Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной компетентности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования'

Формирование духовно-нравственной компетентности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / COMPETENCE APPROACH / TRAINING IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / NATIONAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Е. А.

В рамках современной парадигмы образования рассматривается компетентностный подход в приобщении учащихся к миру культуры, опыт Детской академии народного художественного творчества г. Кургана в системе дополнительного образования по формированию способностей детей к освоению и созиданию новых ценностей в процессе социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCE IN CONDITIONS OF FOUNDING OF ADDITIONAL EDUCATION

It is discussed in the article the competent approach in giving the students access to the world of culture within modern paradigm of education. It's researched here the experience of the Children's academy of national art (Kurgan) in system of additional education concerning to formation of children's abilities to adapt and to create new values in process of social and cultural activity.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной компетентности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования»

точное внимание), а также на необходимость увеличения разнообразных и эффективных контрольных заданий для каждого абитуриента.

«В принципе диагностика способностей и не должна иметь характер окончательного приговора. Она смеет говорить лишь о возможности, а не о необходимости формирования одаренности, и в этом смысле художественная одаренность не отличается от любой другой. Превращение возможности в действительность требует многих усилий. Одаренность формируется в процессе занятия деятельностью, для которой она необходима, и до этого не может быть полностью предсказана» [4, с. 140]. Однако уже сегодня вполне очевидно, что чем шире, чем разнообразнее, чем эффективнее, чем современнее проверочные и тренирующие художественные задания в процессе профессионального отбора и в процессе обучения на первом курсе, тем больше процент раскрытия творческой одаренности абитуриента-студента.

Сравнительный анализ самостоятельного творчества студентов и характеристик педагогов на отдельных аби-туриентов-студентов в процессе профессионального отбора и при подведении итогов первого года обучения создает картину творческого движения в раскрытии отдельных граней дарования, в большинстве случаев подтверждая первоначальный диагноз (но каким путем это движение продолжится дальше — будет зависеть от многих конкретных факторов и условий).

Приемные экзамены и обучение на первом курсе создают необходимые условия для объективной проверки творческих данных абитуриента — студента, ибо представляют в целом большой временной этап, дают возможность для длительного подробного, дифференцированного диагностирования дарования при помощи самых разнообразных и многосторонних заданий — проверок, возможность наблюдать проявление способностей непосредственно в самой деятельности, шире и

подробнее рассматривать личные качества и черты характера (то есть то, что в условиях приемных экзаменов не могло себя подробно и отчетливо проявить в силу кратковременного творческого контакта).

Поэтому целесообразно процесс приемных экзаменов и обучение на первом курсе рассматривать как единый, последовательный, диагностический период, в течение которого результаты проверки на профессиональную пригодность оказываются точнее и объективнее, чем итоговые результаты вступительных экзаменов, т.к. основаны они на следующих позициях:

— достаточном временном интервале для адаптации студентов;

— большом количестве разнообразных и многосторонних проверочных и тренировочных заданий;

— проявлениях индивидуальности в самом процессе профессиональной деятельности;

— подробном и длительном наблюдении за личностными психологическими свойствами и особенностями характера поступающего;

— комплексе оценок и характеристик педагогического наблюдения и прогнозирования (приемные экзамены, итоги зачета, итоги экзамена, где к оценочным суждениям педагогов курса прибавляется оценочное суждение и членов кафедры), то есть состав компетентных судей расширяется. Однако полноценной и по-настоящему объективной проверкой профессиональной пригодности становится вся творческая деятельность личности в процессе дальнейших лет обучения и после окончания вуза, которая изменяется, обновляется, обогащается и совершенствуется, преодолевает множество преград, испытывает успехи и поражения. Профессиональная деятельность современного актера и режиссера связана с ежедневным выходом к зрителю, возможностью каждый день заново подтверждать точность выбора профессии, каждый раз заново убеждаться в своем призвании.

Библиографический список

1. Сценическая педагогика. сб-к трудов. — Л.: ЛГИТМИК, 1976.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е / С.Л. Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1979.

3. Теплов, Б.М. Способность и одаренность: Тр. в 2-х т./ Б.М.Теплов — М.: Педагогика, 1985.

4. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены: В 2-х т./ Г.А.Товстоногов — Л.: Искусство, 1984.

Статья поступила в редакцию 28.12.08

УДК 37.0 (К -14)

Е.А. Казанцева, аспирант АлтГАКИ, г. Курган

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках современной парадигмы образования рассматривается компетентностный подход в приобщении учащихся к миру культуры, опыт Детской академии народного художественного творчества г. Кургана в системе дополнительного образования по формированию способностей детей к освоению и созиданию новых ценностей в процессе социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, обучение образования, народное художественное творчество.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна вооружать учащихся знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями. В качестве результата современного этапа модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников школ испытывать личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Ак-

в учреждениях дополнительного

тивное использование учащимися полученных на уроках и внешкольных занятиях знаний, умений и навыков связано с таким понятием, как «компетенция», «компетентность». Понятие «компетенция» — (от латинского — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает — знание и опыт в той или иной области. Проблема компетентности стала актуальна в системе дополнительного образования в 1990-е г.г., когда на первый план вышли в качестве приоритетных задач програм-

мирование образовательной деятельности, формирование творческой активности воспитанников и осуществление психолого-педагогической поддержки самораз-вивающейся личности.

В настоящее время в системе профильного обучения усиливается компетентностный подход и в учреждениях дополнительного образования. Компетентност-ный подход — означает переориентацию образовательной парадигмы трансляции знаний на формирование навыков «овладения способностями выживания и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного социально-экономического и информационного пространства» [4]. В образовательной педагогической практике выявлены пять ключевых компетенций:

1) в познавательной деятельности, основанной на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний;

2) в социальной (общественной) деятельности, направленной на усвоение социальных ролей;

3) в трудовой деятельности, связанной с анализом и оценкой ситуации, профессиональных возможностей, совершенствованием трудовой деятельности;

4) в бытовой сфере (в семейной жизни, укреплении здоровья);

5) в социально — культурной деятельности, включающей комплекс форм, методов и средств использования свободного времени, культурного и духовно-нравственного обогащения личности.

Любой вид компетентности имеет общую структуру, включающую несколько составляющих: когнитивную, познавательную; операционально-технологическую, деятельностную; мотивационную, потребностную; этическую, нравственную; поведенческую [3].

Компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать ее практически. Цель компетентностного подхода в дополнительном образовании выражается в подготовке образованной личности и осуществляется поэтапно от элементарной к функциональной грамотности, далее к компетентности — общекультурной, допрофессиональной, методологической. В системе дополнительного образования педагогический процесс, включает семь видов деятельности:

7. Учебную деятельность (элементарные навыки);

8. Познавательную деятельность (самообразование);

9. Практическую деятельность (общественно-политическая, трудовая, досуговая и др.);

10. Ценностно-ориентационную деятельность (освоение социально-культурного пространства);

11. Коммуникативную деятельность;

12. Профессиональное самоопределение;

13. Исследовательскую (творческую ) деятельность.

Исследователь системы дополнительного профессионального образования О.Е. Лебедев выделяет три уровня в формировании компетентности [2].

Первый уровень нацелен на выявление круга проблем, имеющих для учащихся личностную значимость. На данном уровне развития система дополнительного образования обеспечивает формирование у учащихся образовательной деятельности, создающей психологические предпосылки для достижения личных целей образования, развивает систему человеческих ценностей, представлений о своих деятельностных возможностях, воспитывает чувство ответственности за саморазвитие и развитие общества.

Второй уровень связан с выбором средств решения значимых для личности проблем: образовательного пространства (школьного, внешкольного, вербального, невербального, представляющего разные культуры, разные мировоззренческие позиции); познавательной базы на основе освоения предметных и межпредметных знаний; универсальных способов деятельности.

Третий уровень направлен на приобщение учащихся к миру культуры (мировой, отечественной, региональной, этнической), развитие способности к освоению и созиданию новых ценностей в процессе социальнокультурной деятельности. Самоопределение человека в культуре, по мнению И.С. Кона, это высший уровень жизненного самоопределения, проявляющегося в ком-петентностном подходе на всех уровнях человеческого бытия. Компетентный человек — это человек не только образованный, но и ориентирующийся в культурных ценностях, решающий личностные и социальные проблемы на основе социокультурного подхода

Факторный анализ образовательных потребностей учащейся молодежи в системе общего и дополнительного образования, проведенный авторами, дает возможность выявить пути повышения уровня компетентности учащихся.

По нашему мнению, первый путь заключается в сочетании общего, дополнительного образования, самообразовательной деятельности, личного опыта социальной деятельности. Расширение образовательного пространства обучаемых должно сочетаться с внедрением программ самоизучения личности.

Второй путь — это создание условий образовательной деятельности, способствующих формированию у учащихся универсальных способов познавательной, ценностно-ориентационной практической деятельности, а также развитие личностных качеств, которые рассматриваются как устойчивая готовность реагировать на конкретную ситуацию (коммуникабельность, решительность, убежденность, принципиальность и др.).

Третий путь связан с обновлением содержания предметных программ и реструктуризации содержания, под которым понимается изменение подхода к значимым «познавательным единицам». «В этом смысле ценностными являются не научные понятия, а научные теории; не оценочные выводы, а критерии оценки; не отдельные операционные умения, а методы решения задач (проблем)» [6]. Реструктуризация содержания должна способствовать интеграции общего и дополнительного образования, преодолению предметной разобщенности путем разработки надпредметных программ и программ межпредметного взаимодействия. Обновление программ предполагает усиление философских и психолого-педа-гогических аспектов содержания образования при реализации аксиологического подхода.

Ценностный подход в педагогике, в том числе при изучении проблем компетентностного образования предполагает учитывать такие ценностные ориентации, как: личностные качества обучаемого, процесс выбора определенной ценности, направленность личности, движущая сила развития личности; позиция, ядро личности, отражающие ее убежденность.

Проблема становления ценностных ориентации учащихся существует в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманизмом. Наряду с познавательными и эстетическими компетенциями педагогический коллектив Детской академии народного художественного творчества г. Кургана настойчиво работает над формированием у учащихся духовно-нравственных компетенций, которые в нашем случае понимаются как мировоззренческая установка личности, потребности в ценности духовной культуры общества, в нравственном типе поведения. Задача Детской академии, реализующей программу дополнительного образования, заключается в создании наиболее полноценных условий для творческой активности личности, приобщения ребенка к народной художественной культуре, являющейся основой духовно-нравственного развития.

В программе деятельности академии формирование духовно-нравственной компетенций включает основные направления:

1.Возрождение и развитие народного искусства, художественных промыслов и ремесел России.

2. Формирование духовно-нравственной среды развития детей.

3. Развитие творческих способностей.

4. Профессиональная ориентация школьников.

5. Творческое участие в культурно-досуговых программах.

Сформированные духовно-нравственные компетенции являются показателем высшей, развитой формы самоорганизации личности. Методика обучения детей и подростков профессиональному мастерству, основам народной художественной культуры требует нового осмысления задач воспитания духовности, инновационного подхода к включению детей в социально-культурную и культурно-образовательную деятельность. Смысловой и конструктивной единицей процесса активного становления духовно-нравственной личности воспитанника выступает совместная деятельность педагога и школьника, педагога и творческого объединения. В сотворчестве ребенок «ощущает себя в качестве действующей силы позитивных преобразований общества, мироздания, культурного поля».

Характер образовательной деятельности, реализуемой педагогами в академии предполагает: выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий, определяющих смыслы и мотивы нравственного выбора; «погружение» в деятельность, носящую этнический характер, с начальной ориентировкой и последующей отработкой отдельных элементов и действий; использование в формировании смыслов и целей деятельности первичной тренировки в способах достижения результатов с последующим осмыслением действий; подбор заданий в соответствии с логикой возрастающей социальной значимости и культурной полноценности получаемого результата; побуждение ученика к самореализации в деятельности.

Полученные нами в ходе констатирующего этапа исследования данные указывают на низкий рейтинг у детей таких ценностей, как патриотизм и гражданственность. Эти недостатки воспитания призван устранить, на наш взгляд, ценностный подход к организации учебного и воспитательного процесса.

Прогнозирование процесса аксиологического воспитания учащихся академии осуществляется на основе личностного, процессуального, интегративно-дифференцированного подходов, которые можно отнести к числу общих. Остановимся несколько подробнее на каждом из них. Личностный подход позволяет ориентироваться на задатки и способности, на уровень развития учащихся, вооруженность их знаниями, умениями и навыками, степень сформированности гражданско-патриотической направленности, т. е. характер интересов, потребностей, установок, мировосприятия. Возрастной подход связан с индивидуальным развитием личности, преемственностью отдельных ее сторон, с обучаемостью, формированием идеалов, целей, жизненных ценностей, преодолением социального инфантилизма. Процессуальный подход, применяясь в формировании духовно-нравственных компетенций учащихся, отражает поэтапное управление саморазвитием учащихся, декомпозицию целей на задачи, связанные с этапами развития и становления мировоззрения. Интегративно-дифференцированный подход в формировании духовно-нравственной компетенций требует рассмотрения педагогического процесса как определенной целостности, где ценности акцентуированы в соответствии с потребностями и установками.

В целях изучения процесса формирования духовно-нравственных ценностей нами разработана анкета «Учащийся академии и русская народная культура», включающая несколько направлений:

• Информированность учащихся о русской народной культуре;

• Сформированность духовно-нравственных компетенций средствами народного творчества;

• Особенности процесса формирования компетенций.

Нами было опрошено 59 учеников академии с целью выявления отношения учащихся к русскому народному творчеству; информированности о народной культуре; самооценки полученных знаний, умений и навыков культурно-досуговой деятельности; сформиро-ванности ценностных ориентаций как основы компетентности; влияния различных культурологических факторов на мотивацию формирования духовно-нравственных ценностей; наличия причин трудностей, недостатков по формированию ценностных ориентаций средствами народной культуры.

В процессе проведенного нами эксперимента разработаны и внедрены в практическую деятельность академии: спецкурсы — «Библейские уроки», «Познай себя»; профильные предметы — «Народный календарь», «Народные игры», «Народные ремесла», «Народный костюм»; программы регионального компонента — «История родного края», «Моя родословная».

В ходе реализации предметов активно использовались формы и методы дополнительного образования, направленные на формирование духовно-нравственных компетенций: деловые игры, индивидуальное проектирование, проблемные дискуссии, философские уроки, тренинги, положительно влияющие на динамику показателей формирования нравственно-поведенческих качеств личности учащихся.

Высокие показатели мотивационно-нравственных установок наблюдались после реализации специальных предметов, связанных с народным творчеством, написанием курсовых работ по предметам изучаемого цикла.

Успешность освоения практико-ориентированной деятельности учащимися связана с проведением практикумов в форме деловой игры, творческой мастерской, тренинга, защиты творческого проекта, проведение конкурсов: «Ученик года», «Основы профессиональных знаний». На протяжении 6 лет обучения воспитанники совместно с педагогами выполняют творческую работу, которую защищают на научно-практической конференции педагогов и учащихся. На формирование поведенческих качеств учащихся положительно влияло изучение предметов «Психология общения», «История искусств», «Этикет», «Народные обряды и праздники», «Актерское мастерство», «Народная словесность».

Проведенный эксперимент показал эффективность работы педагогического коллектива по формированию духовно-нравственных компетенций средствами народного творчества, а также высокий уровень качественного прироста в процессе формирования таких компетенций, как познавательные, эстетические, практико-ори-ентированные, мотивационные. К концу эксперимента коммуникативно — поведенческая составляющая компетентности выпускников составила 75,1% против 38,3% в начале обучения.

Проведенное исследование убеждает в актуальности и высокой эффективности программ данного типа как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Бруднов, А.К. Проблемы развития системы дополнительного образования / А.К. Бруднов // Внешкольник. — 1995. — №31.

2. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование: словарь-справочник / О.Е. Лебедев. — М.: АРКТИ, 2002.

3. Сергеева, Н.В. Принципы и тенденции развития дополнительного образования / Н.В. Сергеева. — М., 1998.

4. Криволапова, Н.А. Пути формирования компетентности учащихся / Н.А. Криволапова // Педагогическое Зауралье. — 2007. — №1.

5. Жарков, А.Д. Развитие творческой активности личности / А.Д. Жарков. — М.:МГУКИ, 1995.

6. Николаев, А.В. Социальное воспитание детей и подростков в сфере досуга / А.В. Николаев // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования( региональный опыт).— 2001.— №4.

7. Даватов, К.С. Фольклор как вид искусства / К.С. Даватов. — Ярославль, 1996.

8. Крыш, Л.Л. Народное творчество / Л.Л. Крыш. — Магнитогорск, 1999.

Статья поступила в редакцию 14.12. 08

УДК 378.046.4

В.В. Большаков, начальник РИК ЧелИРПО, г. Челябинск

О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА И ЕЕ РОЛИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты организации и содержания методической работы в региональной системе профессионального образования, отличающиеся спецификой подготовки рабочих, служащих и специалистов, исходя из общих подходов к модернизации современного образования и повышению квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования.

Ключевые слова: повышение квалификации, управление качеством повышения

квалификации, методическая работа, методическая служба, уровни управления качеством повышения квалификации руководителей .

Одной из актуальных проблем модернизации современного российского образования является повышение квалификации административных и педагогических работников образовательных учреждений. Особое место в решении данной проблемы занимает деятельность методической службы региона.

Суммируя совокупность определений методической службы, предлагаемых в различных научно-методических трудах [5, 6], можно, по нашему мнению, выразить их сущность в таком двухуровневом интегрированном понятии: методическая служба — 1) часть структуры педагогической системы образовательного учреждения, состоящая из ряда подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчиненными единым целям воспитания, обучения и развития личности в соответствии с приоритетами личности в получении образовательных услуг и с учетом потребностей общества в высококвалифицированных кадрах; 2) основанная на достижениях науки и педагогического опыта система аккумулирующая ряд взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете — на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся.

Данные определения несложно экстраполировать на понятие методической службы в системе профессионального образования, уточнив, что личностью, выступающей потребителем образовательных услуг, в этой системе является личность будущего рабочего, служащего, специалиста.

Вместе с тем обращает внимание крайняя условность приведенных определений, ибо предмет деятельности методической службы и в том и в другом случаях указан весьма неопределенно. Таким образом, возникает необходимость уточнения предмета деятельности методической службы.

Чтобы решить поставленную задачу, предлагается обратиться к существу понятия «методическая работа».

При этом этимология понятия «методическая работа» восходит к семантике понятий «методика» и «метод».

Можно предположить, что заключения, которые могут быть сделаны из анализа семантических источников понятия «методическая работа», сводятся к следующему:

- предмет методической работы — это формирование целостных систем педагогических воздействий и взаимодействий, выражаемых: в содержании образования; в соответствующих этому содержанию методах (формах, способах и приемах) его воплощения;

- центральные функции методической работы — это перманентное обновление (модернизация) содержания образования; адаптация к обновленному содержанию методов (форм, способов и приемов) его воплощения;

- сферы обслуживания методической работы — это учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий обучение, воспитание и развитие личности; собственно воспитательный, или, точнее, воспитательно-образовательный процесс, также обеспечивающий обучение, воспитание и развитие личности, но уже в иных — не регламентированных учебной программой — формах организации образовательной деятельности;

- цель перманентного обновления содержания образования и методов его воплощения — это обеспечение необходимого качества образования, которое должно соответствовать современному состоянию науки, культуры, техники, социально-экономической действительности в целом.

Исходя из этих заключений, можно предложить корректное определение методической работы как целостной системы взаимосвязанных педагогических мер, действий и мероприятий, направленных на формирование необходимого качества содержания образования и адекватных этому содержанию методов (форм, способов и приемов) педагогических воздействий и взаимодействий, продуцирующих полноценное обучение, воспитание и развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.