Вестник «Орлеу^-kst
И
Азбарова Ш.А.,
преподаватель казахского языка
и литературы КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»
Неггзгг свздер: тэрбие Yдерiсi, оцыту технологиялар, цурылым, саналы тэртт, нагыз патриот, на-ным сешмдер, вз бетгмен оцу.
Ключевые слова: воспитательный процесс, технология обучения, структура, сознательная дисциплина, настоящий патриот, убеждение, самостоятельное обучение.
Keywords: upbringing process, technologies of teaching, structure, deliberative discipline., true patriot, self education, persuasion.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ
Ацдатпа
Б^л макала сабактагы тэрбие YДерiсшщ icKe асу с^рагын кетередь Тэрбие YДерiсi кептеген аспектшерден т^ратын болгандыктан, эрбiр студенттщ жеке дамуында кандайда мацызды рел аткарады. Тэрбие YДерiсшщ iске асырылуы сабак барасында оку материал мазм^нын, окы-ту технологияларын пайдаланудан бастап, эко-номикалык, патриоттык, эстетикалык, ецбек CYЙгiштiк, адамгершшш жэне тагы баска каси-еттерш дамыту багыттаганда, танымдылык iс эрекетт калыптастыруды аяктай отырып, накты койылган максат пен мiндеттердi д^рыс кол-данган жагдайда орындалады.
Аннотация
Данная статья поднимает вопрос о реализации воспитательного процесса на уроке. Воспитательный процесс складывается из множества
аспектов, каждая из которых играет существен- w
ную роль в развитии личности студента. Реа- д
лизация воспитательного процесса происходит g
при условии правильно поставленных целей и ^
задач и конкретно выстроенных отношений, и С
действий реализуемых в ходе урока, начиная с ь
использования содержания учебного материала, Э
технологий обучения, заканчивая формирова- ^
нием познавательной деятельности, ориенти- о
<с
рованных на развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экономических ^ и других качеств. S
Annotation ti
This article is about realization of upbringing о
process at the lesson. The upbringing process §
consists of many aspects, and each aspect plays ^
very important role in the development of the ^
personality of student. Realization of upbringing g
process will be done if we make right goals for ^
the lesson, put right structure of the lesson, the Й
content of the lesson, choose right methods, К
technologies that teacher should use at the lesson. ^
All this is focused on developing of moral, labor н
and esthetic,patriotic, economical qualities of the < personality.
ШШ
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из
О %
ш
X
н <с
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Одной из важных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения. Каким будет оно сегодняшнее поколение? Достаточно ли мы делаем, чтобы передавая свой опыт сказать: «Ну всё, теперь пусть сами продолжают наше дело».
Однако не все так гладко, есть среди этого то, что не может не тревожить. Была война. «Не слышно грохота канонады», - не так давно мы слышали такие слова. Нам казалось, что так будет всегда. Но время не заставило нас ждать и прошло всего семьдесят лет. Это много или мало? Наверное, мало. Но почему об этом мы говорим именно сейчас? Да потому что, в мире уже не так все спокойно. Мы думали, что больше нет врага и нет войны, а на самом деле все оказалось иначе. Он (враг) приобрёл новые очертания, сегодня именуемые как терроризм и неонацизм. И самое страшное, что он имеет маску интеллигентного человека на вид с хорошими манерами поведения или предстает пред нами под видом миротворца: выступает за правое дело, любит Родину, но при этом ведет себя цинично. Как уберечь нашу молодежь от зла?Как защитить молодое поколение, которое как губка впитывает, а может уже и впитало этот негатив. Только всем вместе, всем миром сообща, одной семьей мы сможем уберечь наших детей и себя от всего этого надвигающегося зла.
Для этого нам педагогам, работающим с молодежью, необходимо на каждом уроке ставить продуманные воспитательные цели и задачи направленные в первую очередь на формирование патриотизма, любви к Родине, земле, приобщению к полезному труду, бережному отношению к достоянию страны, культурным ценностям, сохранению традиций. И только так мы сможем противостоять врагу и не впустить его в наши дома. «Патриотическое воспитание молодёжи надо развивать как главное направление,
особенно в рамках празднования 70-летия Победы над фашизмом. Важно, чтобы память о Победе над фашизмом никогда не угасала! Поэтому 9 мая - важная дата для всех» [1].
В основе обучения лежит воспитание. Реализация воспитательного процесса не происходит в одночасье на одном уроке, для её формирования необходимо время, которое включает ряд отношений и последовательных действий. Эти отношения и действия всегда подвижны из урока в урок, приобретая различные формы, но всегда имея одну воспитательную цель. Педагог в соответствии с целями на каждом уроке решает воспитательные задачи. Реализация воспитательного процесса урока начинается непосредственно с момента начала урока: звенит звонок, закрывается дверь и начинается движение в страну знаний. Весь процесс обучения пронизан тонкой нитью воспитания, начиная с использования содержания учебного материала, технологий обучения, заканчивая формированием познавательной деятельности, и все это ориентированно на развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экономических и других качеств.
Воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие личности.
При формировании воспитательных целей педагог на конкретных уроках должен ставить соответствующие задачи:
вызвать заинтересованность; пробудить любознательность; подготовить к решению задач самостоятельно;
- побудить студентов к активности;
- закрепить уверенность.
Под аспектом воспитательного процесса важно формировать понятие, что учёба - это труд. Необходимо утвердить, что труд - это не только жизненная необходимость, но и сфера многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Он всегда сопряжен напряжением физических
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
и духовных сил, преодолением бессилия, рождением волнующей радости, пробуждением гражданского чувства - чувства созидания. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если студент не почувствует красоты этих отношений. Ведь не зря в народе бытует мнение, что человек без труда становиться пустым местом.
На каждом уроке педагог должен воспитывать убежденность сознательной дисциплины, убежденность в том, что дисциплинированный человек (специалист) добьется большого успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение преподавателя показать значение учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно с учётом индивидуальных особенностей студентов продемонстрировать зависимость успехов группы и отдельных студентов от уровня их дисциплинированности. «Труд, ответственность и дисциплина - только так мы можем развиваться» [3].
Одной из современных педагогических технологий является увеличение времени на самостоятельное обучение. В связи с этим усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации студентами учебно-познавательной деятельности. Воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять, исходя из целей и задач воспитания, только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
- определение целей и задач;
- разработка содержания урока;
- применение действенных методов и приёмов;
- формулировка установок, регулирующих все элементы урока.
Любовь к Родине начинается с восхищения, поэтому я на своих уроках при изучении тем о родной земле, родном крае стараюсь, чтобы студенты прониклись воспоминаниями о детстве: представили перед собой широкую степь либо широкие поля, засеянные пшеницей, любовались цветущими садами и стройными тополями, синим небом и пением жаворонка. В мире есть много замечательных мест, говорю я, где природа ярче наших полей и лесов, но красота родной земли должна стать для вас дорогой. Эта красота войдёт в сердце студента, если вспомнить о колыбельной песни мамы, о её теплых и нежных руках, которые гладили по головке поговаривая, что он у неё самый лучший. Родная земля будет безгранична дорога тогда, когда мы своим трудом вносим посильный вклад в общее дело. Труд на родной земле для блага Родины - это великое счастье.
Чувство хозяина родной земли - важнейшее патриотическое чувство, которое нам нужно утверждать. «Настоящим патриотом станет тот, для кого в годы детства, отрочества и ранней юности судьба каждого колоска на общественной ниве, каждого деревца в общественном саду, каждой горсти зерна на колхозном току так же дорога, как всё глубоко личное, доставляющее радость: игрушка, подаренная матерью или отцом, любимая книжка с картинками, коньки и лыжи... Общественное станет личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей, когда материальные ценности, созданные своими руками, принесут глубоко личную радость, когда путь к этой радости идёт через тревоги, заботы и неудачи» [2].
Очень важным аспектом в реализации воспитательного процесса является формирование духовно-нравственного воспитания. Так например, у Ибырая Алтынсарына есть рассказ под названием «Таза булак», что в переводе означает «Чистый родник». При анализе рассказа, стараюсь донести до студентов, что чистоту родника можно
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
ОН
Вестник «Орлеу^-kst
ш
I
О С о
и
2
2S
I
о с
х
3
О О m
из
О %
ш
X
н <с
отождествить с телом и душой человека. Родник также как и человек состоит из воды и поэтому немало важно знать, какая в нас течет вода «чистая» либо «грязная»: всё зависит от нас, от нашего поведения, отношения к себе и окружающим и даже от наших мыслей. Говорю о том, какую живительную силу имеет вода, какое должно быть отношение к ней. В качестве примера привожу христианский праздник «Крещение Господня». В этот день понимающие люди, знающие толк идут на «крещение» с целью очиститься от всего «грязного» и вобрать в себя все то целебное, что есть у воды и то, что не хватает человеку.
Во внеклассной работе уделяю внимание больше на нравственность. Воспитываю у студентов чувство глубочайшего почтения и уважения к старшим. Формирую послушание. Воспитываю чувство стыда. Совесть -это одно из выражений самопознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку различить добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя. Стараюсь учить адекватному выражению чувств ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.
Особую значимость в современных условиях приобретает тема культуры мира, духовности и согласия обозначенная Президентом страны Н. Назарбаевым в «Стратегии - 2050». Формирование всеказахстанской культуры благодаря тесному взаимодействию культурных пластов всех этносов страны должно стать фундаментом создания нового гражданского общества, в котором человек должен играть ключевую роль. От уровня его осознанности, уважительного отношения друг другу, сдержанности, значимости общения - «для себя - Я-значимость, для других - Ты-значимость, для группы или общества в целом - Мы-значимость» такую жизнеутверждающую потребность, мы педагоги-предметники должны формировать и у себя, и у общества в целом. Мы - единый народ суверенной страны.
Открывая сокровищницу народного опыта, я на своих уроках по темам « Атакэсш», « Атамекен», «Туганжер», «¥лттыктагамдар» раскрываю, что человек живёт в развивающемся этнокультурном пространстве, целостность которого зависит от единства четырёх стихий: земли, воздуха, огня, воды, что жизнь Человека невозможна без гармонии, что Человек ко всему должен относится с уважением, любовью, терпением. Каждому человеку важно прожить свою жизнь красиво, спокойно, уравновешенно, чтобы вспышки эмоций не вносили диссонанса в окружающий мир.
Человек - Творец и Создатель, в этом его истинное предназначение. Он должен нести в мир не зло, разрушения, а только благие дела и мысли. И он несёт личную ответственность за то, что происходит на планете Земля, т.е. в его Доме.
Воспитание мира и согласия станет залогом национальной идеи, где каждый считающий себя частью одного целого просто обязан своим трудом «Сенде бiр юртш ду-ниеге, Кеттн тапта, бар калан!» способствовать процветанию и укреплению страны. Поиск новых знаний, труд и уважение к труду других, ответственное отношение к воспитанию подрастающего поколения и постоянное саморазвитие должны стать нормой жизни каждого педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев, Н.А. Стратегия «Казахстан - 2050»: культура мира, духовности и согласия [Текст]/Н.А. Назарбаев Казахстанская правда, № 76, 2014.
2. Сухомлински, В.А., Сердце отдаю детям [Текст]В.А. Сухомлинский. Киев. 1974.
3. Назарбаев, Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана «Н^рлыЖол - Путь в будущее[Текст]/Н.А. Назарбаев, 2014.
4. Кунанбаев А. «Эсемпазболмаэрнеге» ^азак эдебиет Хрестоматия Алматы «Мек-теп» 2006.