Научная статья на тему 'Теория освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования'

Теория освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова С. Н.

В логике изучения проблемы эстетического освоения мира учащимися рассматриваются сущность, цель, задачи и функции системы дополнительного образования детей. Сопоставительный анализ процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися позволяет сделать вывод о том, что эстетическое освоение мира имманентно присуще дополнительному образованию детей, и подтверждает предположение о единой эстетико-философской основе взаимосвязи обучения, воспитания и мироосвоения, что является базисом подготовки эстетически сориентированных специалистов во всех сферах, способных сделать продукт своего труда привлекательным и конкурентоспособным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Theory of Aesthetical perception of the World by Supplementary Education

The article enlightens interrelated aspects of aesthetics and pedagogics. Supplementary Education aesthetizaition is considered as a methodological basis of aesthetical perception of the world. The summation of personal-centered, environmental, social and pedagogical approaches imparts humanity to Supplementary Education

Текст научной работы на тему «Теория освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования»

УДК 371.398:7.011

С. H. ЖДАНОВА

Оренбургский государственный педагогический университет

ТЕОРИЯ ОСВОЕНИЯ МИРА УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_

В логике изучения проблемы эстетического освоения мира учащимися рассматриваются сущность, цель, задачи и функции системы дополнительного образования детей. Сопоставительный анализ процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися позволяет сделать вывод о том, что эстетическое освоение мира имманентно присуще дополнительному о6разоаа»во детеЯ и подтверждает предлоложеьие о единой эстетико-философской основе взаимосвязи обучения, воспитания и мироосвоения, что является базисом подготовки эстетически сориентированных специалистов во всех сферах, способных сделать продукт своего труда привлекательным и конкурентоспособным.

Специфика организации образовательного процесса современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения даёт возможность педагогу следовать природе развития духовных и эстетических потребностей личности ребёнка; (2)

- дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, является мощным средством гуманизации системы образования в целом — все можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания; оно ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, суб-кулътурной группы, индивидуальными интересами и возможностями, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образовании (3);

- в дополнительном образовании педагоги реализуют различные разновидности деятельности: 1) необходимые для формирования и развития личностных (родовых) качеств человека, таких, как целепо-лагающая деятельность, универсальный труд, физическое развитие, общественная деятельность; 2) «свободные» виды деятельности, необходимые для физической, психической, эмоционально-нравственной «подпитки» человека, такие, как клубная, социально-бытовая, досуговая.

Данное деление видов деятельности условно, так как труд, лежащий в их основе, может быть и творческим («воспитательным»), и обязательным, требующим расхода сил, времени, духовной энергии на далеко не творческие результаты. Эстетическая сосгавляющая присуща и первой, и второй группе деятельности.

Исследуя специфику воспитательного процесса в дополнительном образовании, исследователи дают следующие характеристики воспитывающего эффекта внеучебной деятельности в УДО:

- ненасыщаемость духовной и эстетической потребности детей во встрече с новым в мире и в себе;

- учет целостности человека, обусловленной гармонией разума (его объемом и содержанием), души (её романтичности, возвышенности) и тела (его красоты, физического совершенства для саморазвития и выживания);

- учет субъективности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельнос-

Сопоставительный анализа взаимосвязей процессов освоения мира и дополнительного образования учащихся свидетельствует об их неразрывности и вза-имообогащающем характере связи.

Особое значение имеет рассмотрение проблемы с позиций новационного в педагогике социально-педагогического подхода, разработанного профессором C.B. Сальцевой и последователями ее научной школы, утверждающими необходимость ориентированности педагогического процесса на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды. (4)

Рассмотрим характеристики дополнительного образования, которые обнаруживают близость и некоторое соответствие природе эстетического освоения мира учащимися как социально-педагогического процесса, ориентированного на воспитание чувств и представляющего собой единство эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей позиции личности, имеющей направленность на непосредственно-чувственное раскрытие в образах многосторонних взаимоотношений личности и общества.

Относительно автономные по содержанию, формам, способам взаимодействия процессы дополнительного образования детей и эстетического освоения мира учащимися имеют достаточно много общего.

Основой для выявления общности характеристик играет в ходе анализа ряд факторов:

- художественно-эстетическая деятельность в центрах дополнительного образования по объему занятости детей и молодежи выходит на первое место (до 76,5%);

- именно овладение человеком культурой (включая эстетическую) является основой базовых процессов, обозначаемых понятиями «воспитание», «образование», которые отличаются формами проявления и способами реализации личности.

Дополнительное образование предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотива-ционной положительной направленности в сфере свободного времени [);

- дополнительное образование выступает как процесс и ощутимый результат развития человеческих сущностных сил во всех сферах культуры.

ти. (5)

В познавательной деятельности человек постигает, открывает, изучает истины; в трудовой - созидает, сохраняет, совершенствует материальные ценности; в художественно-эстетической - воспринимает, интерпретирует, созидает, воссоздает, транслирует художественный образ; в физкультурной - укрепляет, совершенствует физическое тело; в коммуникативной — выстраивает общение, поведение; в общественной - декларирует, распространяет социально ценные идеи.

В многообразии Видов деятельности познания, творчества и досуга, используя спонтаннос ть, импро-визированность, чувство юмора, способность удивляться и осознавать, именно внутри процесса эстетического освоения мира можно нацеливать ребят на овладение вертикалью результативности воспитания в деятельности: отобщеразвивающей, эстетической, досуговой, познавательной, творческой до профессионально значимой в процессе самоопределения. В результате человек осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые эталоны красоты и эстетические нормы.

Сущность художественно-эстетической осваивающей деятельности раскрывается в творческом процессе создания неповторимо оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора. Таким образом, целенаправленная художественно-эстетическая установка личности на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших компонентов эстетической позиции человека, от коТйрой во ¡многом зависит состояние социально-культурной сферы жизни общества. Эстетическая константа в восприятия мира выступает фактором развития социальной активности детей и взрослых. Эстё'гичёское освоение мира учащимися отличает интуитивно прочувствованное и осознанное понимание его целостности, не складывающееся только из максимально полного знания объективных законов, действующих в этом мире.

Освоить мир эстетически означает пережить, вчувствоваться в процесс, принять его как данность, сделать «своим», прочувствовать его в себе, осознать в нем свое место и предназначение, войти в целостный и неделимый мир, не утрачивая своей внутренней целостности; вступить с миром в художественный и обоюдонаправленный контакт и взаимодействие; осознать себя как средоточие этого мира и одновременно как часть его. Эстетическое освоение мира учащимися - это процесс, прёдставляющий собой диалектическое единство активности, дёятельности и установки на образ как средство социализации. (1)

Определение целей эстетического освоения мира может исходить из понимания, что это специально организованный целенаправленный процесс развития мироосваивающих способностей личности в различных сферах жизнедеятельности и духовного развития на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых, с результатом позитивной социализации личности учащегося.

Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися позволяет выявлять условия, необходимые для оптимизации целостного становления личности учащегося, реализации его духовных и эстетических потребностей в образовательном процессе.

Если обучение есть способ передачи имеющегося сложившегося социального опыта, отраженного во всех пластах человеческой культуры: материально-производственной, духовной и художественно-

эстетической, то эстетическое освоение мира учащимся есть средство включения воспитанника в жизнь современного общества, стимулирования его собственной активности во всех основных видах деятельности: в общении, познании, преобразовании. Их взаимодействие, по сути дела, и является источником развития жизненной энергии (духа) человека, фактором (внутренним условием) становления стиля его жизнедеятельности как процесса и результата качества его эстетического отношения к миру.

Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного объективированного общественного опыта, процесс его трансформации в субъективированный мир формирующейся личности. Этот процесс может быть реализован посредством и обучения, и воспитания, поскольку в об} ченности отражается «присвоение» личногтыг той стороны общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и способы творческой деятельности в области науки, техники, искусства и различных видов трудовой деятельности (преимущественно ноосфера — сфера разума), в воспитанности отражается степень сформированное™ у человека социальных и нравственно-эстетических отношений как важнейшей стороны его личностного развития. Это ядро процессов освоения отражает их адекватность и позволяет сделать вывод о философском происхождении их сущности и родстве.

Предположение о единой эстетико-философс-кой основе взаимосвязи обучения, воспитания и ми-роосвоения в рамках дополнительного образования личности, таким образом, отражается как в содержательной стороне дополнительного образования, так и процессуальной, заключающейся в потребности в творческой деятельности для себя, ближайшего окружения, успешности в жизненном самоопределении в социуме.

Резюмируя высказанное, отметим соответствие глубинной сущности процесса эстетического освоения мира учащимися сути (и затребованности) дополнительного образования, которое явилось концентрированным выражением и отражением социально-экономических, политических, нравственно-правовых и зстетико-культурных потребностей общества в подготовленных определенным образом людях, т.е. эстетически сориентированных специалистах во всех сферах, способных сделать продукт своего труда привлекательным и конкурентоспособным.

Анализ социальной ценности дополнительного образования выявляет большие скрытые возможности прогрессивного развития всей образовательной сферы, приумножающей моральный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал общества.

Анализ аспекта личной ценности дополнительного образования выявляет заинтересованное, неравнодушное отношение человека к собственному образованию, что соответствует позиции неотчужденного эстетического (индивидуально-мотивированного и стимулированного) отношения человека к уровню и качеству получаемого образования.

Функция целенаправленного процесса передачи из поколения в поколение социального опыта обеспечивает сохранение и развитие культурных форм жизни, что в высшей степени отвечает природе эстетического освоения социума учащимися, заключающейся в приобретении «опыта чувствования и неотрывного от него мышления».

Реализация обучающей функции дополнительно-

го образования, которая заключается в формировании основ знаний, обеспечивающих социальный, профессиональный, личностный выбор учащихся, невозможна без высвечивания уникальности личности и организации ситуации наслаждения результатами и успехом, что по своей природе являет эстетическое начало в освоении мира.

Дополнительное образование расширяет знания о творческих возможностях человека, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и способствует удовлетворению эстетических потребностей. Приобретенный в учреждении дополнительного образования опыт успеха в избранной сфере деятельности выступает мощным мотивом созидательной деятельности и двигает вперед культуру творческой самореализации, что в корне отвечает преобразовательной природе эстетического освоения мира человеком. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что эстетическое освоение мира имманентно присуще дополнительному образованию детей.

В общем процессе фундаментализации образования эстетическое освоение мира учащимися выступает общегуманистической доминантой нового целостного миропонимания, усиливающей процессы воспитания, обучения и развития личности в опоре на реализацию специфических функций преобразования, вдохновения и отдохновения, мотивации на коммуникацию, предвосхищения успеха и счастья в избранной деятельности.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования пронизан эстетическим началом во всех аспектах деятельности педагога, создающего особое пространство в совместном с детьми творческом процессе. Изучение проблемы позволяет сделать вывод о наличии эстетических констант в самом процессе дополнительного образования и его результатах.

Уточним актуальность ведущей идеи исследования: эстетическое освоение мира актуализирует резервы эмоционально-чувственной сферы и неотрывного от нее мышления личности, обеспечивает неотчужденное, неравнодушное эстетическое отношение к действительности, к другому человеку, самому себе, активизируя творческий потенциал личности в образовательном процессе и мотивацию к самообразованию и самореализации, обеспечивая уровень социализированное™ человека в условиях постоянно изменяющегося общества.

Акцентируя полезность научных разработок, отметим новизну в соответствии с разработанностью социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, базирующейся на выявленных социально-педагогических предпосылках, совокупности обоснованных методологических подходов, общепедагогических закономерностях, принципах и содержательно-смысловых аспектах; обоснованностью структуры процесса эстетического освоения мира уча-

щимися, актуализирующей субъектную позицию личности в результате обеспечения условий для самообразования, самопознания и самореализации; созданием прогностической модели эстетического освоения мира учащимися во взаимосвязи теоретико-методологической базы и компонентов процесса организации эстетического освоения мира учащимися - цель, содержание, технологии, критерии и условия обеспечения целостности исследуемого феномена; разработкой лич-ностно-активизирующей технологии мироосваиваю-щей деятельности как звена научно-методического сопровождения, направленного на активизацию субъективной позиции учащегося и содействующего саморазвитию и социализации личности; выявлением и определением критериальных оснований социально-педагогического мониторинга, предусматривающего использование комплекса праксеометрических, социологических и диагностических методик, позволяющих диагностировать состояние процесса освоения мира и уровня эстетического развития личности.

Реализация методологических, теоретических положений и предлагаемых автором концептуальных подходов осуществлялась в школах и учреждениях дополнительного образования г.Магнитогорска, г. Но-вотроицка, г.Оренбурга, в Оренбургском государственном педагогическом университете, его филиалах, научно-исследовательской лаборатории Социального института ОГПУ.

Библиографический список

1. Жданова С.Н. Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования: социально-педагогический аспект: учебно-методическое пособие/ С.Н.Жданова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 104 с.

2. Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования /А.Я. Журкина.- М, 2003.-84 с.

3. Мудрик A.B. Социальная педагогика: учебное пособие. / А.В.Мудрик, В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

4. Сальцева C.B. Концептуально значимые характеристики социально-педагогического подхода / Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход/ С.В.Сальцева. — Волгоград: Перемена, 2005, с. 314-321.

5. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности УДО детей в сфере свободного времени: автореф. дисс... д-ра пед. наук/ А.Б.Фомина. - М„ 2000. - 38 с.

ЖДАНОВА Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики, докторант Оренбургского государственного педагогического университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.11.2006 г. © Жданова С.Н.

УДК 159. 9

Т. А. ЧЕРНОБАЙ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области»

ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

На основе проведенных исследовании разработана методика формирования уверенности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 пет) при вьголнети физических упражнений средствами психорегуляции и направлена на формирование у детей дошкольного возраста волевой саморегуляции, способности к рефлексии, умения с определенной силой воображения представить в своем сознании весь процесс деятельности и уметь простыми формулами воздействовать на самого себя.

Вопросы взаимоотношений психики и тела все еще остаются делом будущего и приобретают сегодня особую актуальность для реализации задач повышения внутренних резервов человека, для эффективного использования психологических знаний в целях совершенствования и самосовершенствования личности ребенка [4].

Стрессовые реакции, пережитые в раннем возрасте в соответствующем критическом периоде, повышают неспецифическую резистентность организма к действию разнообразных физических и психических воздействий в последующей жизни [1, 20].

Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность [2, 5, 16, 19,21]. Вместестеморганизация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма особенности [22]. Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания [17,18]. Предмет психологических исследований личности как «субъекта самосознания» — это открытие человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития [8]; самооценка личности [6,10]; моральная саморегуляция поведения [11,12]; уверенность в своих силах [7,23,24].

Доказано, что методы, средства и приемы психорегуляции в педагогическом процессе являются естественными и рациональными [3,14]. Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит са" мооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его личности [9].

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования определяется необходимостью разработки и научного обоснования методики формирования уверенности и самооценки при выполнении физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста.

Сущность предлагаемой нами методики состоит в том, чтобы на занятиях по физической культуре научить детей пользоваться элементами психорегу-лирующей тренировки: мобилизовать себя на выпол-

нение определенных двигательных действий без страха, смело и уверенно; путем тренировки выработать умение удерживать свое внимание на двигательном действии; развивать способность максимально ярко, с определенной силой воображения представить в своем сознании в результате тренировки образных представлений весь процесс деятельности и уметь простыми формулами воздействовать на самого себя.

За основу взята трехчастная структура физкультурного занятия, состоящая из вводной, основной и заключительной части [15]. Каждая из частей предполагает решение общепринятых задач и дополнительных средств, предназначенных для формирования у детей 5-7 лет умения применять средства психорегуляции на физкультурном занятии.

Используемые средства: комплекс упражнений, направленных на тренировку волевого внимания; комплекс упражнений, направленных на развитие воображения детей; разработка и использование формул психорегулирующей тренировки; создание условий для возникновения у детей положительных эмоций при выполнении двигательных действий: приветливая, доброжелательная улыбка педагога, адекватная оценка окружающих, вежливость при общении с детьми; использование на занятиях по физической культуре приемов, формирующих адекватную самооценку детей при выполнении физических упражнений.

Методика формирования уверенности и самооценки при выполнении физических упражнений у детей 5 - 7 лет экспериментально проверялась в г. Омске в МОУ «Начальная школа - детский сад №214», МДОУ «Детский сад №311», МДОУ «Детский сад № 383».

Были сформированы 2 однородные группы детей в возрасте 5 - 6 лет по 130 человек и 2 группы 6-7 лет по 148 человек в каждой (одна контрольная, другая — экспериментальная). Детям 5-6 и 6-7 лет предлагалось выполнить упражнения, которые были использованы при изучении исходного уровня уверенности и самооценки:

1) ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове (ловкость); 2) подбрасывание мяча вверх с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.