Научная статья на тему 'Теория-модель формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования'

Теория-модель формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROFESSIONAL THINKING / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE AND BUSINESS / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / THEORETICAL MODEL / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Е.В., Тарасюк Н.А.

Статья посвящена ведущим аспектам формирования профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика». Авторы дают основные характеристики понятия «профессиональное мышление» специалиста сферы «бизнес-информатика» и предлагают теоретическую модель формирования данного феномена в процессе иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Е.В., Тарасюк Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main aspects of professional thinking formation of the specialists working in the field of computer science. The author gives the main characteristics of the concept professional thinking and its peculiarities and offers its theoretical model.

Текст научной работы на тему «Теория-модель формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования»

ТЕОРИЯ-МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Платонова, Н.А. Тарасюк

Аннотация. Статья посвящена ведущим аспектам формирования профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика». Авторы дают основные характеристики понятия «профессиональное мышление» специалиста сферы «бизнес-информатика» и предлагают теоретическую модель формирования данного феномена в процессе иноязычного образования.

Ключевые слова: профессиональное мышление, бизнес-информатика, теоретическая модель, иноязычное образование.

Summary. The article deals with the main aspects of professional thinking formation of the specialists working in the field of computer science. The author gives the main characteristics of the concept 'professional thinking' and its peculiarities and offers its theoretical model.

Keywords: professional thinking, computer science and business, a theoretical model, foreign language education.

110

«

изнес-информатика» является молодой и перспективной специальностью современного высшего образования, уже сейчас она становится популярной среди абитуриентов, так как востребована потенциальными работодателями. Бизнес-информатика - это новая область профес сиональной деятельности, которая включает в себя преимущественно: информационно-коммуникационные технологии, экономику и менеджмент. Ее появление обусловлено требованиями современного информационного общества, вызвано острой потребностью в квалифицированных специалистах информа-

ционных систем и инфокоммуника-ционных технологий.

Современное информационное общество в отличие от индустриального испытывает острую потребность в профессионалах, обладающих комплексом знаний, то есть сегодня не достаточно быть просто специалистом в области экономики, менеджмента или маркетинга, необходимо еще знать и инфокоммуникационные технологии. К выпускникам этого направления будут предъявляться кардинально новые требования, соответствующие требованиям нового общества XXI в.: в их компетенции есть и будет влияние на все стороны деятельности компании,

ЕК

включая бизнес стратегии, корпоративную этику, но самое главное - на выработку стратегий развития информационных систем.

Задачи будущих специалистов будут заключаться в следующем: способствовать выработке политики компании в использовании информационных систем (ИС) и инфокоммуника-ционных технологий (ИКТ); обеспечивать информационное моделирование бизнес-процессов; разрабатывать совместные планы стратегического и ИКТ-развития компании; принимать обоснованные решения при выборе информационных технологий, реализующих функции ИС, и относительно интеграции различных информационных систем.

Выполнение всех вышеуказанных задач требует высокого уровня развития профессионального мышления будущего специалиста данной сферы. Рассмотрим сущность и содержание профессионального мышления применительно к подготовке специалиста сферы информационных и коммуникационных технологий.

Категория «мышление» - междисциплинарное понятие, поэтому является предметом исследования многих наук, в том числе философии, психологии, социологии, кибернетики, физиологии, педагогики и др. Мы будем рассматривать исследуемый феномен в педагогическом аспекте. В педагогике мышление понимается как способность к познанию и процесс его развития и формирования. Педагогический энциклопедический словарь определяет мышление как «опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им

знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения» [1, с. 107].

Профессиональное мышление является одним из видов мышления, которое наравне с психологией относится к области исследования педагогики. В психологической и педагогической литературе «профессиональное мышление» рассматривается в двух аспектах качественном и предметном. Качественный аспект мышления выражается, когда речь идет о профессионализме специалиста, а предметный - когда речь идет непосредственно о профессиональной деятельности человека. Как правило, понятие «профессиональное мышление» рассматривается одновременно в двух аспектах [2].

В той или иной сфере труда выделяют различные виды профессионального мышления. Например, изучением инженерно-технического мышления занимались такие ученые, как Г.С. Аль-тшуллер, В. И. Белозерцев, Т. В. Кудрявцев, О.Г.А. Лебедев, Е.В. Попов, М.Л. Шубас и др. Мышление педагога являлось областью исследования Ю.Ф. Георгиева, Ф.Н. Гоноболина, Б.П. Есипова, Е.К. Осипова В.А. Слас-тенина, и др. Также описываются другие виды мышления: религиозное (М.В. Желнов, Г.Г. Майоров и др.), мышление юриста (И.М.Лузгин) и т.д.

Педагогика преимущественно занимается вопросами развития и формирования профессионального мышления у будущих специалистов сферы «бизнес-информатика», которые не обладают достаточным опытом практической деятельности. Таким образом, формирование и развитие профессионального развития студентов

111

112

происходит в рамках профессионального образования в высших учебных заведениях на основе специфических особенностей их будущей профессии. В каждой профессии есть вид мышления, который является доминирующим в практической деятельности специалиста (техническое, экологическое, физическое, математическое, пространственное и др.). Поэтому качество профессиональной деятельности выпускника зависит от уровня развития конкретного профессионального мышления. Однако, заканчивая высшее или среднее профессиональное учебное заведение, не каждый специалист обладает достаточным уровнем развития такого мышления. В связи с этим появляется необходимость целенаправленного формирования и развития такого мышления в специальных профессиональных учреждениях, что и является областью исследования педагогики.

Обратимся к рассмотрению основных составляющих, которые должны включать в себя модель развития профессионального мышления. Сегодня для исследования различных объектов в педагогике широко используется метод моделирования, который в полной мере отражает их основные составляющие, структуру, критерии, принципы и т.д. в педагогическом процессе.

Чтобы успешно построить модель развития профессионального мышления, необходимо сформулировать цель, вывести педагогические принципы, определить педагогические условия реализации модели, а также обозначить интересы, потребности и сферы профессиональной деятельности будущего специалиста сферы «бизнес-информа-

тика». Теоретическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов.

Разработка модели развития профессионального мышления невозможна без ведущих принципов формирования исследуемого феномена. Следующие принципы мы предлагаем положить в основу нашей теоретической модели:

• принцип проблемности предполагает необходимость организации деятельности студента таким образом, чтобы он мог самостоятельно прорабатывать и анализировать возникающие проблемы и задачи;

• принцип профессиональной направленности отражает осознание студентом возможности применения теоретического материала в практических целях, что является серьезной мотивацией к обучению;

• принцип интегративности позволяет выпускнику специальности «бизнес-информатика» эффективно решать стоящие перед ним задачи в связи с тем, что его профессиональная деятельность требует от него разносторонних знаний в таких сферах, как ИКТ, бизнес и иностранный язык, интеграция которых ведет к появлению новых качественных характеристик деятельности будущего специалиста. Например, профессионал, специализирующийся в области компьютерных технологий, помимо информатики, программирования и др., также обязан владеть такими дисциплинами, как экономика, менеджмент и маркетинг, чтобы эффективно работать и достигать поставленных целей;

• принцип коммуникативности. Процесс формирования навыков и развития умений профессионального общения представляет собой мо-

дель реального общения по следующим параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуативность и функциональность.

Мы полагаем, что принцип инте-гративности играет существенную роль в формировании профессионального мышления. Следует отметить, что в методической литературе представлено большое количество интегрированных уроков по физике, математике и др. Но интеграция дисциплин экономического цикла и информатики до недавнего времени была нова.

Причины необходимости подобной интеграции обусловлены требованиями современного общества, предъявляющего повышенные требования к молодому специалисту, выпускнику факультета информатики и вычислительной техники. Мы полагаем, что именно на интегрированных уроках студент получает возможность по-новому взглянуть на изучаемые предметы, понять первоначальный смысл научных формулировок, сделанных учеными.

Для повышения эффективности интегративных процессов, обуславливающих развитие профессионального мышления, можно выделить следующие педагогические, общедидактические и психологические условия: 1) согласование во времени изучения отдельных учебных дисциплин; 2) обеспечение преемственности и непрерывности в развитии понятий; 3)единство в интерпретации общенаучных понятий; 4) исключение дублирования одинаковых понятий; 5) осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов понятий.

В дополнение к вышеперечисленным факторам следует указать, по меньшей мере, еще два: 6) грамотность преподавателей, трактующих дефиниции не своего профиля; 7) организация занятий для преподавателей по повышению квалификации [3].

Обозначим цель и задачи развития профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика».

Цели обучения в процессе развития профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика» - это усвоение всего содержания культуры (в рассматриваемом случае содержания культуры специалиста сферы «бизнес-информатика»).

Цель выполнения разработанной нами модели развития профессионального мышления будущих специалистов состоит в обеспечении готовности студентов к принятию профессиональных решений и решению проблемных задач в различных аспектах профессиональной культуры: учебном, развивающем, познавательном и воспитательном.

Задачами развития профессионального мышления специалистов направления «бизнес-информатика» яв-ля ются:

• ориентация на будущие профессиональные задачи;

• развитие творческой направленности деятельности;

• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в их профессионально-личностном развитии;

• формирование способности успешно осуществлять задачи в сфере «бизнес-информатика» средствами иностранного языка.

113

114

Разработка модели развития профессиональной метафоры специалиста сферы «бизнес-информатика» невозможна без определения критериев и показателей данного феномена.

На наш взгляд, критерием сфор-мированности профессионального мышления должна служить степень сформированности ее структурных компонентов. Такая структура может быть представлена следующими компонентами:

• мотивационно-ценностный подразумевает отношение к овладению будущей профессией; характеризуется различными мотивами: профессиональными, познавательными, прагматическими, социальными, мотивами достижений и признания и социального и личностного престижа;

• административная компетенция характеризуется умением собрать и проанализировать ситуацию, чтобы впоследствии использовать ее для решения возникших проблем в сфере бизнеса и ИКТ;

• стратегическая компетенция предполагает владение умением понимать слабые и сильные стороны организации, в которой выпускник работает, а также умением разрабатывать и применять новые бизнес-стратегии;

• самоменеджмент обозначает умение студента нести ответственность не только за решение стоящих перед ним задач, но и за другие аспекты своей жизни вне организации.

Сегодня сфера ИКТ является одним из приоритетных направлений развития России. ИКТ-специалисты обеспечивают автоматизацию различных учреждений, предприятий и госструктур. В настоящее время их знания особенно востребованы в области экономики и бизнеса. В связи с

недостатком квалифицированных кадров выпускники востребованы на рынке труда. Сфера профессиональной деятельности будущих выпускников направления подготовки «бизнес-ин фор матика» достаточно обширна и включает в себя как инновационные, проектные, консалтинговые компании малого и среднего бизнеса, так и крупные предприятия и госструктуры не только в России, но и за рубежом. Иностранный язык является для специалиста данной сферы не только средством решения профессиональных задач, но и средством развития их профессионального мышления, обеспечивающего успешность их деятельности.

Область профессиональных интересов специалистов этого направления подготовки включает в себя виды деятельности, связанные с созданием, управлением и развитием электронных предприятий; поиском, сбором, обработкой, систематизацией и анализом информации в области экономики, управления и ИКТ; созданием бизнес-планов нового бизнеса на основе инноваций в области компьютерных технологий; поиском, сбором, обработкой, систематизацией и анализом информации в области экономики и ИКТ и т.д. Все вышеуказанные виды деятельности должны войти в содержание иноязычного образования специалистов данной сферы.

Таким образом, формирование профессионального мышления в тесной взаимосвязи с профессиональной направленностью деятельности сферы «бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования отвечает существующим требованиям современного общества и рынка труда. Методологические основания професси-

Цель — профессиональное мышление специалиста сферы бизнеса и информатики в процессе овладения иноязычной профессиональной культурой

Я

Содержание иноязычной профессиональной культуры

Развивающий аспект Учебный аспект Познавательный аспект Воспитательный аспект

Профессиональное мышление коммуникативные умения Профессиональные знания, умения, навыки в сфере бизнеса, ИКТ в иноязычном обучении Профессиональный кругозор в основе интеграции знаний из сфер бизнеса, ИКТ и иностранного языка Homo moralis самоорганизованность бизнес направленность ответственность за принятые решения

Профессионально- Профессиональная Способность решать Профессиональные

личностное компетентность комплексные задачи мотивы

развитие бизнеса и ИКТ на

иностранном языке

Схема. Аспекты подготовки специалистов сферы «бизнес-информатика»

онального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика» позволили нам определить принципы, цели, условия, критерии, сферы профессиональной деятельности и интересы будущего профессионала.

Критерии:

• сформированность профессиональной мотивации;

• сформированность администра-тив но-аналитических умений;

• способность применять бизнес-стратегии в новых условиях в сфере сотрудничества с международными партнерами с целью решения профессиональных задач;

• умение самоорганизации и прогнозирования профессиональной деятельности.

Профессиональные виды деятельности: бизнес-проекты, аналитические стратегии в сфере ИКТ на иностранном языке для представления на меж-

дународном рынке презентации на актуальные проблемы бизнеса.

Результат - развитие индивиду-альнои образовательнои траектории на основе индивидуальных творческих приемов профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Л. С. Глебова. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 814 с.

2. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988. - 184 с.

3. Кряжева Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009. - 23 с.

4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М.: Тривола, 1996. - 359 с. ■

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.