2006 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №108
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735.015
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
М.В. ВАСИН
Статья представлена доктором технических наук, профессором Елисовым Л.Н.
В статье рассматривается проблема согласования мнений множества сторон для определения состава компетенций при проектировании образовательного процесса.
Внедрение компетентностного подхода в отечественные образовательные системы выдвигает целый ряд серьезных проблем. Одной из таких проблем является следующая: проблема согласования мнения специалистов различных областей, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки авиационного персонала [1]. С одной стороны, это специалисты, имеющие прямое отношение к профессиональной подготовке авиаперсонала, связанные своими корпоративными проблемами. С другой стороны, это внешние специалисты, представители сферы производства и государственного управления, имеющие свои критерии в оценке качества подготовки авиаперсонала и свои корпоративные ограничения.
Каждая из обозначенных групп субъектов, имеющих отношение к процессу подготовки авиаспециалистов, а также каждый отдельный субъект внутри отдельно взятой группы вступает в процесс общения с целью выработки совокупности компетенций, определяющих профессиональный профиль будущего специалиста. С учетом различия их корпоративных интересов, в отношениях между группами, а также внутри их возникают претензии - выраженное или скрытое недовольство.
В целом в качестве источников таких претензий в данной ситуации выступают противоречия между:
1) рассогласованием целей, средств, методов деятельности;
2) рассогласованием ценностных ориентацией по нравственным нормам, взглядам, убеждениям участников данной профессиональной деятельности;
3) рассогласованием знаний, умений, способностей, личностных качеств;
4) рассогласованием в понимании, интерпретации информации;
5) рассогласованием функций управления.
В психологии подобную ситуацию определяют как социальный конфликт от латинского шпйю^ - столкновение [2, 3].
Существует множество подходов к пониманию конфликта, среди них выделяют:
1. Философский. Конфликт отождествляется с противоречиями в неживой и живой природе.
2. Социальный. Под конфликтом понимается столкновение противоположных интересов, целей, ценностей субъектов социального взаимодействия.
3. Системный. Любой системе присущи противоречия отношений.
4. Психологический. Конфликт рассматривается как внутреннее состояние души.
Ворожейкин И.Е. [2] пишет: «конфликт - социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих разные цели двух или более сторон». Далее он продолжает: «в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон
по какому-либо поводу, либо противоположные цели, средства их достижения». Данную ситуацию назовем конфликтной.
На основании этого конфликтной будем понимать ситуацию появления объекта и предмета конфликта, его сторон (субъектов), противоположных интересов на одном поле какой-либо социальной сферы.
Субъект конфликта - люди, группы лиц.
Предмет конфликта - предполагает изучение причин конфликта. Содержание предмета конфликта - различные ценности субъектов, рассогласованность по целям деятельности, средствам их достижения. Объект конфликтной ситуации - это та проблема, противоречие, которое необходимо разрешить.
Процесс - динамика, которая показывает, на какой стадии находится конфликтная ситуация, как он развивается во времени.
Можно выделить два подхода к разрешению конфликтных ситуаций:
• формализованный (математический);
• психологический.
Целью математических исследований является разработка правил поведения, позволяющих оптимально (рационально) разрешить данный конфликт или способствующих получению максимально возможного в данной ситуации выигрыша. Выделяют три вида конфликтов:
• строгий конфликт (строгое соперничество);
• нестрогий конфликт (нестрогое соперничество);
• ложный конфликт (искусственное соперничество).
Строгий конфликт возникает при полностью противоположных интересах двух систем (подсистем одной системы). В этом случае первая система стремится максимизировать свою эффективность (W1) и минимизировать эффективность второй системы (W2). Вторая система, наоборот, стремится максимизировать W2 и минимизировать W1, что отражает двойственность строгого конфликта. При этом вторая система по отношению к первой является средой и наоборот. Поэтому в выражении:
W1 = F1(X1, Y1)
параметры среды первой системы Y1 представляют собой управляемые параметры второй системы - Х2, а в выражении:
W2 = F2(X2, Y2)
параметры Y2 тождественны управляемым параметрам первой системы X1. Значения управляемых параметров, определяющие поведение системы в конфликтных ситуациях, называют ее стратегией.
Математическое выражение строгого конфликта имеет вид:
W1 ® max min F1 (X1X2);
X1 X2 W2 ® max min F2 (X1X2)..
X2 X1
Такой конфликт характерен для систем с противоположными интересами, функционирующих в условиях неопределенности.
В нестрогом конфликте интересы систем не являются полностью противоположными, имеет место и конкуренция, и взаимная помощь (настолько, насколько она не противоречит целям каждой из систем). Содержание нестрогого конфликта заключается в том, что каждая из систем стремится максимизировать свою эффективность, но показатели эффективности связаны между собой, их оптимальные значения не совпадают, минимум эффективности одной системы не совпадает с максимумом эффективности другой. Очевидно, что число систем, находящихся в нестрогом конфликте, может быть больше двух. Математическое выражение нестрогого конфликта имеет вид:
W1 ® max F (Xj, X2,..., Xn);
Xj Xn
W2 ® max F2 (Xj, X2,..., Xn);
X1 Xn
Xj, X2,. Xn (max Wi) — / ® Xj, X2, ., Xn (max Wj);
Xj, X2,. Xn (max Wi) — / ® Xj, X2, ., Xn (min Wj); i = j,n; j = jn; i Ф j
— / ® - знак несоответствия.
Ложный конфликт (искусственное соперничество) возникает в том случае, если для систем, участвующих в нем, неизвестны целевые функции или значения управляемых параметров, при которых достигается их максимум. Предполагая наличие конфликта и стремясь уйти от известного минимума, каждая система (сознательно или бессознательно) мешает другим. Математически ложный конфликт выражается аналогично нестрогому конфликту:
Wj ® max Fj (Xj, X2,..., Xn);
Xj Xn
W2 ® max F2 (Xj, X2,..., Xn);
Xj Xn
Xj, X2,. Xn (max Wi) — / ® Xj, X2, ., Xn (max Wj), но в общем случае
Xj, X2,. Xn (min Wi) — / ® Xj, X2, ., Xn (min Wj); i = j,n; j = j,n; iФ j.
Математическим аппаратом исследования конфликтов является теория игр [4].
Под игрой понимается модель, отличающаяся от реальной конфликтной ситуации наличием определенных допущений, которые сводятся в основном к следующему:
- процесс развития игры регламентируется строго определенными (детерминированными) правилами, которые полностью известны всем участникам игры и неукоснительно ими выполняются (полное знание);
- процесс развития игры складывается из бесконечного количества партий (ходов) (многократная повторяемость конфликтных ситуаций);
- для игры может быть построено ее формальное описание, т.е. определены множества возможных стратегий и для каждого их сочетания определена функция средних потерь (платежная матрица).
Цель игры - найти наилучшее поведение сторон. При этом используются следующие основные принципы:
- каждый игрок считает своего противника столь же разумным, как и он сам, и не рассчитывает на его промахи;
- каждый игрок является достаточно осторожным и стремится придерживаться такой линии поведения, которая гарантирует ему некоторый средний результат (выигрыш не менее чего-то или проигрыш не более чего-то) независимо от поведения противника (принцип осторожности или гарантированного результата).
Наиболее простой моделью, применяемой для оценки и оптимизации систем, является модель парной антагонистической игры с нулевой суммой. В ней предполагается, что имеются две противоборствующие стороны, каждая из которых может пользоваться определенной стратегией. Под стратегией понимается план действий стороны. Для рассматриваемого применения теории игр стратегией первой стороны является выбор варианта системы (Xi), стратегией второй стороны является выбор варианта противодействия (Yy). Стратегия может быть чистой, если каждая из сторон формирует ее сознательно, и смешанной, если она является результатом случайного выбора и чередования чистых стратегий. В результате применения чистых или сме-
шанных стратегий при многократном повторении игры первая сторона получает выигрыш Wi (X/, УД а вторая сторона - выигрыш W2 (X/, Yj). В рассматриваемых моделях игр с нулевой суммой W1 (Хг, Yj) + W2 (Хг, Yj) = 0 и, следовательно, W1 (Хг, Yj) = W2 (Хг, Yj). Обозначим через Wj W1 (Хг, Yj) = |W2 (Хг, Yj)l. В качестве выигрыша выступает значение целевой функции. Стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает первой стороне максимально возможный средний выигрыш, называется оптимальной. Размерность игры определяется числом возможных вариантов действий у каждой стороны (первая сторона - m, вторая сторона - n). В общем случае имеют место игры mxn.
Оптимальные стратегии сторон определяются на основе принципа разумного противника, который предполагает, что обе стороны знают возможные стратегии друг друга (игра с полной информацией) и выбирают каждый раз ту из своих стратегий, которая обеспечивает максимально возможный гарантированный выигрыш первой стороне и минимально возможные гарантированные потери второй стороне. Разумность противника означает, что в ответ на любую стратегию первой стороны, он будет применять такую стратегию (из числа возможных при выбранной стратегии стороны 1), при которой первой стороне обеспечивается минимальный выигрыш. Таким образом, сторона 1 при выборе оптимальной стратегии может рассчитывать только на минимальный из возможных при данной стратегии выигрыш. Следовательно, оптимальной стратегией стороны 1, обеспечивающей ей максимально возможный гарантированный выигрыш, является та, которая обеспечивает максимум из минимальных для каждой стратегии выигрышей. Максимально возможный гарантированный выигрыш для стороны 1 определяется выражением:
a = max min wij
г j
и называется нижней ценой игры.
Противник (сторона 2) выбирает свою оптимальную стратегию с учетом разумности стороны 1, справедливо рассчитывать на то, что она всегда будет выбирать такую из своих стратегий, которая ей обеспечит максимально возможный выигрыш. Поэтому, анализируя каждую из своих возможных стратегий, сторона 2 определяет максимально возможные потери на каждой из них и выбирает в качестве оптимальной ту, которая обеспечит минимум максимально возможных потерь. При этом потери стороны 2 определяются выражением:
b = min max wij j г
и называются верхней ценой игры. Не следует забывать, что потери стороны 2 в парной антагонистической игре с нулевой суммой равны выигрышу стороны 1.
Выигрыш относится к одной партии (один ход - однократное применение оптимальной стратегии стороной 1 и один ход - однократное применение оптимальной стратегии стороной
2). В том случае, если a = b, очевидно, что сторонам выгодно в каждой партии (многократно) использовать только одну стратегию, которая обеспечивает это равенство. Из приведенных рассуждений следует, что если одна из сторон будет использовать неоптимальную стратегию, то она либо получит выигрыш меньше гарантированного, либо ее потери будут больше верхней цены игры. Такая игра носит название игры в чистых стратегиях, а wij, при которой a = b, называется седловой точкой. Таким образом, наличие седловой точки определяет возможность решения игры в чистых стратегиях.
Игры с седловой точкой встречаются редко, чаще a и b не совпадают. Причем a всегда меньше b. Это приводит к появлению возможности для стороны 1 за счет чередования чистых стратегий с определенной частотой (вероятностью) добиться большего выигрыша. При этом под выигрышем понимается его математическое ожидание. Если обозначить вероятности применения i-й стратегии Рг, то математическое ожидание выигрыша при применении противником некоторой стратегии Yj определяется выражением
Z WvPi • i=1
При выборе оптимальной смешанной стратегии руководствуются теми же принципами, что и при выборе оптимальных чистых стратегий, только применяют их к математическому ожиданию выигрыша. В соответствии с принципом разумного противника первая сторона может рассчитывать только на то, что противник позволит получить лишь
[m m m
Z wiici; Z wi 2 c ;•- Z winci; i=1 i=1 i=1
Поэтому в оптимальных смешанных стратегиях сторона 1 должна так выбирать Pi (с такой частотой чередовать Хг), чтобы получить максимальное значение математического ожидания. Таким образом, математическое ожидание выигрыша стороны 1 при применении ею оптимальных смешанных стратегий равно
max f f m m m
p i min IZ W1c*; Z w2c*;•••, Z w>c;
I V i=1 i=1 i=1
где c = 1^,c2,...,ci •••,cm} - оптимальная смешанная стратегия первой стороны;
* m
V - цена игры, а Z ci = Ь
i=1
Аналогичное выражение можно записать и для второй стороны (противника)
max f f m m m
* % ч * % ч *
q imin I Z wq; Zw2q*;•- Z ^qt;
[_ V i=1 i=1 i=1
где q ={q1,q2,^,q • ••,qm} - оптимальная смешанная стратегия второй стороны^
Таким образом, простейшая модель строгого конфликта - парная антагонистическая игра с нулевой суммой, позволяет определить оптимальное поведение сторон (систем), либо в чистых стратегиях (неизменное значение управляемых переменных для первой системы X*, для второй системы Y*), либо в смешанных стратегиях (определяются вероятности P*, q*, с которыми
следует случайным образом выбирать значения управляемых переменных каждый раз, чтобы получить при многократном повторении конфликтной ситуации максимальное математическое ожидание выигрыша одной стороны и минимальное математическое ожидание потерь другой стороны) В зависимости от размерности матрицы I w j I могут применяться различные методы решения теоретико-игровых задач^
Теория игр не всегда дает достоверные результаты и не может быть применена в полной мере при решении проблем, имеющих социальный характер в силу довольно высокой степени формализации и ряда ограничений, вводимых в модели и недостаточно полно отражающих реальные ситуации Учет рефлексии игроков, многокритериальности в их интересах и неопределенности приводит к таким усложнениям моделей игроков и процесса игры, которые не позволяют давать игрокам практические рекомендации
В этом случае рекомендуется использовать комбинацию различных теорий, в том числе теорию квалиметрии
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисов Л.Н., Баранов В.В. Управление и сертификация в АТС - М^: Воздушный транспорт, 1999^
2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология^ - М^: Инфра, 2002.
3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов^ - М^: ИСИ РАН,
1993 •
4. Пономарев Ю.П. Игровые модели, математические методы, психологический анализ^ - М^: Наука, 1991 •
THEORY OF CONFLICT AS AN INSTRUMENT FOR REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH TO AVIATION PERSONNEL PROFESSIONAL TRAINING
Vasin M.V.
The article deals with the problem of coordinating the opinions of a number of parties for the purpose of defining the competence structure while projecting the education process.
Сведения об авторе
Васин Михаил Владимирович, 1978 г.р., окончил МГТУ ГА (2002), аспирант МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - прикладные вопросы квалиметрии.