Вестник «Орлеу^-kst
DC
О О да
£
рз О
и
s
DC
Нуртазенов С.И.
директор Докучаевской средней школы
DC
№
i о с
CD I-
2
I
О
с
Нег1зг1 свздер: тэл1мд1к ЖYйе, ЖYйелi ты табу, да-мудыц кезецдершц, ужым, Q3iH-e3i даму
Ключевые понятия: воспитательная система, системный подход, этапы развития,коллектив, саморазвитие.
Keywords: educator system, approach of the systems, stages of development, collective, self development.
H
<
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Ацдатпа:
Макалада эр бЫм беру мекемесшщ езшдк тэрбие жYЙесiн жетiлдiрiп курастыру кажеттшп женiнде айтыла-ды. Тэрбие жYЙелiлiriнщ калыптасуы нактылы жалпы ка-лыптасу мен дамудан етуде, дегенмен эр мектептщ тэрбие жYЙесi жеке болуда.
Аннотация:
В статье говорится о необходимости моделирования и разработки каждым образовательным учреждением своей воспитательной системы. Формирование системного подхода в воспитании проходит определенные общие этапы становления и развития, но в каждой школе воспитательная система будет индивидуальной.
Annotation:
In the article it is spoken about necessity of modeling and development by each educational institution of the educational system.Formation of system approach takes place certain general stages of formation and development in education but at each school the educational system will be individual.
Качество образования определяется не только глубиной, прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития, интеллигентностью, образованностью. В этом главная общественная ценность образования. Всем нам пора осознать старую, как мир истину: «Обученный человек может быть плохо воспитанным, но воспитанный человек не может остаться необразованным, неразвитым».
Важной особенностью современного воспитания, определяющей его лицо, является воспитательная система, которая понимается в педагогике как упорядоченная совокупность закономерно связанных компонентов воспитательного процесса, образующих целостность, которые и обеспечивают новое качество воспитания, ибо именно система обеспечивает присущий только ей результат.
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Есть все основания считать, что оно станет ключевым в современной педагогике. Причин этому несколь-
Вестник «Oрлеу»-kst
1
ко. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка практиков на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна - формирование системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. Учебно-воспитательный процесс в настоящее время обладает весьма ограниченными возможностями для полноценного развития и самореализации школьников. Следовательно, реально существует противоречие между растущей необходимостью усиления воспитательной роли школы и недостаточной разработанностью её теории и методики в педагогической науке, что определяет потребность в создании подлинно современной воспитательной системы.
Основной целью образовательного учреждения является обеспечение каждому обучаемому к моменту выхода из школы общественно-необходимой нормы социального развития для вхождения в самостоятельную жизнь и свободной адаптации в ней.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи, выполнение которых и является условиями формирования воспитательной системы школы:
• обеспечить новый подход в организации воспитательного процесса: личност-но-центрированное, личностно-ориентиро-ванное воспитание;
• развивать у детей функциональную грамотность, коммуникативные качества личности и способность к самоопределению;
• формировать культуру отношения
человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, своим способностям, к свободному времени;
• подготовить выпускника к свободе: деятельности, выбора, общения;
• своевременно выявлять и развивать физические, интеллектуальные и творческие способности воспитанников;
• приобщать к духовным, национальным, общечеловеческим ценностям.
• учить любить людей, жизнь, Родину, воспитывать чувства, гражданственность, гуманизм.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды. Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.
1. Этап становления:
• моделирование образа выпускника и формулировка целей;
• упорядоченность системы (режим жизни, цикличность, ключевые дела);
• налаживание связей с внешней средой.
2. Практический:
• отработка содержания деятельности и структуры системы;
• усложнение деятельности, возникновение временных коллективов и разновозрастных объединений;
• развитие инициативы и самодеятельности, коллективного творчества;
Яс №
I
О С о
I-
Е! о с
о о да
£
№ о
е
X
я
н
<
Вестник «Oрлеу»-kst
Яс №
I
О С о
I-
2
*
о с
X
2
о о да
£
№ о
Ё
Ё На X
Н
<
• потребность социально-психологической службы.
3. Завершающий:
• интеграция учебной и внеурочной деятельности;
• переход коллектива школы в новое качественное состояние («чувство школы»), реализуется личностный подход, доминирование педагогики сотрудничества;
• возрастание роли самоуправления и саморазвития.
4. Обновление и совершенствование системы:
• усложнение целей, организационных и управленческих процессов;
• разнообразие содержания и отношений, разветвление связей;
• качественно новый уровень системы.
Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это проявление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о целостности.
Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов:
- выявления ведущей идеи;
- формулировка основных целей и задач;
- разработка на их основе теоретической концепции;
- конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия;
- определение соответствующих инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур;
- проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике;
- продуктивное освоение среды.
Значение воспитательной системы,
её основных направлений, которые она реализует в педагогической практике, очень велико. Однако создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности.
Воспитательную систему невозможно представить без идей, задач. При определении задач предусматриваются актуальные проблемы воспитания, вытекающие из нормативных документов, итоги анализа за прошедшие учебные года, научно-методическая проблема образовательного учреждения, достижения психолого-педагогической науки и инновационный опыт работы. Сами воспитательные системы, в зависимости от выбранного направления, и их внедрение в воспитательный процесс должны тщательно прорабатываться с учетом целей воспитательных систем и требований общества.
В процессе экспериментальной работы мы получили подтверждение нашего предположения, что воспитательная система может оказать эффективное влияние на формирование образа гражданина-патриота через расширение собственной освоенной среды. Новая обстановка, другие условия помогают понять ребятам, что существуют образы отличные от их собственного и заодно проверить, насколько прочно они овладели способностью реализовывать себя в повседневной жизнедеятельности.
Взаключение сказанного позвольте сделать следующие выводы:
1. Создание на базе школы целенаправленной воспитательной системы может эффективно способствовать формированию в школьном сообществе и, следовательно, у каждого его субъекта определенного образа жизни, в том числе
Вестник «Орлеу^-kst
1
- гражданского;
2. Воспитательная система школы способна обеспечить формирование образа гражданина-патриота через:
• актуализацию воспитательного потенциала учебного процесса (учебные дисциплины, профильные прикладные курсы);
• развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя (при постоянном непременном условии культивирования самим педагогом образа патриота);
• систему общешкольных ключевых дел, ориентированных на духовно-нравственные, историко-краеведческие, социально-гражданские ценности (проекты);
• процесс образования разновозрастных, временных и постоянных школьных коллективов, где воспитанник совершает реальные социальные пробы жизни;
• детское внутри школьное самоуправление, совмещающее в себе два аспекта:
а) самоуправление как управление ребенка собой, собственным развитием
б) самоуправление как режим совместной и самостоятельной деятельности детей в общности (коллективе);
• насыщение учебно-воспитательного процесса школы различными формами дополнительного образования, реализующими принципиальные основы самореализации каждого воспитанника;
• организацию конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического, родительского и попечительского сообществ;
• расширение среды, освоенной субъектами воспитательной системы, что позволяет школьникам апробировать в новых для себя условиях собственную способность адаптироваться в этой жизни.
В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения, на что указывает наш Президент в своем Послании народу Казахстана.
Выход из создавшегося положения -системный подход к воспитательной работе в школе, создание гибких воспитательных программ, насыщенных социально-значимыми делами, решающими жизненные запросы детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Степанов Е.Н. Формирование образа школы // Директор школы. - 2000. -№ 4
3. Карпушин Н. Воспитательная система экономической школы//Воспитательная работа в школе. -2003.- №5
№ I
О С о
I-
Е! о с
и о да
£
рз О
е
hQ iE
Н
<