теория и практика
малого и среднего предпринимательства
__Аннотация
В статье рассматриваются алгоритмы реализации инновационного и традиционного предпринимательства, особенности структуры знаний для реализации предпринимательской деятельности с учетом обстоятельств, влияющих на сферу малого и среднего бизнеса.
_Ключевые слова: алгоритм реализации предпринимательства, инно-
_вационное предпринимательство, традиционное предпринимательство
Завьялов Дмитрий Вадимович
канд. экон. наук, ассистент, Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, г. Москва [email protected]
Вопросам поддержки и развития предпринимательства в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. Не зависимо от того, чем обусловлен интерес к данной сфере деятельности - пониманием возможностей предпринимательства в развитии экономического потенциала страны со стороны государства, потребностями креативных, творческих людей в самореализации или острой необходимостью поддержания достойного уровня жизни при отсутствии востребованности на рынке труда - создание и развитие компании в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) реализуется посредством следующего алгоритма:
1) формулировка идеи;
2) оценка возможности коммерциализации идеи;
3) оценка технической реализуемости проекта;
4) оценка финансовой реализуемости проекта;
5) формализация идеи и ее осуществимости в виде бизнес-плана;
6) реализация предпринимательского проекта;
7) закрытие компании.
Формулировка бизнес-идеи осуществляется в диапазоне «инновационное предпринимательство» -«традиционное предпринимательство», что приводит к возникновению некоторых специфических особенностей при реализации проектов. В насто-
^российское предпринимательство,№ 6 (204)/март 2012
ящее время доля потенциальных предпринимателей в России из числа людей в возрасте от 18 до 64 лет, которые хотят стать предпринимателями, но не являются ими, не велика и составляет 2,5%, тогда как, например, в Турции этот показатель приближается к 20%, а в Израиле, Франции, Венгрии составляет порядка 14% [1]. Тем не менее, рассмотрение отдельных аспектов развития предпринимательства с точки теории и практики реализуемости предпринимательской деятельности в России чрезвычайно актуально, поскольку именно с этим сектором экономики связаны значительные перспективы развития большинства регионов страны.
Инновационное предпринимательство
Для инновационных проектов источником идей является или должна являться образовательная система, закладывающая основы знаний, умений, навыков на всех уровнях образования, а также способная выявить талантливых и трудоспособных людей, реализуя для них функции «социального лифта». В настоящее время доля бесплатного образования в России значительно сократилась, но для талантливой молодежи все еще остается возможность доступа к бесплатному образованию. Существенную роль для инновационной деятельности играет качественное образование, реализующее комплексный подход к подготовке специалистов, направленное на работу в высокотехнологичной инфраструктуре бизнеса. К сожалению, следует отметить, что в этой сфере произошли значительные потери, чему способствовали проблемы финансирования вузов, подготовки и переподготовки преподавательского состава, низкий приток высококвалифицированных специалистов-практиков, снижение как числа, так и качества научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок в большинстве вузов.
Коммерциализация инноваций - сложный процесс превращения научных идей и изобретений в новые продукты или технологии, определяется несколькими факторами. В первую очередь - это плотность связей между учеными и изобретателями с представителями бизнеса (как на уровне организаций, так и на уровне личностного взаи-
в настоящее время доля потенциальных предпринимателей в России из числа людей в возрасте от 18 до 64 лет, которые хотят стать предпринимателями, но не являются ими, не велика и составляет 2,5%...
Ш:
в большинстве
случаев для
экономически
значимых проектов
необходима
коммерциализации (бизнес-инкубаторы,
_центры передачи
_технологий и др.)
модействия). Важным моментом является наличие системы отбора инновационных проектов и условий их реализации. В большинстве случаев для экономически значимых проектов необходима инфраструктура коммерциализации (бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий и др.), обеспечивающая поддержку предпринимателей и компаний соответствующими услугами и организацией финансирования.
С точки зрения технической реализуемости инновационных проектов, важны такие факторы, как готовность государства к внедрению инноваций, стиль и сложившаяся культура взаимодействия между различными организациями и государственными институтами, задействованными в цепочке внедрения инновационного проекта, уровень зрелости компаний-потребителей инновационного продукта. Последний фактор оказывается таточно значимым в инновационных проектах, ольку не подвержен корректировке со сторо-осударства, а является результатом эволюцион-го (или революционного) развития компании. Так, в условиях, когда прибыль компании зависит лишь от доступа к природным ресурсам или рынку, инновации оказываются невостребованными и даже значительная финансовая поддержка проектов в виде грантов, венчурных фондов или иных финансовых инструментов не способна обеспечить устойчивого развития инновационного предпринимательства.
Традиционное предпринимательство
Для традиционного предпринимательства в различных областях экономики алгоритм «от идеи -к реализации бизнес-проекта» также имеет ряд специфических особенностей. Возникновение идеи создания компании и формулировка ее бизнес-целей и задач опирается, в первую очередь, на оценку реальных потребностей потенциальных покупателей на товары и услуги. Предприниматель в этом случае должен дать ответы на вопросы:
1. С какими проблемами сталкивается потенциальный покупатель?
2. Где в настоящий момент он берет аналогичный товар или услугу и какова мотивация потенциального покупателя к приобретению товар /услугу у вас?
ое предпринимательство, № 6 (204)/март 2012
3. Где находятся ваш потенциальный покупатель? Как добраться до него?
4. С какими факторами внешней среды может столкнуться ваш бизнес (правительство, динамика отрасли, инфляция и т.п.) ?
5. Каково состояние конкуренции в данном сегменте рынка?
6. Сколько времени у вас есть для выхода на рынок?
7. Как долго ваш товар или услуга будут пользоваться спросом? (Каков жизненный цикл продукта)?
На пути от ориентировочных ответов на концептуальные вопросы бизнеса до формализованного бизнес-плана предпринимателю предстоит пройти достаточно сложный путь. Ему необходимо сформулировать концепцию бизнеса и выбрать организационно-правовую форму, устанавливающую механизм функционирования компании. На этом шаге следует четко понимать не только процесс создания компании и ее развития, но и возможности по увеличинеию/сокращению числа владельцев бизнеса, продаже или закрытию компании. Для начинающего предпринимателя особое внимание следует уделять таким вопросам, как структура собственности (кто владеет бизнесом и как распределяются роли), наличие трудовых ресурсов для реализации управленческих функций или специальных технических операций. О создании и развитии бизнеса с партнерами необходимо детально договориться до запуска предпринимательского проекта, при этом целесообразно воспользоваться услугами квалифицированного юриста для уточнения разделов базового договора во избежание, например, проблем при закрытии компании. Важным моментом является и выбор источников финансирования с учетом платы предпринимателя за полученные финансовые ресурсы. В настоящее время источников финансирования достаточно много: банковские кредитные организации, венчурный капитал, программы развития. Однако выбор оптимальных финансовых инструментов (например, кредит или лизинг) для создания компании требует серьезной подготовки предпринимателя в финансовой сфере, а также кругозора в области существующих программ поддержки малого и среднего предпринимательства. По данным общероссийской общественной организации малого
...вусловиях, когда прибыль компании зависит лишь от доступа к природным ресурсам или рынку, инновации оказываются невостребованными...
и среднего бизнеса «ОПОРА России» [2], в Москве о программах поддержки предпринимательства знают 49% руководителей компаний и только 10% из числа опрошенных респондентов в них участвуют, в Ростове-на-Дону эти пропорции составляют 25% и 0% по осведомленности и участию соответственно, в Самаре - 39% и 9% и только в Уфе эти цифры обнадеживают (72% респондентов осведомлены и 22% - участвуют в каких-либо программах).
Онтология современной компании малого и среднего предпринимательства
Опыт работы в сфере малого и среднего предпринимательства позволяет сделать вывод и о низкой доступности квалифицированных кадров. Причем, по официальной статистике [1] значение этого показателя в 2 раза ниже, чем в Германии и Израиле (см. рис. 1 ниже).
Тем не менее, эта проблема существует практически во всех отраслях экономики и не решается путем высоких зарплат и социальных гарантий, а кроется в системе начального и среднего профессионального образования. При успешной деятельности компании на протяжении 2-3 лет возможна организация предпринимателем системы повышения квалификации, однако без мотивации сотрудников работой, предполагающей саморазвитие, комфортную рабочую обстановку, уважительное отношение и перспективы карьерного
Рис. 1. Показатель «Низкая квалификация рабочей силы» в оценке барьеров
для ведения бизнеса
ро
ское предпринимательство, № 6 (204)/март 2012
...в Москве
о программах
поддержки
предпринимательства знают 49%
компаний
и только 10% из
числа опрошенных респондентов
в них участвуют.
роста в сочетании с адекватным уровнем оплаты труда сохранение ценных профессиональных кадров не возможно.
Существенным моментом при организации и устойчивом развитии бизнеса является выстраивание производственных бизнес-процессов в ком- руководителей пании. В большинстве случаев компании МСП не уделяют внимания оптимизации бизнес-процессов, что неизбежно приводит к повышению издержек производства, снижению качества производимой продукции или услуг, регулярным сбоям в поставках сырья и материалов или сбыт продукции. Значительную поддержку в этом вопросе могло бы сыграть внедрение информационных систем, настроенных на определенную модель ведения бизнеса - референтную модель. Референтная модель - это модель эффективного бизнес-процесса, созданная для предприятия конкретной отрасли, внедренная на практике и предназначенная для использования при разработке/реорганизации бизнес-процессов на других предприятиях. По сути, такие модели представляют собой эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных бизнес-процессов на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру. Они включают в себя проверенные на практике процедуры и методы организации управления, что в значительной степени снижает риски предпринимателей на всех стадиях развития бизнеса. Таким образом, онтологическое поле современной компании в сегменте МСП достаточно широко и может быть представлено в виде рис. 2 (см. ниже). Анализ рис. 2. наглядно демонстрирует спектр знаний, которыми должен владеть современный предприниматель, а практика приобретается с годами.
Миссия
Концепция
Стратегия
Руководство
Финансы
Оборудование
Персонал
Цели
Задачи Процессная
Виды область
деятельности Жизненный
Политика цикл продукта
Ответственность Методы и
Методы средства
реализации
Ресурсы
Функционально^
процедурная
область
Доходы ~~
Прибыль
Инвестиции
Рис. 2. Онтология современной компании МСП
экономика предпринимательс
Литература
1. Доклад о конкурентоспособности России 2011 «Закладывая фундамент устойчивого развития» / Маргарет Држенек Хануз, Всемирный экономический форум, Алексей Праздничных, Статеджи Партнерс Группа, Евразийский институт конкурентоспособности.
2. Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010-2011 гг. // По материалам сайта Опора России.
Не стоит думать, что путь предпринимательства - не для вас
Не стоит думать, что путь предпринимательства -не для вас. Этому можно и нужно учиться. И в заключение несколько рекомендаций:
- создайте вокруг себя команду;
- двигайтесь вперед, даже когда кажется, что все потеряно: фирма живет, пока окончательно не умерла;
- энтузиазм и талант - важные составляющие успеха, но они никогда не заменят профессионализма. Ради него клиенты возвращаются вновь;
- очень легко отвлечься от основной цели и углубиться в мелочи. Всегда думайте о главном, а не о второстепенном;
- скорость выхода на рынок - залог успеха. Адаптация к рыночным изменениям - основа конкурентоспособности;
- ваш продукт должен отличаться от множества аналогичных. Он должен решать конкретную задачу потенциального клиента;
- накапливайте связи, даже если они не имеют к вашему бизнесу прямого отношения и не приносят прибыли. Они дождутся своего часа;
- руководство компании должно быть гибким. Ни один бизнес-план не выдерживает столкновения с реальной жизнью;
- изначально должна быть только железная и непоколебимая вера в успех предприятия. Все остальное приложится.
Dmitry V. Zavialov Cand. of Econ. Sci., Assistant Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Small and Medium Business: Theory and Practice Abstract he paper discusses the algorithms of innovative and traditional business methods, namely the specific configurations of knowledge for carrying out entrepreneurship with consideration of variable circumstances stipulating the areas of small and medium-scale businesses. Keywords: business algorithm, innovative entrepreneurship, traditional business
Elfi
россиг йское предпринимательство, № 6 (204)/март 2012