Научная статья на тему 'Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования'

Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова С. Н.

Статья посвящена характеристике концептуальных основ эстетического освоения мира учащимися, научному анализу эстетизации дополнительного образования, которая тесно связана с совокупностью научно-педагогических подходов, выявленных закономерностей и связанных с ними общефилософских и конкретно-педагогических принципов и идей, составляющих ядро исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования»

Жданова С.Н.

Оренбургский государственный педагогический университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА УЧАЩИМИСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена характеристике концептуальных основ эстетического освоения мира учащимися, научному анализу эстетизации дополнительного образования, которая тесно связана с совокупностью научно-педагогических подходов, выявленных закономерностей и связанных с ними общефилософских и конкретно-педагогических принципов и идей, составляющих ядро исследования.

Образование является мощным фактором социализации личности, располагающим значимыми эстетическими константами в мировосприятии человека. В современном рыночном обществе эстетический компонент делает продукт любой деятельности более привлекательным и конкурентоспособным, наделяя его ценностными качествами красоты и сообразности идеалам человека. Перед образованием в этой связи стоит задача формирования целенаправленной эстетической установки личности на освоение мира на основе разноуровневых образовательных программ.

Проблема освоения личностью эстетических качеств реальности при традиционном внимании эстетики к объективной стороне вопроса разработана недостаточно. Вопросы освоения мира в процессе формирования личности ставились в общеметодологическом плане на основе классических подходов к красоте природы и мира, к ее восприятию, оценке, творческому преобразованию личностью и обществом. При разработке и освещении традиционного подхода к проблеме учеными анализировались гносеологические, аксиологические и онтологические корни прекрасного с целью выявления особенностей ее восприятия и переживания личностью, а также, развития представлений о ней в разных цивилизациях (Буров А.И., Борев Ю.Б., .Лосев А.Ф., Каганом М.С., Киященко Н.И., Крыловой Н.Б.,. и др.)

Проблематика освоения фокусирует в себе изучение и достижения многих конкретных наук - истории, географии, культурологии, социологии, статистики, искусствоведения, этнографии, антропологии, лингвистики, экономики, философии, психологии, педагогики, астрономии и космических иссле-

дований. Освоение как научный феномен интересен для многих областей знания. Поиск социально-педагогических смыслов процесса освоения ведет нас к анализу сущности данного явления с новых позиций на основе обобщения научно обоснованных теоретических подходов.

Традиционно термин «освоение» применим в истории, географии и геологии в аспектах открытия, завоевания и присоединения новых территорий, разведки недр и освоения минерально-сырьевых ресурсов новых земель, водных пространств и геотермальных месторождений. Изначально термин обозначал суть земледельческих, промысловых и хозяйственно-промышленных работ. На современном этапе актуальны аспекты международно-правового регулирования охраны космической и окружающей среды в процессе освоения космоса. Финансисты говорят о маркетинговых методах освоения новых рынков, новой конкурентоспособной продукции, об инновационной технологии освоения инвестиционных проектов развития производств. Искусствоведы заостряют внимание на освоении канонов художественных стилей различных эпох, акцентируя важность освоения закономерностей полифонической музыки или живописного изображения, закономерностей светотени и тональных отношений в рисунке, традиций иконографии или мастерства художественной росписи по ткани.

С развитием языковедческих наук лингвисты привнесли расширение значения в аспекте освоения интернациональных терминов и заимствованных слов, символических значений фразеологии, тюркизмов с неясными основами, англоязычного освоения реалий современного русского языка.

В педагогике традиционными являются проблемы усвоения новых знаний, умений, навыков в контексте трудностей освоения программного материала или новых средств обучения. В системе повышения квалификации учителей традиционно изучают методические аспекты освоения педагогических концепций и технологий, инновационных на данный момент, подчеркивая творческий характер освоения педагогической профессии.

Освоение выступает базовым процессом во всех сферах жизни. Весь мир живой и неживой природы, земля и космос являются объектами освоения человека. Проблема освоения является ключевой для многих областей знания. А термин используется в широком спектре определений как необходимый элемент, но без особых объяснений. Например, «эстетика - наука об общечеловеческих аспектах освоения мира» [1, 21].

Важность знания сути освоения и его закономерностей значима, ведь от качества процесса освоения зависит благополучие всего общества и каждого индивида в отдельности. Вне освоения прогресс невозможен, и многие открытия и новшества будут прозябать в забвении.

Изучение научных трудов показало, что феномен освоения как таковой не входил в число категорий, которые концептуально разработаны в философии. Философскими основами исследования проблемы эстетического освоения мира учащимися являются:

- совокупность разработанных понятий, ставших нормой научного лексикона, раскрывающих те или иные стороны изучаемого феномена, близких по смыслу к освоению: «вещь в себе» и «вещь для себя» И. Канта, «опосредствование» у Г. Гегеля, «опредмечивание» и «распредмечивание» у К. Маркса; «осмысление» и «осознание» у М. Хайдеггера;

- осуществленный в мировой и отечественной философской литературе глобальный анализ научной картины мира, приведший к введению в научный оборот понятия «картины мира» как системы представлений об устройстве мира и связующего звена между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического ос-

воения действительности; в типологию понятия включены: физическая, научная, религиозная, мифологическая, натурфилософская, языковая, художественная, информационная, жизненная картина мира;

- наличие целого ряда философских концепций жизненного мира личности (философии жизни, герменевтики, феноменологии. экзистенциализма, философской антропологии). Основой для картины мира являются: знания о мире, представления, жизненный опыт, чувства и переживания у В. Дильтея; совокупность первоначальных очевидностей, того, что само себя в себе обнаруживает; познание и опыт у Э. Гуссерля; состоящее из трех экзистенциалов: настроения, проекта и речи у М. Хайдеггера.

Социально-психологическими основами исследования освоения мира личностью являются:

- разработанность проблемы репрезентации действительности в сознании субъекта, структурной организации и содержательного наполнения индивидуального жизненного мира в концепциях личности А. Адлера, К. Роджерса, в теориях С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Ф.Е. Василюка;

- выводы исследователей о наличии основных компонентов в индивидуальных картинах мира взрослого и ребенка, ибо картин мира столько, сколько ее носителей. Субъективная картина мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта;

- наличие совокупности понятий о смысловых образованиях как базисных структур, интегрирующих картину мира, устойчивых обобщенных систем личностных смыслов. В качестве инвариантных смысловых «метакатегорий» жизненного мира выступают события, отношения, эмоциональные состояния стратегии действия субъекта.

Особое значение имеет рассмотрение проблемы с позиций новационного в педагогике социально-педагогического подхода, разработанного профессором С.В. Сальце-вой и последователями ее научной школы, утверждающими необходимость ориентиро-

ванности педагогического процесса на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды [3, 318].

С позиций социально-педагогического подхода эстетическое освоение мира необходимо трактовать как совместную деятельность сообщества педагогов и детей по освоению разновеликих и разносодержательных культурных полей социальной среды, имеющей микро-, мезо-, макро-уровень, предполагающей особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующее процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности. Целенаправленная художественно-эстетическая установка личности на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших компонентов эстетической позиции человека, от которой во многом зависит состояние социальнокультурной сферы жизни общества. Эстетическая константа восприятия мира выступает фактором развития социальной активности детей и взрослых. Эстетическое освоение мира учащимися отличает интуитивно прочувствованное и осознанное понимание его целостности, не складывающееся только из максимально полного знания объективных законов, действующих в этом мире.

Эстетическое освоение мира личностью

- это педагогический процесс, представляющий собой диалектическое единство активности, деятельности и установки на образ как средство социализации. Если познание мира является философской категорией, эстетическое освоение мира человеком - сущностью эстетики как науки, то эстетическое освоение мира учащимися мы рассматриваем как социально-педагогическое явление. Если познание объективной реальности содержит три общепринятых этапа: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, то эстетическое освоение мира учащимися знаменуется еще и закреплением

результатов познания в структуре личностного опыта, привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии последействия, часто на протяжении всей жизни.

Возвращаясь к первоначальному переводу с греческого языка (Л181Ье11с08) эстетического как чувствующего начала, и значит, затрагивающего сферу чувств, мы придерживаемся позиции в трактовке эстетического отношения к миру как неравнодушного, неотчужденного, живого экологического, которое следует формировать, исходя из глобальных проблем выживания и процветания человечества в целом. Эстетическое освоение мира ребенком - это социально-педагогический процесс, поскольку внутри его происходит работа с чувствами, воспитание чувств, закрепления алгоритмов преобразования негативных чувств в позитив, овладение способами внешнего выражения чувств в микросоциуме, в обществе.

Изучение проблемы позволяет сделать вывод о наличии эстетических констант в самом процессе дополнительного образования и его результатах. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования пронизан эстетическим началом во всех аспектах деятельности педагога, создающего особое пространство в совместном творческом процессе с детьми.

Таким образом предположение о единой эстетико-философской основе взаимосвязи обучения, воспитания и мироосвоения в рамках дополнительного образования личности отражается как в содержательной стороне дополнительного образования, так и процессуальной, заключающейся в потребности творческой деятельности для себя, ближайшего окружения, успешности жизненного самоопределения в социуме.

В процессе фундаментализации образования эстетическое освоение мира учащимися выступает общегуманистической доминантой нового целостного миропонимания, усиливающей процессы воспитания, обучения и развития личности в опоре на реализацию специфических функций преобразования, вдохновения и отдохновения,

мотивации на коммуникацию, предвосхищения успеха и счастья в избранной деятельности.

Концептуально значимым понятием, лежащим в основе социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, выступает эстетизация педагогического процесса. Относительно новое в педагогическом словаре понятие «эстетизация» отражает достигнутый уровень взаимодействия педагогической науки и эстетики как результат исторически обусловленного перехода от частичного использования эстетики к эстетизации учебно-воспитательного процесса как насущной потребности.

На протяжении всей истории развития взаимоотношений педагогика целенаправленно стремилась не только использовать великие по силе возможности эстетики, эстетических влияний среды и искусства на развитие личности, но и специально разрабатывала всю совокупность проблем, связанных с эстетическим воспитанием, как составную часть развития. Выстраивая теорию эстетического воспитания педагогика опиралась на огромный исторически накопленный пласт фундаментальных философских трудов, созданных гением великих мыслителей, выдержавших самый строгий из всех возможных экзаменов - проверку временем. И тот факт, что в современных условиях цивилизации эстетика не только познает и отражает специфические особенности действительности, но и является непосредственно разветвленным видом деятельности, без которой жизнь непредставляема и, по сути, невозможна, самое убедительное доказательство истинности и научной состоятельности идей и эстетических теорий, лежащих в основании педагогики.

Эстетику стали рассматривать не только как желательное дополнение к учебно-воспитательной деятельности, но и как одно из системообразующих оснований воспитания, без которой цели воспитания неосуществимы. Сегодня эстетику трактуют как науку о тонкостях социального чувствования, о способности понимать и создавать различные эстетические ценности, о всем богатстве и многообразии эстетических отношений к

миру, находящих свое выражение в любой деятельности. [2, с. 117]

Исторически обусловленное возникновение понятия эстетизации образования знаменует собой путь, пройденный эстетикой в ее взаимодействии с образованием, от поэлементного использования возможностей эстетических влияний как дополнительных средств в педагогике к проектированию более целостных образовательных процессов.

В рамках нашего исследования мы имеем основания рассматривать эстетизацию дополнительного образования как методологический базис эстетического освоения мира личностью. Эстетизация как идея выражается в возможности и необходимости использования формирующих эстетических влияний, фактом своего проявления способных объединять в единое целое интеллектуальные и эмоциональные проявления личности.

Эстетизация как идея отвечает требованиям природосообразности феномена эстетического освоения мира и способна органически объединить интеллектуальные потенции личности с ее чувствами и эмоциями, опираясь на них как фундаментальные источники формируемого развития личности. Возможности, предоставляемые эстетикой педагогике, всегда представлялись мощными воспитывающими факторами. Уровень развития эстетики в соотнесении с концепцией философии образования, раскрывающей пути развития системы отечественного образования как управляемого процесса, позволяет прийти к выводу о возможности органического проектного объединения педагогики и эстетики в решении проблемы формирования востребованной временем эстетически социализированной личности.

Эстетизация образования представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих теоретически, методологически, содержательно, организационно и методически органическую целостность педагогических требований, социально необходимых личности качеств, превращающих учебно-воспитательный процесс в непрерывно формирующее пространство, позволяющее развивать интеллект в органическом единстве с эмоциональным миром ре-

бенка, изначально реализующее педагогические требования к оказываемым на него воздействиям с позиций принципа природо-сообразности.

Концептуально рассмотрение эстетического освоения мира как содержательно имманентной характеристики дополнительного образования создает определенные методологические основания, с позиций которых раскрываются принципиально новые преобразующие возможности постановки и решения не только прикладных, но и фундаментальных педагогических проблем.

Эстетизация дополнительного образования тесно связана с совокупностью подходов (личностно-ориентированного, средового, аксиологического, социально-педагогического, полихудожественного), обеспечивающих гуманистическую направленность образования, усиливает утраченную нравственноэстетическую сторону учебно-воспитательного процесса, формирует способности гуманизировать жизнь и преобразовать ее.

Подобно тому, как личностно-ориентированный подход направлен на развитие целостного человека, его природных особенностей (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать.), социальных свойств (роль гражданина, семьянина, работника и т. п.) и свойств субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество), эстетизация развивает эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Приоритет социально-педагогического подхода в эстетизации дополнительного образования рассматривается нами как методологически значимая совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно осваивать окружающую среду, реализовать свои права и свободно развиваться

Целесообразность опоры на социальнопедагогический подход (А.Я. Журкина, О.С. Газман, М.А. Галагузова, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, С.В. Сальцева и др.)

определяется его актуальностью в современном мире, так как он описывает возможности создания условий для самореализации личности в самообновляющемся мире и системах. Выделение социально-педагогического подхода как смыслообразующего в отношении других заявленных подходов позволяет нам осуществлять эстетизацию среды развития личности, имеющей реальную возможность расширения границ своего взаимодействия с окружающим миром на микро-, мезо-, макро- уровне, адаптировать средства социально-педагогической поддержки в рамках эстетического освоения действительности.

Концепция эстетического освоения мира учащимися базируется на выявленных закономерностях социально-природной обусловленности и социально-эстетической детерминации развития личности; образного отражения действительности в сознании и поведении субъекта, развития личности в деятельности; значимости активности субъекта в саморазвитии.

Методологической основой создания концепции послужили общефилософские принципы объективности, единства теории и практики, конкретности истины, социально-философской обусловленности эстетизации человеческой деятельности и ее результатов; диалектический метод познания, позволяющий рассматривать эстетическое освоение сквозь призму всеобщего, общего, особенного и единичного.

Совокупность основных идей концепции эксплицирована в комплексе соответствующих групп конкретно-педагогических принципов, приоритетных в нашем исследовании.

• Принцип единства истины, добра и красоты имеет широкое философское, социальное и общекультурное значение со времен Античности. В основании этой идеи лежит учение о калокагатии - слиянии в космосе и человеке эстетического и нравственного начал. Как принцип социальной практики он предопределяет предметно-практический характер и социальную направленность эстетического идеала.

• Принцип гармонии как важный мировоззренческий принцип охватывает всю

жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей, и все, что производит природа -все это соразмеряется законом гармонии.

• Принцип резонирования позволяет интерпретировать суть физического явления резонанса как эмоционально-интеллектуальный отклик концептуальных положений и идей из различных областей научного знания идеям и концептуальным положениям исследуемой проблематики, как принцип взаимосвязи импульсов и волн, возникающих в процессе эстетического восприятия, переживания, осмысления, преобразования - т.е. освоения мира.

• Принцип полихудожественности обуславливает освоение действительности (в соответствии с концепцией Б.П. Юсова), при котором происходит раскрытие внутреннего родства образов явлений окружающего мира и перевод - перенос - преображение данного образа в соответствии с педагогической системой художественных модальностей (словесных, двигательных, кинестетических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых), внутри которой прослеживаются образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста на уровне творческих процессов [4, 36].

Таким образом, концепция эстетического освоения мира учащимися в нашем исследовании представляет собой целенаправленную динамическую систему, базирующуюся на совокупности научно-педагогических подходов, выявленных закономерностей и связанных с ними общефилософских

и конкретно-педагогических принципов, а также ряде идей, составляющих ядро исследования. Смысл исследования заключается в том, что эстетическое освоение мира актуализирует резервы эмоционально-чувственной сферы и неотрывного от нее мышления личности, обеспечивает неотчужденное, неравнодушное эстетическое отношение к действительности, к другому человеку, самому себе, активизируя творческий потенциал личности в образовательном процессе и мотивацию к самообразованию и самореализации, обеспечивая уровень со-циализированности человека в условиях постоянно изменяющегося общества.

Методологические, теоретические положения авторской концепции эстетического освоения мира учащимися и основы миро-осваивающей технологии развития личности школьников разрабатывалась творческой группой педагогов музыки, изо, труда, хореографии, русского и иностранного языков, литературы и мировой художественной культуры, театра и шахмат в течении 1993-1997 гг. на базе МОУ №12 г. Оренбурга во взаимодействии основного и дополнительного образования; апробированы на протяжении 1997-2006 гг. на базе Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга; внедрение осуществлялось в школах и учреждениях дополнительного образования Оренбурга, Магнитогорска, Новотроицка, в Оренбургском государственном педагогическом университете и его филиалах, в научно-исследовательской лаборатории Социального института ОГПУ.

Список использованной литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. - Изд. 4е - М., Искусство, 1998 - 496 с.

2. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. - М.: Прометей, 1990. - 146 с.

3. Сальцева С.В. Концептуально значимые характеристики социально-педагогического подхода / Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход / С.В. Сальцева. - Волгоград: Перемена, 2005, с. 314-321.

4. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - Луганск, 1990.175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.