Научная статья на тему 'Теория изменений. Использование в управлении учреждениями УИС'

Теория изменений. Использование в управлении учреждениями УИС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ORGANIZATIONAL CHANGE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ В УИС / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / THE EXECUTION OF SENTENCES IN PRISONS MANAGEMENT / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RESOURCE SUPPORT / ФИНАНСЫ / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехин Валерий Ильич, Чернышов Виктор Валентинович

в статье обосновывается метод оценки влияния организационных изменений в УИС на эффективность деятельности органов и учреждений. Под эффективностью деятельности органов и учреждений УИС понимается их вклад в повышение уровня ресоциализации осужденных, измеряемый снижением вероятности рецидивной преступности вследствие ресоциализации осужденных. Дополнительные риски организаций при реализации проектов изменений могут определяться как степенью непроработанности методов решения поставленных задач, так и неопределенностью поставленных целей. По этому классификационному признаку все проекты делятся на 4 группы. Наиболее сложные проекты, не только имеющие наибольший уровень неопределенности и вызывающие наибольшие риски, но и предоставляющие наибольшие возможности повышения эффективности, имеют недостаточно обоснованные и конкретно определенные цели и методы их определения. Выделено 4 группы организационных изменений (стратегические и тактические, радикальные и поддерживающие) и обоснованы факторы, определяющие их результаты и риски (ресурсное обеспечение, риски реализации и результативность). Для оценки влияния организационных изменений на факторы ресоциализации необходимо: количественное определение требуемых финансовых ресурсов и изменений численности персонала УИС для обеспечения состоятельности проектов организационных изменений; экспертные оценки изменений степени влияния ресурсного обеспечения на факторы ресоциализации; оценки рисков исполнения проектов и их результативности. Приемлемая достоверность ожидаемых результатов организационных изменений обеспечивается декомпозицией изменений по совокупности рисков ресоциализации. Классификация осужденных по группам риска ресоциализации и обоснование соответствующих им факторов риска позволяют экспертам оценить ожидаемые изменения рисков, инициируемые изменениями. При условии взаимонезависимости факторов риска это позволяет на основе аддитивной свертки оценить изменения вероятности ресоциализации и на этой основе определить целесообразность организационных изменений в УИС. Приведенный пример качественной оценки влияния перевода организационно-правовой формы производственных подразделений учреждений УИС свидетельствует о необходимости доработки этого стратегического изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехин Валерий Ильич, Чернышов Виктор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF CHANGE. USE IN THE MANAGEMENT FACILITIES WITHIN THE SYSTEM

the method of an assessment of influence of organizational changes in UIS on efficiency of activity of bodies and establishments locates in article. Efficiency of activity of bodies and UIS institutions is understood as their contribution to increase of level of resocialization condemned, measured by decrease in probability of recurrent crime owing to resocialization of the condemned. Additional risks of the organizations at implementation of projects of changes can be defined both degree of absence of thorough investigation of methods of the solution of objectives, and uncertainty of goals. On this classification sign all projects share on 4 groups. The most difficult projects, not only the having greatest levels of uncertainty and defiant greatest risks, but also the giving greatest opportunities of increase of efficiency, insufficiently reasonable and specifically definite purposes and methods of their definition have. 4 groups of organizational changes are allocated (strategic and tactical, radical and supporting) and the factors defining them results and risks (resource providing, risks of realization and productivity) are proved... the method of an assessment of influence of organizational changes in UIS on efficiency of activity of bodies and establishments locates in article. Efficiency of activity of bodies and UIS institutions is understood as their contribution to increase of level of resocialization condemned, measured by decrease in probability of recurrent crime owing to resocialization of the condemned. Additional risks of the organizations at implementation of projects of changes can be defined both degree of absence of thorough investigation of methods of the solution of objectives, and uncertainty of goals. On this classification sign all projects share on 4 groups. The most difficult projects, not only the having greatest levels of uncertainty and defiant greatest risks, but also the giving greatest opportunities of increase of efficiency, insufficiently reasonable and specifically definite purposes and methods of their definition have. 4 groups of organizational changes are allocated (strategic and tactical, radical and supporting) and the factors defining them results and risks (resource providing, risks of realization and productivity) are proved. It is necessary for an assessment of influence of organizational changes on factors of resocialization: quantitative definition of the demanded financial resources and changes of number of the personnel of UIS for providing a solvency of projects of organizational changes; expert estimates of changes of extent of influence of resource providing on resocialization factors; estimates of risks of execution of projects and their productivity. The acceptable reliability of the expected results of organizational changes is provided with decomposition of changes on set of risks of resocialization. Classification condemned on groups of risk of resocialization and justification of the risk factors corresponding to them allow experts to estimate the expected changes of risks initiated by changes. On condition of mutually independence of risk factors it allows to estimate changes of probability of resocialization on the basis of additive convolution and on this basis to define expediency of organizational changes in UIS. The given example of quality standard of influence of the translation of an organizational and legal form of production divisions of UIS institutions testifies to need of completion of this strategic change. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Теория изменений. Использование в управлении учреждениями УИС»

УДК 343 .8 Валерий Ильич Терехин,

ББК 67.409.021 доктор экономических наук, профессор,

Т35 профессор кафедры управления и организации деятельности УИС;

Виктор Валентинович Чернышов, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС

(Академия ФСИН России) Е-шай: editor62@yandex.ru.

ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УИС

Реферат: в статье обосновывается метод оценки влияния организационных изменений в УИС на эффективность деятельности органов и учреждений. Под эффективностью деятельности органов и учреждений УИС понимается их вклад в повышение уровня ресоциализации осужденных, измеряемый снижением вероятности рецидивной преступности вследствие ресоциализации осужденных.

Дополнительные риски организаций при реализации проектов изменений могут определяться как степенью непроработанности методов решения поставленных задач, так и неопределенностью поставленных целей. По этому классификационному признаку все проекты делятся на 4 группы. Наиболее сложные проекты, не только имеющие наибольший уровень неопределенности и вызывающие наибольшие риски, но и предоставляющие наибольшие возможности повышения эффективности, имеют недостаточно обоснованные и конкретно определенные цели и методы их определения.

Выделено 4 группы организационных изменений (стратегические и тактические, радикальные и поддерживающие) и обоснованы факторы, определяющие их результаты и риски (ресурсное обеспечение, риски реализации и результативность).

Для оценки влияния организационных изменений на факторы ресоциализации необходимо:

- количественное определение требуемых финансовых ресурсов и изменений численности персонала УИС для обеспечения состоятельности проектов организационных изменений;

- экспертные оценки изменений степени влияния ресурсного обеспечения на факторы ресоциа-лизации;

- оценки рисков исполнения проектов и их результативности.

Приемлемая достоверность ожидаемых результатов организационных изменений обеспечивается декомпозицией изменений по совокупности рисков ресоциализации. Классификация осужденных по группам риска ресоциализации и обоснование соответствующих им факторов риска позволяют экспертам оценить ожидаемые изменения рисков, инициируемые изменениями. При условии взаимонезависимости факторов риска это позволяет на основе аддитивной свертки оценить изменения вероятности ресоциали-зации и на этой основе определить целесообразность организационных изменений в УИС.

Приведенный пример качественной оценки влияния перевода организационно-правовой формы производственных подразделений учреждений УИС свидетельствует о необходимости доработки этого стратегического изменения.

Ключевые слова: организационные изменения, эффективность деятельности, преступность, ресоциа-лизация, уголовно-исполнительная система, исполнение наказаний, управление в УИС, ресурсное обеспечение, финансы, преступность.

Необходимость организационных изменений в социально-экономических системах определяется снижением их результативности и эффективности вследствие увеличения степени соответствия состояния внешних и внутренних сред функционирования систем традиционным методам управления [1]. В связи с этим совершенствование организационной структуры, системы финансирования и другие организационные изменения являются ключевыми условиями повышения ее социально-экономической эффективности.

Организационные изменения в УИС инициируются изменениями состояния внешней среды (принятием новых нормативно-правовых актов, изменениями системы финансирования, реформированием учреждений и др.) и факторов внутренней среды (внутреннего распорядка учреждений, технического оснащения производства, системы контроля и наблюдений и др.). Эти изменения, во-первых, формируют дополнительную неопределенность и риски управления органами и учреждениями и потому могут привести к снижению эф-

фективности, во-вторых, создают возможности роста эффективности управления в стратегическом и оперативном периодах, в-третьих, могут изменить приоритеты целевых функций.

Высокая ресурсоемкость организационных изменений в УИС и социальный результат их реализации определяют актуальность развития инструментария анализа формирующейся неопределенности управления, рисков и возможностей повышения эффективности системы. Состоятельность и эффективность намечаемых изменений должна быть обоснована системой количественных и качественных характеристик результативности, ресурсоемкости и рисков. Ресурсоемкость деятельности учреждений в общем виде может быть определена выделяемыми финансовыми ресурсами и вмененными потерями ВВП вследствие отвлечения от производительной деятельности персонала, занятого в системе. Что касается риска и возможностей организационных изменений, то в настоящее время отсутствуют приемлемые методы и модели его расчета, используется только экспертная его оценка.

В статье обосновывается метод оценки влияния организационных изменений в УИС на эффективность деятельности органов и учреждений. Под эффективностью деятельности органов и учреждений УИС понимается их вклад в повышение уровня ресоциализации осужденных.

Дополнительные риски организаций при реализации проектов изменений могут определяться как степенью непроработанности методов решения поставленных задач, так и неопределенностью поставленных целей. По этому классификационному признаку все проекты делятся на 4 группы. Наиболее сложные проекты, не только имеющие наибольший уровень неопределенности и вызывающие наибольшие риски, но и предоставляющие наибольшие возможности повышения эффективности, имеют недостаточно обоснованные и конкретно определенные цели и методы их определения.

К этой группе, по нашему мнению, может быть отнесена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, где цели изменений и методы их достижения определены недостаточно точно. Требуются дополнительные исследования и обоснования альтернатив развития системы с учетом возможностей привлечения дополнительных ресурсов, их источников и ожидаемого эффекта. В теории риск-

менеджмента для формализации проектов, цели и методы достижения которых нуждаются в постоянном уточнении, рекомендовано использование модели «облака», предполагающей пошаговое формирование целей и способов их достижения. Наименьшие способы их реализации формируют проекты изменений, цели и методы достижения которых известны, как правило, это традиционно выполняемые проекты. Они имеют большие шансы на успех, но не обеспечивают максимизации результативности и эффективности системы, например, строительство и организация деятельности СИЗО. Две другие группы проектов организационных изменений имеют недостаточно проработанный один из классификационных признаков (система целей или метод их достижения).

Наряду с классификацией проектов организационных изменений по уровню неопределенности необходимо классифицировать их по степени влияния на уровень и вероятность достижения стратегических и текущих целей системы. В управлении УИС считаем возможным использовать классификацию изменений, применяемую в управлении корпорациями. На рисунке представлен фрагмент классификации изменений, основанный на принципах классификации, используемой в бизнесе [2]. Выделены 4 категории основных организационных изменений в УИС, реализованные в последние годы, и оценены возможные изменения. Целесообразность проведения организационных изменений должна основываться на системе показателей результативности, эффективности и рисков.

Характеристиками результативности деятельности учреждений и органов УИС являются показатели степени достижения целей их деятельности. В ранее выполненных нами работах было обосновано использование в качестве критерия результативности снижение вероятности рецидивной преступности вследствие ресоциализации осужденных и предложен количественно рассчитываемый критериальный показатель [3, 4]. Критерий основан на статистических и эвристических оценках и расчетах снижения рецидивов вследствие ресоциализации осужденных. Требуемый уровень ожидаемой результативности при приемлемых значениях риска и наличия необходимых финансовых ресурсов является главным условием целесообразности разработки проектов всех видов. Но состав показателей результативности, ресурсного обеспечения и рисков по группам проектов может быть различным.

к

н

о

о

К

Л

ч

и

н

«

и

ч

«

и

а

ч

^

ю

«

ч

ч

Л

н

о

о

К

*

ей

т

1. Стратегически важные радикальные или улучшающие организационные изменения (определяют будущее системы): - социально-экономическое развитие страны; - изменения УК, УИК и других нормативных актов; - функционирование производства в УИС в форме казенных подразделений учреждений и др. 2. Потенциально важные изменения (радикальные изменения, которые могут быть важны для будущего успеха): - изменения УК, УИК и других нормативных актов; - оценка эффективности учреждений по вкладу в ресоциализацию осужденных; - повышение эффективности антикоррупционной деятельности и др.

3. Ключевые операционные изменения: - изменения всех групп изменений, оказывающих определяющее влияние для достижения текущего успеха: - расширение области использования технических средств охраны и наблюдения; - изменение режима содержания осужденных и др. 4. Поддерживающие изменения (нерадикальные изменения, оказывающие влияние, не имеющее ключевого значения): - повышение эффективности деятельности, приносящей доход; - повышение оплаты труда персонала УИС и др.

Важность для текущей деятельности

Рис. Классификация организационных изменений УИС по сроку действия

В таблице 1 приведен обоснованный по принципу достаточности состав показателей.

Состав показателей оценки проекта организационных изменений

Таблица 1

Категории изменений (по рис.1) Ресурсное обеспечение Риски реализации Результативность Инструментарий определения (оценки) показателей

Финансы Кадры Финансовые Организационнные Системные Ресоциализация Преступность в учреждении Трудовая деятельность

1 + + + + + + - + Ресурсы - директ. показатель; риски, результат -экспертные оценки

2 + + + + + +

3 + + + + - + + + Ресурсы - план. показатель; риски - экспертиза; результ. - расчет.

4 + + + + +

Для оценки влияния организационных изменений на факторы ресоциализации необходимо:

- количественное определение требуемых финансовых ресурсов и изменений численности персонала УИС для обеспечения состоятельности проектов организационных изменений;

- экспертные оценки изменений степени влияния ресурсного обеспечения на факторы ресоциализации;

- оценки рисков исполнения проектов и их результативности.

Все оценки должны быть дифференцированы по уровню новизны организационных изменений.

Наиболее простым и достаточно объективным является деление организационных изменений на радикальные, предполагающие стратегические изменения системы управления органами и учреждениями, и изменения отдельных функций и инструментов управления.

Первый тип организационных изменений реализуется через изменения нормативно-правовых актов по всей структуре УИС при реализации проектов первой и второй групп. Эти изменения наиболее ресурсоемки, сложны, но потенциально наиболее результативны. Для учета влияния на уровень ресоциализации осужденных стратегически важных организационных изменений, введенных в последние годы или планируемых к внедрению, необходима декомпозиция их влияния по группам факторов, определяющих оценки вероятности ре-социализации характеристики:

- личности осужденного;

- поведения в учреждении УИС;

- условий жизнедеятельности после освобождения.

Методом определения влияния организационных изменений первого типа на уровень и риски ресоциализации в настоящее время могут быть только экспертные оценки. Ресурсное обеспечение проектов может определяться как требуемое или как выделяемое. В первом случае влияние проектов на изменения уровня ресоциализации будет соответствовать максимально возможному значению при максимуме минимального значения риска; во втором - достижимому при соответствующем ресурсном обеспечении уровню влияния при наиболее вероятном значении риска.

Второй тип - текущие изменения, вводимые в отдельных учреждениях по отдельным функциям управления (проекты третьей и четвертой групп).

Дальнейшее развитие методики на основе инструментария теории изменений позволяет повысить достоверность оценки вклада ФСИН России и отдельных учреждений УИС в снижение рецидивной преступности за счет учета двух дополнительных условий.

Первое условие: учет влияния на уровень ресо-циализации осужденных стратегически важных изменений, введенных в последние годы или планируемых к внедрению. Ранее предложенная авторами методика оценки эффективности деятельности учреждений по ресоциализации осужденных, основанная на нормативах, определенных по ретроспективным данным, должна учитывать ожидаемое влияние принятых (ожидаемых) организационных изменений. Эти изменения могут быть учтены изменением вероятности отказа от рецидивных преступлений после освобождения, например, при введении закона

о пробации, повышения возможностей и ответственности муниципальных образований за обеспечение жизнедеятельности осужденных после освобождения или иного радикального способа ограничения рецидивной преступности инструментами управления УИС. Второе условие: учет снижения рецидивов вследствие изоляции (ограничения свободы) совершивших преступление в учреждениях УИС. Интеграция на основе единого критерия эффективности реализации двух основных целевых функций (ресо-циализации и исполнения приговора) позволит решить вопрос об их приоритетности.

В статье рассматриваются принципы и основы инструментария решения первой задачи.

Финансовые расчеты и расчеты численности персонала (ресурсное обеспечение организационных изменений) являются основными для организационных изменений первой, третьей и четвертой групп (табл. 1). Эти показатели выступают ограничениями изменений с позиции бюджетного ресурсного обеспечения, служат исходной информацией для определения планов по деятельности, приносящей доход, в сочетании с показателями результативности определяют эффективность организационных изменений. В состав финансовых ресурсов должны включаться дисконтированные значения единовременных и текущих издержек в расчете на год и на определенный период реализации организационных издержек, например 5 лет. Для показателей второй группы реальны только экспертные оценки состоятельности, эффективности и риска реализации потенциально важных изменений. Поддерживающие изменения (четвертая группа) ввиду их традиционности краткосрочного действия могут быть определены на основе интеграции статистических и эвристических оценок. Оценки рисков необходимы для всех групп проектов.

Влияние стратегически важных, потенциальных значимых и ключевых организационных изменений на факторы и риски ресоциализации возможно оценить только на основе экспертной оценки ожидаемых результатов. Обоснование их значимости для принятия (или отклонения) организационного изменения представляется наиболее сложным и важным условием обеспечения обоснованности проекта, поэтому представляется необходимым декомпозиция анализа и оценок ожидаемых результатов и рисков их получения. Схема инструментария учета (прогноза) таких изменений в аналитической форме состоит в следующем.

Пусть { = 1...П состав факторов, определяющих вероятность (риск) ресоциализации осужденных, классифицированных специалистами УИС по совокупности личностных характеристик и поведению в учреждении по четырем группам:

1) высокая готовность к ресоциализации;

2) ресоциализация вероятна;

3) ресоциализация маловероятна;

4) ресоциализация невозможна.

Обозначим экспертное значение влияния каждого фактора риска _)-го осужденного И) Тогда при условии взаимной независимости факторов итоговое значение вероятности ресоциализации равно сумме влияний отдельных факторов:

И = бИц.

Выделим далее в организационном изменении меры (составляющие), которые способствуют или

будут способствовать изменению факторов риска ресоциализации. Обозначим их перечень 8 = 1.8, а степень влияния каждой составляющей на изменения вероятности ресоциализации АИ18. Тогда ожидаемая результативность организационного изменения на вероятность ресоциализации осужденного составит:

АИ) = £ БАИ, В таблице 2 приведен пример качественной оценки ожидаемого влияния на вероятность ресо-циализации осужденных некоторых положений, содержащихся в таблице 1.

Таблица 2

Фрагмент оценки изменений, инициированных переводом производства в УИС на принципы казенных предприятий

1. Ресурсное обеспечение 2. Риски реализации 3. Результативность

1.1. Ухудшение финансового обеспечения производства вследствие снижения стимулов его эффективности 2.1. Риски недофинансирования проектов развития УИС 3.1. Снижение результативности ресоциализации осужденных вследствие снижения квалификации и трудовых навыков осужденных

1.2. Дальнейшее старение производственных активов вследствие снижения собственных средств учреждений при сохранении ограничений на бюджетное финансирование 2.2. Снижение рисков самообеспечения учреждений УИС продуктами питания и предметами потребления 3.2. Возможность роста преступности в учреждениях в связи со снижением стимулов к труду при неизменном уровне воспитательной работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Снижение квалификации неатте-стованного персонала учреждений вследствие ограничений в оплате труда. 2.3. Увеличение рисков несоответствия целей отдельных учреждений целям УИС в целом 3.3. Снижение стимулов к труду спецконтингента

На основе этих оценок авторы делают вывод о нецелесообразности перевода производственных подразделений учреждений УИС на принципы функционирования казенных предприятий.

Список литературы

1. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями. М., 2006.

2. Ципес Г. Вопросы оценки целесообразности проектов организационных изменений в крупных корпорациях // Управление изменениями: развитие в условиях неопределенности. М., 2013.

3. Терехин В. И., Чернышов В. В. Количественная оценка уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2.

4. Терехин В. И. Эффективность УИС: сущность и методы количественной оценки. Рязань, 2014.

ValerijIl'ich Terehin, doctor of Economics, professor, professor of chair of management and organization of activity of UIS;

Viktor Valentinovich Chernyshov, candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of management and organization of activity of UIS

(the Academy of the FPS of Russia)

THEORY OF CHANGE. USE IN THE MANAGEMENT FACILITIES WITHIN THE SYSTEM

The abstract: the method of an assessment of influence of organizational changes in UIS on efficiency of activity of bodies and establishments locates in article. Efficiency of activity of bodies and UIS institutions is un-

derstood as their contribution to increase of level of resocialization condemned, measured by decrease in probability of recurrent crime owing to resocialization of the condemned.

Additional risks of the organizations at implementation of projects of changes can be defined both degree of absence of thorough investigation of methods of the solution of objectives, and uncertainty of goals. On this classification sign all projects share on 4 groups. The most difficult projects, not only the having greatest levels of uncertainty and defiant greatest risks, but also the giving greatest opportunities of increase of efficiency, insufficiently reasonable and specifically definite purposes and methods of their definition have.

4 groups of organizational changes are allocated (strategic and tactical, radical and supporting) and the factors defining them results and risks (resource providing, risks of realization and productivity) are proved.

It is necessary for an assessment of influence of organizational changes on factors of resocialization:

- quantitative definition of the demanded financial resources and changes of number of the personnel of UIS for providing a solvency of projects of organizational changes;

- expert estimates of changes of extent of influence of resource providing on resocialization factors;

- estimates of risks of execution of projects and their productivity.

The acceptable reliability of the expected results of organizational changes is provided with decomposition of changes on set of risks of resocialization. Classification condemned on groups of risk of resocialization and justification of the risk factors corresponding to them allow experts to estimate the expected changes of risks initiated by changes. On condition of mutually independence of risk factors it allows to estimate changes of probability of resocialization on the basis of additive convolution and on this basis to define expediency of organizational changes in UIS.

The given example of quality standard of influence of the translation of an organizational and legal form of production divisions of UIS institutions testifies to need of completion of this strategic change.

Key words: organizational change, efficiency, crime, resocialization, the correctional system, the execution of sentences in prisons management, resource support, finance, crime.

References

1. Kameron Je., Grin M. Upravlenie izmenenijami [Upravlenie izmenenijami]. Moscow, Dobraja kniga, 2006.

2. Cipes G. Voprosy ocenki celesoobraznosti proektov organizacionnyh izmenenij v krupnyh korporacijah. Upravlenie izmenenijami: razvitie v uslovijah neopredelennosti [Questions to assess the feasibility of projects of organizational change in large corporations. Change Management: development under conditions of uncertainty]. Moscow, IKAR. 2013.

3. Terehin V. I., Chernyshov V. V. Kolichestvennaja ocenra urovnja resocializacii i social'noj adaptacii osuzhdennyh [Quantitative assessment of the level of re-socialization and social adaptation of convicts]. Chelo-vek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 2.

4. Terehin V. I. Jeffektivnost' UIS: sushhnost' i metody kolichestvennoj ocenki [The effectiveness of the MIS: the nature and methods of quantification]. Ryazan, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.