Научная статья на тему 'Теория и практика организации досуговой деятельности будущих бакалавров социальной работы для активизации их профессионального становления'

Теория и практика организации досуговой деятельности будущих бакалавров социальной работы для активизации их профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / досуговая деятельность / функции и средства досуговой деятельности / образовательная среда вуза / профессиональное становление студентов / социальная работа / будущие бакалавры социальной работы / leisure / leisure activities / functions and means of leisure activities / educational environment of university / professional development of students / social work / future bachelors of social work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Гусева

В статье рассматривается понятие «профессиональное становление», показаны место и функции досуговой деятельности в процессе профессионального становления студентов. Одной из необходимых педагогических составляющих образовательного процесса вуза выступает досуговая деятельность студентов как их целенаправленная активность, отвечающая потребностям, мотивам, способностям каждого молодого человека. Отражен опыт кафедры социальных технологий института образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в организации досуговой деятельности студентов для профессионального становления будущих бакалавров социальной работы. Приведены материалы эмпирического исследования. Автор делает вывод о том, что специальным образом организованная профессионально направленная досуговая деятельность будущих бакалавров социальной работы способствует их профессиональному становлению и активизирует данный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF LEISURE ACTIVITIES FOR FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK TO ACTIVATE THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT.

The article discusses a concept of “professional development”, shows the place and functions of leisure activities in the process of professional development of students. One of the necessary pedagogical components of the educational process of the university is the leisure activities of students, as their purposeful activity, meeting the needs, motives, abilities of each young person. The article reflects the experience of the Department of Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences at North Caucasus Federal University in organizing leisure activities of students for professional development of future bachelors of social work. The materials of an empirical study are presented. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process.

Текст научной работы на тему «Теория и практика организации досуговой деятельности будущих бакалавров социальной работы для активизации их профессионального становления»

2. Gochiyaeva M.D. Innovaciya v suschnosti i strukture pedagogicheskogo ponyatiya «Issledovatel'skaya kompetentnost'. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Derbent, 2018: 134 - 137.

3. Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tehnologij. Chelovek i obrazovanie. 2018; № 4 (57): 105 - 110.

4. Travkin I.Yu. O cifrovoj obrazovatel'noj srede i drugie soputstvuyuschie mysli. Fun of Teaching. Available at: http://funoft eaching. tumblr.com/post/160011857841/

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika (uroven' bakalavriata). Available at: http://fgosvo.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 378.0

Guseva Ye.A., senior teacher, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia) E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru

THEORY AND PRACTICE OF LEISURE ACTIVITIES FOR FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK TO ACTIVATE THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The article discusses a concept of "professional development", shows the place and functions of leisure activities in the process of professional development of students. One of the necessary pedagogical components of the educational process of the university is the leisure activities of students, as their purposeful activity, meeting the needs, motives, abilities of each young person. The article reflects the experience of the Department of Social Technologies of the Institute of Education and Social Sciences at North Caucasus Federal University in organizing leisure activities of students for professional development of future bachelors of social work. The materials of an empirical study are presented. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process. The author concludes that the specially organized professionally directed leisure activities of future bachelors of social work contributes to their professional development and activates this process.

Key words: leisure, leisure activities, functions and means of leisure activities, educational environment of university, professional development of students, social work, future bachelors of social work.

Е.А. Гусева, ст. преп., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональное становление», показаны место и функции досуговой деятельности в процессе профессионального становления студентов. Одной из необходимых педагогических составляющих образовательного процесса вуза выступает досуговая деятельность студентов как их целенаправленная активность, отвечающая потребностям, мотивам, способностям каждого молодого человека. Отражен опыт кафедры социальных технологий института образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в организации досуговой деятельности студентов для профессионального становления будущих бакалавров социальной работы. Приведены материалы эмпирического исследования. Автор делает вывод о том, что специальным образом организованная профессионально направленная досуговая деятельность будущих бакалавров социальной работы способствует их профессиональному становлению и активизирует данный процесс.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, функции и средства досуговой деятельности, образовательная среда вуза, профессиональное становление студентов, социальная работа, будущие бакалавры социальной работы.

В XXI веке динамичные, глобализационные, трансформационные, информационные и пр. условия жизнедеятельности человека ставят перед отечественной системой профессионального образования задачу подготовки конкурентоспособности выпускаемых специалистов (бакалавров, магистров) всех профилей на отечественном и мировом рынке труда, создания педагогических условий для их профессионального становления. Особое внимание при этом уделяется подготовке профессионалов, деятельность и профессионально-личностные ресурсы которых обеспечивают поступательное развитие социальной сферы, влияют на социальную стабильность в обществе, психологическое благополучие граждан, формирование доступной и оптимальной среды жизнедеятельности. В первую очередь к таким специалистам относятся профессионалы в области социальной работы, выполняющие многофункциональную, разноплановую и многоролевую профессиональную деятельность по поддержке и социальному обслуживанию слабо защищенных категорий населения, активизацию их жизненного потенциала, помощь в трудной жизненной ситуации, в целом гуманизацию социальной среды. Поэтому различные аспекты проблемы профессионального становления социальных работников актуальны для изучения в теории и практике современной педагогической науки.

Проблема профессионального становления личности активно дискутируется в научных исследованиях (РА. Войко, Е.А. Гусева, А.А. Деркач, В.Г Иванов, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, М.В. Мороз, Л.А. Новоселова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Ярцев и др.). Понятие «профессиональное становление» широко изучается с позиций философии, педагогики, психологии, акмеологии, валеологии, социологии. Отмечается, что становление профессионала - длительный, динамичный, разноплановый и системный процесс, имеющий определенную этапность. На каждом этапе формируются основы последующего этапа, получают разрешение противоречия, возникающие в сфере «человек - профессия» [1].

Исследователями (РА. Войко, Э.Ф. Зеер, М.В. Мороз, Л.А. Новоселова, А.А. Ярцев и др.) выделены этапы профессионального становления личности [2, 7]. Обобщив имеющийся научный задел, можно указать следующие этапы:

- социально и психологически мотивированный выбор профессии;

- овладение профессиональными компетенциями в процессе профессионального обучения;

- вхождение в профессию и активное овладение ее азами;

- достижение высокой степени владения профессиональными, знаниями умениями, навыками;

- полная реализация в профессиональной деятельности, позволяющая достигать «акме».

Таким образом, профессиональное становление личности охватывает длительный период жизнедеятельности человека, начиная с профессиональной ориентации и до полного овладения профессией (М.В. Мороз, Т.В. Кудрявцев, Л.А. Новоселова). В высшей школе реализуются его важнейшие промежуточные этапы: овладение необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, выраженными компетенциями, и активное овладение основами профессии. Данные этапы реализуются посредством учебно-профессиональной деятельности студента [3].

Одной из необходимых педагогических составляющих образовательного процесса вуза выступает досуговая деятельность студентов как их целенаправленная активность, отвечающая потребностям, мотивам, способностям каждого молодого человека, а также специально организованный процесс просвещения, образования, воспитания и социализации молодежи, активизирующий потенциал и жизненную позицию, творчество, самореализацию каждого молодого человека как субъекта досуга [4].

Различные формы (индивидуальная, групповая, массовая), а также виды и средства досуговой деятельности (игры, конкурсы и викторины, кружковая работа, участие в клубной деятельности, профессиональные праздники, участие в волонтерских отрядах, чтение научно-профессиональной литературы и просмотр профессионально ориентированных передач, творчество и др.), содержание которых направлено на профессию, активно используются в профессиональном становлении студентов.

Специальным образом организованный досуг студентов как вид воспитательной работы позволяет решать задачи формирования профессионально важных качеств, развития необходимых компетенций, лидерских качеств, творческого подхода к жизнедеятельности и пр. Это определяет актуальность разработки новых видов и методов досуговой деятельности в образовательной среде вуза. При этом, несмотря на наличие в научной литературе значительного числа исследований по вопросам профессионального становления студентов (Э.Ф. Зеер [2], В.Г Иванов [6], И.Р. Искакова [6], М.В. Мороз [13], Л.А. Новоселова [3], А.А. Ярцев [4] и др.), недостаточно исследований, рассматривающих значение,

содержание формы и методы досуговой деятельности в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы.

Социальная работа относится к числу профессий, востребованность которых растет в современном мире. Изменения, происходящие в социальной сфере, являются показателем того, насколько важно в подготовке высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста социального профиля интегрирование развивающих компонентов среды вуза для профессионального становления студентов [5]. Вместе с тем в профессиональной подготовке будущих социальных работников имеется ряд проблем, среди которых:

- слабая мотивированность на будущую профессию у абитуриентиов (многие поступают, не набрав нужных баллов на юриспруденцию);

- наличие в обществе мифа о содержании социальной работы - уход за престарелыми и инвалидами, в результате - страх общения с клиентами, низкая мотивация трудоустройства по специальности после получения диплома;

- невысокая оплата труда дипломированных социальных работников;

- отсутствие навыков гармоничного общения в системе «человек - человек», неумение преодолевать конфликты межличностного общения.

Профессиональная подготовка студентов в образовательной среде вуза включает: собственно обучение (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы), прохождение различных видов практик, научно-исследовательскую работу, досуговую деятельность, в том числе имеющую профессиональную направленность. Таким образом, преимущественно осуществляясь в учебном процессе, профессиональное становление включается и в сферу досуга молодежи - проведения свободного времени в наиболее привлекательных формах. Результат подобной деятельности ориентирован, прежде всего, на изменения в личности и среде [1].

В научной литературе (А.В. Бабелло, Л.И. Еремеева, О.В. Ионова, Б.А. Титов, В.Н. Пименова, Э.В. Соколов, Б.А. Трегубов, А.В. Фатов и др.) до-суговая деятельность рассматривается как важнейшая часть культуры и социокультурной среды, средство исполнения потребностей человека, фактор реализации принципов демократии. Отмечается, что в сфере досуга идет активное взаимодействие «человек - окружающая среда», формируется социальный опыт, реализуются социальные роли [4], тем самым досуг рассматривается как сфера социализации молодежи и фактор саморазвития [8]. Подчеркивается, что досуго-вая деятельность - это, прежде всего, активность человека (целенаправленная и осознанная), проявляемая для удовлетворения личных потребностей и реализации интересов на основе свободного выбора формы занятий и дающая возможность самореализации [9], которая приносит удовлетворение человеку, так как соответствует его желаниям, потребностям, интересам [10].

Экспериментально подтверждено, что досуговая деятельность реализует развивающую, социализирующую, информационно-просветительскую, культурно-творческую функции, способствует самореализации, продуктивному общению, оказывает влияние на развитие уровня духовной и профессиональной культуры (А.В. Бабелло, А.В. Фатов) [8, 11], что выдвигает эту деятельность на первый план в воспитательной работе со студентами и решении проблем, отмечающихся в подготовке будущих социальных работников.

Досуговая деятельность как важнейшая часть воспитательной работы в вузе создает оптимальные условия для развития общей и профессиональной культуры студентов, профессиональной социализации молодежи, приобщения молодых людей к традиционным социальным и профессиональным ролям, более глубокого познания основ профессии, самореализации в профессиональной сфере, раскрытие личностно-профессионального потенциала обучающихся [12].

Социальные институты досуга являются основными сферами социокультурной и профессиональной интеграции, личностной и профессиональной самореализации, активизации профессионально-личностных ресурсов и возможностей самореализоваться в будущей профессии [4]. Однако, рассматривая все эти преимущества досуговой деятельности, можно отметить, что профессионально направленная досуговая деятельность не реализуется в вузах в необходимом объеме для профессионально-личностного развития и самосовершенствования студентов, их профессионального становления.

Вместе с тем, в профессионально-направленной досуговой деятельности в вузе реализуется ее главная задача - формирование внутренних ресурсов как самоуправляющей системы личности обучающихся. Выбор средств досуговой деятельности для обеспечения профессионального становления будущих специалистов обусловлен направленностью подготовки.

Так, например, профессиональная подготовка в вузе будущих бакалавров социальной работы - это, прежде всего, процесс их профессионального развития/саморазвития, обеспечивающий овладение определенными компетенциями, выраженными в знаниях, умениях и навыках, необходимых для работы с людьми/группами/сообществами, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеющими недостаточную степень адаптированности и/или интегрированности в социум. В процессе профессиональной подготовки в вузе формируются личностные качества, профессиональные компетенции, развивается профессиональная мобильность [5].

В развитии социальной работы как профессиональной деятельности доминирует профессионально-личностная структура ее субъекта - социального работника (специалиста, бакалавра, магистра), а цель, задачи и профессиональные функции задают определенные личностные параметры профессионала, овладеть которыми можно лишь в индивидуально-личностном контексте [5]. В связи с этим в процесс профессионального образования необходимо включить специальным образом организованную профессионально направленную досуговую деятельность студентов, что будет способствовать их профессиональному становлению.

Учитывая значимость досуговой деятельности в профессиональном становлении студентов, в 2019 - 2020 учебном году в Институте образования и социальных наук ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в рамках исследования проблемы профессионального становления будущих бакалавров социальной работы средствами досуговой деятельности был проведен анкетный опрос среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа». Респондентами выступили 95 бакалавров 1 - 4 курсов очной формы обучения. Задачами опроса было выявить, как организована досуговая деятельность студентов, насколько ее содержание профессионально ориентировано, какие формы и методы досуговой деятельности, способствующие профессиональному становлению будущих социальных работников, востребованы студентами и реализуются в Северо-Кавказском федеральном университете.

Было выявлено, что досуговая деятельность входит в число ценностей студентов, участвующих в опросе, так как способствует реализации их базовых потребностей (отдых, самореализация, саморазвитие) и социокультурных интересов (досуг как ценность указали 97,8% студентов).

Далее студентам был задан вопрос о том, какие формы досуговой деятельности для них наиболее привлекательны, что более востребовано современными студентами. Мнения респондентов распределились следующим образом:

- на первом месте оказались развлекательные виды досуговой деятельности (36,8%), такие как посещение кинотеатров, театров, выставок, баз отдыха, компьютерных клубов;

- вторую позицию (32,6%) заняли массовые мероприятия, творческие студии, молодежные организации, научные кружки;

- на третьем месте по востребованности оказались спортивные клубы и секции (23,1%);

- 7,3% студентов досуг проводят вне вуза (с друзьями, семьей, в местах культурного отдыха, на природе и др.).

Также студентам было предложено выбрать утверждение, касающееся досуга. Были предусмотрены три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Утвердительные ответы студентов (вариант «да») представлены в табл. 1.

Из данных опроса, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что студенты Северо-Кавказского федерального университета, обучающиеся по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа» положительно относятся к проведению досуга, предлагаемому вузом. Более того, половина из них (46,3% - 1 курса; 50,5% - 2 курса; 55,7% - 3 курса; 71,5 - 4 курса) готовы принимать активное участие в планировании и организации своего досуга, а значительное большинство (77,8% - 1 курса; 84,1% - 2 курса; 83% - 3 курса; 83% - 4 курса) считают, что досуговая деятельность, организуемая в вузе, должна иметь профессиональную направленность, чтобы способствовать профессиональному становлению и саморазвитию студента.

В ходе экспериментальной работы были определены показатели, по которым необходимо диагностировать профессиональное становление будущих бакалавров социальной работы. К таким показателям мы относим:

- наличие ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии;

- наличие профессиональных знаний, умений и навыков, выраженных в компетенциях;

Таблица 1

№ Утверждение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

1. Студент должен принимать активное участие в планировании и организации своего досуга 46,3 50,5 55,7 71,5

2.. Достаточно того, что студенты будут принимать участие в предлагаемых формах проведения досуга 31,5 33,6 27,3 11,5

3. Досуг - личное дело каждого, никто не должен регулировать этот процесс 22,2 15,9 17 17

4. Досуговая деятельность, организуемая в вузе, должна иметь профессиональную направленность, чтобы способствовать профессиональному становлению и саморазвитию студента 77,8 84,1 83 83

Мнение студентов о досуговой деятельности в вузе (количество студентов, ответивших утвердительно, в %)

- развитие у студентов необходимых профессионально важных качеств;

- желание формального и неформального общения с клиентами социальной работы, удовлетворенность от общения с ними;

- направленность на решение профессиональных задач;

- направленность на профессиональное саморазвитие и самообразование и умение осуществлять их;

- наличие вариантов трудоустройства в конце обучения.

Среди реализуемых на кафедре социальных технологий института образования и социальных наук СКФУ форм досуговой деятельности будущих бакалавров социальной работы как интересные и профессионально направленные, дающие возможность профессионально развиваться, демонстрировать имеющиеся профессиональные знания и умения, развивать личностно-профессиональный потенциал, студентами были отмечены:

- работа в кружке «История социально-помогающей деятельности»;

- работа по созданию на кафедре социальных технологий музея «История социально-помогающей деятельности»;

- участие в деятельности волонтерского кафедрального отряда «Альтруист»;

- ежегодные викторины «Я - социальный работник», «Я - россиянин»;

- акции и мероприятия, посвященные профессиональным датам (Международный день защиты детей (1 июня), День социального работника (8 июня), День пожилого человека (1октября), Международный день социального педагога (2 октября), День охраны психического здоровья (10 октября), День матери (29 ноября), Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря), День инвалидов (3 декабря) и др.);

Библиографический список

- последний звонок для выпускников «Социальная работа - это призвание»;

- встречи с профессиональными социальными работниками и выпускниками кафедры;

- тематические новогодние вечера «Социальная работа на планете»;

- проведение концертов для клиентов социальных учреждений и организаций Ставропольского края и др.

Экспериментальная работа показала, что в экспериментальной группе повысились показатели по всем исследуемым компонентам: в большей степени, чем в контрольной группе развилось наличие ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии; отмечается наличие профессиональных знаний, умений и навыков, выраженных в формируемых в учебном процессе компетенциях, а также профессионально важных качеств; отмечается желание и умение формального и неформального общения с клиентами социальной работы, удовлетворенность от общения с ними; диагностируется направленность на решение профессиональных задач, направленность на профессиональное саморазвитие и самообразование и умение осуществлять их; у каждого из студентов 4 курса, входящих в экспериментальную группу, к концу обучения появились 1 - 2 варианта предполагаемого трудоустройства по специальности (предложения были получены от руководителей организаций социального обслуживания, в которых осуществлялась профессионально направленная досуговая деятельность студентов).

Таким образом, можно констатировать, что специальным образом организованная профессионально направленная досуговая деятельность будущих бакалавров социальной работы способствует их профессиональному становлению и активизирует данный процесс.

1. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. Москва, 1986.

2. Зеер Э.Ф. Развивающаяся личность - основание профессионального становления личности. Вестник Челябинского государственного университета. Серия 3: Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. Челябинск, 2005; № 27.

3. Новоселова Л.А. Активизация профессионального становления студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2005.

4. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущих педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2004.

5. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2016; № 1 (52).

6. Иванов В.Г, Искакова И.Р Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе. Вестник Казанского технологического университета, 2010; № 12.

7. Войко РА. Профессиональное становление личности студентов в высшей школе. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012; № 4 (12).

8. Фатов А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

9. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Досуг как сфера социализации молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 5.

10. Гузь Е.А., Коныгина М.Н. Культурно-досуговая деятельность в вузе как фактор профессионального становления студентов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017; № 3 (60).

11. Бабелло А.В. Особенности досуга студенческой молодежи регионального вуза (на примере Забайкальского государственного университета). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2018.

12. Еремеева Л.И. Досуговая деятельность как фактор развития студенческой молодежи. Вестник Югорского государственного университета. 2017; Выпуск 1 (44).

13. Мороз М.В. Профессиональное становление социального работника. Диссертация .кандидата психологических наук. Тверь, 2007.

References

1. Kudryavcev T.V. Psihologiya professional'nogo obucheniya i vospitaniya. Moskva, 1986.

2. Zeer 'E.F. Razvivayuschayasya lichnost' - osnovanie professional'nogo stanovleniya lichnosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Razvitie i professional'noe stanovlenie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Chelyabinsk, 2005; № 27.

3. Novoselova L.A. Aktivizaciya professional'nogo stanovleniya studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2005.

4. Yarcev A.A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2004.

5. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2016; № 1 (52).

6. Ivanov V.G., Iskakova I.R. Professional'noe stanovlenie studentov i process professionalizacii v vuze. VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2010; № 12.

7. Vojko R.A. Professional'noe stanovlenie lichnosti studentov v vysshej shkole. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyjnauchnyjzhurnal). 2012; № 4 (12).

8. Fatov A.V. Social'noe vospitanie studencheskoj molodezhi v kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

9. Osipova L.B., Panfilova E.A. Dosug kak sfera socializacii molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Guz' E.A., Konygina M.N. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' v vuze kak faktor professional'nogo stanovleniya studentov. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2017; № 3 (60).

11. Babello A.V. Osobennosti dosuga studencheskoj molodezhi regional'nogo vuza (na primere Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2018.

12. Eremeeva L.I. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya studencheskoj molodezhi. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; Vypusk 1 (44).

13. Moroz M.V. Professional'noe stanovlenie social'nogo rabotnika. Dissertaciya .kandidata psihologicheskih nauk. Tver', 2007.

Статья поступила в редакцию 30. 03.20

УДК 378

Daurov A.M., senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: daurov-1990@mail.ru

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru

ETHNOPEDAGOGICAL TRAINING OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER AS A MEANS OF INCREASING PROFESSIONAL COMPETENCE.

The article studies an actual problem of improving the quality of professional training in the system of physical education. Ethnopedagogical training in the modern world is one of the main directions of a multinational society. The paper provides an analysis of contemporary approaches ethnopedagogical preparation of future teacher of physical culture in modern education. It is pointed out that ethnic types of physical activity play a small role in the training of physical culture personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.