Научная статья на тему 'Методология междисциплинарных исследований'

Методология междисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5115
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСХОЖДЕНИЕ ПОЗНАНИЯ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЯЧЕЙКА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / СИНТЕЗ / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / УНИВЕРСИТЕТ / THE ASCENSION OF COGNITION / CATEGORICAL-SYSTEM METHODOLOGY / COGNITIVE CELL / METHODOLOGY / INTERDISCIPLINARY RESEARCHES / SCIENCE / EDUCATION / PREPARATION OF SCIENCE RESEARCHES / SYNTHESIS / THEORY OF DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разумов В.И.

В условиях перехода к новой эпохе наука и образование как важнейшая подсистема общества переживает глубокие трансформации. Требуется переход от специализации и фрагментации наук к синтезу философии, физики, математики, а для этого необходимо развитие методологии междисциплинарных исследований. Теория и практика междисциплинарных исследований разрабатывается от категориальных схем категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем, и она концентрируется в понятии интеллектуальных схемотехник. Приводятся схемы когнитивной ячейки, подготовки научных исследований, восхождения познания, а также поясняющие работу с ними примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metodology of interdisciplinary researches

In the transition to a new era, the science and education being the most im-portant subsystem of society are undergoing profound transformations. The transition from specialization and fragmentation of sciences to the synthesis of philosophy, physics and mathematics is required. For this purpose, it is necessary to develop the methodology of interdisciplinary researches. The theory and practice of interdisciplinary researches are developed from categorical schemes of categorical-system methodology, the theory of dynamic information systems, and they concentrate in the notion of intelligent circuitry. In the article the schemes of the cognitive cells, the preparations of scientific researches, the ascension of knowledge, as well as examples that explain the work with them are given.

Текст научной работы на тему «Методология междисциплинарных исследований»

УДК 167/168

DOI 10.25513/1812-3996.2017.4.53-60

МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ1 В. И. Разумов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Аннотация. В условиях перехода к новой эпохе наука и образование как важнейшая подсистема общества переживает глубокие трансформации. Требуется переход от специализации и фрагментации наук к синтезу философии, физики, математики, а для этого необходимо развитие методологии междисциплинарных исследований. Теория и практика междисциплинарных исследований разрабатывается от категориальных схем категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем, и она концентрируется в понятии интеллектуальных схемотехник. Приводятся схемы - когнитивной ячейки, подготовки научных исследований, восхождения познания, а также поясняющие работу с ними примеры.

Информация о статье

Дата поступления 11.07.2017

Дата принятия в печать 15.09.2017

Дата онлайн-размещения 15.12.2017

Ключевые слова

Восхождение познания, категориально-системная методология, когнитивная ячейка, методология, междисциплинарные исследования, наука, образование, подготовка научных исследований, синтез, теория динамических информационных систем, университет

METODOLOGY OF INTERDISCIPLINARY RESEARCHES

V. I. Razumov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 11.07.2017

Accepted 15.09.2017

Available online 15.12.2017

Keywords

The ascension of cognition, categorical-system methodology, cognitive cell, methodology,

Abstract. In the transition to a new era, the science and education being the most important subsystem of society are undergoing profound transformations. The transition from specialization and fragmentation of sciences to the synthesis of philosophy, physics and mathematics is required. For this purpose, it is necessary to develop the methodology of interdisciplinary researches. The theory and practice of interdisciplinary researches are developed from categorical schemes of categorical-system methodology, the theory of dynamic information systems, and they concentrate in the notion of intelligent circuitry. In the article the schemes of the cognitive cells, the preparations of scientific researches, the ascension of knowledge, as well as examples that explain the work with them are given.

1 Подготовлено на основе актовой лекции, прочитанной в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского 21 апреля 2017 г. -Prepared on the basis of the public lecture read in Dostoevsky State University on April 21, 2017.

- 53

interdisciplinary researches, science, education, preparation of science researches, synthesis, theory of dynamic information systems, university

1. Введение

Обращение к теме междисциплинарных исследований тесно связано с принципиально новой исторической ситуацией, которая, с одной стороны, обнаруживает выстраивание отношений нового типа между интеллектуалами и другими социальными группами, прежде всего это касается вопросов распределения ресурсов, с другой стороны, наметился принципиально новый и серьезный цивилиза-ционный вызов для науки и образования. Статус ученых и преподавателей определяется с Нового времени лидированием науки и образования в интеллектуальной культуре. Сохраняется ли это положение в XXI в.? Если выделить в истории интеллектуальной культуры тему борьбы за лидерство между религией, философией, наукой, то с середины XX в. можно констатировать: наука не только победила, но и устанавливает свое монопольное положение. В самой науке преобладают консервативные тенденции, поддерживаемые выстраиванием в учебных и исследовательских учреждениях формализованных отношений, ориентированных на получение и распределение материальных и нематериальных ресурсов. При этом творческий потенциал снижается, поскольку, чем значительнее новизна разработки, тем хуже ее представления вписываются в существующие картины мира, нарушают привычные специализации наук, и, кроме того, за признанием новых результатов должно наступить пропорциональное изменение ресурсных потоков. В таком ключе слабое развитие междисциплинарных исследований, образовательных программ, проектов свидетельствует об усиливающемся кризисе науки и образования. Намечается поиск интеллектуалами новых форм и методов для выполнения исследований.

По настоящее время методология междисциплинарных исследований не сформирована. Ряд специалистов считает, что эти функции выполняют системный анализ, синергетика. Однако, если бы это соответствовало действительности, научные исследования за сравнительно короткое время выявили бы новые предметы, технологии их изучения, области приложения для новых теоретических результатов. Здесь остановимся на знаниях, природа

которых позволяет развить методологию междисциплинарных исследований как интегральную и на новом уровне понимания реальности.

В статье обсуждаются следующие темы: наука и образование в новых координатах; понятие о междисциплинарных исследованиях и знаниях как их основе; категориальные схемы и интеллектуальные схемотехники и их применение в познании, обучении, проектировании.

2. Наука и образование в новых координатах

От истоков формирования интеллектуальной культуры рационального типа (800-200 г. до н. э.) по настоящее время доминирует предубеждение о поступательном развитии науки и образования. По данным Н. С. Розова [1], апогей их развития приходится на 60-е г. XX в., но с 80-х г. XX в. наука и образование замедляют свое развитие, наступает «осень эпистемологии».

Парадокс. Никогда на науку и образование не выделялось ресурсов столько, сколько их было направленоначиная со 2-й половины XX в. Никогда интеллектуалы не обладали такими инструментами, как ЭВМ, Интернет, связь, коммуникации. Возросло ли число фундаментальных открытий?! Как наука с конца XX и с началом XXI в. влияет на реальный сектор экономики?! Уместно заметить, что интеллектуальный дискурс начинают вполне эффективно, с применением современных коммуникационных технологий, практиковать люди, не связанные непосредственно с научно-образовательными организациями.

С 60-х годов XX в. произошел существенный рост науки и образования как подсистемы общества. Возросло число выпускников вузов, ученых, преподавателей. С конца XX в. наблюдается перепроизводство интеллектуальной продукции. В некоторых случаях, как, к примеру, в РФ в 90-е г., сфере образования и науки государством была передана функция обеспечения занятости населения. С другой стороны, при обсуждении вопросов о том, сколько интеллектуалов требуется обществу, какими показателями такое соотношение выявляется, следует учитывать успехи автоматизации, освобождающие труд по расширяющемуся спектру гражданских и воен-

ных специальностей. Сдерживать искусственно интеллектуальное развитие будет стратегической ошибкой. Но интеллектуальная деятельность, а особенно наука и образование, должны кардинально измениться.

Наметим значимые характеристики науки и образования в XXI в.

• В обществе меняется отношение к науке и к образованию - в русле усиления противопоставления элита/общество, начавшегося с распадом СССР и социалистической системы.

• Человечеству необходим переход от экстенсивных технологий развития к интенсивным. Для этого и нужна наука! А сама наука перешла на интенсивное развитие?!

• Для приобретения в обществе статуса «модератора перехода в новую эпоху» (Концептуальную, Великого Синтеза?) ученым и преподавателям требуется создавать новые методы познания, обучения, проектирования, обеспечивая выход на новые ресурсы, формируя новые научные картины мира.

• В общем ключе наука и образование должны стремиться к синтезу философии, физики, математики.

• Важнейшей задачей в решении задач такого синтеза выступает разработка методологии междисциплинарных исследований.

3. Понятие о междисциплинарных исследованиях и знаниях как их основе

Обсуждение темы междисциплинарных исследований уместно рассматривать в порядке преемства: О. Конт, К. Маркс, П. А. Флоренский, А. А. Богданов, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, И. Р. Приго-жин. В 60-80-е гг. XX в. активно обсуждаются идеи «интеграции научных исследований». В настоящее время с близкими значениями употребляются понятия исследований: кросс-дисциплинарных, междисциплинарных, многодисциплинарных, полидисциплинарных, трансдисциплинарных [2]. Междисциплинарные исследования определим результатами объединения двух и более наук с выделением общих предмета и методов категориального аппарата. Пример такого объединения - работа над синтезом философии, физики, математики.

В интересах проработки вопросов методологии междисциплинарных исследований обратимся к теме о специфике знаний, поскольку именно знания есть материя всякого исследования. В понимании знания выделим подходы: трансцендентально-аналитический (Платон, Р. Декарт, И. Кант) (1), позитивный-эмпирический (Демокрит, Ф. Бэкон, О. Конт)

(2). Более приемлемым для большинства интеллектуалов, с учетом доминирования эмпирически-ориентированных исследований, является подход (2), где знания определяют результатом познавательной деятельности.

Со 2-й половины XX в. возрастает интерес к трансцендентально-аналитическому подходу (1). Знания накапливаются, образуя всё более массивный слой между субъектом и познаваемой реальностью, и он чаще затрудняет познание нового, способствует удержанию исследований в пределах уже известного. П. Фейерабенд, в частности, отмечал то, что сделанные уже открытия препятствуют появлению новых открытий [3]. К этой мысли уместно добавить: чем значительнее открытие, тем больше оно блокирует выход за свои пределы к принципиально новым предложениям. Яркими примерами выступает логика Аристотеля, геометрия Евклида.

К. Р. Поппер делит реальность на три мира: физический, ментальный, знания [4]. Д. Дойч пишет, что «будущая история вселенной зависит от будущей истории знания» [5]. Несмотря на разные подходы к пониманию знаний и к междисциплинарным исследованиям именно знания образуют универсальную базу, на которой междисциплинарные исследования разворачиваются.

Знания играют важную роль в процессах движения информации. Знания представляют собой часть информации, для которой определена семантика, т. е. это понятая, проинтерпретированная информация. Знания есть уникальный продукт, производимый человеком в обществе. Производством знания человек выделяется среди всех живых существ, а человеческое общество среди всех социумов. Место знания в ходе движения информации можно представить в схеме, определенной в теории динамических информационных систем (ТДИС) как когнитивная ячейка (рис. 1).

Рис. 1. Схема когнитивной ячейки движения информации

4. Категориальные схемы и интеллектуальные схемотехники: применение в познании, обучении, проектировании

Сформулируем следующее представление о категориальных схемах. И. Кант формирует представление о категориях и категориальных схемах как структурах, управляющих мышлением [6]. Одна и та же схема как носитель определенных принципов и механизмов позволяет не только переносить их на изучаемые объекты, но и соотносить разные объекты посредством такой схемы. Пример. Схему на рис. 1 можно сопоставить с циклом из четырех модерниза-ционных процессов Р. Коллинза [7, с. 257-293], где соответственно выделяются: природа (демократизация), общество (секуляризация), знания (индустриализация), человек (бюрократизация). Категориальные схемы позволяют осуществлять «сшивки» знаний из разных предметных областей, что и требуется для старта междисциплинарного исследования.

Работа над изучением и разработкой новых категориальных схем, применение их в широком спектре научных исследований, учебном процессе, проектировании позволило выделить область интеллектуальные схемотехники. Мы вступили в эпоху Постгуттенберга, в мировоззрении прошел «визуальный поворот», а в познании и обучении схемами пользуются мало. Не только объекты исследований современной науки, но и окружающая человека среда не только стали сложнее, представляя собой объемные композиции, они всё слабее согласовываются со сложившейся от античности традиции к линеаризации мышления, речи, письма. Эти недостатки преимущественно восполняются игрушками типа трансформеров, лего-конструкторами и подобными изобретениями. Интеллектуальные схемотехники - это любое изображение, выполняющее познавательные, учебные, проектные функции, являющееся также носителем смысла, сцепленного с формой схемы. Этот смысл переносится на любые знания, представляемые в такой схеме.

Нами разрабатываются интеллектуальные схе-мототехники, в основания которых положены категориально-системная методология (КСМ) [8], ТДИС [9-12]. В настоящее время эти схемотехники используются в исследованиях, обучении, проектировании. Примеры:

• Первая смысловая сеть - Шр:/ДИои§И1:-ring.com.

• Методологическая школа профессора Раз-умова - http://www.razumovschool.ru.

• Страна приключений и путешествий -https://sibtract.ru.

Междисциплинарное исследование состоятельно постольку, поскольку оно проходит такой подготовительный этап, когда работа осуществляется в области, которая еще не поделена дисциплинами между собой. Эти задачи были реализованы в методологии подготовки научных исследований (см.: [13]). Таким образом, подготовка научного исследования выделяется как особая область познания и рефлексии, служащая базой для объединения ученых разных специальностей. Кроме того, освоение методологии подготовки научных исследований не только благоприятствует получению результатов в своей области, но и подготавливает универсальные исследовательские компетенции. В этом направлении подготовка профессионального ученого становится важной задачей современного университета. Сказанное имеет прямое отношение к соображениям о четырех миссиях университета, где четвертая миссия означает рассмотрение университета как регионобразующего комплекса. Данный университет должен подготавливать профессиональных ученых и креативных специалистов, способных к де-ятельностям в широком круге специальностей. Выпускник университета, реализующего четвертую миссию, отличается готовностью к междисциплинарной деятельности.

Включение в междисциплинарное исследование начинается с экспликации подготовительной стадии работы. Для этого в 1993 г. была разработана блок-схема подготовки научных исследований [10, с. 107-123; 13] (рис. 2).

Для иллюстрации работы блок-схемы (рис. 2) приведем пример ее применения для изучения семьи.

• Исследуемая сложная предметная область - семья.

• Метафизическая проекция - дологическое, дорациональное предположение о том, что семья есть структурная единица общества, обеспечивающая его гомеостаз, и организованная по преимуществу как моногамная, гетеросексуальная, иерархическая социосистема.

• Философема - проблематизирующее предположение о том, что семья есть древнейшая и наиболее устойчивая форма организации людей, способная обеспечивать важнейшие функции выживания, воспроизводства, эволюции.

• Типология изменения: семья обладает определенными типами изменений, обусловленных наличием у нее колоссального потенциала для сочетания возможностей индивидуального развития своих членов с появлением эмерджентных качеств, свойственных только семье.

Рис. 2. Блок-схема подготовки научных исследований

• Качественный анализ семьи может быть выполнен, например, с применением модели компенсационного гомеостата [8, с. 190-207], где роли регуляторов-исполнителей, соединенных перекрестными обратными связями, выполняют муж и жена, либо иного другого научного метода, позволяющего постичь сущность исследуемого объекта.

• Содержательное моделирование: осуществляется схематизация одного или нескольких аспектов семьи как объекта исследования. Например, один из аспектов - семья как организационная единица общества в истории государства. В качестве метода схематизации используется, в частности, ориентированный граф. Для перехода к построению схемы понятия, термины, образующие название выделенного аспекта, принимаются ключевыми словами, т. е. теми, что максимально репрезентативны в отношении к содержанию всего исследовательского материала. Каждому из слов присваивается номер, соответствующий исследовательскому замыслу о том, в какой последовательности и как раскрывать тему. Каждый из номеров (понятий) принимается вершиной графа, и они соединяются между собой стрелками (прямыми связями). При необходимости вершины графа соединяются обратными связями с указанием направлений перехода. Итог -содержательная модель семьи, имеющая вид ориентированного графа.

• Изучение типа в случаях, когда исследуются социологические аспекты семьи, может быть осуществлено с применением методов математической статистики. Предварительно могут быть разработаны качественные модели исследуемого типа се-

мьи, например, с применением модели компенсационного гомеостата, ориентированного графа, полученного на предыдущем этапе исследования и др.

• Содержательно-генетическая логика предназначена для логической систематизации и структуризации новых понятий, появившихся в ходе изучения предметной области и отражающих разные аспекты объекта. В исследовании семьи могут быть использованы аппараты как классической, так и неклассической логик. Например, понятия, описывающие семью, могут быть соотнесены в диаграммах Эйлера - Венна: семья, моногамия, гетеросексуаль-ность. Можно выявить все их возможные комбинации, проанализировать полученные понятия на состоятельность вообще, и в частности в применении к авторскому подходу к семье.

• Методы естествознания в изучении семьи могут способствовать выявлению связи и корреляции факторов генетической и психологической совместимости членов семьи.

• Преобразуемая сложная предметная область - сумма знаний о семье, полученная в ходе реализации этапов блок-схемы, которая полезна для дальнейшей теоретической и практической деятельности.

В методологии подготовки междисциплинарных исследований важное место занимает метод Восхождения познания [9, с. 87-99; 13]. В его основания положены следующие предпосылки.

1) Распределение знания, по которому разворачивается исследование, по трем уровням: теоретическому, эмпирическому, категориальному.

2) Введение дополнительного уровня - практического.

3) Выстраивание процесса познания от потребности к реализациям, что входит в четвертый уровень - практический.

4) Формирование познавательного алгоритма, включающего пять этапов, каждому из которых соответствуют:

(1) - проблема, формируемая на категориальном уровне взаимодействия с объектом как с чувственно-конкретным;

(2) - задачи, ставящиеся относительно опыта на эмпирическом уровне;

(3) - понятия, модели, теория, образуемые на теоретическом уровне;

(4) - классификации, систематики, упорядочивающие опыт с использованием адекватных методов;

(5) - решение проблемы на категориальном уровне, когда объект представляется уже как мысленно-конкретное.

Поясняя на примере работу метода, разовьем представления о семье в схеме Восхождения (рис. 3).

• Обратим внимание, что комплексы 1-3, в которые объединены отдельные блоки на блок-схеме «Подготовка научного исследования» (ПНИ) (рис. 2), хорошо согласуются с этапами исследования в блок-схеме «Восхождение познания» (ВП).

• Этапы 1, 5 ВП согласуются с комплексом 1 ПНИ.

• Чувственно-конкретное - основыванная на имеющемся знании, а также логико-методологиче-

ских инструментах, строится категориальная схема объекта, имеющая характер гипотезы, для обоснования которой разворачиваются последующие познавательные действия.

• Мысленно-конкретное - на базе полученных в ходе действий на этапах 1-4 ВП строится новая или уточняется сформированная на этапе 1 категориальная схема объекта. Фактически здесь формируется концептуальное ядро всей работы, где решена проблема и определен путь к практической реализации материалов.

• Этапы 2, 4 ВП соответствуют комплексу 2 ПНИ.

• Качественный анализ позволяет систематизировать опыт по принципу: один аспект - один метод, а содержательное моделирование открывает возможность для комплексного представления всего опыта в схемах типа ориентированных графов, классификациях, систематиках и т. п.

• Этапу 3 ВП соответствует комплекс 3 ПНИ. Именно на этапе 3 разворачиваются когнитивные процедуры, приближенные к практике многих научных исследований, где важное место занимает конструирование и определение понятий, составление моделей, конструирование научной теории.

• Итак, на этапах 1-5 ВП разрабатываются исходная и завершенная категориальные схемы семьи. Этапы 2-4 ВП посвящены подбору и систематизации эмпирических материалов о семье. На этапе 3 ВП разрабатываются понятия, модели, теория семьи абстрактного уровня.

ЭКЛЕКТИКА

Рис. 3. Схематическое представление метода Восхождение познания

5. Заключение

Актуализация темы методологии междисциплинарных исследований в университете XXI в. связана с постановкой задач по подготовке профессиональных ученых и креативных специалистов широкого профиля деятельности. Практическим шагом в данном направлении является установка на первоочередную нацеленность в университете на перевод научных исследований сотрудников в учебный процесс, проектирование. Решение названных задач должны поддерживать следующие мероприятия.

• Развитие в русле междисциплинарных исследований интеллектуальных схемотехник и на их основе формирование новых интеллектуальных технологий с широким применением информационных технологий [14-17].

• Практика актовых лекций ведущими учеными университета и приглашенными специалистами, а также других форм связи научно-исследовательской и учебно-методической работы.

• Выделение под новые перспективные разработки ученых - преподавателей элективных курсов, привлечение для участия и обучения в них студентов, аспирантов, молодых преподавателей.

• Тщательная подготовка и проведение общеуниверситетской конференции с периодичностью раз в 5 лет. Организация и проведение конференций, посвященных учебно-методической и научной работе, с периодичностью каждая раз в 2 года.

• Развертывание в университетах междисциплинарных семинаров, имеющих межкафедральный, межфакультетский, а желательно и межвузовский формат.

• Актуализация инновационной деятельности, для чего требуется координация научных исследований, их перенос в практику, а также на уровень применения в проектах практической направленности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Розов Н. С. «Осень» и будущая «весна» эпистемологии: перспективы номологического синтеза в социальных науках // Эпистемология и философия науки. 2007. № 2 (12). С. 91-106.

2. Крючков В. Н. Междисциплинарные модели в управленческом консультировании : монография. Новосибирск : Редакция журнала «ЭКО», 2003. 130 с.

3. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / пер. с англ. А. Л. Никифорова. М. : АСТ : Хранитель, 2007. 413 с.

4. Поппер К. Логика научного исследования : пер. с англ. / под общ. ред. В. Н. Садовского. М. : Республика, 2004. 447 с.

5. Дойч Д. Структура реальности / пер. с англ. Н. А. Зубченко. Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с.

6. Разумов В. И., Сизиков В. П. Развитие философской логики и математической философии с примером анализа категорий И. Канта // Философия: история и современность. 2004-2005 : сб. науч. тр. / Ин-т философии и права Объединенного ин-та истории, филологии и философии СО РАН ; Новосиб. гос. ун-т ; Ом. гос. ун-т. Новосибирск ; Омск, 2005. С. 14-41.

7. Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности / пер. с англ., послесл. Н. С. Розова. М. : УРСС : ЛЕНАНД, 2015. 504 с.

8. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие / вступ. ст. А. Г. Теслинова. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.

9. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 266 с.

10. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. II. Информационные основы синтеза : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 344 с.

11. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. III. Информационные основы имитации : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 628 с.

12. Разумов В. И., Сизиков В. П. Приложения информационных основ синтеза систем: ДИС-развёртки и парадигма закона [Электронный ресурс] : монография. Электрон. текстов. дан. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. № гос. регистрации 0321304636.

- 59

Herald of Omsk University 2017, no. 4 (86), pp. 53-60

13. Разумов В. И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований : дис. ... д-ра филос. наук. Новосибирск : НГУ, 1997. 304 с.

14. Разумов В. И. Автоматизация рассуждений: теоретическая база и приложения // Методология науки : материалы Всерос. науч. шк. (Омск, 6-8 сентября 2011 г.) / отв. ред. В. И. Разумов. Омск : Изд-во Ом. гос. унта, 2011. С. 34-44.

15. Разумов В. И., Сизиков В. П. Автоматизация рассуждений и понятие интеллектуальных машин // Трансфер знаний и технологий в современной России : сб. науч. тр. Омск : СибАДИ, 2013. С. 106-110.

16. Разумов В. И., РыженкоЛ. Н., Сизиков В. П. Автоматизация интеллектуальной деятельности // Философия науки. 2013. № 4 (59). С. 125-135.

17. Разумов В. И., Сизиков В. П. Автоматизация рассуждений: программирование мутаций ДИС-компью-тера уровня 2 // Сиб. филос. журн. 2016. Т. 14, № 1. С. 53-69.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Разумов В. И. Методология междисциплинарных исследований // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 4 (86). С. 53-60. DOI : 10.25513/1812-3996.2017.4.53-60.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Head of the Deparment of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

FOR CITATIONS

Razumov V.I. Metodology of interdisciplinary researches. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2017, no. 4 (86), pp. 53-60. DOI: 10.25513/1812-3996.2017.4.53-60. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.