Научная статья на тему 'Теория и практика становления информационной экономики в Казахстане'

Теория и практика становления информационной экономики в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная экономика / электронное правительство / социально-экономическое развитие Республики Казахстан.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика становления информационной экономики в Казахстане»

Садыков Т. У.

д.э.н., академик Международной академии информатизации, профессор Евразийского национального

университета им. Л.Н. Гумилёва, Астана

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В КАЗАХСТАНЕ

Ключевые слова: информационная экономика, электронное правительство, социально-экономическое развитие Республики Казахстан.

Уважаемые Оргкомитет XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», докладчики и участники данной конференции! Позвольте выразить свою искреннюю благодарность Оргкомитету и лично его сопредседателю, директору ИНИОН РАН, академику РАН Ю. Пивоварову за приглашение меня на такой весьма интересный и представительный научный форум!

Тема моей статьи-доклада на данную конференцию связана с рождением и развитием в Казахстане новой информационной экономики. Поэтому логичным было бы раскрыть и обосновать совместное формирование и теории и практики такой казахстанской экономики. Если выделить теоретическую сторону информационной экономики, то в этой связи у нас в Казахстане надо рассмотреть её общепринятые и особенные аспекты.

Общепринятые аспекты теории информационной экономики основаны на материалистической картине мира, формационном и стадийном развитии общества, методологиях и воззрениях таких известных учёных как М. Кастельс, Ё. Масуда, А. Дятлов, Д. Крослэнд и другие. Вместе с тем, нам хотелось бы обратить внимание и на особенные аспекты данной теории, а именно: на информационную картину мира, на логическое превращение капитала в инон, а также на развитие и дополнение материалистической диалектики методологией ПАФОСИ.

В начале ХХ1 века в условиях превращения индустриальной экономики в постиндустриальную в основе новых отношений стали формироваться различные формы интеллектуальной собственности. В то же время человек выступает в качестве критического ресурса информационной экономики и, совместно с информационными отношениями между людьми по поводу присвоения результатов общественного производства, воплощается в превращаемую из капитала и информационного капитала в центральную категорию - инон. ИНОН и представляет собой ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. Тем самым, инон выражает собой всю совокупность сложных социально-экономических и духовно-нравственных отношений информационной экономики. В настоящее время информационная экономика - это исторический вызов всему человечеству. Происходит превращение индустриальных товарно-денежных отношений капитала в постиндустриальные информационно-товарные электронно-денежные отношения инона.

Раскрывая содержание информационной экономики, следует выделить ее важнейшие структурные элементы, такие как: информационная постиндустрия, национальные информационные ресурсы, четырехзвенный комплекс научно-технического прогресса и информационные технологии. Далее мы попытаемся представить перечень отличительных групп целостной концепции информационной экономики и их взаимосвязи. В основе концепции информационной экономики лежит первая группа в лице суперсубстанции информационной экономики - это ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Вторая группа - группа воспроизводства информационно-производственных и управленческих отношений, интеллектуального потенциала, услуг, натурально-вещественных продуктов и идей.

Третья группа - группа информационного подхода и выделенной экономической информации, ее свойства, функции и классификация. Четвертая группа - группа однородных вопросов взаимосвязи информационно -экономических законов и информационно-экономических противоречий. Пятая группа - группа экономической информации как предмета и продукта РТД (рутинно-творческой деятельности), как инфотовара и источника приращенной ценности. Шестая группа - группа информационной постиндустрии, информационных технологий и национальных информационных ресурсов.

Седьмая группа - группа РТД (рутинно-творческой деятельности). Восьмая группа - группа персонала по обработке экономической информации и совокупного естественного и искусственного интеллекта. Девятая группа - группа рынка экономической информации и информационно-товарного производства и воспроизводства. Верхнюю часть концепции информационной экономики завершает десятая группа - группа ее социально-экономической эффективности.

Как было уже отмечено, центральной категорией нового ИНОНинтеллектуального общественного производства и воспроизводства информационной экономики является инон. В этой связи обратим внимание на закономерности возникновения, становления (развития) и формирования инона. К закономерностям возникновения инона следует отнести:

1) производство превращается в потребление различных превращенных и перевоплощенных форм информации, а потребление, в свою очередь, - в производство информации;

2) обмен и обращение экономических ресурсов и результатов общественного производства и воспроизводства стали носить взимопревращающийся и взаимозамещающийся характер;

3) происходит преимущественное воспроизводство и накопление НЕ ВЕЩНЫХ факторов и ресурсов интеллектуально-инновационного интенсивного типа экономического роста;

4) в распределении и потреблении совокупного инфотовара произошли принципиальные различия между ин-фотоварами - вещами, инфотоварами - идеями и инфотоварами - копиями данных идей; последние две разновидности инфотовара и их ценности по мере роста потребления не только не уничтожаются, а саморазрастаются.

Закономерности становления и развития инона следующие:

1) труд был и есть информационный труд, но он превращается в интеллектуальную рутинно-творческую деятельность;

2) рабочая сила превращается в интеллектуальную силу; квалификация интеллектуальной силы стала определяться уровнем информационной компетентности и степенью компьютерной грамотности;

3) ценность персонала и стоимость рабочей силы стали выражаться умением оперировать информацией и эффективными расходами на разнообразные формы информационного потребления;

4) интеллектуальная рента становится распространенным явлением, требующим внимания, учета и распределения.

К закономерностям формирования инона относятся:

1) продукты рутинно-творческой деятельности формируются в условиях сочетания организации и самоорганизации экономических процессов;

2) рост самовыражения персонала представляется основой всевозрастающего объема электронных денег;

3) экономический рост принимает инновационно-интеллектуальную интенсивную форму хозяйственного развития.

Резюмируя, о сути инона можно сказать следующее:

1) в развитии инона и всей совокупности современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов информационные основы являются определяющими и решающими;

2) превращенные и перевоплощенные формы инона составляют его категориальный аппарат;

3) информационный подход к инону расчленяет, анализирует и интегрирует его внутренние и внешние информационно-экономические отношения;

4) следствия, выводимые из информационного подхода и научных гипотез об иноне, подтверждаются реалиями современной социально-экономической жизни.

Теория информационной экономики является целостным экономическим учением, которое органично включает в себя информационный аспект видения единой картины мира, информационную диалектику, информационный подход и информационно-категориальный сотовый анализ ПАФОСИ (по первым буквам следующих категорий: Противоречие - Адаптация - Формообразование - Организация - Самоорганизация - Информация).

Важным методологическим стержнем такой теории является, своего рода, информационная диалектика. Информационная диалектика лежит в основе изучения совокупных материально-идеальных форм и метаформ социально-экономического развития. Методология инона представляет из себя информационную диалектику или, так называемый, метаметод ПАФОСИ. Такой метаметод в органическом единстве состоит из следующих шести ключевых сотовых принципов информационного подхода: кодирования и декодирования информации, противоречия, организации и адаптации, формообразования, отношения и самоорганизации. В результате использования метаметода - методологии ПАФОСИ в исследовании экономических процессов выясняется, что в начале 3-го тысячелетия затратно-стоимостная сторона инона приняла качественно новую принципиально-незатратную генерационную форму. Такая форма связана с превращением огромной массы затраченного, накопленного и флуктирующего общественного труда в общественно-востребованную рутинно-творческую информационную деятельность.

Как известно, очевидным и неоспоримым является то, что традиционные труд и капитал превратились сегодня в знание и информацию. В этой связи современная экономическая жизнь остро востребовала новую релевантную информационную методологию научного исследования, которая позволила бы реально определить новые особенности инновационно-экономического развития информационных технологий в Казахстане. В настоящее время информационные технологии в Казахстане осуществляют переворот не только в технологической базе страны, но и в её экономической структуре. Согласно Государственной Программе форсированного инновационно-индустриального развития страны (ГП ФИИР) на смену устаревающей сырьёзависимой промышленной экономике стремительно приходит новая информационно-инновационная экономика. Вместе с тем, сам процесс информатизации национальной экономики происходит в Казахстане в весьма противоречивой форме. С одной стороны, в некоторых отраслях, например, в сельском хозяйстве по сравнению с металлургией и машиностроением, информационные технологии находятся пока на вспомогательных и второстепенных ролях.

В то же время самым высоким мировым стандартам соответствует уровень информатизации и соответственно качественный уровень функционирования информационных технологий в налоговой и таможенной службах Казахстана. Однако, с другой стороны, есть проблемы и при комплексном функционировании самих информационных технологий во всех отраслях национальной экономики страны, в целом. Имеет место разнобой в программно-математическом, информационном, организационно-правовом и технико-технологическом обеспечении. Различные подходы в данном направлении приводят к неоправданным значительным финансово-экономическим потерям. В этой связи необходима единая экономическая политика в области внедрения и совершенствования информационных технологий в экономике Казахстана. Настало время скорректировать и обновить второй Закон «Об информатизации» в Казахстане, который вышел ещё в 2007 году.

Воспроизводство и управление информацией и информационными процессами представим в виде практики информационной экономики. Практику развития информационной экономики в Казахстане в единстве с её теорией можно представить в виде законодательной базы и целого ряда государственных программ, реализуемых через различные информационные технологии в реальной экономической действительности. Причём, практическая сторона формирования казахстанской информационной экономики происходит одновременно как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Например, на макроэкономическом уровне в качестве образца можно представить интегрированную налоговую информационную систему (ИНИС), электронное правительство (ЭП), электронный банкинг, электронные международные финансово-экономические расчёты Казахстана и так далее.

На микроэкономическом уровне у нас действуют и развиваются различные аутсорсинговые компании, индивидуальные и семейные форекс-системы, консалтинговые фирмы по 1Т-технологиям, локальные вычислительные сети компаний, автоматизированные системы управления предприятиями, обрабатывающие центры, роботизированные участки и так далее. В законотворческом плане в Казахстане разработаны и действуют такие законы как Закон об информатизации 2003 и 2007 годов со всеми дополнениями и изменениями. Приняты и реализуются такие Государственные программы как «Информационный Казахстан - 2020», Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы и так далее.

Как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях в Казахстане завершается внедрение цифровой экономики в виде самой передовой информационно-коммуникационной связи-среды как 4в, интенсивно используется Международная бухгалтерская система 4С со всеми её последними модификациями и т.д. Одним словом, в стране действует и развивается национальная информационная экономика со всеми её такими разновидностями как виртуальная, сетевая, энтропийная и тому подобные экономики.

Одним из неотъемлемых фрагментов информационной экономики является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры государственных органов, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий. Основными моделями внутри электронного правительства являются три отношения: в2С (государство-граждане), в2Б (государство-бизнес) и в2в (государство-государство).

Для граждан и организаций это в первую очередь - единый источник актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, а также возможность получения государственных услуг по принципу «одного окна». Для уполномоченных органов власти и организаций - это фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм повышения эффективности межведомственного информационного обмена. Очевидно, что использование электронных форм коммуникаций позволяет существенно улучшить качество оказываемых населению услуг, повысить эффективность работы госслужащих, обеспечить открытость государственной власти, а также снизить расходы органов государственной власти на выполнение соответствующих функций.

Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры «электронного правительства», рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса - исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция. Переход на электронное взаимодействие в масштабе страны фактически означает трансформацию всех основных форм деятельности правительственных учреждений и является сложным процессом, требующим значительных финансовых затрат и решения целого комплекса взаимосвязанных политических, правовых, административных и технологических вопросов.

На сегодняшний день в рамках формирования и развития «электронного правительства» Республики Казахстан создана базовая ИТ-инфраструктура «электронного правительства»: функционируют эталонные базы данных «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости», запущена единая точка доступа к электронным услугам - веб-портал «электронного правительства», разработан механизм интеграции государственных информационных систем, реализован механизм оплаты за государственные услуги посредством платежного шлюза «электронного правительства», обеспечивается применение электронных цифровых подписей, внедрена единая система электронного документооборота государственных органов. С учетом существования основных базовых компонентов в настоящее время меняется вектор информатизации государственного сектора путем ориентации на автоматизацию деятельности государственных органов, направленной на предоставление электронных услуг населению и бизнесу.

В целях обеспечения функционирования «электронного правительства» в Казахстане утверждены нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов информатизации, регистра электронных информационных ресурсов, информационных систем и депозитария, размещения электронных информационных ресурсов на веб-сайтах государственных органов. Отлажено взаимодействия межведомственных и ведомственных информационных систем «электронного правительства». Проводится обширная работа по обеспечению доступа к услугам «электронного правительства» и другие мероприятия по ликвидации информационного неравенства и повышения уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий.

С целью реализации Послания Президента народу Казахстана весьма важную роль играет следующий момент, а именно: «К 2030 году через Казахстан должно проходить не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 году - не менее 5%» (из Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства). В ЭТОЙ СВЯЗИ СВОЁ ПОЗИТИВНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ УСПЕШНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ Стратегии «Казахстан-2030», Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, Государственной программы развития образования Республики Казахстан, Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан», Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, Государственной программы «Информационный Казахстан - 2020» и другие программы.

XXI век - это век информационной экономики, которая характеризуется развертыванием новейшей информационно-телекоммуникационной революции в общественном производстве и воспроизводстве, проникновением информационных технологий во все сферы общественной жизни, становлением глобальной информационной экономики, электронных видов занятости, электронных форм государственного и корпоративного управления, формированием информационной сферы и глобальной сетевой среды человеческого общения. Перспективы развития информационной экономики в Казахстане во многом будут зависеть от того, насколько глубоко ученые и практики проникнут в тайну информации, познают законы информации, насколько успешно они овладеют методами управления информационными процессами в экономике и средствами ее производства, накопления, обмена, анализа, переработки и практического использования в целях достижения устойчивого сбалансированного развития страны

Таким образом, информационная экономика формирует основы для предложения и спроса современных информационных технологий. Так, например, реализация безбумажных технологий в государственных органах даёт возможность снизить долю бумажного документооборота до 40% в ведомственном документообороте и до 60% в межведомственном документообороте. Если до электронного документооборота на одну справку уходило в среднем 16 часов времени, то при использовании такого документооборота время составляет всего лишь 20 минут. В результате реализации информационных технологий в органах государственной власти происходит объединение различного информационного потенциала в единую межведомственную структуру.

Такие конкретные шаги в Казахстане и создают основы современной информационной экономики. Именно в условиях информационной экономики в системе стратегического управления становится возможным применять методы оптимального планирования и прогнозирования (эвристические, экономико-математические и синергетические методы, методы сценариев и так далее), которые позволяют реально предвосхитить будущее социально-экономического развития нашей страны.

Вместе с тем, сегодня в Казахстане ещё существует проблема, когда государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды. При этом происходит расходование значительных финансовых и материальных средств, имеются проблемы в организации межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия. Ведомственные информационно-коммуникационные системы изолированы от публичных сетей связи и не предусматривают прямого защищенного информационного взаимодействия с предприятиями частного сектора, общественными организациями и населением.

Для решения вышеуказанных проблем с использованием современных цифровых технологий создаётся единая мультисервисная транспортная среда государственных органов как необходимый компонент инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающий высокую степень защиты от несанкционированного доступа, передачу и распределенное предоставление широкого спектра телекоммуникационных услуг. В целях обеспечения качественного и надежного функционирования инфраструктуры электронного правительства создана система сертификации на соответствие нормативным актам, требованиям концепции и политики информационной безопасности. Определен единый порядок согласования технических заданий по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем. Государственное регулирование доменным пространством казахстанского сегмента в Интернете обеспечено путем установления единого порядка распределения доменов и проведения работ по созданию центра управления доменом kz. 5.8. Процесс формирования «электронного правительства» контролируется Европейским союзом путем регулярного проведения опросов под названием «Benchmarking eEurope».

Информационная экономика Казахстана на практике связана с целым рядом осуществлённых и осуществляемых мероприятий: функционируют технопарки и научные инкубаторы; проводятся образовательные и информационно-презентационные мероприятия для инициаторов инновационных проектов; производятся работы по структурированию и первичному отбору проектных предложений всех инициаторов инновационных проектов, обратившихся в технопарки с целью получения содействия в их реализации; работы по каждому из поступивших проектных предложений производятся комплексно (по всем аспектам проекта - экономическому, юридическому, техническому), с привлечением специалистов соответствующей квалификации.

Для развития информационной экономики Казахстана Всемирный банк запустил свою инициативу по открытым данным в апреле 2014 года и предоставляет в рамках этой инициативы свободный, открытый и удобный доступ к данным по социально-экономическому развитию, чтобы люди могли ими воспользоваться. Сегодня каталог открытых данных Всемирного банка включает в себя более 8000 показателей, из которых 1400 показателей для 252 стран и агрегированные показатели доступны на 50 языках и за последние 50 лет.

Таким образом, в заключении отметим, что современная информационная экономика в органическом концептуальном единстве и в совокупности включает в себя шесть сотовых ключевых моментов. Раскроем характер каждого из шести ключевых моментов информационной экономики.

САМОРАЗРАСТАЕМОСТЬ - это саморазрастаемая ценностная информация как ведущий фактор дальнейшего производства (генерации) своих (информации) превращённых форм. Постоянно находится в состоянии единства и противоположности с самоустареваемостью.

ГЛОБАЛЬНОСТЬ - информационная атмосфера планеты; организация и самоорганизация единого глобального информационно-экономического пространства и формирование ноосферной памяти и коллективного разума; такой социо-коллективный разум представляется как интегрированный результат совместного кодирования, декодирования и взаимодействия естественной информации 1-го порядка (космос), естественной информации 2-го порядка (естественный интеллект, человек, естественная интеллектуальная сила) и искусственной информации (искусственный интеллект, искусственная интеллектуальная сила).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ - ведущий ресурс, связанный с ростом квалификации и образования персонала, способного к опережающей инновационно-креативной деятельности. Этот ресурс определяет создание искусственно-интеллектуальных алгоритмов и программ, автоматизированных банков данных, баз знаний, единого и разнообразного естественного (между самими людьми) и искусственного (между людьми через компьютерные сети искусственного интеллекта) языка общения и взаимоотношения.

СОТОВОСТЬ - единая сотово-распределённая разнообразная структура мирового сообщества. Государственная информационная политика, направленная на формирование сотово-региональных структур в интересах информационного развития человека.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - совокупность компьютерной грамотности, информационной культуры, информационной компетентности и информационного стиля мышления, возможной при гласности и доступности к условиям производства и генерации современной информации. Активное и деятельное осознание первичности и фундаментальности информационных основ экономических процессов.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ - современные производственные процессы, генерирующие создание конкурентоспособных инфотоваров путём применения взаимосвязанных послемашинных средств и информационных инфраструктур на основе компьютеризации, кибернетизации, телекоммуникации и комплексной автоматизации (ГАПы - гибкие автоматизированные производства, САПРы - системы автоматизированного проектирования, АРМы - автоматизированные рабочие места, ОЦы - обрабатывающие центры, роторные линии, мембранные технологии, роботизированные комплексы и так далее). Данный ключевой момент информационной экономики представляет собой разнообразные социально-экономические и научно-производственные информационно-интеллектуальные технологии.

Объективность, закономерность и неизбежность современного экономического роста и воспроизводства определяются новым информационно-экономическим фактором, который через применение современных научно-производственных информационно-интеллектуальных технологий генерирует органически единое социально-хозяйственное целое в виде такой цепи как: наука - производство - потребление. В системе новой информационной экономики данное интегрированное единство означает быстро протекающий переход и взаимопревращения между научными исследованиями, инновацией, производством и потреблением информационных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.