Научная статья на тему 'Реализация воспитательного процесса на уроке'

Реализация воспитательного процесса на уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / UPBRINGING PROCESS / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / SELF EDUCATION / СТРУКТУРА / STRUCTURE / СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / DELIBERATIVE DISCIPLINE / НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ / НАГЫЗ ПАТРИОТ / TRUE PATRIOT / УБЕЖДЕНИЕ / PERSUASION / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TECHNOLOGIES OF TEACHING / ТәРБИЕ үДЕРіСі / ОқЫТУ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / құРЫЛЫМ / САНАЛЫ ТәРТіП / НА-НЫМ СЕНіМДЕР / өЗ БЕТіМЕН ОқУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азбарова Ш. А.

Данная статья поднимает вопрос о реализации воспитательного процесса на уроке. Воспитательный процесс складывается из множества аспектов, каждая из которых играет существенную роль в развитии личности студента. Реализация воспитательного процесса происходит при условии правильно поставленных целей и задач и конкретно выстроенных отношений, и действий реализуемых в ходе урока, начиная с использования содержания учебного материала, технологий обучения, заканчивая формированием познавательной деятельности, ориентированных на развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экономических и других качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the educational process in the classroom

This article is about realization of upbringing process at the lesson. The upbringing process consists of many aspects, and each aspect plays very important role in the development of the personality of student. Realization of upbringing process will be done if we make right goals for the lesson, put right structure of the lesson, the content of the lesson, choose right methods, technologies that teacher should use at the lesson. All this is focused on developing of moral, labor and esthetic,patriotic, economical qualities of the personality.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного процесса на уроке»

Вестник «Орлеу^-kst

И

Азбарова Ш.А.,

преподаватель казахского языка

и литературы КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»

Неггзгг свздер: тэрбие Yдерiсi, оцыту технологиялар, цурылым, саналы тэртт, нагыз патриот, на-ным сешмдер, вз бетгмен оцу.

Ключевые слова: воспитательный процесс, технология обучения, структура, сознательная дисциплина, настоящий патриот, убеждение, самостоятельное обучение.

Keywords: upbringing process, technologies of teaching, structure, deliberative discipline., true patriot, self education, persuasion.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ

Ацдатпа

Б^л макала сабактагы тэрбие YДерiсшщ icKe асу с^рагын кетередь Тэрбие YДерiсi кептеген аспектшерден т^ратын болгандыктан, эрбiр студенттщ жеке дамуында кандайда мацызды рел аткарады. Тэрбие YДерiсшщ iске асырылуы сабак барасында оку материал мазм^нын, окы-ту технологияларын пайдаланудан бастап, эко-номикалык, патриоттык, эстетикалык, ецбек CYЙгiштiк, адамгершшш жэне тагы баска каси-еттерш дамыту багыттаганда, танымдылык iс эрекетт калыптастыруды аяктай отырып, накты койылган максат пен мiндеттердi д^рыс кол-данган жагдайда орындалады.

Аннотация

Данная статья поднимает вопрос о реализации воспитательного процесса на уроке. Воспитательный процесс складывается из множества

аспектов, каждая из которых играет существен- w

ную роль в развитии личности студента. Реа- д

лизация воспитательного процесса происходит g

при условии правильно поставленных целей и ^

задач и конкретно выстроенных отношений, и С

действий реализуемых в ходе урока, начиная с ь

использования содержания учебного материала, Э

технологий обучения, заканчивая формирова- ^

нием познавательной деятельности, ориенти- о

рованных на развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экономических ^ и других качеств. S

Annotation ti

This article is about realization of upbringing о

process at the lesson. The upbringing process §

consists of many aspects, and each aspect plays ^

very important role in the development of the ^

personality of student. Realization of upbringing g

process will be done if we make right goals for ^

the lesson, put right structure of the lesson, the Й

content of the lesson, choose right methods, К

technologies that teacher should use at the lesson. ^

All this is focused on developing of moral, labor н

and esthetic,patriotic, economical qualities of the < personality.

ШШ

Вестник «Oрлеу»-kst

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из

О %

ш

X

н <с

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Одной из важных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения. Каким будет оно сегодняшнее поколение? Достаточно ли мы делаем, чтобы передавая свой опыт сказать: «Ну всё, теперь пусть сами продолжают наше дело».

Однако не все так гладко, есть среди этого то, что не может не тревожить. Была война. «Не слышно грохота канонады», - не так давно мы слышали такие слова. Нам казалось, что так будет всегда. Но время не заставило нас ждать и прошло всего семьдесят лет. Это много или мало? Наверное, мало. Но почему об этом мы говорим именно сейчас? Да потому что, в мире уже не так все спокойно. Мы думали, что больше нет врага и нет войны, а на самом деле все оказалось иначе. Он (враг) приобрёл новые очертания, сегодня именуемые как терроризм и неонацизм. И самое страшное, что он имеет маску интеллигентного человека на вид с хорошими манерами поведения или предстает пред нами под видом миротворца: выступает за правое дело, любит Родину, но при этом ведет себя цинично. Как уберечь нашу молодежь от зла?Как защитить молодое поколение, которое как губка впитывает, а может уже и впитало этот негатив. Только всем вместе, всем миром сообща, одной семьей мы сможем уберечь наших детей и себя от всего этого надвигающегося зла.

Для этого нам педагогам, работающим с молодежью, необходимо на каждом уроке ставить продуманные воспитательные цели и задачи направленные в первую очередь на формирование патриотизма, любви к Родине, земле, приобщению к полезному труду, бережному отношению к достоянию страны, культурным ценностям, сохранению традиций. И только так мы сможем противостоять врагу и не впустить его в наши дома. «Патриотическое воспитание молодёжи надо развивать как главное направление,

особенно в рамках празднования 70-летия Победы над фашизмом. Важно, чтобы память о Победе над фашизмом никогда не угасала! Поэтому 9 мая - важная дата для всех» [1].

В основе обучения лежит воспитание. Реализация воспитательного процесса не происходит в одночасье на одном уроке, для её формирования необходимо время, которое включает ряд отношений и последовательных действий. Эти отношения и действия всегда подвижны из урока в урок, приобретая различные формы, но всегда имея одну воспитательную цель. Педагог в соответствии с целями на каждом уроке решает воспитательные задачи. Реализация воспитательного процесса урока начинается непосредственно с момента начала урока: звенит звонок, закрывается дверь и начинается движение в страну знаний. Весь процесс обучения пронизан тонкой нитью воспитания, начиная с использования содержания учебного материала, технологий обучения, заканчивая формированием познавательной деятельности, и все это ориентированно на развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экономических и других качеств.

Воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие личности.

При формировании воспитательных целей педагог на конкретных уроках должен ставить соответствующие задачи:

вызвать заинтересованность; пробудить любознательность; подготовить к решению задач самостоятельно;

- побудить студентов к активности;

- закрепить уверенность.

Под аспектом воспитательного процесса важно формировать понятие, что учёба - это труд. Необходимо утвердить, что труд - это не только жизненная необходимость, но и сфера многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Он всегда сопряжен напряжением физических

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

и духовных сил, преодолением бессилия, рождением волнующей радости, пробуждением гражданского чувства - чувства созидания. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если студент не почувствует красоты этих отношений. Ведь не зря в народе бытует мнение, что человек без труда становиться пустым местом.

На каждом уроке педагог должен воспитывать убежденность сознательной дисциплины, убежденность в том, что дисциплинированный человек (специалист) добьется большого успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение преподавателя показать значение учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно с учётом индивидуальных особенностей студентов продемонстрировать зависимость успехов группы и отдельных студентов от уровня их дисциплинированности. «Труд, ответственность и дисциплина - только так мы можем развиваться» [3].

Одной из современных педагогических технологий является увеличение времени на самостоятельное обучение. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации студентами учебно-познавательной деятельности. Воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять, исходя из целей и задач воспитания, только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

- определение целей и задач;

- разработка содержания урока;

- применение действенных методов и приёмов;

- формулировка установок, регулирующих все элементы урока.

Любовь к Родине начинается с восхищения, поэтому я на своих уроках при изучении тем о родной земле, родном крае стараюсь, чтобы студенты прониклись воспоминаниями о детстве: представили перед собой широкую степь либо широкие поля, засеянные пшеницей, любовались цветущими садами и стройными тополями, синим небом и пением жаворонка. В мире есть много замечательных мест, говорю я, где природа ярче наших полей и лесов, но красота родной земли должна стать для вас дорогой. Эта красота войдёт в сердце студента, если вспомнить о колыбельной песни мамы, о её теплых и нежных руках, которые гладили по головке поговаривая, что он у неё самый лучший. Родная земля будет безгранична дорога тогда, когда мы своим трудом вносим посильный вклад в общее дело. Труд на родной земле для блага Родины - это великое счастье.

Чувство хозяина родной земли - важнейшее патриотическое чувство, которое нам нужно утверждать. «Настоящим патриотом станет тот, для кого в годы детства, отрочества и ранней юности судьба каждого колоска на общественной ниве, каждого деревца в общественном саду, каждой горсти зерна на колхозном току так же дорога, как всё глубоко личное, доставляющее радость: игрушка, подаренная матерью или отцом, любимая книжка с картинками, коньки и лыжи... Общественное станет личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей, когда материальные ценности, созданные своими руками, принесут глубоко личную радость, когда путь к этой радости идёт через тревоги, заботы и неудачи» [2].

Очень важным аспектом в реализации воспитательного процесса является формирование духовно-нравственного воспитания. Так например, у Ибырая Алтынсарына есть рассказ под названием «Таза булак», что в переводе означает «Чистый родник». При анализе рассказа, стараюсь донести до студентов, что чистоту родника можно

ш §

О С о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

ОН

Вестник «Орлеу^-kst

ш

I

О С о

и

2

2S

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

х

3

О О m

из

О %

ш

X

н <с

отождествить с телом и душой человека. Родник также как и человек состоит из воды и поэтому немало важно знать, какая в нас течет вода «чистая» либо «грязная»: всё зависит от нас, от нашего поведения, отношения к себе и окружающим и даже от наших мыслей. Говорю о том, какую живительную силу имеет вода, какое должно быть отношение к ней. В качестве примера привожу христианский праздник «Крещение Господня». В этот день понимающие люди, знающие толк идут на «крещение» с целью очиститься от всего «грязного» и вобрать в себя все то целебное, что есть у воды и то, что не хватает человеку.

Во внеклассной работе уделяю внимание больше на нравственность. Воспитываю у студентов чувство глубочайшего почтения и уважения к старшим. Формирую послушание. Воспитываю чувство стыда. Совесть -это одно из выражений самопознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку различить добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя. Стараюсь учить адекватному выражению чувств ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.

Особую значимость в современных условиях приобретает тема культуры мира, духовности и согласия обозначенная Президентом страны Н. Назарбаевым в «Стратегии - 2050». Формирование всеказахстанской культуры благодаря тесному взаимодействию культурных пластов всех этносов страны должно стать фундаментом создания нового гражданского общества, в котором человек должен играть ключевую роль. От уровня его осознанности, уважительного отношения друг другу, сдержанности, значимости общения - «для себя - Я-значимость, для других - Ты-значимость, для группы или общества в целом - Мы-значимость» такую жизнеутверждающую потребность, мы педагоги-предметники должны формировать и у себя, и у общества в целом. Мы - единый народ суверенной страны.

Открывая сокровищницу народного опыта, я на своих уроках по темам « Атакэсш», « Атамекен», «Туганжер», «¥лттыктагамдар» раскрываю, что человек живёт в развивающемся этнокультурном пространстве, целостность которого зависит от единства четырёх стихий: земли, воздуха, огня, воды, что жизнь Человека невозможна без гармонии, что Человек ко всему должен относится с уважением, любовью, терпением. Каждому человеку важно прожить свою жизнь красиво, спокойно, уравновешенно, чтобы вспышки эмоций не вносили диссонанса в окружающий мир.

Человек - Творец и Создатель, в этом его истинное предназначение. Он должен нести в мир не зло, разрушения, а только благие дела и мысли. И он несёт личную ответственность за то, что происходит на планете Земля, т.е. в его Доме.

Воспитание мира и согласия станет залогом национальной идеи, где каждый считающий себя частью одного целого просто обязан своим трудом «Сенде бiр юртш ду-ниеге, Кеттн тапта, бар калан!» способствовать процветанию и укреплению страны. Поиск новых знаний, труд и уважение к труду других, ответственное отношение к воспитанию подрастающего поколения и постоянное саморазвитие должны стать нормой жизни каждого педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н.А. Стратегия «Казахстан - 2050»: культура мира, духовности и согласия [Текст]/Н.А. Назарбаев Казахстанская правда, № 76, 2014.

2. Сухомлински, В.А., Сердце отдаю детям [Текст]В.А. Сухомлинский. Киев. 1974.

3. Назарбаев, Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана «Н^рлыЖол - Путь в будущее[Текст]/Н.А. Назарбаев, 2014.

4. Кунанбаев А. «Эсемпазболмаэрнеге» ^азак эдебиет Хрестоматия Алматы «Мек-теп» 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.