Научная статья на тему 'Теория нарратива в современном литературоведении'

Теория нарратива в современном литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8613
1701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория нарратива в современном литературоведении»

О. В. Мамуркина

Теория нарратива в современном литературоведении

В настоящее время наука о литературе представляет собой неоднородную сферу исследовательских практик. Художественный текст - комплексная структура, описать которую при помощи одной модели практически невозможно. Сложность организации текста делает его предметом изучения многих дисциплин, в частности -литературоведения, лингвистики, семиотики, семантики и др. Одним из важнейших разделов литературоведения является теория литературы, в рамках которой активно разрабатывается нарратология, или теория повествования, сложившаяся как особая литературоведческая дисциплина к середине 60-х годов XX в. после пересмотра основных концепций теории повествования: идеи приёма и функции В.Я. Проппа, В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума; принципа диалогичности М.М. Бахтина; теории точки зрения П. Лаббока и Н. Фридмана; комбинаторной типологии 3. Лайбфрида, В. Фюгера, Ф. Штанцеля, идей рецептивной эстетики и герменевтики (Г.С. Яусс, Г. Изер, П. Рикёр, Ф. Растье). Кроме того, влияние на формирование нарратологии оказали труды чешского структуралиста Л. Долежела, а также работы Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского. Особую роль сыграли труды французских структуралистов А.-Ж. Греймаса, К. Бре-мона, Ц. Тодорова, Р. Барта. Основу нарратологии заложили исследования представителей русской формальной школы ОПОЯЗа и Пражского лингвистического кружка.

Крупнейшие теоретики нарратологии (Ц. Тодоров, Р. Барт, Л. Долежел, Ж. Женетт, М. Баль, В. Шмид, Дж. Принс, С. Чэтман, Я. Линтвельт) разработали иерархическую модель повествовательных инстанций и уровней, определили специфику отношений между повествованием, рассказом и историей. Особой сферой теоретического осмысления стал анализ дискурса (работы Р. Барта, Ю. Кри-стевой, М. Риффатерра, П. Ван ден Хевеля, Ж.-М. Адама, Ж. Курте, К. Кебрат-Ореккиони).

В отечественном литературоведении основные идеи нарратологии разрабатываются в трудах В.И. Тюпы, Н.Д. Тамарченко, С.Н. Бройтмана, В.А. Андреевой, И.П. Ильина.

К базовым идеям нарратологии относят трактовку текста как акта коммуникации, представление о художественной коммуникации как о процессе, который реализуется на нескольких повествовательных уровнях, комплексную трактовку проблемы дискурса.

226

Основными категориями понятийного аппарата нарратологии являются нарратив, нарративность, событие, повествовательные инстанции (конкретный и абстрактный автор и читатель, нарратор и наррататор, актор), точка зрения, фабула, сюжет, дискурс.

Под нарративами принято понимать повествовательные произведения любого жанра и функциональности. Термин «нарратив» восходит к латинскому слову gnarus (знающий, сведущий), производному от индоевропейского корня *gno (знать). Нарратив в целом выступает в роли главной формы упорядочения и осмысления окружающего мира, а в контексте литературоведения - как особый конструкт, с помощью которого через повествование осваивается окружающая реальность.

В. Лабов и Дж. Валетски предложили схему построения любого нарратива, впоследствии ставшей классической и получившей название «бриллиантовой». Её структурными компонентами являются следующие элементы: резюме (суммирование исходной ситуации), ориентировка (описание времени, места, персонажей); осложнение/ конфликт; оценка (авторское отношение); разрешение конфликта; итог (отнесение события к актуальному настоящему). При анализе прототипической нарративной схемы выявляются два больших класса текстов, классифицированных по принципу нарративности/ дескриптивности (описательности):

1) нарративные (повествовательные - роман, рассказ, повесть и др. и миметические - пьеса, кинофильм, балет и др.);

2) описательные (очерк, портрет и др.).

Как указано выше, основной характеристикой нарратива является нарративность - специфическая практика текстообразующего способа представления мира и его фрагмента в виде сюжетных высказываний, в основе которых лежит некая история (фабула), преломленная сквозь призму определенной (определённых) точки (точек) зрения. Любое сюжетное высказывание представляет собой микроструктуру, в основе которой - событие. Как отмечает И.П. Ильин, под событием принято понимать такое действие, которое, нарушая некоторую норму и соответствующие этой норме ожидания читателей и/или персонажей, изменяет исходную ситуацию («Цезарь перешел Рубикон»); если нарушения не происходит, то данное действие событием не считается («Корова перешла Рубикон»). Классической схемой события является схема А. Данто:

1) x is F at t1;

2) H happens to x at t2;

3) x is G at t3,

227

где x - субъект, F - его исходное состояние в момент t1, H - некое действие над x в момент t2, G - новое состояние x в момент t3, т. е. событием считается состояние в момент t2, если исходное и новое состояние несопоставимы.

Являясь сложной коммуникативной структурой, нарратив основывается на взаимодействии совокупности повествовательных инстанций, под которыми понимается особая категория литературного текста, персонифицированная в функции автора, нарратора и читателя. При этом представление о художественном произведении как коммуникативной системе предполагает решение вопроса и о соотношении разноуровневых каналов взаимодействия повествовательных уровней.

Повествовательные уровни - это уровни коммуникации, на которых в специфической для каждого повествовательного уровня форме взаимодействуют друг с другом повествовательные инстанции отправителя и получателя художественной информации. При этом, как отмечает И.П. Ильин, каждая пара отправителя и получателя информации конкретного повествовательного уровня вступает друг с другом в коммуникативную связь не прямо, а косвенно - через опосредующую роль повествовательных инстанций, находящихся на другом, «нижележащем» уровне, иерархически подчиненном первому.

К настоящему моменту исследователями не выработано единой точки зрения на количество и качество повествовательных инстанций и уровней. Выделяют следующие повествовательные уровни и соответствующие им инстанции:

1) уровень конкретного автора и читателя (конкретная биографическая фигура писателя и реципиента его текста);

2) уровень абстрактного (имплицитного) автора и читателя (повествовательная инстанция, не воплощенная в художественном тексте в виде персонажа-рассказчика и воссоздаваемая читателем в процессе чтения как имплицитный «образ автора» и соответствующая этому образу повествовательная инстанция, ответственная за установление той «абстрактной коммуникативной ситуации», в результате действия которой литературный текст (как закодированное автором «сообщение») декодируется, расшифровывается, т. е. прочитывается читателем и превращается в художественное произведение, реализуется в содержании того авторского представления о получателе, которое теми или иными инициальными знаками зафиксировано в тексте);

228

3) уровень фиктивного автора (нарратора) и читателя (наррата-тора) (фиктивная повествовательная инстанция, вербально организующая повествование и соответствующая данному конструкту, одна из повествовательных инстанций внутритекстовой коммуникации; разновидность внутреннего адресата, явного или подразумеваемого собеседника, к которому обращена речь рассказчика-нарратора; слушателя обращенного к нему рассказа, воспринима-теля информации, сообщаемой повествователем);

4) уровень персонажей (акторов) (абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации, выступающая в роли персонажа и/ или рассказчика).

Отбор определённых событий и их организация путём распределения элементов коммуникации по различным уровням повествования невозможны без учёта специфики точки зрения. Точка зрения, или фокализация (термин Ж. Женетта), трактуется как:

1) базовый элемент повествовательной ситуации (Ф.К. Штан-цель);

2) точка пересечения повествовательных перспектив («модуса» и «голоса» - Ц. Тодоров, Ж. Женетт, М. Бал);

3) соотношение различных планов повествования - внешнего и внутреннего по отношению к повествуемому (Б.А. Успенский).

Таким образом, под точкой зрения в современной нарратологии подразумевается проявляющийся на всех уровнях текста последовательный отбор/неотбор событий, ситуаций, эпизодов, повествовательных инстанций, влияющий на структурную и смысловую организацию нарратива.

По мнению В. Шмида, точка зрения существует в нескольких планах:

1) пространственном - положение наблюдателя в пространстве;

2) идеологическом - субъективное отношение к явлению;

3) временном - расстояние между первоначальным и последующим восприятием происшествий;

4) языковом - изменение формы выражения в связи с пересмотром плана содержания;

5) перцептивном - степень интроспекции в сознание наблюдателя.

Как отмечается, для анализа специфики точки зрения необходимо ответить на три вопроса:

1) кто отвечает за отбор нарративных единиц;

2) кто является оценивающей инстанцией;

3) чья языковая личность определяет стиль отрывка.

229

На организацию нарратива влияет и соотношение фабулы и сюжета. Фабула определяется как хронологическая последовательность событий, являющихся протосхемой построения нарратива. Сюжет представляет собой художественно переработанную последовательность событий, их отбор (неотбор) в зависимости от специфики точки зрения и системы повествовательных инстанций. Дихотомия фабулы и сюжета (истории и дискурса) - необходимое условие порождения нарратива.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что в настоящее время теория повествования, обладающая обширным теоретикометодологическим аппаратом, представляет собой перспективную сферу исследования. Основные направления практического применения достижений нарратологии - это, прежде всего, анализ протосхем построения литературного текста (нарративные структуры различных жанровых моделей), разработка системы повествовательных инстанций на разном уровне коммуникации и поиск способов и приёмов их маркирования в тексте, а также методов нарратологического анализа и путей экстраполяции описательных моделей на конкретные тексты.

К. А. Новикова

Метафора в политическом дискурсе в аспекте исследования внутренней формы слова

В современных лингвистических исследованиях не существует однозначного определения понятия «политический дискурс». В широком понимании политический дискурс трактуют как речевое образование, каждая составляющая которого относится к сфере политики (Е.И. Шейгал, Н.А. Герасименко, В.В. Зеленский).

По мнению А.Н. Чудинова, содержание политического дискурса представлено всеми существующими в сознании говорящего и слушающего компонентами, которые способны влиять на порождение и восприятие речи. К таким компонентам относятся другие тексты, значение которых учитывается автором и реципиентом, политическая ситуация, в которой создаётся и существует текст, политические взгляды автора, репутация издания, в котором текст публикуется.

Многие учёные сходятся во мнении, что главной функцией политического дискурса можно считать функцию убеждения. Реализация данной функции зачастую осуществляется с помощью

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.