизнес-партнера по управлению персоналом в EPAM Systems, шутка о том, что в наше время не нужна цензура, потому что в качестве цензуры выступает обилие источников информации, очень актуальна [4]. В этих условиях все больше будет спрос на консультантов (помогают определить и сами объясняют, как двигаться к целям тому, кого консультируют), в лучшем случае - лайф-коучей (задавая «правильные» вопросы, помогают определить и самому собеседнику создать свой план действий до достижения целей).

6. Комбинация «хороших» рук и головы. Как уже было сказано выше, современная молодежь именно благодаря Интернету и цифровому взаимодействию знает, как и где искать нужную информацию о том, как решить ту или иную проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращаясь к старым уже данным ВЦИОМа за 2009 год по бытовым навыкам россиян (выборка: 1600 человек в 153 населенных пунктах и 46 областях, краях и республиках России), можно отметить, что в 2009 году

13

по сравнению с 2001 годом увеличилась доля тех, кто умеет обращаться с компьютером (с 22 в 2001 году до 42% в 2009 году), но при этом снизилась доля россиян, умеющих приготовить обед (с 87% до 80%), починить протекающий водопроводный кран (с 48% до 39%) [10].

Сейчас же мы наблюдаем повышенное внимание в обществе к теме питания и умения готовить, к способности решить бытовые проблемы (увеличивается число ТВ - передач, сюжетов на YouTube и других сайтах по этим темам, в т.ч., направленных на детей и подростков). Так что дети смогут учить своих родителей не только работе на компьютерах, но и в других, бытовых сферах деятельности.

7. «Знаниевый реактор». Эволюция образования и науки приведет

к тому, что в результате кризиса государственности в эпоху глобализма институтом познания станут не научные лаборатории и центры, а небольшие сообщества, образованные по принципу «фабрики мыслей» или так называемого «знаниевого реактора. Мы уже сейчас являемся свидетелями сдвига научных парадигм от принципа «бери книгу и дела по правилам» к «пробуй, делай, чтобы получилось».

В завершении статьи хотелось бы сказать, что, безусловно, не все из указанных выше характеристик вышеуказанных поколений одинаково проявляются у всех их представителей. Даже авторы теории поколений говорят о том, что она в большей степени применима в отношении лиц с высшим образованием и средним достатком, живущих преимущественно в крупных городах. Но и здесь многое зависит от воспитания в семье, непосредственного окружения, мнения социальнозначимых для каждого человека лиц и т.д.

В целом, несмотря на все футуристические прогнозы, можно с уверенностью сказать, что люди, как и прежде, будут очень разными: кому-то будет хотеться ходить в офис, кому-то - работать в кафе, а кому-то -

14

дауншифтить (жизненная философия «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»). Кто-то будет создавать собственный бизнес, а кто-то никогда не решится на это. В остальном же сохранятся все базовые ценности, которые не изменились за последние 45 миллионов лет: у человека всегда есть потребность в постоянном росте и в том, чтобы приносить пользу, а также в разнообразии - люди любят сюрпризы, но в то же время и в предсказуемости. И то, и другое нужно всем, просто кому-то ближе разнообразие, а кому-то предсказуемость. А еще нам всем важна связь с другими, и чтобы нас одобряли, любили, но в то же время хотелось бы отличаться, быть в чем-то особенным. Каждый из нас выбирает свой путь. Так что базовые ценности не меняются - изменяется контекст, где и как их можно реализовывать. Литература

1. Антипов А. Времена года и времена жизни.

ЬНр://г1щепега1:юп5.511/2009/04/30/времена-года-и-времена-жизни. Дата

обращения 20.04.2015 г.

2. Джанджугазова Е.А. Роль популяризации науки в развитии российского образования. Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее», 2014,№ 1, стр. 53-69

3. Игра захватывает школу. Журнал «Кот Шрёдингера», 2015, №4 (06).http://kot.sh/statya/172/igra-zahvatyvaet-shkol. Дата обращения 20.04.2015 г.

4. Идигова А. HR о том, почему выполнять требования начальства больше никому не интересно. Миф о миллениалах. http://citydog.by/post/hr-millennials. Дата обращения 30.04.2015 г.

5. Кудрявцева Е. К 2020 году большинство жителей мира будут билингвами. http://ria.ru/education/20150429/1061571058.html#ixzz3Ytg451Ht. Дата обращения 01.05.2015 г.

15

6. Лазло А. Рассуждения о будущем образования.

http://futureruss.ru/young-generation/education/future of education.html. Дата обращения 20.03.2015 г.

7. Ларионова А. А. Проблемы подготовки бакалавров менеджмента. Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»,2014Д° 1, стр. 70-84

8. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/russiantoplist/1450249/?page=0. Дата обращения 25.04.2015 г.

9. Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз

до 2099 года. http://inforesist.org/texnicheskii-direktor-google-raspisal-

budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/. Дата обращения 20.04.2015 г.

10. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и

что станет их ценностями. http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-

условиях-растет-поколение-мил/. Дата обращения 30.04.2015 г.

11. Albats Y, Neil Howe N. They grew up in a cynical environment.

Magazine "The new times".

http://newtimes.ru/articles/detail/33302.Датаобращения 21.04.2015 г.

12. The Generations Manifesto. http:// static 1.1. sqspcdn.com. Дата обращения 20.04.2015 г.

13. http://www.worldometers.info/ru/ - всемирная статистика в реальном времени. Дата обращения 02.05.2015 г.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.