Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования'

Теоретические аспекты формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL THINKING / BUSINESS-INFORMATICS / THEORETICAL MODEL / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Елена Владимировна

Статья посвящена ведущим аспектам формирования профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика». Автор дает основные характеристики понятия «профессиональное мышление» специалиста сферы «бизнес-информатика» и предлагает теоретическую модель формирования данного феномена в процессе иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL THINKING FORMATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF COMPUTER SCIENCE AND BUSINESS

The article is devoted to the main aspects of professional thinking formation of the specialists working in the sphere of computer science. The author gives the main characteristics of the notion professional thinking of specialist of business informatics sphere and offers its theoretical formation model of this phenomenon in the process of foreign language education.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования»

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Елена Владимировна ПЛАТОНОВА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, кафедра методики преподавания иностранных языков, аспирант, ассистент, e-mail: honey54789@yandex.ru

Статья посвящена ведущим аспектам формирования профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика». Автор дает основные характеристики понятия «профессиональное мышление» специалиста сферы «бизнес-информатика» и предлагает теоретическую модель формирования данного феномена в процессе иноязычного образования.

Ключевые слова: профессиональное мышление; бизнес-информатика; теоретическая модель; иноязычное образование.

«Бизнес-информатика» является молодой и перспективной специальностью современного высшего образования, уже сейчас она становится популярной среди абитуриентов, т. к. востребована потенциальными работодателями. Бизнес-информатика - это новая область профессиональной деятельности, которая включает в себя преимущественно : информационно -коммуникационные

технологии, экономику и менеджмент. Ее появление обусловлено требованиями современного информационного общества, вызвано острой потребностью в квалифицированных специалистах информационных систем и инфокоммуникационных технологий.

Современное информационное общество в отличие от индустриального испытывает острую потребность в профессионалах, обладающих комплексом знаний, т. е. сегодня не достаточно быть просто специалистом в области экономики, менеджмента или маркетинга, необходимо еще знать и инфокомму-никационные технологии. К выпускникам этого направления будут предъявляться кардинально новые требования, соответствующие требованиям нового общества XXI в.: в их компетенции есть и будет влияние на все стороны деятельности компании, включая бизнес-стратегии, корпоративную этику, но самое главное - на выработку стратегий развития информационных систем.

Задачи будущих специалистов будут заключаться в следующем: способствовать выработке политики компании в использовании ИС и ИКТ; обеспечивать информационное моделирование бизнес-процессов; разраба-

тывать совместные планы стратегического и ИКТ-развития компании; принимать обоснованные решения при выборе информационных технологий, реализующих функции ИС, и относительно интеграции различных информационных систем.

Выполнение всех вышеуказанных задач требует высокого уровня развития профессионального мышления будущего специалиста данной сферы. Рассмотрим сущность и содержание профессионального мышления применительно к подготовке специалиста сферы информационных и коммуникационных технологий.

Категория «мышление» - междисциплинарное понятие, поэтому является предметом исследования многих наук, в т. ч. философии, психологии, социологии, кибернетики, физиологии, педагогики и др. Мы будем рассматривать исследуемый феномен в педагогическом аспекте. В педагогике мышление понимается как способность к познанию и процесс его развития и формирования. Педагогический энциклопедический словарь определяет мышление как «опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения» [1, с. 107].

Профессиональное мышление является одним из видов мышления, которое наравне с психологией относится к области исследования педагогики. В психологической и педагогической литературе «профессиональное

мышление» рассматривается в двух аспектах: качественном и предметном. Качественный аспект мышления выражается, когда речь идет о профессионализме специалиста, а предметный - когда речь идет непосредственно о профессиональной деятельности человека. Как правило, понятие «профессиональное мышление» рассматривается одновременно в двух аспектах [2].

В той или иной сфере труда выделяют различные виды профессионального мышления. Например, изучением инженернотехнического мышления занимались такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, В.И. Белозерцев, Т.В. Кудрявцев, О.Г.А. Лебедев, Е.В. Попов, М.Л. Шубас и др. Мышление педагога являлось областью исследования Ю.Ф. Георгиева, Ф.Н. Гоноболина, Б.П. Есипова. В.А. Сластенина, Е.К. Осипова и др. Также описываются и другие виды мышления: религиозное (М.В. Желнов, Г.Г. Майоров и др.), мышление юриста (И.М. Лузгин) и т. д.

Педагогика преимущественно занимается вопросами развития и формирования профессионального мышления у будущих специалистов сферы «бизнес-информатика», которые не обладают достаточным опытом практической деятельности. Таким образом, формирование и развитие профессионального развития студентов происходит в рамках профессионального образования в высших учебных заведениях на основе специфических особенностей их будущей профессии. В каждой профессии есть вид мышления, который является доминирующим в практической деятельности специалиста (техническое, экологическое, физическое, математическое, пространственное и др.). Поэтому качество профессиональной деятельности выпускника зависит от уровня развития конкретного профессионального мышления. Однако, заканчивая высшее или среднее профессиональное учебное заведение, не каждый специалист обладает достаточным уровнем развития такого мышления [3]. В связи с этим появляется необходимость целенаправленного формирования и развития профессионального мышления в специальных профессиональных учреждениях, что и является областью исследования педагогики.

Обратимся к рассмотрению основных составляющих, которые должна включать в себя модель развития профессионального

мышления. Сегодня для исследования различных объектов в педагогике широко используется метод моделирования, который в полной мере отражает их основные составляющие, структуру, критерии, принципы и т. д. в педагогическом процессе.

Чтобы успешно построить модель развития профессионального мышления необходимо сформулировать цель, вывести педагогические принципы, определить педагогические условия реализации модели, а также обозначить интересы, потребности и сферы профессиональной деятельности будущего специалиста сферы «бизнес-информатика». Теоретическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов.

Разработка модели развития профессионального мышления невозможна без ведущих принципов формирования исследуемого феномена. Следующие принципы мы предлагаем положить в основу нашей теоретической модели:

- принцип проблемности предполагает необходимость организации деятельности студента таким образом, чтобы он мог самостоятельно прорабатывать и анализировать возникающие проблемы и задачи;

- принцип профессиональной направленности отражает осознание студентом возможности применения теоретического материала в практических целях, что является серьезной мотивацией к обучению;

- принцип интегративности позволяет выпускнику специальности «бизнес-информатика» эффективно решать стоящие перед ним задачи в связи с тем, что его профессиональная деятельность требует от него разносторонних знаний в таких сферах, как ИКТ, бизнес и иностранный язык, интеграция которых ведет к появлению новых качественных характеристик деятельности будущего специалиста. Например, профессионал, специализирующийся в области компьютерных технологий, помимо предметов информатики, программирования и других, также обязан овладеть такими дисциплинами, как экономика, менеджмент и маркетинг, чтобы эффективно работать и достигать поставленных целей;

- принцип коммуникативности. Процесс формирования навыков и развития умений профессионального общения представляет собой модель реального общения по

следующим параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуативность и функциональность.

Мы полагаем, что принцип интегратив-ности играет существенную роль в формировании профессионального мышления. Следует отметить, что в методической литературе представлено большое количество интегрированных уроков по физике, математике и др. Но интеграция дисциплин экономического цикла и информатики до недавнего времени была нова.

Причины необходимости подобной интеграции обусловлены требованиями современного общества, предъявляющего повышенные требования к молодому специалисту, выпускнику факультета информатики и вычислительной техники. Мы полагаем, что именно на интегрированных уроках студент получает возможность по-новому взглянуть на изучаемые предметы, понять первоначальный смысл научных формулировок, сделанных учеными.

Для повышения эффективности интегративных процессов, обусловливающих развитие профессионального мышления, можно выделить следующие педагогические, общедидактические и психологические условия: 1) согласование во времени изучения отдельных учебных дисциплин; 2) обеспечение преемственности и непрерывности в развитии понятий; 3) единство в интерпретации общенаучных понятий; 4) исключение дублирования одинаковых понятий; 5) осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов понятий; 6) грамотность преподавателей, трактующих дефиниции не своего профиля; 7) организация занятий для преподавателей по повышению квалификации [4].

Обозначим цель и задачи развития профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика».

Цели обучения в процессе развития профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика» - это усвоение всего содержания культуры, усвоенного ею в рассматриваемом случае содержания культуры специалиста сферы «бизнес-информатика».

Цель выполнения разработанной нами модели развития профессионального мышления будущих специалистов состоит в обеспечении готовности студентов к принятию

профессиональных решений и решению проблемных задач в различных аспектах профессиональной культуры: учебном, развивающем, познавательном и воспитательном.

Задачами развития профессионального мышления специалистов направления «бизнес-информатика» являются:

- ориентация на будущие профессиональные задачи;

- развитие творческой направленности деятельности;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в их профессионально-личностном развитии;

- формирование способности успешно осуществлять задачи в сфере «бизнес-информатика» средствами иностранного языка.

Разработка модели развития профессиональной метафоры специалиста сферы «бизнес-информатика» невозможна без определения критериев и показателей данного феномена.

На наш взгляд, критерием сформиро-ванности профессионального мышления должна служить степень сформированности ее структурных компонентов. Структура может быть представлена следующими компонентами:

- мотивационно-ценностный подразу-

мевает отношение к овладению будущей профессией; характеризуется различными мотивами: профессиональными, познава-

тельными, прагматическими, социальными, мотивами достижений и признания и социального и личностного престижа;

- административная компетенция характеризуется умением собрать и проанализировать ситуацию, чтобы впоследствии использовать ее для решения возникших проблем в сфере бизнеса и ИКТ;

- стратегическая компетенция предполагает умение понимать слабые и сильные стороны организации, в которой выпускник работает, а также умение разрабатывать и применять новые бизнес-стратегии;

- самоменеджмент обозначает умение студента нести ответственность не только за решение стоящих перед ним задач, но и за другие аспекты своей жизни вне организации.

Сегодня сфера ИКТ является одним из приоритетных направлений развития России. ИКТ-специалисты обеспечивают автомати-

зацию различных учреждений, предприятий и госструктур. В настоящее время их знания особенно востребованы в области экономики и бизнеса. В связи с недостатком квалифицированных кадров, выпускники востребованы на рынке труда. Сфера профессиональной деятельности будущих выпускников направления подготовки «бизнес-информатика» достаточно обширная и включает в себя как инновационные, проектные, консалтинговые компании малого и среднего бизнеса, так и крупные предприятия и госструктуры не только в России, но и за рубежом. Иностранный язык является для специалиста данной сферы не только средством решения профессиональных задач, но и средством развития их профессионального мышления, обеспечивающего успешность их деятельности.

Область профессиональных интересов специалистов этого направления подготовки включает в себя виды деятельности, связанные с созданием, управлением и развитием электронных предприятий; поиском, сбором, обработкой, систематизацией и анализом информации в области экономики, управления и ИКТ; созданием бизнес-планов нового бизнеса на основе инноваций в области компьютерных технологий; поиском, сбором, обработкой, систематизацией и анализом информации в области экономики и ИКТ и т. д. Все вышеуказанные виды деятельно-

сти должны войти в содержание иноязычного образования специалистов данной сферы.

Таким образом, формирование профессионального мышления в тесной взаимосвязи с профессиональной направленностью деятельности сферы «бизнес-информатика» в процессе иноязычного образования отвечает существующим требованиям современного общества и рынка труда. Методологические основания профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика» позволили нам определить принципы, цели, условия, критерии, сферы профессиональной деятельности и интересы будущего профессионала.

1. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Л. С. Глебова. М., 1989.

2. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.

3. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 116-123.

4. Кряжева Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009.

Поступила в редакцию 11.04.2012 г.

UDC 371

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL THINKING FORMATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF “COMPUTER SCIENCE AND BUSINESS”

Elena Vladimirovna PLATONOVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Methodics of Foreign Languages Teaching Department, Post-graduate Student, Assistant, e-mail: honey54789@yandex.ru

The article is devoted to the main aspects of professional thinking formation of the specialists working in the sphere of computer science. The author gives the main characteristics of the notion “professional thinking” of specialist of “business -informatics” sphere and offers its theoretical formation model of this phenomenon in the process of foreign language education.

Key words: professional thinking; business-informatics; theoretical model; foreign language education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.