Научная статья на тему 'Теория и практика междисциплинарных исследований и проектирования'

Теория и практика междисциплинарных исследований и проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНСЕЙФИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МИРОВОЙ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / НОМОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / INNOVATIONS / INSAFING / INTELLECTUAL TECHNOLOGIES / CATEGORICAL-SYSTEM METHODOLOGY / INTERDISCIPLINARITY / WORLD SYSTEM CRISIS / NOMOLOGICAL BASE / DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумов В. И.

Междисциплинарный подход рассматривается средством для выхода из мирового системного кризиса конца XX и начала XXI вв. С помощью данного подхода повысится эффективность деятельности в науке, образовании, проектировании. Для развертывания междисциплинарного подхода и придания ему инновационного характера предлагается развивать новые интеллектуальные технологии на основах категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем. В становлении культуры междисциплинарной деятельности указывается роль номологической базы и организационно-деловой игры Инсейфинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF INTER-DISCIPLINARY RESEARCHES AND DESIGNING

Inter-disciplinary approach is considered as a remedy for an exit from world system crisis of the end of XX and of the beginning of XXI centuries. The approach will help to increase the activity efficiency in science, education and designing. To develop inter-disciplinary approach and to give an innovative character to it new intellectual technologies is offered to develop on the background of the categorical-system methodology and the theory of dynamic information systems. The role is explained to form the culture of the inter-disciplinary activity, the nomological base and the organizational and business game Insafing.

Текст научной работы на тему «Теория и практика междисциплинарных исследований и проектирования»

УДК 167/168

DOI 10.25513/1812-3996.2019.24(3).141-146

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ В. И. Разумов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Аннотация. Междисциплинарный подход рассматривается средством для выхода из мирового системного кризиса конца XX и начала XXI вв. С помощью данного подхода повысится эффективность деятельности в науке, образовании, проектировании. Для развертывания междисциплинарного подхода и придания ему инновационного характера предлагается развивать новые интеллектуальные технологии на основах категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем. В становлении культуры междисциплинарной деятельности указывается роль номо-логической базы и организационно-деловой игры Инсейфинга.

интеллектуальные технологии, категориально-системная методология, междисциплинарность, мировой системный кризис, номологическая база, теория динамических информационных систем

THEORY AND PRACTICE OF INTERDISCIPLINARY RESEARCHES AND DESIGNING V. I. Razumov

Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Abstract. Inter-disciplinary approach is considered as a remedy for an exit from world system crisis of the end of XX and of the beginning of XXI centuries. The approach will help to increase the activity efficiency in science, education and designing. To develop interdisciplinary approach and to give an innovative character to it new intellectual technologies is offered to develop on the background of the categorical-system methodology and the theory of dynamic information systems. The role is explained to form the culture of the interdisciplinary activity, the nomological base and the organizational and business game Insaf-ing.

Keywords

Innovations, Insafing, intellectual technologies, categorical-system methodology, interdisciplinarity, world system crisis, nomological base, dynamic information systems theory.

Информация о статье

Дата поступления 02.06.2019

Дата принятия в печать 01.07.2019

Дата онлайн-размещения 28.10.2019

Ключевые слова

Инновации, Инсейфинг,

Article info

Received 02.06.2019

Accepted 01.07.2019

Available online 28.10.2019

1. Введение

Обращение к теме междисциплинарных исследований и проектов актуализируется по мере продолжающейся и усиливающейся фрагментации наук, учебных дисциплин, профессий. Дальнейшее

развитие теоретического знания, обучения, практики остро нуждается в интеграции, которой становится всё меньше. В научной литературе понятие междисциплинарности упоминается вместе с терминами крос-дисциплинарности, многодисциплинар-

ности, трансдисциплинарности. Все эти понятия выражают разные способы взаимодействия наук, где междисциплинарность выделяется взаимодействием нескольких наук, в котором за счет их интеграции генерируется новое знание, такое, что невозможно получить в любой из отдельно взятых этих наук. Междисциплинарность как интеллектуальная установка предполагает взаимодействие специалистов разного профиля для совместного изучения, преподавания, проектирования, в ходе чего возникает интеграция разных специализаций в определениях предмета, в методологии, в постановке задач, в организации и интерпретации опытов и материалов [1-2]. Обращение к теме междисциплинарности в XXI в. обусловлено не только углубляющейся фрагментацией науки, затрудняющей в том числе и учебный процесс, но и выходом исследований на уровень практико-ориентированных проектов. Принципиально важно то, что междисциплинарность непосредственно связана с инновационной деятельностью.

2. Междисциплинарность в аспекте получения нового знания

В интересах понять парадоксальность современной научной деятельности обратимся к вопросу о природе и механизмах получения нового знания. В традиции, идущей от Сократа и Платона, познание есть анамнезис идей, что можно отнести к механизмам интуиции. У Аристотеля технология познания дополняется еще двумя компонентами: обзором уже имеющихся материалов; применением к знаниям логики как инструмента организации знаний и методики доказательства. Если представить современную познавательную технологию генерации нового знания, то ведущее место в ней занимает обзор материалов, имеющихся по исследуемому предмету. Но в настоящее время практически невозможно указать не тривиальный предмет, который бы не изучался разными науками. Здесь вполне очевидным и актуальным представляется обращение к междисциплинарности, однако следует учесть усиливающийся с конца XX и с началом XXI вв. экстенсивный характер развития науки. Рост объемов научных материалов оказывается в обратно пропорциональной зависимости с новизной их содержания. Исследователь вынужден перерабатывать огромные объемы вариаций на известную тему, а в большинстве случаев продуктом его деятельности окажется еще один достаточно тривиальный сюжет. В русле такого понимания современных исследовательских практик междисциплинарность позволяет совме-

стить несколько разных аспектов познания, позволяя проводить аналогии, находить новое.

3. Междисциплинарный подход в русле мирового системного кризиса конца XX - начала XXI вв.

Подойдем к обсуждению заявленной темы с позиций кардинальных изменений в культуре и в интеллектуальной деятельности в XXI в.

Если представить развитие культуры в виде последовательности: повседневность, искусство, религия, наука и образование, технологии и техника, то можно утверждать, что каждый из перечисленных компонентов доминировал в определенный исторический период. Доминирование в культуре и цивилизации науки и образования начинается с XVII в., но с наступлением XXI в. на смену науке и образованию приходит новый доминант - технологии и техника. Изменившееся положение дел предполагает от ученых и преподавателей понимания сложившейся кризисной ситуации. Ведущей функцией науки и образования становится трансляция результатов до уровня их воплощения в технологические решения и технические устройства. Данную установку оказывается возможным реализовать по мере того, насколько в науке и образовании отдельные ученые и преподаватели перейдут от экстенсивных к интенсивным способам реализации научной и преподавательской деятельности. В этом тексте остановимся на двух вопросах.

4. Развитие междисциплинарного подхода на базе новых интеллектуальных технологий

Мировой системный кризис, отмеченный выше, обусловлен тем, что развитие культуры и цивилизации с конца XX в. уже невозможно на основе экстенсивных подходов, а они продолжают доминировать не только в производстве, но, что более важно, в науке и в образовании. Остро актуален переход к интенсивным стратегиям развития, и начинаться это должно от науки и образования. Именно они должны выступить средой, где разрабатываются и начинают внедряться новые интеллектуальные технологии (ИнТ).

При условии понимания интеллекта как способностей мышления для обеспечения жизнедеятельности в разных ситуациях ИнТ можно определять инструментами выбора, постановки и решения задач для эффективного использования мышления. На уровне информации и знаний работа интеллекта теснейшим образом связана с операциями: 1) категоризация относительно объекта исследования (представим это процедурой выделения ключевых слов); 2) формирование категориальных схем или

определение структур для выделенных категорий (схема, граф, геометрический чертеж); 3) определение механизмов жизнедеятельности системы, начиная от процессов трансформаций и перемещений ресурсов и учитывая согласования физической системы и системы знаний (категорий); 4) развитие системы категорий на имитационном уровне в интересах более адекватного представления объекта. Для всех перечисленных операций способности интеллекта связаны с формированием гносеологически-ёмких категориальных схем, играющих роли когнитивных интерфейсов между исследователями и объектами. Итак, ИнТ уместно представлять в формате категориальных схем определенного типа. Самое широкое распространение по настоящее время получили силлогизмы, открытые Аристотелем.

К сожалению, большинство современных ИнТ работают на уровне линеаризованных знаний. Архитектуры знаний об объекте не чувствительны к их физическим архитектурам (операции 1-2), не говоря уже о соотнесениях: объекты / знания в функциональном и имитационном планах (операции 3-4). Это фатально затрудняет формирование адекватных теорий и моделей для всё большего числа объектов, особенно не наблюдаемых, с которыми сталкиваются современные наука и образование. Ярко эти моменты проявляются в подготовке инженеров. Попытки развить новые возможности интеллекта средствами вычислительной математики, усиливаемой компьютерными технологиями, не позволили продвинуться в области автоматизации рассуждений [3].

ИнТ разрабатываются нами как инновационные приемы упаковки знаний любого типа [4], реализуемые на базах категориально-системной методологии (КСМ) [5] и теории динамических информационных систем (ДИС, ТДИС) [6-8], [9].

В данной статье рассмотрим два направления в развитии междисциплинарного подхода на базе ИнТ.

Первое. Развитие ИнТ, в основу которых заложены новые форматы организации знаний, основанные на аппаратах категориальных схем, разработанных в КСМ [5], ТДИС, ДИС [6-8].

Второе. Разработка и внедрение номологиче-ской базы [10-11] как универсальной системы знаний, в которой удалось согласовать качества связности, составляющих ее более трех тысяч категорий, и открытости как способности пополнения системы новыми знаниями.

Относительно первого направления следует отметить, что основу оперирования знаниями на междисциплинарном уровне по-прежнему составляет

силлогистика Аристотеля, изложенная в виде логики Пор Рояль в XVII в. [12]. Обратим внимание на то, что эффективное развитие интеллектуальной культуры предполагает соответствие между организациями знаний и объектов познания, включая и технические устройства. К XXI в. разрыв субъективных образов объектов познания приобретает колоссальный характер [10]. Арсенал когнитивных инструментов (методы, методики, технологии) для организации знаний, которым располагает подавляющее большинство современных интеллектуалов, существенно отстает от тех объектов естественной и искусственной природы, с которыми соприкасается человечество.

Для решения данной проблемы предлагаются разработанные и используемые специалистами в разных областях науки, образования, проектирования аппараты КСМ и ДИС-технология. Указанные аппараты предусматривают относительно любого объекта формировать адекватную категориальную схему, позволяющую организовать знания об этом объекте в соответствии с поставленной задачей. Схемы уровня ДИС-технологии позволяют сочетать смысло-содер-жательный и формально-математический аспекты исследования. В идеале мы имеем дело с подходом к решению задачи объединения технологий автоматизации вычислений и рассуждений.

5. Примеры использования новых интеллектуальных технологий

В качестве элементарного примера приведем технологию построения простой категориальной схемы для любого исследования, что также используется в учебном процессе и в проектировании.

Итак, обратим внимание на то, что большинство научных исследований реализуется в ситуации «не осмысленной неполноты». Если даже предположить, что ключевые слова (категории) адекватно репрезентируют объект, окажется, что все возможные их комбинации определяются формулой n!, где n есть число ключевых слов. Естественно, для большинства случаев, даже когда ключевых слов 4, в исследовании практически никто не прорабатывает все 24 комбинации для данных категорий. Для выхода из затруднения перейдем к установке на «осознанную неполноту». 1. Возьмем набор ключевых слов, к примеру, для любой из научных публикаций.

2. Запишем их в произвольной последовательности.

3. Вообразим, что эти категории есть множество вершин для ориентированного графа. 4. Укажем цифрами актуальную для нас в данном случае последовательность обхода вершин. 5. Построим соответствующий орграф. 6. Проведем между данными вер- 143

шинами дополнительные связи. 6.1. В изображении связей (форматом, направлением стрелок) выражается их характер (прямая, обратная, сильная, слабая связи) [9].

Примечание. Каждая из выделенных на таком орграфе связей должна быть описана в качестве пояснения к этой схеме. Данная технология элементарно применяется в подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ, статей и т. д. по разным специальностям. Она очень эффективна именно при проведении и реализации междисциплинарных исследований и проектов.

Уровень проработанности аннотируемой здесь методологии в целом оказался достаточным для написания учебника [13].

По второму направлению в первую очередь отметим, что фрагментация знания катастрофически отстает от уровня его систематизации. На начало XXI в. разработано множество библиометрических и наукометрических рубрикаторов, позволяющих реа-лизовывать процессы организации знания на внешнем уровне. На уровне даже отдельно взятых фундаментальных специальностей: математика, физика, биология и др. знания систематизированы слабо, они не образуют соответствующих систем. В качестве примера обратимся к словарям и энциклопедиям, соответствующим конкретным наукам, где разделы расположены по алфавитному принципу, поскольку другие основания для систематизации отсутствуют. В такой ситуации всякое новое исследование, во-первых, усугубляет хаотичность знания в своей науке и в учебной дисциплине, во-вторых, оно, пусть в меньшей степени, усиливает общий процесс фрагментации в науке, обучении, проектировании.

В интересах наметить подход к решению обозначенной проблемы была сформирована «номоло-гическая база» [10-11]. В развитии ТДИС и ее приложений использована технология представления знаний любого вида в форме орграфов класса ДИС (категориальных схем (КС)). Методология ТДИС, установка на стратегию синтеза систем, а также привязка всех КС к базовой КС-81 - Развёртка синтеза систем [6, С. 165-169] - позволили получить полносвязную систему категорий, позволяющих осуществлять познание, обучение, проектирование с привлечением знаний любого типа (гуманитарные, математические...), т. е. на практике осуществлять междисциплинарные исследования.

Такая система категорий была названа Номоло-гической базой (НБ), поскольку она распространяет понятие закона на когнитивный уровень, т. е. приме-

нительно к знанию, познанию, рассуждениям, а не только к традиционно представляемой «физической реальности». Также и закон в русле ТДИС интерпретируется на основе информационно-полевой парадигмы [14]. НБ является открытой системой, она пополняется новыми категориями, образующимися в операциях дешифровок, мутаций, сверток [6, с. 204210; 7, с. 123-139] уже имеющихся категорий.

Структура НБ разделена на 4 уровня (0 - отдельная категория, 1 - триада, 2 - девять, 3 - двадцать семь категорий). Для НБ разработан формальный алфавит. В настоящее время НБ включает более 3000 категорий, и их список пополняется, не нарушая связность системы.

НБ позволяет интерпретировать, сформулировать всякую задачу с привлечением содержащихся в НБ категорий, что не исключает в дальнейшем появления в НБ новых категорий, привнесенных из изучаемой с помощью НБ области. Таким образом, инновационное содержание НБ реализуется во встречных направлениях: от НБ к предметной области задачи, от хода решения конкретной задачи к пополнению НБ новыми категориями. Эти действия не сложны. Упражнения с применением НБ проводятся самостоятельно студентами разных специальностей.

В практическом плане сказанное означает, что для всякой задачи отыскивается соответствие в НБ. Эти процедуры осуществляются как поиск аналогичных, присутствующих в формулировке задачи, или близких ей по смыслу категорий. Затем отыскивается ближайшая из уже имеющихся в НБ КС. Как правило, данные схемы имеют геометрическую форму девя-тивершинников, двадцатисемивершинников. В каждом отдельном случае использования НБ реализуется гомоморфное отображение знаний об объекте на адекватную данному содержанию КС класса ДИС. После интерпретации материалов инструментами КС ДИС специальные предметные знания усиливаются за счет повышения уровня систематичности, эв-ристичностью, включением данных знаний в НБ как универсальную систему знаний. В итоге и как переход познания к практике знания, преобразованные с помощью НБ, проецируются от выстроенной с их участием КС на объект. Полный, периодически пополняемый текст НБ доступен в [15].

6. Заключение

При условии отношения к междисциплинарным исследованиям как к стратегическому ресурсу для развития интеллектуальной культуры в XXI в. необходимо расширить базу для теоретических исследований феномена междисциплинарности. А это

должно сопровождаться созданием условий для практических приложений разработанных теоретически междисциплинарных методов, методик, технологий к решению практических задач. В качестве примера сошлемся на разработанную на основе ТДИС и ДИС-технологии организационно-деловую игру Инсейфинг, которая используется в решении теоретических, учебных и практических задач [16].

Таким образом, междисциплинарный подход предусматривает новый уровень развития интеллектуальной культуры. Он отличается особенностями видения и конструирования предмета, а также методами, методиками, технологиями исследования, обучения, проектирования и применением новых ИнТ [17-18].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Междисциплинарные проблемы международных отношений в глобальном контексте : моногр. / научн. Ред. : А. У. Альбеков, А. М. Старостин. Ростов н/Д. : Издполигр. Комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. 324 c.

2. Князева Е. Н. Междисциплинарные стратегии исследований. М. : Юрайт, 2019.

3. Разумов В. И., Рыженко Л. И., Сизиков В. П. Автоматизация интеллектуальной деятельности // Философия науки. 2013. № 4 (59). С. 125-135.

4. Полещенко К. Н., Разумов В. И., Сизиков В. П. Интеллектуальные технологии в ресурсном обеспечении инновационной деятельности // Инновации. 2011. № 7 (153). С. 94-97.

5. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие / вст. ст.

A. Г. Теслинова. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.

6. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 266 с.

7. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. II. Информационные основы синтеза : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 344 с.

8. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. III. Информационные основы имитации : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 628 с.

9. Разумов В. И., Сизиков В. П. Новые интеллектуальные технологии в обучении // Философия образования. 2015. № 5 (62). С. 11-24.

10. Разумов В. И., Сизиков В. П. Номологическая база как мембрана для упорядочения знаний в процессах рассуждения на уровне общества // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 136-140.

11. Разумов В. И., Сизиков В. П. Номологическая база. [Электронный ресурс] : монография / В. И. Разумов,

B. П. Сизиков. - Электрон. текстовые дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. - 1 электрон. опт. Диск (CDROM) ; 12 см.

12. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения : пер. с фр. М. : Наука, 1991. 414 с.

13. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научных исследований (в курсовых и выпускных квалификационных работах) : учебник. М. : ИНФРА-М, 2019. 210 с. (Высшее образование: Бакалавриат).

14. Разумов В. И., Сизиков В. П. К новой парадигме закона // Проблемы эволюции открытых систем. 2011. Т. 2. С. 40-59. (Математика).

15. Номологическая база. URL: http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id=421 (дата обращения: 15.04.2019).

16. Dus Yu., Razumov V., Ryzhenko L., Sizikov V. Insafing - new intellectual technology of group work // Journal Psychologie des Alltagshandelns / Psychology of Everyday Activity. Vol. 11, no. 2. P. 15-24.

17. Gorsky Yu. M., Zolin P. P., Razumov V. I., Stepanov A. M. Homeostatic models in biochemistry (on an example of metabolism of purines, pyrimidines and nucleic acids) // Knowledge Transfer: Proceedings on knowledge transfer, July 14-16, 1997, London / A. Behrooz (ed.). London : Pace, 1997. Vol. 2. P. 90-95.

18. Разумов В. И. Междисциплинарность: общий и специальный аспекты // Междисциплинарные проблемы международных отношений в глобальном контексте : моногр. / научн. Ред.: А. У. Альбеков, А. М. Старостин. Ростов н/Д. : Издполигр. Комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. С. 59-63.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Разумов В. И. Теория и практика междисциплинарных исследований и проектирования // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 3. С. 141-146. DOI: 10.25513/ 1812-3996.2019.24(3).141-146.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Head of the Deparment of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

FOR CITATIONS

Razumov V.I. Theory and practice of inter-disciplinary researches and designing. Vestnik Omskogo universi-teta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 3, pp. 141-146. DOI: 10.25513/1812-3996.2019.24(3). 141-146. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.