Научная статья на тему 'Теория и практика применения электронного обучающего пособия при подготовке бакалавров по элементарной теории музыки'

Теория и практика применения электронного обучающего пособия при подготовке бакалавров по элементарной теории музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ. / ELECTRONIC TEACHING AID / ELEMENTARY MUSIC THEORY / BACHELOR-STUDENTS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буторина Н. И.

В статье предлагаются к рассмотрению теоретические и практические вопросы применения электронного обучающего пособия при подготовке бакалавров по элементарной теории музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF THE USE OF ELECTRONIC TRAINING HANDBOOK FOR PREPARING BACHELORS ON THE ELEMENTARY THEORY OF MUSIC

In the article theoretical and practical questions of application of the electronic training aid are offered for consideration at preparation of bachelors on the elementary theory of music.

Текст научной работы на тему «Теория и практика применения электронного обучающего пособия при подготовке бакалавров по элементарной теории музыки»

Буторина Н.И.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,

г. Екатеринбург, Россия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО ПОСОБИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Аннотация

В статье предлагаются к рассмотрению теоретические и практические вопросы применения электронного обучающего пособия при подготовке бакалавров по элементарной теории музыки.

Ключевые слова: электронное обучающее пособие, элементарная теория музыки, студенты-бакалавры.

Butorina N.I.

The Russian State Professional-pedagogical university, Yekaterinburg, Russia

THEORY AND PRACTICE OF THE USE OF ELECTRONIC TRAINING HANDBOOK FOR PREPARING BACHELORS ON THE ELEMENTARY THEORY OF MUSIC

Abstract

In the article theoretical and practical questions of application of the electronic training aid are offered for consideration at preparation of bachelors on the elementary theory of music.

Keywords: electronic teaching aid, elementary music theory, bachelor students.

Одним из основных дидактических средств в образовательной практике организаций всех уровней и типов является учебное пособие, в основе которого заключено основное содержание конкретной учебной дисциплины.

Ожегов С.И. в толковом словаре предлагает определение пособия, указывая, что «это учебная книга, а также предмет, необходимый при обучении чему-либо» [8, с. 371].

Соловова Н.В. уточняет, что обучающее пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику и может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием пособия от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Пособие обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы [10, с. 2].

В эпоху информационных компьютерных технологий в ряду учебных пособий все большее место занимают электронные обучающие пособия, представляющие собой виртуальную систему для автоматизированного обучения, охватывающую полный или частичный объем учебной дисциплины.

Электронное обучающее пособие является составной частью современного учебно-методического комплекса - системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации, согласно учебному плану, основных и дополнительных образовательных программ. Этот комплекс учебной дисциплины - элемент организации образовательной деятельности по всем основным формам обучения, цель которого состоит в предоставлении студенту полного комплекта учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. Основным дидактическим средством учебно-методического комплекса является учебное пособие, включающее основное содержание конкретной дисциплины, применяемое, в том числе, в практике организаций музыкально-художественного образования всех уровней и типов.

Активное проникновение в музыкально-художественное образование компьютерных технологий привело к появлению, развитию и широкому внедрению в учебный процесс электронного обучающего пособия (далее по тексту, ЭОП).

Это электронное издание, частично / полностью заменяющее или дополняющее учебник и имеющее следующие особенности по сравнению с традиционным печатным пособием:

1) его более короткие главы соответствуют меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными;

2) разделы разбиты на дискретные фрагменты с необходимым и достаточным материалом по конкретному узкому вопросу (один-три текстовых абзаца, рисунок и подпись с кратким пояснением его смысла).

Трайнев В.А. дает следующее определение ЭОП: «Это виртуальная система для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебной дисциплины» [12, с.181].

ЭОП состоит не только из трех обязательных частей, присутствующих в учебнике: классическое предметное содержание,

упражнения для закрепления материала и упражнения контроля знаний. Данное пособие предполагает определенную методику обучения, разрабатываемую в рамках одного или нескольких педагогических подходов: проблемного, проектного, контекстного, эвристического и др. Дополняя традиционные дидактические средства, ЭОП делает учебный процесс освоения музыкально-художественного образования более успешным и эффективным.

Особым потенциалом данное пособие обладает на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам при подготовке студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий, в частности, на занятиях учебной дисциплины «Элементарная теория музыки».

Этот музыкально-теоретический курс, по мнению И. П. Способина, включает в себя освоение нотной грамоты, основных сведений о важнейших элементах музыки, средствах музыкальной выразительности (музыкальные звуки, интервалы, аккорды, лад, метр, ритм, темп, динамика) [11, с. 5].

Изучение содержания дисциплины «Элементарная теория музыки» способствует приобретению студентами музыкально-теоретических знаний и их закреплению в разнообразных видах музыкальной деятельности:

- выполнении практических заданий на построение различных элементов музыкального языка;

- исполнении данных элементов на музыкальном инструменте;

- анализе различных средств выразительности в музыкальных фрагментах из высокохудожественных примеров мировой классической, фольклорной и современной музыки;

- подборе аккомпанемента и инструментальных импровизациях;

- сочинении музыкальных периодов с применением заданных средств выразительности как характерных особенностей жанровой и стилистической принадлежности создаваемой музыки.

Для освоения студентами-бакалаврами дисциплины «Элементарная теория музыки» разработана рабочая программа в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, профилю Художественное образование, профилизации «Музыкально-компьютерные технологии».

Основной целью данной программы является формирование профессионально-специализированных компетенций студентов на основе:

- совершенствования музыкально-теоретических знаний и умений, необходимых в учебной и будущей профессиональной музыкальной деятельности;

- развития способности к их применению в основных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, импровизация, музыкальный диктант);

- подготовки к систематическому восполнению и постоянному применению музыкально-теоретических знаний и умений в учебной практике, профессиональной деятельности на всех ступенях музыкально-художественного образования, а также в самостоятельной творческой деятельности.

В отличие от традиционных дидактических средств, ЭОП по элементарной теории музыки в полном соответствии со спецификой рассматриваемой учебной дисциплины позволяет студентам не только знакомиться с текстовым и нотным материалом, но и выполнять следующие учебные действия:

- использовать мультимедийные средства, обеспечивающие видео-, аудио- и нотографическую иллюстрацию во взаимосвязи различных компонентов;

- мобильно с помощью ссылок знакомиться с понятийным и терминологическим аппаратом;

- копировать и распространять материалы пособия в неограниченном количестве;

- наглядно и удобно совершать перемещения по разделам и страницам пособия с помощью навигации;

- комплексно осваивать учебный материал в подходящем темпе работы и в интерактивном режиме;

- осуществлять самостоятельную работу и самоконтроль знаний и умений с применением контрольных вопросов, практических и тестовых заданий;

- корректировать собственное обучение в соответствии с самостоятельно выявленным уровнем обученности.

ЭОП должен полностью отражать содержание учебной дисциплины, быть структурирован на модули и блоки, обеспечивать возможность оперативного самоконтроля студентов и комплексного воздействия на обучающегося при помощи разных способов подачи информации.

Применение ЭОП на занятиях по элементарной теории музыки возможно при учете основных видов музыкально-теоретической учебной деятельности, предлагаемых данной дисциплиной:

- изучение теории с помощью текстового научный и нотографического музыкального материала;

- построение и исполнение на музыкальном инструменте (фортепиано) различных элементов музыкальной выразительности (интервалы, аккорды, гармонические последовательности, ладовые комплексы, мелодии, сопровождения, фактуры и т.д.);

- подбор и запись аккомпанемента к мелодии;

- анализ средств музыкальной выразительности в художественных образцах мировой классической современной музыкальной литературы.

В соответствии с данными видами деятельности содержание ЭОП должно включать: теоретическое изложения учебных тем с нотными примерами и их аудио-звучанием; вопросы и практические задания для контроля усвоения знаний, умений и навыков; методические материалы и рекомендации по выполнению практических заданий.

В качестве основы для создания электронного обучающего пособия может служить печатное издание «Элементарная теория музыки и сольфеджио» [2], специально разработанное для указанного выше профиля подготовки бакалавров и имеющего электронный формат с мультимедиа элементами.

ЭОП должно отражать все основные виды учебной деятельности по элементарной теории музыки для организации самостоятельной работы студентов при выполнении ими практических заданий.

Разработка содержания ЭОП и его внедрение в 2010-2016 гг. на занятиях по элементарной теории музыки со студентами-бакалаврами первого курса кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» потребовали изучение проблемы педагогических условий и определения конкретных условий, необходимых для успешного применения современного дидактического средства в учебном процессе.

На основе изучения исследований В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и других [1, с. 10; 7, с. 44-49; 13, с. 18; 5, с. 105; 6, с. 101-104] были определены следующие группы педагогических условий.

1. Психолого-педагогические условия означали обеспечение определенных педагогических мер воздействия на развитие личности педагога и студентов с использованием ЭОП, повышающее эффективность образовательного процесса. В этой связи было разработано и освоено содержания и методики применения ЭОП по элементарной теории музыки, созданы точные формулировки учебных задач для студентов, учтены личностные и индивидуальные особенности первокурсников при распределении практических заданий ЭОП для реализации дифференцированного подхода к обучению, проведена компьютерная подготовка преподавателей-теоретиков.

2. Программно-методические условия предполагали включение ЭОП в традиционный учебно-методический комплекс по дисциплине «Элементарная теория музыки», а также разработку теоретических, практических и контрольных модулей с вопросами для самопроверки,

практическими заданиями для формирования необходимых умений и навыков, с нотографическими и аудио-иллюстрациями.

Внедрение программно-методических условий в учебную практику применения ЭОП предполагало следующие мероприятия:

- разработку содержания ЭОП в соответствии с образовательными целями и задачами учебной дисциплины «Элементарная теория музыки», выбор наиболее важных тем для электронного представления в ЭОП;

- применение основных форм организации учебных занятий по элементарной теории музыки с использованием ЭОП - аудиторная практическая и самостоятельная домашняя работа, индивидуальная, групповая, фронтальная форма организации учебной деятельности студентов;

- внедрение ЭОП во все основные методы обучения на занятиях -наглядные, словесные, практические; встраивание ЭОП в учебный процесс, исходя из конкретной образовательной ситуации в условиях реального обучения.

3. Дидактические условия были направлены на использование специально созданного ЭОП в конкретной педагогической ситуации благодаря конструктивным, функциональным и содержательным особенностям данного современного пособия. В частности, использовалось сочетание ряда его свойств:

- воздействие многокомпонентной мультимедийной образовательной среды ЭОП (текст, графика, аудио- и видео иллюстрации и т.д.);

- возможность осуществления интерактивного (диалогового) режима работы с данной системой (действие человека - реакция компьютера - действие человека - реакция компьютера и т.д.);

- применение навигационных и анимационных эффектов при работе с ЭОП;

- возможность достижения простоты в управлении с помощью современных компьютерных программ, в т.ч. средств мультимедиа;

- легкость регистрации и хранения информации о процессе обучения и работе обучаемого, а также возможности копирования и размножения обучающих программ и т.д.;

- предоставление практических специально разработанных заданий по конкретной учебной теме для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов;

- включение тестовых заданий для осуществления самоконтроля по изученному в ЭОП учебному материалу и т.д.

4. Технологические условия способствовали реализации следующих последовательных этапов разработки пособия:

- составление его теоретической части по определенных учебным темам;

- создание дизайна будущего ЭОП;

- программирование гипертекстового документа;

- набор нотных примеров в нотографическом редакторе;

- оформление контрольных вопросов и практических заданий;

- соединение всех созданных учебных материалов в один проект;

- первичная апробация электронного пособия на занятиях по элементарной теории музыки и его доработка.

5. Материально-технические условия предполагали оснащение аудитории для занятий персональными компьютерами, проектором, электронной доской, а также применение в ЭОП мультимедийных элементов, в частности, использование вспомогательных программ-плагинов для прослушивания звуковых примеров.

При выборе технологических этапов создания ЭОП были учтены рекомендации О. В. Зиминой и других исследователей, приведенные в работе «Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика». Авторами предлагаются следующие этапы разработки электронного пособия: выбор источников; разработка оглавления и перечня понятий; переработка текстов в модули по разделам; реализация гипертекста в электронной форме; разработка компьютерной поддержки; отбор материала для мультимедийного воплощения; разработка звукового сопровождения; реализация звукового сопровождения; подготовка материала для визуализации; визуализация материала [4, с. 160].

В соответствии с представленным алгоритмом была выстроена вся работа по созданию ЭОП по учебной дисциплине «Элементарная теория музыки».

На первом этапе целесообразно было подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствовали бы содержанию учебной программы по элементарной теории музыки, а также стандартной программе. Они должны были быть лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержать большое количество аудио- и нотографических примеров и задач. К тому же, эти источники должны были иметь удобные форматы. Все это необходимо было для практической реализации принципа «собираемости» электронного учебного материала.

На втором этапе осуществлялась работа по созданию оглавления и перечня основных музыкально-теоретических понятий по элементарной теории музыки. Для этого материал был разбит на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Третий этап был посвящен переработке текстов в модули по разделами включал следующие действия:

1) подробное изучение и тщательное перерабатывание текстов источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей;

2) исключение не вошедших в перечень текстов и создание отсутствующих в источниках текстов;

3) определение связей между модулями и других гипертекстных связей.

Так подготавливался проект гипертекста для компьютерной реализации.

На четвертом этапе гипертекст реализовывался в электронной форме.

В результате было создано простейшее электронное обучающее пособие, которое уже можно использовать в учебных целях.

После этого, по словам О.В. Зиминой, ЭОП может быть готово к дальнейшему совершенствованию с помощью мультимедийных средств - озвучиванию и визуализации [4, с. 159].

На пятом этапе создавалось мультимедиа содержимое, и ЭОП дополнялось полученной нотографической и аудиоинформацией.

Следует указать, что для создания рассматриваемого пособия можно применять следующие форматы с удобной навигацией, мультимедиа и качественным дизайном и встроенной системой самоконтроля: Acrobat -электронная оболочка для создания учебников; PDF - для электронных документов от Adobe Systems; Acrobat Reader - для чтения электронных учебников; мощную систему Flash MX - для создания анимационных файлов Web [14, с. 41].

Для создания ЭОП по дисциплине «Элементарная теория музыки» была выбрана наиболее удобна программа Autoplay Media Studio -мощный визуальный пакет для быстрого и качественного создания интерактивных презентаций, мультимедийных приложений, меню автозапуска. Эта базовая платформа предлагает широкий выбор опций и поддержку большинства популярных технологий. Готовое приложение в данной программе может быть представлено в виде объектной модели, состоящей из нескольких страниц с размещением любых объектов (графики, текста, видео, Flash, HTML и т.д.).

В содержание ЭОП по элементарной теории музыки были включены следующие основные темы: «Метр, ритм и темп»; «Интервалы»; «Лад и тональность» [9, с. 6]. Эти темы были вынесены в оглавление. При создании теоретической части ЭОП использовалось учебное пособие «Элементарная теория музыки и сольфеджио» [2]. Немаловажной при отборе учебных тем оказалась их возможность в полной реализации потенциала ЭОП. Каждая тема была разбита на более мелкие разделы /

фрагменты для наиболее удобной навигации. Предполагалось, что данное пособие должно содержать информацию для самостоятельной (подготовительной) работы студента, необходимой для успешного выполнения практических заданий, а также организации самоконтроля обучающихся с помощью ответов на проверочные вопросы по соответствующей учебной теме. Этот этап внеаудиторной учебной работы бакалавра обычно нацелен на закрепление пройденного материала и следует за первичным объяснением учебной темы на аудиторном занятии.

Практические задания и контрольные вопросы, полноценно представленные в имеющемся «Лабораторном практикуме», были отобраны и использованы для создания блока самоконтроля.

Для звуковой иллюстрации материала нотные примеры были набраны в компьютерной программе Sibelius - нотном редакторе, разработанном для сочинения, воспроизведения и распечатки музыкальных сочинений, отображенных на нотных листах. Для преобразования аудио- и нотографической информации в удобный формат была использована программа Sound Forge (преобразование аудио из формата wav в формат mp3), после чего аудиоинформация была экспортирована из этой компьютерной программы для вставки в ЭОП.

В соответствии с требованиями к электронным изданиям были выделены заголовки разного уровня, созданы гиперссылки по документу. Кроме того, для удобства перемещения были созданы кнопки «Оглавление», «Вопросы для самоконтроля», «Практические задания», «Методические рекомендации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проделанной работы мы получили приложение с красивым дизайном, удобной навигацией, снабженной нотографической и звуковой информацией.

Апробация ЭОП по дисциплине «Элементарная теория музыки» проходила на занятиях со студентами первого курса учебных групп кафедры музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в 20132016 гг. (Екатеринбург).

Специально разработанное пособие было включено в самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу по соответствующей дисциплине.

Анализа результатов апробации ЭОП на занятиях учебной дисциплины «Элементарная теория музыки» показал:

1) положительное отношение бакалавров к применению ЭОП;

2) преимущества мультимедийной технологии (ее соответствие содержанию учебной музыкально-теоретической дисциплины);

3) удобство работы с информацией пособия при его восприятии и практическом применении благодаря имеющейся навигации, структуре, емкому содержанию;

4) эффективность данной технологии для организации различных видов самостоятельной работы (аудиторных и внеаудиторных) благодаря разработанным в пособии контрольным вопросам и практическим заданиям;

5) интерес студентов к технологии создания ЭОП и их желание самостоятельно создавать подобные ЭОП по каким-либо учебным предметам для различного уровня и типа учреждений музыкально-художественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

2. Буторина, Н.И. Элементарная теория музыки и сольфеджио [Текст]: учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. / Н.И. Буторина. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. 276 с.

3. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. М. : Педагогика. 1987. № 1. С. 29-32.

4. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина. Москва: Изд-во МЭИ, 2003. 167 с.

5. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед. наук [Текст] / Н.В. Ипполитова. Челябинск, 2000. 383 с.

6. Куприянов, Б.В. и др. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

7. Най, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я. Найн // Педагогика. 1995. № 5. С. 44-49.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов. 4-е изд., дополненное. Москва: Изд-во Азбуковник, 1999. 944 с.

9. Рабочая программа дисциплины «Элементарная теория музыки» / Сост. Н.И. Буторина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 46 с.

10. Соловова, Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов [Текст] : методич. рекомендации / Сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. 15 с.

11. Способин, И.В. Элементарная теория музыки [Текст] : учеб. пособие / И.В. Способин. Москва: Кифара, 2005. 134 с.

12. Трайнев, В.А. и др. Информационные коммуникационные педагогические технологии: (обобщения и рекомендации) [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев; изд.3-е. М.: Дашков и К, 2007. 279 с.

13. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] / Н.М. Яковлева; дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.

14. Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ColorScheme.ru/#3M21T9GF-\v0w0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.