Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADVERTISING / ADVERTISING ACTIVITIES / REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITIES / OFFENSES IN THE FIELD OF ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агишева Я.А.

В статье рассматриваются некоторые теоретические вопросы в сфере законодательства о рекламе и их реализация на примере Саратовской области. Приведены примеры конкретных правонарушений, проведен анализ причин, а также намечены пути по их профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LEGISLATION ON ADVERTISING IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION)

The article deals with some theoretical issues in the field of legislation on advertising and their implementation on the example of the Saratov region. Examples of specific offenses are given, the analysis of the reasons is carried out, and also ways for their prevention are outlined.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 342.951:351.82

Агишева Я. А. студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» 1 курс, институт магистратуры Россия, г. Саратов ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация: В статье рассматриваются некоторые теоретические вопросы в сфере законодательства о рекламе и их реализация на примере Саратовской области. Приведены примеры конкретных правонарушений, проведен анализ причин, а также намечены пути по их профилактике.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, регулирование рекламной деятельности, правонарушения в сфере рекламной деятельности.

Agisheva Ya. A. student Federal state-funded educational institution of the higher education "Saratov state legal academy" 1 course, institute of a magistracy Russia, Saratov

THE THEORY AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LEGISLATION ON ADVERTISING IN THE REGION

(ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION) Abstract: The article deals with some theoretical issues in the field of legislation on advertising and their implementation on the example of the Saratov region. Examples of specific offenses are given, the analysis of the reasons is carried out, and also ways for their prevention are outlined.

Keywords: advertising, advertising activities, regulation of advertising activities, offenses in the field of advertising.

Современная реклама - это неотъемлемая часть бизнеса, активный двигатель экономики, особенностью которой является активное воздействие на широкий круг лиц.

Именно поэтому правовое регулирование в этой сфере крайне важно. Оно заключается в установлении государством определенных обязательных для исполнения правил поведения всех участников на рекламном рынке.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим эту сферу деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (Далее Закон «О рекламе»). Он определяет, что такое реклама, кому она адресована и какие требования к ней предъявляются, а также какие отношения формируются между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем, потребителем и спонсором. Этот закон имеет ограничения действия на некоторые сферы, например, политическая реклама, сообщения органов государственной власти, справочно-информационная, аналитическая информация и другие (ст. 2).

В статье 3 Закона «О рекламе» прописаны товары и услуги, реклама которых запрещена. В Законе «О рекламе» регулируются права и обязанности как контролирующего органа, т. е. антимонопольной службы,

так и рекламодателей, определена ответственность за нарушения в сфере

" 1 рекламной деятельности.1

Законодательное обеспечение не ограничивается только основным Законом «О рекламе». Наряду с ним используются положения Федерального закона от 08.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»2, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных нарушениях1, Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 31 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»3, Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»4.

На уровне субъекта Российской Федерации, в частности Саратовской области, разработано и принято Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.01.2014 г. № 213 (ред. 12.02.2019 г.) «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования «Город Саратов»1.

1 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЭ (ред. от 27.12.2018) "О рекламе"// СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2018. № 531. Ст. 2.

2 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции"// СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434; 2018. № 572. Ст. 1.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019)// СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2019. № 52.

2 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"// СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 2019. № 38.

3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259; 2018. № 1442.

4 Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 20.12.2014) "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"// СЗ РФ. N 35, 2006. Ст. 3758; 2014. №1428.

1 Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на Федеральную антимонопольную службу (гл. 5 Закона «О рекламе»), в задачи которой входят:

- предотвращение и пресечение рекламы, способной ввести в заблуждение граждан или нанести вред здоровью;

- привлечение, в случае необходимости, к административной ответственности недобросовестных рекламодателей;

- взаимодействие с различными сообществами рекламодателей и потребителей рекламы, общественными организациями.2

Управление антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС) в ходе надзора были выявлены факты нарушения законодательства о рекламе.

Так размещение двусмысленной рекламы стриптиз - баром, в которой слово «барсук» было написано с помощью прописных букв «Б» и «С», антимонопольная служба признала нарушением ч.6 ст.5 Закона «О рекламе». Это повлекло за собой ответственность рекламодателя в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей. При обжаловании этого постановления рекламодатель получил отказ Арбитражного суда Саратовской области в удовлетворении своих требований. Действия УФАС признаны законными.3

Как показывает практика, предприниматели очень часто применяют в своей рекламе иностранное слово «sale», которое почти всегда понимается потребителями в нашей стране как скидки. Действительно, согласно абз. 2 п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»1 рекламодатель может самостоятельно, по своему желанию выбирать формы, способы и средства рекламирования товара. Однако при этом нельзя забывать, что п.2 ст. 3 ФЗ от 01.06.2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке в Российской Федерации» допускает использование иностранных слов в тексте рекламы только с одновременным их переводом на русский язык, полностью отражающим смысл текста на иностранном языке. Более того, оба текста должны быть выполнены в одной и той же манере. Таким образом, слово «sale» без надлежащего перевода квалифицируется как правонарушение (постановление УФАС по Саратовской области от 19.07.2017 г. по делу № 9-17/ рш).

собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов"// Сайт администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 29.01.2014.

2 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 27.12.2018) "О рекламе"// СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2018. № 531. Ст. 2.

3 Решение Арбитражного суда Саратовской области от 2.01.2015 г. по делу № А57-1047/2014. Электронный ресурс: URL://www.saratov.arbitr.ru (дата обращения: 08.04.2019 г.)

1 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"// Вестник ВАС РФ, N 12, декабрь, 2012.

Подводя итоги работы 27.03.2019 г. на заседании круглого стола по вопросу рекламы, заместитель руководителя Саратовского УФАС Ольга Лобанова особое внимание обратила на участившиеся правонарушения, связанные с рекламой услуг нелегальных субъектов финансового рынка и негативных для их клиентов последствий. Среди уже рассмотренных фактов пресечения такого рода нарушений законодательства дела в отношении ООО «РИЭЛКОМ» (постановление 17-17/р), ООО «Микрофинансовая организация «Восток Центр Услуг» (постановление 44-16/рш), ООО «РосЗайм» (постановление 3-15/р).2

На эти случаи отреагировало отделение Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области, порекомендовав руководителям средств массовой информации внимательнее относится к рекламе финансовых услуг во избежание правовых рисков и потери репутации.

В практике применения положений законодательства о рекламе часто встречаются вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций (ст.19 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.20016 г. «О рекламе») Рекламодатели забывают о необходимости получения разрешения на это от муниципального органа власти, поэтому регулярные рейды управления по наружной рекламе и художественному оформлению МО «Город Саратов» совместно с администрациями районов по итогам первого полугодия 2016 года выявили и демонтировали 2483 незаконных рекламных конструкции и объектов размещения рекламы, портящих облик областного центра. 1

К сожалению, по результатам работы надзорных органов выявляется большое количество правонарушений, большинство из которых говорят об отсутствии правовой грамотности предпринимателей и, зачастую, сопутствующей ей, низкой общей культуре.

Дальнейшее совершенствование правового регулирования рекламной деятельности (ужесточение наказания за правонарушения), строгий контроль со стороны надзорных органов вместе с разъяснительной работой, на наш взгляд будут способствовать соблюдению законодательства о рекламе и рекламной деятельности всеми его субъектами.

Использованные источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019)// СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2019. № 52.

2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О рекламе"// СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2018. № 531. Ст. 2.

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции"// СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434; 2018. № 572. Ст. 1.

2 Сайт Саратовского УФАС России URL://www.saratov.fas.gov.ru (дата обращения: 08.04.2019г.).

1 Сайт администрации муниципального образования «Город Саратов» URL://www.saratovmer.ru (дата

обращения: 10.04.2019г.)

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259; 2018. № 1442.

5. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 20.12.2014) "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"// СЗ РФ. N 35, 2006. Ст. 3758; 2014. №1428.

6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"// СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 2019. № 38.

7. Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов"// Сайт администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 29.01.2014.

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"// Вестник ВАС РФ, N 12, декабрь, 2012.

9. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 2.01.2015 г. по делу № А57-1047/2014. Электронный ресурс: URL://www.saratov.arbitr.ru (дата обращения: 08.04.2019 г.)

10. Сайт Саратовского УФАС России URL://www.saratov.fas.gov.ru (дата обращения: 08.04.2019г.).

11. Сайт администрации муниципального образования «Город Саратов» URL://www.saratovmer.ru (дата обращения: 10.04.2019г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.