Научная статья на тему 'Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности'

Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетические универсалии / личностная социализация / адаптация / индивидуальность / искусство / aesthetic universal / personal socialization / adaptation / individuality / art

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федий Ольга Андреевна

На современном этапе развития педагогической науки особенную значимость приобретают высокоэффективные программы и системы учебы и воспитания социально адаптированной личности – активного участника творческой элиты общества. В своих исследованиях ученые доказывают необходимость использования мощного потенциала разнообразных средств, которые способны ощутимо повысить результативность социально-педагогического процесса. Поэтому становится целесообразным поиск и теоретическое обоснование эстетико-педагогических возможностей процесса социального роста и саморазвития личности в ее неповторимом индивидуально эстетическом качестве. Определение и анализ системы эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности будет способствовать обогащению процесса социализации, разработке специальных педагогических технологий формирования адаптированной, творческой, самореализующейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF AESTHETIC UNIVERSALS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY

At the present stage of educational science development, the highly effective programmes and systems of training and education of socially adapted personality – an active participant of the creative elite of society – are gaining particular importance. In their researches, many scientists prove a necessity of using the powerful potential of various tools which can significantly improve the effectiveness of the social and educational process. The author substantiates the necessity of search for aesthetic and educational opportunities of social growth and self-development of the personality in its unique and aesthetic quality. The identification and analysis of the system of ethical universals in the development of social personal culture will contribute to the enrichment of the process of socialization, development of special educational technologies used in formation of an adaptive, creative, and self-fulfilling personality.

Текст научной работы на тему «Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности»

 65

Y ТАУЧНЫЙ Федий ОА.

ж. ж. РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.013

ФЕДИЙ О.А.

FEDIY OA.

Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленко

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

THE SYSTEM OF AESTHETIC UNIVERSALS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY

Аннотация

На современном этапе развития педагогической науки особенную значимость приобретают высокоэффективные программы и системы учебы и воспитания социально адаптированной личности - активного участника творческой элиты общества. В своих исследованиях ученые доказывают необходимость использования мощного потенциала разнообразных средств, которые способны ощутимо повысить результативность социально-педагогического процесса. Поэтому становится целесообразным поиск и теоретическое обоснование эстетико-педагогических возможностей процесса социального роста и саморазвития личности в ее неповторимом индивидуально эстетическом качестве. Определение и анализ системы эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности будет способствовать обогащению процесса социализации, разработке специальных педагогических технологий формирования адаптированной, творческой, самореализующейся личности.

Ключевые слова: эстетические универсалии, личностная социализация, адаптация, индивидуальность, искусство.

Abstract

At the present stage of educational science development, the highly effective programmes and systems of training and education of socially adapted personality - an active participant of the creative elite of society - are gaining particular importance. In their researches, many scientists prove a necessity of using the powerful potential of various tools which can significantly improve the effectiveness of the social and educational process. The author substantiates the necessity of search for aesthetic and educational opportunities of social growth and self-development of the personality in its unique and aesthetic quality. The identification and analysis of the system of ethical universals in the development of social personal culture will contribute to the enrichment of the process of socialization, development of special educational technologies used in formation of an adaptive, creative, and self-fulfilling personality.

Keywords: aesthetic universal; personal socialization; adaptation; individuality; art.

66 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Следует отметить, что социализация личности и включение ее в определенный тип культуры с помощью системы образования возможна лишь при создании условий для усвоения мировоззренческих универсалий. Созданные на основе универсалий матрицы становятся основой для разнообразных конкретных типов деятельности, знаний, норм, идеалов, которые регулируют социальную жизнь в рамках данной культуры. В этом отношении система универсалий культуры оказывается своеобразным «геномом социальной жизни» [6]. Важнейшую роль в системе таких жизнетворческих универсалий играет ряд эстетических универсалий. Во-первых, эстетическое является одним из средств качественного совершенствования человеческой природы, во-вторых, в настоящее время эстетическое приобретает особое функциональное значение в жизни человека. Через свою уникальную са-ногенную (исцеляющую, оздоровительную) функцию оно предоставляет возможность восстановления единой картины мира [5].

Система мировоззренческих эстетических универсалий содержит категории, которые наиболее полно характеризуют мир в его эмоционально-чувственной, духовно-ценностной значимости для человека, проходящего определенные этапы личностной социализации в конкретных социокультурных условиях.

Целью статьи является определение наиболее важных эстетических характеристик-универсалий процесса формирования социальной культуры личности.

Процесс становления человеческой личности - явление сложное и противоречивое. Развитие человека во взаимодействии с окружающим миром определяется учеными как процесс

социализации личности (А.В. Мудрик) [3]. Своеобразную трактовку этого социально-философского понятия дают Н.В. Бордовска и А.А. Реан: «Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воссоздания индивидуумом социального опыта» [1]. Усвоение социального опыта поколений - субъективно, то есть восприятие одной и той же социальной ситуации может быть разным у разных людей. Специфичность человеческого восприятия заключается в индивидуально-субъективном переживании, активизации, эмоционально-чувственной неповторимой реакции индивида на окружающую Вселенную.

Таким образом, мы можем выделить первую эстетическую универсалию процесса социализации. Это единство двух противоположных процессов становления индивида: социализация -как объединение личности с общественно-исторической жизнью человечества, и индивидуализация - процесс становления человеческой личности в ее эстетической неповторимости, самости.

Как известно, усвоение ребенком общественных норм и правил поведения в ходе его социализации происходит через систему социальных институтов - исторически созданных форм организации и регуляции общественной жизни. Определенная М.А. Гала-гузовой система социальных институтов представляет собой структуру самого общества: культура, семья, образование, религия [4]. Каждый из отмеченных институтов открывает ребенку возможность своеобразного вхождения в общество. Обратим внимание на тот факт, что эффективность действия всех этих социальных институтов основана на индивидуально-чувственном, духовно-обогащенном состоянии личности. Отметим основные факторы эстетического содержания названных

67

ТТАУЧНЫЙ Федий ОА.

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

социальных институтов: эстетический потенциал материальных и культурных ценностей человечества; эстетизи-рованность личностно-ориентированных семейных отношений; индивидуализация, эстетизация и гуманизация образовательной системы; философия высоко эстетизированной духовной жизни в христианской религии.

Выделим вторую эстетическую универсалию в социокультурном становлении личности - это ориентация социальных институтов на актуализацию и развитие эстетически-ценност-ного отношения личности к окружающей социально-культурной среде.

Единство биологического и социального факторов в процессе социальной адаптации личности не вызывает сомнений в социально-философской науке. Личность исследуется как био-социальное целое. Причем, абсолютизация социального в применении к психике человека пренебрегает самым главным стимулом становления человека как личности - ее эстетико-эмоциональным переживанием действительности. Ведь чувства стимулируют индивидуальность к собственному творческому становлению и самоутверждению в жизни. Таким образом, становится очевидным, что игнорирование индивидуальным эстетикочувственным уровнем бытия человека в обществе, его индивидуальными способностями, стремлениями, убеждениями, приводит к деградации и регрессу самого общественного строя.

Предоставляя значительное преимущество биологическим законам развития человека, представители гуманистической психологии (А. Маслоу,

К. Роджерс, А. Комбс и др.) детально исследовали развитие познавательно-эмоциональных структур личности, провозглашая идею самоактуализации человека. Ученые видели в

естественных внутренних силах индивида функцию самостоятельной реализации процесса социальной адаптации: при создании определенных благоприятных условий в социальной среде, человек способен естественно, почти автоматически, на уровне био-социального кода, пройти процесс социализации и реализовать себя полноценной личностью. Лишь при условии пребывания человека в состоянии социально-психологического комфорта, ощущения своей необходимости и уважения к себе происходит акцентуация его чувственной сферы, которая побуждает личность к активной социально-эстетической деятельности.

Третью эстетическую универсалию процесса социализации личности очертим как необходимость развития индивидуально-эстетического потенциала индивида в его социальном самостановлении.

В научных исследованиях личности, как объект-субъекта социального воспитания, интересным представляется системный подход М.П. Лукашевича к структурному анализу природы человеческой индивидуальности. Ученый предлагает объект-субъект воспитания рассматривать как био-психо-социальную сущность и выяснить степень ее свободы по отношению к себе, к обществу, к природе. Понятие «отношение», очерчивая эстетико-познавательный аспект деятельности человека, предусматривает его как процесс оценивания и составления личностью собственных суждений относительно окружающего. Учены-ми-философами настоящего провозглашается своеобразный «триумф величия» индивида - основы социума и его активного творца. Определяется и новая обязанность самого социума перед индивидом - это вознаграждение социально значимой индивидуальной

68 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

инициативы, которая, в свою очередь, будет определять направления и движущие силы продвижения общества.

Определим четвертый при-знак-унивесалию эстетического в социальном становлении человека: эстетические творческие достижения социализирующейся личности - единственный источник и необходимое условие существования общества в целом.

Одним из основных признаков социального воспитания есть распределение общества на две большие взаимодействующие социальные группы - те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Поэтому отдельной социально-педагогической проблемой формирования социально-адаптированной личности является взаимодействие педагога и воспитанника [2]. Не вдаваясь в большой историко-педагогический арсенал отмеченной проблемы, назовем лишь важнейшие аспекты этого педагогического взаимодействия, основной целью которого является продуктивное педагогическое влияние, взаимопонимание, взаимовоспитание, самоутверждение личности воспитателя и воспитанника. Гуманистическая педагогика, признавая абсолютную ценность человека в контексте общественного характера его жизни, ориентирована на общество «человечных людей».

Вопрос эстетизации отношений между воспитателем и воспитанником приобретает значение достаточного и в то же время необходимого условия социализации личности ребенка. Обогащенный эстетическим полем социально-педагогический процесс формирования полноценной личности, должен строиться на трех принципах: демократизма, гуманизма и диалоги-зации взаимодействия (И.А.Зязюн) [2].

Таким образом, мы можем определить пятую эстетическую универсалию в процессе социализации: эсте-

тизация отношений между тем кто воспитывает и тем кого воспитывают.

Среди многочисленных средств социального воспитания своей палитрой эстетико-педагогического влияния выделяется искусство, как высшая форма духовного становления человека, общественного сознания человечества в целом. Художественные образы создают эстетическую атмосферу действительности. Конкретно-чувственное познание захватывает чувство и ум человека. Благодаря этим своим особенностям, искусство получает в современной социально-педагогической мысли статус действенного универсального средства формирования творческой, социально ориентированной личности. Современная расширеная аристотелевская модель полифункциональности искусства выделяет такие его функции: социальную, познавательную, суггестивную, воспитательную, компенсационную, коммуникативную, прогностическую. По своей сути все они ориентированы на естественное социально-культурное становление человека.

Назовем следующую, шестую эстетическую универсалию в процессе формирования социально адаптированной личности: это целебное эстетичное влияние искусства на процесс роста, активного формирования многогранной личности в социуме.

Определенные в статье шесть эстетических универсалий процесса со-цио-культурного становления личности в обществе могут быть взяты за основу создания специальных методик, педагогических и социально-педагогических технологий формирования адаптированной, творческой, самодостаточной, а потому и счастливой личности в современном социуме.

69

ТТАУЧНЫЙ Федий OA.

ж. ж. РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика: [учеб. для вузов]. СПб.: Питер,

2000. 304 с.

2. Зязюн 1.А. Краса педагопчно!' дп: [навч. поаб. для B4m^iB, аст-рантiв, студ. серед. та вищ. навч. заклад.] К. : Укр.-фшськ. ш-т менеджменту i бiзнесу, 1997. 302 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб для студ. пед.вузов. М.: Академия, 1999. 184 с.

4. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.

5. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. 592 с.

6. Енциклопедiя для фахiвцiв сощ-ально! сфери / За заг. ред. проф.

1.Д. Зверевой Кшв, ^мферополь: Унiверсум, 2013. 536 с.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Peda-gogika: ucheb. dlya vuzov [Pedagogy: Textbook for Universities]. SPb.: Piter, 2000. 304 p.

2. Zyazyun I.A. Krasota pedagogichesk-ogo vozdeystviya: ucheb.posob. dlya uchiteley, aspirantov, stud. sred. i vyissh. ucheb. zavedenie [The Beauty of Pedagogical Influence: Textbook for Teachers, Post-graduate Students, Students, Colleges and Universi-ties].K.: Rus.-finsk. in-t menedzh-menta i biznesa, 1997. 302 p.

3. Mudrik A.V. Sotsialnaya pedagogi-ka: ucheb dlya stud. ped. vuzov [Social Pedagogy: Textbook for Pedagogical University Students]. M.: Aka-demiya, 1999. 184 p.

4. Sotsialnaya pedagogika: kurs lekt-siy /pod red. MA. Galaguzovoy [Social Pedagogy: A Course of Lectures / Ed. Galaguzova M.A.]. M.: VLADOS,

2000. 416 p.

5. Kiyaschenko N.I. Estetika - filosof-skaya nauka [Aesthetics - Philosophical Science]. M.: Izd. dom Vilyams, 2005. 592 p.

6. Entsiklopediya dlya spetsialistov sotsialnoy sferyi. /pod red. prof. I.D. Zverevoy [Encyclopedia for Specialists of Social Sphere]. Kiev, Simferopol: Universum, 2013. 536 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Федий

Ольга Андреевна,

доктор педагогических наук, профессор;

Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленко

ул. Остроградского, 2, г. Полтава, 36000, Украина;

E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR:

Olga A. Fediy,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

Poltava V.G. Korolenko National Pedagogical University 2, Ostrogradskogo St., Poltava, 36000, Ukraine;

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.