точное внимание), а также на необходимость увеличения разнообразных и эффективных контрольных заданий для каждого абитуриента.
«В принципе диагностика способностей и не должна иметь характер окончательного приговора. Она смеет говорить лишь о возможности, а не о необходимости формирования одаренности, и в этом смысле художественная одаренность не отличается от любой другой. Превращение возможности в действительность требует многих усилий. Одаренность формируется в процессе занятия деятельностью, для которой она необходима, и до этого не может быть полностью предсказана» [4, с. 140]. Однако уже сегодня вполне очевидно, что чем шире, чем разнообразнее, чем эффективнее, чем современнее проверочные и тренирующие художественные задания в процессе профессионального отбора и в процессе обучения на первом курсе, тем больше процент раскрытия творческой одаренности абитуриента-студента.
Сравнительный анализ самостоятельного творчества студентов и характеристик педагогов на отдельных аби-туриентов-студентов в процессе профессионального отбора и при подведении итогов первого года обучения создает картину творческого движения в раскрытии отдельных граней дарования, в большинстве случаев подтверждая первоначальный диагноз (но каким путем это движение продолжится дальше — будет зависеть от многих конкретных факторов и условий).
Приемные экзамены и обучение на первом курсе создают необходимые условия для объективной проверки творческих данных абитуриента — студента, ибо представляют в целом большой временной этап, дают возможность для длительного подробного, дифференцированного диагностирования дарования при помощи самых разнообразных и многосторонних заданий — проверок, возможность наблюдать проявление способностей непосредственно в самой деятельности, шире и
подробнее рассматривать личные качества и черты характера (то есть то, что в условиях приемных экзаменов не могло себя подробно и отчетливо проявить в силу кратковременного творческого контакта).
Поэтому целесообразно процесс приемных экзаменов и обучение на первом курсе рассматривать как единый, последовательный, диагностический период, в течение которого результаты проверки на профессиональную пригодность оказываются точнее и объективнее, чем итоговые результаты вступительных экзаменов, т.к. основаны они на следующих позициях:
— достаточном временном интервале для адаптации студентов;
— большом количестве разнообразных и многосторонних проверочных и тренировочных заданий;
— проявлениях индивидуальности в самом процессе профессиональной деятельности;
— подробном и длительном наблюдении за личностными психологическими свойствами и особенностями характера поступающего;
— комплексе оценок и характеристик педагогического наблюдения и прогнозирования (приемные экзамены, итоги зачета, итоги экзамена, где к оценочным суждениям педагогов курса прибавляется оценочное суждение и членов кафедры), то есть состав компетентных судей расширяется. Однако полноценной и по-настоящему объективной проверкой профессиональной пригодности становится вся творческая деятельность личности в процессе дальнейших лет обучения и после окончания вуза, которая изменяется, обновляется, обогащается и совершенствуется, преодолевает множество преград, испытывает успехи и поражения. Профессиональная деятельность современного актера и режиссера связана с ежедневным выходом к зрителю, возможностью каждый день заново подтверждать точность выбора профессии, каждый раз заново убеждаться в своем призвании.
Библиографический список
1. Сценическая педагогика. сб-к трудов. — Л.: ЛГИТМИК, 1976.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е / С.Л. Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1979.
3. Теплов, Б.М. Способность и одаренность: Тр. в 2-х т./ Б.М.Теплов — М.: Педагогика, 1985.
4. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены: В 2-х т./ Г.А.Товстоногов — Л.: Искусство, 1984.
Статья поступила в редакцию 28.12.08
УДК 37.0 (К -14)
Е.А. Казанцева, аспирант АлтГАКИ, г. Курган
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках современной парадигмы образования рассматривается компетентностный подход в приобщении учащихся к миру культуры, опыт Детской академии народного художественного творчества г. Кургана в системе дополнительного образования по формированию способностей детей к освоению и созиданию новых ценностей в процессе социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, обучение образования, народное художественное творчество.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна вооружать учащихся знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями. В качестве результата современного этапа модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников школ испытывать личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Ак-
в учреждениях дополнительного
тивное использование учащимися полученных на уроках и внешкольных занятиях знаний, умений и навыков связано с таким понятием, как «компетенция», «компетентность». Понятие «компетенция» — (от латинского — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает — знание и опыт в той или иной области. Проблема компетентности стала актуальна в системе дополнительного образования в 1990-е г.г., когда на первый план вышли в качестве приоритетных задач програм-
мирование образовательной деятельности, формирование творческой активности воспитанников и осуществление психолого-педагогической поддержки самораз-вивающейся личности.
В настоящее время в системе профильного обучения усиливается компетентностный подход и в учреждениях дополнительного образования. Компетентност-ный подход — означает переориентацию образовательной парадигмы трансляции знаний на формирование навыков «овладения способностями выживания и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного социально-экономического и информационного пространства» [4]. В образовательной педагогической практике выявлены пять ключевых компетенций:
1) в познавательной деятельности, основанной на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний;
2) в социальной (общественной) деятельности, направленной на усвоение социальных ролей;
3) в трудовой деятельности, связанной с анализом и оценкой ситуации, профессиональных возможностей, совершенствованием трудовой деятельности;
4) в бытовой сфере (в семейной жизни, укреплении здоровья);
5) в социально — культурной деятельности, включающей комплекс форм, методов и средств использования свободного времени, культурного и духовно-нравственного обогащения личности.
Любой вид компетентности имеет общую структуру, включающую несколько составляющих: когнитивную, познавательную; операционально-технологическую, деятельностную; мотивационную, потребностную; этическую, нравственную; поведенческую [3].
Компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать ее практически. Цель компетентностного подхода в дополнительном образовании выражается в подготовке образованной личности и осуществляется поэтапно от элементарной к функциональной грамотности, далее к компетентности — общекультурной, допрофессиональной, методологической. В системе дополнительного образования педагогический процесс, включает семь видов деятельности:
7. Учебную деятельность (элементарные навыки);
8. Познавательную деятельность (самообразование);
9. Практическую деятельность (общественно-политическая, трудовая, досуговая и др.);
10. Ценностно-ориентационную деятельность (освоение социально-культурного пространства);
11. Коммуникативную деятельность;
12. Профессиональное самоопределение;
13. Исследовательскую (творческую ) деятельность.
Исследователь системы дополнительного профессионального образования О.Е. Лебедев выделяет три уровня в формировании компетентности [2].
Первый уровень нацелен на выявление круга проблем, имеющих для учащихся личностную значимость. На данном уровне развития система дополнительного образования обеспечивает формирование у учащихся образовательной деятельности, создающей психологические предпосылки для достижения личных целей образования, развивает систему человеческих ценностей, представлений о своих деятельностных возможностях, воспитывает чувство ответственности за саморазвитие и развитие общества.
Второй уровень связан с выбором средств решения значимых для личности проблем: образовательного пространства (школьного, внешкольного, вербального, невербального, представляющего разные культуры, разные мировоззренческие позиции); познавательной базы на основе освоения предметных и межпредметных знаний; универсальных способов деятельности.
Третий уровень направлен на приобщение учащихся к миру культуры (мировой, отечественной, региональной, этнической), развитие способности к освоению и созиданию новых ценностей в процессе социальнокультурной деятельности. Самоопределение человека в культуре, по мнению И.С. Кона, это высший уровень жизненного самоопределения, проявляющегося в ком-петентностном подходе на всех уровнях человеческого бытия. Компетентный человек — это человек не только образованный, но и ориентирующийся в культурных ценностях, решающий личностные и социальные проблемы на основе социокультурного подхода
Факторный анализ образовательных потребностей учащейся молодежи в системе общего и дополнительного образования, проведенный авторами, дает возможность выявить пути повышения уровня компетентности учащихся.
По нашему мнению, первый путь заключается в сочетании общего, дополнительного образования, самообразовательной деятельности, личного опыта социальной деятельности. Расширение образовательного пространства обучаемых должно сочетаться с внедрением программ самоизучения личности.
Второй путь — это создание условий образовательной деятельности, способствующих формированию у учащихся универсальных способов познавательной, ценностно-ориентационной практической деятельности, а также развитие личностных качеств, которые рассматриваются как устойчивая готовность реагировать на конкретную ситуацию (коммуникабельность, решительность, убежденность, принципиальность и др.).
Третий путь связан с обновлением содержания предметных программ и реструктуризации содержания, под которым понимается изменение подхода к значимым «познавательным единицам». «В этом смысле ценностными являются не научные понятия, а научные теории; не оценочные выводы, а критерии оценки; не отдельные операционные умения, а методы решения задач (проблем)» [6]. Реструктуризация содержания должна способствовать интеграции общего и дополнительного образования, преодолению предметной разобщенности путем разработки надпредметных программ и программ межпредметного взаимодействия. Обновление программ предполагает усиление философских и психолого-педа-гогических аспектов содержания образования при реализации аксиологического подхода.
Ценностный подход в педагогике, в том числе при изучении проблем компетентностного образования предполагает учитывать такие ценностные ориентации, как: личностные качества обучаемого, процесс выбора определенной ценности, направленность личности, движущая сила развития личности; позиция, ядро личности, отражающие ее убежденность.
Проблема становления ценностных ориентации учащихся существует в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманизмом. Наряду с познавательными и эстетическими компетенциями педагогический коллектив Детской академии народного художественного творчества г. Кургана настойчиво работает над формированием у учащихся духовно-нравственных компетенций, которые в нашем случае понимаются как мировоззренческая установка личности, потребности в ценности духовной культуры общества, в нравственном типе поведения. Задача Детской академии, реализующей программу дополнительного образования, заключается в создании наиболее полноценных условий для творческой активности личности, приобщения ребенка к народной художественной культуре, являющейся основой духовно-нравственного развития.
В программе деятельности академии формирование духовно-нравственной компетенций включает основные направления:
1.Возрождение и развитие народного искусства, художественных промыслов и ремесел России.
2. Формирование духовно-нравственной среды развития детей.
3. Развитие творческих способностей.
4. Профессиональная ориентация школьников.
5. Творческое участие в культурно-досуговых программах.
Сформированные духовно-нравственные компетенции являются показателем высшей, развитой формы самоорганизации личности. Методика обучения детей и подростков профессиональному мастерству, основам народной художественной культуры требует нового осмысления задач воспитания духовности, инновационного подхода к включению детей в социально-культурную и культурно-образовательную деятельность. Смысловой и конструктивной единицей процесса активного становления духовно-нравственной личности воспитанника выступает совместная деятельность педагога и школьника, педагога и творческого объединения. В сотворчестве ребенок «ощущает себя в качестве действующей силы позитивных преобразований общества, мироздания, культурного поля».
Характер образовательной деятельности, реализуемой педагогами в академии предполагает: выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий, определяющих смыслы и мотивы нравственного выбора; «погружение» в деятельность, носящую этнический характер, с начальной ориентировкой и последующей отработкой отдельных элементов и действий; использование в формировании смыслов и целей деятельности первичной тренировки в способах достижения результатов с последующим осмыслением действий; подбор заданий в соответствии с логикой возрастающей социальной значимости и культурной полноценности получаемого результата; побуждение ученика к самореализации в деятельности.
Полученные нами в ходе констатирующего этапа исследования данные указывают на низкий рейтинг у детей таких ценностей, как патриотизм и гражданственность. Эти недостатки воспитания призван устранить, на наш взгляд, ценностный подход к организации учебного и воспитательного процесса.
Прогнозирование процесса аксиологического воспитания учащихся академии осуществляется на основе личностного, процессуального, интегративно-дифференцированного подходов, которые можно отнести к числу общих. Остановимся несколько подробнее на каждом из них. Личностный подход позволяет ориентироваться на задатки и способности, на уровень развития учащихся, вооруженность их знаниями, умениями и навыками, степень сформированности гражданско-патриотической направленности, т. е. характер интересов, потребностей, установок, мировосприятия. Возрастной подход связан с индивидуальным развитием личности, преемственностью отдельных ее сторон, с обучаемостью, формированием идеалов, целей, жизненных ценностей, преодолением социального инфантилизма. Процессуальный подход, применяясь в формировании духовно-нравственных компетенций учащихся, отражает поэтапное управление саморазвитием учащихся, декомпозицию целей на задачи, связанные с этапами развития и становления мировоззрения. Интегративно-дифференцированный подход в формировании духовно-нравственной компетенций требует рассмотрения педагогического процесса как определенной целостности, где ценности акцентуированы в соответствии с потребностями и установками.
В целях изучения процесса формирования духовно-нравственных ценностей нами разработана анкета «Учащийся академии и русская народная культура», включающая несколько направлений:
• Информированность учащихся о русской народной культуре;
• Сформированность духовно-нравственных компетенций средствами народного творчества;
• Особенности процесса формирования компетенций.
Нами было опрошено 59 учеников академии с целью выявления отношения учащихся к русскому народному творчеству; информированности о народной культуре; самооценки полученных знаний, умений и навыков культурно-досуговой деятельности; сформиро-ванности ценностных ориентаций как основы компетентности; влияния различных культурологических факторов на мотивацию формирования духовно-нравственных ценностей; наличия причин трудностей, недостатков по формированию ценностных ориентаций средствами народной культуры.
В процессе проведенного нами эксперимента разработаны и внедрены в практическую деятельность академии: спецкурсы — «Библейские уроки», «Познай себя»; профильные предметы — «Народный календарь», «Народные игры», «Народные ремесла», «Народный костюм»; программы регионального компонента — «История родного края», «Моя родословная».
В ходе реализации предметов активно использовались формы и методы дополнительного образования, направленные на формирование духовно-нравственных компетенций: деловые игры, индивидуальное проектирование, проблемные дискуссии, философские уроки, тренинги, положительно влияющие на динамику показателей формирования нравственно-поведенческих качеств личности учащихся.
Высокие показатели мотивационно-нравственных установок наблюдались после реализации специальных предметов, связанных с народным творчеством, написанием курсовых работ по предметам изучаемого цикла.
Успешность освоения практико-ориентированной деятельности учащимися связана с проведением практикумов в форме деловой игры, творческой мастерской, тренинга, защиты творческого проекта, проведение конкурсов: «Ученик года», «Основы профессиональных знаний». На протяжении 6 лет обучения воспитанники совместно с педагогами выполняют творческую работу, которую защищают на научно-практической конференции педагогов и учащихся. На формирование поведенческих качеств учащихся положительно влияло изучение предметов «Психология общения», «История искусств», «Этикет», «Народные обряды и праздники», «Актерское мастерство», «Народная словесность».
Проведенный эксперимент показал эффективность работы педагогического коллектива по формированию духовно-нравственных компетенций средствами народного творчества, а также высокий уровень качественного прироста в процессе формирования таких компетенций, как познавательные, эстетические, практико-ори-ентированные, мотивационные. К концу эксперимента коммуникативно — поведенческая составляющая компетентности выпускников составила 75,1% против 38,3% в начале обучения.
Проведенное исследование убеждает в актуальности и высокой эффективности программ данного типа как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Бруднов, А.К. Проблемы развития системы дополнительного образования / А.К. Бруднов // Внешкольник. — 1995. — №31.
2. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование: словарь-справочник / О.Е. Лебедев. — М.: АРКТИ, 2002.
3. Сергеева, Н.В. Принципы и тенденции развития дополнительного образования / Н.В. Сергеева. — М., 1998.
4. Криволапова, Н.А. Пути формирования компетентности учащихся / Н.А. Криволапова // Педагогическое Зауралье. — 2007. — №1.
5. Жарков, А.Д. Развитие творческой активности личности / А.Д. Жарков. — М.:МГУКИ, 1995.
6. Николаев, А.В. Социальное воспитание детей и подростков в сфере досуга / А.В. Николаев // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования( региональный опыт).— 2001.— №4.
7. Даватов, К.С. Фольклор как вид искусства / К.С. Даватов. — Ярославль, 1996.
8. Крыш, Л.Л. Народное творчество / Л.Л. Крыш. — Магнитогорск, 1999.
Статья поступила в редакцию 14.12. 08
УДК 378.046.4
В.В. Большаков, начальник РИК ЧелИРПО, г. Челябинск
О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА И ЕЕ РОЛИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты организации и содержания методической работы в региональной системе профессионального образования, отличающиеся спецификой подготовки рабочих, служащих и специалистов, исходя из общих подходов к модернизации современного образования и повышению квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, управление качеством повышения
квалификации, методическая работа, методическая служба, уровни управления качеством повышения квалификации руководителей .
Одной из актуальных проблем модернизации современного российского образования является повышение квалификации административных и педагогических работников образовательных учреждений. Особое место в решении данной проблемы занимает деятельность методической службы региона.
Суммируя совокупность определений методической службы, предлагаемых в различных научно-методических трудах [5, 6], можно, по нашему мнению, выразить их сущность в таком двухуровневом интегрированном понятии: методическая служба — 1) часть структуры педагогической системы образовательного учреждения, состоящая из ряда подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчиненными единым целям воспитания, обучения и развития личности в соответствии с приоритетами личности в получении образовательных услуг и с учетом потребностей общества в высококвалифицированных кадрах; 2) основанная на достижениях науки и педагогического опыта система аккумулирующая ряд взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете — на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся.
Данные определения несложно экстраполировать на понятие методической службы в системе профессионального образования, уточнив, что личностью, выступающей потребителем образовательных услуг, в этой системе является личность будущего рабочего, служащего, специалиста.
Вместе с тем обращает внимание крайняя условность приведенных определений, ибо предмет деятельности методической службы и в том и в другом случаях указан весьма неопределенно. Таким образом, возникает необходимость уточнения предмета деятельности методической службы.
Чтобы решить поставленную задачу, предлагается обратиться к существу понятия «методическая работа».
При этом этимология понятия «методическая работа» восходит к семантике понятий «методика» и «метод».
Можно предположить, что заключения, которые могут быть сделаны из анализа семантических источников понятия «методическая работа», сводятся к следующему:
- предмет методической работы — это формирование целостных систем педагогических воздействий и взаимодействий, выражаемых: в содержании образования; в соответствующих этому содержанию методах (формах, способах и приемах) его воплощения;
- центральные функции методической работы — это перманентное обновление (модернизация) содержания образования; адаптация к обновленному содержанию методов (форм, способов и приемов) его воплощения;
- сферы обслуживания методической работы — это учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий обучение, воспитание и развитие личности; собственно воспитательный, или, точнее, воспитательно-образовательный процесс, также обеспечивающий обучение, воспитание и развитие личности, но уже в иных — не регламентированных учебной программой — формах организации образовательной деятельности;
- цель перманентного обновления содержания образования и методов его воплощения — это обеспечение необходимого качества образования, которое должно соответствовать современному состоянию науки, культуры, техники, социально-экономической действительности в целом.
Исходя из этих заключений, можно предложить корректное определение методической работы как целостной системы взаимосвязанных педагогических мер, действий и мероприятий, направленных на формирование необходимого качества содержания образования и адекватных этому содержанию методов (форм, способов и приемов) педагогических воздействий и взаимодействий, продуцирующих полноценное обучение, воспитание и развитие личности.